11RS0003-01-2020-001025-49 Дело № 2-691/2020
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Интинский городской суд Республики Коми
в составе председательствующего судьи Махневой Л.В.
при секретаре Записной Н.Н.
с участием истца Козяева А.А. (посредством видеоконференцсвязи с ФКУ «Исправительная колония № 19»)),
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Инта РК 09 сентября 2020 года гражданское дело по иску Козяева А. А. к ОМВД России по г. Инте, Министерству внутренних дел РФ, Министерству финансов РФ о взыскании компенсации морального вреда,
УСТАНОВИЛ:
Козяев А.А. обратился в суд с иском к ОМВД России по г. Инте, Министерству финансов РФ о взыскании компенсации морального вреда в размере 200 000 рублей. В обоснование требований указал, что 22.09.2019 был взят под стражу и помещен в ИВС ОМВД гор. Инты. В дальнейшем его этапировали в СИЗО – 3 г. Воркуты и обратно. За весь период его содержания под стражей в камерах №№ 1,2,3,4,5 ИВС ОМВД г. Инты на протяжении всего времени нарушались права истца, который содержался под стражей в бесчеловеческих условиях, а именно имелись нарушения санитарно-эпидемиологических и гигиенических требований при его содержании: 1. Отсутствие оконных проемов в камерах и отсутствие естественного дневного света. 2. Содержание более двух человек в одной камере площадью не более 10 кв.м, что нарушает установленную законом норму в размере не менее 4 кв.м на одного человека. 3. Отсутствие естественного проветривания и неисправна искусственная вентиляция, в связи с чем в камерах сырость, духота, неприятный запах. 4. Присутствие грызунов в камерах (мышей). 5. Отсутствие табуретов и скамеек по лимиту мест в камере (пищу приходилось принимать стоя). 6. Отсутствует нормальный стол для приема пищи. Имеющийся стол имеет столешницу 40 х 40 см, чего явно не хватает для одновременного приема пищи лицам, находящимся в камере, при том, что посуда с едой выдавалась на короткое время. 7. Отсутствие нормальных санитарно-бытовых условий в камерах, постоянная сырость и недостаток кислорода. 8. Неисправны сливные бачки в туалете, что влечет зловоние в камерах. Отсутствует канализационный гидрозатвор, препятствующий распространению неприятных запахов из сточных труб в камерах. 9. Дезинфицирующие средства в камеру не выдают. 10. Санузел представляет собой неизолированное помещении, а ограничение из металлического листа вокруг унитаза из-за чего вся камера напоминает один большой туалет. 11. Напольное покрытие состоит из прогнивших досок. 12. Постоянно работающее радио (в дневное время) без возможности регулировки его громкости. 13. Отсутствие отопительных приборов, из-за чего в камерах очень холодно, а также отсутствует возможность стирки и сушки белья. 14. Раздача пищи по камерам осуществлялась до января 2019 года сотрудниками ИВС не имеющих мед. книжек, в форменной одежде ОМВД с непокрытой головой, а не в специальных головных уборах и халатах. 15. Неоднократно содержался в камерах с подозреваемыми и обвиняемыми в убийствах и причинении тяжкого вреда здоровью, особо опасными рецидивистами. 16. По прибытию в ИВС г. Инты из СИЗО – 3 г. Воркуты ему не предоставлялось право на непрерывный 8-ми часовой нормальный сон. 17. Прогулка в ИВС г. Инты осуществляется не в прогулочном дворике, а в клетке, поделенной пополам, напоминающей вольер для собак.
Определением Интинского городского суда Республики Коми от 10.07.2020 к участию в деле в качестве соответчика привлечено Министерство внутренних дел РФ.
В судебном заседании истец повторил доводы искового заявления.
Дело рассмотрено в отсутствие иных лиц, участвующих в деле, уведомленных о времени и месте рассмотрения дела.
Рассмотрение дела было назначено судом на 07.09.2020, резервная дата 09.09.2020. В связи с тем, что по техническим причинам установить видеоконференцсвязь с истцом 07.09.2020 не удалось, дело рассмотрено 09.09.2020.
Ответчик ОМВД России по г. Инте представил письменный отзыв, в котором требования не признал.
Ответчик Министерство финансов РФ в лице Управления Федерального казначейства представило в суд письменный отзыв, в котором исковые требования не признало. Указало, что доказательств незаконных действий (бездействия) должностных лиц администрации ИВС ОМВД России по г. Инте в отношении истца, его личных неимущественных прав либо нематериальных благ, наступления неблагоприятных последствий в иске не содержится. Какие-либо недостатки коммунально-бытовых условий содержания сами по себе не могут являться безусловным основанием для взыскания компенсации морального вреда.
МВД России в лице МВД по Республике Коми представило письменный отзыв, в котором требования не признало в полном объеме, указало, что в ИВС ОМВД России по г. Инте действительно нет окон в связи с конструкцией здания. Переустройство старого здания по техническим условиям не представляется возможным. В соответствии с п. 45 Правил внутреннего трудового распорядка изоляторов временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел, утверждённых приказом МВД РФ от 22 ноября 2005 года № 950 (далее - Правила внутреннего распорядка ИВС) камеры ИВС оборудуются светильниками дневного и ночного освещения закрытого типа. В соответствии с п. 45 Правил внутреннего распорядка ИВС, камеры ИВС оборудуются столом и скамейками по лимиту мест в камере. В соответствии с указанным пунктом Правил внутреннего распорядка ИВС, камеры ИВС оборудуются санузлом с соблюдением необходимых требований приватности, которые имеются в наличии и соответствуют установленным требованиям. Согласно п.1 Правил подозреваемые и обвиняемые, содержащиеся под стражей в ИВС, обязаны проводить уборку камер и других помещений, мытье посуды в порядке очередности, установленной администрацией ИВС. Соответственно уборка камер возложена на подозреваемых и обвиняемых. В соответствии с санитарно-эпидемиологическими правилами СП 3.5.3.1129-02 "Санитарно-эпидемиологические требования к проведению дератизации", мероприятия по уничтожению синантропных грызунов проводится по эпидемиологическим и санитарно-гигиеническим показаниям, т.е. при обнаружении в помещениях в помещениях мышей (крыс). В ИВС на постоянной основе проводятся профилактические мероприятия, такие как дератизация, дезинфекция и дезинсекционные работы, кроме этого ставятся ловушки для грызунов (мышей). Согласно п. 130 Правил подозреваемые и обвиняемые пользуются ежедневной прогулкой продолжительностью не менее одного часа, несовершеннолетние – не менее двух часов, а водворенные в карцер – один час. Продолжительность прогулки устанавливается администрацией ИВС с учетом распорядка дня, погоды, наполнения учреждения и других обстоятельств. Прогулка проводится на территории прогулочных дворов. За период нахождения в ИВС истец неоднократно выводился на прогулки. Пунктами 94 и 95 Правил внутреннего распорядка ИВС определено, что при ежедневном обходе камер представители администрации ИВС принимают от подозреваемых и обвиняемых предложения, заявления и жалобы как в письменном так и устном виде. Предложения, заявления и жалобы, принятые в устной письменной форме, записываются в соответствующий журнал регистрации докладываются лицу, ответственному за их разрешение. Норма питания для подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, находящихся в ИВС, утверждена Постановлением Правительства РФ от 11.04.2005 № 205. В норму включены в определённых количествах хлеб, крупы, макаронные изделия, растительное масло, молоко, мясо, рыба, овощи, сушенные фрукты и другие продукты питания. Трехразовое комплексное питание для лиц, содержащихся в ИВС, обеспечивается ООО "Пицца", осуществляющее приготовление пищи и раскладку ее в термосы. Пища раздается работниками ООО "Пицца", имеющими санитарные книжки, в условиях санитарии. Истец был обеспечен трехразовым питанием по установленным нормам. Жалоб на качество и температуру пищи администрации ИВС от истца не поступало. В связи с чем доводы истца о предоставлении ему питания, качество которого не соответствует требованиям закона являются не обоснованными. Положенные средства личной гигиены (мыло, туалетная бумага, зубная паста и т.д.) истцу выдавали. Подозреваемым и обвиняемым в соответствии со ст. 23 Федерального закона от 15 июля 1995 года № 103-ФЗ бесплатно выдаются туалетная бумага, а также по их просьбе в случае отсутствия на лицевых счетах необходимых средств индивидуальные средства гигиены (мыло, зубная щётка, зубная паста (зубной порошок). В соответствии с п. 44 Правил внутреннего распорядка ИВС для общего пользования камеры в соответствии с установленными нормами и в расчёте на количество содержащихся в них лиц выдаются: хозяйственное мыло, бумага для гигиенических целей. Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 апреля 2005 года № 205 утверждена минимальная норма материально-бытового обеспечения подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, находящихся в изоляторах временного содержания. В частности, на одного мужчину в месяц положено: хозяйственное мыло - 200 гр., туалетное мыло - 50 гр., зубная паста -30 гр., а также 1 зубная щётка на 6 месяцев. Согласно ст. 56 ГПК РФ, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается на основании своих требований или возражений. В период содержания в ИВС истец каких-либо жалоб на условия содержания не заявлял, доказательств обращения с заявлениями либо жалобами на условия содержания в суд не представил. Доказательств незаконных действий (бездействия) должностных лиц администрации ИВС ОМВД России по г. Инте в отношении истца, его личных неимущественных либо нематериальных благ, наступления неблагоприятных последствий в иске не содержится. Какие-либо недостатки коммунально-бытовых условий содержания сами по себе не могут являться безусловным основанием для взыскания компенсации морального вреда. Истцом не представлено доказательств того, что нахождение его в камерах ИВС в стесненных бытовых условиях превышают неизбежный уровень суровости, присущий содержанию под стражей для целей применения ст. 3 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод.
Выслушав истца, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Судом установлено, что истец содержался в ИВС ОМВД России по г. Инте в период времени с 22.09.2019 по 16.05.2020: с 22.09.2019 по 26.09.2019 (камера № 5 - один), с 17.10.2019 по 24.10.2019 (с 18 по 22.10.2019 камера № 2 - 2 человека, камера № 2 - 1 человек). С 15.11.2019 по 26.11.2019 (с 15.11.2019 камера № 7 - один, с 16.11.2019 по 26.11.2019 камера № 2 - 2 человека), с 18.12.2019 по 22.12.2019 (камера № 7 - один), с 06.01.2020 по 11.01.2020 (камера № 4 - 2 человека), с 18.01.2020 по 23.01.2020 (камера № 4 - 2 человека), с 04.02.2020 по 14.02.2020 (с 04.02.2020 камера № 4 - 2 человека, с 09.02.2020 камера № 4 - один, с 10.02.2020 (16.02.2020 камера № 2 - 2 человека, с 17.02.2020 камера № 2 - один, с 18.02.2020 по 21.02.2020 камера № 4 - 2 человека), с 04.04.2020 по 09.04.2020 (с 04.04.2020 по 07.04.2020 камера № 3 - 2 человека, с 08.04.2020 по 09.04.2020 камера № 5 - один), с 29.04.2020 по 04.05.2020 (с 29.04.2020 по 30.04.2020 камера № 3 - 2 человека, с 01.05.2020 по 02.05.2020 камера № 4 - 2 человека, с 03.05.2020 по 04.05.2020 камера № 3 - 2 человека), с 11.05.2020 по 16.05.2020 (камера № 2 - один).
Площадь камер в которых содержался истец: общая площадь камеры № 2- 9,7 кв.м (без учета умывальника и санузла – 8,7 кв.м), общая площадь камеры № 3- 9,7 кв.м (без учета умывальника и санузла – 8,7 кв.м), общая площадь камеры № 4- 9,7 кв.м (без учета умывальника и санузла – 8,7 кв.м), общая площадь камеры № 5- 6,0 кв.м (без учета умывальника и санузла – 5,0 кв.м), общая площадь камеры № 7- 9,8 кв.м (без учета умывальника и санузла – 8,8 кв.м).
Таким образом, истец ни разу не содержался с нарушением нормы площади камеры на одного человека не менее 4 кв.м. Норма площади всегда соблюдалась.
Порядок и условия содержания лиц под стражей в изоляторах временного содержания регулируется Федеральным законом от 15.07.1995 № 103-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений».
В соответствии со ст. 4 указанного Федерального закона содержание под стражей осуществляется в соответствии с принципами законности, справедливости, презумпции невиновности, равенства всех граждан перед законом, гуманизма, уважения человеческого достоинства, в соответствии с Конституцией Российской Федерации, принципами и нормами международного права, а также международными договорами Российской Федерации и не должно сопровождаться пытками, иными действиями, имеющими целью причинение физических или нравственных страданий подозреваемым и обвиняемым в совершении преступлений, содержащимся под стражей.
Местами содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых являются, в том числе изоляторы временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел (ст. 7)
Согласно 16 Федерального закона от 15.07.1995 № 103-ФЗ в целях обеспечения режима в местах содержания под стражей федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере исполнения уголовных наказаний, федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел, федеральным органом исполнительной власти в области обеспечения безопасности, федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию в области обороны, по согласованию с Генеральным прокурором Российской Федерации утверждаются Правила внутреннего распорядка в местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений.
Статьей 17 указанного Федерального закона установлено, что подозреваемые и обвиняемые имеют право получать бесплатное питание, материально-бытовое и медико-санитарное обеспечение, в том числе в период участия их в следственных действиях и судебных заседаниях.
Согласно ст. 22 указанного Федерального закона подозреваемые и обвиняемые обеспечиваются бесплатным питанием, достаточным для поддержания здоровья и сил по нормам, определяемым Правительством Российской Федерации. Подозреваемым и обвиняемым предоставляется право приобретать по безналичному расчету продукты питания, предметы первой необходимости, а также другие промышленные товары.
В соответствии со ст. 23 Федерального закона № 103-ФЗ подозреваемым и обвиняемым создаются бытовые условия, отвечающие требованиям гигиены, санитарии и пожарной безопасности. Подозреваемым и обвиняемым предоставляется индивидуальное спальное место. Подозреваемым и обвиняемым бесплатно выдаются постельные принадлежности, посуда и столовые приборы, туалетная бумага, а также по их просьбе в случае отсутствия на их лицевых счетах необходимых средств индивидуальные средства гигиены (как минимум мыло, зубная щетка, зубная паста (зубной порошок), одноразовая бритва (для мужчин), средства личной гигиены (для женщин). Норма санитарной площади в камере на одного человека устанавливается в размере четырех квадратных метров.
Статьей 36 указанного Федерального закона установлена обязанность подозреваемых и обвиняемых проводить уборку камер и других помещений в порядке очередности.
Приказ МВД России от 22.11.2005 № 950 утверждены Правила внутреннего распорядка изоляторов временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел.
В соответствии с пунктом 42 указанных Правил подозреваемые и обвиняемые, содержащиеся в ИВС, обеспечиваются ежедневно бесплатным трехразовым горячим питанием по нормам, определяемым Правительством Российской Федерации.
Пунктом 43 Правил установлено, что подозреваемые и обвиняемые обеспечиваются для индивидуального пользования: спальным местом; постельными принадлежностями: матрацем, подушкой, одеялом; постельным бельем: двумя простынями, наволочкой; полотенцем; столовой посудой и столовыми приборами на время приема пищи: миской, кружкой, ложкой.
Согласно пункту 44 Правил для общего пользования в камеры в соответствии с установленными нормами и в расчете на количество содержащихся в них лиц выдаются: мыло хозяйственное; бумага для гигиенических целей.
Пунктом 45 Правил установлено, что камеры ИВС оборудуются: индивидуальными нарами или кроватями; столом и скамейками по лимиту мест в камере; шкафом для хранения индивидуальных принадлежностей и продуктов; санитарным узлом с соблюдением необходимых требований приватности; краном с водопроводной водой; вешалкой для верхней одежды; полкой для туалетных принадлежностей; приточной и/или вытяжной вентиляцией.
Вступившим в законную силу решением Интинского городского суда РК от 03.09.2012 по делу № 2-1058/2012 установлено, что в камерах ИВС ОМВД России по г. Инте отсутствуют окна, в связи с чем отсутствует естественное освещение и естественная вентиляция. Указанным решением ОМВД России по г. Инте обязан обеспечить естественное освещение камер ИВС в срок до 01.10.2013. Фактически указанное решение до настоящего момента не исполнено, что ответчиками не отрицается.
Также ответчиками не отрицается, что в каждой камере имеется только один стул (скамейка) в связи с отсутствием из-за маленькой площади камер возможности разместить большее количество стульев (по числу содержащихся лиц).
Размер стола, который должен находиться в камерах, нормативными актами не установлен.
Актом проверки системы вентиляции ИВС ОМВД России по г. Инте от 08.10.2019 подтверждается, что вентиляция работает исправно, тяга воздуха осуществляется через специальное вентиляционное отверстие.
Актом санитарно-эпидемиологического состояния ОМВД России по г. Инте от 12.07.2018 подтверждается, что уровень освещения в камерах ИВС соответствует установленным требованиям.
Журналом регистрации дезинфекции (дезинсекции) подтверждается, что санитарная обработка камер, душевых, иных помещений ИВС, постельных принадлежностей, посуды производилась систематически
Таким образом, суд находит установленным, что в период содержания истца в ИВС ОМВД России по г. Инте имели место следующие нарушения его прав: отсутствие естественного освещения и естественного проветривания; отсутствие окон, отсутствие скамеек по количеству содержащихся лиц.
Наличие других нарушений, на которые ссылается истец, является недоказанным. Либо истцом не доказано, что перечисленные им нарушения привели к каким-либо негативным последствиям для истца. Сам по себе факт каких-либо нарушений не свидетельствует автоматически о причинении физических и нравственных страданий. Истцом доказательств причинения ему физических и нравственных страданий не представлено.
В период содержания в ИВС истец жалоб в связи с условиями содержания в ИВС не предъявлял. Единственная жалоба была подана истцом в прокуратуру г. Инты 21.11.2019 на то, что овсяной каше были насекомые.
В соответствии со ст. 4 указанного Федерального закона содержание под стражей осуществляется в соответствии с принципами законности, справедливости, презумпции невиновности, равенства всех граждан перед законом, гуманизма, уважения человеческого достоинства, в соответствии с Конституцией Российской Федерации, принципами и нормами международного права, а также международными договорами Российской Федерации и не должно сопровождаться пытками, иными действиями, имеющими целью причинение физических или нравственных страданий подозреваемым и обвиняемым в совершении преступлений, содержащимся под стражей.
Местами содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых являются, в том числе изоляторы временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел (ст. 7)
Согласно 16 Федерального закона от 15.07.1995 № 103-ФЗ в целях обеспечения режима в местах содержания под стражей федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере исполнения уголовных наказаний, федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел, федеральным органом исполнительной власти в области обеспечения безопасности, федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию в области обороны, по согласованию с Генеральным прокурором Российской Федерации утверждаются Правила внутреннего распорядка в местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений.
В соответствии со ст. 151 Гражданского кодекса РФ если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда. При определении размеров компенсации морального вреда суд принимает во внимание степень вины нарушителя и иные заслуживающие внимания обстоятельства. Суд должен также учитывать степень физических и нравственных страданий, связанных с индивидуальными особенностями гражданина, которому причинен вред.
Основания возмещения морального вреда устанавливаются по общим правилам, установленным главой 59 Гражданского кодекса РФ.
В соответствии со ст. 1069 Гражданского кодекса РФ вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит возмещению. Вред возмещается за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.
Согласно ст. 1071 Гражданского кодекса РФ в случаях, когда в соответствии с настоящим Кодексом или другими законами причиненный вред подлежит возмещению за счет казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования, от имени казны выступают соответствующие финансовые органы, если в соответствии с пунктом 3 статьи 125 настоящего Кодекса эта обязанность не возложена на другой орган, юридическое лицо или гражданина.
В соответствии со ст. 9 Федерального закона 15.07.1995 № 103-ФЗ изоляторы временного содержания органов внутренних дел являются подразделениями полиции и финансируются за счет средств федерального бюджета по смете федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел.
Пунктом 3 ст. 125 Гражданского кодекса РФ установлено, что в случаях и в порядке, предусмотренных федеральными законами, указами Президента РФ и постановлениями Правительства РФ, нормативными актами субъектов РФ и муниципальных образований, по их специальному поручению от их имени могут выступать государственные органы, органы местного самоуправления, а также юридические лица и граждане.
Согласно части 3 ст. 158 Бюджетного кодекса РФ главный распорядитель средств федерального бюджета, бюджета субъекта РФ, бюджета муниципального образования выступает в суде соответственно от имени РФ, субъекта РФ, муниципального образования в качестве представителя ответчика по искам к РФ, субъекту РФ, муниципальному образованию о возмещении вреда, причиненного физическому лицу или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, по ведомственной принадлежности, в том числе в результате издания актов органов государственной власти, органов местного самоуправления, не соответствующих закону или иному правовому акту.
С учетом характера заявленных требований надлежащим ответчиком по данному делу является Министерство внутренних дел РФ.
Учитывая характер допущенных нарушений, установленных данным решением суда, степень вины ответчиков, с учетом количества дней, проведенных истцом в ИВС, суд полагает необходимым взыскать в пользу истца компенсацию морального вреда в размере 800 руб. В остальной части суд находит заявленные требования необоснованно завышенными.
Руководствуясь ст. 194 – 198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Взыскать с Российской Федерации в лице Министерства внутренних дел Российской Федерации за счет казны Российской Федерации в пользу Козяева А. А. компенсацию морального вреда в размере 800 руб.
Отказать в удовлетворении исковых требований Козяеву А. А. к отделу Министерства внутренних дел Российской Федерации по г. Инте, Министерству финансов РФ о взыскании компенсации морального вреда.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Верховный суд Республики Коми через Интинский городской суд Республики Коми в течение месяца со дня его вынесения в окончательной форме.
Решение в окончательной форме изготовлено 21.09.2020.
Судья Л.В. Махнева