Решение по делу № 33-4186/2024 от 26.08.2024

Докладчик Кондакова Т.Г. Апелляционное дело № 33-4186/2024

Судья Ермолаева Т.П. Гражданское дело № 2-2371/2024

УИД 21RS0023-01-2024-003786-26

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

7 октября 2024 года г. Чебоксары

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Чувашской Республики в составе председательствующего Карлинова С.В.,

судей Кондаковой Т.Г., Филимоновой И.В.,

при секретаре судебного заседания Яшине В.И.,

рассмотрела в открытом судебном заседании в помещении Верховного Суда Чувашской Республики гражданское дело по иску Васильевой Е.А. к администрации города Чебоксары о возложении обязанности предоставить жилое помещение на условиях договора найма специализированного жилого помещения, поступившее по апелляционной жалобе представителя администрации города Чебоксары Крупяковой А.В. на решение Ленинского районного суда г. Чебоксары Чувашской Республики от 18 июля 2024 года.

Заслушав доклад судьи Кондаковой Т.Г., судебная коллегия

у с т а н о в и л а:

Васильева Е.А. обратилась в суд с иском к администрации города Чебоксары о возложении обязанности предоставить благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированных жилых помещений по установленным нормам.

Иск обоснован следующими обстоятельствами.

Васильева Е.А. постановлением главы администрации Калининского района города Чебоксары от 16 июля 2018 года принята на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении для предоставления жилого помещения специализированного жилищного фонда по договору найма специализированных жилых помещений как ребенок, оставшийся без попечения родителей. В настоящее время она вынуждена проживать в квартире <адрес> с родственниками. Согласно акту от 11 июля 2018 года, составленному комиссией, назначенной распоряжением главы администрации Калининского района г. Чебоксары от 28 июня 2017 года , установлен факт невозможности проживания Васильевой Е.А. в вышеуказанном жилом помещении. До настоящего времени ей жилое помещение не предоставлено. Ссылаясь на положения статей 49, 109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации, статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», статьи 11 Закона Чувашской Республики от 17 октября 2005 года № 42 «О регулировании жилищных отношений», Васильева Е.А. просит исковые требования удовлетворить.

Истец Васильева Е.А. в судебном заседании суда первой инстанции не присутствовала, воспользовалась правом на ведение дела через представителя.

Представитель истца Васильевой Е.А. Шенгальц Е.П. в судебном заседании поддержал иск своего доверителя.

Представитель ответчика администрации города Чебоксары Крупякова А.В. иск не признала, пояснила, что предоставление жилого помещения истцу без соблюдения очередности приведет к нарушению прав иных лиц, обладающих аналогичным с истцом правом.

Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание суда первой инстанции не явились.

Решением Ленинского районного суда г.Чебоксары Чувашской Республики от 18 июля 2024 года постановлено обязать администрацию города Чебоксары предоставить Васильевой Е.А. благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения по установленным нормам.

Указанное решение обжаловано представителем ответчика администрации города Чебоксары Крупяковой А.В. по мотивам незаконности и необоснованности.

В апелляционной жалобе поставлен вопрос об отмене решения суда и отказе в удовлетворении исковых требований со ссылкой на нарушение внеочередным предоставлением истцу жилого помещения очередности, установленной в соответствии с Порядком предоставления благоустроенных жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Также в жалобе указано, что судом не исследован вопрос наличия и объема субвенций для предоставления истцу жилого помещения на дату рассмотрения дела, тогда как согласно статье 20 Федерального закона № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» органы местного самоуправления несут ответственность за осуществление отдельных государственных полномочий в пределах выделенных муниципальным образованиям на эти цели материальных ресурсов. На день подачи апелляционной жалобы в списке детей-сирот, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений в г. Чебоксары состоят 727 детей-сирот, на которых предоставлены денежные средства в размере 65 млн. руб. Из расчета средней стоимости 1 кв.м жилого помещения и минимальной общей площади (33 кв.м) денежные средства предоставлены на не более чем 58 благоустроенных жилых помещений.

В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель истца Васильевой Е.А. Шенгальц Е.П. просил решение Ленинского районного суда г.Чебоксары Чувашской Республики от 18 июля 2024 года оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Иные лица, участвующие в деле, извещенные о месте и времени рассмотрения дела надлежащим образом, в том числе путем размещения информации на официальном сайте суда, в заседание судебной коллегии не явились. В соответствии с положениями статей 167, 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.

Изучив материалы дела, выслушав объяснения лица, участвующего в деле, проверив решение суда в соответствии с частью 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в пределах доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

Как следует из материалов дела и установлено судом, Васильева Е.А., ДД.ММ.ГГГГ рождения, в возрасте до 18 лет осталась сиротой. Ее мать – ФИО1 согласно акту об оставлении ребенка в лечебно-профилактическом учреждении от ДД.ММ.ГГГГ после рождения ребенка покинула медицинское учреждение, не оформив согласия на удочерение или заявление о временном помещении ребенка на полное государственное обеспечение, сведения об отце ребенка не сообщила.

Решением Чебоксарского районного суда Чувашской Республики от 18 апреля 2018 года из актовой записи о рождении Васильевой Е.А. сведения о матери были исключены.

До совершеннолетия Васильева Е.А. находилась под опекой ФИО2.

С 16 сентября 2004 года Васильева Е.А. проживает в квартире <адрес>.

Согласно акту от 11 июля 2018 года, составленному комиссией, назначенной распоряжением главы администрации Калининского района г. Чебоксары от 28 июня 2017 года , установлен факт невозможности проживания Васильевой Е.А. в квартире <адрес>.

Постановлением главы администрации Калининского района города Чебоксары от 16 июля 2018 года Васильева Е.А. с 4 июля 2018 года принята на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении для предоставления жилого помещения специализированного жилищного фонда по договору найма специализированных жилых помещений как ребенок, оставшийся без попечения родителей.

Разрешая спор по существу, установив изложенные обстоятельства, принимая во внимание положения Жилищного кодекса Российской Федерации, Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», суд первой инстанции пришел к правомерному выводу о необходимости возложения на ответчика обязанности по обеспечению Васильевой Е.А. жилым помещением специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения.

Доводы апелляционной жалобы о необоснованности выводов суда первой инстанции подлежат отклонению в силу следующего.

В соответствии с частью 1 статьи 109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

Согласно пункту 1 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.

Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом пункта 1 по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия.

По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом настоящего пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, организациях социального обслуживания, медицинских организациях и иных организациях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, профессионального обучения, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.

В соответствии с пунктом 7 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» по договорам найма специализированных жилых помещений они предоставляются лицам, указанным в пункте 1 настоящей статьи, в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма.

В целях реализации вышеуказанных полномочий в части 2 статьи 23.1 Закона Чувашской Республики от 17 октября 2005 года № 42 «О регулировании жилищных отношений» установлено, что детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях, которые находятся на территории Чувашской Республики, признается невозможным, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений в порядке, установленном Кабинетом Министров Чувашской Республики.

В соответствии с частью 12 статьи 23.1 Закона Чувашской Республики от 17 октября 2005 года № 42 «О регулировании жилищных отношений» полномочия по обеспечению лиц, указанных в абзаце первом части 2 настоящей статьи, жилыми помещениями являются государственными полномочиями Чувашской Республики, и их реализация обеспечивается за счет средств республиканского бюджета Чувашской Республики. Органы местного самоуправления муниципальных округов и городских округов Чувашской Республики наделяются государственными полномочиями Чувашской Республики по обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда лиц, указанных в абзаце первом части 2 настоящей статьи, в соответствии с законом Чувашской Республики о наделении органов местного самоуправления в Чувашской Республике отдельными государственными полномочиями на неограниченный срок.

Факт нуждаемости Васильевой Е.А. в жилом помещении в соответствии с Федеральным законом от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» стороной ответчика не оспаривается.

Таким образом, принимая во внимание, что Васильева Е.А. достигла совершеннолетия, включена в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц, из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилым помещением специализированного жилищного фонда, судебная коллегия находит правильным вывод суда первой инстанции о наличии у истца права на предоставление ей жилого помещения в соответствии с положениями статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».

При этом доводы апелляционной жалобы о том, что при предоставлении истцу жилого помещения нарушается установленная очередность их предоставления, судебная коллегия находит несостоятельными, поскольку федеральный законодатель, определяя основания и условия предоставления жилых помещений по договорам найма специализированных жилых помещений лицам, указанным в абзаце первом пункта 1 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», не содержат указания на конкретный срок предоставления жилого помещения данной категории граждан, что указывает на то, что жилые помещения специализированного жилищного фонда для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, должны предоставляться немедленно после наступления предусмотренных в Федеральном законе от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ и законодательстве субъектов Российской Федерации обстоятельств.

Следует иметь в виду, что формирование субъектом Российской Федерации сводного списка указанной категории лиц означает констатацию в соответствующих объемах ежегодного финансирования (объема субвенций), выделяемого на цели обеспечения жильем детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и не означает, что установлена очередность указанным списком на предоставление жилого помещения. Обращение в суд с иском к ответчику о возложении обязанности по предоставлению жилого помещения является реализацией права на меры социальной поддержки.

Отсутствие надлежащего финансирования на цели обеспечения жилыми помещениями таких лиц, на что также указывается в апелляционной жалобе, не должно ограничивать гарантированное истцу право на предоставление жилого помещения специализированного жилищного фонда в установленном законом порядке и, соответственно, не может служить основанием для отказа в обеспечении указанной категории граждан жильем по договору найма специализированного жилого помещения.

Принимая во внимание, что вопросы относительно ответственности органа местного самоуправления за осуществление государственных полномочий по предоставлению жилья приведенной категории граждан предметом рассмотрения по настоящему делу не являются, соответствующие доводы апелляционной жалобы судебной коллегией не могут быть приняты во внимание.

Учитывая данные обстоятельства, судебная коллегия не усматривает оснований, влекущих удовлетворение апелляционной жалобы и отмену состоявшегося решения суда первой инстанции.

Руководствуясь статьями 199, 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

о п р е д е л и л а:

решение Ленинского районного суда г. Чебоксары Чувашской Республики от 18 июля 2024 года оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя администрации города Чебоксары Крупяковой А.В. – без удовлетворения.

Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Шестой кассационный суд общей юрисдикции (г. Самара) через суд первой инстанции в течение трех месяцев со дня составления мотивированного апелляционного определения.

Председательствующий С.В. Карлинов

Судьи Т.Г. Кондакова

И.В. Филимонова

Мотивированное апелляционное определение изготовлено 18 октября 2024 года.

Докладчик Кондакова Т.Г. Апелляционное дело № 33-4186/2024

Судья Ермолаева Т.П. Гражданское дело № 2-2371/2024

УИД 21RS0023-01-2024-003786-26

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

7 октября 2024 года г. Чебоксары

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Чувашской Республики в составе председательствующего Карлинова С.В.,

судей Кондаковой Т.Г., Филимоновой И.В.,

при секретаре судебного заседания Яшине В.И.,

рассмотрела в открытом судебном заседании в помещении Верховного Суда Чувашской Республики гражданское дело по иску Васильевой Е.А. к администрации города Чебоксары о возложении обязанности предоставить жилое помещение на условиях договора найма специализированного жилого помещения, поступившее по апелляционной жалобе представителя администрации города Чебоксары Крупяковой А.В. на решение Ленинского районного суда г. Чебоксары Чувашской Республики от 18 июля 2024 года.

Заслушав доклад судьи Кондаковой Т.Г., судебная коллегия

у с т а н о в и л а:

Васильева Е.А. обратилась в суд с иском к администрации города Чебоксары о возложении обязанности предоставить благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированных жилых помещений по установленным нормам.

Иск обоснован следующими обстоятельствами.

Васильева Е.А. постановлением главы администрации Калининского района города Чебоксары от 16 июля 2018 года принята на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении для предоставления жилого помещения специализированного жилищного фонда по договору найма специализированных жилых помещений как ребенок, оставшийся без попечения родителей. В настоящее время она вынуждена проживать в квартире <адрес> с родственниками. Согласно акту от 11 июля 2018 года, составленному комиссией, назначенной распоряжением главы администрации Калининского района г. Чебоксары от 28 июня 2017 года , установлен факт невозможности проживания Васильевой Е.А. в вышеуказанном жилом помещении. До настоящего времени ей жилое помещение не предоставлено. Ссылаясь на положения статей 49, 109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации, статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», статьи 11 Закона Чувашской Республики от 17 октября 2005 года № 42 «О регулировании жилищных отношений», Васильева Е.А. просит исковые требования удовлетворить.

Истец Васильева Е.А. в судебном заседании суда первой инстанции не присутствовала, воспользовалась правом на ведение дела через представителя.

Представитель истца Васильевой Е.А. Шенгальц Е.П. в судебном заседании поддержал иск своего доверителя.

Представитель ответчика администрации города Чебоксары Крупякова А.В. иск не признала, пояснила, что предоставление жилого помещения истцу без соблюдения очередности приведет к нарушению прав иных лиц, обладающих аналогичным с истцом правом.

Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание суда первой инстанции не явились.

Решением Ленинского районного суда г.Чебоксары Чувашской Республики от 18 июля 2024 года постановлено обязать администрацию города Чебоксары предоставить Васильевой Е.А. благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения по установленным нормам.

Указанное решение обжаловано представителем ответчика администрации города Чебоксары Крупяковой А.В. по мотивам незаконности и необоснованности.

В апелляционной жалобе поставлен вопрос об отмене решения суда и отказе в удовлетворении исковых требований со ссылкой на нарушение внеочередным предоставлением истцу жилого помещения очередности, установленной в соответствии с Порядком предоставления благоустроенных жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Также в жалобе указано, что судом не исследован вопрос наличия и объема субвенций для предоставления истцу жилого помещения на дату рассмотрения дела, тогда как согласно статье 20 Федерального закона № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» органы местного самоуправления несут ответственность за осуществление отдельных государственных полномочий в пределах выделенных муниципальным образованиям на эти цели материальных ресурсов. На день подачи апелляционной жалобы в списке детей-сирот, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений в г. Чебоксары состоят 727 детей-сирот, на которых предоставлены денежные средства в размере 65 млн. руб. Из расчета средней стоимости 1 кв.м жилого помещения и минимальной общей площади (33 кв.м) денежные средства предоставлены на не более чем 58 благоустроенных жилых помещений.

В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель истца Васильевой Е.А. Шенгальц Е.П. просил решение Ленинского районного суда г.Чебоксары Чувашской Республики от 18 июля 2024 года оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Иные лица, участвующие в деле, извещенные о месте и времени рассмотрения дела надлежащим образом, в том числе путем размещения информации на официальном сайте суда, в заседание судебной коллегии не явились. В соответствии с положениями статей 167, 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.

Изучив материалы дела, выслушав объяснения лица, участвующего в деле, проверив решение суда в соответствии с частью 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в пределах доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

Как следует из материалов дела и установлено судом, Васильева Е.А., ДД.ММ.ГГГГ рождения, в возрасте до 18 лет осталась сиротой. Ее мать – ФИО1 согласно акту об оставлении ребенка в лечебно-профилактическом учреждении от ДД.ММ.ГГГГ после рождения ребенка покинула медицинское учреждение, не оформив согласия на удочерение или заявление о временном помещении ребенка на полное государственное обеспечение, сведения об отце ребенка не сообщила.

Решением Чебоксарского районного суда Чувашской Республики от 18 апреля 2018 года из актовой записи о рождении Васильевой Е.А. сведения о матери были исключены.

До совершеннолетия Васильева Е.А. находилась под опекой ФИО2.

С 16 сентября 2004 года Васильева Е.А. проживает в квартире <адрес>.

Согласно акту от 11 июля 2018 года, составленному комиссией, назначенной распоряжением главы администрации Калининского района г. Чебоксары от 28 июня 2017 года , установлен факт невозможности проживания Васильевой Е.А. в квартире <адрес>.

Постановлением главы администрации Калининского района города Чебоксары от 16 июля 2018 года Васильева Е.А. с 4 июля 2018 года принята на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении для предоставления жилого помещения специализированного жилищного фонда по договору найма специализированных жилых помещений как ребенок, оставшийся без попечения родителей.

Разрешая спор по существу, установив изложенные обстоятельства, принимая во внимание положения Жилищного кодекса Российской Федерации, Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», суд первой инстанции пришел к правомерному выводу о необходимости возложения на ответчика обязанности по обеспечению Васильевой Е.А. жилым помещением специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения.

Доводы апелляционной жалобы о необоснованности выводов суда первой инстанции подлежат отклонению в силу следующего.

В соответствии с частью 1 статьи 109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

Согласно пункту 1 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.

Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом пункта 1 по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия.

По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом настоящего пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, организациях социального обслуживания, медицинских организациях и иных организациях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, профессионального обучения, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.

В соответствии с пунктом 7 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» по договорам найма специализированных жилых помещений они предоставляются лицам, указанным в пункте 1 настоящей статьи, в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма.

В целях реализации вышеуказанных полномочий в части 2 статьи 23.1 Закона Чувашской Республики от 17 октября 2005 года № 42 «О регулировании жилищных отношений» установлено, что детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях, которые находятся на территории Чувашской Республики, признается невозможным, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений в порядке, установленном Кабинетом Министров Чувашской Республики.

В соответствии с частью 12 статьи 23.1 Закона Чувашской Республики от 17 октября 2005 года № 42 «О регулировании жилищных отношений» полномочия по обеспечению лиц, указанных в абзаце первом части 2 настоящей статьи, жилыми помещениями являются государственными полномочиями Чувашской Республики, и их реализация обеспечивается за счет средств республиканского бюджета Чувашской Республики. Органы местного самоуправления муниципальных округов и городских округов Чувашской Республики наделяются государственными полномочиями Чувашской Республики по обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда лиц, указанных в абзаце первом части 2 настоящей статьи, в соответствии с законом Чувашской Республики о наделении органов местного самоуправления в Чувашской Республике отдельными государственными полномочиями на неограниченный срок.

Факт нуждаемости Васильевой Е.А. в жилом помещении в соответствии с Федеральным законом от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» стороной ответчика не оспаривается.

Таким образом, принимая во внимание, что Васильева Е.А. достигла совершеннолетия, включена в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц, из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилым помещением специализированного жилищного фонда, судебная коллегия находит правильным вывод суда первой инстанции о наличии у истца права на предоставление ей жилого помещения в соответствии с положениями статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».

При этом доводы апелляционной жалобы о том, что при предоставлении истцу жилого помещения нарушается установленная очередность их предоставления, судебная коллегия находит несостоятельными, поскольку федеральный законодатель, определяя основания и условия предоставления жилых помещений по договорам найма специализированных жилых помещений лицам, указанным в абзаце первом пункта 1 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», не содержат указания на конкретный срок предоставления жилого помещения данной категории граждан, что указывает на то, что жилые помещения специализированного жилищного фонда для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, должны предоставляться немедленно после наступления предусмотренных в Федеральном законе от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ и законодательстве субъектов Российской Федерации обстоятельств.

Следует иметь в виду, что формирование субъектом Российской Федерации сводного списка указанной категории лиц означает констатацию в соответствующих объемах ежегодного финансирования (объема субвенций), выделяемого на цели обеспечения жильем детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и не означает, что установлена очередность указанным списком на предоставление жилого помещения. Обращение в суд с иском к ответчику о возложении обязанности по предоставлению жилого помещения является реализацией права на меры социальной поддержки.

Отсутствие надлежащего финансирования на цели обеспечения жилыми помещениями таких лиц, на что также указывается в апелляционной жалобе, не должно ограничивать гарантированное истцу право на предоставление жилого помещения специализированного жилищного фонда в установленном законом порядке и, соответственно, не может служить основанием для отказа в обеспечении указанной категории граждан жильем по договору найма специализированного жилого помещения.

Принимая во внимание, что вопросы относительно ответственности органа местного самоуправления за осуществление государственных полномочий по предоставлению жилья приведенной категории граждан предметом рассмотрения по настоящему делу не являются, соответствующие доводы апелляционной жалобы судебной коллегией не могут быть приняты во внимание.

Учитывая данные обстоятельства, судебная коллегия не усматривает оснований, влекущих удовлетворение апелляционной жалобы и отмену состоявшегося решения суда первой инстанции.

Руководствуясь статьями 199, 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

о п р е д е л и л а:

решение Ленинского районного суда г. Чебоксары Чувашской Республики от 18 июля 2024 года оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя администрации города Чебоксары Крупяковой А.В. – без удовлетворения.

Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Шестой кассационный суд общей юрисдикции (г. Самара) через суд первой инстанции в течение трех месяцев со дня составления мотивированного апелляционного определения.

Председательствующий С.В. Карлинов

Судьи Т.Г. Кондакова

И.В. Филимонова

Мотивированное апелляционное определение изготовлено 18 октября 2024 года.

33-4186/2024

Категория:
Гражданские
Истцы
Васильева Екатерина Андреевна
Ответчики
Администрация г.Чебоксары
Другие
Шенгальц Евгений Петрович
Министерство строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Чувашской Республики
Министерство финансов Чувашской Республики
Управа Калининского района администрации г. Чебоксары
Суд
Верховный Суд Чувашской Республики - Чувашии
Судья
Кондакова Т. Г.
Дело на сайте суда
vs.chv.sudrf.ru
26.08.2024Передача дела судье
07.10.2024Судебное заседание
18.10.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
18.10.2024Передано в экспедицию
07.10.2024
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее