Решение по делу № 33а-7547/2021 от 19.07.2021

судья 1 инстанции: Григорьевская И.В. №33а-7547/2021

дело 1 инстанции:№2а-1079/2021

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

18 августа 2021 года город Симферополь

Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Крым в составе:

председательствующего

Кучеренко Н.В.,

судей

при секретаре

Кураповой З.И., Кагитиной И.В.,

Налисник Е.В.,

рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Ерманова Константина Викторовича к Керченскому городскому совету Республики Крым, Главе Муниципального образования городской округ Керчь Солодиловой Ольге Станиславовне, заинтересованные лица Комитет по противодействию коррупции Республики Крым, Территориальная избирательная комиссия города Керчь, Постоянная комиссия по вопросам местного самоуправления, депутатской деятельности, межмуниципального сотрудничества и межнациональных отношений, о признании незаконным решения Керченского городского совета Республики Крым №372-2/21 от 29 января 2021 года «О досрочном прекращении полномочий депутата Керченского городского совета 2 созыва Ерманова Константина Викторовича»,

по апелляционной жалобе Ерманова Константина Викторовича на решение Керченского городского суда Республики Крым от 25 мая 2021 года, которым в удовлетворении административного иска отказано.

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Республики Крым Кучеренко Н.В., объяснения представителя административного истца - Кольцовой А.Л., представителя административного ответчика - Охота О.В., представителя заинтересованного лица - Аблякимовой З.В., судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Крым,

установила:

Ерманов К.В. обратился в суд с административным иском к Керченскому городскому совету Республики Крым, в котором просил признать незаконным решение от 29 января 2021 года №372-2/21, принятое на 39 сессии Керченского городского совета депутатов 2 созыва «О досрочном прекращении полномочий депутата Керченского городского совета 2 созыва Ерманова К.В.»; возложить на административного ответчика обязанность устранить в полном объёме допущенное нарушение прав и свобод административного истца.

Требования мотивированы тем, что 29 января 2021 года на заседании Горсовета депутатов 2 созыва, Ерманов К.В. обратился с устным заявлением о снятии с повестки заседания пункта вопроса о лишении его мандата депутата Керченского городского совета в связи с неподготовленностью исходного материала для принятия решения. В обоснование устного заявления указал, что Комитет по противодействию коррупции Республики Крым уведомил его о начале проверки по телефону 20 октября 2020 года, но не уведомил его об окончании проверки, что лишило Ерманова К.В. законного права ознакомиться с результатами проверки и внести соответствующие коррективы в Справку о доходах, дать пояснения по её заполнению. Указал, что на заседание постоянной депутатской комиссии Керченского городского совета по вопросам местного самоуправления, депутатской деятельности, этики и межнациональных отношений из шести нарушений, указанных в письме городского совета, было рассмотрено только три, а письменные пояснения не были приняты. Проект решения сессии о лишении Ерманова К.В. депутатского мандата исключал норму «за, против, другие предложения». При ведении заседания сессии Ерманову К.В. не давали обосновать свою позицию о преждевременности рассматриваемого вопроса. 02 февраля 2021 года на сайте Керченского городского совета был опубликован документ «О досрочном прекращении полномочий депутата Керченского городского совета 2 созыва Ерманова К.В.» под №372-2/21. С процедурой принятия решения административный истец не согласен, поскольку нарушены его права как депутата органа местного самоуправления, а также нарушен Закон Республики Крым от 14.03.2018 №479-ЗРК/2018 «О порядке представления гражданами, претендующими на замещение должности главы местной администрации по контракту, муниципальной должности, лицами, замещающими указанные должности, сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, проверки достоверности и полноты указанных сведений»: срок порядок проведения проверки.

Определением Керченского городского совета Республики Крым от 26 апреля 2021 года к участию в деле привлечены: в качестве соответчика Глава Муниципального образования городской округ Керчь Солодилова О.С., в качестве заинтересованных лиц Комитет по противодействию коррупции Республики Крым, Территориальная избирательная комиссия города Керчь, Постоянная комиссия по вопросам местного самоуправления, депутатской деятельности, межмуниципального сотрудничества и межнациональных отношений.

Решением Керченского городского суда Республики Крым от 25 мая 2021 года в удовлетворении административного иска Ерманова К.В. отказано.

Не согласившись с постановленным решением, Ермановым К.В. подана апелляционная жалоба, в которой просит отменить состоявшийся по делу судебный акт, постановить новое решение об удовлетворении заявленных требований в полном объёме.

Апелляционная жалоба мотивирована тем, что решение суда первой инстанции вынесено с нарушением норм процессуального и материального права, выводы суда, изложенные в решении, не соответствуют материалам дела, судом были неправильно определены обстоятельства дела. Так, доказательств получения или неполучения административным истцом уведомления об окончании проверки в материалы дела не представлено, судом сделан вывод только на основании пояснений заинтересованного лица. Само по себе наличие уведомления в материалах дела без копии журнала регистрации исходящей корреспонденции, без копии реестра отправки корреспонденции, без почтовой квитанции и трек-номера об отправке уведомления административному истцу не является доказательством направления или ненаправления Комитетом писем административному истцу. Судом не принято во внимание, что Керченским городским советом были нарушены сроки уведомления истца о рассмотрении на заседании постоянной комиссии по вопросам местного самоуправления, депутатской деятельности, межмуниципального сотрудничества и межнациональных отношений вопроса о применении к нему меры ответственности за нарушение антикоррупционного законодательства в виде досрочного прекращения полномочий депутата Керченского городского совета Республики Крым. Также судом при вынесении решения не приняты во внимание следующие нормы материального права: части 7.1 статьи 40 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ, Федерального закона от 25.12.2008 №273-ФЗ, Федерального закона от 03.12.2012 №230-ФЗ, Федерального закона от 07.05.2013 №79-ФЗ, Закона Республики Крым от 14.03.2018 №479-ЗРК/2018.

В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель административного истца по доверенности - Кольцова А.Л. доводы апелляционной жалобы поддержала, просила удовлетворить, решение суда первой инстанции отменить.

Представители административного ответчика Керченского городского совета Республики Крым и заинтересованного лица Комитета по противодействию коррупции Республики Крым по доверенностям - Охота О.В. и Аблякимова З.В. (соответственно) возражали против удовлетворения апелляционной жалобы, считая изложенные в ней доводы несостоятельными, просили решение суда первой инстанции оставить без изменения.

Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещались надлежащим образом.

Судебная коллегия, с учётом положений части 6 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, считает возможным проведение судебного разбирательства в отсутствие надлежаще извещённых и неявившихся лиц, по имеющимся письменным доказательствам в материалах дела.

Выслушав пояснения явившихся участников процесса, исследовав материалы административного дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив юридическую оценку обстоятельств дела и полноту их установления, правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Крым приходит к следующему.

В соответствии с частью 1 статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд апелляционной инстанции рассматривает административное дело в полном объеме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.

В силу статьи 46 Конституции Российской Федерации, каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. Решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.

В соответствии с частью 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа, организации, лица, наделённых государственными или иными публичными полномочиями, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Решение суда по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделённых государственными или иными публичными полномочиями, принимается по правилам, установленным главой 15 настоящего Кодекса (часть 1 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).

Как усматривается из материалов дела и установлено судом первой инстанции, решением Территориальной избирательной комиссии города Керчи от 09 сентября 2019 года №204/1993-1 «Об общих результатах выборов депутатов Керченского городского совета Республики Крым второго созыва» установлено, что административный истец избран депутатом Керченского городского совета Республики Крым 2 созыва по единому избирательному округу от регионального отделения Всероссийской политической партии «Родина» в Республике Крым (т. 1 л.д. 30-33).

Решением 39 сессии 2 созыва Керченского городского совета Республики Крым №372-2/21 от 29 января 2021 года полномочия депутата Керченского городского совета 2 созыва Республики Крым Ерманова К.В. досрочно прекращены за допущенное нарушение законодательства о противодействии коррупции, выразившееся в предоставлении недостоверных и неполных сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера (т. 1 л.д. 10-11).

Из содержания данного решения следует, что оно принято по результатам рассмотрения заявления Главы Республики Крым исх. №1/38765/01-34/6/ДСП от 15 января 2021 года о досрочном прекращении полномочий депутата Керченского городского совета 2 созыва Республики Крым Ерманова К.В., в связи с предоставлением недостоверных и неполных сведений о доходах за 2019 год.

В представленном стороной административного ответчика заявлении Главы Республики Крым от 15 января 2021 года в адрес Керченского городского совета Республики Крым сообщено, что на основании решения Главы Республики Крым от 12.10.2020 №1/38765/01-34 проведена проверка достоверности и полноты сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представленных депутатом Керченского городского совета Республики Крым второго созыва Ермановым К.В. за 2019 год. В ходе проверки установлено:

1) в разделе 1 «Сведения о доходах» справки о доходах Ерманова К.В. не указаны социальные зачисления в размере <данные изъяты> руб.;

2) в разделе 2 «Сведения о расходах» справки о доходах Ерманова К.В. не указаны реквизиты документа, являющегося законным основанием для возникновения права собственности на автомобиль <данные изъяты>, 2011 г.в., приобретенного в отчетном периоде;

3) в разделе 4 «Сведения о счетах в банках и иных кредитных организациях» справки о доходах ФИО2 не отражены сведения о счетах, открытых в банковских учреждениях Российской Федерации по состоянию н отчетную дату ДД.ММ.ГГГГ: двух счетах в РНКБ Банк (ПАО): текущий счёт от ДД.ММ.ГГГГ в валюте Российской Федерации, остаток на ДД.ММ.ГГГГ - <данные изъяты>., общая сумма поступлений/списаний за 2019 год - <данные изъяты>.; текущий счет (социальная карта) от ДД.ММ.ГГГГ в валюте РФ, остаток на ДД.ММ.ГГГГ - <данные изъяты> руб., общая сумма поступлений/списаний за 2019 год - 158 928,83 руб./159 960,<данные изъяты>.; текущем счете в ПАО «Сбербанк» от ДД.ММ.ГГГГ в сумме РФ, остаток на ДД.ММ.ГГГГ- <данные изъяты>., общая сумма поступлений за 2019 год – <данные изъяты>.;

4) в подразделе 5.1 «Акции и иное участие в организациях и фондах» раздела 5 «Сведения о ценных бумагах» справки о доходах ФИО2 не отражена информация об участии в деятельности ООО «Восточно-Крымский консалтинг»;

5) в разделе 1 «Сведения о доходах» справки о доходах супруги ФИО8 за 2019 год не отражен доход в размере <данные изъяты>., полученный в ООО «Возрождение плюс», а также неверно отражена сумма дохода, полученного в ООО «Мико Строй» (вместо <данные изъяты>. указано <данные изъяты>.);

6) в разделе 2 «Сведения о расходах» справки о доходах супруги Ермановой В.А. за 2019 год не указаны ни источник получения средств, за счет которых в отчетном периоде приобретен автомобиль <данные изъяты> ни основания его приобретения;

7) в разделе 4 «Сведения о счетах в банках и иных кредитных организациях» справки о доходах супруги ФИО8 не отражены сведения о счетах, открытых в банковских учреждениях Российской Федерации по состоянию на отчетную дату ДД.ММ.ГГГГ: трех счетах в РНКБ Банк (ПАО): текущий счет от ДД.ММ.ГГГГ в валюте РФ, остаток на ДД.ММ.ГГГГ<данные изъяты>.; текущий счет (зарплатная карта) от ДД.ММ.ГГГГ в валюте РФ, остаток на ДД.ММ.ГГГГ - <данные изъяты> руб., общая сумма поступлений/списаний за 2019 год – <данные изъяты>.; текущий счет (кредитная карта) от ДД.ММ.ГГГГ в валюте РФ, остаток на ДД.ММ.ГГГГ – 0,00 руб.; счет пластиковых карт в АО «Генбанк» от ДД.ММ.ГГГГ в валюте РФ, остаток на ДД.ММ.ГГГГ - <данные изъяты>.

Учитывая изложенное, Ермановым К.В. представлены недостоверные и неполные сведения о доходах за 2019 год, в связи с чем, Глава Республики Крым просил рассмотреть вопрос о досрочном прекращении полномочий депутата Керченского городского совета Республики Крым Ерманова Константина Викторовича (т. 1 л.д. 236-238).

В соответствии с распоряжением председателя Керченского городского совета от 30.12.2020 №140/01-2.15 «О созыве очередного заседания (39 сессии) Керченского городского совета Республики Крым 2 созыва» очередное заседание (39 сессии) назначено на 29.01.2021 (т. 2 л.д. 27-28).

19 января 2021 года за №01-2.14/06 управляющим делами аппарата Керченского городского совета Мацкевич М.А. депутату Керченского городского совета Республики Крым 2 созыва Ерманову К.В. направлено уведомление о содержании поступившего заявления от Главы Республики Крым, с предложением дать письменные пояснения по существу выявленных нарушений в срок до 25.01.2021, с целью рассмотрения на заседании постоянной комиссии Керченского городского совета Республики Крым по вопросам местного самоуправления, депутатской деятельности, межмуниципального сотрудничества и межнациональных отношений, с последующим вынесением данного вопроса на 39 сессию Керченского городского совета Республики Крым 29.01.2021 (т. 1 л.д. 239-241).

В адрес председателя постоянной комиссии по вопросам местного самоуправления, депутатской деятельности, межмуниципального сотрудничества и межнациональных отношений Арустамяна B.C. управляющим делами аппарата Керченского городского совета Мацкевич М.А. направлено письмо от 22.01.2021 №01-2.14/09 с содержанием поступившего заявления от Главы Республики Крым с просьбой рассмотреть вопрос о применении к депутату Ерманову К.В. меры ответственности в виде досрочного прекращения полномочий (т. 1 л.д.242-244).

В соответствии с протоколом и заключением указанной комиссии от 26.01.2021, рассматривая вопрос о досрочном прекращении полномочий депутата Ерманова К.В. за нарушение антикоррупционного законодательства, был заслушан депутат Ерманов К.В., письменных пояснений в комиссию не представлено (т. 1 л.д. 245, 246). Рекомендовано Керченскому городскому совету подготовить на 39 сессию Керченского городского совета 2 созыва проект решения «О досрочном прекращении депутата Керченского городского совета 2 созыва Ерманова К.В.».

В соответствии с протоколом пленарного заседания очередной тридцать девятой сессии Керченского городского совета второго созыва от 29.01.2021 на сессии присутствовало 23 депутата (из 28 всего избранных). В повестку дня под №22 включён вопрос о досрочном прекращении полномочий депутата Керченского городского совета 2 созыва Ерманова К.В. Данный вопрос был доложен, Ерманову К.В. предложено дать по нему пояснения. В пояснениях Ерманов К.В. указывал, что совершил ошибку при заполнении Декларации о доходах, не указав социальное зачисление, и что в сентябре 2014 года им было учреждено ООО с уставным капиталом, однако, об этих данных он забыл. Указанный вопрос был вынесен на голосование. По итогам голосования о принятии проекта решения в целом проголосовали: «за» - 17, «против» - 0, «воздержавшихся» - 5 (т. 1 л.д. 247-256).

29 января 2021 года Керченским городским советом Республики Крым 2 созыва на 39 сессии за №372-2/21 решено досрочно прекратить полномочия депутата Керченского городского совета 2 созыва Республики Крым Ерманова Константина Викторовича за допущенное нарушение законодательства о противодействии коррупции, выразившееся в предоставлении недостоверных и неполных сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера.

В решении указано о его принятии в соответствии с частью 7.1 статьи 40 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», со статьёй 8 Федерального закона от 25.12.2008 №273-ФЗ «О противодействии коррупции», подпунктом «б» пункта 2 части 12 статьи 6 Закона Республики Крым от 14.03.2018 №479-ЗРК/2018 «О порядке представления гражданами, претендующими- на замещение должности главы местной администрации по контракту, муниципальной должности, лицами, занимающими указанные должности, сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, проверки достоверности и полноты указанных сведений», пунктами 10, 11 части 8 статьи 34 Устава муниципального образования городской округ Керчь Республики Крым, заявлением Главы Республики Крым С.В. Аксёнова от 15.01.2021 32 1/38765/01-34/6/ДСП.

Указанное решение опубликовано в газете «Керченский рабочий» №12 (22980) от 04 февраля 2021 года (т. 2 л.д. 5-13), размещено на официальном сайте Керченского городского совета Республики Крым (т. 2 л.д. 3-4).

Отказывая в удовлетворении административного иска, суд первой инстанции исходил из отсутствия правовых оснований для его удовлетворения.

С указанным выводом суда первой инстанции судебная коллегия по административным делам соглашается в силу следующего.

Статья 15 Конституции Российской Федерации определяет, что органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.

Общие правовые, территориальные, организационные и экономические принципы организации местного самоуправления в Российской Федерации устанавливаются Федеральным законом от 06 октября 2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», этим же Законом определены государственные гарантии осуществления местного самоуправления.

Согласно статье 2 данного Федерального закона, депутат - член представительного органа поселения, муниципального района, муниципального округа, городского округа, городского округа с внутригородским делением, внутригородского района или внутригородской территории города федерального значения.

В соответствии с частью 7.1 статьи 40 указанного Федерального закона, депутат, член выборного органа местного самоуправления, выборное должностное лицо местного самоуправления должны соблюдать ограничения, запреты, исполнять обязанности, которые установлены Федеральным законом от 25 декабря 2008 года №273-ФЗ «О противодействии коррупции» и другими федеральными законами. Полномочия депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления прекращаются досрочно в случае несоблюдения ограничений, запретов, неисполнения обязанностей, установленных Федеральным законом от 25 декабря 2008 года №273-ФЗ «О противодействии коррупции», Федеральным законом от 03 декабря 2012 года №230-ФЗ «О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам», Федеральным законом от 07 мая 2013 года №79-ФЗ «О запрете отдельным категориям лиц открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами», если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом.

Конституционный Суд Российской Федерации отмечал, что досрочное прекращение полномочий депутата вследствие нарушения запрета (несоблюдения требования), связанного с его публично-правовым статусом, выступает, по сути, в качестве специальной меры конституционно-правовой ответственности (Постановление от 27 декабря 2012 года №34-П), а гражданин, добровольно избирая такой род занятий, соглашается с условиями и ограничениями, с которыми связан приобретаемый им правовой статус (Определение от 26 января 2017 года №104-О).

Следовательно, гражданин, вступая в должность депутата законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации, принимает на себя обязанность неукоснительно соблюдать связанные с этим статусом обязанности и ограничения. В связи с этим возможность привлечения его к конституционно-правовой ответственности, в том числе в виде досрочного прекращения депутатских полномочий за несоблюдение соответствующих обязанностей и ограничений, не может сама по себе рассматриваться как нарушение принципов справедливости и соразмерности.

В соответствии с частью 7.2 статьи 40 указанного Федерального закона, проверка достоверности и полноты сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представляемых в соответствии с законодательством Российской Федерации о противодействии коррупции депутатом, членом выборного органа местного самоуправления, выборным должностным лицом местного самоуправления, проводится по решению высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации.

При выявлении в результате проверки, проведенной в соответствии с частью 7.2 настоящей статьи, фактов несоблюдения ограничений, запретов, неисполнения обязанностей, которые установлены Федеральным законом от 25 декабря 2008 года №273-ФЗ «О противодействии коррупции», Федеральным законом от 03 декабря 2012 года №230-ФЗ «О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам», Федеральным законом от 07 мая 2013 года №79-ФЗ «О запрете отдельным категориям лиц открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами», высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации (руководитель высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) обращается с заявлением о досрочном прекращении полномочий депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления или применении в отношении указанных лиц иной меры ответственности в орган местного самоуправления, уполномоченный принимать соответствующее решение, или в суд.

Часть 4 статьи 12.1 Федерального закона от 25 декабря 2008 года №273-ФЗ «О противодействии коррупции» закрепляет обязанность лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации, государственные должности субъектов Российской Федерации, муниципальные должности, представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруг (супругов) и несовершеннолетних детей в порядке, установленном нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Согласно части 4.2 статьи 12.1 Федерального закона от 25 декабря 2008 года №273-ФЗ, если иное не установлено федеральным законом, граждане, претендующие на замещение муниципальной должности, и лица, замещающие муниципальные должности, представляют сведения о своих доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруг (супругов) и несовершеннолетних детей высшему должностному лицу субъекта Российской Федерации (руководителю высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации. Лицо, замещающее муниципальную должность депутата представительного органа сельского поселения и осуществляющее свои полномочия на непостоянной основе, представляет указанные сведения в течение четырех месяцев со дня избрания депутатом, передачи ему вакантного депутатского мандата или прекращения осуществления им полномочий на постоянной основе, а также за каждый год, предшествующий году представления сведений (отчетный период), в случае совершения в течение отчетного периода сделок, предусмотренных частью 1 статьи 3 Федерального закона от 03 декабря 2012 года №230-ФЗ «О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам». В случае, если в течение отчетного периода такие сделки не совершались, указанное лицо сообщает об этом высшему должностному лицу субъекта Российской Федерации (руководителю высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации.

Такие сведения представляются по установленной форме Справки о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, которая утверждена Указом Президента Российской Федерации от 23 июня 2014 года №460.

Законом Республики Крым от 14 марта 2018 года №479-ЗРК/2018 «О порядке представления гражданами, претендующими на замещение должности главы местной администрации по контракту, муниципальной должности, лицами, замещающими указанные должности, сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, проверки достоверности и полноты указанных сведений» установлен порядок представления лицами, замещающими муниципальные должности, сведений о доходах.

В соответствии с частью 1 статьи 2 Закона Республики Крым №479-ЗРК, граждане, претендующие на замещение должности главы местной администрации по контракту в Республике Крым, лицо, замещающее указанную должность, а также, если иное не установлено федеральным законом, граждане, претендующие на замещение муниципальной должности, и лица, замещающие муниципальные должности, представляют Главе Республики Крым сведения о своих доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруг (супругов) и несовершеннолетних детей (далее - сведения о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера).

Сведения о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера представляются по утвержденной Президентом Российской Федерации форме справки лицом, замещающим муниципальную должность, а также лицом, замещающим должность главы местной администрации по контракту в Республике Крым (далее - лицо, замещающее должность), - ежегодно, не позднее 30 апреля года, следующего за отчетным, за исключением лиц, указанных в части 2-1 настоящей статьи (часть 2 статьи 2 настоящего Закона).

Лицо, замещающее муниципальную должность депутата представительного органа сельского поселения и осуществляющее свои полномочия на непостоянной основе (далее - депутат сельского поселения), представляет сведения о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера в течение четырех месяцев со дня избрания депутатом, передачи ему вакантного депутатского мандата или прекращения осуществления им полномочий на постоянной основе, а также в срок, указанный в пункте 2 части 2 настоящей статьи, за каждый год, предшествующий году представления сведений (отчетный период), в случае совершения в течение отчетного периода сделок, предусмотренных частью 1 статьи 3 Федерального закона от 03 декабря 2012 года №230-ФЗ «О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам» (часть 2-1 статьи 2 настоящего Закона).

Сведения о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера предоставляются лицами, указанными в части 2 настоящей статьи, в орган по профилактике коррупционных и иных правонарушений (часть 3 статьи 2 настоящего Закона).

Согласно частям 1, 2 статьи 3 Закона Республики Крым от 14.03.2018 №479-ЗРК/2018, проверка достоверности и полноты сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представленных гражданами, претендующими на замещение должностей, и лицами, замещающими должности (далее - проверка), осуществляется по решению Главы Республики Крым.

Проверка осуществляется в отношении сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представленных: гражданином, претендующим на замещение должности, на отчетную дату; лицом, замещающим должность, за отчетный период и за два года, предшествующие отчетному периоду.

В соответствии с подпунктом «б» пункта 2 части 12 статьи 6 Закона Республики Крым от 14.03.2018 №479-ЗРК/2018, Глава Республики Крым в течение тридцати дней со дня получения доклада об осуществлении проверки, по результатам проверки достоверности и полноты сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представленных лицом, замещающим должность принимает решение об установлении фактов несоблюдения лицом, замещающим должность, ограничений, запретов, неисполнения обязанностей, которые установлены Федеральным законом от 25 декабря 2008 года №273-ФЗ «О противодействии коррупции», Федеральным законом от 03 декабря 2012 года №230-ФЗ «О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам», Федеральным законом от 07 мая 2013 года №79-ФЗ «О запрете отдельным категориям лиц открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами», и обращении с заявлением о досрочном прекращении полномочий лица, замещающего должность, или применении в отношении него иного дисциплинарного взыскания или иной меры ответственности, предусмотренной частью 7.3-1 статьи 40 Федерального закона от 06 октября 2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», в орган местного самоуправления, уполномоченный принимать соответствующее решение, или в суд в соответствии с федеральным законодательством.

В целях реализации настоящего Закона орган по профилактике коррупционных и иных правонарушений осуществляет взаимодействие с органами местного самоуправления в Республике Крым (часть 4 статьи 2 настоящего Закона).

В силу статьи 10-1 Закона Республики Крым от 29 мая 2014 года №5-ЗРК «О системе исполнительных органов государственной власти Республики Крым», исполнительный орган государственной власти Республики Крым, проводящий государственную политику в сфере противодействия коррупции и осуществляющий функции по профилактике коррупционных и иных правонарушений в Республике Крым - Комитет по противодействию коррупции Республики Крым. Комитет по противодействию коррупции Республики Крым подотчетен и подконтролен Главе Республики Крым.

Согласно пункту 2 части 1 статьи 13.1 Федерального закона от 25 декабря 2008 года №273-ФЗ, критериями требований, определяющих качество предоставляемых депутатами представительных органов местного самоуправления сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, выступает их полнота и достоверность.

Непредставление, представление не в полном объёме, искажение указанных сведений является основанием для досрочного прекращения депутатских полномочий, что является мерой публичной ответственности за совершенное правонарушение.

В случае неисполнения указанной обязанности лицо, замещающее государственную должность Российской Федерации, государственную должность субъекта Российской Федерации, муниципальную должность, в порядке, предусмотренном федеральными конституционными законами, федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, муниципальными нормативными правовыми актами, подлежит увольнению (освобождению от должности) в связи с утратой доверия на основании пункта 2 части 1 статьи 13.1 Федерального закона от 25 декабря 2008 года №273-ФЗ «О противодействии коррупции».

Согласно части 10.1 статьи 40 Федерального закона от 06 октября 2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», полномочия депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления, иного лица, замещающего муниципальную должность, прекращаются досрочно в случае несоблюдения ограничений, установленных настоящим Федеральным законом.

Решение представительного органа муниципального образования о досрочном прекращении полномочий депутата представительного органа муниципального образования принимается не позднее чем через 30 дней со дня появления основания для досрочного прекращения полномочий, а если это основание появилось в период между сессиями представительного органа муниципального образования, - не позднее чем через три месяца со дня появления такого основания. В случае обращения высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) с заявлением о досрочном прекращении полномочий депутата представительного органа муниципального образования днем появления основания для досрочного прекращения полномочий является день поступления в представительный орган муниципального образования данного заявления (часть 11 статьи 40 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»).

Керченский городской совет Республики Крым, согласно Уставу муниципального образования городской округ Керчь Республики Крым, принятого решением Керченского горсовета Республики Крым от 05.11.2014 №38-1/14 (далее Устав), является представительным органом муниципального образования городской округ Керчь Республики Крым (статья 27).

Согласно пункту 8 части 8 статьи 34 Устава, полномочия депутата Керченского городского совета прекращаются досрочно, в том числе, в иных случаях, установленных Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и иными федеральными законами.

Решение Керченского городского совета о досрочном прекращении полномочий депутата Керченского городского совета принимается не позднее чем через 30 дней со дня появления основания для досрочного прекращения полномочий, а если это основание появилось в период между заседаниями Керченского городского совета, - не позднее чем через три месяца со дня появления такого основания.

В соответствии с частью 6 статьи 27 Устава, Керченский городской совет по вопросам, отнесенным к его компетенции федеральными законами, законами Республики Крым, настоящим Уставом, принимает решения, устанавливающие правила, обязательные для исполнения на территории муниципального образования, решения по вопросам организации деятельности Керченского городского совета и по иным вопросам, отнесенным к его компетенции федеральными законами, законами Республики Крым, настоящим Уставом. Решения Керченского городского совета, устанавливающие правила, обязательные для исполнения на территории муниципального образования, принимаются большинством голосов от установленной численности депутатов Керченского городского совета.

Пункты 1, 2 статьи 30 Устава предусматривают, что заседания Керченского городского совета являются его основной формой работы как представительного органа местного самоуправления городского округа. На заседаниях Керченского городского совета решаются все вопросы, отнесенные к его ведению.

Административным ответчиком Горсоветом, как уже указывалось, представлен суду протокол пленарного заседания очередной тридцать девятой сессии Керченского городского совета второго созыва, согласно которому из общего состава совета – 28 депутатов на сессии присутствовало - 23, в повестке дня двадцать вторым дополнительным вопросом являлся «О досрочном прекращении полномочий депутата Керченского городского совета 2 созыва Ерманова К.В.» (т.1 л.д. 247-256).

На момент принятия оспариваемого решения председателем Керченского городского совета - главой муниципального образования городской округ Керчь являлась Солодилова О.С., которая вела сессию, являлась докладчиком по вышеуказанному вопросу. После доклада выступили Ерманов К.В., депутат городского совета Тригубенко Г.А., Миронов Д.И., итоги голосования: «за» - 17 «против» - нет, «воздержались» - 5, то есть решение принято.

Проверкой доводов административного истца о необоснованности оспариваемого решения также установлено, что 12 октября 2020 года Главой Республики Крым принято решение о проведении проверки достоверности и полноты сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представленных лицо, замещающим муниципальную должность в Республике Крым – депутатом Керченского городского совета Республики Крым второго созыва Ермановым К.В.

12 октября 2020 года за №02/3078 председателем Комитета по противодействию коррупции Республики Крым направлено депутату Керченского городского совета Республики Крым Ерманову К.В. уведомление о начале проверки достоверности полноты сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представленных Ермановым К.В. в отношении себя и членов своей семьи за отчетный период 2019 года (т. 2 л.д. 68).

24 ноября 2020 года Комитет по противодействию коррупции Республики Крым в письме №02/3736 сообщил административному истцу, что в соответствии с пунктом 2 части 8 статьи 6 Закона Республики Крым №479-ЗРК/2018 он вправе давать пояснения в письменной форме: в ходе проверки; по вопросам, касающимся сведений, подлежащих проверке; по результатам проверки. На основании изложенного, административного истца пригласили 07.12.2020 в Комитет по противодействию коррупции Республики Крым к консультанту второго отдела управления антикоррупционных проверок Комитета по противодействию коррупции Республики Крым для дачи пояснений (т. 2 л.д. 70).

По результатам проведенной проверки, установлены факты представления депутатом Керченского городского совета Республики Крым Ермановым К.В. недостоверных и неполных сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера за отчетный период 2019 год, дающие основания для применения к нему меры юридической ответственности в соответствии с федеральным законодательством.

В силу части 10 статьи 6 Закона Республики Крым от 14.03.2018 №479-ЗРК/2018, по окончании проверки орган по профилактике коррупционных и иных правонарушений в случае обращения гражданина, претендующего на замещение должности, лица, замещающего должность, обязан ознакомить его с результатами проверки с соблюдением законодательства Российской Федерации о государственной <данные изъяты>.

Административный истец с заявлением об ознакомлении его с материалами проверки в адрес Комитета по противодействию коррупции Республики Крым не обращался.

В соответствии с частью 11 статьи 6 Закона Республики Крым от 14.03.2018 №479-ЗРК/2018, по итогам проверки руководителем органа по профилактике коррупционных и иных правонарушений 29.12.2020 представлен Главе Республики Крым доклад о её результатах.

По итогам рассмотрения доклада о результатах проверки Главой Республики Крым принято решение от 29.12.2020 о подготовке заявления в орган местного самоуправления о досрочном прекращении полномочий депутата Керченского городского совета Республики Крым второго созыва Ерманова К.В.

Учитывая установление фактов предоставления Ермановым К.В. недостоверных и неполных сведений о своих доходах и доходах своей супруги за 2019 год, что свидетельствовало о несоблюдении депутатом обязанности, установленной частью 4 статьи 12.1 Федерального закона №273-ФЗ, 15 января 2021 года Глава Республики Крым направил заявление Керченскому городскому совету Республики Крым о рассмотрении вопроса о досрочном прекращении полномочий депутата Керченского городского совета Республики Крым Ерманова К.В.

Отказывая в удовлетворении административного иска Ерманова К.В., суд первой инстанции пришёл к верному выводу о том, что оспариваемое решение принято уполномоченным органом в пределах предоставленных ему полномочий с соблюдением установленного порядка и процедуры, при наличии оснований, предусмотренных законом.

Ссылки административного истца на отсутствие умысла на искажение представляемых сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера сами по себе не влекут признание принятого в отношении него решения незаконным, поскольку, исходя из положений вышеприведенных норм закона, данное обстоятельство не освобождает от ответственности, предусмотренной действующим законодательством.

Доводы административного истца, изложенные в апелляционной жалобе, о нарушении, по его мнению, процедуры принятия оспариваемого решения, проверялись судом первой инстанции и мотивированно отклонены, как несостоятельные.

Оснований для переоценки представленных доказательств и иного применения норм права у судебной коллегии не имеется, так как выводы суда первой инстанции соответствуют фактическим обстоятельствам данного дела, требованиям закона. Ссылок на какие-либо новые факты, которые остались без внимания суда первой инстанции, в апелляционной жалобе не содержится.

Оснований, предусмотренных статьей 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, для отмены или изменения решения городского суда апелляционной инстанцией не установлено.

На основании изложенного, судебная коллегия по административным делам Верховного суда Республики Крым, руководствуясь статьями 308-311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,

определила:

решение Керченского городского суда Республики Крым от 25 мая 2021 года по административному делу №2а-1079/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу Ерманова Константина Викторовича - без удовлетворения.

Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия.

Апелляционное определение может быть обжаловано в Четвёртый кассационный суд общей юрисдикции, через суд первой инстанции, в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения.

Председательствующий судья: подпись Н.В. Кучеренко

Судьи: З.И. Курапова

И.В. Кагитина

33а-7547/2021

Категория:
Гражданские
Истцы
Ерманов Константин Викторович
Ответчики
Керченский городской Совет РК
Территориальная избирательная комиссия г. Керчь РК
Глава МО ГО Керчь - Солодилова О.С.
Комитет по противодействию коррупции РК
Постоянная комиссия по вопросам местного самоуправления, депутатской деятельности, межмуниципального сотрудничества и межнациональных отношений
Суд
Верховный Суд Республики Крым
Судья
Кучеренко Наталья Владимировна
Дело на сайте суда
vs.krm.sudrf.ru
19.07.2021Передача дела судье
18.08.2021Судебное заседание
13.09.2021Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
14.09.2021Передано в экспедицию
18.08.2021
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее