Решение по делу № 2а-2345/2021 от 13.08.2021

                                                                                                       Дело

                                                                                                                                УИД 91RS0-61

    РЕШЕНИЕ

ИФИО1

28 сентября 2021 года                                                                         <адрес>

Центральный районный суд <адрес> Республики Крым в составе: председательствующего - судьи Гордиенко О.А., при секретаре ФИО6,

с участием представителя административного ответчика – ФИО7,

рассмотрев в открытом судебном заседании при ведении аудиопротоколирования административное дело по административному иску ФИО2 к Государственному комитету по государственной регистрации и кадастру Республики Крым, государственному регистратору Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым ФИО3, заинтересованное лицо - Администрация Николаевского сельского поселения <адрес> Республики Крым, о признании действий незаконными, возложении обязанности совершить определенные действия,

УСТАНОВИЛ:

ФИО2 обратилась в Центральный районный суд <адрес> Республики Крым с вышеуказанным административным иском, в котором просит признать действия Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым по отказу в рассмотрении заявления о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав по делу №MFC-0683/2021-115156-1 по заявлению ФИО2, оформленного в виде уведомления, незаконными; обязать Государственный комитет по государственной регистрации и кадастру Республики Крым осуществить государственную регистрацию прав аренды земельного участка КН 90:12:030101:166, расположенного по адресу: <адрес>, пгт. Николаевка, <адрес>, возникших у административного истца по договору аренды земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ.

Заявленные административным истцом требования мотивированы тем, что ДД.ММ.ГГГГ между Администрацией Николаевского сельского поселения <адрес> Республики Крым (арендодатель) и ФИО2 (арендатор) заключен договор аренды земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, пгт. Николаевка, <адрес>, кадастровый . С целью регистрации прав на вышеуказанный земельный участок административный истец обратился в Государственный комитет по государственной регистрации и кадастру Республики Крым с соответствующим заявлением, предоставив все необходимые документы, в том числе квитанцию на сумму 2000 рублей в счет уплаты государственной пошлины. Однако административным ответчиком вручено уведомление о возврате документов без рассмотрения в связи с отсутствием документа, подтверждающего уплату государственной пошлины. Ввиду того, что государственная пошлина была уплачена, предоставлен оригинал квитанции, административный истец полагает отказ административного ответчика в осуществлении государственной регистрации прав формальным, незаконным, нарушающим материальные права административного истца.

Административный истец, надлежащим образом извещенный о дате, времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание, состоявшееся ДД.ММ.ГГГГ, не явился, о причинах неявки суд не уведомил, ходатайств об отложении судебного разбирательства перед судом заявлено не было.

Представитель административного ответчика Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым ФИО7, не признав административный иск, просила отказать в его удовлетворении в полном объеме. Позиция представителя административного ответчика мотивирована тем, что в документе об уплате государственной пошлины за регистрацию прав была допущена ошибка в фамилии заявителя, в связи с чем сумма государственной пошлины не была отображена в Государственной информационной системе о государственных и муниципальных платежах.

Административный соответчик государственный регистратор ФИО3 в судебное заседание не явилась, извещена надлежащим образом.

Заинтересованное лицо Администрация Николаевского сельского поселения <адрес> Республики Крым, привлеченная к участию в административном деле на основании определения суда от ДД.ММ.ГГГГ, явку полномочного представителя в судебное заседание не обеспечила, извещена надлежащим образом, ходатайств об отложении судебного разбирательства заявлено не было, причины неявки суду не известны.

В соответствии с частью 6 статьи 226 КАС РФ лица, участвующие в деле об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, их представители, а также иные участники судебного разбирательства извещаются о времени и месте судебного заседания. Неявка в судебное заседание лиц, участвующих в деле, их представителей, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, не является препятствием к рассмотрению и разрешению административного дела, если суд не признал их явку обязательной.

    Все лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о дате, времени и месте судебного заседания, что подтверждается соответствующими документами (расписками, извещениями, почтовыми уведомлениями о вручении судебного извещения, данными о доставке судебного извещения посредством электронной почты).

Кроме того, в соответствии с частью 7 статьи 96 КАС РФ информация о принятии административного искового заявления, о времени и месте судебного заседания размещены на официальном сайте суда в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» заблаговременно до начала судебного заседания (подтверждающие документы приобщены к материалам дела).

Учитывая изложенное выше, руководствуясь положениями статьи 226 КАС РФ, суд считает возможным проведение судебного разбирательства в отсутствие неявившихся участников процесса.

Изучив материалы дела, заслушав пояснения представителя административных соистцов, всесторонне и полно исследовав все фактические обстоятельства, обосновывающие исковые требования и возражения лиц, участвующих в деле, объективно оценив доказательства, которые имеют значение для правильного рассмотрения и разрешения дела, суд приходит к следующему.

Статьей 46 Конституции Российской Федерации предусмотрено, что решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.

На основании части 1 статьи 218 КАС РФ граждане могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Статьей 46 Конституции Российской Федерации предусмотрено, что решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.

На основании части 1 статьи 218 КАС РФ граждане могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

По смыслу части 1 статьи 218, части 2 статьи 227 КАС РФ необходимым условием для удовлетворения административного иска, рассматриваемого в порядке главы 22 КАС РФ, является наличие обстоятельств, свидетельствующих о несоответствии обжалуемого решения, действий (бездействия) административного ответчика требованиям действующего законодательства и нарушение прав административного истца в результате принятия такого решения, совершения действий (бездействия). При этом на административного истца процессуальным законом возложена обязанность по доказыванию обстоятельств, свидетельствующих о нарушении его прав, а также соблюдению срока обращения в суд за защитой нарушенного права. Административный ответчик обязан доказать, что принятое им решение, действия (бездействие) соответствуют закону.

Отношения, возникающие в связи с осуществлением на территории Российской Федерации государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, подлежащих в соответствии с законодательством Российской Федерации государственной регистрации, урегулированы нормами Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости».

В соответствии с частью 3 статьи 1 вышеуказанного закона государственная регистрация прав на недвижимое имущество представляет собой юридический акт признания и подтверждения возникновения, изменения, перехода, прекращения права определенного лица на недвижимое имущество или ограничения такого права и обременения недвижимого имущества (далее - государственная регистрация прав).

Согласно Распоряжению Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ -р «Об утверждении Соглашения между Федеральной службой государственной регистрации, кадастра и картографии и Советом министров Республики Крым о передаче осуществления части полномочий в сфере государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним и государственного кадастрового учета» осуществление полномочий по государственному учету на территории Республики Крым переданы Государственному комитету по государственной регистрации и кадастру Республики Крым, созданному Постановлением Совета Министров Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ .

Права и обязанности по осуществлению государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав на основании статьи 65 Федерального закона «О государственной регистрации недвижимости» возложены на государственного регистратора.

Как следует из материалов административного дела, ДД.ММ.ГГГГ между Администрацией Николаевского сельского поселения <адрес> Республики Крым (арендодатель) и ФИО2 (арендатор) заключен договор аренды земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, пгт. Николаевка, <адрес>, кадастровый , площадь – 74 кв.м., категория земель – земли населенного пункта, разрешенное использование – гостиничное обслуживание (код 4.7). Срок аренды земельного участка установлено до ДД.ММ.ГГГГ.

В соответствии с положениями статьи 25 Земельного кодекса РФ права на земельные участки, предусмотренные главами III и IV настоящего Кодекса, возникают по основаниям, установленным гражданским законодательством, федеральными законами, и подлежат государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом «О государственной регистрации недвижимости». Государственная регистрация сделок с земельными участками обязательна в случаях, указанных в федеральных законах.

С целью осуществления регистрации прав на вышеуказанный земельный участок ФИО2 обратилась в Государственный комитет по государственной регистрации и кадастру Республики Крым с соответствующим заявлением.

К заявлению административным истцом были приложены следующие документы: договор аренды земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ, постановление о присвоении (подтверждении) почтовых адресов объектам недвижимости от ДД.ММ.ГГГГ а, постановление о заключении договора аренды земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ -д, выписка из ЕГРН от ДД.ММ.ГГГГ, квитанция об уплате государственной пошлины от ДД.ММ.ГГГГ .

Государственным регистратором ДД.ММ.ГГГГ принято решение в форме уведомления №КУВД-001/2021-28433515/1 о возврате прилагаемых к заявлению о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав документов без рассмотрения по основанию, предусмотренному пунктом 3 статьи 25 Федерального закона «О государственной регистрации недвижимости», в связи с отсутствием в Государственной информационной системе о государственных и муниципальных платежах информации об уплате государственной пошлины в полном объеме и не предоставлением документа об уплате государственной пошлины.

Определяя правомерность действий государственного регистратора в части принятия решения о возврате документов о государственной регистрации прав без рассмотрения, судом установлено следующее.

Согласно части 1, части 2 статьи 14 Федерального закона «О государственной регистрации недвижимости» государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением установленных настоящим Федеральным законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном настоящим Федеральным законом порядке.

За государственную регистрацию прав взимается государственная пошлина в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации (статья 17 Федерального закона «О государственной регистрации недвижимости»).

Частью 1 статьи 18 Федерального закона «О государственной регистрации недвижимости» установлено, что заявление о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав и прилагаемые к нему документы представляются в орган регистрации прав.

К заявлению о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав прилагаются, если федеральным законом не установлен иной порядок представления (получения) документов и (или) содержащихся в таких документах сведений, следующие необходимые для государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав документы: 1) документ, подтверждающий соответствующие полномочия представителя заявителя (если с заявлением обращается его представитель); 2) документы, являющиеся основанием для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав; 3) иные документы, предусмотренные настоящим Федеральным законом и принятыми в соответствии с ним иными нормативными правовыми актами (часть 4 статьи 18 Федерального закона «О государственной регистрации недвижимости»).

Согласно части 7 статьи 18 Федерального закона «О государственной регистрации недвижимости» представление документа об уплате государственной пошлины за осуществление государственной регистрации прав вместе с заявлением о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав не требуется. Заявитель вправе представить такой документ по собственной инициативе. Если на момент представления заявления о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав и прилагаемых к нему документов в Государственной информационной системе о государственных и муниципальных платежах отсутствует информация об уплате государственной пошлины за осуществление государственной регистрации прав и документ о ее уплате не представлен вместе с указанным заявлением, исчисление предусмотренного частью 1 статьи 16 настоящего Федерального закона срока начинается с даты получения органом регистрации прав сведений о такой уплате.

В соответствии с пунктом 3 статьи 25 Федерального закона «О государственной регистрации недвижимости» заявление о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав и документы, прилагаемые к нему, возвращаются без рассмотрения, если информация об уплате государственной пошлины за осуществление государственной регистрации прав по истечении пяти рабочих дней с даты подачи соответствующего заявления отсутствует в Государственной информационной системе о государственных и муниципальных платежах и документ об уплате государственной пошлины не был представлен заявителем.

Из содержания описи документов, представленных административным истцом для государственной регистрации прав с заявлением от ДД.ММ.ГГГГ, следует, что к указанному заявлению была приложена, в том числе, квитанция об уплате государственной пошлины от ДД.ММ.ГГГГ .

Данные обстоятельства также подтверждаются материалами реестрового дела.

Однако при изучении данного документа, оригинал которого был представлен административным истцом и исследован в судебном заседании ДД.ММ.ГГГГ, судом установлено, что в реквизитах платежного документа допущена ошибка, плательщиком указана «ФИО4».

При этом доказательства уплаты государственной пошлины за регистрацию прав от имени заявителя ФИО2 суду не представлены.

Ввиду изложенного выше, принимая во внимание, что по истечении пяти рабочих дней с даты подачи соответствующего заявления в Государственной информационной системе о государственных и муниципальных платежах сведения об уплате государственной пошлины от имени административного истца отсутствовали и документ об уплате государственной пошлины не был представлен заявителем, суд приходит к выводу о том, что решение о возврате документов, прилагаемых к заявлению о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав, без рассмотрения было принято государственным регистратором обоснованно, при наличии законных оснований.

Иные доводы административного ответчика, изложенные в письменных возражениях, не являлись предметом судебного рассмотрения, ввиду того, что выходят за пределы доказывания по настоящему делу.

В соответствии с частью 2 статьи 227 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается одно из следующих решений: об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление; об отказе в удовлетворении заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными.

Оснований для признания действий административного ответчика незаконными, такими, что повлекли нарушение прав и законных интересов истца, в ходе рассмотрения административного дела не установлено. Решение №КУВД-001/2021-28433515/1 от ДД.ММ.ГГГГ принято государственным регистратором в пределах полномочий, в сроки, установленные законом.

Принимая во внимание, что требования об установлении административному ответчику обязанности совершить определенные действия является производным от основного требования и должно быть направлено на устранение допущенных нарушений прав и свобод административного истца, которых в ходе рассмотрения административного дела установлено не было, суд также отказывает в их удовлетворении.

В соответствии с частью 3 статьи 178 КАС РФ при принятии решения суд также решает вопросы о распределении судебных расходов.

На основании части 1 статьи 111 КАС РФ в связи с отказом в удовлетворении исковых требований государственная пошлина взысканию с административного ответчика не подлежит.

Руководствуясь статьями 175-180, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд, -

РЕШИЛ:

Административное исковое заявление ФИО2 к Государственному комитету по государственной регистрации и кадастру Республики Крым, государственному регистратору Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым ФИО3, заинтересованное лицо - Администрация Николаевского сельского поселения <адрес> Республики Крым, о признании действий незаконными, возложении обязанности совершить определенные действия - оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Крым через Центральный районный суд <адрес> Республики Крым в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Судья                                     /подпись/                                    О.А. Гордиенко

Решение принято судом в окончательной форме ДД.ММ.ГГГГ.

2а-2345/2021

Категория:
Гражданские
Истцы
Власюк Алена Андреевна
Ответчики
Госкомрегистр РК
Суд
Центральный районный суд г. Симферополь
Судья
Гордиенко Оксана Александровна
Дело на сайте суда
centr-simph.krm.sudrf.ru
13.08.2021Регистрация административного искового заявления
16.08.2021Передача материалов судье
16.08.2021Решение вопроса о принятии к производству
16.08.2021Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
16.08.2021Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
08.09.2021Судебное заседание
28.09.2021Судебное заседание
01.10.2021Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
10.11.2021Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
28.09.2021
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее