Дело 2-129/23
54RS0002-01-2022-003305-76
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
02 мая 2023 г. г. Новосибирск
Железнодорожный районный суд г. Новосибирска в составе:
председательствующего судьи Пуляевой О.В.,
при секретаре Семенович Н.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Западно-Сибирского транспортного прокурора в интересах Боровинского Д. А. к Управлению на транспорте Министерства внутренних дел Российской федерации по *** о восстановлении права на получение ежемесячной компенсации по возмещению вреда здоровью, взыскании денежных средств,
у с т а н о в и л:
Прокурор обратился в суд с исковым заявлением в интересах Боровинского Д.А. к Управлению на транспорте МВД РФ по Сибирскому федеральному округу о возобновлении выплаты ежемесячной денежной компенсации по возмещению вреда здоровью в ранее назначенной сумме 26 532,64 руб., взыскании задолженности в размере 214 548,29 руб.
02.05.2023 истцом уточнены требования (с учетом даты рассмотрения спора), прокурор просит взыскать задолженность в размере 407 150,61 руб. (по апрель 2023 года включительно).
В обоснование исковых требований прокурор указал, что Боровинский Д.А. является пенсионером МВД РФ. Проходил службу с 1992 по 1996 г.г. Уволен по п.ж ст.58 Положения о службе в ОВД в связи с тем, что признан негодным к военной службе. Имеет инвалидность 3 группы бессрочно. Ежемесячная денежная компенсация назначена с 01.03.2015 в размере 26 532,64 руб. Согласно приказа от 28.10.2021 размер ежемесячной денежной компенсации с 01.08.2021 необоснованно снижен - установлен в размере 6 821,43 руб.
В судебном заседании участвующий в деле прокурор и материальный истец доводы иска поддержали.
Представитель ответчика с иском не согласился, представил письменные возражения (л.д.71) с дополнениями от 24.04.2023, в которых указал, что в соответствии с заключением судебного эксперта у истца имеется стойкая утрата трудоспособности (в т.ч. стойкая утрата профессиональной трудоспособности) по состоянию на августа 2014 года ее степень в процентном соотношении составляет 30 %. Согласно ч.6 ст.43 15-ФЗ в случае причинения сотруднику полиции в связи с исполнением служебных обязанностей увечья или иного повреждения здоровья, исключающих дальнейшее прохождение службы в полиции и повлекших стойкую утрату трудоспособности, ему выплачивается ежемесячная денежная компенсация в размере утраченного денежного довольствия по состоянию на день увольнения за вычетом размера назначенной пенсии по инвалидности. Ежемесячная денежная компенсация до 24.02.2015 рассчитывается в соответствии со степенью утраты трудоспособности в % соотношении. В нарушение данного требования ответчик осуществлял выплату без учета реальной степени утраты трудоспособности, приняв ее в размере 26 532,64 руб. (100 %). Ст.2 указанного Закона 15-ФЗ установлено, что в случае, если размер ежемесячной денежной компенсации выплачиваемой в соответствии с ч.6 ст.43 Закона № 3-ФЗ превышает размер ежемесячной денежной компенсации, исчисленной в соответствии с ч.6 ст. 43 в редакции от 15.10.2015) ежемесячная денежная компенсация выплачивается в размере, который причитался до дня вступления в силу закона. Размер выплачиваемой компенсации оказался больше, и был сохранен ответчиком. До внесения изменений в закон, с учетом утраты трудоспособности 30 %, компенсация составляет 2 275,44 руб., что меньше, чем при исчислении по правилам ч.6 ст.43 закона № 15-ФЗ. Т.о. оснований для удовлетворения иска ответчик не нашел.
Суд, исследовав материалы гражданского дела, заслушав стороны, приходит к следующему.
Как видно из материалов дела, 21.06.2022 в прокуратуру обратился истец (л.д.12) с заявлением о незаконном уменьшении ответчиком размера ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда, причиненного здоровью при исполнении служебных обязанностей.
Прокурором 08.12.2021 (л.д.13) внесено представление в адрес начальника УТ МВД России по СФО, которое ответом от 10.01.2022 (л.д.16) оставлено без удовлетворения, указано, что без предоставления сведений о степени утраты трудоспособности установить размер ежемесячной денежной компенсации Боровинскому Д.А. не представляется возможным.
Согласно свидетельству о болезни (л.д.21), служебной проверке от 16.08.1996 (л.д.24), выписки из приказа (л.д.22), заключению ВВК (л.д.23) истец (старшина милиции – милиционер отдельного батальона милиции общественной безопасности при ЗС УВД на транспорте) 11.03.1996 уволен из органов внутренних дел по ст.58 п. «ж» - по болезни (выслуга лет на день увольнения – 01 год 02 мес. 15 дней). Он признан негодным к военной службе.
Согласно протокола № 3 (л.д.26) (с учетом которого издан приказ от 13.02.1997 (л.д.39) комиссии по рассмотрению документов на выплату пособий и компенсаций от 17.01.1997 постановлено выплачивать истцу ежемесячно денежную компенсацию в размере разницы между получаемым на момент увольнения содержанием и назначенной пенсией по инвалидности.
Согласно справке МСЭ (л.д.28) истец является инвали*** группы.
В соответствии с приказом от **** ** (л.д.83) постановлено выплачивать истцу с **** на период стойкой утраты трудоспособности ежемесячную компенсацию в размере утраченного денежного довольствия по состоянию на день увольнения за вычетом пенсии в счет возмещения вреда здоровью, как сотруднику, уволенному со службы в период с **** по ****.
В соответствии с приказом от **** ** л/с (л.д.31) с **** постановлено выплачивать истцу 26 532,64 руб. (выплачивалось по август 2021 года).
Ответчиком в материалы дела представлена справка-расчет (л.д.85), согласно которой разница в выплате по сравнению с установленной в 2015 году, составляет 20 427,64 руб.
**** (л.д.95-99) истцу ответчиком направлено уведомление о необходимости представить справку о стойкой утрате трудоспособности.
**** составлен протокол постоянно действующей комиссии ответчика по вопросам выплат пособий и сумм в возмещение вреда ** (л.д.86), из которого следует, что рассматривались результаты ревизии КРУ МВД России, в которых указано на нарушения в производстве выплат ежемесячной денежной компенсации сотрудникам, имеющим инвалидность вследствие военной травмы, при отсутствии документов, подтверждающих стойкую утрату трудоспособности (в т.ч. Боровинскому Д.А.).
Согласно протокола ** от **** постоянно действующей комиссии ответчика по вопросам выплат пособий и сумм в возмещение вреда (л.д.91) принято решение выплачивать истцу 6 821,43 руб. (л.д.94) вследствие непредоставления сведений о стойкой утрате трудоспособности. Т.о. принято решение внести изменения в приказ от **** ** л/с.
Ответчиком **** (л.д.79) издан приказ ** л/с, согласно которого отменен абз.2.3,5 п.п.1.1. (в отношении истца), установлена выплата ежемесячной денежной компенсации с **** в размере 6 821,43 руб. (с последующим перерасчетом с увеличением оклада).
Согласно протокола № 1 от 12.04.2023 постоянно действующей комиссии ответчика по вопросам выплат пособий и сумм в возмещение вреда постановлено выплату ежемесячной денежной компенсации истцу осуществлять в размере 7 357,35 руб.
В своем письме прокурору (л.д.40) ответчик обосновал причины прекращения выплат в ранее установленном размере. В частности, указано, что в июле 2021 в УТ МВД России по СФО (л.д.106, 109) проведена проверка документов, в ходе которой проверен порядок выплат возмещения вреда здоровью инвалидам вследствие военной травмы. Установлен факт переплаты ежемесячной денежной компенсации сотрудников, уволенных с 18.04.1991 по 01.01.2012, поскольку отсутствуют документы о стойкой утрате трудоспособности в процентном соотношении. В связи с чем, с августа 2021 года истцу была приостановлена выплата. Указанная переплата образовалась ввиду того, что расчет компенсации произведен на основании ч.6 ст.43-ФЗ «О полиции» в размере утраченного денежного довольствия по состоянию на день увольнения за вычетом размера назначенной пенсии по инвалидности. В августе 2014 вступил в силу приказ МВД России от 19.03.2014 № 165, который внес изменения в п.17. Так же дополнен п.17.1. В феврале 2015 года истцу доведена информация об изменениях в законе, о необходимости представить справку о стойкой утрате трудоспособности. Справка не представлена. В феврале 2015 вступил в силу закон 15-ФЗ, которым закреплен новый механизм назначения компенсации. В результате служебной проверки установлена вина должностных лиц ответчика в не организации исполнения с 18.08.2014 по 26.03.2015 требований п.17 Приказа МВД России от 18.06.2012 № 590, в не организации работы по сбору документов, устанавливающий степень утраты трудоспособности для производства перерасчета компенсации.
В связи с ходатайствами представителя ответчика с учетом его правовой позиции, в рамках настоящего дела назначалась и проведена судебная медико-социальная экспертиза по вопросам: имеется ли у Боровинского Д. А. в связи с заболеванием, поименованным в заключении ВВК от **** сахарный диабет 1 тип, тяжелое течение, впервые выявленный. Хронический гепатит «В», стадия обострения, средней степени тяжести с умеренным нарушением функции печени – военная травма, стойкая утрата трудоспособности (в т.ч. стойкая утрата профессиональной трудоспособности); при наличии стойкой траты трудоспособности (стойкой утраты профессиональной трудоспособности) у Боровинского Д. А., какова ее степень в процентном соотношении по состоянию на август 2014 года.
Согласно заключения судебных экспертов у истца в связи с заболеванием, поименованным в заключении ВВК от **** имеется стойкая утрата трудоспособности (в т.ч. стойкая утрата профессиональной трудоспособности, по состоянию на август 2014 года ее степень в процентном соотношении составляет 30 %.
В соответствии с правовой позиции истца, назначение такой судебной экспертизы не требовалось.
Суд полагает, что в рассматриваемом споре правовое значение имеет вопрос применения закона во времени.
Право на получение ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда, причиненного здоровью при исполнении служебных обязанностей, возникло у Боровинского Д.А. на основании норм Закона Российской Федерации от 18 апреля 1991 г. N 1026-1 "О милиции", действовавшего на момент увольнения его со службы и утратившего силу с 1 марта 2011 г. в связи с введением в действие Федерального закона от 7 февраля 2011 г. N 3-ФЗ "О полиции" (введен в действие с 1 марта 2011 г. ).
Согласно части 4 статьи 29 Закона Российской Федерации "О милиции" в случае причинения увечья или иного повреждения здоровья сотруднику милиции в связи с осуществлением им служебной деятельности денежная компенсация в размере, превышающем сумму назначенной пенсии по указанным в этой статье основаниям, выплачивается за счет средств соответствующего бюджета либо средств организаций, заключивших с милицией договоры.
В соответствии с указанной нормой Закона Российской Федерации "О милиции" была разработана Инструкция о порядке возмещения ущерба в случае гибели (смерти) или причинения увечья сотруднику органов внутренних дел, а также ущерба, причиненного имуществу сотрудника органов внутренних дел или его близких, утвержденная приказом МВД России от 15 октября 1999 г. N 805 (которая не действовала на момент увольнения истца со службы, но распространялась на правоотношения, возникшие с 18 апреля 1991 года). Она утратила силу в связи с изданием приказа МВД России от 18 июня 2012 г. N 590.
На дату увольнения истца действовала Инструкций № 260 от 31.05.1993, которой определялся порядок оформления документов, выплаты единовременных пособий и сумм в возмещение ущерба сотрудникам органов внутренних дел или их близким.
Согласно абзаца первого п. 5 указанной Инструкции ** сбор и оформление документов на выплату единовременных пособий и сумм в возмещение ущерба осуществляют кадровые аппараты органов внутренних дел.
Согласно п.19 Инструкции № 260 основанием для выплаты единовременного пособия, является их причинение в связи с осуществлением служебной деятельности. Право на получение сотрудником единовременного пособия устанавливается в ходе оформления материалов об увольнении его из органов внутренних дел. Выплата денежной компенсации производится в течение всего срока, на который соответствующей врачебно-трудовой экспертной комиссией установлена инвалидность.
Согласно п. 24 Инструкции № 260 при пересчете в соответствии с действующим законодательством сумм назначенных и выплачиваемых пенсий размер денежной компенсации исчисляется с учетом нового денежного содержания, принятого для расчета новой (пересчитанной) пенсии.
Действовавшим (на момент назначения истцу выплат) законодательством для назначения ежемесячной денежной компенсации не требовалось определение степени утраты трудоспособности, пересчет размера ежемесячной денежной компенсации предусматривался только в случае пересчета сумм назначенных и выплачиваемых пенсий в соответствии с действующим законодательством с учетом нового денежного содержания, принятого для расчета новой (пересчитанной) пенсии.
П. 17.1 Инструкции № 805 от 15 октября 1999 г. (т.е. изданной позднее) предусматривалось, что размер утраченного денежного довольствия сотрудника органов внутренних дел Российской Федерации для назначения ежемесячной денежной компенсации сотрудникам, уволенным со службы в органах внутренних дел в период с 18 апреля 1991 года до 1 января 2012 года, а также при перерасчете размера ежемесячной денежной компенсации, назначенной и выплачиваемой в соответствии с законодательством Российской Федерации до вступления в силу настоящего приказа, определялся с учетом степени утраты трудоспособности в соответствии с законодательством Российской Федерации исходя из размера оклада месячного денежного содержания и ежемесячной надбавки к окладу месячного денежного содержания за стаж службы (выслугу лет), принимаемых для исчисления пенсий указанной категории сотрудников, с коэффициентом 1,55.
В соответствии с частями 6, 7 статьи 43 Федерального закона от 07.02.2011 N 3-ФЗ "О полиции", в редакции, действовавшей до 24.02.2015, в случае причинения сотруднику полиции в связи с выполнением служебных обязанностей увечья или иного повреждения здоровья, исключающих возможность дальнейшего прохождения службы в полиции и повлекших стойкую утрату трудоспособности, ему выплачивается ежемесячная денежная компенсация в размере утраченного денежного довольствия по состоянию на день увольнения со службы в полиции за вычетом размера назначенной пенсии по инвалидности с последующим взысканием выплаченных сумм компенсации с виновных лиц. Размер ежемесячной денежной компенсации, выплачиваемой в соответствии с частью 6 настоящей статьи, подлежит перерасчету с учетом увеличения (повышения) окладов денежного содержания сотрудников полиции, произведенного в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. Действие положений указанной нормы распространяется на сотрудников органов внутренних дел, не являвшихся сотрудниками полиции (часть 2 статьи 56 Федерального закона "О полиции").
Статьей 1 Федерального закона от 12.02.2015 N 15-ФЗ "О внесении изменений в статью 43 Федерального закона "О полиции", вступившего в силу 24.02.2015, часть 6 статьи 43 указанного Закона изложена в новой редакции, а именно: при установлении гражданину Российской Федерации, уволенному со службы в полиции, инвалидности вследствие военной травмы, полученной в связи с выполнением своих служебных обязанностей и исключившей возможность дальнейшего прохождения службы в полиции, ему в порядке, который определяется федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел, выплачивается ежемесячная денежная компенсация с последующим взысканием выплаченных сумм указанной компенсации с виновных лиц в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. Размер ежемесячной денежной компенсации исчисляется исходя из размера оклада месячного денежного содержания и размера ежемесячной надбавки к окладу месячного денежного содержания за стаж службы (выслугу лет), принимаемых для исчисления пенсий, с применением следующих коэффициентов: в отношении инвалида I группы - 1; в отношении инвалида II группы - 0,5; в отношении инвалида III группы - 0,3. Таким образом, в новой редакции части 6 статьи 43 Федерального закона "О полиции" изменен механизм расчета ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда здоровью, выплачиваемой сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации.
Так же предусмотрено, что в случае если размер ежемесячной денежной компенсации, назначенной в соответствии с Инструкцией, будет меньше размера ежемесячной денежной компенсации, назначенной и выплачиваемой ранее, до приобретения гражданином РФ права на получение ежемесячной денежной компенсации в большем размере, ежемесячная денежная компенсация выплачивается ему в прежнем размере (п. 19).
В связи с принятием ФЗ от 19.07.2011 года N 247-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел РФ и внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ" осуществлена реформа денежного довольствия сотрудников органов внутренних дел РФ путем создания новой структуры, основу которой составляют новые оклады денежного содержания.
Так, с 1 января 2012 года сотрудникам органов внутренних дел РФ установлено денежное довольствие, основной частью которого является оклад денежного содержания (должностной оклад и оклад по специальному званию), одновременно было сокращено количество ранее установленных дополнительных выплат, при этом изменена структура ежемесячных и иных дополнительных выплат, входящих в состав денежного довольствия. Новые размеры месячного оклада в соответствии с замещаемой должностью и месячного оклада в соответствии с присвоенным специальным званием предусмотрены Постановлением правительства РФ от 03.11.2011 года N 878 "Об установлении окладов месячного денежного содержания сотрудников органов внутренних дел РФ", где п. п. 3, 4 содержится указание на то, что действие данного Постановления распространяется на сотрудников органов внутренних дел РФ, проходящих службу с 1 января 2012 года, а также в целях назначения и пересмотра размеров пенсий гражданам, уволенным или увольняемым со службы из федеральных органов исполнительной власти, указанных в п. 3 Постановления. Таким образом, увеличение с 1 января 2012 года денежного довольствия сотрудников органов внутренних дел РФ произведено не путем индексации, а путем качественного и количественного изменения состава денежного довольствия.
Изменение структуры денежного довольствия сотрудников органов внутренних дел РФ не позволяет применять для целей определения утраченного денежного довольствия сотрудников, уволенных со службы в органах внутренних дел РФ до 1 января 2012 года, ежемесячные и иные дополнительные выплаты, вновь установленные с 1 января 2012 года.
Именно в целях повышения материального обеспечения для определения размера утраченного денежного довольствия указанной категории лиц Инструкций № 805 установлен коэффициент 1,55, который получен расчетным путем в результате определения соотношения размера оклада месячного денежного содержания (месячный оклад в соответствии с замещаемой должностью и месячный оклад в соответствии с присвоенным званием) и ежемесячной надбавки к окладу месячного денежного содержания за стаж службы (выслугу лет), принимаемых для исчисления пенсий с 1 января 2012 года, и размера остальных ежемесячных и иных дополнительных выплат.
Данный коэффициент позволял установить в качестве среднего месячного заработка (дохода), принимаемого для исчисления размера утраченного денежного довольствия рассматриваемой категории лиц для выплаты ежемесячной денежной компенсации, сумму, эквивалентную величине денежного довольствия, которое они могли бы получать в случае прохождения ими службы в органах внутренних дел РФ после 1 января 2012 года.
Установление такого правового регулирования направлено на улучшение материального положения лиц, уволенных со службы в органах внутренних дел в период с 18 апреля 1991 года до 1 января 2012 года, а также лиц, получающих ежемесячную денежную компенсацию, установленную ч. 6 ст. 43 ФЗ от 07.02.2011 года N 3-ФЗ "О полиции".
Вместе с тем, правовая позиция ответчика путем применения к возникшим правоотношениям Инструкции № 805, напротив, приводит к ухудшению положения истца, а потому не соответствует требованиям закона. Согласно разъяснениям Конституционного Суда Российской Федерации, изложенным в Постановлении от 15 июля 2009 года N 13-П, положения части четвертой статьи 29 Закона РФ "О милиции", по их буквальному смыслу, представляют собой установленную данным специальным Законом для сотрудников милиции дополнительную социальную гарантию, которая, соответственно, находится за рамками гражданско-правовых обязательств, вытекающих из причинения вреда.
Согласно ст. 2 указанного выше Федерального закона в случае, если размер ежемесячной денежной компенсации, выплачиваемой в соответствии с частью 6 статьи 43 Федерального закона от 7 февраля 2011 года N 3-ФЗ "О полиции" гражданину Российской Федерации, уволенному со службы в полиции, превышает размер ежемесячной денежной компенсации, исчисленный в соответствии с частью 6 статьи 43 Федерального закона от 7 февраля 2011 года N 3-ФЗ "О полиции" (в редакции настоящего Федерального закона), ежемесячная денежная компенсация выплачивается указанному гражданину в размере, который причитался ему до дня вступления в силу настоящего Федерального закона. Выплата ежемесячной денежной компенсации в таком размере производится до дня возникновения у указанного гражданина права на получение ежемесячной денежной компенсации в большем размере.
Таким образом, приведенные нормативные положения предусматривают возможность изменения размера выплачиваемой гражданину ежемесячной денежной компенсации, исходя из принципа сохранения им прав на получение такой компенсации в размере, установленном законодательством, действовавшем на момент ее назначения, и не допускают снижения ранее определенного размера ежемесячной денежной компенсации.
Указание в п. 6 ст. 43 ФЗ "О полиции" на стойкую утрату трудоспособности сотрудника, получившего в связи с выполнением служебных обязанностей увечье или иное повреждение здоровья, исключающих возможность его дальнейшего прохождения службы, не может расцениваться, как право ответчика производить расчет ежемесячной денежной компенсации с учетом процента утраты профессиональной трудоспособности.
Истцом в материалы дела представлен уточняющий расчет разницы, между выплачиваемой истцу ответчиком суммой денежной компенсации и размером ранее установленной компенсации в размере 26 532,64 руб. (за период с августа 2021 по апрель 2023). Разница составила 407 150,61 руб. Указанный расчет ответчиком не опровергнут, контр.расчет не представлен, что дает суду право удовлетворить требования в полном объеме с учетом ст.
12 ГК РФ (защита гражданских прав осуществляется, в т.ч. путем восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения).
На основании изложенного, руководствуясь ст.194-198 ГПК РФ, суд
решил:
░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░. ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░. ░. ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░, ░ ░░░░░░░ 26 532,64 ░░░. ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░. ░. (░░░░░ 021-974-807-58) ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 2021 ░░░░ ░░ ░░░░░░ 2023 ░░░░ ░ ░░░░░░░ 407 150,61 ░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ (░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░) ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░, ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░ -░░░░░░░