Мотивированное решение изготовлено 16 мая 2018 года
Дело № 2-394/2018
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Реж 16 мая 2018 года
Режевской городской суд Свердловской области в составе:
председательствующего Нарожной А.С.,
при секретаре Документовой Е.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело №2-394/2018 по иску Степанова А. В. к Суслиной Н. И., Государственному учреждению - Управление пенсионного фонда Российской Федерации в г. Реже Свердловской области о восстановлении срока для подачи заявления о наследовании накопительной части пенсии,
УСТАНОВИЛ:
Степанов А.В. обратился в суд с исковым заявлением к ГУ - Управление пенсионного фонда РФ о восстановлении срока для подачи заявления о наследовании накопительной части пенсии.
В обоснование исковых требований указал, что ДД.ММ.ГГГГ умерла его <данные изъяты> ФИО1. После смерти <данные изъяты> осталось имущество в виде ? доли права собственности на квартиру по <адрес>, которую истец оформил в порядке наследования. Второй наследник, бабушка истца Суслина Н. И., отказалась от наследования в его пользу. Папа истца наследовать не мог, так как задолго до смерти с мамой развелся и жил отдельно. Братьев и сестер у истца нет. В марте 2018 года истец узнал, что накопительная часть пенсии является наследуемым имуществом и что возможно у мамы на момент смерти была в пенсионном фонде накопительная часть пенсии, которую она не получила и которая является так же наследуемым имуществом. В пенсионном фонде <адрес>, истцу сказали, что действительно у умершей была накопительная часть пенсии в размере около 39000 руб., которая не была умершей получена и может быть выплачена наследнику. В соответствии с п.6 ст.7 ФЗ-424 от 28 декабря 2013 года «О накопительной пенсии» выплата средств пенсионных накоплений правопреемникам умершего застрахованного лица осуществляется при условии обращения за указанной выплатой к страховщику, у которого формировались средства пенсионных накоплений на дату смерти застрахованного лица, в течение шести месяцев со дня смерти застрахованного лица. Таким образом срок обращения был с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и в настоящее время он является пропущенным. В связи с тем, что о существовании у мамы истца накопительной части пенсии он узнал только в конце ДД.ММ.ГГГГ, то считает это уважительной причиной для восстановления ему срока для обращения в пенсионный фонд с соответствующим заявлением, тем более, что он является законным наследником, принявшим часть наследства в виде доли права собственности квартиры. Таким образом формально истец является установленным наследником указанных денежных средств умершей в Пенсионном фонде РФ, но по независящим от него основаниям и по порядку получения этих денежных средств не может ими распоряжаться.
Истец просит восстановить срок обращения за выплатой умершей ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, средств пенсионных накоплений, учтенных в специальной части индивидуальных лицевых счетов умершей.
Определением судьи Режевского городского суда Свердловской области от 28 апреля 2018 года к участию в деле в качестве соответчика привлечена Суслина Н.И.
В судебном заседании истец Степанов А.В. исковые требования поддержал в полном объеме, обосновав их доводами, изложенными в исковом заявлении. Пояснил, что о накопительной части пенсии матери на момент принятия наследства ему не было известно. Он узнал об этом случайно через интернет в ДД.ММ.ГГГГ, после чего обратился в пенсионный фонд, где узнал, что у его мамы имеется накопительная часть пенсии. Считает накопительную часть пенсии наследуемым имуществом, на которое он имеет право претендовать, так как является наследником после смерти ФИО1
Ответчик Суслина Н.И. в судебном заседании не возражала против удовлетворения исковых требований. Дополнительно пояснила, что они не знали о накопительной части пенсии ФИО1 Указала, что Степанов А.В. имеет право наследовать накопительную часть пенсии, она на имущество после смерти дочери не претендовала.
Представитель ответчика ГУ - Управление пенсионного фонда Российской Федерации в г. Реже Свердловской области в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, о причинах не явки не сообщил.
В соответствии с ч.3 ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд вправе рассмотреть дело в случае неявки кого - либо из лиц участвующих в деле и извещенных о времени и месте судебного заседания надлежащим образом, если ими не представлены сведения о причинах неявки или суд признает причины их неявки неуважительными. В соответствии с ч. 5 ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации стороны вправе просить суд о рассмотрении дела в их отсутствие и направлении им копии решения суда.
С учетом изложенного, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся участников судебного разбирательства.
Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Как следует из материалов дела, ФИО1 умерла ДД.ММ.ГГГГ (л.д. №
Степанов А.В. является сыном ФИО1 и ее наследником первой очереди по закону (л.д. №
В соответствии со сведениями нотариуса ФИО6 от ДД.ММ.ГГГГ завещание от имени ФИО1 не оформлялось. После ее смерти заведено наследственное дело № по заявлению сына Степанова А.В. От родителей умершей ФИО7, Суслиной Н.И. в деле имеется отказ от наследства. Наследственное имущество, на которое выдано свидетельство о праве на наследство, состоит из квартиры №, находящейся в <адрес> (л.д. №
Согласно ответа на запрос ГУ – Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Свердловской области от 08 мая 2018 года на индивидуальном лицевом счете ФИО1 имеются средства пенсионных накоплений. Правопреемники за выплатой в территориальные органы ПФР по Свердловской области не обращались.
Порядок обращения правопреемников умерших застрахованных лиц за выплатами, а также порядок, сроки и периодичность осуществления указанных выплат устанавливаются Правительством Российской Федерации.
В соответствии с п. 10 Правил выплаты Пенсионным фондом Российской Федерации правопреемникам умерших застрахованных лиц средств пенсионных накоплений, учтенных в специальной части индивидуальных лицевых счетов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 2014 года N 711 (далее - Правила), предусмотрено, что обращение правопреемников за выплатой средств пенсионных накоплений или с отказом от получения средств пенсионных накоплений осуществляется до истечения 6 месяцев со дня смерти застрахованного лица путем подачи в любой территориальный орган Фонда по выбору правопреемника заявления по форме, предусмотренной приложениями N 2 или N 3 к настоящим Правилам.
С учетом положений ч. ч. 6 - 8 ст. 7 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 424-ФЗ "О накопительной пенсии", п. 3 ст. 38 Федерального закона от 24 июля 2002 года N 111-ФЗ "Об инвестировании средств для финансирования накопительной пенсии в Российской Федерации", п. п. 9, 10 Правил, родственники умершего застрахованного лица (в т.ч. дочь) имеет право на выплату в равных долях средств пенсионных накоплений умершего застрахованного лица при условии обращения за указанной выплатой в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации в течение шести месяцев со дня смерти застрахованного лица, при том, что этот срок обращения может быть восстановлен в судебном порядке по заявлению правопреемника умершего застрахованного лица, пропустившего указанный срок.
Как разъяснил Верховный Суд Российской Федерации в Обзоре законодательства и судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за третий квартал 2008 года, восстановление срока обращения в территориальные органы Пенсионного фонда Российской Федерации за выплатой средств, учтенных в специальной части индивидуального лицевого счета умерших застрахованных лиц, зависит от усмотрения суда, которое, по общему правилу, обусловлено наличием или отсутствием исключительных обстоятельств, связанных с личностью правопреемника, повлекших пропуск названного срока. При рассмотрении дел по заявлениям правопреемников о восстановлении им срока обращения в территориальные органы Пенсионного фонда Российской Федерации за выплатой средств, учтенных в специальной части индивидуального лицевого счета умерших застрахованных лиц, необходимо выяснять как причины пропуска указанного срока, так и их уважительность. Какого-либо перечня уважительных причин, дающих суду право восстановить пропущенный срок, законодательство не содержит. Поэтому этот вопрос решается судом по каждому делу с учетом его конкретных обстоятельств. Как правило, такими причинами являются: болезнь, длительность командировки, ненадлежащее исполнение законными представителями правопреемников, не обладающих дееспособностью в полном объеме, возложенных на них законодательством функций и тому подобное.
Степанов А.В. в обоснование иска о восстановлении срока обращения с заявлением не указывал ни одну из причин, приведенных в качестве примера в данном разъяснении Верховного Суда Российской Федерации.
Доказательств наличия исключительных обстоятельств, связанных с личностью истца, повлекших пропуск названного срока, истец суду не представил, при том, что именно на нем лежала обязанность по доказыванию этого обстоятельства (ч. 1 ст. 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
Доводы истца о том, что он не знал о возможности обращения за получением средств пенсионных накоплений, получил такую информацию случайно, не подтверждают уважительность причины пропуска срока, т.к. нормативные акты, устанавливающие право подачи такого заявления и срок обращения, опубликованы для всеобщего сведения, истец мог такую информацию получить своевременно (до истечения 6-месячного срока подачи заявления).
В силу п. 9 Правил территориальный орган Фонда по месту жительства умершего застрахованного лица, получив документ, содержащий сведения о смерти застрахованного лица, принимает меры по извещению правопреемников по заявлению о возможности получения средств пенсионных накоплений, учтенных в специальной части индивидуального лицевого счета умершего застрахованного лица. При наличии информации о правопреемниках по закону территориальный орган Фонда принимает меры по их извещению. Извещение правопреемников осуществляется заказным письмом с уведомлением о вручении не позднее 10 дней со дня получения документа, содержащего сведения о смерти застрахованного лица. Форма извещения правопреемников утверждается Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации.
Сторонами не оспаривается, что Степанов А.В. является правопреемником по закону. Однако, ответчик обязан был уведомить истца (правопреемника по закону) о возможности подачи заявления лишь при условии наличия у него информации об истце как правопреемнике умершего застрахованного лица. В отсутствие такой информации ответчик объективно лишен возможности уведомить истца, не зная о нем, его месте жительстве, т.к. уведомление происходит направлением заказного письма.
Степанов А.В. не представил суду доказательств того, что у ответчика имелась информация о нем (как правопреемнике ФИО1), ответчик отрицает факт наличия такой информации. Соответственно, у ответчика не было обязанности по извещению истца о возможности подачи заявления о выплате средств пенсионных накоплений ФИО1
Учитывая, что вины ответчика в пропуске истцом срока нет, а истец не представил уважительных причин пропуска срока, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для вывода об уважительной причине пропуска истцом срока обращения с заявлением, в связи с чем исковые требования удовлетворению не подлежат.
Кроме того, утверждение Степанова А.В. о том, что накопительная часть пенсии является наследством, открывшимся после смерти его матери, является ошибочным.
В силу ст. 5 Федерального закона "Об инвестировании средств для финансирования накопительной пенсии в Российской Федерации" средства пенсионных накоплений являются собственностью Российской Федерации, не подлежат изъятию в бюджеты всех уровней, не могут являться предметом залога или иного обеспечения обязательств собственника указанных средств и субъектов отношений по формированию и инвестированию средств пенсионных накоплений, а также других участников процесса инвестирования средств пенсионных накоплений.
Пенсионные накопления, учтенные в специальной части лицевого счета застрахованного лица, не являются его собственностью, и нормы наследственного права на них не распространяются. Следовательно, средства пенсионных накоплений не включаются в наследственную массу (ст. 1112 Гражданского кодекса Российской Федерации) т.е. в имущество, оставшееся после смерти наследодателя.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст.ст. 56, 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
исковые требования Степанова А. В. к Суслиной Н. И., Государственному учреждению - Управление пенсионного фонда Российской Федерации в г. Реже Свердловской области о восстановлении срока для подачи заявления о наследовании накопительной части пенсии – оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Свердловский областной суд через Режевской городской суд в течение месяца со дня его принятия судом в окончательной форме.
Апелляционная жалоба не может содержать требования, не заявленные при рассмотрении дела в суде первой инстанции. Ссылка лица, подающего апелляционную жалобу, на новые доказательства, которые не были представлены в суд первой инстанции, допускается только в случае обоснования в указанной жалобе, что эти доказательства невозможно было представить в суд первой инстанции.
Судья (подпись)
<данные изъяты>