РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Красногвардейский районный суд Санкт-Петербурга в составе:
Председательствующего судьи Кузьминой О.В.,
При секретаре Корневой З.А.,
Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Санкт-Петербургской общественной организации потребителей «Д» в защиту интересов неопределённого круга лиц к Обществу с ограниченной ответственностью «Жилкомсервис № «» Красногвардейского района» о защите прав потребителей,
УСТАНОВИЛ:
Санкт-Петербургская общественная организация потребителей «Д» обратилась в суд в защиту интересов неопределённого круга лиц к ООО «Жилкомсервис № «» Красногвардейского района», ссылаясь на то, что в декабре 2010 года в результате проведения корректировки размера платы за отопление в нарушение норм действующего законодательства потребителям коммунальных услуг, проживающим в домах, оборудованных и не оборудованных общедомовыми приборами учёта тепловой энергии, была необоснованно начислена дополнительная плата за отопление в связи с превышением объёмов теплоотпуска в отопительный период 2009-2010 года. Истец просит признать действия ответчика в отношении потребителей коммунальных услуг по корректировке платы за отопление за отопительный период 2009-2010 года и последующие периоды в соответствии с подпунктом 2 пункта 1 приложения № 2 к «Правилам предоставления коммунальных услуг», утвержденных Постановлением Правительства РФ № 307 от 23.05.2006 года незаконными; обязать ответчика произвести перерасчет по корректировке платы за отопление за отопительный период 2009-2010 года и последующие периоды; а также обязать ответчика в течение месяца со дня вступления в законную силу довести до сведения потребителей решение суда путем опубликования резолютивной части решения: на сайте ООО «Жилкомсервис № «» Красногвардейского района», размещенном в сети Интернет в разделе «Объявления. Информация»; в газете Красногвардейского района «СПб. Районы. РФ Красногвардейский»; на бланке счета-квитанции на оплату жилищно-коммунальных услуг.
Представитель Санкт-Петербургской общественной организации потребителей «Д» Тямшанский Н.Б. в судебное заседание явился, исковые требования поддержал в полном объеме.
Представитель ООО «Жилкомсервис № «» Красногвардейского района» в судебное заседание явился, заявленные исковые требования не признал.
Представитель третьего лица ГУП «Топливно-энергетический комплекс Санкт-Петербурга» в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещен.
Выслушав представителей сторон, изучив и оценив собранные по делу доказательства в их совокупности, суд находит исковые требования заявленными обоснованно и подлежащими частичному удовлетворению, по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Правила предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, а также правила, обязательные при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, устанавливаются Правительством Российской Федерации.
В целях защиты прав потребителей коммунальных услуг и в соответствии со ст. 157 Жилищного кодекса РФ 23.05.2006г. Правительством РФ издано Постановление № 307 «О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам», которым утверждены Правила предоставления коммунальных услуг гражданам (далее – Правила).
В соответствии с пунктами 1 и 2 Правил, они регулируют отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг, устанавливают их права и обязанности, ответственность, а также порядок контроля качества предоставления коммунальных услуг, порядок определения размера платы за коммунальные услуги с использованием приборов учета и при их отсутствии, порядок перерасчета размера платы за отдельные, виды коммунальных услуг в период временного отсутствия граждан в занимаемом жилом помещении и порядок изменения размера платы за коммунальные услуги при предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность.
Действие Правил распространяется на отношения, касающиеся предоставления коммунальных услуг гражданам, проживающим на законных основаниях в жилых помещениях частного, государственного и муниципального жилищных фондов.
Пунктом 7 Правил предусмотрено, что собственники помещений в многоквартирном доме и собственники жилых домов вносят плату за приобретенные у ресурсоснабжающей организации объемы (количество) холодной воды, горячей воды, электрической энергии, газа и тепловой энергии, а также за оказанные услуги водоотведения исходя из показаний приборов учета, установленных на границе сетей, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме или принадлежащих собственникам жилых домов, с системами коммунальной инфраструктуры, если иное не установлено законодательством Российской Федерации. Общий объем (количество) потребленных холодной воды, горячей воды, электрической энергии, газа и тепловой энергии, а также отведенных сточных вод, определенный исходя из показаний коллективных (общедомовых) приборов учета, распределяется между указанными собственниками в порядке, установленном пунктом 21 Правил, а при наличии во всех помещениях многоквартирного дома индивидуальных или общих (квартирных) приборов учета - пропорционально их показаниям.
В случае отсутствия указанных приборов учета расчет размера платы производится в порядке, установленном п. 19 Правил.
Подпунктом «а» п. 19 Правил предусмотрено, что при отсутствии коллективных (общедомовых), общих (квартирных) и индивидуальных приборов учета размер платы за коммунальные услуги в жилых помещениях для отопления определяется в соответствии с подпунктом 1 п. 1 приложения № 2 к данным Правилам. При этом исполнитель производит 1 раз в год корректировку размера платы за отопление в соответствии с подпунктом 2 п. 1 приложения № 2 к данным Правилам.
Таким образом, Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденными Постановлением Правительства РФ № 307 от 23.05.2006г., предусмотрено два способа корректировки платы за отопление: при оборудовании многоквартирного дома коллективными (общедомовыми) приборами учета - исходя из показаний таких приборов учета и при отсутствии коллективных (общедомовых) приборов учета – исходя из изменений норматива либо тарифа потребления тепловой энергии в виде отопления.
Из материалов дела следует, что ООО «Жилкомсервис № «» Красногвардейского района» является управляющей организацией и в целях оказания населению коммунальных услуг по отоплению и горячему водоснабжению в силу Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, как исполнитель коммунальных услуг, приобретает у ресурсоснабжающей организации тепловую энергию.
На территории, обслуживаемой ООО «Жилкомсервис № «» Красногвардейского района», имеются дома оборудованные коллективными (общедомовыми) приборами учета и дома в которых отсутствуют узлы учета тепловой энергии, согласно списку домов, представленному ответчиком в материалы дела, однако, как пояснил в судебном заседании представитель ответчика ни по одному дому акт ввода в эксплуатацию и проверки прибора учета перед отопительным сезоном 2009-2010 года в установленном законом порядке оформлен не был.
Имеющиеся у ответчика акты ввода в эксплуатацию общедомовых приборов учета, не отвечают требованиям «Правил учета тепловой энергии и теплоносителя» зарегистрированным в Минюсте РФ 25 сентября 1995 г. N 954, в связи с чем, указанные дома не могут рассматриваться как дома оборудованные коллективными (общедомовыми) приборами учета.
Судом установлено, что по заявлению ООО «Жилкомсервис № «» Красногвардейского района» в адрес ГУП ВЦКП, последним произведена корректировка платы за отопительный период 2009-2010годы согласно списку жилых домов.
Таким образом, при разрешении спорных правоотношений следует руководствоваться нормами пункта 19 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства РФ № 307 от 23.05.2006г. в отношении всех домов обслуживаемых ООО «Жилкомсервис № «» Красногвардейского района».
В соответствии с ч. 3 ст. 19 Федерального закона № 210-ФЗ от 30.12.2004г. «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса» плата за коммунальные услуги для граждан - нанимателей и собственников жилых помещений устанавливается в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации с учетом надбавок к ценам (тарифам) для потребителей, устанавливаемых в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Положениями Федерального закона № 41-ФЗ от 14.04.1995г. «О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации» установлено, что срок действия установленных тарифов и (или) их предельных уровней не может быть менее одного финансового года, если иное не установлено федеральным законом, решением Правительства Российской Федерации. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов устанавливают тарифы на электрическую и тепловую энергию, поставляемую энергоснабжающими организациями потребителям, в том числе населению, на очередной финансовый год в рамках указанных предельных уровней до принятия закона субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации.
Согласно Правилам установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации № 306 от 23.05.2006г., срок действия нормативов потребления коммунальных услуг составляет не менее 3 лет, и в течение этого периода нормативы потребления коммунальных услуг пересмотру не подлежат, за исключением случаев, предусмотренных настоящими Правилами (п. 16). Основанием для изменения нормативов потребления коммунальных услуг является изменение конструктивных и технических параметров, степени благоустройства многоквартирного дома или жилого дома, климатических условий, при которых объем (количество) потребления коммунальных ресурсов потребителем в многоквартирном доме или жилом доме изменяется более чем на 5 процентов (п. 13).
Судом установлено, что в отопительный период 2009-2010года изменений норматива либо тарифа потребления тепловой энергии в виде отопления в установленном законом порядке не производились.
Таким образом, доводы ответчика о том, корректировка платы за отопление была произведена на основании данных о количестве отпущенной тепловой энергии на основании счетов-фактур, выставленных ГУП «Топливно-энергетический комплекс Санкт-Петербурга», не обоснованы, поскольку Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам не предусмотрена возможность корректировки платы за отопление на основании показаний приборов учета ресурсоснабжающей организации.
То обстоятельство, что ГУП «Топливно-энергетический комплекс Санкт-Петербурга» выставляет счета ответчику на основании своих данных о фактически отпущенной тепловой энергии на конкретный дом, не может служить основанием для возложения расходов по таким счетам на граждан, проживающих в конкретных домах, поскольку в силу действующего законодательства условия договоров ресурсоснабжения должны соответствовать правилам, обязательным для сторон при заключении и исполнении публичных договоров, издаваемых Правительством Российской Федерации.
В связи с изложенным ссылки представителя ответчика на то, что инициатива по установлению нормативов потребления коммунальных услуг исходит от ресурсоснабжающей организации правового значения не имеет.
Согласно положениям ст. 46 Закона РФ «О защите прав потребителей» № 2300-1 от 07.02.1992г. орган государственного надзора, органы местного самоуправления, общественные объединения потребителей (их ассоциации, союзы) вправе предъявлять иски в суды о прекращении противоправных действий изготовителя (исполнителя, продавца, уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера) в отношении неопределенного круга потребителей.
В связи с изложенным исковые требования Санкт-Петербургской общественной организации потребителей «Д» о признании действий ООО «Жилкомсервис № «» Красногвардейского района» по начислению корректировки платы за отопление незаконными являются обоснованными и подлежат удовлетворению.
Поскольку суд признал действия ООО «Жилкомсервис № «» Красногвардейского района» по начислению корректировки платы за отопление незаконными, и принимая во внимание, что корректировка платы за отопление отражается на лицевых счетах потребителей, и кроме того, в силу ч. 14 ст. 155 ЖК РФ на неё подлежат начислению пени в случае не своевременной уплаты, то требования Санкт-Петербургской общественной организации потребителей «Справедливость» об обязании прекратить учёт сумм перерасчёта за отопление по лицевым счетам потребителей, запрете совершать действия по начислению пени на сумму перерасчёта за отопление также являются обоснованными и подлежат удовлетворению.
В соответствии со ст. 56 ГПК РФ каждая сторона в гражданском процессе должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений. Ответчик в нарушение ст. 56 ГПК РФ не представил суду доказательств, которые могли бы служить основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований.
В соответствии с абз. 2 ст. 46 Закона РФ «О защите прав потребителей» при удовлетворении иска суд обязывает правонарушителя довести в установленный судом срок через средства массовой информации или иным способом до сведения потребителей решение суда.
Суд не может согласиться с доводами представителя истца о публикации решения суда в квитанциях на оплату жилья и коммунальных услуг, поскольку форма указанного платежного документа утверждена распоряжением Правительства Санкт-Петербурга от 2 октября 2006 г. N 101-р и полагает возможным обязать ответчика довести до сведения потребителей решение по настоящему делу через газету «СПб. РАЙОНЫ. РФ Красногвардейский» и сайте ООО «Жилкомсервис № «» Красногвардейского района» в течение одного месяца со дня вступления решения в законную силу.
В силу ст. 103 ГПК РФ с ООО «Жилкомсервис № «» Красногвардейского района» подлежит взыскать судебные расходы.
Поскольку истец освобождён от уплаты государственной пошлины с ответчика надлежит взыскать государственную пошлину в доход государства в размере 4000 руб.
На основании изложенного и, руководствуясь ст.ст. 56, 103, 194-198, 233-237 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Признать незаконными действия ООО «Жилкомсервис № «» Красногвардейского района» в отношении потребителей коммунальных услуг по корректировке платы за отопление в отопительный период 2009-2010 года в многоквартирных домах, обслуживаемых ООО «Жилкомсервис № «» Красногвардейского района».
Обязать Общество с ограниченной ответственностью «Жилкомсервис № «» Красногвардейского района» произвести перерасчет платы за жилые помещения, расположенные в многоквартирных домах, обслуживаемых ООО «Жилкомсервис № «» Красногвардейского района, исключив из квитанций по оплате жилого помещения, коммунальных и прочих услуг за декабрь 2010 года корректировку платы за отопление и пени, начисленные на сумму корректировки.
Обязать ООО «Жилкомсервис № «» Красногвардейского района» в течение одного месяца со дня вступления настоящего решения в законную силу довести до сведения потребителей настоящее решение через газету «СПб. РАЙОНЫ. РФ Красногвардейский» и сайт ООО «Жилкомсервис № «» Красногвардейского района».
В остальной части исковых требований Санкт-Петербургской общественной организации потребителей «Д» - отказать.
Взыскать с ООО «Жилкомсервис № «» Красногвардейского района» в доход государства государственную пошлину в размер 4000 (четыре тысячи) руб. 00 коп.
Решение может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в Санкт-Петербургский городской суд в течение одного месяца.
Судья: (подпись)