Р Е Ш Е Н И Е
по жалобе на постановление по делу
об административном правонарушении
г. Хабаровск 19 июня 2019 года
Судья Хабаровского районного суда Хабаровского края Карбовский С.Р. (680011, г. Хабаровск, ул. Знаменщикова, д.17), представителя ООО «Торгрыбпром» - Столяровой Е.П., рассмотрев единолично жалобу генерального директора ООО «Торгрыбпром» ФИО2 на постановление государственного инспектора труда (по правовым вопросам) Государственной инспекции труда в <адрес> ФИО3 от ДД.ММ.ГГГГ №/И по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 5.27.1 КоАП РФ, в отношении ООО «Торгрыбпром», проверив представленные материалы,
У С Т А Н О В И Л:
Постановлением государственного инспектора труда (по правовым вопросам) Государственной инспекции труда в <адрес> ФИО3 (далее – должностное лицо) от ДД.ММ.ГГГГ №/И ООО «Торгрыбпром» (далее – Общество) признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 5.27.1 КоАП РФ, и подвергнуто административному наказанию в виде штрафа в размере 60000 рублей.
Основанием для привлечения Общества к административной ответственности послужил факт не проведения в 2018 году специальной оценки условий труда на рабочем месте работника Общества ФИО4
С указанным постановлением Общество не согласно, так как, согласно ст.17 Федерального закона от 28.12.2013 N 426-ФЗ "О специальной оценке условий труда", специальная оценка условий труда рабочего места ФИО4 должна была быть осуществлена не позднее 30.04.2019 года.
По вышеуказанным доводам Общество просит суд оспариваемое постановление по делу об административном правонарушении признать незаконным и отменить.
В судебном заседании представитель ООО «Торгрыбпром» - Столярова Е.П. на удовлетворении жалобы настаивала по доводам и основаниям в ней изложенным.
Изучив материалы дела, проверив законность и обоснованность постановления по делу об административном правонарушении в полном объеме, судья приходит к следующим выводам.
Частью 2 статьи 5.27.1 КоАП РФ установлено, что нарушение работодателем установленного порядка проведения специальной оценки условий труда на рабочих местах или ее непроведение - влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пяти тысяч до десяти тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от пяти тысяч до десяти тысяч рублей; на юридических лиц от шестидесяти тысяч до восьмидесяти тысяч рублей.
Из материалов дела следует, что в ООО «Торгрыбпром» в 2018 году была не проведена специальная оценка условий труда на рабочем месте разнорабочего ФИО4
Указанный факт был выявлен при проведении расследования по жалобе работника ФИО4 и Обществом не оспаривается.
В соответствии с положениями абзаца 2 статьи 5 Трудового кодекса РФ трудовое законодательство, включая законодательство об охране труда, состоит из Трудового кодекса РФ, иных федеральных законов и законов субъектов Российской Федерации, содержащих нормы трудового права.
В силу требований статьей 22 Трудового кодекса РФ работодатель обязан соблюдать трудовое законодательство и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права.
В соответствии со статьей 212 Трудового кодекса РФ, обязанности по обеспечению безопасных условий и охраны труда возлагаются на работодателя. Работодатель обязан обеспечить, в том числе проведение специальной оценки условий труда в соответствии с законодательством о специальной оценке условий труда.
Согласно Федеральному закону от 28.12.2013 N 426-ФЗ "О специальной оценке условий труда" (далее - Федеральный закон от 28.12.2013 N 426-ФЗ), специальная оценка условий труда является единым комплексом последовательно осуществляемых мероприятий по идентификации вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса (далее также - вредные и (или) опасные производственные факторы) и оценке уровня их воздействия на работника с учетом отклонения их фактических значений от установленных уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти нормативов (гигиенических нормативов) условий труда и применения средств индивидуальной и коллективной защиты работников (ч.1 ст.2). Работодатель обязан обеспечить проведение специальной оценки условий труда, в том числе внеплановой специальной оценки условий труда, в случаях, установленных частью 1 статьи 17 настоящего Федерального закона (п.1 ч.4 ст.4).
Вместе с тем, согласно материалов дела, должности разнорабочих (2 единицы) организованы в Обществе с 01.05.2018 года (штатное расписание на период с 01.05.2018 года, утвержденное приказом от 30.04.2018 г. № № До указанного периода в Обществе действовало штатное расписание на период с 01.11.2017 года, утвержденное приказом от 09.01.2017 г. № № в котором должности разнорабочих отсутствовали.
Должностными лицами, ни при составлении протокола об административном правонарушении, ни при вынесении оспариваемого постановления, указанное обстоятельство, имеющее существенное значение для дела, не исследовалось и соответствующая оценку ему дана не была.
Согласно ч.4 ст.8 Федерального закона от 28.12.2013 N 426-ФЗ специальная оценка условий труда на рабочем месте проводится не реже чем один раз в пять лет.
В соответствии с п.1 ч.1, ч.2 ст.17 Федерального закона от 28.12.2013 N 426-ФЗ при вводе в эксплуатацию вновь организованных рабочих мест должна быть проведена внеплановая специальная оценка условий труда, которая в течение двенадцати месяцев, т.е. в данном случае, до 30.04.2019 года.
Оспариваемое постановление вынесено должностным лицом 18 апреля 2019 года, т.е. до истечения, установленного ч.2 ст.17 Федерального закона от 28.12.2013 N 426-ФЗ работодателю 12-месячного срока на проведение внеплановой специальной оценки условий труда.
Специальная оценка условий труда на временных или сезонных рабочих местах может быть проведена в период осуществления на них производственной деятельности (Письмо Минтруда России от 28.08.2017 N 15-1/ООГ-2410).
Таким образом, проведение специальной оценки условий труда на временных или сезонных рабочих местах в период осуществления на них производственной деятельности ранее установленного 12-месячного срока является правом, а не обязанностью работодателя.
При данных обстоятельствах полагаю, что постановление государственного инспектора труда (по правовым вопросам) Государственной инспекции труда в <адрес> ФИО3 от ДД.ММ.ГГГГ №/И подлежит отмене, а дело, возбужденное по части 2 статьи 5.27.1 КоАП РФ в отношении ООО «Торгрыбпром» подлежит прекращению на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ - в связи с отсутствием состава вмененного нарушения.
На основании вышеизложенного, руководствуясь пунктом 3 части 1 статьи 30.7 КоАП РФ, судья
Р Е Ш И Л:
Жалобу ООО «Торгрыбпром» - удовлетворить.
Постановление государственного инспектора труда (по правовым вопросам) Государственной инспекции труда в <адрес> ФИО3 от ДД.ММ.ГГГГ №/И по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 5.27.1 КоАП РФ, в отношении ООО «Торгрыбпром» - отменить.
Производство по настоящему делу прекратить на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ.
Решение может быть обжаловано в Хабаровский краевой суд в течение 10 (десяти) суток с момента его получения.
Судья С.Р. Карбовский