УИД 61RS0022-01-2020-011240-30
№ 2а-456/2021
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
13.04.2021 года г. Таганрог
Таганрогский городской суд Ростовской области в составе председательствующего судьи Семеняченко А.В., при секретаре судебного заседания Латышевой В.Ю.,
с участием представителя административного истца адвоката Кирьянова А.В. по ордеру,
административного истца Высоцкого Д.Ю.,
представителей административных ответчиков начальника ФКУ СИЗО-2 ГУФСИН России по Ростовской области, ФКУ СИЗО-2 ГУФСИН России по Ростовской области, ФСИН России Каминской И.А., Джабраиловой Л.А. по доверенности,
представителя административных ответчиков начальника ГУ МВД России по Ростовской области, ГУ МВД России по Ростовской области, МВД России Усиковой Е.В. по доверенности,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Высоцкого Дениса Юрьевича к начальнику ФКУ СИЗО-2 ГУФСИН России по Ростовской области, ФКУ СИЗО-2 ГУФСИН России по Ростовской области, ФСИН России, начальнику ГУ МВД России по Ростовской области, ГУ МВД России по Ростовской области, МВД России, Управлению Федерального Казначейства по Ростовской области, Министерству финансов РФ, об оспаривании действий, бездействий, о присуждении компенсации,
УСТАНОВИЛ:
Высоцкий Д.Ю. в административном иске с учетом уточнений указал, что приговором от 11.11.2019 года Таганрогского городского суда Ростовской области он был осужден к лишению свободы. Высоцкий Д.Ю., содержался в ФКУ СИЗО-2 ГУФСИН России по РО в период с 25.11.2018 по 26.06.2019 года, затем освобожден из учреждения и передан УИИ г. Таганрога для содержания под домашним арестом. Как указывает административный истец, условия содержания его в камерах являлись бесчеловечными и жестокими, в нарушение ст. 3 Конвенции о защите прав человека и основных свобод, ст. 23 Федерального закона от 15.07.1995 года №103-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» в части обеспечения прав лиц, содержащихся в следственном изоляторе, на норму санитарной площади в размере 4 кв. м на человека. Как указывает Высоцкий Д.Ю., в ходе процедуры этапирования в суд он подвергался бесчеловечному и унижающему человеческое достоинство обращению, в нарушение ст. 3 Конвенции о защите прав человека и основных свобод, что препятствовало подготовке и эффективному участию подсудимого в судебных заседаниях. Административный истец ссылается на то, что условия перевозки были крайне изнуряющие и тяжелые, как в моральном, так и в физическом плане. По мнению административного истца, он имеет право на присуждение денежной компенсации, которую он определил в справедливом размере 1080000 рублей. Ссылаясь на положения ст. 227.1 КАС РФ административный истец с учетом уточнений просит суд признать незаконными бездействия начальника ФКУ СИЗО-2 ГУФСИН России по Ростовской области, выразившиеся в уклонении от организации необходимых условий содержания под стражей административного истца; признать незаконными действия начальника ГУ МВД России по Ростовской области, выразившиеся в ненадлежащей организации перевозок 26.11.2018 года административного истца из ИВС УМВД России по г. Таганрогу в Таганрогский городской суд Ростовской области и обратно в нарушение ст. 3 Конвенции о защите прав человека и основных свобод; присудить ему компенсацию за нарушение установленных законодательством РФ, международными договорами РФ условий содержания под стражей в размере 1080000 рублей.
В судебном заседании административный истец и его представитель настаивали на удовлетворении своих требований.
В судебном заседании представители административных ответчиков возражали удовлетворению иска, полагая, что права административных истцов не нарушены, просили применить срок, предусмотренный ч.1 ст. 219 КАС РФ.
В судебном заседании административный ответчик начальник ГУ МВД России по Ростовской области, представители ГУ МВД России по Ростовской области, Управления Федерального Казначейства по Ростовской области, МВД России, ФСИН России не участвовали, о дате, времени и месте его проведения извещались, представили письменные возражения относительно административного иска.
В судебном заседании свидетели <данные изъяты> допрошенные путем использования видеоконференц-связи, показали, что они содержались под стражей в СИЗО-2 в 2108 году вместе с Высоцким Д.Ю., камеры были постоянно переполнены, количество людей превышало количество спальных мест, освещения не хватало, спали поочередно, неогороженный ничем унитаз находился в помещении для приема пищи и сна.
Изучив материалы дела, выслушав участников судебного разбирательства, суд полагает, что требования административного искового заявления не подлежат удовлетворению по следующим мотивам:
Частью 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации допускается возможность ограничения федеральным законом прав человека и гражданина как средство защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Порядок и условия содержания под стражей, гарантии прав и законных интересов лиц, которые в соответствии с Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации задержаны по подозрению в совершении преступления, а также лиц, подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, в отношении которых в соответствии с Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации избрана мера пресечения в виде заключения под стражу, регулируются Федеральным законом от 15.07.1995 №103-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» (далее - Федеральный закона № 103-ФЗ) и Правилами внутреннего распорядка следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы, утвержденных Приказом Минюста России от 14.10.2005 № 189 (далее – ПВР СИЗО).
Правовой статус подозреваемых и обвиняемых определяется ст. 6 Федерального закона № 103-ФЗ, в соответствии с которой подозреваемые и обвиняемые пользуются правами и свободами и несут обязанности, установленные для граждан Российской Федерации, с ограничениями, предусмотренными данным законом и иными федеральными законам.
Согласно ст. 4 Федерального закона № 103-ФЗ содержание под стражей осуществляется в соответствии с принципами законности, справедливости, презумпции невиновности, равенства всех граждан перед законом, гуманизма, уважения человеческого достоинства, в соответствии с Конституцией Российской Федерации, принципами и нормами международного права, а также международными договорами Российской Федерации и не должно сопровождаться пытками, иными действиями, имеющими целью причинение физических или нравственных страданий подозреваемым и обвиняемым в совершении преступлений, содержащимся под стражей.
В соответствии со ст. 7 Федерального закона № 103-ФЗ местами содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых являются: изоляторы временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел; следственные изоляторы уголовно-исполнительной системы.
Подозреваемые и обвиняемые содержатся в общих или одиночных камерах в соответствии с требованиями раздельного размещения, предусмотренными ст. 33 Федерального закона № 103-ФЗ
Согласно ст. 33 Федерального закона № 103-ФЗ размещение подозреваемых и обвиняемых в камерах производится с учетом их личности и психологической совместимости. При размещении подозреваемых и обвиняемых, а также осужденных в камерах обязательно соблюдение установленных настоящей статьей требований.
Как установлено судом, приговором от 11.11.2019 года Таганрогского городского суда Ростовской области Высоцкий Денис Юрьевич был осужден к лишению свободы. Высоцкий Д.Ю., содержался в ФКУ СИЗО-2 ГУФСИН России по РО в период с 25.11.2018 по 26.06.2019 – освобожден из учреждения и передан УИИ г. Таганрога для содержание под домашним арестом. 22.02.2020 года убыл из ФКУ СИЗО-2 ГУФСИН России по РО в распоряжение УФСИН России по Саратовской области.
Согласно ст. 23 Федерального закона № 103-ФЗ норма санитарной площади в камере на одного человека устанавливается в размере четырех квадратных метров. Указанная норма санитарной площади на одного человека в период содержания заявителей соблюдалась.
В своих письменных возражениях представитель административного ответчика ФКУ СИЗО -2 указал на следующие обстоятельства:
В соответствии со ст. 4 ФЗ №103 содержание под стражей осуществляется в соответствии с принципами законности, справедливости, презумпции невиновности, равенства всех граждан перед законом.
В силу ст. 15 ФЗ №103 в местах содержания под стражей устанавливается режим, обеспечивающий соблюдение прав подозреваемых, обвиняемых, исполнение ими своих обязанностей, их изоляцию, а также выполнение задач, предусмотренных УПК РФ. Обеспечение режима возлагается на администрацию, а также на сотрудников мест содержания под стражей.
Во исполнение ст. 16 ФЗ №103 Министерство юстиции РФ 14.10.2005 приказом №189 утвердило Правила внутреннего распорядка следственных изоляторов УИС.
В целях обеспечения условий содержания лиц, заключенных под стражу в соответствии с ФЗ №103 и обязательствами, принятыми РФ при вступлении в Совет Европы, приказом Министерства юстиции РФ от 28.05.2001 N 161-дсп утверждены Нормы проектирования следственных изоляторов и тюрем Министерства юстиции РФ (СП 15-01 Минюста России).
Оборудованы камеры в соответствии с требованиями ст. 23 ФЗ №103, п.п. 40-42 раздела V Приказа Минюста России от 14.10.2005 N 189 «Об утверждении Правил внутреннего распорядка следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы», Приказа Министерства юстиции РФ от 28.05.2001 N 161-дсп «Об утверждении норм проектирования следственных изоляторов и тюрем уголовно исполнительной системы» (далее – свод Правил «Нормы проектирования следственных изоляторов и тюрем Минюста России»).
Согласно п. 8.57 свода Правил «Нормы проектирования следственных изоляторов и тюрем Минюста России» в камерах учреждения имелись: кровати, стол и скамейка с числом посадочных мест по количеству мест в камере из расчета периметра столов и длины, скамеек по 04, погонных метра на одного человека, шкаф для продуктов (навесной), вешалка для верхней одежды, полка для туалетных принадлежностей, зеркало, вмонтированное в стену камеры, подставка под бачок для питьевой воды, бачок для питьевой воды, урна для мусора, светильники рабочего и дежурного освещения, таз для гигиенических целей и стирки одежды.
Санитарный узел в камерах оборудован в соответствии с п. 8.66 свода Правил «Нормы проектирования следственных изоляторов и тюрем Минюста России», расположен в углу камер с исправной системой слива, отделенный от жилой части камеры перегородкой и дверью, открывающейся наружу, что позволяет приватно справлять естественные нужды. Умывальник с кранами холодной и горячей воды расположен за пределами санитарного узла. Камеры оборудованы центральной канализацией. Санитарно-технические приборы, системы водоотведения и теплоснабжения находятся и находились в исправном состоянии.
Освещение в камерах сочетанное искусственное + естественное. Препятствий для естественного освещения (жалюзи, металлических листов, досок) не имеется. Окна оборудованы противопобеговыми решетками. Оконные переплеты в камерах выполнены согласно п. 8.64 свода Правил «Нормы проектирования следственных изоляторов и тюрем Минюста России», а именно являются створными и оборудованы для вентиляции форточками, через которые имеется возможность проветривания камер путем открывания форточек. Металлические решетки, преграждающие доступ к окну с обеих сторон, являются средством охраны. При этом наличие данных решеток не нарушает прав административных истцов на естественное освещение.
В соответствии с п. 14.30 Приказа N 161-дсп в камерах предусмотрены светильники рабочего и дежурного освещения. Для дежурного освещения предусмотрены патроны с лампами накаливания, устанавливаемые в нишах над дверью, для рабочего освещения установлены светильники. Освещение камер соответствует нормам. Как следует из п. 14.30 Норм проектирования следственных изоляторов и тюрем Министрества юстиции РФ (СП 15-01 Минюста России), утвержденных приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 28.05.2001 № 161-дсп освещенность камер, карцеров должна соответствовать 100 лк – для люминесцентных ламп и 50 лк – для ламп накаливания.
В соответствии с таблицей 8.1. приложения №8 Наставления по оборудованию инженерно-техническими средствами охраны и надзора объектов УИС, утвержденного приказом Минюста России от 04.09.2006 № 279, следует, что минимальные допустимые значения освещенности дежурного освещения в камере не регламентированы, обеспечиваются проектными решениями.
Пунктом 7.8.2. «СП 52.13330.2016. Свод правил. Естественное и искусственное освещение. Актуализированная редакция СНиП 23-05-95*» область применения, значения освещенности, равномерность и требования к качеству для дежурного освещения не нормируются.
Согласно п. 19.1 Правил проектирования СИЗО УИС – здания СИЗО оборудованы хозяйственно – питьевым и противопожарным водопроводом. Холодная вода, подаваемая МУП «Управление «Водоканал» г. Таганрога нагревается посредством стального водогрейного котла «НИИСТУ-5», работающего на твердом топливе и находящегося на балансе ФКУ СИЗО-2 ГУФСИН России по РО. При отсутствии в камере водонагревательных приборов либо горячей водопроводной воды горячая вода для стирки и гигиенических целей и кипяченая вода для питья выдается ежедневно в установленное время с учетом потребности, что регламентировано п. 43 ПВР СИЗО, утвержденных приказом Минюста России от 14.10.2005 №189. Перебои с подачей водоснабжения, в том числе и ГВС возможны, в случаях аварии на инженерных сетях МУП «Управление «Водоканал» г. Таганрога по независящим от учреждения причинам, что подтверждается справкой главного энергетика ОКБ, И и ХО ФКУ СИЗО-2 ГУФСИН России по РО. Жалоб от административного истца на подачу или ограничения в выдаче воды не подавалось.
Канализация и водостоки спроектированы согласно требованиям СП 30.13330, СП 32.13330, СП 118.13330. Система водоотведения учреждения находится в работоспособном состоянии. Оплата за водоотведение осуществляется в МУП «Управление «Водоканал» г. Таганрога, в соответствии с выставляемыми ежемесячно счетами, на основании заключенных ежегодных государственных контрактов. В период нахождения административного истца в ФКУ СИЗО-2 ГУФСИН России по РО все санузлы находились и находятся в исправном состоянии. Уборку камер режимных корпусов производит дежурный по камере, в соответствии с требованиями приказа МЮ РФ от 14.10.2005 №189.
Согласно п. 2 Приложения № 1 к ПВР СИЗО дежурный по камере обязан: - расписываться в Журнале назначения дежурных по камерам об ознакомлении с обязанностями дежурного по камере; - при входе в камеру сотрудников СИЗО докладывать о количестве подозреваемых и обвиняемых, находящихся в камере; - следить за сохранностью камерного инвентаря, оборудования и другого имущества; - получать для лиц, содержащихся в камере, посуду и сдавать ее; - подметать и мыть пол в камере, производить уборку камерного санузла, прогулочного двора по окончании прогулки; - мыть бачок для питьевой воды; - присутствовать при досмотре личных вещей в камере в отсутствие их владельцев.
В СИЗО-2 в углу камер, где содержался административный истец, расположены санитарные узлы с исправной системой слива, отгороженные кирпичной перегородкой. Унитазы находится в уединенном месте, отделены дверью, что позволяет при необходимости приватно справлять естественные нужды. Высота стен перегородок, которыми изолированы санитарные узлы, составляют не менее 2 м. Санитарные узлы расположены на расстоянии не менее 1,5 м от стола.
Возле перегородки санузла расположены раковины с кранами холодной и горячей воды в исправном состоянии.
Теплоснабжение в ФКУ СИЗО-2 ГУФСИН России по РО осуществлялось и осуществляется централизованно. Перебоев в поставке топлива не имелось. Системы отопления находились и находятся в исправном состоянии, постоянно обслуживаются, что подтверждается Свидетельствами о готовности к работе в отопительный период (2018-2020г.г.)
Система приточно-вытяжной вентиляции в режимных корпусах смонтирована в соответствии с требованиями п. 14.14. Приказа Минюста РФ от 28.05.2001 №161 – дсп в рамках государственного контракта от 18.10.2012 №187 с ФГУ «Строительным управлением № 23 ФСИН России». Все камеры оснащены вентиляционным оборудованием. Функционирует система принудительной вентиляции воздуха в камерах и естественная вентиляция – сквозная ниша над камерной дверью, вентиляционные каналы открывающиеся оконные форточки, которые в полном объеме обеспечивают проветривание камеры. Приточно-вытяжная система находилась и находится в рабочем состоянии. Административный истец не был ограничен в возможности открывать форточку по необходимости.
Часть 5 ст. 23 Федерального закона от 15.07.1995 N 103-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» предусматривает норму санитарной площади на одного человека не менее 4 квадратных метров. Данная норма закона в отношении истца не была нарушена.
Основанием для приема в следственный изолятор подозреваемых или обвиняемых является судебное постановление об избрании в качестве меры пресечения заключения под стражу, вынесенное в порядке, установленном УПК РФ. Прием подозреваемых и обвиняемых в следственный изолятор производится круглосуточно.
Администрация следственного изолятора не вправе отказать в приеме данных лиц, даже в случае если при приеме последних будет иметь место нарушение санитарной нормы. Но в отношении именно административного истца санитарная норма нарушена не была.
Количество заключенных в камерах в период содержания истца соответствовало количеству спальных мест, перенаселенность в указанных камерах отсутствовала, норма санитарной площади не нарушалась.
Согласно ст. 17 Закона N 103-ФЗ "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений" подозреваемые и обвиняемые имеют право в том числе обращаться с предложениями, заявлениями и жалобами, в том числе в суд, по вопросу о законности и обоснованности их содержания под стражей и нарушения их законных прав и интересов.
В силу п. 91 Правил внутреннего распорядка представители администрации ежедневно обходят камеры и принимают от подозреваемых и обвиняемых предложения, заявления и жалобы как в письменном, так в устном виде. Все поступившие предложения, заявления и жалобы регистрируются в соответствующем Журнале учета.
Из справки начальника канцелярии следует, что в период содержания административного истца препятствий у последнего обращаться с заявлениями, жалобами не имелось. Жалоб и заявлений о нарушении нормы санитарной площади в камере на одного человека адрес администрации СИЗО-2, и на условия содержания от административного истца, как в устной так и в письменной форме не поступало. При этом ограничения прав административного истца на обращения с заявлениями, жалобами им не представлено.
В своих письменных возражениях представитель административного ответчика ГУ МВД России по Ростовской области указал на следующие обстоятельства:
Содержание подозреваемых и обвиняемых регламентировано Федеральным законом от 15.07.1995 № 103-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений», а их конвоирование, в том числе и перевозка спецавтотранспортом, регламентирована Наставлением по служебной деятельности изоляторов временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел, подразделений охраны и конвоирования, подозреваемых и обвиняемых, утвержденного Приказом МВД России от 7 марта 2006 г. N 140дсп (Далее Наставление).
В соответствии с пунктом 307 Наставления подозреваемых и обвиняемых в зале судебного заседания размещают за защитным заграждением на скамьях в порядке определяемым председательствующим в судебном заседании. Конвоиры на постах располагаются с правой и левой стороны от защитного заграждения. Конвоир, находящийся со стороны входа подозреваемых и обвиняемых за защитное заграждение, службу на посту несет стоя. Доставка подозреваемых и обвиняемых в необорудованные защитными заграждениями залы судебных заседаний запрещена.
В соответствии с пунктом 308 Наставления конвоир в зале судебного заседания осуществляет постоянный контроль за поведением подозреваемых и обвиняемых, запрещает им вставать с места без разрешения председательствующего, разговаривать между собой и вступать в контакты с гражданами, принимать и передавать друг другу и посторонним лицам письма, записки, вещи и иные предметы.
В перерывах и по окончании судебного заседания с разрешения председательствующего допускаются беседы подозреваемых и обвиняемых с защитниками. Охрана при этом не снимается.
Соответственно сотрудниками охранно-конвойной службы нарушений действующего законодательства допущено не было.
Кроме того, в соответствии с Наставлением подозреваемых и обвиняемых размещают по камерам специального автомобиля с соблюдением требований их внутренней изоляции, указанных в отдельных справках в личных делах конвоируемых или определенных при постановке задачи на конвоирование командиром подразделения охраны и конвоирования (начальником органа внутренних дел, ИВС), специальный автомобиль предназначен для перевозки только сидящих подозреваемых и обвиняемых и должен быть исправен. Перед посадкой подозреваемых и обвиняемых в специальный автомобиль начальник (старший) конвоя проверяет его техническую готовность и укрепленность.
Доставка специального контингента в Таганрогский городской суд <адрес> осуществляется на специальных автомобилях <данные изъяты>
Спецавтомобиль предназначен для перевозки только сидящих людей, оборудованы системой отопления, вентиляцией, освещением. Сиденья должны иметь следующие размеры: длина сидений (лавок) в общих камерах должна определяться из расчета 450 мм на одно посадочное место; ширина сиденья в одиночной камере - не менее 420 мм, высота сидений - от 400 до 500 мм, глубина сидений - не менее 350 мм. Планировка спецкузова с различными сочетаниями общих и одиночных камер и пассажировместимость определяются одобрением типа транспортного средства, выдаваемым органами по сертификации.
Доводы истца о том, что размеры камер спецавтомобилей и спецвагонов не соответствуют нормам международного права, несостоятельны, поскольку отсутствует какой-либо нормативный правовой акт, имеющий большую юридическую силу, который бы устанавливал иные размеры камер в указанном спецтранспорте.
Ежедневно перед выездом на маршрут конвоирования специального контингента как руководством ИВС, так и ответственными от руководства Отдела МВД осуществлялись проверки работоспособности средств освещения камер, отопителя и принудительной вентиляции кузова специального автомобиля, при этом каких либо замечаний не поступало.
При конвоировании Высоцкого Д.Ю. жалоб на условия перевозки в специальном автомобиле, а также на сотрудников о нарушении его прав при конвоировании не поступало.
Таким образом, представленные материалы позволяют сделать вывод, что сотрудники ИВС, при конвоировании истца, действовали согласно требований нормативных правовых документов МВД России по линии организации деятельности конвойной службы, при этом нарушений не допускали.
Давая оценку показаниям допрошенных в судебных заседаниях свидетелей, суд полагает, что они не могут являться основанием для удовлетворения требований административных истцов, поскольку очевидно носят субъективный характер, основанный на личном восприятии обстановки.
Из анализа положений статьи 226 КАС РФ следует, что признание действий (бездействий) административного ответчика незаконными возможно лишь при наличии совокупности условий: нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; соблюдены ли сроки обращения в суд; соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
Наличия совокупности таких условий при разрешении административного искового заявления судом не установлено. Административный истец не предоставил суду никаких доказательств, подтверждающих нарушение его прав в период содержания в ФКУ СИЗО-2 ГУФСИН России по Ростовской области. За период содержания административного истца в ФКУ СИЗО-2 ГУФСИН России по Ростовской области его права не нарушались: - так, бытовые условия, отвечали требованиям гигиены, санитарии и пожарной безопасности, лечебно-профилактическая и санитарно-эпидемиологическая работа проводилась в соответствии с законодательством об охране здоровья граждан. В отношении истца не был нарушен абзац 5 ст. 23 Федерального закона N 103-ФЗ "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений".
В Постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года N 47 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при рассмотрении административных дел, связанных с нарушением условий содержания лиц, находящихся в местах принудительного содержания" разъяснено, что под условиями содержания лишенных свободы лиц следует понимать условия, в которых с учетом установленной законом совокупности требований и ограничений реализуются закрепленные Конституцией Российской Федерации, общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами Российской Федерации, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации права и обязанности указанных лиц, в том числе право на доступ к правосудию (статья 46 Конституции Российской Федерации (пункт 2), а проверяя соблюдение предусмотренного частью 1 статьи 219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации трехмесячного срока для обращения в суд, судам необходимо исходить из того, что нарушение условий содержания лишенных свободы лиц может носить длящийся характер, следовательно, административное исковое заявление о признании незаконными бездействия органа или учреждения, должностного лица, связанного с нарушением условий содержания лишенных свободы лиц, может быть подано в течение всего срока, в рамках которого у органа или учреждения, должностного лица сохраняется обязанность совершить определенное действие, а также в течение трех месяцев после прекращения такой обязанности (пункт 12).
Как следует из административного иска, о наличии оспариваемых действий, бездействий административному истцу было известно еще в 2018 году. Статья 227.1 КАС РФ введена Федеральным законом от 27.12.2019 N 494-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" и начала действовать с 27.01.2020 года. Иными способами защиты своих прав и интересов административный истец ранее не обращался в суд. Истец обратился в суд с административным исковым заявлением 18.11.2020 года, каких-либо уважительных причин, препятствовавших своевременно обратиться в сроки, предусмотренные ч. 1 ст. 219 КАС РФ, административный истец в своем исковом заявлении не приводит.
При этом согласно части 11 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации обязанность доказывания соблюдения срока обращения в суд возлагается на лицо, обратившееся в суд.
Учитывая установленное и руководствуясь вышеприведенными нормами закона, судья приходит к выводу о пропуске Высоцким Д.Ю. срока на обращение в суд и отсутствии уважительных причин его пропуска, что является самостоятельным и достаточным основанием для отказа в удовлетворении требований (ч. 8 ст. 219 КАС РФ).
Принимая во внимание изложенное, руководствуясь главой 22, ст. 175-180 КАС РФ, ст. 227.1 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░-2 ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░ ░░░░-2 ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░ ░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░ ░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░ ░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░, ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░, ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░.
░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 23.04.2021 ░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░.░.