К делу № 2-92/2018
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Тимашевск 10 января 2018 года
Тимашевский районный суд Краснодарского края в составе:
председательствующего – судьи: Ремизовой А.Б.,
при секретаре Мироненко К.А,
с участием представителя истца
Панкратенко В.В. – Кушнир В.Н. на основании доверенности от 21.11.2017 г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Панкратенко Валерия Владимировича к жилищно-строительному кооперативу «Наш Дом» о расторжении договора, взыскании внесенных денежных средств, взыскание процентов за пользованием чужими средствами,
УСТАНОВИЛ:
Панкратенко В.В. обратился в суд с иском к ЖСК «Наш дом» о расторжении Договора № 19-П/2015 о порядке выплаты взносов и предоставления жилья члену ЖСК, взыскании внесенных денежных средств (оплаченный пай) в размере 1 530 850 рублей, взыскании процентов за пользованием чужими денежными средствами в размере 22 513,12 рублей, взыскании расходов по оплате стоимости нотариальной доверенности в размере 1 790 рублей, указав в обоснование своих доводов, что 15.04.2015 года между ним и ЖСК «Наш Дом» заключен Договор № 19-П 2015 о порядке выплаты взносов и предоставления жилья члену ЖСК «Наш Дом». Предметом настоящего Договора являются взаимоотношения по удовлетворению жилищных потребностей члена ЖСК путем строительства, приобретения, реконструкции при содействии ЖСК объекта недвижимости и его получения членом ЖСК в собственность (п.1.1 Договора). Член ЖСК обязан полностью внести (оплатить) паевой взнос - денежные средства в сумме 1 530 850 рублей, что соответствует передаваемой 2-х комнатной квартире, на 3-этаже, проектной площадью 48,4 кв.м -+ 2 кв.м, с условным строительным номером № 42(2-3-7), в строящемся многоквартирном доме на земельном участке общей площадью 1724,00 кв.м, кадастровый номер 23:31:0313029:429, расположенном по адресу: Краснодарский край, Тимашевский район, г. Тимашевск, ул. Пионерская, 175. Предполагаемый срок окончания строительства 1 квартал 2016 года. Срок передачи квартиры - в течение 17 дней после готовности к передаче квартиры (получения разрешения на ввод объекта в эксплуатацию). Член ЖСК приобретает право собственности на квартиру при условии выплаты паевого взноса полностью (100%) после государственной регистрации в Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю (п. 4.1. Договора). Он полностью оплатил паевой взнос в размере 1 530 850 рублей. Однако в указанный в договоре срок - 1 квартал 2016 года многоквартирный жилой дом по вышеуказанному адресу в эксплуатацию не сдан, строительство не завершено, квартира не передана по акту приема-передачи, государственная регистрация перехода права собственности на спорное жилое помещение до настоящего времени не произведена. На этом основании, за защитой своих прав и охраняемых законом интересов он вынужден обратиться в суд с настоящими исковыми требованиями.
В судебном заседании представитель истца Панкратенко В.В. на основании доверенности Кушнир В.Н., исковые требования поддержал в полном объеме и просил расторгнуть Договор № 19-П/2015 от 15.04.2015 г., взыскать с ЖСК «Наш Дом» внесенный паевой взнос в размере 1 530 850 рублей, проценты за пользование чужими средствами в размере 22 513,12 рублей, а также расходы по оплате стоимости нотариальной доверенности на имя представителя в размере 1 790 рублей и уплате государственной пошлины в доход государства при подаче искового заявления в размере 16 266,82 рублей.
Представитель ответчика ЖСК «Наш Дом» извещенный надлежащим образом о месте и времени судебного разбирательства, в судебное заседание не явился, об уважительности причин неявки суду не сообщил, о рассмотрении дела без его участия не просил.
Суд вправе рассмотреть дело в случае неявки кого-либо из лиц, участвующих в деле и извещенных о времени и месте судебного заседания, если им не представлены сведения о причинах неявки или суд признает причины их неявки неуважительными.
Ответчик был надлежащим образом извещен о времени и месте слушания дела, что подтверждается почтовым уведомлением. Поэтому суд считает, что были созданы все необходимые условия для обеспечения процессуальных гарантий прав ответчика, в связи с чем, считает необходимым рассмотреть дело в отсутствие ответчика.
Выслушав представителя истца, исследовав материалы дела, оценив в совокупности, представленные суду доказательства, суд приходит к выводу, что заявленные требования подлежат удовлетворению в полном объеме по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 307 ГК РФ в силу обязательства одно лицо (должник) обязано совершить в пользу другого лица (кредитора) определенное действие: передать имущество, выполнить работу, уплатить деньги и т.п., либо воздержаться от определенного действия, а кредитор имеет право требовать от должника исполнение его обязанности.
Согласно ст. 309 Гражданского кодекса РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями.
В соответствии со ст. 310 Гражданского кодекса РФ односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных законом. Односторонний отказ от исполнения обязательства, связанного с осуществлением его сторонами предпринимательской деятельности, и одностороннее изменение условий такого обязательства допускаются также в случаях, предусмотренных договором, если иное не вытекает из закона или существа обязательства.
Как установлено в судебном заседании и подтверждается материалами дела, 15.04.2015 года между сторонами по делу заключен договор № 19-П/2015 о членстве в ЖСК «Наш Дом». Договор удостоверяет членство с ЖСК и приобретение членом кооператива – пайщиком прав и обязанностей, установленных Уставом, иными внутренними актами ЖСК, настоящим договором и действующим законодательством о ЖСК.
Член ЖСК вступает в ЖСК в целях приобретения права собственности на квартиру, пайщик обязан внести паевой взнос – денежные средства в сумме 1 530 850 рублей, что соответствует стоимости передаваемой 2- комнатной квартиры, на 3-этаже, проектной площадью 48,4 кв.м -+ 2 кв.м., с условным строительным номером № 42(2-3-7), в строящемся многоквартирном доме на земельном участке общей площадью 1724,00 кв.м, кадастровый номер 23:31:0313029:429, расположенном по адресу: Краснодарский край, Тимашевский район, г. Тимашевск, ул. Пионерская, 175.
Истец Панкратенко В.В. 18.09.2017 года обратился к правлению ЖСК с заявлением о расторжении договора, выходе из членов ЖСК и возврате денежных средств в размере 1 530 850 рублей, но 14.11.2017 года получил отказ в удовлетворении своих требований.
Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 19.12.2003 N 23 "О судебном решении" разъясняет, что решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, из чего следует, что необходимо применить нормы жилищного законодательства.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 130 Жилищного кодекса Российской Федерации членство в жилищно-строительном кооперативе прекращается в случае добровольного выхода члена кооператива. Кроме того, по смыслу статьи 9 Федерального закона "О жилищных накопительных кооперативах", под добровольным выходом из кооператива подразумевается добровольно принятое решение члена кооператива о выходе, а не последствия нарушения им условий договора о членстве.
Согласно части 2 статьи 25 Федерального закона № 215-ФЗ вступительные членские взносы и членские взносы не подлежат возврату при прекращении членства в кооперативе, если иное не предусмотрено уставом кооператива.
Согласно ч. 1 ст. 32 «О жилищных накопительных кооперативах» при прекращении членства в кооперативе по основаниям, предусмотренным пунктами 1 и 2 части 1 статьи 9 настоящего Федерального закона, кооператив обязан выплатить выбывшему члену кооператива действительную стоимость пая в соответствии с требованиями настоящей статьи.
Устав ЖСК «Наш Дом» предусматривает, что член ЖСК вправе получать при выходе из ЖСК внесенный паевой взнос в течение 2 месяцев с момента подачи членом ЖСК заявления.
Жилищный кодекс Российской Федерации от 29.12.2004 N 188-ФЗ ст. 132 императивно устанавливает срок для возврата внесенной денежной суммы в качестве пая, который не может быть более чем два месяца со дня принятия жилищным кооперативом решения об исключении члена жилищного кооператива.
Как установлено в судебном заседании, на день рассмотрения дела в суде истцу денежные средства не возвращены, доказательств обратного ответчиком в суд не представлено.
Исходя из вышеизложенного, суд находит, что требования Панкратенко В.В. о расторжении Договора № 19-П/2015 от 15.04.2015 г. обоснованы и подлежат удовлетворению.
Согласно разъяснениям, содержащимся в п. 7 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 28 июня 2012 года № 17 "О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей", законодательством о защите прав потребителей не регулируются отношения граждан с товариществами собственников жилья, жилищно-строительными кооперативами, жилищными накопительными кооперативами, садоводческими, огородническими и дачными некоммерческими объединениями граждан, если эти отношения возникают в связи с членством граждан в этих организациях.
С момента выхода члена из кооператива у ответчика прекратились обязательства по оказанию услуги на строительство жилого дома, но возникли новые обязательства по возврату денежных средств, предусмотренные соглашением.
На основании ст. 395 ГК РФ в случаях неправомерного удержания денежных средств, уклонения от их возврата, иной просрочки в их уплате подлежат уплате проценты на сумму долга. Размер процентов определяется ключевой ставкой Банка России, действовавшей в соответствующие периоды. Эти правила применяются, если иной размер процентов не установлен законом или договором.
Поэтому суд считает обоснованными требования истца о взыскании с ответчика процентов, в соответствии с пунктом 1 статьи 395 ГК РФ, за пользование чужими денежными средствами в размере 22 513 рублей 12 копеек, согласно представленного истцом расчета процентов, который суд считает верным.
В соответствии со ст. 98 ГПК РФ, подлежат взысканию с ответчика в пользу истца судебные расходы, связанные с оплатой стоимости нотариальной доверенности в размере 1 790 рублей и оплатой государственной пошлины в размере 16 266,82 рублей, а всего подлежат взысканию судебные расходы в размере 18 056,82 рублей.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░-░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ «░░░ ░░░» ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ – ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ № 19-░/2015 ░░ 15.04.2015 ░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░ ░░░, ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░-░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ «░░░ ░░░» ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░-░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ «░░░ ░░░» ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ (░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░) ░ ░░░░░░░ 1 530 850 (░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░) ░░░░░░.
░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░-░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ «░░░ ░░░» ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 22 513,12 (░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░) ░░░░░░ 12 ░░░░░░.
░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░-░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ «░░░ ░░░» ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 18 056,82 (░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░) ░░░░░░ 82 ░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ -