14RS0035-01-2022-018690-23
№5-21/2023
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
г. Якутск 10 января 2023 года
Временно исполняющий обязанности судьи Якутского городского суда Республики Саха (Якутия) судья Ленского районного суда Республики Саха (Якутия) Ильина В.Т., рассмотрев в открытом судебном заседании дело об административном правонарушении в отношении должностного лица – ФИО8 по факту совершения административного правонарушения, предусмотренного ст. 17.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ),
установил:
____ заместителем природоохранного прокурора Республики Саха (Якутия) вынесено постановление о возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном ст. 17.7 КоАП РФ, в отношении должностного лица – ФИО8
Заместитель Якутского природоохранного прокурора ФИО10 административный материал поддержала, просит привлечь должностное лицо - ФИО8. к административной ответственности, поскольку его вина подтверждается материалами дела.
В судебном заседании представители привлекаемого лица по доверенности ФИО12 ФИО13 ФИО14. просили производство по делу прекратить в связи с отсутствием состава административного правонарушения, указывая на то, что представление заместителя прокурора было рассмотрено ___ В установленный срок ФИО8 в Якутскую природоохранную прокуратуру направлен письменный ответ от ____ То обстоятельство, что заместитель природоохранного прокурора Республики Саха (Якутия) не согласился с содержанием и оценкой изложенных в ответе фактов, не может служить основанием для привлечения к административной ответственности за неисполнение требований прокурора. Факт умышленного невыполнения требований прокурора, вытекающих из его полномочий, установленных федеральным законом, отсутствует.
Выслушав пояснения участников процесса, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
Задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений (статья 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
В силу положений статьи 26.1 названного Кодекса в числе иных обстоятельств по делу об административном правонарушении выяснению подлежат: наличие события административного правонарушения, виновность лица в совершении административного правонарушения, обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении, и иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
В соответствии со ст. 17.7 КоАП РФ умышленное невыполнение требований прокурора, вытекающих из его полномочий, установленных федеральным законом, а равно законных требований следователя, дознавателя или должностного лица, осуществляющего производство по делу об административном правонарушении, - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц - от двух тысяч до трех тысяч рублей либо дисквалификацию на срок от шести месяцев до одного года.
Объектом административного правонарушения, предусмотренного статьей 17.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, является институт государственной власти в виде реализации полномочий, в частности, прокурора, действующего от имени государства и представляющего его интересы, вытекающие из норм закона.
Объективную сторону правонарушения составляет, в частности, умышленное невыполнение требований прокурора, вытекающих из его полномочий, установленных федеральным законом.
Административная ответственность по данной статьей наступает только в случае неисполнения законных требований прокурора, вытекающих из его полномочий, установленных федеральным законом.
Вопрос о законности и обоснованности представления, содержащего требования прокурора, невыполнение которых внесено лицу, в отношении которого ведется производство по делу об административных правонарушениях, подлежит исследованию в рамках рассмотрения дела.
Обязанность доказывания правомерности требований, изложенных в соответствующем представлении, лежит на прокуроре. ("Обзор законодательства и судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за второй квартал 2009 года" утв. Постановлением Президиума Верховного Суда РФ от 16.09.2009).
Из материалов дела следует, что Якутской природоохранной прокуратурой ФИО8 внесено представление об устранении нарушений федерального законодательства от 06.10.2022 № Прдр-20980037-92-22/-20980037, с требованием: безотлагательно в срок не позднее 24.10.2022 рассмотреть представление с участием представителя природоохранной прокуратуры и принять меры по устранению и недопущению впредь выявленных нарушений федерального законодательства, причин и условий, им способствовавших; по казанным фактам организовать и провести служебную проверку, по результатам которой решить вопрос о привлечении виновных лиц к дисциплинарной ответственности; о месте и времени рассмотрения представления уведомить Якутскую природоохранную прокуратуру в целях обеспечения участия представителя прокуратуры. О результатах рассмотрения представления сообщить в Якутскую природоохранную прокуратуру в месячный срок до дня его вынесения с приложением копий заключения служебной проверки, приказа о наказании.
____ ___ провело совещание по рассмотрению представлению Якутской природоохранной прокуратуры с участием представителя прокуратуры.
____ ФИО8 в Якутскую природоохранную прокуратуру направлен письменный ответ. В письме указано, что по состоянию на октябрь 2022 года полномочия ___ по утверждению нормативов накопления ТКО и Территориальной схемы выполнены в полном объеме. Указанные в представлении работы ___ приняты ___ и легли в основу нормативов накопления ТКО в соответствии с приказом ___ от 29.10.2018 № 443-п. Указанный приказ действует по настоящее время. ___ рассматривался вопрос о проведении мероприятий по корректировке нормативов накопления ТКО на территории Республики Саха (Якутия), для чего был заключен государственный контракт с исполнителем ФИО18 и выполнены работы. Результаты замеров, являющиеся основанием для принятия новых нормативов, были представлены на рассмотрение межведомственной комиссии по организации деятельности в области обращения с отходами производства и потребления на территории Республики Саха (Якутия), где отметили некорректность последующего использования проведенных натурных замеров фактического количества ТКО в целях актуализации нормативов накопления ТКО на территории Республики Саха (Якутия), в связи с существенным влиянием в период ограничительных мер по угрозе распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19), установленных Указом Главы Республики Саха (Якутия) от 17.03.2020 № 1055. ___ проведен полный комплекс необходимых работ в соответствии с возложенными полномочиями. Территориальная схема не является статичным документом. При наличии оснований, уполномоченный орган обязан обеспечить корректировку Территориальной схемы. Расходование предусмотренных средств на выполнение работ по разработке и актуализации Территориальной схемы осуществляется исключительно на конкурсной основе, участники, участники, победитель и цена контракта определяются по итогам торгов. Заказчики работ неправомочны определять самостоятельно цену контракта (уменьшать или увеличивать ее, сопоставлять с контрактами прошлых лет). ___ направлено письмо в министерство финансов Республики Саха (Якутия) от 02.11.2022 № 02/03-9705-01 о включении дополнительных подписей в утвержденную форму Соглашения. При рассмотрении плана проверок ___ на 2023 год будет рассмотрен вопрос о включении в объекты проверок региональных операторов ТКО. Оборудование и спецтехника, предназначенная для нужд региональных операторов ТКО, на балансе ___ отсутствует. По ранее действовавшим государственным программа вносились корректировки исходя из существующих возможностей достижения результативности. В отсутствие финансирования значения показателей достичь невозможно. В связи с чем потребовалась корректировка показателей. Прямое финансирование из федерального бюджета на строительство объектов, предназначенных для обработки, утилизации, обезвреживания, захоронения отходов, в том числе твердых коммунальных отходов, отсутствует. ___ не имеет правовых оснований самостоятельно определять целевые значения в паспорте проекта, без согласования Соглашений с Минприроды и ППК РЭО. В отношении периода 2025-2030 с текущего года ведется работа с ППК РЭО по согласованию значений целевых показателей по Республике Саха (Якутия), по итогам которого будут внесены значения в паспорт объекта. Одним из этапов согласования значений целевых показателей на 2025-2030 годы является согласование сведений, вносимых в Федеральную схему обращения с твердыми коммунальными отходами. Работа по внесению последних изменений Территориальной схемы ТКО в электронную модель ТКО начата и буде завершена до конца 2022 года. По состоянию на 31.10.2022 ООО «Айылга» совместно с ООО «Архитектурно-строительное бюро «Эксперт» дорабатывают комплектацию представленных документов по замечаниям ГАУ «Управление госэкспертизы Республики Саха (Якутия)». По противопожарным разрывам рассматривается вариант оформления лесного участка вокруг предоставленного земельного участка под дорогу, что обеспечит МПС противопожарными разрывами, упростит работы по изменению установленных границ зеленой зоны и вырубке лесного массива.
____ заместителем природоохранного прокурора Республики Саха (Якутия) вынесено постановление о возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном ст. 17.7 КоАП РФ в отношении должностного лица – ФИО8., полагая, что являясь уполномоченным должностным лицом умышленно не принял какие-либо меры по устранению выявленных нарушений, при этом заведомо зная, что представление прокуратуры обязательно к исполнению. Таким образом, ФИО8. осознавал противоправный характер своего бездействия, предвидел его вредные последствия и относился к ним безразлично.
В силу положений пунктов 1 и 3 статьи 6 Федерального закона от 17 января 1992 года N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации" (далее - Закон о прокуратуре) требования прокурора, вытекающие из его полномочий, перечисленных в статьях 9.1, 22, 27, 30 и 33 этого закона, подлежат безусловному исполнению в установленный срок. Неисполнение требований прокурора, вытекающих из его полномочий, а также уклонение от явки по его вызову влечет за собой установленную законом ответственность.
Согласно Закону о прокуратуре одной из мер реагирования прокуратуры на нарушение закона является представление об устранении нарушений закона.
В пункте 3 статьи 22 Закона о прокуратуре указано, что прокурор или его заместитель в случае установления факта нарушения закона органами и должностными лицами, указанными в пункте 1 статьи 21 данного закона вносит представление об устранении нарушений закона.
В соответствии с пунктом 1 статьи 24 названного закона представление об устранении нарушений закона вносится прокурором или его заместителем в орган или должностному лицу, которые полномочны устранить допущенные нарушения, и подлежит безотлагательному рассмотрению. В течение месяца со дня внесения представления должны быть приняты конкретные меры по устранению допущенных нарушений закона, их причин и условий, им способствующих; о результатах принятых мер должно быть сообщено прокурору в письменной форме.
Из системного анализа приведенных выше норм следует, что при осуществлении надзора за исполнением законов органы прокуратуры не подменяют иные государственные органы (п. 2 ст. 21 Закона о прокуратуре), само по себе представление прокурора не имеет абсолютный характер и силой принудительного исполнения не обладает, поскольку преследует цель понудить указанные в пункте 1 статье 21 данного Федерального закона органы и должностных лиц рассмотреть внесенное представление в установленный законом срок и сообщить о результатах рассмотрения прокурору в письменной форме.
То есть по смыслу приведенных норм, положения Закона о прокуратуре, предоставляющие прокурору право вносить представления об устранении нарушений закона, обязывают организации, должностных лиц, в чей адрес они вынесены, рассматривать данные представления.
Характер принимаемых мер должны определять самостоятельно те лица, которым адресовано представление. Несогласие прокурора с содержанием ответов, полученных по результатам рассмотрения представлений, не может служить основанием для привлечения соответствующего лица к административной ответственности по статьи 17.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В данном случае, это требование закона, как следует из материалов дела об административном правонарушении, ФИО8 было выполнено. Представление об устранении нарушений министерством рассмотрено с участием прокурора в установленный месячный срок, также на представление направлен письменный ответ.
Вместе с тем, несогласие прокурора с письменным ответом, в котором представлена информация о проведенной и проводимой работе министерства не свидетельствуют о наличии объективной стороны административного правонарушения, предусмотренного статьей 17.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Из дела следует, что возник спор о применении и понимании норм права. Прокурор, усмотрев в действиях должностного лица нарушения, внес представление, а должностное лицо, не согласившись по существу с применением норм права, дал мотивированный ответ.
Наличие выявленных прокурором нарушений федерального законодательства в сфере жилищно-коммунального хозяйства в части неправомерного расходования бюджетных средств, разработки нормативов ТКО, не инициирование процедуры внесения изменения в нормативно-правовые акты, ненадлежащего контроля в данном случае является обстоятельством, которое подлежит доказыванию и установлению в ином порядке.
Кроме того, представление прокурора в числе прочих содержит требование о привлечении к дисциплинарной ответственности виновных лиц.
Между тем данное требование не соответствует вышеприведенным положениям Закона о прокуратуре.
Частью 1 статьи 192 Трудового кодекса Российской Федерации установлено, что за совершение дисциплинарного проступка, то есть неисполнение или ненадлежащее исполнение работником по его вине возложенных на него трудовых обязанностей, работодатель имеет право применить перечисленные в указанной норме дисциплинарные взыскания.
Применение к работнику мер дисциплинарной ответственности является правом, а не обязанностью работодателя, производится в законодательно установленном порядке. Содержащееся в представлении прокурора императивное требование о привлечении к дисциплинарной ответственности виновных лиц противоречит приведенным нормам Закона о прокуратуре, Трудового кодекса Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях отсутствие состава административного правонарушения является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении.
Таким образом, факт умышленного невыполнения требований прокурора, не находят своего объективного подтверждения, что свидетельствует об отсутствии в действиях ФИО8 состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 17.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Отсутствие состава административного правонарушения является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении (пункт 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 29.9, 29.10 КоАП РФ,
постановил :
Производство по делу об административном правонарушении в отношении должностного лица – ФИО8 по факту совершения совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 17.7 КоАП РФ, – прекратить за отсутствием состава административного правонарушения.
Постановление может быть обжаловано в течение 10 суток в Верховный суд Республики Саха (Якутия) со дня получения или вручения копии постановления.
Судья: ___ В.Т. Ильина
___