Дело № 3А-221/2018
098а
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
02 апреля 2018 года г. Красноярск
Красноярский краевой суд в составе:
председательствующего судьи Андриишина Д.В.,
при секретаре судебного заседания Дорошковой М.В.,
с участием представителя административного истца общества с ограниченной ответственностью «Центральный рынок» Гарейшина Д.Ю., представителя администрации г. Шарыпово Красноярского края Литвиненко Н.П., представителя Комитета по управлению муниципальным имуществом администрации г. Шарыпово Красноярского края Лященко И.О.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 3А-221/2018 по административному иску общества с ограниченной ответственностью «Центральный рынок» об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости земельных участков,
У С Т А Н О В И Л:
Общество с ограниченной ответственностью «Центральный рынок» (далее – ООО «Центральный рынок») обратилось с административным иском об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости земельных участков, мотивируя тем, что административный истец является собственником земельных участков с кадастровыми номерами 24:57:№:65, 24:57:№:79, расположенных в № г. Шарыпово Красноярского края.
По результатам государственной кадастровой оценки земель по состоянию на 01 января 2011 года для земельного участка с кадастровым номером 24:57:№:65 установлена кадастровая стоимость в размере 9 703 811 рублей, для земельного участка с кадастровым номером 24:57:№:79 установлена кадастровая стоимость в размере 4 737 153 рубля 20 копеек.
По итогам независимой оценки стоимости земельных участков, выполненной ООО «Альянс-Оценка» и представленной в отчете № 5169 (учетный № 5169зу-2018) от 15 февраля 2018 года, по состоянию на 01 января 2011 года, рыночная стоимость земельных участков с кадастровыми номерами 24:57:№:65, 24:57:№:79 составляет 3 623 000 рублей, 1 939 000 рублей соответственно.
Установление кадастровой стоимости земельных участков, не соответствующей их рыночной стоимости нарушает права истца, поскольку истец является плательщиком земельного налога, размер которого определяется исходя из кадастровой стоимости земельных участков, в связи с чем, 28 февраля 2018 года ООО «Центральный рынок» обратилось с заявлениями о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости в Комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Красноярскому краю, однако, уведомлением Комиссии от 01 марта 2018 года № 133 заявление было возвращено, по причине истечения пятилетнего срока, предусмотренного ст. 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации».
Просит установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером 24:57:№:65 в размере его рыночной стоимости 3 623 000 рублей, определенной по состоянию на 01 января 2011 года; установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером 24:57:№:79 в размере его рыночной стоимости 1 939 000 рублей, определенной по состоянию на 01 января 2011 года.
Представитель административного истца ООО «Центральный рынок» Гарейшин Д.Ю., действующий на основании доверенности, настаивал на удовлетворении административного иска по изложенным в нем основаниям и доводам, ходатайствовал о восстановлении срока на обращение в суд с указанным административным иском, ссылаясь на то, что до настоящего времени не проведена очередная государственная кадастровая оценка.
Представитель администрации г. Шарыпово Красноярского края Литвиненко Н.П., действующая на основании доверенности, просила в удовлетворении административного иска отказать, мотивируя тем, что представленный административным истцом отчет об оценке рыночной стоимости земельных участков имеет недостатки; датой определения кадастровой стоимости земельных участков следует считать 27 января 2012 года, в то время как в отчете об оценке рыночная стоимость земельных участков определена по состоянию на 01 января 2011 года; в отношении отчета об оценке не представлено положительное экспертное заключение, которое является обязательным.
Представитель Комитета по управлению муниципальным имуществом администрации г. Шарыпово Красноярского края (далее – КУМИ администрации г. Шарыпово) Лященко И.О., действующий на основании доверенности, просил в удовлетворении административного иска отказать по основаниям приведенным, представителем администрации г. Шарыпово.
Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Красноярскому краю (далее - Управление Росреестра по Красноярскому краю), Федеральное государственное бюджетное учреждение «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» (далее - ФГБУ «ФКП Росреестра»), Правительство Красноярского края, надлежаще извещенные о времени и месте рассмотрения дела, своих представителей в судебное заседание не направили, о причинах неявки не сообщили, ходатайств не представили.
Суд посчитал возможным в соответствии с частью 2 статьи 150, частью 4 статьи 247 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации рассмотреть дело в отсутствие неявившихся представителей Управления Росреестра по Красноярскому краю, ФГБУ «ФКП Росреестра», Правительства Красноярского края, своевременно и надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, против чего представитель ООО «Центральный рынок» Гарейшин Д.Ю., представитель администрации г. Шарыпово Литвиненко Н.П., представитель КУМИ администрации г. Шарыпово Красноярского края Лященко И.О. не возражали.
Оценив доводы участвующих в деле лиц, исследовав материалы дела, суд полагает административный иск подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
На основании пункта 1 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата.
Для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных Земельным кодексом Российской Федерации, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка (пункт 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации).
Статьей 66 Земельного кодекса Российской Федерации определено, что рыночная стоимость земельного участка устанавливается в соответствии с федеральным законом об оценочной деятельности (пункт 1).
Для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 данной статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу) (пункт 2)
В случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости (пункт 3).
В соответствии со статьей 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» результаты определения кадастровой стоимости объекта недвижимости могут быть оспорены юридическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в суде или комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости (часть 1).
В случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость (часть 4).
Судом установлено, что ООО «Центральный рынок» является собственником земельного участка с кадастровым номером 24:57:№:65, расположенного по адресу: Красноярский край, г. Шарыпово, <адрес>, земельного участка с кадастровым номером 24:57:№:79 расположенного по адресу: Красноярский край, г. Шарыпово, <адрес>, что подтверждается свидетельствами о государственной регистрации права от 20 февраля 2007 года и от 06 июня 2008 года (л.д. 10, 11).
Согласно выпискам из Единого государственного реестра недвижимости о кадастровой стоимости объекта недвижимости от 26 февраля 2018 года по состоянию на 01 января 2011 года для земельных участков с кадастровыми номерами 24:57:№:65, 24:57:№:79 установлена кадастровая стоимость в размере 9 703 811 рублей, 4 737 153 рубля 20 копеек соответственно (л.д. 12, 13).
Вышеуказанная кадастровая стоимость земельного участка определена на основании Постановления Правительства Красноярского края от 22 ноября 2011 года № 708-П «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Красноярского края».
28 февраля 2018 года (вх. № 9335) ООО «Центральный рынок» обратилось в Комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Красноярскому краю, созданную Приказом Росреестра от 21 ноября 2011 года № 453 с заявлениями о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости земельных участков с кадастровыми номерами 24:57:№:65, 24:57:№:79 с приложением необходимых для этого документов (л.д. 14).
Уведомлением Комиссии от 01 марта 2018 года № 133 заявление ООО «Центральный рынок» о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости земельных участков с кадастровыми номерами 24:57:№:65, 24:57:№:79, было возвращено в связи с истечением пятилетнего срока, предусмотренного ст. 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» л.д. 15-16).
Оспаривая указанную кадастровую стоимость, административный истец представил в суд отчет об оценке № 5169 (учетный № 5169зу-2018) от 15 февраля 2018 года, выполненный ООО «Альянс-Оценка» (оценщик Лапкина Т.А.), в котором по состоянию на 01 января 2011 года рыночная стоимость земельных участков с кадастровыми номерами 24:57:№:65, 24:57:№:79 составляет 3 623 000 рублей и 1 939 000 рублей соответственно (л.д. 18-147).Согласно ст. 3 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», под рыночной стоимостью объекта оценки понимается наиболее вероятная цена, по которой данный объект оценки может быть отчужден на открытом рынке в условиях конкуренции, когда стороны сделки действуют разумно, располагая всей необходимой информацией, а на величине цены сделки не отражаются какие-либо чрезвычайные обстоятельства. В соответствии с пунктом 7 Федерального стандарта оценки «Общие понятия оценки, подходы к оценке и требования к проведению оценке (ФСО № 1)», утвержденного Приказом Минэкономразвития РФ от 20 мая 2015 года № 297, подход к оценке - это совокупность методов оценки, объединенных общей методологией. Метод проведения оценки объекта оценки - это последовательность процедур, позволяющая на основе существенной для данного метода информации определить стоимость объекта оценки в рамках одного из подходов к оценке. Основными подходами, используемыми при проведении оценки, являются сравнительный, доходный и затратный подходы. При выборе используемых при проведении оценки подходов следует учитывать не только возможность применения каждого из подходов, но и цели и задачи оценки, предполагаемое использование результатов оценки, допущения, полноту и достоверность исходной информации. На основе анализа указанных факторов обосновывается выбор подходов, используемых оценщиком (п. 11 ФСО № 1). Оценщик вправе самостоятельно определять необходимость применения тех или иных подходов к оценке и конкретных методов оценки в рамках применения каждого из подходов (п. 24 ФСО № 1). Итоговая величина стоимости объекта оценки должна быть выражена в рублях Российской Федерации (п. 27 ФСО № 1).Судом установлено, что при оценке земельных участков оценщиком применен сравнительный подход, в рамках которого использован метод сравнения продаж по объектам-аналогам, предусматривающий сравнение объекта оценки с объектами - аналогами объекта оценки, в отношении которых имеется информация о ценах и характеристиках объектов-аналогов. Согласно Методическим рекомендациям по определению рыночной стоимости земельных участков, утвержденным Распоряжением Министерства имущественных отношений Российской Федерации от 06 марта 2002 года № 568-р, применение метода сравнения продаж предполагает определение элементов, по которым осуществляется сравнение объекта оценки с объектами-аналогами; определение по каждому из элементов сравнения характера и степени отличий каждого аналога от оцениваемого земельного участка; определение по каждому из элементов сравнения корректировок цен аналогов, соответствующих характеру и степени отличий каждого аналога от оцениваемого земельного участка; корректировку по каждому из элементов сравнения цен каждого аналога, сглаживающую их отличия от оцениваемого земельного участка; расчет рыночной стоимости земельного участка путем обоснованного обобщения скорректированных цен аналогов. В результате определения и внесения корректировок цены аналогов (единицы измерения аналогов) по общему правилу должны быть близки друг к другу. В случае значительных различий скорректированных цен аналогов целесообразно выбрать другие аналоги, элементы, по которым проводится сравнение значения корректировок. Оформление и содержание отчета об оценке № 5169 (учетный № 5169зу-2018) от 15 февраля 2018 года соответствует требованиям ст. 11 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», требованиям к содержанию отчета об оценке, к описанию в отчете об оценке информации, используемой при проведении оценки, установленным федеральными стандартами оценки. Достоверность данных, содержащихся в отчете, участвующими в деле лицами не опровергнута, доказательств иного размера рыночной стоимости не представлено и ходатайств о назначении экспертизы не заявлено. Федеральным законом от 02 июня 2016 года № 172-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (вступил в силу 02 июня 2016 года) в Закон об оценочной деятельности были внесены изменения, в соответствии с которыми исключен абзац шестой части шестнадцатой статьи 24.18 Закона об оценочной деятельности, содержащий ранее требование о представлении положительного экспертного заключения в отношении отчета об определении рыночной стоимости объекта недвижимости. В силу части первой статьи 17.1 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» (в редакции Федерального закона от 02 июня 2016 года № 172-ФЗ) экспертиза отчета проводится на добровольной основе на основании договора между заказчиком экспертизы и саморегулируемой организацией оценщиков. В этой связи не основаны на законе доводы представителя администрации г. Шарыпово о том, что отсутствие положительного экспертного заключения в отношении отчета об оценке является основанием для отказа в удовлетворении административного иска. Вопреки доводам представителя администрации г. Шарыпово, по результатам государственной кадастровой оценки кадастровая стоимость земельных участков определена по состоянию на 01 января 20111 года, о чем прямо указано в пункте 1 Постановления Правительства Красноярского края от 22 ноября 2011 года № 708-П «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Красноярского края».У суда нет оснований ставить под сомнение выводы оценщика о том, что по состоянию на 01 января 2011 года рыночная стоимость земельных участков с кадастровыми номерами 24:57:№:65, 24:57:№:79 составляет 3 623 000 рублей и 1 939 000 рублей соответственно. Таким образом, заявленный административным истцом размер рыночной стоимости земельных участков подтверждается совокупностью достоверных, допустимых и достаточных доказательств. Поскольку в соответствии с пунктом 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации кадастровая стоимость земельного участка устанавливается для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных данным Кодексом, внесённые в государственный кадастр недвижимости сведения о кадастровой стоимости земельных участков, не соответствующие действительной рыночной стоимости этих объектов, нарушают права административного истца, подлежащие восстановлению путём установления кадастровой стоимости земельных участков в размере их рыночной стоимости. С учетом изложенного по состоянию на 01 января 2011 года кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 24:57:№:65 должна быть определена равной его рыночной в размере 3 623 000 рублей, кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 24:57:№:79 должна быть определена равной его рыночной в размере 1 939 000 рублей, поскольку рыночная стоимость земельных участков подтверждена соответствующими доказательствами. Поскольку до настоящего времени не проведена очередная государственная кадастровая оценка земель, предусмотренный частью 3 статьи 245 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации пятилетний срок на обращение в суд с заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости подлежит восстановлению, учитывая при этом, что Федеральным законом от 03 июля 2016 года № 360-ФЗ приостановлено действие статей 24.12 - 24.17 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» регламентирующих периодичность и порядок проведения массовой государственной кадастровой оценки.Учитывая, что установленная судом кадастровая стоимость используется, в том числе для исчисления налоговой базы за налоговый период, в котором подано заявление о пересмотре кадастровой стоимости, и применяется до вступления в силу в порядке, определенном ст. 5 Налогового кодекса Российской Федерации, нормативного правового акта, утвердившего результаты очередной кадастровой оценки, датой обращения ООО «Центральный рынок» с заявлением о пересмотре кадастровой стоимости земельных участков с кадастровыми номерами 24:57:№:65, 24:57:№:79 следует считать дату подачи соответствующего заявления в Комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости – 28 февраля 2018 года.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 175 – 180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,
Р Е Ш И Л:
Административное исковое заявление общества ограниченной ответственностью «Центральный рынок» об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости земельных участков – удовлетворить.
Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером 24:57:№:65, расположенного по адресу: Красноярский край, г. Шарыпово, <адрес> в размере его рыночной стоимости – 3 623 000 рублей, определенной по состоянию на 01 января 2011 года.
Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером 24:57:№:79 расположенного по адресу: Красноярский край, г. Шарыпово, <адрес>, в размере его рыночной стоимости – 1 939 000 рублей, определенной по состоянию на 01 января 2011 года.
Датой обращения общества ограниченной ответственностью «Центральный рынок» с заявлениями об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости земельных участков с кадастровыми номерами 24:57:№:65, 24:57:№:79 считать 28 февраля 2018 года.
Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Красноярского краевого суда в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме путём подачи апелляционной жалобы через Красноярский краевой суд.
Судья Красноярского краевого суда Д.В. Андриишин
Решение в окончательной форме принято 03 апреля 2018 года.