Решение по делу № 2-55/2024 (2-1209/2023;) от 23.10.2023

Дело                                  31 января 2024 года

77RS0-25

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ Р. Ф.

Исакогорский районный суд <адрес> в составе председательствующего судьи Александрова А.А.

при секретаре судебного заседания Касьяновой В.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Архангельского транспортного прокурора, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к открытому акционерному обществу «Р. железные дороги» о возложении обязанности совершить определенные действия,

УСТАНОВИЛ:

Архангельский транспортный прокурор обратился в суд с иском к открытому акционерному обществу «Р. железные дороги» (далее – ОАО «РЖД», Общество), в котором просил обязать ответчика в течение шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу устранить нарушения законодательства о социальной защите инвалидов на остановочном пункте Лесозавод , расположенном в <адрес>, путем организации работ по оборудованию пассажирских платформ тактильно-контрастными указателями в соответствии с п.п. 5.4.7, ДД.ММ.ГГГГ СП 59.13330.2020 и оборудованию лестниц, ведущих к этим платформам, горизонтальными площадками, подступенками, пандусами в соответствии с п.п. ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ СП 59.13330.2020.

В обоснование исковых требований указано, что в ходе проведенной Архангельской транспортной прокуратурой проверки установлена принадлежность ОАО «РЖД» на праве собственности двух низких боковых пассажирских платформ, расположенных по адресу: <адрес>, Исакогорский административный округ, остановочный пункт Лесозавод . При эксплуатации указанных пассажирских платформ ответчиком допущены следующие нарушения: на объекте не оборудованы тактильно-контрастные указатели, выполняющие функцию предупреждения на покрытии пешеходных путей, имеющиеся ограничительные линии из контрастного к цвету покрытия платформы материала местами затерты и не визуализируются; на покрытии платформ имеются многочисленные неровности и выбоины; при наличии более 15 ступеней на лестницах, ведущих к платформам, горизонтальные площадки отсутствуют, ступени не имеют подступенков; у лестниц, ведущих к платформам, отсутствуют пандусы. В связи с выявленными нарушениями закона прокурором ДД.ММ.ГГГГ руководителю Северной дирекции пассажирских обустройств – структурного подразделения Центральной дирекции пассажирских обустройств – филиала ОАО «РЖД» вынесено представление, однако, по результатам рассмотрения, должных мер не принято.

В судебном заседании помощник Архангельского транспортного прокурора Птицына Ж.В. исковые требования поддержала в полном объеме.

Представитель ответчика ОАО «РЖД» Мишукова Е.А. в ходе рассмотрения дела выразила несогласие с заявленными исковыми требованиями по основаниям, указанным в отзыве, пояснив, что железнодорожная станция Лесозавод не открыта для выполнения соответствующих операций. Законодатель поставил под условие обеспечение беспрепятственного доступа инвалидов к объектам транспортной инфраструктуры только ко вновь вводимым в эксплуатацию или прошедшим реконструкцию, модернизацию объектам. ОАО «РЖД» принимает меры по формированию доступной среды для маломобильных групп населения. Так, в обществе разработаны программы адаптации объектов инфраструктуры для маломобильных граждан со сроком исполнения до 2030 года, создан Центр содействия маломобильности. Заявленный иск является вмешательством в хозяйственную деятельность общества.

Третьи лица Министерство транспорта <адрес>, акционерное общество «Северная пригородная пассажирская компания» своих представителей в суд не направили.

Заслушав представителей сторон, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

Как следует из материалов дела, две пассажирские платформы на остановочном пункте Лесозавод по <адрес> в <адрес> состоят на балансе Северной дирекции пассажирских обустройств – структурного подразделения Центральной дирекции пассажирских обустройств – филиала ОАО «РЖД», принадлежат на праве собственности ответчику ОАО «РЖД», что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ.

Северная дирекция пассажирских обустройств – филиала ОАО «РЖД» планирует, организует, контролирует и осуществляет эксплуатацию, техническое обслуживание, текущий и капитальный ремонт, реконструкцию и строительство платформ, вокзалов, павильонов и других пассажирских обустройств, находящихся на балансе дирекции, оказывает услуги по предоставлению инфраструктуры пассажирского комплекса, в том числе для безопасной посадки/высадки пассажиров.

Истец, предъявляя требования, указал на наличие нарушений требований федерального законодательства, что не обеспечивает безопасность движения на железнодорожном транспорте, создает угрозу возникновения транспортных происшествий, причинения вреда имуществу третьих лиц, жизни и здоровью граждан.

Так, пассажирские платформы не обеспечивают безопасное выполнение операций по посадке и высадке пассажиров ввиду отсутствия тактильно-контрастных указателей на покрытии пешеходных путей, пандусов, подступенков, горизонтальных площадок на лестницах, ведущих к платформам.

Пункт 2 ст.20 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 17-ФЗ «О железнодорожном транспорте» возлагает на владельцев инфраструктур железнодорожного транспорта, перевозчиков и других участников перевозочного процесса обязанность обеспечить безопасные для жизни и здоровья пассажиров условия проезда.

Железнодорожные пути общего пользования и расположенные на них сооружения и устройства должны содержаться с соблюдением правил безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта в техническом состоянии, отвечающем требованиям соответствующих нормативных правовых актов, документов по стандартизации, правил и техническим нормам (п. 1 ст. 15 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 17-ФЗ «О железнодорожном транспорте»).

Согласно ч.1 ст.12 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 384-ФЗ «Технический регламент безопасности зданий и сооружений» жилые здания, объекты инженерной, транспортной и социальной инфраструктур должны быть спроектированы и построены таким образом, чтобы обеспечивать доступность для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения.

Объекты транспортной инфраструктуры должны быть оборудованы специальными приспособлениями, позволяющими инвалидам и другим группам населения с ограниченными возможностями передвижения беспрепятственно пользоваться услугами, предоставляемыми на объектах транспортной инфраструктуры (ч.2 ст.12 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 384-ФЗ «Технический регламент безопасности зданий и сооружений»).

Приказом Минстроя России от ДД.ММ.ГГГГ /пр утвержден СП 59.13330.2020 «СНиП 35-01-2001 Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения» (далее - СП 59.13330.2020).

Согласно п. 4.1 СП 59.13330.2020 требования настоящего свода правил подлежат выполнению при проектировании новых, реконструкции существующих, подлежащим капитальному ремонту и приспособлению зданий и сооружений, а также территории общего пользования. Требования распространяются, в том числе на уже существующие объекты, которые приспосабливаются для нужд инвалидов и маломобильных групп населения.

В соответствии с п. 5.4.7, ДД.ММ.ГГГГ СП 59.13330.2020 перед границей опасной зоны у края платформы должны предусматриваться тактильно-контрастные наземные указатели по ГОСТ Р 52875 или изменение фактуры поверхности пешеходного пути.

Согласно п. ДД.ММ.ГГГГ. СП 59.13330.2020 не следует применять на путях движения маломобильных групп населения ступеней без подступенков. В марше лестниц, расположенных на продолжении тротуара или пешеходной дорожки, должно быть 3-12 ступеней, между маршами должна предусматриваться горизонтальная площадка. В стесненных условиях допускается в маршах внешних лестниц увеличивать число ступеней до 15.

Согласно п. ДД.ММ.ГГГГ СП 59.13330.2020 у внешних лестниц для подъема маломобильных групп населения следует предусматривать пандусы (лифты).

Приведенные нормы возлагают на владельца инфраструктуры железнодорожного транспорта обязанность обеспечить соответствие платформы техническим требованиям и требованиям безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта.

В связи с выявленными нарушениям прокурором ДД.ММ.ГГГГ руководителю Северной дирекции инфраструктуры – СП Центральной дирекции инфраструктуры – филиала ОАО «РЖД» внесено представление.

В ответе на представление от ДД.ММ.ГГГГ начальник Центральной дирекции инфраструктуры – филиала ОАО «РЖД» Березкин К.С. согласился с выявленными нарушениями, указал на принятые меры, направленные для их устранения. Согласно письму от ДД.ММ.ГГГГ о предоставлении сведений об устранении выявленных нарушений, разработанная сметная документация на выполнение работ по замене ограничительной линии на тактильно-контрастные указатели, направлена в Центральную дирекцию пассажирских обустройств для выделения финансирования. По состоянию на апрель 2023 года финансирование не подтверждено. Помимо этого, в процессе разработки находится комплект документов, требуемый для включения в инвестиционную программу работ по устройству лестничных сходов, оборудованию их горизонтальными площадками и подступенками, для дальнейшего включения в проект инвестиционной программы 2024-2026 гг.

С учетом возложенной на ОАО «РЖД» обязанности по обеспечению соответствия железнодорожных платформ требованиям действующего законодательства, принимая во внимание, что железнодорожные пути являются источником повышенной опасности, а пассажиры согласно Закону о защите прав потребителей имеют право на предоставление им безопасных услуг, доводы ответчика об отсутствии оснований для удовлетворения иска являются ошибочными.

В соответствии с ч. 1 ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые они ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Доказательств, опровергающих указанные обстоятельства, либо свидетельствующих о принятии мер по устранению выявленных нарушений, суду ответчиком не представлено.

Указанные в иске нарушения выявлены специализированным органом в сфере безопасности железнодорожных перевозок, что не оспаривалось ответчиком, который запланировал включение работ по устранению нарушений в программу текущего ремонта Северной дирекции пассажирских обустройств на 2024-2026 гг.

Кроме того, постановлением Северо-Западного Управления государственного железнодорожного надзора Ространснадзора от ДД.ММ.ГГГГ за нарушение законодательных и нормативных актов, допущенных при эксплуатации указанных пассажирских платформ, к административной ответственности по ст. 9.13 КоАП РФ привлечен ответчик с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 20 000 руб.

Довод представителя ОАО «РЖД» о том, что положения ч.1 ст.15 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» применяется с ДД.ММ.ГГГГ исключительно к вновь вводимым в эксплуатацию или прошедшим реконструкцию, модернизацию объектам, не свидетельствует об отсутствии рассматриваемых нарушений.

Суд соглашается с доводами истца о том, что бездействие ответчика создает угрозу безопасности жизни и здоровью пассажиров. Отсутствие жалоб со стороны граждан, направленных непосредственно ОАО «РЖД», данный факт не опровергает.

Обязанность владельца железнодорожной инфраструктуры по приведению железнодорожной платформы в соответствие с действующими техническими нормами не ставится в зависимость от финансовых возможностей компании.

При наличии объективных причин, подтверждающих невозможность исполнения решения в установленный им срок (например, необходимость определенных климатических условий для производства работ) ответчик вправе использовать правовые механизмы, предусмотренные гражданским процессуальным законодательством, в частности, ст. 203 ГПК РФ.

Оценив доказательства по делу в их совокупности, на основании установленных в судебном заседании данных, суд приходит к выводу, что пассажирские платформы, расположенные по адресу: <адрес>, Исакогорский административный округ, остановочный пункт Лесозавод , не соответствуют вышеприведенным требованиям, в связи с чем иск прокурора о возложении на ОАО «РЖД» обязанности привести их в соответствие требованиям п.п. 5.4.7, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ СП 59.13330.2020 подлежит удовлетворению.

Доводы ответчика о том, что истец вмешивается в хозяйственную деятельность ОАО «РЖД» судом отклоняются, поскольку иск прокурора направлен на защиту прав пассажиров и иных лиц, являющихся потребителями услуг железнодорожного транспорта, а Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ «О прокуратуре Российской Федерации» предусмотрено право прокурора на обращение в суд, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества и государства.

В соответствии со ст. 206 ГПК РФ при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, суд в том же решении может указать, что, если ответчик не исполнит решение в течение установленного срока, истец вправе совершить эти действия за счет ответчика с взысканием с него необходимых расходов.

В случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.

С учетом приведенных положений закона, сезонности работ по устранению нарушений, необходимости проведения конкурсных процедур при заключении договоров подряда на производство работ, разрешая спор, суд считает необходимым установить срок, в течение которого ответчик обязан совершить действия, возложенные на него судебным решением – не позднее 6 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.

Согласно ст. 103 ГПК РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход бюджета, за счет которого они были возмещены, а государственная пошлина – в соответствующий бюджет согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Архангельского транспортного прокурора в защиту интересов неопределенного круга лиц к открытому акционерному обществу «Р. железные дороги» удовлетворить.

Обязать открытое акционерное общество «Р. железные дороги» (ИНН 7708503727) в течение шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу устранить нарушения законодательства о социальной защите инвалидов на остановочном пункте Лесозавод , расположенном в <адрес>, путем организации работ по оборудованию пассажирских платформ тактильно-контрастными указателями в соответствии с п.п. 5.4.7, ДД.ММ.ГГГГ СП 59.13330.2020 и оборудованию лестниц, ведущими к этим платформам, горизонтальными площадками, подступенками, пандусами в соответствии с п.п. ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ СП 59.13330.2020.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Архангельский областной суд через Исакогорский районный суд <адрес> в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Председательствующий А.А.Александров

2-55/2024 (2-1209/2023;)

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Архангельская транспортная прокуратура
Ответчики
ОАО "РЖД"
Другие
Министерство транспорта Архангельской области
АО "Северная пригородная пассажирская компания"
Суд
Исакогорский районный суд г. Архангельск
Судья
Александров Алексей Александрович
Дело на сайте суда
sudis.arh.sudrf.ru
23.10.2023Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде и принятие его к производству
23.10.2023Передача материалов судье
24.10.2023Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
11.12.2023Судебное заседание
11.12.2023Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
11.12.2023Судебное заседание
31.01.2024Судебное заседание
07.02.2024Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
14.02.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
31.01.2024
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее