Решение по делу № 2-12/2024 (2-1115/2023;) от 08.11.2023

Дело № 2-12/2024

УИД 04RS0020-01-2023-001280-61

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

29 января 2023 года                                                                                      г. Северобайкальск

Северобайкальский городской суд Республики Бурятия в составе председательствующего судьи Дроздовой Ю.А., при секретаре Щербак Т.И., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Управления федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Бурятия в лице территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Республике Бурятия в Северобайкальском районе в интересах неопределенного круга лиц к Администрации муниципального образования «Северо-Байкальский район» о понуждении устранить нарушения требований санитарного законодательства

УСТАНОВИЛ:

Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Бурятия обратилось в суд в защиту прав неопределенного круга лиц к администрации МО «Северо-Байкальский район» о понуждении к принятию мер по соблюдению требований санитарного законодательства. В обоснование заявленных требований указывает, что в рамах осуществления Роспотребнадзором контроля соблюдения санитарно-эпидемиологического законодательства администрацией МО «Северо-Байкальский район» установлено отсутствие проектов санитарной охраны источников водоснабжения в отношении группового водозабора, состоящего из 6 скважин №1, 2, 3, 4, 5, 6 по адресу: <адрес>

В соответствии с измененными исковыми требованиями просит суд:

Обязать администрацию муниципального образования «Северо-Байкальский район» в течение 12 месяцев с даты вступления решения в законную силу, разработать и утвердить в установленном порядке проекты зон санитарной охраны в отношении следующих объектов: здания скважины №1 с кадастровым номером по адресу: <адрес> здания скважины №2 с кадастровым номером по адресу: <адрес> здания скважины №3 с кадастровым номером по адресу: <адрес>; здания скважины №4 с кадастровым номером по адресу: <адрес>; здания скважины №5 с кадастровым номером по адресу: <адрес> здания скважины №6 с кадастровым номером по адресу: <адрес>.

Обязать Администрацию муниципального образования «Северо-Байкальский район» в течение 1 года и 6 месяцев с даты вступления судебного решения в законную силу получить санитарно-эпидемиологическое заключение на проект зон санитарной охраны в отношении следующих объектов: здания скважины №1 с кадастровым номером по адресу: <адрес>; здания скважины №2 с кадастровым номером по адресу: <адрес> здания скважины №3 с кадастровым номером по адресу: <адрес>; здания скважины №4 с кадастровым номером по адресу: <адрес>; здания скважины №5 с кадастровым номером по адресу: <адрес> здания скважины №6 с кадастровым номером по адресу: <адрес>

Обязать Администрацию муниципального образования «Северо-Байкальский район» в течение 1 года и 6 месяцев с даты вступления судебного решения в законную силу получить санитарно-эпидемиологическое заключение о соответствии водных объектов санитарным правилам и условиям безопасного для здоровья населения использования водного объекта в отношении следующих объектов: здания скважины №1 с кадастровым номером по адресу: <адрес>; здания скважины №2 с кадастровым номером по адресу: <адрес>; здания скважины №3 с кадастровым номером по адресу: <адрес>; здания скважины №4 с кадастровым номером по адресу: <адрес>; здания скважины №5 с кадастровым номером по адресу: <адрес>; здания скважины №6 с кадастровым номером по адресу: <адрес>

Определением суда к участию в деле в качестве третьего лица привлечено ООО «Регистр. Уоян».

В судебном заседании представитель Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Бурятия по доверенности Билявская С.Н. требования поддержала, суду пояснила, что ответчик, являясь собственником скважин, расположенных по адресу: <адрес> обязан выполнить требования санитарного законодательства в отношении скважин, которые используются для обеспечения населения поселка Новый Уоян питьевой водой. Считает, что ресурсоснабжающая организация не обязана в данной части получать необходимые документы при эксплуатации скважин, т.к. это обязанность собственника.

Представитель ответчика администрации МО «Северо-Байкальский район» по доверенности Горбачева Ж.В. иск не признала, суду показала, что администрация района является ненадлежащим ответчиком по данному делу, т.к. на основании концессионного соглашения имущество передано в пользование ООО «Регистр. Уоян», которое оказывает услуги населению по водоснабжению. Скважины находятся в собственности администрации района, однако администрация района не может выполнить обязательства по разработке проекта зон санитарной охраны, по получению санитарно- эпидемиологического заключения, т.к. эксплуатирует скважины ООО «Регистр. Уоян», которое не исполняет свои обязательства по проведению лабораторных испытаний, необходимых для выполнения обязанностей по разработке проектов зон санитарной охраны и получению санитарно-эпидемиологического заключения. Более того, по заявке МКУ «Комитет по управлению муниципальным хозяйством» ООО «Гидрогеолог» подготовлено гидрогеологическое заключение от 06.12.2023 г. к материалам на обоснование зоны санитарной охраны I пояса по водозаборному сооружению <данные изъяты>. Из выводов данного заключения следует, что создание зоны санитарной охраны I пояса в пределах водозаборного сооружения п. Новый Уоян невозможно в связи с присутствием на определяемой территории земельных участков, находящихся в собственности иных лиц и участков, не имеющих непосредственного отношения к эксплуатации: жилые дома, земли общего пользования – автодорога с грунтовым покрытием. Кроме того, 2 из заявленных скважин (№2 и №5) законсервированы, не эксплуатируются.

Представитель третьего лица ООО «Регистр. Уоян» Пономарева О.С. пояснила, что с иском согласна. ООО «Регистр.Уоян» является водоснабжающей организацией п. Новый Уоян. Объекты водоснабжения переданы ресурсоснабжающей организации собственником объектов администрацией МО «Северо-Байкальский район» на основании концессионного соглашения и дополнительных соглашений к нему. Концессионное соглашение не содержит положений об обязанности ООО «Регистр.Уоян» устранять указанные в иске нарушения, принимать меры к разработке и утверждению в установленном порядке проектов зон санитарной охраны в отношении находящихся в пользовании скважин. Концессионное соглашение заключено на срок до 31.08.2025 г., данная дата является окончательной, дальнейшему продлению не подлежит. В соответствии с требованиями закона ООО «Регистр.Уоян» осуществляется производственный контроль, но в связи с тяжелым материальным положением организации не всегда своевременно.

Суд, выслушав представителей истца, ответчика, третьего лица, изучив материалы дела, приходит к следующему.

Статьей 39 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» от 30.03.1999 г. №52-ФЗ определено, что на территории Российской Федерации действуют федеральные санитарные правила, утвержденные федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации (пункт1).

Соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц (пункт 3).

В силу статьи 2 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» от 30.03.1999 г. №52-ФЗ санитарно-эпидемиологическое благополучие населения обеспечивается посредством обязательного соблюдения юридическими лицами санитарных правил как составной части осуществляемой ими деятельности. Органы государственной власти и органы местного самоуправления, организации всех форм собственности, индивидуальные предприниматели, граждане обеспечивают соблюдение требований законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения за счет собственных средств.

Согласно статье 8 указанного Федерального закона, граждане имеют право на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека; водные объекты, используемые в целях питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения.

В соответствии со статьей 11 Федерального закона от 30 марта 1999 года «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» № 62-ФЗ индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц: разрабатывать и проводить санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия: обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг, а также продукции производственно-технического назначения, пищевых продуктов и товаров для личных и бытовых нужд при их производстве, транспортировке, хранении, реализации населению.

Из пунктов 1-4 статьи 18 Федерального закона от 30 марта 1999 года «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» № 52-ФЗ следует, что водные объекты, используемые в целях питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, а также в лечебных, оздоровительных и рекреационных целях, в том числе водные объекты, расположенные в границах городских и сельских населенных пунктов (далее - водные объекты), не должны являться источниками биологических, химических и физических факторов вредного воздействия на человека. Критерии безопасности и (или) безвредности для человека водных объектов, в том числе предельно допустимые концентрации в воде химических, биологических веществ, микроорганизмов, уровень радиационного фона устанавливаются санитарными правилами.

Использование водного объекта в конкретно указанных целях допускается при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии водного объекта санитарным правилам и условиям безопасного для здоровья населения использования водного объекта.

Для охраны водных объектов, предотвращения их загрязнения и засорения устанавливаются в соответствии с законодательством Российской Федерации согласованные с органами, осуществляющими федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, нормативы предельно допустимых вредных воздействий на водные объекты, нормативы предельно допустимых сбросов химических, биологических веществ и микроорганизмов в водные объекты.

Согласно пункта 5 статьи 18 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» от 30.03.1999 г. №52-ФЗ, границы и режим зон санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения устанавливаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии их санитарным правилам.

В соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 19 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» от 30.03.1999 г. №52-ФЗ питьевая вода должна быть безопасной в эпидемиологическом и радиационном отношении, безвредной по химическому составу и должна иметь благоприятные органолептические свойства.

Организации, осуществляющие горячее водоснабжение, холодное водоснабжение с использованием централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения, обязаны обеспечить соответствие качества горячей и питьевой воды указанных систем санитарно-эпидемиологическим требованиям.

Частью 1 статьи 130 Конституции Российской Федерации предусмотрено, что местное самоуправление в Российской Федерации обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью.

Пунктом 1 части 1 статьи 3 Федерального закона «О водоснабжении и водоотведении» от 07 декабря 2011 года №416-ФЗ предусмотрено, что государственная политика в сфере водоснабжения и водоотведения направлена на достижение следующих целей: охраны здоровья населения и улучшения качества жизни населения путем обеспечения бесперебойного и качественного водоснабжения и водоотведения.

В силу пункта 28 части 1 статьи 15 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», к вопросам местного значения муниципального района относится осуществление в пределах, установленных водным законодательством Российской Федерации, полномочий собственника водных объектов, установление правил использования водных объектов общего пользования для личных и бытовых нужд, включая обеспечение свободного доступа граждан к водным объектам общего пользования и их береговым полосам.

Пунктом 4.3 части 1 статьи 17 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» предусмотрено, что в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов, муниципальных округов, городских округов, городских округов с внутригородским делением и внутригородских районов обладают полномочиями в сфере водоснабжения и водоотведения, предусмотренными Федеральным законом «О водоснабжении и водоотведении».

В соответствии с положениями части 1 статьи 6 Федерального закон от 07.12.2011 №416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений, городских округов по организации водоснабжения и водоотведения на соответствующих территориях относится: организация водоснабжения населения, в том числе принятие мер по организации водоснабжения населения и (или) водоотведения в случае невозможности исполнения организациями, осуществляющими горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, своих обязательств либо в случае отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств.

В силу части 1.1. той же статьи, полномочия органов местного самоуправления, предусмотренные частью 1 настоящей статьи, на территории сельского поселения осуществляются органами местного самоуправления муниципального района, на территории которого расположено сельское поселение, если иное не установлено законом субъекта Российской Федерации.

Аналогичные положения содержаться в статье 27 Водного кодекса Российской Федерации, из которых следует, что к полномочиям органов местного самоуправления в отношении водных объектов, находящихся в собственности муниципальных образований, относятся, в том числе владение, пользование, распоряжение такими водными объектами; осуществление мер по предотвращению негативного воздействия вод и ликвидации его последствий; осуществление мер по охране таких водных объектов; и взимания этой платы.

К полномочиям органов местного самоуправления муниципального района в области водных отношений, кроме полномочий собственника водных объектов, предусмотренных частью 1 настоящей статьи, относятся установление правил использования водных объектов общего пользования, расположенных на территории муниципального района, для личных и бытовых нужд, включая обеспечение свободного доступа граждан к водным объектам общего пользования и их береговым полосам, и информирование населения об ограничениях водопользования на водных объектах общего пользования, расположенных на межселенных территориях в границах муниципального района (часть 4 статьи 27).

В силу части 1 статьи 55 Водного кодекса Российской Федерации, собственники водных объектов осуществляют мероприятия по охране водных объектов, предотвращению их загрязнения, засорения и истощения вод, а также меры по ликвидации последствий указанных явлений. Охрана водных объектов, находящихся в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, собственности муниципальных образований, осуществляется исполнительными органами государственной власти или органами местного самоуправления в пределах их полномочий в соответствии со статьями 24 - 27 настоящего Кодекса.

Часть 2 статьи 55 Водного кодекса Российской Федерации при использовании водных объектов физические лица, юридические лица обязаны осуществлять водохозяйственные мероприятия и мероприятия по охране водных объектов в соответствии с настоящим Кодексом и другими федеральными законами, а также правилами охраны поверхностных водных объектов и правилами охраны подземных водных объектов, утвержденными Правительством Российской Федерации.

Таким образом, полномочия по организации водоснабжения населения, в том числе связанные с осуществлением мер по охране водных объектов, защите населения от негативного воздействия питьевой воды, относятся к компетенции органов местного самоуправления.

Из пунктов 1 и 2 части 1 статьи 5 Водного кодекса Российской Федерации следует, что водные объекты в зависимости от особенностей их режима, физико-географических, морфометрических и других особенностей подразделяются, на поверхностные водные объекты и подземные водные объекты.

Согласно части 1 статьи 43 Водного кодекса Российской Федерации, для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения должны использоваться защищенные от загрязнения и засорения поверхностные водные объекты и подземные водные объекты, пригодность которых для указанных целей определяется на основании санитарно-эпидемиологических заключений.

Для водных объектов, используемых для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, устанавливаются зоны санитарной охраны в соответствии с законодательством о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения. В зонах санитарной охраны источников питьевого водоснабжения осуществление деятельности и отведение территории для жилищного строительства, строительства промышленных объектов и объектов сельскохозяйственного назначения запрещаются или ограничиваются в случаях и в порядке, которые установлены санитарными правилами и нормами в соответствии с законодательством о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения (часть 2 статьи 43).

Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 14.03.2002 №10 введены в действие Санитарные правила и нормы «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения. СанПиН 2.1.4.1110-02».

Данные СанПиН 2.1.4.1110-02 определяют санитарно - эпидемиологические требования к организации и эксплуатации зон санитарной охраны (ЗСО) источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения (п.1.2.).

Пунктом 1.4 СанПиН 2.1.4.1110-02 предусмотрено, что ЗСО организуются на всех водопроводах, вне зависимости от ведомственной принадлежности, подающих воду как из поверхностных, так и из подземных источников.

Из пункта 1.5 СанПиН 2.1.4.1110-02 следует, что ЗСО организуются в составе трех поясов: первый пояс (строгого режима) включает территорию расположения водозаборов, площадок всех водопроводных сооружений и водопроводящего канала. Его назначение - защита места водозабора и водозаборных сооружений от случайного или умышленного загрязнения и повреждения. Второй и третий пояса (пояса ограничений) включают территорию, предназначенную для предупреждения загрязнения воды источников водоснабжения.

Санитарная охрана водоводов обеспечивается санитарно - защитной полосой.

В каждом из трех поясов, а также в пределах санитарно - защитной полосы, соответственно их назначению, устанавливается специальный режим и определяется комплекс мероприятий, направленных на предупреждение ухудшения качества воды.

В соответствии с пунктом 1.6. СанПиН 2.1.4.1110-02, организации ЗСО должна предшествовать разработка ее проекта, в который включаются: а) определение границ зоны и составляющих ее поясов; б) план мероприятий по улучшению санитарного состояния территории ЗСО и предупреждению загрязнения источника; в) правила и режим хозяйственного использования территорий трех поясов ЗСО.

При разработке проекта ЗСО для крупных водопроводов предварительно создается положение о ЗСО, содержащее гигиенические основы их организации для данного водопровода.

Отсутствие утвержденного проекта ЗСО не является основанием для освобождения владельцев водопровода, владельцев объектов, расположенных в границах ЗСО, организаций, индивидуальных предпринимателей, а также граждан от выполнения требований, предъявляемых настоящими СанПиН. (1.17).

Судом установлено, что администрация МО «Северо-Байкальский район» является собственником объектов: здания скважины №1 с кадастровым номером по адресу: <адрес>; здания скважины №2 с кадастровым номером по адресу: <адрес>; здания скважины №3 с кадастровым номером по адресу: <адрес>; здания скважины №4 с кадастровым номером по адресу: <адрес>; здания скважины №5 с кадастровым номером по адресу: <адрес>; здания скважины №6 с кадастровым номером по адресу: <адрес>

В силу статьи 210 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.

Согласно концессионному соглашению №12 от 01.09.2017 г., а также дополнительным соглашениям, указанное имущество передано в пользование ООО «Ресгитр.Уоян» в целях осуществления деятельности по оказанию услуг водоснабжения потребителей, сроком до 31.08.2025 г.

Из материалов дела также следует и сторонами не отрицается, что в нарушение пунктов 3 и 4 статьи 18 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» от 30.03.1999 г. №52-ФЗ у ответчика отсутствует утвержденный проект зон санитарной охраны для источника водоснабжения питьевого назначения – группового водозабора, состоящего из шести скважин №1, 2, 3, 4, 5, 6 по адресу: <адрес>, не получено санитарно- эпидемиологическое заключение о соответствии водного объекта санитарным правилам и условиям безопасного для здоровья населения использования водного объекта, а также заключение на проект зон санитарной охраны в отношении указанных объектов водоснабжения.

Тем самым, установлено, что собственник объектов - скважин, которые используются для водоснабжения населения, не принял своевременных мер для соблюдения требований санитарных правил и условий безопасности для здоровья населения использования водного объекта. Вышеуказанные нарушения требований санитарного законодательства недопустимы, негативно влияют на санитарно-эпидемиологическое благополучие неопределенного круга лиц, пользующихся водой, полученной из источников питьевого водоснабжения, используемых с нарушением санитарных правил, а также нарушают конституционное право неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду, не позволяют обеспечить соблюдение соответствующего санитарно-эпидемиологического режима.

В силу положений статьи 210 Гражданского кодекса Российской Федерации администрация МО «Северо-Байкальский район», как собственник имущества обязана была принять меры по сбору необходимых документов, проведению исследований, по разработке и утверждению ЗСО и получению соответствующих заключений, которые были необходимы для использования объектов – скважин по назначению, а именно для использования их в качестве водоснабжения населения.

Кроме того, как указывалось ранее, именно администрация МО «Северо-Байкальский район» в соответствии с Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» была обязана принять меры по организации водоснабжения населения района, в том числе населения поселка Новый Уоян.

Вместе с тем, суд считает заслуживающими внимание доводы представителя ответчика о невозможности исполнения решения суда.

В соответствии со статьей 123 Конституции Российской Федерации и частью 1 статьи 12 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации правосудие по гражданским делам осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон, которые реализуются посредством представления доказательств.

Статьей 195 ГПК РФ установлены требования к решению суда, в соответствии с которыми решение суда должно быть законными обоснованным.

По смыслу положений части 5 статьи 198, статей 199 - 202 ГПК РФ, резолютивная часть решения суда должна содержать исчерпывающие выводы, в связи с чем. в ней должно быть четко и понятно сформулировано, что именно постановил суд, кто, какие конкретно действия и в чью пользу обязан предпринять; должны быть разрешены судом и остальные вопросы, указанные в законе, с тем чтобы решение не вызывало споров при исполнении.

Согласно толкованию, данному в Постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 19 декабря 2003 г. №23 «О судебном решении», решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, или основано на применении в необходимых случаях аналогии закона или аналогии права (пункт 2).

Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании, а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов (пункт 3).

Исходя из того, что решение является актом правосудия, окончательно разрешающим дело, его резолютивная часть должна содержать исчерпывающие выводы, вытекающие из установленных в мотивировочной части фактических обстоятельств (пункт 11).

Как указано в постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 31 января 2011 г. №1-П федеральный законодатель закрепляет способы и процедуры судебной защиты применительно к отдельным видам судопроизводства и категориям дел, учитывая особенности соответствующих материальных правоотношений, характер рассматриваемых дел и правовых последствий, однако не исключает в рамках определенного вида судопроизводства особых процедур, которые должны обеспечить эффективность судебной защиты. Право на полную и эффективную судебную защиту с учетом принципа правовой определенности включает в себя исполнимость вступивших в законную силу судебных решений.

В силу требований статьи 13 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации об обязательности судебных постановлений, статьи 210 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации об исполнении решения суда во взаимосвязи с разъяснениями, содержащимися в пункте 11 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 19.12.2003 №23 «О судебном решении», решение суда должно быть исполнимым.

Исходя из положений статей 56, 59, 60, 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд определяет, какие обстоятельства имеют значение для дела, какой стороне их надлежит доказывать, принимает только те доказательства, которые имеют значение для рассмотрения и разрешения дела, оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Таким образом, в силу закона право определения доказательств, имеющих значение для дела, и их оценки принадлежит суду.

В обоснование доводов о невозможности исполнения исковых требований ответчиком суду представлено гидрогеологическое заключение, подготовленное ООО «Гидрогеолог» по заявке МКУ «Комитет по управлению муниципальным хозяйством», от 06.12.2023 г. к материалам на обоснование зоны санитарной охраны I пояса по водозаборному сооружению <адрес> Из выводов данного заключения следует, что создание зоны санитарной охраны I пояса в пределах водозаборного сооружения п. Новый Уоян невозможно в связи с присутствием на определяемой территории земельных участков, находящихся в собственности иных лиц и участков, не имеющих непосредственного отношения к эксплуатации: жилые дома, земли общего пользования – автодорога с грунтовым покрытием. Кроме того, 2 из заявленных скважин (№2 и №5) законсервированы, не эксплуатируются.

Данное заключение составлено на основе фондовых материалов ООО «Гидрогеолог», паспортных данных по скважине, актов химических и бактериологических анализов, а также по результатам маршрутного обследования.

Выводы заключения подробно мотивированы в описательной части, подтверждаются приложенным к заключению ситуационным планом водозаборного участка п. Новый Уоян, сведениями о расположении ЛЭП-500 с установленной охранной зоной инженерных коммуникаций.

В судебном заседании в качестве специалиста допрошена Д. которая подтвердила выводы, изложенные в вышеуказанном гидрогеологическом заключении. Пояснила, что невозможность организации зоны санитарной охраны I пояса в пределах водозаборного сооружения п. Новый Уоян однозначно влечет невозможность получения санитарно-эпидемиологических заключений на данные объекты группового водозабора.

В судебном заседании представитель истца Белявская С.Н. подтвердила, что наличие данного гидрогеологического заключения достоверно подтверждает невозможность создания зоны санитарной охраны I пояса в пределах водозаборного сооружения п. Новый Уоян и последующего получения санитарно-эпидемиологического заключения на проект зон санитарной охраны и, как следствие, санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии водных объектов санитарным правилам и условиям безопасного для здоровья населения использования водного объекта.

Стороны не отрицали, что определением Северобайкальского городского суда от 16.08.2023 г., вступившим в законную силу 07.09.2023 г., прекращено исполнительное производство, возбужденное на основании исполнительного документа, выданного по решению суда о возложении на ООО «Регистр. Нижнеангарск» обязанностей, аналогичных заявленным в настоящем иске. Из содержания данного определения следует, что суд, приняв во внимание гидрогеологическое заключение ООО «Гидрогеолог» о невозможности организации зоны санитарной охраны I пояса, пришел к выводу о наличии объективных причин, подтверждающих утрату возможности исполнения требований исполнительного документа.

Оценивая представленные суду доказательства, суд приходит к выводу, что обязанность по соблюдению требований санитарного законодательства возложена законом на ответчика как собственника имущества и как орган, который в силу закона обязан принять достаточные меры по организации водоснабжения населения, соответствующего санитарным нормам и правилам. Однако, с учетом установленных по делу обстоятельств, суд приходит к выводу о наличии объективных причин, подтверждающих невозможность устранения нарушений санитарного законодательства путем возложения обязательств совершить действия в части получения санитарно-эпидемиологических заключений и разработке проекта зон санитарной охраны в отношении водозаборных объектов п. Новый Уоян, поименованных с иске.

Применительно к рассматриваемому спору удовлетворение требований истца о возложении на ответчика обязанности устранить нарушения санитарного законодательства, а именно: разработать и утвердить проекты зон санитарной охраны в отношении следующих объектов; получить санитарно-эпидемиологическое заключение на проект зон санитарной охраны; получить санитарно-эпидемиологическое заключение о соответствии водных объектов санитарным правилам и условиям безопасного для здоровья населения использования водного объекта в отношении в отношении группового водозабора, состоящего из 6 скважин №1, 2, 3, 4, 5, 6 по адресу: <адрес>, к восстановлению нарушенных прав неопределенного круга лиц не приведет, поскольку достоверно подтверждена невозможность исполнения данных требований.

При установленных обстоятельствах, выбранным истцом способом невозможно восстановить нарушенное право. В данном случае истец не лишен возможности защиты нарушенного права иным способом.

Учитывая изложенное суд полагает, что заявленные исковые требования удовлетворению не подлежат.

Руководствуясь ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении исковых требований Управления федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Бурятия в лице территориального отдела Управления Роспотребнадзора по РБ в Северобайкальском районе в интересах неопределенного круга лиц к Администрации муниципального образования «Северо-Байкальский район» о понуждении устранить нарушения требований санитарного законодательства отказать.

Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Бурятия путем подачи апелляционной жалобы через Северобайкальский городской суд Республики Бурятия в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Судья                                    Ю.А. Дроздова

Решение принято в мотивированной форме 01 февраля 2024 года.

Судья                                    Ю.А. Дроздова

2-12/2024 (2-1115/2023;)

Категория:
Гражданские
Истцы
Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по РБ
Ответчики
Администрация муниципального образования "Северобайкальский район"
Другие
ООО "Регистр. Уоян"
Суд
Северобайкальский городской суд Республики Бурятия
Судья
Дроздова Юлия Александровна
Дело на сайте суда
severobaikalsky.bur.sudrf.ru
08.11.2023Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
08.11.2023Передача материалов судье
15.11.2023Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
15.11.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
23.11.2023Подготовка дела (собеседование)
23.11.2023Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
07.12.2023Судебное заседание
19.12.2023Судебное заседание
11.01.2024Судебное заседание
29.01.2024Судебное заседание
01.02.2024Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
29.01.2024
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее