Дело №2-222-2018
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
17 января 2018 года. г. Новошахтинск
Новошахтинский районный суд Ростовской области
в составе:
председательствующего судьи Ленивко Е.А.
при секретаре Фисенко О.А.,
с участием адвоката Веригиной Н.Н.,
представителя ответчика Сергиенко И.Г., действующей на основании доверенности от 10.01.2018 №....,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Очеретиной Г.Н., Мельник Е.В. действующей в своих интересах и в интересах несовершеннолетнего Мельник А.М. к Администрации города Новошахтинска Ростовской области об обязании заключить договор о предоставлении социальной выплаты,
У С Т А Н О В И Л:
Истцы обратились в суд с иском к ответчику, в котором просят обязать Администрацию города Новошахтинска заключить с ними, Очеретиной Г.Н., Мельник Е.В., действующей в своих интересах и в интересах несовершеннолетнего сына Мельник А.М., зарегистрированными по адресу: <адрес>, договор о предоставлении социальной выплаты для участия в долевом строительстве многоквартирного дома за счет средств, предусмотренных на реализацию программ местного развития и обеспечения занятости для шахтерских городов и поселков гражданину, подлежащему переселению из ветхого жилищного фонда, ставшего в результате ведения горных работ на ликвидируемых угольных шахтах непригодными для проживания по критериям безопасности в 2018 году. В обоснование своих требований истцы указали, что они, Очеретина Г.Н., Мельник Е.В. и Мельник А.М., зарегистрированы и до 2017 года проживали в муниципальной квартире, расположенной по адресу: <адрес>, на основании договора найма жилого помещения №.... от 01.06.2015 года, заключенного между нами и ЗАО «Пригородное». Решением Новошахтинского районного суда Ростовской области от 27 сентября 2016 года за муниципальным образованием «Город Новошахтинск» признано право собственности на квартиру №.... в доме №.... по <адрес>. Данный жилой дом признан аварийным, небезопасным для их проживания, и подлежащим сносу. В настоящее время они вынуждены переехать для проживания на съемное жилье. Вся их семья, состоящая из 3 человек, включена в дополнительный список на переселение граждан, проживающих в ветхом жилом фонде, ставшем в результате ведения горных работ шахтой «Соколовская» непригодным для проживания по критериям безопасности под ТЭО №..... Согласно Правилам предоставления субвенций на реализацию программ местного развития и обеспечение занятости для шахтерских городов и поселков, утвержденных Постановлением Правительства РФ № 428 от 13.07.2005 года, им положена социальная выплата на приобретение жилья площадью 54 кв.м., из расчета 18 кв.м. х 3 чел. Проживать в доме №.... по <адрес> невозможно, поскольку дом непригоден для проживания. Согласно акту обследования №.... от 24.11.2017 года, дом имеет вертикальные трещины на всю высоту, ослабление и расслоение кладки, деформации и выпучивание стен, обрушение штукатурного слоя стен, сквозные трещины в местах примыкания пристроек, прогиб балок перекрытия, гниль дощатой подшивки и балок, нарушение врубовых соединений, гниль стропильных ног, многочисленные нарушения крыши, в некоторых местах провалены, сильная просадка полов и их разрушение. В указанном доме никто не проживает. Согласно данным «Технического заключения о состоянии строительных конструкций многоквартирного жилого дома по <адрес> №.... ТЗ» фактический износ дома составляет 75%, состояние фундамента, стен, чердачного перекрытия, стропильной системы, кровли, столярных изделий - аварийное, капитальный ремонт здания не рентабелен, рекомендована разборка конструкций, так как безопасная эксплуатация здания невозможна. Жилой дом по <адрес> рекомендовано снести. Несмотря на столь ужасное состояние жилого дома, до настоящего времени конкретный срок их расселения не установлен. При неоднократных устных и письменных обращениях в Администрацию г. Новошахтинска с заявлениями о разъяснении им вопроса о сроках и условиях их переселения, им каждый раз называют разные сроки переселения, объясняя сложившуюся ситуацию тем, что средства федерального бюджета, предусмотренные на реализацию программ местного развития и обеспечение занятости для шахтерских городов и поселков в текущем году распределены в полном объеме. Согласно п. 13 Правил предоставления субвенций на реализацию программ местного развития и обеспечение занятости для шахтерских городов и поселков, утвержденных Постановлением Правительства РФ № 428 от 13.07.2005 года гражданин имеет право приобрести на первичном или вторичном рынке жилья у любых физических и юридических лиц (одного или нескольких) жилое помещение (в том числе квартиру, комнату, индивидуальный жилой дом или его часть), отвечающее установленным социальным и техническим требованиям, благоустроенное применительно к условиям населенного пункта (в том числе в сельской местности), выбранного для постоянного проживания, либо использовать социальную выплату на участие в долевом строительстве многоквартирного дома. В соответствии с п. 6 Положения от 04.03.2016 № 149 о рабочей комиссии по содействию гражданам в приобретении жилья взамен сносимого ветхого, ставшего в результате ведения горных работ на ликвидируемых шахтах непригодными для проживания по критериям безопасности, очередность предоставления гражданам социальных выплат формируется исходя из случаев проживания граждан в домах, из которых переселена большая часть жителей. В соответствии со ст. 12 ГК РФ защиту нарушенных или оспоренных гражданских прав осуществляет суд. Считают, что Администрация г. Новошахтинска немотивированно и необоснованно уклоняется от заключения с ними договора о предоставлении социальной выплаты под любым предлогом. На основании вышеизложенного, руководствуясь ст. 11,12 ГК РФ, Правилами предоставления субвенций на реализацию программ местного развития и обеспечение занятости для шахтерских городов и поселков, утвержденными Постановлением Правительства РФ № 428 от 13.07.2005 года, просят исковые требования удовлетворить.
Истцы в судебное заседание не явились, о дне слушания извещены, согласно заявлению просят рассмотреть дело в их отсутствие с участием их представителя. Дело рассмотрено в отсутствие истцов в порядке ст. 167 ГПК РФ.
Представитель истцов адвокат Веригина Н.Н. в судебном заседании исковые требования поддержала по основаниям, изложенным в исковом заявлении, дополнительно пояснила, что в доме никто не живет, так как дом частично разрушен. Поскольку длительное время решался вопрос о принадлежности дома и передаче его в муниципальную собственность, было обращение в суд, соответственно и не мог быть разрешен вопрос о пригодности или непригодности проживания в нем. Только после оформления муниципальной собственности с жильцами дома, в том числе и с истцами, которые проживают в данном доме с 1985 года был заключен договор социального найма. Дом был включен в списки, в том числе и на финансирование. По решениям суда, вступившим в законную силу, три семьи из этого дома подлежат переселению в 2018 году. Все жильцы дома вынуждены жить на съемных квартирах. Просит исковые требования удовлетворить.
Представитель ответчика Сергиенко И.Г., действующая на основании доверенности, в судебном заседании исковые требования не признала по тем основаниям, что в настоящее время лимиты финансирования не доведены, в каком объеме будет выделено финансирование неизвестно. Есть вступившие в законную силу решения суда, которые нужно исполнять. Иных причин не заключения договора в настоящее время не имеется. В списки дом и жильцы были включены, список был утвержден 15.09.2016 года. Обстоятельства в части состояния дома и передачи его в муниципальную собственность она не оспаривает. Претензий по представленному истцами перечню документов не имеется, ими подана информационная карта, согласно которой они просят их переселить на первичный рынок.
Выслушав пояснения представителей сторон, проверив и изучив материалы дела, суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований по следующим основаниям.
Постановлением Правительства РФ от 24.12.2004 года № 840 утвержден Перечень мероприятий по реструктуризации угольной промышленности и порядке их финансирования, среди которых предусмотрены мероприятия по реализации программ местного развития, в частности, снос ветхого жилищного фонда, ставшего в результате ведения горных работ на ликвидируемых угольных шахтах непригодным для проживания по критериям безопасности, и содействие гражданам в приобретении жилья взамен указанного сносимого ветхого жилья (пункт 8).
В соответствии с Правилами предоставления межбюджетных трансфертов на реализацию программ местного развития и обеспечение занятости для шахтерских городов и поселков, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 13.07.2005 №428, межбюджетные трансферты направляются на финансовое обеспечение реализации следующих мероприятий: б) содействие переселяемым из ветхого жилья гражданам в приобретении (строительстве) жилья взамен сносимого (п.5 Правил).
Размер межбюджетных трансфертов, направляемых на реализацию мероприятий, предусмотренных пунктом 5 настоящих Правил, определяется Министерством энергетики Российской Федерации по каждому шахтерскому городу и поселку на основании утвержденных в установленном порядке проектов ликвидации угольных (сланцевых) шахт и разрезов, списков граждан, подлежащих переселению, а также списков граждан, подлежащих переселению в гг. Прокопьевске, Киселевске и Анжеро-Судженске (Кемеровская область), и муниципальных программ создания новых рабочих мест (п.6 Правил).
Содействие переселяемым из ветхого жилья гражданам в приобретении (строительстве) жилья взамен сносимого, а также выезжающим гражданам - в приобретении (строительстве) жилья по новому месту жительства осуществляется в форме предоставления социальных выплат. Социальные выплаты предоставляются на основании составленных на день принятия решений о ликвидации организаций угольной промышленности и ежегодно уточняемых списков граждан, подлежащих переселению, утвержденных органами местного самоуправления шахтерских городов и поселков и согласованных с Министерством энергетики Российской Федерации (п.8 Правил).
Орган местного самоуправления шахтерского города или поселка заключает с гражданином договор о предоставлении социальной выплаты для приобретения (строительства) жилья за счет средств, предусмотренных на реализацию программ местного развития и обеспечение занятости для шахтерских городов и поселков, по форме, устанавливаемой Министерством энергетики Российской Федерации (п.12 Правил).
В соответствии с п.13 Правил гражданин в пределах срока действия договора о предоставлении социальной выплаты для приобретения (строительства) жилья за счет средств, предусмотренных на реализацию программ местного развития и обеспечение занятости для шахтерских городов и поселков, имеет право приобрести на первичном или вторичном рынке жилья у любых физических и юридических лиц (одного или нескольких) жилое помещение (в том числе квартиру, комнату, индивидуальный жилой дом или его часть), отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям, благоустроенное применительно к условиям населенного пункта (в том числе в сельской местности), выбранного для постоянного проживания, либо использовать социальную выплату на участие в долевом строительстве многоквартирного дома.
Приобретенное (построенное) за счет средств социальной выплаты жилое помещение оформляется в общую собственность всех членов семьи, указанных в договоре о предоставлении социальной выплаты для приобретения (строительства) жилья за счет средств, предусмотренных на реализацию программ местного развития и обеспечение занятости для шахтерских городов и поселков.
Согласно Положению о порядке оказания содействия, переселяемым из ветхого жилья гражданам в приобретении (строительстве) жилья взамен сносимого, утвержденного Решением Новошахтинской городской Думы № 403 от 05.02.2013, установление очередности предоставления социальных выплат (с учетом случаев проживания граждан в домах, из которых переселена большая часть жителей, с учетом причастности граждан к льготной категории, установленной федеральным и областным законодательством, а также с учетом необходимости переселения граждан, включенных в основные списки граждан, подлежащих переселению из ветхого жилья, ставшего в результате ведения горных работ ликвидированными шахтами города) является правом Администрации города - получателя бюджетных средств.
Вопрос об очередности предоставления гражданам социальных выплат подлежит коллегиальному рассмотрению рабочей комиссией при Администрации города, уполномоченной на рассмотрение вопросов, возникающих в рамках оказания гражданам содействия в переселении из ветхого жилья (далее - Рабочая комиссия).
В судебном заседании установлено, что истцы Очеретина Г.Н., Мельник Е.В. и Мельник А.М. включены и состоят по настоящее время в дополнительном списке №.... граждан подлежащих переселению их ветхого жилищного фонда, ставшего в результате ведения горных работ, ликвидированной шахтой «.....» ОАО «Ростовуголь», непригодным для проживания по критериям безопасности, утвержденном 15.09.2016 года, по адресу: <адрес>, под № ТЭО ......
Согласно сведениям, предоставленным представителем ответчика, дом №.... по <адрес>, в котором по настоящее время зарегистрированы истцы, состоит из 10 квартир, из которых в отношении граждан, проживающих в трех квартирах судом приняты решения о возложении на ответчика обязанности по заключению с ними договоров о предоставлении социальной выплаты в 2018 году. Решения суда вступили в законную силу.
Как следует из материалов дела, истцы обращались в Администрацию г. Новошахтинска в 2016 - 2017 годах с заявлениями о заключении с ними договора на предоставление социальной выплаты для приобретения жилья на вторичном рынке с предоставлением всех необходимых документов, что не оспаривается представителем ответчика. Однако в заключении такого договора истцам было отказано со ссылкой на отсутствие достаточного финансирования и использование в каждом текущем году выделенных денежных средств.
Из материалов дела следует, что проживать в доме №.... по <адрес> невозможно, поскольку дом непригоден для проживания: зафиксирован повсеместный прогиб ската крыши, разрушены карнизные отвесы, отсутствуют детали обрамления кровли, имеются прогрессирующие трещины несущих стен здания, повсеместно разрушены отмостки вокруг здания, фактический износ дома составляет 75%, капитальный ремонт здания не рентабелен, жителям рекомендована разборка конструкций, так как безопасная эксплуатация здания невозможна.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу о том, что ответчик фактически на протяжении длительного времени уклоняется от заключения с истцами договора о предоставлении социальной выплаты, что свидетельствует о нарушении их жилищных прав и соответственно является основанием для удовлетворения исковых требований. Доказательств обратного ответчиком суду не представлено.
В соответствии с ч. 2 ст. 206 ГПК РФ, в случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.
Учитывая изложенное, установленный порядок выделения средств на эти цели, суд полагает возможным удовлетворить требования истцов и установить срок исполнения решения - 2018 год, по мере поступления финансирования.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Обязать Администрацию города Новошахтинска заключить с Очеретиной Г.Н., Мельник Е.В., Мельник А.М., зарегистрированными по адресу: <адрес>, договор о предоставлении социальной выплаты для участия в долевом строительстве многоквартирного дома за счет средств, предусмотренных на реализацию программ местного развития и обеспечения занятости для шахтерских городов и поселков гражданину, подлежащему переселению из ветхого жилищного фонда, ставшего в результате ведения горных работ на ликвидируемых угольных шахтах непригодными для проживания по критериям безопасности в 2018 году.
Решение может быть обжаловано в Ростовский областной суд через Новошахтинский районный суд Ростовской области в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья
Решение изготовлено 22.01.2018.