Дело № 2-162/2023
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
5 мая 2023 г. Елецкий районный суд Липецкой области в составе
Председательствующего судьи Рыжковой О.В.
При секретаре Денисовой А.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Ельце гражданское дело по иску Филатова Сергея Васильевича к государственной компании «Российские автомобильные дороги» и к Федеральному дорожному агентству о снятии ограничения с земельного участка,
у с т а н о в и л:
Филатов С.В. обратился в суд с иском к государственной компании «Российские автомобильные дороги» о признании «незаконным наложения зоны с особыми условиями использования территории «придорожная полоса» и о возложении обязанности «подать сведения в Госреестр о снятии зоны с особыми условиями использования территории с земельного участка». В обоснование иска сослался на то, что принадлежащий ему земельный участок с кадастровым номером №, расположенный по адресу <адрес>, попал в зону с особыми условиями использования территории «придорожная полоса». Полагал, что это решение принято госкомпанией Автодор неправомерно, поскольку земельный участок с КН № относится к категории земель населенных пунктов. Указал, что в результате незаконного ограничения на земельный участок не может пользоваться им по назначению.
В ходе подготовки дела к рассмотрению соответчиком по инициативе суда привлечено Федеральное дорожное агентство, третьим лицом, не заявляющим самостоятельных требований относительно предмета спора – администрация сельского поселения Пищулинский сельсовет Елецкого муниципального района Липецкой области.
В судебном заседании истец Филатов С.В. уточнил, что просит «снять ограничение с земельного участка» путем внесения изменений в сведения Единого государственного реестра недвижимости о границе придорожной полосы. Дополнительно пояснил, что ответчики были обязаны проверить, что устанавливают зону с особыми условиями использования на земли населенного пункта. Придорожная полоса в населенном пункте не устанавливается. Он не может построить дом на своем земельном участке, при этом не считает необходимым согласовывать строительство с ответчиками.
Представитель ответчика Государственной компании «Российские автомобильные дороги» Галочкина И.Г. в судебном заседании иск не признала, пояснила, что распоряжение об установлении придорожных полос автомобильной дороги принимало Федеральное дорожное агентство. Госкомпания выступила заказчиком кадастровых работ по установлению границы придорожной полосы. Генеральный план сельского поселения должен был согласовываться с Федеральным дорожным агентством. Полагала, что нарушения прав истца нет, он может обратиться за согласованием строительства в Росавтодор.
Представитель соответчика – Федерального дорожного агентства в судебное заседание не явился, в письменном возражении на иск просил отказать в его удовлетворении. Указал, что иск не содержит информации, подтверждающей обращение истца к владельцу автомобильной дороги за получением согласия на строительство и отказе в выдаче такого согласия. Федеральная автомобильная дорога общего пользования в силу закона имеет с каждой стороны придорожные полосы. Право собственности истца возникло после вступления в силу Указа Президента Российской Федерации от 27.06.1998 г. №727 «О придорожных полосах федеральных автомобильных дорог общего пользования». Материалы дела не содержат доказательств тому, что объект федерального значения - федеральная автомобильная дорога находится в границах населенного пункта. Генеральный план сельского поселения на согласование в Федеральное дорожное агентство не поступал. Вхождение земельных участков в границы населенных пунктов не является основанием для возложения на федеральный орган исполнительной власти обязанности исключить сведения о зоне с особыми условиями использования территории. Такие зоны устанавливаются независимо от категории земель и видов разрешенного использования земельных участков.
Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора – администрации сельского поселения Пищулинский сельсовет Елецкого муниципального района Липецкой области Пищулина В.А. пояснила, что Генеральный план сельского поселения направлялся в Правительство Липецкой области. Первый Генплан был утвержден в 2012 г. и границы населенных пунктов не были «оцифрованы», второй – в 2020 г. Ранее земельный участок Филатова С.В. относился к землям сельскохозяйственного назначения, затем эти земли включены в черту населенных пунктов.
Выслушав стороны, специалиста ООО НПП «Компьютерные технологии», исследовав письменные доказательства, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии со статьей 105 Земельного кодекса Российской Федерации одним из видов зоны с особыми условиями использования территорий являются придорожные полосы автомобильных дорог.
Согласно ст. 106 ЗК РФ если иное не предусмотрено настоящей статьей, установление, изменение, прекращение существования зоны с особыми условиями использования территории осуществляются на основании решения уполномоченного органа государственной власти, органа местного самоуправления (ч.6).
Правообладатели земельных участков и расположенных на них объектов недвижимого имущества, находящихся в границах зоны с особыми условиями использования территории, должны быть уведомлены органом регистрации прав о внесении сведений о зоне с особыми условиями использования территории в Единый государственный реестр недвижимости или об изменении таких сведений в порядке, установленном Федеральным законом "О государственной регистрации недвижимости" (ч.21).
Зоны с особыми условиями использования территорий устанавливаются независимо от категорий земель и видов разрешенного использования земельных участков (ч.23).
Зоны с особыми условиями использования территорий, в том числе возникающие в силу закона, ограничения использования земельных участков в таких зонах считаются установленными, измененными со дня внесения сведений о зоне с особыми условиями использования территории, соответствующих изменений в сведения о такой зоне в Единый государственный реестр недвижимости (ч.24).
В соответствии со ст. 107 ЗК РФ со дня установления или изменения зоны с особыми условиями использования территории на земельных участках, расположенных в границах такой зоны, не допускаются строительство, использование зданий, сооружений, разрешенное использование (назначение) которых не соответствует ограничениям использования земельных участков, предусмотренных решением об установлении, изменении зоны с особыми условиями использования территории, а также иное использование земельных участков, не соответствующее указанным ограничениям, если иное не предусмотрено пунктами 2 и 4 настоящей статьи (ч.1).
В случае, если установление или изменение зоны с особыми условиями использования территории приводит к невозможности использования земельного участка и (или) расположенного на нем объекта недвижимого имущества, за исключением объекта, в отношении которого принято решение о сносе самовольной постройки либо решение о сносе самовольной постройки или ее приведении в соответствие с установленными требованиями (кроме случаев, если данное решение принято исключительно в связи с несоответствием такого объекта обязательным требованиям к количеству этажей и (или) высоте объекта), в соответствии с их разрешенным использованием, по требованию гражданина или юридического лица - собственника таких земельного участка и (или) расположенного на нем объекта недвижимого имущества указанные в пунктах 8 и 9 статьи 57.1 настоящего Кодекса правообладатели зданий, сооружений, в связи с размещением которых принято решение об установлении или изменении зоны с особыми условиями использования территории, застройщики, органы государственной власти, органы местного самоуправления обязаны выкупить такие земельный участок и (или) расположенный на нем объект недвижимого имущества (ч.7).
Согласно п.16 ст.3 Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" придорожные полосы автомобильной дороги - территории, которые прилегают с обеих сторон к полосе отвода автомобильной дороги и в границах которых устанавливается особый режим использования земельных участков (частей земельных участков) в целях обеспечения требований безопасности дорожного движения, а также нормальных условий реконструкции, капитального ремонта, ремонта, содержания автомобильной дороги, ее сохранности с учетом перспектив развития автомобильной дороги;
В силу ст. 26 того же Закона для автомобильных дорог, за исключением автомобильных дорог, расположенных в границах населенных пунктов, устанавливаются придорожные полосы (ч.1).
В зависимости от класса и (или) категории автомобильных дорог с учетом перспектив их развития ширина каждой придорожной полосы устанавливается в размере: 1) семидесяти пяти метров - для автомобильных дорог первой и второй категорий; 2) пятидесяти метров - для автомобильных дорог третьей и четвертой категорий; 3) двадцати пяти метров - для автомобильных дорог пятой категории; 4) ста метров - для подъездных дорог, соединяющих административные центры (столицы) субъектов Российской Федерации, города федерального значения с другими населенными пунктами, а также для участков автомобильных дорог общего пользования федерального значения, построенных для объездов городов с численностью населения до двухсот пятидесяти тысяч человек; 5) ста пятидесяти метров - для участков автомобильных дорог, построенных для объездов городов с численностью населения свыше двухсот пятидесяти тысяч человек (ч.2).
Решение об установлении придорожных полос автомобильных дорог федерального, регионального или муниципального, местного значения или об изменении таких придорожных полос принимается соответственно федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере дорожного хозяйства, уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органом местного самоуправления (ч.3).
Федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления, принявшие решение об установлении придорожных полос автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального, местного значения или об изменении таких придорожных полос, в течение семи дней со дня принятия такого решения направляют копию такого решения в орган местного самоуправления городского округа, орган местного самоуправления муниципального района, орган местного самоуправления поселения, в отношении территорий которых принято такое решение (ч.5).
Строительство, реконструкция в границах придорожных полос автомобильной дороги объектов капитального строительства, объектов, предназначенных для осуществления дорожной деятельности, объектов дорожного сервиса, установка рекламных конструкций, информационных щитов и указателей допускаются при наличии согласия в письменной форме владельца автомобильной дороги. Это согласие должно содержать технические требования и условия, подлежащие обязательному исполнению лицами, осуществляющими строительство, реконструкцию в границах придорожных полос автомобильной дороги таких объектов, установку рекламных конструкций, информационных щитов и указателей (далее в настоящей статье - технические требования и условия, подлежащие обязательному исполнению) (ч. 8).
Отказ в согласовании строительства, реконструкции предусмотренного частью 8 настоящей статьи объекта в границах придорожных полос автомобильных дорог, документации по планировке территории, предусматривающей размещение объекта капитального строительства в границах придорожных полос автомобильных дорог, допускается по следующим основаниям: 1) строительство, реконструкция объекта приведут к ухудшению видимости на автомобильной дороге и других условий безопасности дорожного движения; 2) строительство, реконструкция объекта приведут к невозможности выполнения работ по содержанию и ремонту автомобильной дороги и входящих в ее состав дорожных сооружений; 3) строительство, реконструкция объекта приведут к невозможности реконструкции автомобильной дороги в случае, если такая реконструкция предусмотрена утвержденными документами территориального планирования и (или) документацией по планировке территории (ч.8.4).
Положение о придорожных полосах автомобильных дорог утверждается Правительством Российской Федерации (ч.9).
В соответствии с Указом Президента РФ от 27 июня 1998 г. N 727 "О придорожных полосах федеральных автомобильных дорог общего пользования" в целях повышения безопасности дорожного движения и улучшения эксплуатации федеральных автомобильных дорог общего пользования для федеральной автомобильной дороги общего пользования предусмотрены с каждой стороны придорожные полосы шириной не менее 50 метров считая от границы полосы отвода.
В придорожных полосах федеральных автомобильных дорог общего пользования запрещается строительство капитальных сооружений, за исключением объектов дорожной службы, а также зданий и сооружений, предназначенных для обслуживания владельцев и пассажиров автотранспортных средств (объектов дорожного сервиса).
В соответствии с Правилами установления и использования придорожных полос федеральных автомобильных дорог общего пользования (утв. постановлением Правительства РФ от 1 декабря 1998 г. N 1420) особый режим использования земель в пределах придорожных полос предусматривает ряд ограничений при осуществлении хозяйственной деятельности в пределах этих полос для создания нормальных условий эксплуатации автомобильных дорог и их сохранности, обеспечения требований безопасности дорожного движения и безопасности населения.
Собственники, владельцы, пользователи и арендаторы земельных участков, расположенных в пределах придорожных полос, должны быть уведомлены соответствующими органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации об особом режиме использования этих земель.
Земельные участки в пределах придорожных полос у их собственников, владельцев, пользователей и арендаторов не изымаются (п.3).
Согласно общедоступной информации из открытых источников федеральная автомобильная дорога М4 «Дон» — автомобильная дорога федерального значения Москва — Воронеж — Ростов-на-Дону — Краснодар — Новороссийск протяжённостью 1543 км. Автомобильная дорога по маршруту Москва — Воронеж — Ростов-на-Дону (маршрут № 5) с твёрдым покрытием была спроектирована ГипродорНИИ и построена в 1959—1967 годы по требованиям дороги третьей технической категории: с шириной дорожного полотна 7 метров и двумя полосами движения. В 2010 году дорога передана в доверительное управление государственной компании «Автодор».
Как установлено судом и следует из материалов дела, истцу Филатову С.В. принадлежит земельный участок площадью 1330 кв.м с кадастровым номером №, расположенный по адресу <адрес>, вид разрешенного использования - для индивидуального жилищного строительства. Право собственности зарегистрировано 31 марта 2017 года на основании постановления администрации сельского поселения Пищулинский сельсовет Елецкого муниципального района Липецкой области от 28 марта 2017 года.
Распоряжением Федерального дорожного агентства от 30 января 2019 г. N 156-р установлены придорожные полосы автомобильной дороги общего пользования федерального значения М-4 "Дон" Москва - Воронеж - Ростов-на-Дону - Краснодар - Новороссийск на участках км 370+926 - км 401+790 (старое направление), км 372+233 - км 397+130 (новое направление), расположенных в границах Елецкого района Липецкой области, шириной 100 метров, считая от границы полосы отвода с каждой стороны указанной автомобильной дороги, являющиеся зоной с особым режимом использования земель, согласно текстовому описанию местоположения границ установленной зоны - перечню кадастровых номеров земельных участков, которые полностью или частично расположены в границах придорожных полос, графическому описанию местоположения границ установленной зоны - схеме расположения границ придорожных полос, перечню координат характерных точек границ установленной зоны.
Государственной компании "Российские автомобильные дороги" предписано обозначить границы придорожных полос указанной автомобильной дороги общего пользования федерального значения информационными щитами (указателями), устанавливаемыми на межевых знаках, обозначающих границы полосы отвода автомобильной дороги общего пользования федерального значения, с указанием сведений о расстоянии от границы полосы отвода до границы придорожной полосы автомобильной дороги; в течение пяти рабочих дней со дня принятия настоящего распоряжения направить копию распоряжения в орган местного самоуправления муниципального района, в отношении территорий которых принято данное распоряжение, для последующего уведомления в установленном порядке собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков, находящихся в границах придорожных полос автомобильной дороги общего пользования федерального значения, об особом режиме использования этих земельных участков; обеспечить внесение в Единый государственный реестр недвижимости сведений о придорожных полосах автомобильной дороги общего пользования федерального значения М-4 "Дон" Москва - Воронеж - Ростов-на-Дону - Краснодар - Новороссийск на участках км 370+926 - км 401+790 (старое направление), км 372+233 - км 397+130 (новое направление), расположенных в границах Елецкого района Липецкой области, указанных в приложениях к настоящему распоряжению; обеспечить контроль за соблюдением особого режима использования земель в границах придорожных полос указанной автомобильной дороги общего пользования федерального значения.
Согласно приложению 1 к Распоряжению земельный участок с КН № площадью 0,1330 га полностью расположен в границах полосы автомобильной дороги общего пользования федерального значения М-4 «Дон».
14.07.2019 г. сведения об этом внесены в Единый государственный реестр недвижимости.
Кадастровые работы по определению границ придорожных полос федеральной автодороги М-4 Дон в границах Липецкой области выполнялись ООО НПП «Компьютерные технологии».
Согласно ст. 84 Земельного кодекса Российской Федерации установление, изменение границ населенных пунктов осуществляются в соответствии с законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности.
В соответствии со ст. 23 Градостроительного кодекса Российской Федерации карта границ населенных пунктов содержится в Генеральном плане поселения.
Согласно ч.5.1 указанной статьи обязательным приложением к генеральному плану являются сведения о границах населенных пунктов (в том числе границах образуемых населенных пунктов), входящих в состав поселения или городского округа, которые должны содержать графическое описание местоположения границ населенных пунктов, перечень координат характерных точек этих границ в системе координат, используемой для ведения Единого государственного реестра недвижимости. Органы местного самоуправления поселения, городского округа также вправе подготовить текстовое описание местоположения границ населенных пунктов.
Первый Генеральный план и правила землепользования и застройки сельского поселения Пищулинский сельсовет Елецкого муниципального района были утверждены решением Совета депутатов сельского поселения Пищулинский сельсовет от 14.12.2012 № 27/1 (сайт администрации сельского поселения Пищулинский сельсовет, раздел «Градостроительная деятельность»).
Как пояснил суду специалист ООО НПП «Компьютерные технологии» ФИО7, и следует из представленной им карты Генерального плана <адрес>, на период выполнения работ по установлению придорожных полос автомобильной дороги М-4 «Дон» (2019 г.) в Едином государственном реестре недвижимости отсутствовали сведения о границе населенного пункта, к которому относится земельный участок с КН №. На данной карте территория, запланированная под жилую застройку, в которую вошел участок истца, находится за границей населенного пункта (черный штрих-пунктир).
На публичной кадастровой карте, которая находится в свободном доступе в сети Интернет, и фрагмент которой приобщен к материалам дела, граница населенного пункта д. <адрес> не отображена, притом что отчетливо видна граница смежного населенного пункта – <адрес>.
Довод истца Филатова С.В. относительно того, что с 2014 г. земельный участок относится к категории «земли населенных пунктов», основанием для удовлетворения его требований не является, поскольку как указано выше, зоны с особыми условиями использования территорий устанавливаются независимо от категорий земель и видов разрешенного использования земельных участков. Из объяснений истца и третьего лица следует, что в состав земель населенного пункта включены земли, ранее относившиеся к категории земель сельскохозяйственного назначения. Их категория автоматически изменилась на "земли населенных пунктов". Однако, изложенное не означает, что в установленном законом порядке уточнена и поставлена на кадастровый учет граница самого населенного пункта. На это в судебном заседании прямо указала специалист сельской администрации Пищулинский сельсовет Пищулина В.А.
Ныне действующий Генеральный план сельского поселения Пищулинский сельсовет Елецкого муниципального района Липецкой области утвержден решением Совета депутатов сельского поселения Пищулинский сельсовет от 03.09.2021 г. №12/4. В его составе нет карты границ населенных пунктов. В главе 5 «Транспортная инфраструктура» упоминания об автомобильной дороге федерального значения М-4 «Дон» нет.
На карте границ категорий земель в виде условных обозначений штрих-пунктиром указаны границы населенных пунктов, входящих в сельское поселение Пищулинский сельсовет.
Аналогичная информация следует из карты транспортной инфраструктуры. Автомобильная дорога федерального значения проходит не через населенный пункт. Придорожная полоса налагается на земли населенного пункта.
До настоящего времени местоположение земельного участка с КН №, полностью вошедшего в зону с особыми условиями использования, значится в Едином государственном реестре недвижимости как Липецкая область Елецкий район сельское поселение Пищулинский сельсовет, примерно в 100 м по направлению на юго-запад от <адрес>.
Разрешенное использование этого земельного участка – для индивидуального жилищного строительства, что совершенно не препятствует включению его в зону с особыми условиями использования территорий.
Строительство на нем объекта капитального строительства возможно при наличии согласия в письменной форме владельца автомобильной дороги.
Как не отрицал сам истец, он не обращался за таким согласованием в Автодор. При таких обстоятельствах его довод о невозможности использования земельного участка по прямому назначению в связи с установлением ЗОУИТ надуман.
Правовых оснований для исключения из Единого государственного реестра недвижимости сведений о том, что земельный участок с КН № расположен в границах придорожной полосы нет.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 26 Федерального закона "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Отказать Филатову Сергею Васильевичу в удовлетворении иска к государственной компании «Российские автомобильные дороги» и к Федеральному дорожному агентству о снятии ограничения с земельного участка с кадастровым номером № в виде включения его в зону с особыми условиями использования территории путем внесения изменений в Единый государственный реестр недвижимости в части границы придо-рожной полосы автомобильной дороги федерального значения М-4 «Дон».
Решение может быть обжаловано в Липецкий областной суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Судья:
Мотивированное решение изготовлено 16.05.2023 г.
Судья: