Решение по делу № 2-741/2023 от 20.07.2023

72RS0028-01-2023-000874-28

<данные изъяты>

2-741/2023

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Ялуторовск                                                10 августа 2023 года

Ялуторовский районный суд Тюменской области

в составе: председательствующего судьи – Петелиной М.С.,

при секретаре – Мясниковой К.А,

рассмотрев в открытом судебном заседании материалы гражданского дела 2-741/2023 по иску Ялуторовского межрайонного прокурора, выступающего в интересах неопределенного круга лиц к Администрации Беркутского сельского поселения Ялуторовского района Тюменской области о понуждении устранении нарушения требований пожарной безопасности,

установил:

Ялуторовский межрайонный прокурор, действуя в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском к Администрации Беркутского сельского поселения Ялуторовского района Тюменской области о возложении обязанности в срок до 01.04.2024, устранить нарушения требований пожарной безопасности в с. Беркут Ялуторовского района Тюменской области, а именно: обеспечить противопожарное водоснабжение по <адрес>

Обосновывая заявленные исковые требования, прокурор указывает, что в ходе проведенной прокурорской проверки исполнения законодательства в сфере охраны лесов и населенных пунктов от пожаров было установлено, что на территории Беркутского сельского поселения Ялуторовского района меры противопожарной безопасности выполнены не в полном объеме. В нарушение п. 8.9, п.10.3, п.10.4 Свода правил системы противопожарной защиты 8.131.30 в <адрес> отсутствует противопожарное водоснабжение.

20.05.2022 г. в адрес главы Беркутского сельского поселения ОНДиПР «Ялуторовский» ГУ МЧС России по Тюменской области были внесены предписания №33/1/1, №8/1/1 от 25.04.2023 г. по устранению нарушений обязательных требований пожарной безопасности.

28.04.2023 г. Ялуторовской межрайонной прокуратурой в адрес главы Ялуторовского района было внесено представление об устранении нарушений закона; 17.05.2023 г. было внесено представление в адрес главы Беркутского сельского поселения. Представления рассмотрены, однако нарушения в полном объеме не устранены. Указывает, что длительным бездействием ответчиков нарушаются права и законные интересы неопределенного круга лиц.

Помощник Ялуторовского межрайонного прокурора Тюменской области Набок А.В. в судебном заседании заявленные в интересах неопределенного круга лиц исковые требования поддержала в полном объёме, настаивая на их удовлетворении.

Представитель ответчика администрации Беркутского сельского поселения Ялуторовского района Тюменской области и третьего лица Администрации Ялуторовского района Тюменской области Прусак А.А., выступающий на основании доверенностей в судебном заседании пояснил о том, что имеется факт нарушений, однако не согласен в части установления срока до 01.04.2024 г. Администрацией принимается полный комплекс мер по устранению нарушений пожарной безопасности, ежегодно подаются заявки о выделении финансовых средств. В 2022 г., а также повторно в 2023 г. в Департамент жилищно-коммунального хозяйства Тюменской области подана заявка на предоставление субсидии на реконструкцию объекта жилищно-коммунального хозяйства, а именно водопроводной сети в с. Беркут и заявка на предоставление субсидии на разработку проектной документации на строительство водопровода в Беркутском сельском поселении. В связи с объемом и характером действий, необходимых для совершения ответчиком исполнение решения суда, временных затрат на них, просит продлить срок для устранения нарушений в срок до 01.10.2025 г.

Представитель третьего лица ОНДиПР «Ялуторовский» ГУ МЧС России по Тюменской области в судебное заседание не явился, будучи надлежаще уведомлен о времени и месте рассмотрения дела, времени и месте рассмотрения дела судом (л.д.82). Суд в соответствии с требованиями ст.167 ГПК РФ признаёт неявку представителя третьего лица не препятствующей рассмотрению дела по существу.

Выслушав мнения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к выводу о необходимости удовлетворения заявленных Ялуторовским межрайонным прокурором исковых требований.

Приходя к такому выводу, суд исходит из следующего:

В соответствии со ст.ст.41 и 42 Конституции Российской Федерации, ст.11 Федерального закона от 10.01.2002 №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» каждый гражданин имеет право на охрану жизни и здоровья, на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека.

В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" (далее Федеральный закон N 69-ФЗ), под пожарной безопасностью понимается состояние защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров.

Пожарная безопасность обеспечивается системой мер противопожарной безопасности и поддерживается путем выполнения требований, установленных специальными нормативно-правовыми актами.

В соответствии с абз. 2 ст. 3 Федерального закона N 69-ФЗ, основными элементами системы обеспечения пожарной безопасности являются органы государственной власти, органы местного самоуправления, организации, граждане, принимающие участие в обеспечении пожарной безопасности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Как установлено ФЗ "О пожарной безопасности", одними из основных задач пожарной охраны являются организация и осуществление профилактики пожаров.

Согласно абзацу 8 статьи 37 Федерального закона N 69-ФЗ органы местного самоуправления несут обязанность по соблюдению требований пожарной безопасности, а также выполнению предписаний, постановлений и иных законных требований должностных лиц пожарной охраны.

В силу пункта 10 части 1 статьи 16 Федерального закона N 131-ФЗ от 06.10.2003 "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее Федеральный закон N 131-ФЗ от 06.10.2003), к вопросам местного значения городского округа относится обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах муниципального, городского округа.

В соответствии со статьей 19 Федерального закона N 69-ФЗ к полномочиям органов местного самоуправления городских округов по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах городских пунктов в числе прочих относится включение мероприятий по обеспечению пожарной безопасности в планы, схемы и программы развития территорий городских округов.

Судом установлено, что во исполнение распоряжения главного государственного инспектора по г.Ялуторовску, Ялуторовскому, Исетскому, Ярковскому муниципальных районов по пожарному надзору Окунева С.А. №33 от 05.05.2022 г., заместителем главного государственного инспектора ОНДиПР «Ялуторовский» ГУ МЧС России по Тюменской области Межецким Н.А. в период с 13.05.2022 г. с 15.00 до 17.00 совместно с главой Беркутского сельского поселения Храмовой О.М. проведена внеплановая выездная проверка администрации Беркутского сельского поселения. По результатам проверки был составлен Акт проверки №33 от 20.05.2022 г., который содержит следующие нарушения обязательных требований:

- отсутствует противопожарное водоснабжение по <адрес> (ближайший водоисточник находится на расстоянии 356 м.),

- отсутствует противопожарное водоснабжение по <адрес> (ближайший водоисточник находится на расстоянии 300 м.),

- отсутствует противопожарное водоснабжение по <адрес> (ближайший водоисточник находится на расстоянии 300 м.),

- отсутствует противопожарное водоснабжение по <адрес> (ближайший водоисточник находится на расстоянии 256 м.) (л.д.16-19).

В связи с установленными нарушениями заместителем главного государственного инспектора ОНДиПР «Ялуторовский» ГУ МЧС России по Тюменской области Межецким Н.А. выдано главе Беркутского сельского поселения Храмовой О.М. Предписание №33/1/1 от 20.05.2022 г., которое содержит аналогичные Акту виды нарушений требований пожарной безопасности со сроком их устранения – 01.04.2023 г. (л.д.18-20).

25.04.2023 г. во исполнение распоряжения главного государственного инспектора г.Ялуторовска, Ялуторовского, Исетского муниципальным районам по пожарному надзору Окунева С.А. №8 от 04.04.2023 г., заместителем главного государственного инспектора ОНДиПР «Ялуторовский» ГУ МЧС России по Тюменской области Межецким Н.А. выдано и.о.главе Беркутского сельского поселения Бердовой Е.В Предписание №8/1/1 от 25.04.2023 г., которое содержит аналогичные Акту виды нарушений требований пожарной безопасности от 18.05.2022 г. со сроком их устранения – 01.04.2024 г. (л.д.10-15).

Из письма начальника ОНДиПР «Ялуторовский» ГУ МЧС России по Тюменской области Окунева С.А. от 02.06.2023 г. в адрес Ялуторовского межрайонного прокурора следует, что по результатам проверок пожарной безопасности Заводопетровского, Памятнинского, Хохловского, Сингульского, Асланинского, Беркутского, Зиновского, Ивановского, Карабашского, Киевского, Коктюльского, Новоатьяловского, Ревдинского, Старокавдыкского сельских поселений, г.Ялуторовска в период с 07.04.2023 года по 28.04.2023 года, были выявлены нарушения обязательных требований в области пожарной безопасности, касающиеся отсутствия источников противопожарного водоснабжения. По результатам проверок главы сельских поселений, а также начальник по делам ГО и ЧС администрации г.Ялуторовска были привлечены к административной ответственности по ч.2 ст. 20.4 КоАП РФ к административному штрафу в размере 30 000 руб. (л.д.38-66).

Ялуторовской межрайонной прокуратурой по поручению прокуратуры Тюменской области, проведена проверка исполнения законодательства в сфере охраны лесов и населенных пунктов от пожаров, в ходе которой было установлено, что на территории сельских поселений Ялуторовского района меры противопожарной безопасности выполнены не в полном объеме.

28.04.2023 г. Ялуторовской межрайонной прокуратурой в адрес главы Ялуторовского района было внесено представление об устранении нарушений закона (л.д.27-32).

29.05.2023 г. на указанное представление главой Ялуторовского района Гильгенбергом А.С. был дан ответ о том, что по результатам выполнения органами местного самоуправления мероприятий по исполнению полномочий в части обеспечения первичных мер пожарной безопасности в 2022 г. в рамках муниципальной программы «модернизация коммунальной инфраструктуры Ялуторовского района» выполнены следующие мероприятия: ремонт водопроводных сетей в с.Памятное, ул.Вербная, с.Коктюль ул.Советская, с.Петелино ул.Ленина, установлено 3 пожарных гидранта; устройство пожарных гидрантов в Ялуторовском районе с.Анисимовка, д.Черемушки, д.Новый Кавдык, с.Аслана, с.Бердюгино, установлено 8 пожарных гидрантов. Также в результате предоставления субсидии из федерального бюджета бюджету Тюменской области на территории Ялуторовского района запланированы мероприятия по строительству водопроводных сетей в 5 населенных пунктах Ялуторовского района:

    <адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>, 4248,0 м, 13 пожарных гидранта (л.д.33-37).

17.05.2023 г. Ялуторовской межрайонной прокуратурой в адрес главы Беркутского сельского поселения было внесено представление об устранении нарушений закона (л.д.21-24).

14.06.2023 г. на указанное представление главой Беркутского сельского поселения Храмовой О.Н. был дан ответ о том, что в рамках муниципальной программы «Модернизация систем коммунальной инфраструктуры Ялуторовского района» в с. Беркут в 2023 г. запланированы работы по ремонту водопроводной сети в <адрес>. Осуществляется размещение закупки и определения срока выполнения работ. Перечнем работ предусмотрена установка пожарного гидранта. Из областного бюджета доведены лимиты а размере 8 223 504,80 руб. на поддержание системы противопожарного водоснабжения в нормативном состоянии, в т.ч. на ремонт водопроводных сетей (устройство пожарных гидрантов) с.Беркут ул. Романовская (л.д.25-26).

Приказом МЧС России от 30.03.2020 № 225 утвержден свод правил системы противопожарной защиты (далее - СП 8.13130).

Пунктами 8.9, п.10.3, п.10.4 Свода правил системы противопожарной защиты, предусмотрено, что расстановка пожарных гидрантов на водопроводной сети должна обеспечивать подачу воды с расчетным расходом на пожаротушение любой точки обслуживаемого данной сетью здания на уровне нулевой отметки не менее чем от двух гидрантов при расходе воды на наружное пожаротушение 15 л/с и более или от одного гидранта - при расходе воды менее 15 л/с с учетом прокладки рукавных линий длиной не более 200 м по дорогам с твердым покрытием.

Количество пожарных резервуаров или искусственных водоемов должно быть не менее двух, при этом в каждом из них должно храниться 50% объема воды на пожаротушение. Расстояние между пожарными резервуарами или искусственными водоемами следует принимать в соответствии с пунктом 10.4 настоящего свода правил, при этом подача воды в любую точку пожара должна обеспечиваться из двух соседних резервуаров или водоемов.

Пожарные резервуары или искусственные водоемы надлежит размещать из условия обслуживания ими зданий, находящихся в радиусе: при заборе воды насосами пожарных автомобилей - 200 м; при заборе воды мотопомпами - 100 - 150 м (в зависимости от типа мотопомп). Для увеличения радиуса обслуживания допускается прокладка от резервуаров или водоемов тупиковых трубопроводов длиной не более 200 м с устройством приемных колодцев в соответствии с пунктом 10.7 настоящего свода правил.

В силу пункта 75 постановления Правительства Российской Федерации от 16.09.2020 N 1479 "Об утверждении Правил противопожарного режима в Российской Федерации" органами местного самоуправления, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации, для целей пожаротушения создаются источники наружного противопожарного водоснабжения, а также условия для забора в любое время года воды из источников и систем наружного противопожарного водоснабжения, расположенных в населенных пунктах и на прилегающих к ним территориях.

(в ред. Постановления Правительства РФ от 24.10.2022 N 1885)

При наличии на территориях населенных пунктов, территории садоводства или огородничества, а также на других объектах защиты или вблизи них (в радиусе 200 метров) естественных или искусственных водоисточников (река, озеро, бассейн, градирня и др.) к ним должны быть устроены подъезды с площадками (пирсами) с твердым покрытием размером не менее 12 x 12 метров для установки пожарных автомобилей и забора воды в любое время года, за исключением случаев, когда территория населенного пункта, объекта защиты и находящиеся на них здания и сооружения обеспечены источниками противопожарного водоснабжения

Как установлено судом, фактически ул.Романовская от дома №6 до дома №23, ул.Совхозная от дома №33 до дома №49 в с.Беркут Ялуторовского района Тюменской области не обеспечены противопожарным водоснабжением.

Кроме того, указанные в Предписании №8/1/1 от 25.04.2023 г., нарушения не являются вновь выявленными, данные нарушения были указаны администрации Беркутского сельского поселения в Акте проверки и Предписании №33/1/1 от 20.05.2022г. Тем самым, у администрации Беркутского сельского поселения в период с 2022 года была реальная возможность устранения нарушения мер пожарной безопасности, в т.ч. в части установления наружных источников противопожарного водоснабжения на маловодных территориях.

Довод ответчика о продлении срока не может быть принят во внимание, т.к. совокупный срок для устранения нарушений, установленный первоначальным и последним предписанием составил более 1 года. В указанный период ответчик реально мог устранить допущенные нарушения.

Кроме того, территория Беркутского сельского поселения, не обеспеченная наружным противопожарным водопроводом, является маловодной территорией, имеет границу с лесами и полями со всех сторон, и жители, указанной территории, в отсутствие наружного противопожарного водопровода, подвергаются реальной угрозе жизни и здоровью, в то время как пожарная безопасность является одной из составляющих обеспечения безопасности муниципального района.

Руководствуясь ст.ст. 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

Исковые требования Ялуторовского межрайонного прокурора, выступающего в интересах неопределенного круга лиц к Администрации Беркутского сельского поселения Ялуторовского района Тюменской области о понуждении устранении нарушения требований пожарной безопасности - удовлетворить в полном объеме.

Возложить на Администрацию Беркутского сельского поселения Ялуторовского района Тюменской области обязанность в срок до 01 апреля 2024 года устранить нарушения требований пожарной безопасности в <адрес>, а именно: обеспечить противопожарное водоснабжение по <адрес>

Решение может быть обжаловано в Тюменский областной суд в течение месяца со дня его принятия судом в окончательной форме.

Мотивированное решение суда составлено 17 августа 2023 года.

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

2-741/2023

Категория:
Гражданские
Истцы
Ялуторовский межрайонный прокурор
Ответчики
Администрация Беркутского сельского поселения
Другие
Отдел надзорной деятельности и профилактической работы УНД и ПРпо г.Ялуторовску, Ялуторовскому, Исетскому муниципальному району УНД и ПР ГУ МЧС России по Тюменской области
Администрация Ялуторовского района
Суд
Ялуторовский районный суд Тюменской области
Судья
Петелина Марина Сергеевна
Дело на сайте суда
yalutorovsky.tum.sudrf.ru
20.07.2023Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
20.07.2023Передача материалов судье
21.07.2023Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
21.07.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
28.07.2023Подготовка дела (собеседование)
28.07.2023Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
10.08.2023Судебное заседание
17.08.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
31.08.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
10.08.2023
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее