Дело № 12-402/2020
РЕШЕНИЕ
7 августа 2020 года | г. Севастополь |
Судья Ленинского районного суда города Севастополя Истягина Н.М., с участием заявителя - Камелов И.Н., представителя заявителя – Капцов М.Е., представителя Севастопольской городской избирательной комиссии – Бариевой А.Е., рассмотрев жалобу Камелов И.Н. на постановление Севастопольской городской избирательной комиссии о прекращении дела об административном правонарушении от 24.07.2020 года,
установил:
31.07.2020 года в Ленинский районный суд города Севастополя поступила жалоба Комелова И.Н. на постановление Севастопольской городской избирательной комиссии от 24.07.2020 года о прекращении дела об административном правонарушении в отношении Севастопольского регионального отделения политической партии «Единая Россия» по части 1 статьи 5.12 КоАП РФ.
В своей жалобе заявитель просит постановление Севастопольской городской избирательной комиссии о прекращении производства по делу от 24.07.2020 года отменить, вернуть материалы дела об административном правонарушении в Севастопольскую городскую избирательную комиссию для составления протокола об административном правонарушении. Кроме того, заявитель ссылается на то, что ранее 25.02.2020 года Севастопольская городская избирательная комиссия выносила постановление о прекращении дела об административном правонарушении в отношении Севастопольского регионального отделения политической партии «Единая Россия» по ч.1 ст.5.12 КоАП РФ. Данное постановление было обжаловано в Ленинском районном суде города Севастополя, решением Ленинского районного суда города Севастополя от 12.08.2020 года указанное постановление отменено, дело направлено на новое рассмотрение. Вместе с тем, несмотря на вступившее в законную силу решение суда, Севастопольская избирательная комиссия повторно прекратила производство по делу в связи с отсутствием в действиях Севастопольского регионального отделения политической партии «Единая Россия» состава административного правонарушения предусмотренного ч.1 ст.5.12 КоАП РФ.
В ходе рассмотрения жалобы представитель заявителя доводы жалобы поддержал, настаивал на ее удовлетворении.
Представитель Севастопольской городской избирательной комиссии настаивала на законности вынесенного постановления, пояснив суду, что производство по делу прекращено по иным основаниям, оспариваемое постановление законным и обоснованным, представила письменные возражения.
Севастопольское региональное отделение партии «Единая Россия» направило в суд ходатайство о рассмотрении дела в их отсутствие.
С учетом изложенного суд определил рассмотреть жалобы в отсутствие неявившегося лица.
Изучив доводы жалобы, объяснения участников процесса, материалы по делу об административном правонарушении, прихожу к следующему.
Постановлением Законодательного Собрания города Севастополя Х сессии 1 созыва № 500 от 04.06.2019 года на 08.09.2019 года были назначены выборы депутатов Законодательного Собрания города Севастополя 2 созыва.
Из материалов дела следует, что из Центральной избирательной комиссии Российской Федерации в Севастопольскую городскую избирательную комиссию поступило обращение заявителя Комелова И.Н. по факту выявления нарушений избирательного законодательства от 06.09.2019 года, в котором были приведены сведения о том, что заявителем в своем почтовом ящике по адресу: <адрес>, 05.09.2019 года обнаружен агитационный материал, в котором в данных об изготовителе указано «Индивидуальный предприниматель» без указания его фамилии, имени, отчества.
По результатам проведенного административного расследования Севастопольской городской избирательной комиссией принято постановление №01-19/1710 от 18.12.2019 года, которым производство по делу прекращено в связи с отсутствием события административного правонарушения.
По результатам рассмотрения жалобы заявителя на данное постановление, решением Ленинского районного суда города Севастополя от 12.05.2020 года постановление Севастопольской городской избирательной комиссии №01-19/1710 от 18.12.2019 года отменено, дело об административном правонарушении возвращено на новое рассмотрение.
Определением №01-21/568 от 26.06.2020 года Севастопольской городской избирательной комиссией возбуждено производство по делу об административном правонарушении предусмотренном ч.1 ст.5.12 КоАП РФ.
Из содержания обжалуемого постановления следует, что в ходе рассмотрения дела установлено, что для участия в выборах Севастопольским региональным отделением Всероссийской политической партии «Единая Россия» были поданы документы на выдвижение городского списка кандидатов 08 июля 2019 года, на регистрацию документы поданы 09 июля 2019 года в отношении 24 кандидатов в депутаты. Постановлением Севастопольской городской избирательной комиссии от 09.07.2019 № 15/118-2 заверен городской список кандидатов в депутаты Законодательного Собрания города Севастополя второго созыва в количестве 24 человек, выдвинутых от вышеуказанного регионального отделения.
В ходе избирательной кампании указанным региональным отделением осуществлялась предвыборная агитация, в том числе, посредством выпуска и распространения печатных агитационных материалов.
Так, из объяснений представителя Севастопольского регионального отделения Всероссийской политической партии «Единая Россия» ФИО1 с ИП ФИО2 для изготовления агитационных материалов 27.08.2019 заключен договор № 19-а возмездного оказания услуг (изготовление печатных агитационных материалов), в том числе буклета А4 «Приглашение с двумя фальцами А4 кандидат Щербакова» в количестве 5000 экземпляров. После приема буклетов было обнаружено отсутствие некоторых сведений, в связи с чем тираж буклетов был уничтожен полностью 30.08.2019 года как бракованный. Данное обстоятельство подтверждается представленным в Севастопольскую городскую избирательную комиссию актом об уничтожении тиража буклетов от 30.08.2019 года.
В оспариваемом постановлении, в связи с тем, что буклеты, которые имеют признаки схожести с буклетом представленным заявителем были уничтожены, договора на распространение данных агитационных материалов не заключалось, сделан вывод о том, что сам факт изготовления указанных буклетов без цели массового распространения опровергает наличие объективной стороны административного правонарушения.
В связи с приведенными доводами членом Севастопольской городской избирательной комиссии с правом решающего голоса, уполномоченным постановлением Севастопольской городской избирательной комиссии от 30.05.2019 года составлять протоколы об административных правонарушениях, ФИО3 вынесено постановление о прекращении дела об административном правонарушении по ч.1 ст.5.12 КоАП РФ, на основании п.2 ч.1 ст.24.5 КоАП РФ.
Вместе с тем с приведенным выводом, содержащимся в оспариваемом постановлении согласиться нельзя.
Задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений (статья 24.1 КоАП РФ).
В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 28.1 КоАП РФ поводами к возбуждению дела об административном правонарушении являются сообщения и заявления физических и юридических лиц, а также сообщения в средствах массовой информации, содержащие данные, указывающие на наличие события административного правонарушения.
Согласно части 3 указанной статьи дело об административном правонарушении может быть возбуждено должностным лицом, уполномоченным составлять протоколы об административных правонарушениях, только при наличии хотя бы одного из поводов, предусмотренных частями 1, 1.1 и 1.3 настоящей статьи, и достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения.
Частью 1 статьи 5.12 КоАП РФ предусмотрено, что изготовление или распространение в период подготовки и проведения выборов, референдума печатных, аудиовизуальных и иных агитационных материалов с нарушением требований, установленных законодательством о выборах и референдумах, - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до одной тысячи пятисот рублей; на должностных лиц - от двух тысяч до трех тысяч рублей; на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.
Статьей 2 Федерального закона от 12.06.2002 № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» предусмотрено, что агитационными материалами признаются печатные, аудиовизуальные и иные материалы, содержащие признаки предвыборной агитации, агитации по вопросам референдума и предназначенные для массового распространения, обнародования в период избирательной кампании, кампании референдума.
Согласно п. 2 ст. 54 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» все печатные и аудиовизуальные агитационные материалы должны содержать наименование, юридический адрес и идентификационный номер налогоплательщика организации (фамилию, имя, отчество лица и наименование субъекта Российской Федерации, района, города, иного населенного пункта, где находится место его жительства), изготовившей (изготовившего) данные материалы, наименование организации (фамилию, имя, отчество лица), заказавшей (заказавшего) их, а также информацию о тираже и дате выпуска этих материалов и указание об оплате их изготовления из средств соответствующего избирательного фонда, фонда референдума.
Экземпляры печатных агитационных материалов или их копии, экземпляры аудиовизуальных агитационных материалов, фотографии иных агитационных материалов до начала их распространения должны быть представлены кандидатом, избирательным объединением, инициативной группой по проведению референдума и иной группой участников референдума в соответствующую избирательную комиссию, комиссию референдума. Вместе с указанными материалами должны быть также представлены сведения о месте нахождения (об адресе места жительства) организации (лица), изготовившей и заказавшей (изготовившего и заказавшего) эти материалы (ч. 3 ст. 54 Федерального закона № 67-ФЗ).
Состав административного правонарушения образуют действия по изготовлению либо распространению печатных или аудиовизуальных агитационных материалов в период подготовки и проведения выборов.
Как установлено в ходе административного расследования буклет А4 «Приглашение с двумя фальцами А4 кандидат Щербакова» был изготовлен с нарушением требований пункта 2 статьи 54 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», в частности – в буклете не указаны фамилия, имя, отчество индивидуального предпринимателя, изготовившего буклет.
Сами действия по изготовлению в период проведения выборов печатных агитационных материалов, не содержащих установленной Федеральным законом № 67-ФЗ информации, образует состав административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 5.12 КоАП РФ.
При этом, делая вывод о том, что представленный буклет схож по признакам с ранее изготовленным Севастопольским региональным отделением Всероссийской политической партии «Единая Россия» агитационным буклетом, при проведении административного расследования не были установлены обстоятельства, каким образом у заявителя оказался подобный экземпляр.
Согласно положениям п.3 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", административное расследование представляет собой комплекс требующих значительных временных затрат процессуальных действий указанных выше лиц, направленных на выяснение всех обстоятельств административного правонарушения, их фиксирование, юридическую квалификацию и процессуальное оформление.
Проведение административного расследования должно состоять из реальных действий, направленных на получение необходимых сведений, в том числе путем проведения экспертизы, установления потерпевших, свидетелей, допроса лиц, проживающих в другой местности.
Представленный экземпляр буклета, вызывает обоснованные сомнения в том, что все экземпляры буклетов изготовленных с нарушением Федерального закона №67-ФЗ были уничтожены, однако данные сомнения в ходе проведения административного расследования не были устранены.
Проведенное административное расследование нельзя признать эффективным, поскольку кроме отбора объяснения у представителя лица, привлекаемого к административной ответственности, иных действий направленных на выяснение всех обстоятельств административного правонарушения не производилось.
Так, заявитель Комелов И.Н. по обстоятельствам обнаружения экземпляра буклета в своем почтовом ящике, не опрашивался, при этом, в оспариваемом постановлении приводится вывод о том, что обстоятельства получения данного буклета выходят за пределы настоящего административного расследования.
Приведенные обстоятельства свидетельствуют о том, что должностное лицо Севастопольской городской избирательной комиссии пришло к преждевременному выводу о том, что имеются основания для прекращения производства по делу на основании пункта 1 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ.
Срок привлечения лица к административной ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации о выборах и референдумах согласно ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ составляет один год со дня совершения административного правонарушения.
С учетом установленных судом обстоятельств, суд приходит к выводу о том, что жалоба Комелова И.Н. обоснована, в связи с чем, подлежит удовлетворению, постановление члена Севастопольской городской избирательной комиссии о прекращении дела об административном правонарушении в отношении Севастопольского регионального отделения Всероссийской политической партии «Единая Россия» №01-21/815 от 24.07.2020 года – отмене, а материалы дела об административном правонарушении подлежат направлению на новое рассмотрение.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 29.10, 30.7 КоАП РФ, суд
решил:
жалобу Камелов И.Н. удовлетворить.
Постановление Севастопольской городской избирательной комиссии о прекращении дела об административном правонарушении №01-21/815 от 24.07.2020 года отменить.
Возвратить дело об административном правонарушении в отношении Севастопольского регионального отделения Всероссийской политической партии «Единая Россия» в Севастопольскую городскую избирательную комиссию на новое рассмотрение.
Решение может быть обжаловано в Севастопольский городской суд в течение пяти суток со дня вручения или получения его копии.
Судья