Решение по делу № 33а-6485/2022 от 21.10.2022

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

 

13 апреля 2022 года                                                                                    город Москва

 

Тверской районный суд города Москвы 

в составе председательствующего судьи Грибовой М.В.,

при секретаре Феоктистовой А.В.,

с участием административного истца Терентьева А.А. посредством использования системы видеоконференц-связи,

рассмотрел в открытом судебном заседании административное дело  2а-123/2022 по иску Терентьева А.А. к Генеральной прокуратуре Российской Федерации о признании незаконным бездействия,

 

УСТАНОВИЛ:

Административный истец Терентьев А.А. обратился в суд с административным исковым заявлением к Генеральной прокуратуре Российской Федерации о признании незаконным бездействия, выразившегося в непринятии мер реагирования по результатам рассмотрения его заявлений. Мотивируя требования тем, что с 2012 года неоднократно обращался в Генеральную прокуратуру Российской Федерации с жалобами, однако по результатам никаких мер реагирования не принято, были даны формальные, немотивированные ответы, чем, по мнению административного истца, нарушены его права, свободы и законные интересы. 

Административный истец в судебном заседании участвует посредством использования системы видеоконференц-связи, требования административного иска поддержал в полном объеме, просил их удовлетворить.

Представитель административного ответчика Генеральной прокуратуры Российской Федерации в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещался надлежащим образом, в удовлетворении заявления просил отказать по основаниям, изложенным в письменном отзыве.

Выслушав административного истца, исследовав представленные материалы, суд приходит к следующим выводам.

В соответствии со ст. 46 Конституции Российской Федерации и главой 22 КАС  РФ  граждане и организации вправе обратиться в суд за защитой своих прав и свобод с заявлением об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, в результате которых, по мнению указанных лиц, были нарушены их права и свободы или созданы препятствия к осуществлению ими прав и свобод либо на них незаконно возложена какая-либо обязанность или они незаконно привлечены к ответственности.

Согласно ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

В силу п.9 ст. 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:

1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;

2) соблюдены ли сроки обращения в суд;

3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов;

4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

В соответствии с п.10 ст. 226 КАС РФ обязанность доказывания обстоятельств, указанных в п.п. 1 и 2 ч. 9 ст. 226 КАС РФ, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в п.п. 3 и 4 ч. 9 и в ч. 10 ст. 226 КАС РФ - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).

В судебном заседании установлено, что согласно сведениям электронной компьютерной базы АИК «Надзор-WEB», используемой органами прокуратуры для учета документооборота, в Генеральной прокуратуре Российской Федерации имеется обширная переписка с заявителем.

В период с 2012 года по настоящее время в Генеральную прокуратуру Российской Федерации поступило свыше 80 обращений Терентьева А.А.

После регистрации в установленном порядке обращения истца по итогам предварительного рассмотрения согласно п. 3.2. Инструкции при отсутствии сведений о решениях руководства нижестоящей прокуратуры по приведенным доводам направлялись в прокуратуру субъекта Российской Федерации, при наличии оснований, с учетом компетенции, передавались в профильные подразделения Генеральной прокуратуры Российской Федерации в соответствии с их тематикой.

О результатах рассмотрения заявитель уведомлялся.

Доводы Терентьева А.А. о фальсификации постановления о возбуждении уголовного дела от **** о хищении имущества заявителя и о незаконном освобождении от уголовной ответственности несовершеннолетних, причастных, по его мнению, к его совершению проверены Коряжемским МСО СУ СК России по Архангельской области и Ненецкому автономному округу в порядке ст. 144, 145 УПК РФ, подтверждения не нашли. По результатам **** в возбуждении уголовного дела в отношении начальника ОД ОП по г. Коряжме отказано за отсутствием состава преступлений, предусмотренных ст. 300, ч. 2 ст. 303 УК РФ.

Материалы проверки изучены в Генеральной прокуратуре Российской Федерации. Основания для отмены принятого процессуального решения отсутствуют.

Получение ответов на обращения о проведении прокурорской проверки административный истец не оспаривает.

Указанные фактические обстоятельства дела установлены в судебном заседании, подтверждаются письменными материалами дела и сторонами не оспариваются.

Статьей 33 Конституции Российской Федерации предусмотрено право граждан на обращение лично, а также направлять индивидуальные обращения в государственные органы, органы местного самоуправления и должностным лицам.

Данная конституционная норма воспроизведена в ч. 1 ст. 2 Федерального закона от 02.05.2006  59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации».

В силу п. 3 ст. 10 Федерального закона от 02.05.2006   59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» ответ на обращение подписывается руководителем государственного органа или органа местного самоуправления, должностным лицом либо уполномоченным на то лицом.

В соответствии со ст. 12 Федерального закона от 02.05.2006  59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» письменное обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, рассматривается в течение 30 дней со дня регистрации письменного обращения.

В соответствии со ст. 14 Федерального закона от 02.05.2006  59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» (далее - Закон  59-ФЗ) государственные органы и должностные лица осуществляют в пределах своей компетенции контроль за соблюдением порядка рассмотрения обращений, анализируют содержание поступающих обращений, принимают меры по своевременному выявлению и устранению причин нарушения прав, свобод и законных интересов граждан.

Согласно ст. 10 Федерального закона от 17.01.1992  2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» в органах прокуратуры в соответствии с их полномочиями разрешаются заявления, жалобы и иные обращения, содержащие сведения о нарушении законов. Решение, принятое прокурором, не препятствует обращению лица за защитой своих прав в суд. Поступающие в органы прокуратуры заявления и жалобы, иные обращения рассматриваются в порядке и сроки, которые установлены федеральным законодательством. Ответ на заявление, жалобу и иное обращение должен быть мотивированным.

В целях установления в системе прокуратуры Российской Федерации единого порядка рассмотрения обращений и организации приема граждан приказом Генерального прокурора Российской Федерации от 30.01.2013  45, изданным в соответствии со ст. 17 Федерального закона от 17.01.1992   2202-I «О прокуратуре Российской Федерации», утверждена и введена в действие Инструкция о порядке рассмотрения обращений и приема граждан в системе прокуратуры Российской Федерации.

Положения Инструкции согласуются с вышеназванными нормами За­кона  59-ФЗ.

В силу п. 3.1 Инструкции о порядке рассмотрения обращений и приема граждан в органах прокуратуры Российской Федерации обращения, поступившие в органы прокуратуры Российской Федерации, подлежат обязательному рассмотрению. По результатам предварительного рассмотрения должно быть принято одно из следующих решений: о принятии к разрешению; об оставлении без разрешения; о передаче на разрешение в нижестоящие органы прокуратуры; о направлении в другие органы; о прекращении рассмотрения обращения; о приобщении к ранее поступившему обращению; о возврате заявителю.

Частью 1 статьи 12 Закона о прокуратуре и пунктом 5.1 Инструкции установлено, что письменное обращение граждан, должностных и иных лиц рассматривается в течение 30 дней со дня его регистрации в органах прокуратуры Российской Федерации, а не требующие дополнительного изучения и проверки - 15 дней. Ответ на заявление, жалобу и иное обращение должен быть мотивированным. Если в удовлетворении заявления или жалобы отказано, заявителю должны быть разъяснены порядок обжалования принятого решения, а также право обращения в суд, если таковое предусмотрено законом.

В силу ч. 3 ст. 8 Закона  59-ФЗ, п. 3.5. Инструкции обращения, подлежащие разрешению другими органами и организациями, в течение 7 дней со дня их регистрации направляются по принадлежности с одновременным извещением заявителя об этом.

Пунктом 6.6. Инструкции предусмотрено, что ответ автору обращения с разъяснением требований действующего законодательства по письменному указанию начальника структурного подразделения, прокурора соответствующей прокуратуры может дать прокурорский работник, рассматривающий конкретное обращение.

В соответствии со ст.ст. 5, 10, 22 - 25, 25.1, 27, 28 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации», принятие мер прокурорского реагирования является правомочием прокурора и может применяться (либо не применяться) прокурором по своему усмотрению, основанному на исследовании доводов жалобы заявителя и материалах проверки. В случае непринятия прокурором мер реагирования на заявление лица, дальнейшая защита предполагаемого нарушенного права лица производится в судебном или ином предусмотренном законом порядке.

На основании ст. 27 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» органы прокуратуры в своей деятельности должны обеспечить защиту прав, свобод человека и гражданина, при выявлении нарушений их прав прокурор обязан принять меры реагирования с целью их устранения.

При этом орган прокуратуры самостоятельно определяет порядок разрешения обращений, а суд не вправе обязать прокурора принять по итогам проверки то или иное конкретное решение, которое, по мнению заявителя, представляется правильным.

Непринятие прокурором мер реагирования на заявление гражданина, не препятствует ему в дальнейшей защите предполагаемого нарушенного права в судебном или ином предусмотренном законом порядке.

Как установлено судом и усматривается из заявления административного истца, обращения Терентьева А.А. рассмотрены в соответствии с требованиями  Федерального закона от 02.05.2006  59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» и Инструкции, доводы Терентьева А.А. проверены Генеральной прокуратурой Российской Федерации.

На обращения даны письменные ответы уполномоченным должностным лицом, ее доводы проверены в пределах компетенции и дан мотивированный ответ.

Содержание ответов каких-либо неясностей не имеет. Факт их получения Терентьев А.А. не оспаривает.

Исходя из положений п. 1 ч. 2 ст. 227 КАС РФ, суд удовлетворяет административное исковое заявление о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) органа государственной власти, должностного лица незаконными, если признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца.

Указанной совокупности условий, влекущей удовлетворение иска, по делу не установлено.

Несогласие административного истца Терентьева А.А. с содержанием ответов Генеральной прокуратуры Российской Федерации, значения для дела не имеет, поскольку не нарушает прав административного истца, не возлагает на административного истца никаких обязанностей и не препятствует к осуществлению его прав и свобод.

Кроме того, в соответствии с п. 1 и п. 8 ст. 219 КАС РФ, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.

Как усматривается из материалов дела, административным  истцом был пропущен срок давности для обращения в суд об оспаривании ответов, направленных Терентьеву А.А. в период с 2012 года по 2020 год, что является самостоятельным основанием для отказа в административном иске.

Оценив представленные материалы, суд приходит к выводу, что должностными лицами Генеральной прокуратуры РФ не было совершено каких-либо неправомерных действий, либо бездействия, нарушающих права административного истца, указанных в ст. 218 КАС РФ, истцом пропущен срок для обращения в суд об оспаривании ответов, направленных Терентьеву А.А. в период с 2012 года по 2020 год, следовательно, административное исковое заявление  Терентьева А.А. не может быть признано обоснованным, в связи с чем в удовлетворении административного  искового заявления должно быть отказано.

На основании изложенного, и руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд

 

РЕШИЛ:

В удовлетворении административного иска Терентьева А.А. к Генеральной прокуратуре Российской Федерации о признании незаконным бездействия - отказать.

Решение суда может быть обжаловано в Московский городской суд через Тверской районный суд города Москвы в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

 

Судья                                                                                 М.В. Грибова

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Решение суда в окончательной форме изготовлено 27.04.2022 

33а-6485/2022

Категория:
Административные
Статус:
Возвращено
Истцы
Терентьев Александр Анатольевич
Ответчики
Генеральная прокуратура РФ, Генеральный прокурор РФ Краснов И.В.
Суд
Московский городской суд
Дело на странице суда
www.mos-gorsud.ru
21.10.2022Зарегистрировано
25.10.2022Возвращено
21.10.2022У судьи
17.12.2022В экспедиции
25.10.2022
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее