дело № 2-39/2019
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
пгт. Карымское
Карымского р-на
Забайкальского края 28 января 2019 года
Карымский районный суд Забайкальского края в составе председательствующего судьи Огурцовой О.В.,
с участием прокурора – помощника прокурора Карымского района Забайкальского края (далее – прокурор) Садовникова И.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарём Рукиной Т.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании с использованием системы видеоконференц-связи гражданское дело по иску Давыдова А.В. (далее – Давыдов А.В.) к федеральному казённому учреждению «Исправительная колония № 2 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Забайкальскому краю» (далее – ФКУ ИК-2 УФСИН России по Забайкальскому краю), Управлению Федеральной службы исполнения наказаний по Забайкальскому краю (далее – УФСИН России по Забайкальскому краю), медицинской части № 2 федерального казённого учреждения здравоохранения «Медико-санитарная часть № 75 Федеральной службы исполнения наказаний» (далее – МЧ-2 ФКУЗ МСЧ-75 ФСИН России), федеральному казённому учреждению здравоохранения «Медико-санитарная часть № 75 Федеральной службы исполнения наказаний» (далее – ФКУЗ МСЧ-75 ФСИН России), Федеральной службе исполнения наказаний (далее – ФСИН России) о взыскании компенсации морального вреда,
установил:
Давыдов А.В. обратился в Карымский районный суд Забайкальского края с указанным иском к ФКУ ИК-2 УФСИН России по Забайкальскому краю, УФСИН России по Забайкальскому краю, ФСИН России, ссылаясь на следующие обстоятельства. С 23.09.2017 Давыдов А.В., являющийся инвалидом третьей группы, отбывает наказание в ФКУ ИК-2 УФСИН России по Забайкальскому краю, с 27.10.2017 содержится в строгих условиях, в частности, содержался в камерах № № и № № отряда строгих условий отбывания наказания. При этом условия его содержания не являются надлежащими, поскольку они не приспособлены для инвалидов. Так, площадь камер не позволяет ему беспрепятственно передвигаться на костылях, санитарный узел не оборудован поручнями и отдельным сидением, в душевых камерах отсутствуют поручни и места для сидения во время помывки, пол покрыт скользким кафелем и не оборудован резиновыми ковриками, прогулочные дворики не имеют ровной поверхности, в одном из двориков отсутствует лавочка, в связи с чем Давыдов А.В. часто падает, не может встать, что вынуждает его постоянно прибегать к посторонней помощи.
Определением от 26.11.2018 к участию в деле в качестве соответчиков привлечены МЧ-2 ФКУЗ МСЧ-75 ФСИН России, ФКУЗ МСЧ-75 ФСИН России, в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне ответчика (далее – третье лицо) – Министерство финансов Российской Федерации, для дачи заключения по делу – прокурор Карымского района Забайкальского края.
В судебном заседании истец Давыдов А.В. заявленные исковые требования поддержал.
Ответчик – ФКУ ИК-2 УФСИН России по Забайкальскому краю в судебное заседание, будучи надлежащим образом извещённым о его дате, времени и месте, своего представителя не направил, о причинах неявки своего представителя не сообщил, об отложении слушания не просил, напротив, представитель указанного лица, участвующего в деле, - Лескова А.О. направила в адрес суда ходатайство о рассмотрении гражданского дела в своё отсутствие.
Ответчики – УФСИН России по Забайкальскому краю, ФСИН России в судебное заседание, будучи надлежащим образом извещёнными о его дате, времени и месте, своих представителей не направили, о причинах неявки своих представителей не сообщили, об отложении слушания не просили, напротив, представитель указанных лиц, участвующих в деле, - Шарапов С.В. направил в адрес суда ходатайство о рассмотрении гражданского дела в своё отсутствие.
Ответчики - МЧ-2 ФКУЗ МСЧ-75 ФСИН России, ФКУЗ МСЧ-75 ФСИН России в судебное заседание, будучи надлежащим образом извещёнными о его дате, времени и месте, своих представителей не направили, о причинах неявки своих представителей не сообщили, об отложении слушания или о рассмотрении гражданского дела в отсутствие своих представителей не просили.
Третье лицо – Министерство финансов Российской Федерации и его территориальный представитель – Управление Федерального казначейства по Забайкальскому краю в судебное заседание, будучи надлежащим образом извещёнными о его дате, времени и месте, своих представителей не направили, о причинах неявки своих представителей не сообщили, об отложении слушания не просили, напротив, представитель указанного лица, участвующего в деле, - Горковенко Е.Н. направила в адрес суда ходатайство о рассмотрении гражданского дела в своё отсутствие.
Руководствуясь частями 3 и 5 статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ), суд рассмотрел гражданское дело в отсутствие представителей ответчиков – ФКУ ИК-2 УФСИН России по Забайкальскому краю, УФСИН России по Забайкальскому краю, МЧ-2 ФКУЗ МСЧ-75 ФСИН России, ФКУЗ МСЧ-75 ФСИН России, ФСИН России, представителя третьего лица – Министерства финансов Российской Федерации и его территориального представителя – Управления Федерального казначейства по Забайкальскому краю.
Заслушав объяснения лица, участвующего в деле, показания свидетеля, заключение прокурора, изучив материалы гражданского дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со статьёй 53 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на возмещение государством вреда, причинённого незаконными действиями (или бездействием) органов государственной власти или их должностных лиц.
Согласно положениям статьи 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) вред, причинённый гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит возмещению. Вред возмещается за счёт соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.
В силу статьи 151 ГК РФ, если гражданину причинён моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.
При определении размеров компенсации морального вреда суд принимает во внимание степень вины нарушителя и иные заслуживающие внимания обстоятельства. Суд должен также учитывать степень физических и нравственных страданий, связанных с индивидуальными особенностями гражданина, которому причинён вред.
При этом, как следует из положений части 1 статьи 12 ГПК РФ, правосудие по гражданским делам осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон.
В соответствии с частью 1 статьи 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Как установлено в судебном заседании, Давыдов А.В. осуждён приговором <данные изъяты> суда <данные изъяты> от 26.05.2017 (с учётом изменений, внесённых апелляционным определением <данные изъяты> Суда <данные изъяты> от 24.08.2017) по <данные изъяты> Уголовного кодекса Российской Федерации (далее – УК РФ), с применением <данные изъяты> УК РФ, к 8 (восьми) годам 8 (восьми) месяцам лишения свободы с отбыванием наказания в исправительной колонии особого режима, прибыл в ФКУ ИК-2 УФСИН России по Забайкальскому краю 23.09.2017, содержится в строгих условиях отбывания наказания с 27.10.2017.
Обращаясь в суд с иском о взыскании компенсации морального вреда, причинённого в результате ненадлежащих условий его содержания, истец Давыдов А.В. указал на неприспособленность условий содержания для него как для инвалида третьей группы и необеспеченность его необходимыми средствами, однако доказательств в подтверждение нарушения его прав, свобод и законных интересов в указанной части ответчиком – ФКУ ИК-2 УФСИН России по Забайкальскому краю, вопреки положениям части 1 статьи 12, части 1 статьи 56 ГПК РФ, суду не представил.
В соответствии со статьёй 2 Конституции Российской Федерации, человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства.
Согласно частям 1 и 2 статьи 10 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации (далее – УИК РФ) Российская Федерация уважает и охраняет права, свободы и законные интересы осуждённых, обеспечивает законность применения средств их исправления, их правовую защиту и личную безопасность при исполнении наказаний.
При исполнении наказаний осуждённым гарантируются права и свободы граждан Российской Федерации с изъятиями и ограничениями, установленными уголовным, уголовно-исполнительным и иным законодательством Российской Федерации.
Наряду с изложенным, в силу правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, применение к лицу, совершившему преступление, наказания в виде лишения свободы, имея целью защиту интересов государства, общества и его членов, предполагает изменение привычного уклада жизни осуждённого, его отношений с окружающими и оказание на него определённого морально-психологического воздействия, чем затрагиваются его права и свободы как гражданина и изменяется его статус как личности; в любом случае лицо, совершающее умышленное преступление, должно предполагать, что в результате оно может быть лишено свободы и ограничено в правах и свободах, то есть такое лицо сознательно обрекает себя и своих близких на определённые ограничения (Определения от 16.02.2006 № 63-О, от 20.03.2008 № 162-О-О и от 23.03.2010 № 369-О-О).
Таким образом, само по себе законное содержание Давыдова А.В. в местах лишения свободы не свидетельствует о причинении ему морального вреда.
Из представленной суду ФКУ ИК-2 УФСИН России по Забайкальскому краю справки от 14.12.2018 и фотографий следует соответствие камер отряда строгих условий отбывания наказания, душевой и прогулочных дворов установленным требованиям, при этом, как следует из буквального толкования части 6 статьи 99 УИК РФ, улучшенные жилищно-бытовые условия создаются осуждённым, являющимся инвалидами, только при наличии у них инвалидности первой или второй группы.
Вместе с тем, в соответствии со справкой серии <данные изъяты> № №, выданной федеральным казённым учреждением «Главное бюро медико-социальной экспертизы по Республике Бурятия» Минтруда России (далее – ФКУ ГБ МСЭ по РБ) 25.10.2012, 01.11.2012 Давыдову А.В. повторно установлена третья группа инвалидности, бессрочно, по общему заболеванию, что не предполагает, в силу приведённых положений, обязанность администрации исправительного учреждения по созданию для него особых условий содержания.
Кроме того, согласно статье 10 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон от 24.11.1995 № 181-ФЗ) государство гарантирует инвалидам проведение реабилитационных мероприятий, получение технических средств и услуг, предусмотренных федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду за счёт средств федерального бюджета.
Федеральный перечень реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, утверждается Правительством Российской Федерации.
В силу статьи 11 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ под индивидуальной программой реабилитации или абилитации инвалида понимается комплекс оптимальных для инвалида реабилитационных мероприятий, включающий в себя отдельные виды, формы, объёмы, сроки и порядок реализации медицинских, профессиональных и других реабилитационных мер, направленных на восстановление, компенсацию нарушенных функций организма, формирование, восстановление, компенсацию способностей инвалида к выполнению определённых видов деятельности.
Индивидуальная программа реабилитации или абилитации инвалида является обязательной для исполнения соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также организациями независимо от организационно-правовых форм и форм собственности.
Индивидуальная программа реабилитации или абилитации инвалида содержит как реабилитационные мероприятия, технические средства реабилитации и услуги, предоставляемые инвалиду с освобождением от платы в соответствии с федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, так и реабилитационные мероприятия, технические средства реабилитации и услуги, в оплате которых принимают участие сам инвалид либо другие лица или организации независимо от организационно-правовых форм и форм собственности.
Индивидуальная программа реабилитации или абилитации имеет для инвалида рекомендательный характер, он вправе отказаться от того или иного вида, формы и объёма реабилитационных мероприятий, а также от реализации программы в целом.
Инвалид вправе самостоятельно решить вопрос об обеспечении себя конкретным техническим средством реабилитации или видом реабилитации, включая кресла-коляски, протезно-ортопедические изделия, печатные издания со специальным шрифтом, звукоусиливающую аппаратуру, сигнализаторы, видеоматериалы с субтитрами или сурдопереводом, другими аналогичными средствами.
Отказ инвалида (или лица, представляющего его интересы) от индивидуальной программы реабилитации или абилитации в целом или от реализации отдельных её частей освобождает соответствующие органы государственной власти, органы местного самоуправления, а также организации независимо от организационно-правовых форм и форм собственности от ответственности за её исполнение и не даёт инвалиду права на получение компенсации в размере стоимости реабилитационных мероприятий, предоставляемых бесплатно.
Федеральные учреждения медико-социальной экспертизы направляют выписки из индивидуальной программы реабилитации или абилитации инвалида в соответствующие органы исполнительной власти, органы местного самоуправления, организации независимо от их организационно-правовых форм, на которые возложено проведение мероприятий, предусмотренных индивидуальной программой реабилитации или абилитации инвалида.
Как следует из статьи 11.1 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ, к техническим средствам реабилитации инвалидов относятся устройства, содержащие технические решения, в том числе специальные, используемые для компенсации или устранения стойких ограничений жизнедеятельности инвалида.
Решение об обеспечении инвалидов техническими средствами реабилитации принимается при установлении медицинских показаний и противопоказаний.
Медицинские показания и противопоказания устанавливаются на основе оценки стойких расстройств функций организма, обусловленных заболеваниями, последствиями травм и дефектами.
По медицинским показаниям и противопоказаниям устанавливается необходимость предоставления инвалиду технических средств реабилитации, которые обеспечивают компенсацию или устранение стойких ограничений жизнедеятельности инвалида.
В соответствии с Перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, утверждённым Распоряжением Правительства Российской Федерации от 30.12.2005 № 2347-р, костыли и ортопедическая обувь являются техническими средствами реабилитации.
Согласно части 7 статьи 101 УИК РФ порядок обеспечения условий для проведения реабилитационных мероприятий, пользования техническими средствами реабилитации и услугами, предусмотренными индивидуальной программой реабилитации или абилитации инвалида в отношении осуждённых, являющихся инвалидами и находящихся в исправительных учреждениях, определяется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере исполнения уголовных наказаний, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социальной защиты населения.
Указанный порядок утверждён Приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 22.09.2015 № 222 (далее – Приказ Минюста России от 22.09.2015 № 222).
В силу пункта 2 Приказа Минюста России от 22.09.2015 № 222 условия для проведения реабилитационных мероприятий, пользования техническими средствами реабилитации и услугами, предусмотренными индивидуальной программой реабилитации или абилитации инвалида в отношении осуждённых, являющихся инвалидами и находящихся в исправительных учреждениях, обеспечиваются администрацией исправительного учреждения.
Одновременно, как следует из пункта 194 Правил внутреннего распорядка исправительных учреждений, утверждённых Приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 16.12.2016 № 295, администрация исправительного учреждения обеспечивает осуждённых-инвалидов в соответствии с индивидуальной программой реабилитации необходимым объёмом реабилитационных мероприятий, предоставляет возможность пользования техническими средствами реабилитации.
Из буквального толкования приведённых норм в их совокупности следует, что на администрацию исправительного учреждения возлагается обязанность обеспечить осуждённого-инвалида необходимым объёмом реабилитационных мероприятий, предоставить возможность пользования техническими средствами реабилитации в рамках индивидуальной программы реабилитации.
Вместе с тем, таковая, как следует из сообщения ФКУ ИК-2 УФСИН России по Забайкальскому краю от 11.12.2018, и подтверждено в судебном заседании самим истцом Давыдовым А.В., администрации исправительного учреждения осуждённым Давыдовым А.В. передана не была, таковая, по собственному признанию последнего, была получена им самостоятельно во время пребывания его на свободе.
В свою очередь, в соответствии с протоколом освидетельствования № №, составленным Филиалом – бюро № 4 ФГУ ГБ МСЭ по РБ 24.10.2012 – 25.10.2012, Давыдову А.В. в рамках медицинской реабилитации показаны не только костыли подмышечные, но и протез бедра, кресло-коляска комнатная и прогулочная, что снизило бы трудности пребывания осуждённого Давыдова А.В. в местах лишения свободы.
Наряду с изложенным, администрацией исправительного учреждения предприняты меры к выдаче дубликата индивидуальной программы реабилитации инвалида с предварительным направлением на медико-социальную экспертизу, что следует из сообщения ФКУЗ МСЧ-75 ФСИН России от 09.11.2018 и сообщения ФКУ ИК-2 УФСИН России по Забайкальскому краю от 11.12.2018, что свидетельствует о защите администрацией исправительного учреждения прав осуждённого-инвалида.
При таких обстоятельствах, принимая во внимание отсутствие доказательств, свидетельствующих о нарушении ответчиком – ФКУ ИК-2 УФСИН России по Забайкальскому краю прав, свобод и законных интересов истца Давыдова А.В. в заявленной им части, удовлетворению заявленные исковые требования не подлежат.
Учитывая изложенное, руководствуясь статьями 194 – 199 ГПК РФ, суд
решил:
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░.░. ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ «░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ № 2 ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░», ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ № 2 ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ «░░░░░░-░░░░░░░░░░ ░░░░░ № 75 ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░», ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ «░░░░░░-░░░░░░░░░░ ░░░░░ № 75 ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░», ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░
░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ 28.01.2019.