Решение по делу № 33-813/2021 от 12.02.2021

Председательствующий по делу                                       Дело №33-813/2021

судья Аксаненко Р.Т.                               (№ дела в суде 1-й инст. № 2-7066/2020)

УИД 75RS0001-02-2020-009758-48

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

    Судебная коллегия по гражданским делам Забайкальского краевого суда в составе:

    председательствующего Погореловой Е.А.

    судей     Радюк С.Ю. и Подшиваловой Н.С.

    при секретаре Воложанине С.Н.

рассмотрела в открытом судебном заседании 15 апреля 2021 г. гражданское дело по иску ФГКУ «Федеральное управление накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих» к Старчекову Е. А. о взыскании неосновательного обогащения

по апелляционной жалобе ответчика Старчекова Е.А.,

на решение Центрального районного суда г. Читы от 26 декабря 2020 года, которым постановлено:

иск удовлетворить.

Взыскать со Старчекова Е. А. в пользу Федерального государственного казенного учреждения «Федеральное управление накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих» неосновательное обогащение в сумме 84802, 25 рублей.

Взыскать с Старчекова Е. А. государственную пошлину в доход городского округа «Город Чита» в размере 2744,07 руб.

    Заслушав доклад судьи Забайкальского краевого суда Погореловой Е.А., судебная коллегия

    установила:

Представитель истца ФГКУ «Федеральное управление накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих» (далее по тексту ФГКУ «Росвоенипотека») Трунов А.С. обратился в суд с указанным иском, ссылаясь на то, что 27 ноября 2015 г. Старчекову Е.А. был открыт именной накопительный счет (далее ИНС) о включении его в реестр накопительно-ипотечной системы (далее НИС) с датой возникновения основания для включения 17.11.2014 г.

Между ФГКУ «Росвоенипотека» и Старчековым Е.А. был заключен договор целевого жилищного займа от 26.06.2018 г.

Целевой жилищный заем за счет накоплений для жилищного обеспечения, учтенных на ИНС ответчика, предоставлялся на погашение первоначального взноса при получении ипотечного кредита, предоставленного ПАО «Сбербанк России» для приобретения в собственность ответчика жилого помещения (квартиры), расположенного по адресу: <адрес> на погашение обязательств по ипотечному кредиту. По состоянию на 28.02.2020 г. по договору ЦЖЗ ФГКУ «Росвоенипотека» были представлены ответчику денежные средства в размере 1 533 577, 58 руб.

27.02.2020 г. из регистрирующего органа в ФГКУ «Росвоенипотека» поступили официальные сведения об изменении даты возникновения основания для включения Старчекова Е.А. в реестр участников НИС с 17.11.2014 г. на 17.2.2015 г.

На основании указанных сведений, в учетные данные ФГКУ «Росвоенипотека» 28.02.2020 г. также внесена запись об изменении даты возникновения основания для включения Старчекова Е.А. в реестр участников с 17.11.2014 г. на 17.02.2015 г.

Согласно внесенным изменениям учет накоплений на именном накопительном счете Старчекова Е.А. должен начинаться лишь с 17.02.2015 г., а не с 17.11.2014 г., а излишне начисленные ему средства должны быть возвращены в федеральный бюджет. Поэтому накопления, начисленные Старчекову Е.А. за период с 17.11.2014 г. до 17.02.2015 г. в размере 84 804, 25 руб., в том числе доход от инвестирования накоплений в размере 24 115, 68 руб., ФГКУ «Росвоенипотека» 28.02.2020 г. возвратило в федеральный бюджет.

В результате, по состоянию на 28.02.2020 г. у Старчекова Е.А. образовалась задолженность перед ФГКУ «Росвоенипотека» в размере 84 802, 25 руб., как разница между суммой накоплений, которые могли быть им получены за период с 17.02.2015 г. по 28.02.2020 г. (1 448 775, 33 руб.) и суммой денежных средств фактически представленных ему Учреждением по договору целевого жилищного займа (1 533 577, 58 руб.), начисление которых осуществлялось с 17.11.2014 г.

Права на получение денежных средств в размере 84 802, 25 руб. Старчеков Е.А. не имел. При этом действия Старчекова Е.А. не содержат признаков преступления и являются неосновательным обогащением.

11 марта 2020 г. Старчекову Е.А. ФГКУ «Росвоенипотека» было направлено требование о возврате денежных средств в размере 84 802, 25 руб. До настоящего времени, средства в погашение возникшей у Старчекова Е.А. задолженности, в Учреждение не поступали.

Просит суд взыскать с ответчика в пользу федерального казенного учреждения «Федеральное управление накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих» неосновательно полученные денежные средства в размере 84 802, 25 руб.

Судом постановлено приведенное выше решение.

С решением суда не согласился ответчик Старчеков Е.А. В апелляционной жалобе просит решение суда отменить, передать дело в суд первой инстанции, к подсудности которого законом отнесено его рассмотрение, в связи с рассмотрением дела в незаконном составе. Указывает на то, что дело было принято и рассмотрено Центральным районным судом г. Читы с нарушением правил подсудности, так как полагает, что данное гражданское дело подсудно военному суду. Указывает, что о наличии гражданского дела он не был извещен, исковое заявление не получал, определение, извещение в свой адрес не получал. Уведомление о том, что имеется какая-либо переплата, ему не поступало. Указывает, что в качестве доказательства вины ответчика представлено уведомление о возврате неосновательного обогащения, но сведений о направлении либо вручении этого уведомления не имеется. В качестве доказательств направления уведомления приложен список № 241, где указано заказное письмо с уведомлением от 07.03.2020 г., но номер идентификатора не представлен. Не представлена и квитанция о направлении письма с уведомлением о вручении на его адрес, в связи с чем движение письма проследить невозможно. Не возможно установить, направлялось ли письмо вообще в его адрес. Приложенная опись в деле не содержит номера идентификатора, сведений об отправке искового заявления отсутствуют. СМС было доставлено только 5 января 2021 года, то есть после рассмотрения дела, что подтверждается распечаткой сотовой связи. В материалах дела имеется возвращенное письмо, направленное судом с идентификационным номером 80095754211259, из распечатки бланка почты России следует, что письмо прибыло в место вручения 03.12.2020 года, с 03.12 по 09.12 никаких действий на почтовом отделении с ним не производилось. 09.12.2020 г. в 10:39 была неудачная попытка вручения, и в 10:40 письмо уже было возвращено отправителю. Указывает, что он был лишен возможности участвовать в судебном заседании суда первой инстанции и защищать свои права и законные интересы, представлять свои возражения и доказательства относительно заявленных требований, что свидетельствует о нарушении судом норм гражданского процесса. Сумма неосновательного обогащения взыскана незаконно, расчет суммы неосновательного обогащения не представлен. Просит решение Центрального районного суда от 26 декабря 2020 г. отменить, передать дело в суд первой инстанции, к подсудности которого отнесено его рассмотрение.

       Ответчик Старчеков Е.А., будучи извещенным о времени и месте апелляционного рассмотрения дела надлежащим образом, в судебное заседание не явился, о причинах неявки не сообщил, направил в суд своего представителя Стеценко О.А., которая суду апелляционной инстанции сообщила о том, что Старчеков Е.А. о времени и месте апелляционного рассмотрения дела извещен.

          В связи с изложенным судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся в судебное заседание участвующих в деле лиц на основании ст.167 Гражданского процессуального кодекса РФ (далее - ГПК РФ).

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителя ответчика Старчекова Е.А.Стеценко О.А., поддержавшую доводы жалобы, представителя ФГКУ «Федеральное управление накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих» Трунова А.С.,    считавшего решение законным и не подлежащим отмене, судебная коллегия приходит к следующему.

В соответствии с п. 1 ст. 3 Федерального закона от 20 августа 2004 г. N 117-ФЗ "О накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих" (далее - Федеральный закон), накопительно-ипотечная система жилищного обеспечения военнослужащих - это совокупность правовых, экономических и организационных отношений, направленных на реализацию прав военнослужащих на жилищное обеспечение.

         Согласно п.2 ст.3 Федерального закона участниками накопительно-ипотечной системы являются военнослужащие - граждане Российской Федерации, проходящие военную службу по контракту и включенные в реестр участников. Целевой жилищный заем предоставляется на период прохождения участником накопительно-ипотечной системы военной службы.

В соответствии с п. 6 ст. 14 Федерального закона №117-ФЗ, источником предоставления участнику накопительно-ипотечной системы целевого жилищного займа являются накопления для жилищного обеспечения, учтенные на именном накопительном счете участника.

Источником предоставления участнику НИС целевого жилищного займа являются накопления для жилищного обеспечения, учтенные на именном накопительном счете участника (п. 6 ст. 14 Федерального закона).

Согласно п. 1 ст. 13 Федерального закона, основанием для открытия именного накопительного счета участника является внесение сведений о нем в реестр участников.

В силу п. 2 ч. 1 ст. 4 Федерального закона реализация права на жилище участниками накопительно-ипотечной системы осуществляется в том числе посредством предоставления целевого жилищного займа.

Как следует из материалов дела, Старчеков Е.А. приказом Министра обороны РФ по личному составу № 806 от 17 ноября 2014 г. был назначен на воинскую должность командира отделения, отделения регламента (радиолокационного вооружения), взвода эвакуации, регламента и технической помощи, ремонтно-технической роты войсковой части 32390       с. Домна Забайкальский край. Контракт о прохождении военной службы в указанной должности с Старчековым Е.А. заключен 17 февраля 2015 г., что подтверждается представленным в материалы дела истцом и принятым судебной коллегией в качестве нового доказательства контрактом.

После заключения контракта о прохождении военной службы     Старчеков Е.А. стал участником накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих.

Как следует из представленных в материалы дела и принятых судом апелляционной инстанции в качестве новых доказательств личной карточки участника накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих и уведомления о включении в реестр, ответчик был включен в реестр с 17 ноября 2014 г. Основанием для включения в реестр указан приказ СС-Зам Министра обороны РФ № 806 от 17 ноября 2014г.    О данном решении ответчик был извещен под роспись 25 августа 2015 г. Запись о включении ответчика в реестр была сделана 14 января 2016 г. Этого же числа ответчику вручено уведомление о включении в реестр.

Именной накопительный счет с регистрационным номером был открыт 27 ноября 2015 г. с датой возникновения основания для включения - 17 ноября 2014 г.

         Воспользовавшись правом, предоставленным Федеральным законом, Старчеков Е.А., являющийся военнослужащим, 26 июня 2018 г. заключил с ФГКУ «Росвоенипотека» договор целевого жилищного займа на погашение первоначального взноса при получении ипотечного кредита предоставленного ПАО «Сбербанк России» в размере 983790 рублей, на приобретение квартиры, а также на погашение обязательств по ипотечному кредиту, то есть основного долга и процентов (п. п. 3.1 - 3.2 договора).

4 августа 2018г. года на основании договора купли-продажи недвижимого имущества Старчековым Е.А. приобретена квартира по адресу: <адрес>. Стоимость квартиры составила 2600000 руб. источниками оплаты квартиры являлись средства по кредитному договору, а в сумме 983790 рублей руб. - средства целевого жилищного займа.

Решением командира войсковой части 32390 от 25 ноября 2019г., где проходит службу ответчик, дата возникновения основания для включения в реестр Старчеоква Е.А. была изменена с 17 ноября 2014 г. на 17 февраля 2015 г.

Таблица изменений с приложением копии контракта ответчика командиром войсковой части была направлена в ФГКУ «Востокрегионжилье», что подтверждается сопроводительным письмом          № 1938 от 25.11.2019г.

27 февраля 2020 г. из регистрирующего органа в ФГКУ «Росвоенипотека» поступили сведения об изменении даты возникновения основания для включения Старчекова Е.А. в реестр участников накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих с 17 ноября 2014г. на 17 февраля 2015 г.

На основании указанных сведений, в учетные данные ФГКУ «Росвоенипотека» 28 февраля 2020 г. внесена запись об изменении даты возникновения основания для включения Старчекова Е.А. в реестр с 17 ноября 2014 г. на 17 февраля 2015 г. Накопления, начисленные Старчекову Е.А. за период с 17 ноября 2014 г. до 17 февраля 2015    г. в размере 84 804,25 руб., в том числе доход от инвестирования накоплений в размере 24 115,68 руб., ФГКУ «Росвоенипотека» 28 февраля 2020 г. возвращены в федеральный бюджет.

Обращаясь в суд с требованием о взыскании со Старчекова Е.А.        84802, 25 рублей,    ФГКУ «Росвоенипотека» указало, что данная сумма является разницей между суммой накоплений, которые могли быть получены за период 17 февраля 2015 г. по 28 февраля 2020 г. (1448775,33) и суммой денежных средств фактически предоставленных ответчику Учреждением по договору целевого жилищного займа (1533577, 58 рублей), начисление которых осуществлялось с 17 ноября 2014 г.

Разрешая спор и взыскивая с Старчекова Е.А. спорную денежную сумму, суд исходил из того, что полученные ответчиком денежные средства являются неосновательным обогащением в силу п.1 ст.1102 Гражданского кодекса Российской Федерации предусматривающего, что лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных статьей 1109 названного Кодекса.

Судебная коллегия не может согласиться с приведенными выводами и суждениями суда первой инстанции, как основанными на неправильном толковании и применении норм материального права к отношениям сторон.

В соответствии с п. 1 ст. 1 Гражданского кодекса РФ (далее по тексту ГК РФ) одними из основных начал гражданского законодательства являются обеспечение восстановления нарушенных прав и их судебная защита.

Согласно ст. 1102 гл. 60 ГК РФ лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных ст. 1109 данного кодекса (п. 1).

Правила, предусмотренные названной главой, применяются независимо от того, явилось ли неосновательное обогащение результатом поведения приобретателя имущества, самого потерпевшего, третьих лиц или произошло помимо их воли (п. 2).

В силу подп. 4 ст. 1109 ГК РФ не подлежат возврату в качестве неосновательного обогащения денежные суммы и иное имущество, предоставленные во исполнение несуществующего обязательства, если приобретатель докажет, что лицо, требующее возврата имущества, знало об отсутствии обязательства либо предоставило имущество в целях благотворительности.

Из приведенных выше норм материального права в их совокупности следует, что приобретенное либо сбереженное за счет другого лица без каких-либо на то оснований имущество является неосновательным обогащением и подлежит возврату, в том числе, когда такое обогащение является результатом поведения самого потерпевшего.

При этом в целях определения лица, с которого подлежит взысканию неосновательное обогащение, необходимо установить не только сам факт приобретения или сбережения таким лицом имущества без установленных законом оснований, но и то, что именно ответчик является неосновательно обогатившимся за счет истца и при этом отсутствуют обстоятельства, исключающие возможность взыскания с него неосновательного обогащения.

       Предъявляя требования о взыскании неосновательного обогащения, истец указывал на то, что названные выше денежные средства были    в связи с внесением    в запись об изменении даты возникновения основания для включения Старчекова Е.А. в реестр с 17 ноября 2014 г. на 17 февраля 2015г. неосновательно представлены ответчику, как участнику накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих.

       Выводы суда о том, что полученные истцом при заключении договора целевого жилищного займа спорные денежные суммы являются неосновательным обогащением, по мнению судебной коллегии вполне обоснован.

Согласно ст. 2 Федерального закона от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" граждане приобретают статус военнослужащих с началом военной службы, которую проходят по контракту либо по призыву.

В соответствии с п. 1 ст. 32 Федерального закона от 28 марта 1998 г. N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" контракт о прохождении военной службы заключается между гражданином (иностранным гражданином) и от имени Российской Федерации - Министерством обороны Российской Федерации или иным федеральным органом исполнительной власти, в котором данным Федеральным законом предусмотрена военная служба, письменно по типовой форме в порядке, определяемом Положением о порядке прохождения военной службы (далее - Положение).

Из п. п. 7, 8 ст. 4 Положения следует, что контракт составляется в двух экземплярах, каждый подписывается лицами, его заключившими. Подпись должностного лица, подписавшего контракт, скрепляется гербовой печатью воинской части. Контракт вступает в силу со дня его подписания должностным лицом, определенным Положением, о чем издается соответствующий приказ. Первый экземпляр контракта после вступления его в силу приобщается к личному делу военнослужащего, заключившего контракт, а второй экземпляр выдается военнослужащему.

Таким образом, из анализа приведенных правовых норм следует, что одним из способов приобретения статуса военнослужащего является поступление на военную службу по контракту, который заключается между изъявившим желание гражданином и уполномоченным должностным лицом и вступает в силу со дня его подписания соответствующим должностным лицом, о чем издается приказ.

        Пунктом 2 Постановления Правительства РФ от 21.02.2005 N 89 "Об утверждении Правил формирования и ведения реестра участников накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих Министерством обороны Российской Федерации, федеральными органами исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба" прямо предусмотрено, что участниками накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих являются военнослужащие - граждане Российской Федерации, проходящие военную службу по контракту и включенные в реестр.

При таком положении ответчик приобрел статус военнослужащего и мог стать участником накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих только с момента заключения с ним контракта о прохождении военной службы, т.е. с 17 февраля 2015 г.

        Соответственно предусмотренных законом оснований для формирования накоплений для жилищного обеспечения на именном накопительном счете участника и последующего использования этих накоплений за период с 17 ноября 2014 г. по 16 февраля 2015 г. в сумме 84802,25 рублей у ответчика не имелось. В связи с чем денежные средства, которые были учтены на его именном накопительном счете за период с 17 ноября 2014 г. по 16 февраля 2015 г. в сумме 84802,25 рублей и были ему фактически представлены    при заключении целевого жилищного займа, привели к неосновательному обогащению ответчика.

Вместе с тем, доводы апелляционной жалобы об отсутствии предусмотренных законом оснований для взыскания Старчекова Е.А. спорной денежной суммы в качестве неосновательного обогащения заслуживают внимания судебной коллеги.

Пунктом 4 статьи 1109 этого же кодекса установлено, что не подлежат возврату в качестве неосновательного обогащения денежные суммы и иное имущество, предоставленные во исполнение несуществующего обязательства, если приобретатель докажет, что лицо, требующее возврата имущества, знало об отсутствии обязательства либо предоставило имущество в целях благотворительности.

Правила, предусмотренные главой 60 Гражданского кодекса Российской Федерации, применяются независимо от того, явилось ли неосновательное обогащение результатом поведения приобретателя имущества, самого потерпевшего, третьих лиц или произошло помимо их воли (пункт 2).

Согласно части 2 статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд определяет, какие обстоятельства имеют значение для дела, какой стороне надлежит их доказывать, выносит обстоятельства на обсуждение, даже если стороны на какие-либо из них не ссылались. В данном случае суд не установил все обстоятельства необходимые для разрешения спора, что является существенным нарушением норм процессуального права.

Юридически значимыми и подлежащими установлению по делу являются обстоятельства, касающиеся того в счет исполнения каких обязательств истцом выданы воинские перевозочные документы, которые были реализованы ответчиком, произведен ли возврат ответчиком данных средств, либо отсутствии у сторон каких-либо взаимных обязательств.

При этом именно на приобретателе имущества (денежных средств) лежит бремя доказывания того, что лицо, требующее возврата, знало об отсутствии обязательства либо предоставило имущество в целях благотворительности.

Такие доказательства ответчиком были представлены.

       Вместе с тем, бремя доказывания возникновения у ответчика неосновательного обогащения и наличия оснований для его взыскания, напротив, лежит на истце. Недоказанность указанных обстоятельств является достаточным основанием для отказа в удовлетворении иска.

Согласно пункту 3 статьи 3 Федерального закона от 20 августа 2004 г. N 117-ФЗ реестр участников - перечень участников накопительно-ипотечной системы, формируемый федеральным органом исполнительной власти и федеральным государственным органом, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации.

В соответствии со ст. 7 Закона федеральные органы исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, формируют и ведут реестр участников в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации, и представляют в уполномоченный федеральный орган (ФГКУ "Росвоенипотека") сведения об участниках НИС, необходимые для ведения их накопительных счетов.

В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 20 апреля 2005 г. N 449 "Вопросы накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих"; Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 декабря 2005 г. N 800 "О создании федерального государственного учреждения Федеральное управление накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих Министерство обороны в лице федерального государственного казенного учреждения Федеральное управление накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих" (ФГКУ "Росвоенипотека") является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, обеспечивающим функционирование накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих.

В целях реализации ст. 7 Закона Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 февраля 2005 г. N 89 утверждены Правила формирования и ведения реестра участников накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих федеральными органами исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба (далее - Правила формирования и ведения реестра).

В соответствии с п. 6 Правил формирования и ведения реестра, реестр ведется регистрирующим органом на бумажных и электронных носителях.

Регистрирующим органом является структурное подразделение федерального органа исполнительной власти, назначаемое или создаваемое по решению руководителя федерального органа исполнительной власти для формирования и ведения реестра в соответствии с настоящими Правилами (п. 5 Правил формирования и ведения реестра).

Реестр содержит (в виде записей) сведения об участниках, а также о документах, в соответствии с которыми в реестр вносятся записи.

Включение военнослужащего в реестр или исключение его из реестра, а также изменение сведений об участниках производится путем внесения соответствующей записи в реестр.

Лица, ответственные за внесение записей в реестр, назначаются приказом руководителя регистрирующего органа (п. 8 Правил).

Регистрирующий орган на основании полученных документов вносит в реестр запись о включении военнослужащих в реестр с указанием реквизитов представленных документов и направляет в порядке, предусмотренном пунктом 10 настоящих Правил: в уполномоченный федеральный орган - сведения об участниках по форме, утверждаемой уполномоченным федеральным органом; военнослужащим - уведомление о включении их в реестр с указанием регистрационного номера.

Сведения о включении военнослужащего в реестр с указанием регистрационного номера вносятся в личную карточку участника, которая оформляется по форме, утверждаемой уполномоченным федеральным органом. При этом проверяется соответствие сведений, содержащихся в уведомлении, сведениям, содержащимся в личном деле военнослужащего.

В случае соответствия этих сведений личная карточка участника приобщается к личному делу военнослужащего. В случае несоответствия этих сведений в регистрирующий орган направляется таблица изменений по форме и в порядке, устанавливаемым федеральными органами (п. 15 Правил).

Федеральные органы совместно с уполномоченным федеральным органом ежегодно проводят сверку сведений, внесенных в реестр, со сведениями, содержащимися в именных накопительных счетах участников п. 25 Правил).

Согласно п. 2 Приказа Министра обороны РФ от 28.02.2013 г. N 166 "Об утверждении Порядка реализации накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих в Вооруженных Силах Российской Федерации" (действовавшего на момент включения ответчика в реестр) на Департамент жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации (далее - регистрирующий орган) возложены функции по формированию и ведению реестра участников НИС, предоставлению участникам НИС информации о состоянии их именных накопительных счетов, подготовке сведений о количестве участников НИС для формирования бюджетной проектировки, предоставлению сведений об участниках НИС, изъявивших желание получить целевой жилищный заем, подготовке сведений о лицах, имеющих право на использование накоплений для жилищного обеспечения военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации и изъявивших желание реализовать это право, по организации в Вооруженных Силах Российской Федерации работы по выплате участникам НИС или членам их семей денежных средств, дополняющих накопления для жилищного обеспечения.

Согласно пунктов 5, 7, 10,11, 12 данного Приказа реестр ведется регистрирующим органом на бумажных и электронных носителях. Реестр содержит (в виде записей) сведения об участниках НИС, а также о документах, в соответствии с которыми в реестр вносятся записи. Включение военнослужащего в реестр или его исключение из реестра, а также изменение сведений об участнике НИС производятся путем внесения соответствующей записи в реестр. Для организации и проведения работы в воинских частях по реализации положений настоящего Порядка приказом командира воинской части назначается ответственное должностное лицо.

На ответственное должностное лицо возлагаются: выявление и учет военнослужащих, которые могут изъявить желание стать участниками НИС; оформление и представление командиру воинской части отчетных документов по реализации накопительно-ипотечной системы в сроки, установленные настоящим Порядком.

При возникновении основания для включения военнослужащего в реестр ответственное должностное лицо воинской части оформляет список данных для включения военнослужащего в реестр (далее - список для включения в реестр) по форме согласно приложению N 1 к настоящему Порядку и представляет его на подпись начальнику кадрового органа воинской части (должностному лицу, ответственному за планирование и организацию работы с военными кадрами) и командиру воинской части.

Командиры воинских частей несут личную ответственность за своевременное рассмотрение рапортов военнослужащих о включении их в реестр и принятие по ним обоснованных решений.

В соответствии с пунктами 14, 15 Приказа комплект документов не позднее первого числа месяца, следующего за отчетным, направляется воинской частью в соответствующее региональное управление жилищного обеспечения Министерства обороны, в котором данная воинская часть состоит на обеспечении (далее - региональное управление жилищного обеспечения).

Региональное управление жилищного обеспечения осуществляет проверку представленных документов и в срок до 5 числа каждого месяца направляет в регистрирующий орган сводный список военнослужащих для включения их в реестр (далее - сводный список для включения в реестр) по форме согласно приложению N 3 к настоящему Порядку.

Если документы, представленные воинской частью, оформлены с нарушением требований настоящего Порядка или представлены не в полном объеме, региональное управление жилищного обеспечения возвращает их в воинскую часть в течение 5 рабочих дней для оформления надлежащим образом.

Сводные списки для включения в реестр направляются региональными управлениями жилищного обеспечения в регистрирующий орган на бумажных и электронных носителях. Сводный список для включения в реестр является документом, подтверждающим возникновение основания для включения военнослужащего в реестр (п. 17 Приказа).

Регистрирующий орган не позднее 20 числа каждого месяца направляет по форме, утвержденной уполномоченным федеральным органом: в уполномоченный федеральный орган - сведения об участниках НИС на бумажных и электронных носителях; военнослужащим через соответствующие региональные управления жилищного обеспечения - уведомление о включении в реестр.

При получении уведомления о включении в реестр: а) региональное управление жилищного обеспечения доводит уведомление до военнослужащего через воинскую часть (с учетом информации, полученной от командиров воинских частей по выпускникам ВВУЗов), а также в двухмесячный срок представляет в регистрирующий орган отчет об отправке уведомлений о включении в реестр по форме согласно приложению N 4 к настоящему Порядку; б) командир воинской части организует: проверку соответствия сведений, содержащихся в уведомлении о включении в реестр, сведениям, содержащимся в личной карточке участника НИС; внесение в личную карточку участника НИС регистрационного номера участника НИС, реквизитов уведомления о включении в реестр в случае соответствия сведений, содержащихся в уведомлении о включении в реестр, сведениям, содержащимся в личной карточке участника НИС (п.п. 20, 21 Приказа).

Согласно пункту 7 статьи 3 Федерального закона от 20 августа 2004 г. N 117-ФЗ именной накопительный счет участника - форма аналитического учета, включающая в себя совокупность сведений об учтенных накопительных взносах, о доходе от инвестирования средств, переданных в доверительное управление, об иных не запрещенных законодательством Российской Федерации поступлениях, об операциях по использованию накоплений для жилищного обеспечения, о задолженности участника накопительно-ипотечной системы перед уполномоченным федеральным органом, а также сведения об участнике.

Порядок ведения именных накопительных счетов участников накопительно-ипотечной системы определен постановлением Правительства РФ от 7 ноября 2005 г. № 655 «О порядке функционирования накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих».

Пунктом 6 Правил ведения именных накопительных счетов установлено, что Основанием для открытия именного накопительного счета является включение военнослужащего в реестр участников накопительно-ипотечной системы Министерством обороны Российской Федерации или соответствующим федеральным органом исполнительной власти (федеральным государственным органом), в котором федеральным законом предусмотрена военная служба (далее - федеральный орган). Документом, подтверждающим возникновение оснований для открытия именного накопительного счета, является уведомление соответствующего федерального органа о включении военнослужащего в реестр участников накопительно-ипотечной системы.

Из смысла указанных норм в их взаимосвязи следует, что нормативно-правовые акты, регулирующие порядок включения военнослужащих в реестр участников программы (Правила, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 21.02.2005 N 89, Приказ Министерства обороны Российской Федерации от 24.04.2017 N 245, Федеральный закон от 20.08.2004 года N 117-ФЗ), несмотря на возникновение у них данного права в силу определенных условий прохождения военной службы, не предполагают самостоятельные действия самих военнослужащим по включению в данный реестр, равно как и определения даты возникновения основания для включения в реестр. Данные действия осуществляются уполномоченными на то лицами, на решения которых военнослужащий повлиять не может.

В силу пунктов 1, 2 части 1 статьи 4 Федерального закона от 20 августа 2004 г. N 117-ФЗ "О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих" реализация права на жилище участниками накопительно-ипотечной системы осуществляется посредством: формирования накоплений для жилищного обеспечения на именных накопительных счетах участников и последующего использования этих накоплений; предоставления целевого жилищного займа.

Приказом Министра обороны Российской Федерации от 24.04.2017 N 245 (действующий на момент подачи ответчиком рапорта о предоставлении целевого займа) утвержден Порядок реализации накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих в Вооруженных Силах Российской Федерации (далее - Порядок).

В соответствии с п. 42 Порядка для получения целевого жилищного займа военнослужащий подает рапорт на имя командира воинской части (далее - рапорт для получения займа) по рекомендуемому образцу согласно приложению N 12 к настоящему Порядку с приложением копии паспорта военнослужащего - участника НИС. Рапорт для получения займа подлежит регистрации в журнале учета служебных документов и рассматривается командиром воинской части. После подачи военнослужащим рапорта кадровый орган воинской части представляет ответственному должностному лицу воинской части выписку из послужного списка военнослужащего.

Ответственное должностное лицо воинской части на основании рапортов для получения займа оформляет сведения об участниках НИС, получивших право на получение целевого жилищного займа и изъявивших желание получить целевой жилищный заем в целях приобретения жилых помещений (далее - сведения об участниках НИС, изъявивших желание получить целевой жилищный заем), по рекомендуемому образцу согласно приложению N 13 к настоящему Порядку и направляет их с приложением документов, указанных в пункте 42 настоящего Порядка, в подразделение жилищного обеспечения не позднее 5 числа месяца, следующего за отчетным. Командиры отдельных воинских частей направляют сведения об участниках НИС, изъявивших желание получить целевой жилищный заем, в отдельный орган военного управления (п. 43 Порядка).

Подразделение жилищного обеспечения (отдельный орган военного управления) при получении от воинских частей сведений об участниках НИС, изъявивших желание получить целевой жилищный заем, сверяет данные, указанные в этих сведениях, с данными учета, имеющимися в подразделении жилищного обеспечения (отдельном органе военного управления). При совпадении данных, представленных воинскими частями, подразделение жилищного обеспечения (отдельный орган военного управления) формирует сводные сведения об участниках НИС, получивших право на получение целевого жилищного займа и изъявивших желание получить целевой жилищный заем в целях приобретения жилых помещений (далее - сводные сведения об участниках НИС, изъявивших желание получить целевой жилищный заем), по рекомендуемому образцу согласно приложению N 14 к настоящему Порядку, которые не позднее 20 числа текущего месяца представляет в регистрирующий орган

В случае несоответствия сведений об участниках НИС, изъявивших желание получить целевой жилищный заем, представленных воинской частью, данным учета, имеющимся в подразделении жилищного обеспечения (отдельном органе военного управления), информация о таких военнослужащих в сводные сведения об участниках НИС, изъявивших желание получить целевой жилищный заем, не включается и направляется в воинскую часть с указанием причин возврата для уточнения (п. 44 Порядка).

Регистрирующий орган при получении сводных сведений об участниках НИС, изъявивших желание получить целевой жилищный заем, представленных подразделениями жилищного обеспечения (отдельным органом военного управления), проверяет их на соответствие требованиям настоящего Порядка, на основании данных сводных сведений формирует сводные сведения об участниках НИС, получивших право на получение целевого жилищного займа и изъявивших желание получить целевой жилищный заем в целях приобретения жилых помещений, в Вооруженных Силах (приложение N 15 к настоящему Порядку) и представляет их в Учреждение не позднее 5 числа месяца, следующего за месяцем получения сведений от подразделений жилищного обеспечения (отдельного органа военного управления).

Если сводные сведения об участниках НИС, изъявивших желание получить целевой жилищный заем, и документы, представленные подразделением жилищного обеспечения (отдельным органом военного управления), оформлены с нарушением требований настоящего Порядка или представлены не в полном объеме, регистрирующий орган возвращает их в подразделение жилищного обеспечения (отдельный орган военного управления) в течение 5 рабочих дней с указанием причин возврата для оформления надлежащим образом (п. 45 Порядка).

Учреждение в течение 3 рабочих дней с даты подписания свидетельства о праве участника НИС на получение целевого жилищного займа (далее - свидетельство) направляет его в регистрирующий орган.

       Регистрирующий орган в течение одного месяца со дня поступления свидетельства обеспечивает его доведение до участника НИС через подразделения жилищного обеспечения (отдельный орган военного управления) способом, позволяющим установить факт получения свидетельства (п. 46).

        Из системного толкования указанных выше норм следует, что перед заключением договора целевого жилищного займа     документы, представленные войсковой частью на участника накопительно-ипотечной системы, подлежат проверке как соответствующим подразделением жилищного обеспечения, так и регистрирующим органом. По сути несоответствие этих документов действующему законодательству о накопительно-ипотечной системы военнослужащих является основанием для возврата данных документов в войсковую часть.

         Как следует из представленных войсковой частью 32390 по запросу судебной коллегии и принятых в качестве новых доказательств документов: выпиской из приказа Статс–секретаря – заместителя Министра обороны Российской РФ № 806 от 17.11.2014 г., выпиской из приказа командующего 29 общевойсковой армией № 68 от 25.03.2015 г., личной карточкой    участника накопительно-ипотечной системы на имя Старчекова Е.А., уведомлением о включении в реестр, сопроводительного письма Врио Командира войсковой части 32390 № 1282 решение о включении ответчика    в список на включение ответчика в накопительно-ипотечную систему жилищного обеспечения военнослужащего было принято ВрИО Командира войсковой части 32390 Новиковым А. При этом основанием для включения в реестр был указан приказ Статс–секретаря –заместителя Министра обороны Российской РФ № 806 от 17.11.2014 г. о назначении ответчика на воинскую должность. Дата возникновения основания для включения в реестр была определена командиром с 17 ноября 2014 г., т.е. не с даты заключения контракта, а с даты назначения на воинскую должность. Далее    командир войсковой части направил в адрес Руководителя ФГКУ «Востокрегионжилье» для включения в реестр участников накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащего Старчекова Е.А. список на включение в реестр; копию первого, второго и третьего контракта о прохождении военной службы Старчекова Е.А.; выписку из послужного списка личного дела ответчика, справку о прохождении ответчиком военной службы. Получив эти документы Департамент жилищного обеспечения военнослужащих МО РФ ответственный на основании п. 1 ч. 1 ст. 7 Федерального закона "О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих" за формирование и ведение реестра, включил ответчика в реестр определил дату возникновения оснований с 17 ноября 2014 г., о чем Старчекову Е.А. было направлено уведомление.

         В ноябре 2017 г. ответчик изъявил желание    получить целевой жилищный заем в целях приобретения жилого помещения, обратившись с соответствующим рапортом к командиру войсковой части 32390. В свою очередь командир части составил сведения об участнике НИС, изъявившего желание получить целевой жилищный заем в ноябре 2017 г. Согласно данным сведениям, таким участником являлся Старчеков Е.А. Дата основания для включения его в реестр была определена с 17 ноября 2014 г. Данные сведения, а также выписка из послужного списка личного дела ответчика, уведомление о включении в реестр были направлены в ФГКУ «Востокрегионжилье».

        Рассмотрев представленные документы, ФГКУ «Росвоенипотека»            1 марта 2018г.    выдало истцу Свидетельство о праве участника накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих на получение целевого жилищного займа ,    где указывалось, что    ответчик имеет право на получение целевого жилищного займа за счет накоплений для жилищного обеспечения, учтенных на его именном накопительном счете по состоянию на 1 марта 2018 г. в размере 939046 рублей на приобретение жилого помещения.

26 июня 2018г. между истом и ответчиком был заключен целевой жилищный заем и сумма накоплений для жилищного обеспечения, учтенных на именном накопительном счете ответчика в размере 983790 рублей была    выплачена банку в качестве первоначального взноса по кредитному договору.

        При таких обстоятельствах, на основании имеющихся в деле доказательствах судебная коллегия приходит к выводу о том, что при включении Старчекова Е.А. в реестр участников накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих в соответствии с положениями ч. ч. 1 и 2 ст. 9 Федерального закона "О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих" с 17 ноября 2014 г., каких-либо сведений, в том числе дату заключения контракта о прохождении военной службы ответчик не скрывал и не совершал каких-либо других действий (бездействия), специально направленных на создание условий для принятия органом жилищного обеспечения неверного решения о включении в реестр не с даты заключения контракта, как это предусмотрено действующим законодательством, а с даты издания приказа о назначении на воинскую должность. Он представил все истребованные от него документы, в том числе подтверждающие прохождение им военной службы, что позволяло регистрирующему органу, а также органу, который в силу Указа Президента Российской Федерации от 20 апреля 2005 г. N 449 "Вопросы накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих", Постановления Правительства Российской Федерации от 22 декабря 2005 г. N 800 "О создании федерального государственного учреждения "Федеральное управление накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих", Распоряжения Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2011 г. N 646-р "О создании федерального государственного казенного учреждения "Федеральное управление накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих" создано федеральное государственное казенное учреждение "Федеральное управление накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих" (ФГКУ "Росвоенипотека") осуществляет контроль за соблюдением законодательства Российской Федерации о формировании и об использовании накоплений для жилищного обеспечения военнослужащих федеральными органами исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба проверить статус Старчекова Е.А. как участника накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих, правильность даты включения его в реестр.

        Поскольку в распоряжении истца имелся контракт о прохождении службы, заключенный с ответчиком с 17 февраля 2015 г., истец не мог не знать о том, что предусмотренных законом оснований для включения ответчика в реестр участников накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих и формирования накоплений для жилищного обеспечения на его именном накопительном счете и последующего использования этих накоплений за период с 17 ноября 2014 г. по 16 февраля 2015 г. в сумме 84802,25 рублей не имелось, так как в данный период ответчик не обладал статусом военнослужащего и не мог быть участником накопительно-ипотечной системы. Таким образом, каких- либо обязательств истца перед ответчиком по формированию накоплений для жилищного обеспечения на его именном накопительном счете за период с 17 ноября 2014 г. по 16 февраля 2015 г. не могло возникнуть. Однако спорная денежная сумма, без соответствующей проверки были истцом по своему усмотрению предоставлена ответчику в качестве целевого жилищного займа

       При таком положении в соответствии с п. 4 ст. 1109 ГК РФ спорная денежная сумма не подлежит возврату в качестве неосновательного обогащения, в связи с чем принятое по делу решение в указанной части не может считаться законным и подлежит отмене. При этом судебная коллегия полагает возможным принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении иска о взыскании с ответчика денежных средств в размере 84802,25 рублей.

        При этом доводы жалобы о подсудности данного спора военному суду судебная коллегия отклоняет как не обоснованные.

Согласно статье 25 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в случаях, предусмотренных федеральным конституционным законом, гражданские дела рассматриваются военными и иными специализированными судами.

В соответствии со статьей 7 Федерального конституционного закона от 23 июня 1999 г. N 1-ФКЗ "О военных судах Российской Федерации", военным судам подсудны гражданские и административные дела о защите нарушенных и (или) оспариваемых прав, свобод и охраняемых законом интересов военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, граждан, проходящих военные сборы, от действий (бездействия) органов военного управления, воинских должностных лиц и принятых ими решений.

К органам военного управления относятся Министерство обороны Российской Федерации, иной федеральный орган исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба, центральные органы военного управления (командования, штабы, управления, департаменты, службы, отделы, отряды, центры), территориальные органы военного управления (военные комиссариаты, региональные центры, комендатуры территорий), управления и штабы объединений, соединений, воинских частей Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов. Об этом судам даны разъяснения в пункте 2 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 мая 2014 г. N 8 "О практике применения судами законодательства о воинской обязанности, военной службе и статусе военнослужащих".

Как следует из искового заявления, истец просит суд взыскать с ответчика неосновательное обогащение, и не оспаривает действия (бездействие) органов военного управления, воинских должностных лиц и принятые ими решения в период прохождения его службы.

При таких обстоятельствах оснований полагать, что данное дело подсудно военному суду не имеется.

Судебная коллегия также не находит оснований для принятия доводов апелляционной жалобы ответчика о нарушении судом норм процессуального права, выразившихся в ненадлежащем извещении о дате, месте и времени рассмотрения дела, при этом исходит из следующего.

Частью 1 ст. 113 ГПК РФ установлено, что лица, участвующие в деле, извещаются или вызываются в суд заказным письмом с уведомлением о вручении, судебной повесткой с уведомлением о вручении, телефонограммой или телеграммой, по факсимильной связи либо с использованием иных средств связи и доставки, обеспечивающих фиксирование судебного извещения или вызова и его вручение адресату.

Из материалов дела следует, что о месте и времени рассмотрения дела, назначенном на 23 декабря 2020 г. Старчеков Е.А. извещался путем направления соответствующего извещения заказным письмом с уведомлением о вручении по адресу проживания: <адрес>, однако почтовое отправление было возвращено в адрес суда неврученным (л.д. 46).

В связи с неявкой ответчика в судебном заседание был объявлен перерыв на 26 декабря 2020 г. до 11-00час., ответчику было направлено СМС извещение, которое было ему доставлено 25 декабря 2020 г. (л.д. 49).

В соответствии с п. 11.1 Порядка приема и вручения внутренних регистрируемых почтовых отправлений, утвержденным Приказом ФГУП «Почта России» от 7 марта 2019 г. №98-п, почтовые отправления разряда «Судебное» при невозможности их вручения адресатам (их уполномоченным представителям) хранятся в объектах почтовой связи места назначения в течение 7 дней. При исчислении срока хранения почтовых отправлений разряда «Судебное» день поступления и возврата почтового отправления, а также нерабочие праздничные дни, установленные трудовым законодательством Российской Федерации, не учитываются. Срок хранения почтовых отправлений исчисляется со следующего рабочего дня ОПС после поступления почтового отправления в объект почтовой связи места назначения.

Согласно отметкам почтовой службы на конвертах, попытка вручения ответчику судебной корреспонденции состоялась 9 декабря 2020г. Таким образом, ответчик имел возможность получения адресованной ему судом почтовой корреспонденции, с учетом того, что ему было направлено СМС сообщение, которое ему было доставлено до судебного заседания, и оснований говорить о ненадлежащем извещении о дате, времени и месте рассмотрения дела судебная коллегия не усматривает. При этом, риск неявки ответчика за судебным извещением в данной конкретной ситуации не может быть квалифицирован как ненадлежащие действия суда первой инстанции по извещению, в связи с чем оснований для отмены принятого по делу решения по мотиву ненадлежащего извещения о дате, времени и месте рассмотрения дела не имеется.

       Довод апелляционной жалобы о пропуске истцом срока исковой давности, установленного статьей 196 ГК РФ, не подлежит обсуждению судебной коллегией, так как данный довод при рассмотрении дела судом первой инстанции стороной ответчика не заявлялся.

На основании изложенного, руководствуясь статьей 328 ГПК РФ, судебная коллегия

определила:

решение Центрального районного суда города Читы от 26 декабря 2020 года отменить.

Принять по делу новое решение, которым в удовлетворении исковых требований ФГКУ «Федеральное управление накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих» к Старчекову Е. А. о взыскании неосновательного обогащения отказать.

Председательствующий

Судьи

33-813/2021

Категория:
Гражданские
Истцы
ФГКУ Росвоенипотека
Ответчики
Старчеков Евгений Анатольевич
Суд
Забайкальский краевой суд
Судья
Погорелова Елена Алексеевна
Дело на странице суда
oblsud.cht.sudrf.ru
16.02.2021Передача дела судье
02.03.2021Судебное заседание
25.03.2021Судебное заседание
15.04.2021Судебное заседание
30.04.2021Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
11.05.2021Передано в экспедицию
15.04.2021
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее