Решение по делу № 2-154/2020 от 14.01.2020

43RS0026-01-2020-000031-42

Дело №2-154/2020

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Омутнинск              11 февраля 2020 г.

Омутнинский районный суд Кировской области в составе

председательствующего судьи Костина А.В.,

при секретаре Ситчихиной М.В.,

с участием прокурора прокуратуры Омутнинского района Широкова Н.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Омутнинского района Кировской области в защиту прав и законных интересов неопределённого круга лиц к АО «Нововятский лесоперерабатывающий комбинат», АО «Куприт» и администрации муниципального образования Песковское городское поселение Омутнинского района Кировской области о возложении обязанности по организации ликвидации несанкционированной свалки,

УСТАНОВИЛ:

прокурор Омутнинского района Кировской области в защиту прав и охраняемых законом интересов неопределенного круга лиц обратился в суд с иском, в основании которого указал, что прокуратурой проведена проверка соблюдения требований законодательства об охране окружающей среды в части ликвидации несанкционированных свалок. Была выявлена несанкционированная свалка отходов, расположенная на обочине лесной дороги пгт. Песковка – п. Лесные Поляны в 5 метрах от ручья Чернушка в 2-х км. к востоку от пгт. Песковка. Свалка расположена на земельном участке площадью 400 м2 Общий объем отходов не менее 30 м3. Координаты свалки – 59.032458549461026; 52.41176335339349; категория земель – земли лесного фонда. Земельный участок расположен в 112 квартале Песковского участкового лесничества, и передан в аренду АО «Нововятский лесоперерабатывающий комбинат» на основании договора аренды №20-29. На свалке имеются отходы 4 класса опасности. Свалка состоит из бытовых отходов и отходов жилищ несортированных в виде вещей, потерявших свои потребительские свойства, упаковочных материалов (картонных коробок, отходов полиэтилена), пластиковых и стеклянных бутылок. Отходы расположены на земле, навалом, в отсутствии искусственного водонепроницаемого и химически стойкого покрытия, без обваловки и организованной системы ливневых стоков. Вышеуказанные нарушения законодательства допущены вследствие ненадлежащего исполнения должностными лицами АО «Нововятский лесоперерабатывающий комбинат» законодательства об охране окружающей среды. В связи с изложенным прокурор просит обязать ответчиков организовать ликвидацию несанкционированной свалки.

Прокурор прокуратуры Омутнинского района Широков Н.А. на исковых требованиях настаивал. Пояснил, что свалка состоит только из бытовых отходов. Специалистами Министерства охраны окружающей среды во время выезда составлена справка, обследован характер бытовых отходов имеющихся на данном земельном участке. Объем свалки не большой. Затруднений с подъездом мусоровозной техники для ликвидации свалки не должно быть.

Представитель ответчика муниципального образования Песковское городское поселение Омутнинского района Кировской области Вятчанина Ю.В. иск не признала, указав, что свалку должен ликвидировать арендатор. Свалка расположена ближе к п. Лесные Поляны.

Представители ответчика АО «Куприт» Булычев А.В. и Колодов А.В. иск не признали, указав, что постановлением Правительства РФ от 12.11.2016 №1156 обязанность по ликвидации несанкционированных свалок возложена на собственников земельных участков. Федеральным законом №131-ФЗ эта обязанность возложена на муниципальные образования. Основным ликвидатором отходов является собственник земельного участка, на котором расположены отходы. Собственника отходов определить невозможно. АО «Куприт» как региональный оператор обязано направлять уведомление о выявленной свалке собственнику, а не арендатору. В данном случае при самостоятельном выявлении несанкционированной свалки АО «Куприт» такое уведомление собственнику не направлялось, поскольку на тот момент отсутствовала информация, кто является собственником земельного участка. АО Куприт осуществляет свою деятельность только в области обращения с ТКО. Несанкционированные свалки не являются местом накопления твердых коммунальных отходов, в обязанности регионального оператора не входит их ликвидация.

Ответчик АО «Нововятский лесоперерабатывающий комбинат» своего представителя в судебное заседание не направило, в времени и месте судебного заседания извещено.

Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, суд пришёл к следующему.

Согласно пунктам 1 и 2 ст. 51 Федерального закона от 10.01.2002 №7-ФЗ «Об охране окружающей среды», п. 1 ст. 22 Федерального закона от 30.03.1999 №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, утилизации, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации. Запрещается сброс отходов производства и потребления в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву.

Согласно частям 1 и 2 статьи 13 Земельного кодекса РФ, охрана земель представляет собой деятельность органов государственной власти, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, направленную на сохранение земли как важнейшего компонента окружающей среды и природного ресурса. В целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия по защите земель от загрязнения отходами производства и потребления.

Собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны не допускать загрязнение, истощение, деградацию, порчу, уничтожение земель и почв и иное негативное воздействие на земли и почвы (ст. 42 ЗК РФ).

В соответствии со ст. 42 Земельного кодекса РФ собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту.

Согласно пунктам 16, 18 Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденных постановлением Правительства РФ от 12.11.2016 №1156 в случае обнаружения региональным оператором места складирования твердых коммунальных отходов, объем которых превышает 1 куб. метр, на земельном участке, не предназначенном для этих целей и не указанном в соглашении (далее – место несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов), региональный оператор обязан в течение 5 рабочих дней:

а) уведомить любым способом, позволяющим получить подтверждение доставки такого уведомления, собственника земельного участка, орган местного самоуправления и орган, осуществляющий государственный экологический надзор, об обнаружении места несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов;

б) уведомить любым способом, позволяющим получить подтверждение доставки такого уведомления, собственника земельного участка о необходимости ликвидации места несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов в течение 30 дней после получения уведомления и направить ему проект договора на оказание услуг по ликвидации выявленного места несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов. Собственник земельного участка обязан самостоятельно обеспечить ликвидацию места несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов или заключить договор на оказание услуг по ликвидации выявленного места несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов с региональным оператором.

Мероприятия санитарно-оздоровительного характера на лесных участках, связанные с исполнением публично-правовых обязанностей лесопользователя, по смыслу взаимосвязанных положений части 1 статьи 50.7 и статьи 60.12 Лесного кодекса Российской Федерации и утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 20.05.2017 №607 Правил санитарной безопасности в лесах, должны осуществляться и в том случае, если невозможно установить лицо, виновное в захламлении, загрязнении и ином негативном воздействии на них.

Из рапорта старшего помощника прокурора района следует, что 30.07.2019 в ходе мониторинга сайта http://kartasvalok.ru выявлена несанкционированная свалка по адресу: Кировская область, Омутнинский район, пгт. Песковка, лесополоса, свалка у речки, питающей пруд в Песковке. Координаты: 59.0324585494661026.

Согласно справке осмотра мест несанкционированного размещения отходов на территории Песковского городского поселения Омутнинского района №02-07-2019-52/19 от 29.08.2019, составленной старшим государственным инспектором Кировской области в области охраны окружающей среды Никитиным А.В., 29.08.2019 был проведен осмотр земельных участков, расположенных на территории МО Песковское городское поселение. Свалка бытовых отходов расположена на обочине лесной дороги пгт. Песковка-Лесные Поляны в 5 метрах от ручья Чернушка в 2-х км. к востоку от пгт. Песковка. Свалка расположена на земельном участке площадью 400 м2. Общий объем отходов не менее 30 м3. Координаты свалки - 59.032458549461026; 52.41176335339349. Категория земель – земли лесного фонда. Земельный участок расположен в 112 квартале Песковского участкового лесничества, и передан в аренду АО «Нововятский лесоперерабатывающий комбинат» на основании договора аренды №20-29. На свалке имеются отходы 4 класса опасности. Свалка состоит из бытовых отходов и отходов жилищ несортированных (код по ФККО073111001724) в виде вещей, потерявших свои потребительские свойства, упаковочных материалов (картонных коробок, отходов полиэтилена), пластиковых и стеклянных бутылок. Отходы расположены на земле, навалом, в отсутствие искусственного водонепроницаемого и химически стойкого покрытия, без обваловки и организованной системы ливневых стоков (л. 6).

Была составлена фототаблица (л. 9).

Согласно договору №20-29 аренды лесного участка, находящегося в федеральной собственности, от 29.03.2010, заключённому между департаментом лесного хозяйства Кировской области (арендодателем) и ОАО «Нововятский лыжный комбинат» (арендатором), арендодатель обязуется предоставить, а арендатор обязуется принять во временное пользование лесной участок, находящийся в государственной собственности. Местоположение лесного участка площадью 13068 га: Кировская область, Омутнинский район, Омутнинское лесничество, Песковское участковое лесничество, кварталы 30, 35,53,64,112,130,149,151,152,159,163,171,1Б-8Б, Лупейское участковое лесничество, кварталы 13,19,26,49,50,52,56,78-81,103,112,113,121, условный номер 43-43-01/353/2008-206, учётная запись в государственном лесном реестре №20.3-2008-04.

Схема расположения и границы лесного участка является приложением к договору аренды.

Имеется проект освоения лесов на лесном участке Омутнинского лесничества Кировской области, переданном в аренду для осуществления заготовки древесины в целях реализации инвестиционного проекта, акционерному обществу «Нововятский лесоперерабатывающий комбинат» по договору аренды лесного участка от 29.03.2010 № 20-29.

Согласно п. «ж» раздела 11 договора аренды, арендатор обязан осуществлять санитарно-оздоровительные мероприятия, лесовосстановление и уход за лесом на лесном участке на условиях, в объемах и сроки, которые указаны в проекте освоения лесов.

Согласно п. 2 ст. 616 Гражданского кодекса Российской Федерации арендатор обязан поддерживать имущество в исправном состоянии, нести расходы на содержание имущества, если иное не установлено законом или договором аренды.

29.08.2019 прокурором Омутнинского района было вынесено представление генеральному директору АО «Нововятский лесоперерабатывающий комбинат» об устранении нарушений законодательства об охране окружающей среды (л. 24).

Согласно ответу на представление, АО «Нововятский лесоперерабатывающий комбинат» приняло следующие меры по устранению несанкционированных свалок: направлено обращение в Песковское городское поселение п. песковка с просьбой     провести работу среди населения о недопустимости размещения ТКО на территории лесного участка, находящегося в пределах Песковского городского поселения; направлено письмо в АО «Куприт» с предложением сотрудничества по вопросу ликвидации выявленного места несанкционированного размещения ТКО.

Положениями п. 1 ст. 13 Федерального закона от 24.06.1998 №89-ФЗ «Об отходах, производства и потребления» Федерального закона №89-ФЗ (далее – Федеральный закон №89-ФЗ) установлено, что территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями.

В соответствии с п. 18 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон №131-ФЗ) (здесь и далее в ред. Федерального закона от 31.12.2017 №503-ФЗ, действующей с 01.01.2019) к вопросам местного значения городского поселения относится участие в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению) и транспортированию твердых коммунальных отходов.

Согласно ч. 1 с. 15 Федерального закона №131-ФЗ, к вопросам местного значения муниципального района относится участие в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов на территориях соответствующих муниципальных районов.

Статьей 6 Федерального закона от 24.06.1998 №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» предусмотрены полномочия субъектов Российской Федерации в области обращения с отходами, к которым относятся принятие в соответствии с законодательством Российской Федерации законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации; осуществление государственного надзора в области обращения с отходами на объектах хозяйственной и (или) иной деятельности.

Абзацем 16 статьи 6 Федерального закона №89-ФЗ регламентировано, что к полномочиям субъектов Российской Федерации в области обращения с отходами относятся организация деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов.

Постановлением Правительства Кировской области от 15.11.2017 №67-П утверждено Положение о министерстве энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Кировской области.

Согласно 3.1.34.1 Положения, министерство в рамках участия в функции «управление деятельностью в области обращения с отходами производства и потребления» организует деятельность по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов.

На основании п. 1 ст. 24.6 Федерального закона №89-ФЗ сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов на территории субъекта Российской Федерации обеспечиваются одним или несколькими региональными операторами в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами и территориальной схемой обращения с отходами.

В соответствии с соглашением об организации деятельности по обращению с твёрдыми коммунальными отходами на территории Кировской области, (далее – Соглашение), заключённым 24.04.2018 между министерством энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Кировской области и акционерным обществом «Куприт», последнее является региональным оператором по обращению с ТКО на территории Кировской области.

По настоящему соглашению региональный оператор в течение срока его действия обязуется обеспечивать сбор, транспортирование, обработку, утилизацию, обезвреживание, захоронение ТКО на территории Кировской области (п. 1.1).

Согласно п. 1.3 Соглашения, данный статус присваивается региональному оператору с момента вступления в силу настоящего Соглашения сроком на десять лет. Региональный оператор начинает осуществлять деятельность по обращению с ТКО с установленной даты применения единого тарифа на услугу по обращению с ТКО, утверждённого уполномоченным органом исполнительной власти Кировской области в сфере регулирования тарифов, но не позднее, чем с 01.01.2019. Зоной деятельности регионального оператора является вся территория Кировской области (п. 1.5).

К основным обязательствам регионального оператора, закреплённым в Соглашении, относится, в том числе, обеспечение ликвидации несанкционированных свалок. Так, в соответствии с п. 2.1.4 соглашения, в случае обнаружения региональным оператором мест несанкционированного размещения ТКО, объём которых превышает 1 куб. метр, на земельном участке, не предназначенном для этих целей и не указанном в Соглашении, региональный оператор обязан предпринять меры для обеспечения ликвидации мест несанкционированного размещения ТКО в порядке, установленном Правилами обращения с твёрдыми коммунальными отходами, утверждёнными Правительством РФ.

Доводы ответчика АО «Куприт» о том, что оно является ненадлежащим ответчиком по иску в силу того что свалка могла быть образована до 01.01.2019, суд отвергает, находя, что это обстоятельство не является основанием для освобождения регионального оператора от принятия мер по её ликвидации. Доказательств того, что свалка образовалась до 01.01.2019, в суд не представлено.

Арендатор лесного участка обязан ликвидировать несанкционированное размещение отходов производства и потребления за свой счет на арендуемом лесном участке независимо от наличия его вины, поскольку в данном случае речь идет не о гражданско-правовой ответственности за причинение вреда, непременным условием которой является наличие вины, а об установленной законом обязанности по охране арендованного лесного участка от загрязнения и иного негативного воздействия.

Суд приходит к мнению, что в силу вышеприведенного нормативного регулирования ликвидация несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов является обоюдной обязанностью арендатора земельного участка и привлечённого регионального оператора, направленной на охрану окружающей среды, в пределах их полномочий, определённых соответствующими федеральными законами.

В связи с этим иск прокурора подлежит удовлетворению в части требований к ответчикам АО «Нововятский лесоперерабатывающий комбинат» и АО «Куприт».

В требованиях к муниципальному образованию Песковское городское поселение Омутнинского района Кировской области следует отказать, поскольку установлен владелец земельного участка, на котором расположена несанкционированная свалка, и в силу этого обязанность по её ликвидации лежит на указанном лице.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

иск прокурора Омутнинского района Кировской области удовлетворить частично.

Обязать АО «Нововятский лесоперерабатывающий комбинат» и АО «Куприт» организовать ликвидацию несанкционированной свалки, расположенной на обочине лесной дороги пгт. Песковка – п. Лесные Поляны в 5 метрах от ручья Чернушка в 2 километрах к востоку от пгт. Песковка на земельном участке, расположенном в 112 квартале Песковского участкового лесничества Омутнинского лесничества Координаты свалки 59.032458549461026; 52.41176335339349.

Отказать в удовлетворении исковых требований к муниципальному образованию Песковское городское поселение Омутнинского района Кировской области.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Кировский областной суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме, через Омутнинский районный суд.

Судья          А.В. Костин

Мотивированное решение принято 18.02.2020.

2-154/2020

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО
Истцы
Прокурор Омутнинского района
Ответчики
АО "Нововятский лесоперерабатывающий комбинат"
Администрация МО Песковское городское поселение Омутнинского района Кировской области
АО "Куприт"
Суд
Омутнинский районный суд Кировской области
Судья
Костин Андрей Владимирович
Дело на сайте суда
omutninsky.kir.sudrf.ru
15.01.2020Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
16.01.2020Передача материалов судье
21.01.2020Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
21.01.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
21.01.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
21.01.2020Судебное заседание
28.02.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
05.03.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
11.02.2020
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее