РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
15 мая 2024 года дело № 2-574/2024
УИД 43RS0034-01-2024-000538-04
Слободской районный суд Кировской области в составе председательствующего судьи Баранова И.С., при секретаре Драчковой Н.В., с участием прокуроров Русских Т.А., Захарова Р.А. представителя ответчика Черных О.Ю., третьего лица Ситникова А.К., рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Слободском Кировской области гражданское дело по иску Слободского межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к муниципальному бюджетному учреждению дополнительного образования «Детская художественная школа» г. Слободского Кировской области о возложении обязанности устранить нарушения законодательства о противодействии терроризму и пожарной безопасности,
УСТАНОВИЛ:
Слободской межрайонный прокурор обратился в суд с указанным иском в интересах неопределенного круга лиц к ответчику, в обоснование которого указал, что прокуратурой проведена проверка исполнения законодательства о противодействии терроризму и пожарной безопасности, в ходе которой в деятельности МБУ ДО «Детская художественная школа» г. Слободского Кировской области (далее – художественная школа) выявлены нарушения требований указанного вида законодательства: здание художественной школы не оборудовано системой оповещения; срок службы пожарных извещателей автоматической установки пожарной сигнализации составляет более 10 лет. Требования, изложенные во внесенном 13.02.2024 руководству художественной школы представлении об устранении нарушений закона, до настоящего времени не исполнены, нарушения не устранены. С учетом этого, прокурор просит суд обязать художественную школу устранить нарушения требований законодательства: оборудовать здание, находящееся по адресу: <адрес>, <адрес>, системой оповещения и управления эвакуацией либо автономной системой (средствами) экстренного оповещения работников, обучающихся и иных лиц, о потенциальной угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации; осуществить замену автоматических систем пожарной сигнализации и систем оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре в здании по адресу: <адрес>
В судебном заседании прокуроры Русских Т.А., Захаров Р.А. на заявленных исковых требованиях настаивали. При этом Захаров Р.А., с учетом разумности, предложил установить срок для исполнения решения суда до 31.12.2024.
Представитель ответчика, МБУ ДО «Детская художественная школа» г. Слободского, Черных О.Ю. требования прокурора признала в полном объеме, считает их обоснованными, просит предоставить срок для исполнения решения до 31.12.2024.
Представитель третьего лица, ФГКУ «Управление вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации по Кировской области», Ситников А.К. считает требования прокурора подлежащими удовлетворению.
Представители третьих лиц, Управления надзорной деятельности и профилактической работы Главного управления МЧС России по Кировской области, администрации г. Слободского Кировской области в судебное заседание не явились.
Заслушав объяснения представителей истца, ответчика, третьих лиц, исследовав представленные письменные доказательства, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст.ст. 2, 18, 45 Конституции Российской Федерации, человек, его права являются высшей ценностью. Права и свободы гражданина являются непосредственно действующими. Государственная защита прав и свобод человека и гражданина в РФ гарантируются.
В силу п.1 ст. 20 и п. 1 ст. 41 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жизнь и каждый имеет право на охрану здоровья.
Согласно ст. 3 Федерального закона от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 124-ФЗ) законодательство Российской Федерации об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации основывается на Конституции Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона, соответствующих федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации в области защиты прав и законных интересов ребенка.
Одной из целей государственной политики в интересах детей, согласно Федеральному закону № 124-ФЗ, является защита детей от факторов, негативно влияющих на их физическое, интеллектуальное, психическое, духовное и нравственное развитие.
В силу п. 2 ч. 6 ст. 28 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе: создавать безопасные условия обучения, в том числе при проведении практической подготовки обучающихся, а также безопасные условия воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.
Согласно ст. 2 Федерального закона от 06.03.2006 № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» противодействие терроризму в Российской Федерации основывается на следующих основных принципах: приоритет защиты прав и законных интересов лиц, подвергающихся террористической опасности; приоритет мер предупреждения терроризма; минимизация последствий проявлений терроризма.
Постановлением Правительства РФ от 02.08.2019 № 1006 утверждены требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации, и формы паспорта безопасности этих объектов (далее - Требования).
В соответствии с пп. «д» п. 24 Требований в целях обеспечения антитеррористической защищенности объектов (территорий) необходимо оборудование объектов (территорий) системами оповещения и управления эвакуацией либо автономными системами (средствами) экстренного оповещения работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте территории), о потенциальной угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации.
Таким образом, соблюдение образовательными организациями требований законодательства о противодействии терроризму является обязательным в силу закона.
Согласно ст. 1 Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» (далее - Федеральный закон № 69-ФЗ) пожарная безопасность - состояние защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров; требования пожарной безопасности - специальные условия социального и технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности законодательством Российской Федерации, нормативными документами или уполномоченным государственным органом; нарушением требований пожарной безопасности является невыполнение или ненадлежащее выполнение требований пожарной безопасности.
В соответствии со ст. 37 Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ руководители организаций обязаны соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны; разрабатывать и осуществлять меры по обеспечению пожарной безопасности; проводить противопожарную пропаганду, а также обучать своих работников мерам пожарной безопасности; содержать в исправном состоянии системы и средства противопожарной защиты, включая первичные средства тушения пожаров. Руководители организаций осуществляют непосредственное руководство системой пожарной безопасности в пределах своей компетенции на подведомственных объектах и несут персональную ответственность за соблюдение требований пожарной безопасности.
В соответствии с требованиями ст. 54 Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» системы обнаружения пожара (установки и системы пожарной сигнализации), оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре должны обеспечивать автоматическое обнаружение пожара за время, необходимое для включения систем оповещения о пожаре в целях организации безопасной (с учетом допустимого пожарного риска) эвакуации людей в условиях конкретного объекта.
В силу п. 5.1.7 ГОСТ Р 54101-2010 «Национальный стандарт Российской Федерации. Средства автоматизации и системы управления. Средства и системы обеспечения безопасности. Техническое обслуживание и текущий ремонт» (далее - ГОСТ Р 54101-2010) при достижении системой или ее составными частями предельного состояния (срока службы), в том числе после ремонта системы, ее составные части подлежат выводу из эксплуатации и списанию. К моменту достижения системой предельного состояния Организация должна принять меры к созданию новой системы.
Пунктами 6.6.1, 6.6.3, 6.6.4 ГОСТ Р 59638-2021 «Системы пожарной сигнализации. Руководство по проектированию, монтажу, техническому обслуживанию и ремонту. Методы испытаний на работоспособность» (далее - ГОСТ Р 59638-2021) установлено, что в случаях, когда в технической документации системы пожарной сигнализации указан неопределенный срок службы (эксплуатации), например, «10 лет и более» или «средний срок службы 10 лет», следует руководствоваться числовым значением («10 лет» в приведенном примере) и принимать его как время истечения срока службы (эксплуатации).
По истечении срока службы технические средства должны быть заменены на аналогичные либо на иные по согласованию с заказчиком и проектной организацией.
Технические средства системы пожарной сигнализации рекомендуется заменять по истечении следующих сроков:
ИП - в соответствии с технической документацией, но не более 10 лет; приборы и их компоненты, ИБЭ (за исключением элементов питания) - 10 лет;
аккумуляторные свинцовые батареи - в соответствий с технической документацией, но не более 10 лет, а также при снижении фактической емкости до менее чем 80% от номинальной;
неперезаряжаемые литиевые батареи - в соответствии с технической документацией, но не более 10 лет;
вспомогательные технические средства пожарной автоматики - в соответствии с технической документацией, но не более 10 лет;
кабельная продукция - в соответствии с технической документацией.
Пунктами 6.7.1, 6.7.3, 6.7.4 ГОСТ Р59639-2021 «Системы оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре. Руководство по проектированию, монтажу, техническому обслуживанию и ремонту. Методы испытаний на работоспособность» (далее - ГОСТ Р59639-2021) установлено, что не допускается эксплуатация технических средств системы оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре с истекшим сроком службы.
По истечении срока службы технические средства должны быть заменены на аналогичные либо на иные по согласованию с заказчиком и проектной организацией. При замене одних технических средств на иные должна быть обеспечена информационная и электротехническая совместимость технических средств в системе оповещения и управления эвакуацией.
Для технических средств системы оповещения и управления эвакуацией устанавливают следующие сроки периодичности плановой замены:
световые, звуковые и речевые пожарные оповещатели - в соответствии с рекомендациями изготовителей, но не более 10 лет;
приборы и их компоненты, источники бесперебойного электропитания - в соответствии с рекомендациями изготовителей, но не более 10 лет;
элементы питания - в соответствии с рекомендациями производителей, но не более 10 лет;
вспомогательные технические средства пожарной автоматики - в соответствии с рекомендациями изготовителей, но не более 10 лет;
другие элементы и составные части системы - в соответствии с рекомендациями изготовителей, но не более 10 лет.
Таким образом, соблюдение образовательными организациями требований законодательства о пожарной безопасности является обязательным в силу закона.
Как следует из Устава МБУ ДО «Детская художественная школа» г. Слободского Кировской области (далее - Устав), учреждение создано в соответствии с Гражданским кодексом РФ, Бюджетным кодексом РФ, Законом РФ «Об образовании», Федеральным законом «О некоммерческих организациях», законом Кировской области «Об образовании в Кировской области», муниципальными правовыми актами (л.д. 23-36).
Учреждение по типу образовательной организации является организацией дополнительного образования (п.1.7), по организационно-правовой форме – муниципальное учреждение (п. 1.5), по типу муниципального учреждения – бюджетное (п.1.6). Его учредителем является муниципальное образование «город Слободской» (пункт 1.8), функции и полномочия которого осуществляет администрация города Слободского в соответствии с муниципальными правовыми актами. Собственником имущества является муниципальное образование «город Слободской», функции и полномочия которого осуществляет администрация города Слободского.
Деятельность художественной школы осуществляется по адресу: <адрес>.
В соответствии с п. 1.9 Устава художественная школа является юридическим лицом, имеет самостоятельный баланс, лицевые счета, открытые в финансовом органе муниципального образования «город Слободской» и органе Федерального казначейства в соответствии с законодательством РФ, обособленное имущество, находящееся в оперативном управлении, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права.
В соответствии с п. 9.1 Устава установлено, что за художественной школой» в целях обеспечения деятельности закрепляются на праве оперативного управления здания, сооружения, оборудование.
Пунктом 9.3 Устава установлено, что источниками формирования имущества и финансовых ресурсов художественной школы являются: субсидии из бюджета города на финансовое обеспечение муниципального задания на оказание муниципальных услуг (выполнение работ); иные субсидии; добровольные имущественные взносы и пожертвования от физических и юридических лиц; доходы, полученные Учреждением от оказания платных услуг и иной приносящей доход деятельности; иные источники, не запрещенные действующим законодательством.
Согласно п. 6.8 Устава художественная школа создает условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья обучающихся.
В соответствии с п. 8.5 Устава художественная школа несет ответственность, в том числе за жизнь и здоровье обучающихся, работников Учреждения.
Как установлено судом, в порядке осуществления надзора за исполнением федерального законодательства Слободской межрайонной прокуратурой проведена проверка соблюдения в художественной школе законодательства о противодействии терроризму и пожарной безопасности.
Проверкой установлено, что здание художественной школы, в нарушение положений приведенных нормативных правовых актов, не оборудовано системой оповещения, к тому же срок службы пожарных извещателей автоматической установки пожарной сигнализации составляет более 10 лет.
По её результатам 13.02.2024 руководству художественной школы внесено представление об устранении нарушений закона (л.д. 5-6).
Согласно ответу на представление в художественной школе приняты меры по устранению причин и условий выявленных нарушений. Вместе с тем, до настоящего времени нарушения не устранены в связи с отсутствием финансовых средств (л.д. 8).
Судом установлено, что денежные средства на устранение выявленных в художественной школе нарушений законодательства образовательному учреждению не выделяются, заявки оставлены без удовлетворения (л.д. 9, 14, 15-16, 17-22).
Вместе с тем, суд считает, что отсутствие у художественной школы денежных средств, самостоятельной финансовой возможности устранить выявленные нарушения законодательства не освобождает от обязанности их устранения.
Названные нарушения требований антитеррористического законодательства и законодательства о пожарной безопасности нарушают права и интересы неопределенного круга лиц, в том числе несовершеннолетних, посещающих художественную школу, сотрудников указанной образовательной организации, создают угрозу их жизни и здоровью.
При таких обстоятельствах, с учетом признания ответчиком иска, суд приходит к выводу о необходимости возложения на ответчика, МБУ ДО «Детская художественная школа» г. Слободского, обязанности устранить нарушения требований законодательства о противодействии терроризму и пожарной безопасности.
Таким образом, иск Слободского межрайонного прокурора подлежит удовлетворению.
В силу ч. 2 ст. 206 ГПК РФ при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.
С учетом изложенного, а также мнения участников судебного заседания, принимая во внимание организационные процедуры исполнения решения суда с учетом возможностей ответчика, суд, руководствуясь критериями разумности и справедливости, определяет срок совершения возлагаемых на ответчика действий до 31.12.2024.
В соответствии с положениями п. 2 ст. 333.20, пп. 19 п. 1 ст. 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации ответчика следует освободить от уплаты государственной пошлины.
Руководствуясь статьями 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
иск Слободского межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц удовлетворить.
Обязать муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «Детская художественная школа» г. Слободского Кировской области (ИНН 4343002145) в срок до 31.12.2024:
- оборудовать здание по адресу: <адрес>, системой оповещения и управления эвакуацией либо автономной системой (средствами) экстренного оповещения работников, обучающихся и иных лиц, о потенциальной угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации;
- заменить автоматические системы пожарной сигнализации и системы оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре в здании по адресу: <адрес>
Решение может быть обжаловано в Кировский областной суд путем подачи апелляционной жалобы через Слободской районный суд в течение месяца со дня составления мотивированного решения суда.
Судья: И.С. Баранов
Мотивированное решение суда составлено 15.05.2024.