Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
г.Тулун 17 ноября 2021 г.
Тулунский городской суд Иркутской области в составе:
председательствующего судьи - Спешилова В.В.,
при секретаре – Федоровой А.А., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело №2а-1277/2021 по административному исковому заявлению Щербининой И.В. к администрации Нижнеудинского муниципального образования о признании незаконными заключения межведомственной комиссии и постановления администрации Нижнеудинского муниципального образования, взыскании судебных расходов,
установил:
Щербинина И.В. обратилась в суд к администрации Нижнеудинского муниципального образования с требованиями: о признании незаконными заключение межведомственной комиссии и постановления администрации Нижнеудинского муниципального образования.
Определением ...... судьи Нижнеудинского городского суда Иркутской области дело передано в Иркутский областной суд для разрешения вопроса об изменении территориальной подсудности.
Определением Иркутского областного суда от ...... дело передано на рассмотрение в Тулунский городской суд Иркутской области.
В Тулунский городской суд Иркутской области дело поступило ....... Исковое заявление изначально продано в порядке ГПК РФ, вместе с тем, в ходе подготовки дела к судебному разбирательству судом установлено, что оно подлежит рассмотрению в порядке административного судопроизводства, в связи с изложенным в соответствии с ч. 3 ст. 33.1 ГПК РФ в соответствии с определением от ...... Тулунского городского суда Иркутской области произведен переход к рассмотрению дела по правилам административного судопроизводств и проведена подготовка к судебному разбирательству.
Административный истец Щербинина И.В., указав в обоснование, что квартиры площадью 50,70 кв.м., расположенной по адресу: ****. в результате чрезвычайной ситуации, сложившейся вследствие паводка, вызванного сильными дождями на территории Нижнеудинского муниципального образования указанный жилой дом был в зоне затопления и подтоплен паводковыми водами. Все жители данного жилого дома обратились в Администрацию Нижнеудинского муниципального образования с заявлением об обследовании жилого дома на предмет его пригодности к проживанию после наводнения. Заключением межведомственной комиссии *** от ...... и постановлением Администрации Нижнеудинского МО *** от ...... жилой дом по **** признан подлежащим капитальному ремонту.
В настоящее время жилой дом продолжает разрушаться, трещины, которые видны с фасадной стороны здания на всю высоту здания значительно увеличились в размера, всего их 15 с внутренней и наружной стороны здания, происходит осадка фундамента, перекос стен, во всем доме повышенная влажность, происходит треск на уровне крыши здания.
Истец полагает, что дальнейшее проживание в данном доме небезопасно. Согласно заключения ***/ Нижнеудинск-03/20 по инструментальному обследованию и оценке технического состояния жилого дома, выполненное ФАУ «Роскапстрой» от ......, в указано для приведения жилого дома к требованиям СП 54.13330.2016 «здание жилые многоквартирные» потребуется мероприятия по реконструкции здания экономически не целесообразна. Рекомендуется силами межведомственной комиссии признать дом не пригодным для комфортного и безопасного проживания.
Истец указывает, что состав комиссии при обследовании жилого дома был неполный, не принимал участие в составе комиссии представитель государственного контроля и надзора в сферах санитарно-эпидемиологической, и иной безопасности, защиты прав потребителей и благополучия человека. Актом установлено, что повреждения жилого дома связаны с паводком в июне 2019 года.
Кроме того, истцом указано, при работе комиссии не привлекались собственники жилого дома и не извещались о времени и дате заседания комиссии. Оценка фактического состояния жилого дома на предмет его соответствия требованиям установленным Постановлением Правительства РФ *** не производилась.
Наличие оспариваемого заключения межведомственной комиссии, а на его основе вынесенного администрацией Нижнеудинского МО постановления в отношении жилого дома препятствует истцу
В реализации права на получение мер социальной поддержки предоставляемых гражданам, утратившим жилые помещения в результате чрезвычайной ситуации, предусмотренных Постановлением Правительства Иркутской области от ...... ***-пп.
Кроме того, в связи с обращением в суд с настоящим иском истец понесла судебные расходы, которые состоят из оплаты государственной пошлины в сумме 300 рублей, оплаты услуг адвоката за составление настоящего искового заявления, представление ее интересов в судебных заседаниях в качестве представителя в сумме 20000 рублей, которые в соответствии со ст.ст. 98,99,100 ГПК РФ, полагает подлежащими взысканию с ответчика.
Просит суд признать незаконными заключение межведомственной комиссии, назначенной постановлением администрации Нижнеудинского образования *** от ...... и постановление администрации Нижнеудинского муниципального образования *** от ...... «О проведении капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов на территории Нижнеудинского муниципального образования» в части п.1.53 в отношении жилого дома по адресу: ****.
Возложить на администрацию Нижнеудинского муниципального образования обязанность произвести обследование жилого дома, расположенного по адресу: **** ****, с целью оценки указанного жилого дома требованиям, установленным Положением, утвержденного постановлением Правительства РФ от ...... *** и принять соответствующее решение.
Взыскать с администрации Нижнеудинского муниципального образования в пользу истца судебные расходы в сумме 20 300 рублей.
В соответствии со ст.212 ГПК РФ решение суда обратить к немедленному исполнению.
Административный истец Щербина И.В. и ее представитель- адвокат Кузьмина Е.Б. в судебном заседании не явились, извещены надлежащим образом.
Представитель административного ответчика Администрации Нижнеудинского муниципального образования, в судебное заседание не явился о времени и месте судебного заседания уведомлены судом надлежащим образом.
Согласно предоставленному письменному возражению, с заявленными требованиями Щербининой И.В. не согласны, просят в удовлетворении отказать, просили суд рассмотреть дело в их отсутствие.
В предыдущем судебном заседании представитель суду пояснила, что оспариваемое решение до настоящего времени не отменено, в части того, что принято решение не в соответствии с требованиями действующего законодательства суду пояснила, что выводы о наличии оснований для признания многоквартирного дома подлежащим капитальному ремонту сделаны вопреки п. 47 Положения, утвержденного Постановлением Правительства РФ ***, поскольку при принятии решения о признании дома не подлежащему ремонту, собственники жилого дома не смогли бы попасть в соответствующую программу для его восстановления.
Определением от ...... судом в качестве соответчика привлечена межведомственную комиссию, назначенную постановлением администрации Нижнеудинского муниципального образования.
О дате и времени судебного заседания ответчик извещен, в судебное заседание поступило возражение председателя междуведомственной комиссии первого заместителя Нижнеудинского муниципального образования, из которого следует, что просит отказать в удовлетворении исковых требований, поддерживает возражения представленные суду администрацией Нижнеудинского муниципального образования.
Представители заинтересованных лиц: ОГКУ «Управление социальной защиты населения по ****», Министерства социального развития опеки и попечительства Иркутской области, Министерства строительства дорожного хозяйства Иркутской **** в судебное заседание не явились.
Согласно письменному ходатайству представителя ОГКУ «Управления социальной защиты населения по ****» просил суд рассмотреть дело в отсутствие представителя ОГКУ «Управления социальной защиты населения по ****».
Согласно письменному отзыву Министерство строительства Иркутской области по информации службы заказчика Щербинина И.В. в Службу заказчика с заявлением о выдаче свидетельства на получение социальной выплаты на капитальный ремонт жилого помещения, расположенного по адресу: ****, не обращалась. Просил суд рассмотреть дело в отсутствие представителя Министерства строительства Иркутской области.
От представителя Министерства социального развития опеки и попечительства Иркутской области поступили письменные возражения, в которых просили суд рассмотреть дело в отсутствие их представителя, в удовлетворении административных требований отказать.
Иные заинтересованные лица извещены о дате и времени судебного заседания, однако в судебное заседание не явились, ходатайств об отложении не заявили.
Суд, выслушав участников судебного разбирательства, изучив административное исковое заявление, возражения, материалы дела, приходит к следующему.
Согласно ч.1 ст.218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
Частями 8, 9 ст.226 КАС РФ предусмотрено, что при проверке законности этих решений, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 настоящей статьи, в полном объеме. Если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет, в том числе нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
По общему правилу, определенному в ч.1 ст.62 КАС РФ лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений.
Вместе с тем ч.11 ст.226 КАС РФ предусмотрено, что при рассмотрении дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов, организаций и лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).
Суду предоставлен акт обследования жилого дома от ...... ***, согласно которому межведомственная комиссия, назначенная постановлением Администрации Нижнеудинского муниципального образования от ...... *** «Об утверждении состава комиссии для оценки жилых помещений муниципального жилищного фонда» ( в редакции постановления от ...... ***), из которого усматривается что состав членов комиссии входят: секретарь комиссии Алексанова НВ.- главный специалист отдела ЖКХ и благоустройства администрации Нижнеудинского муниципального образования; Кузьмина Е.С.- начальник отдела ЖКХ и благоустройства администрации Нижнеудинского муниципального образования; Слеменева О.В.- председатель Комитета по управлению имуществом администрации Нижнеудинского муниципального образования; Михайлова Е.А.- начальник отдела архитектуры и градостроительства Нижнеудинского муниципального образования; Алексанова Е.В.- главный специалист отдела ЖКХ и благоустройства администрации Нижнеудинского муниципального образования; Никитина Т.Ф.- начальник областного подразделения ОГУП «ОЦТИ-Областного БТИ» Территориального отдела по г.Нижнеудинску и Нижнеудинскому району; Туров В.М.- начальник территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Иркутской области в Нижнеудинском районе; Соловьев Е.С.- заместитель начальника ОНД ПР по Нижнеудинскому району. Членами комиссии был обследован жилой дом, расположенный по адресу: **** ****. Заключением межведомственной комиссией по результату обследования установлено, что жилой дом был в зоне затопления и рекомендовано принять меры дополнительного инструментального обследования.
Согласно заключению межведомственной комиссии об (жилого дома) оценке соответствия помещения требованиям, установленным в Положении о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом от ......, жилой дом расположенный по адресу: **** ****, признан подлежащим капитальному ремонту в соответствии с п.33,36,38,47 Постановления Правительства РФ от ...... ***.
Указанные акт и заключение получено истцом, кроме того в указанных документах имеются подписи всех членов комиссии и не содержат несогласие с актом и заключением.
...... Администрацией Нижнеудинского муниципального образования вынесено постановление о проведении капитального ремонта общего имущества многоквартирного дома расположенного по адресу: ****.
...... ФАУ «РосКапСтрой» проведено инструментальное обследование и оценке технического состояния жилых зданий, для оценки возможности их дальнейшей безаварийной эксплуатации или необходимости их восстановления и усиления конструкции. Согласно заключению о техническом состоянии многоквартирного жилого дома, расположенного по адресу: ****: общее техническое состояние жилого дома оценивается, как ограниченно-работоспособное (категория технического состояния строительной конструкции или здания и сооружения в целом, включая состояние грунтов основания, при которой имеются крены, дефекты и повреждения, приведшие к снижению несущей способности, но отсутствует опасность внезапного разрушения, потери устойчивости или опрокидывания и функционирование конструкций и эксплуатации здания или сооружения возможны либо при контроле (мониторинге) технического состояния, либо при проведении необходимых мероприятий по восстановлению или усилении Конструкций и (или)грунтов основания и последующим мониторинге технического состояния. Здание имеет сильный физический износ. Возможное затопление паводковыми водами на общее техническое состояние несущих конструкций здания значительного влияния не оказано. Здание морально устарело и не соответствует СП 54.13330.2016 «Здания жилые многоквартирные». Здание по конструктивным требованиям не соответствует СП 14.13330.2014, СП 14.13330.2018 «Строительство в сейсмических районах» так как было построено до момента внесения Иркутской области в зону сейсмической опасности. Эксплуатация многоквартирного жилого дома расположенного по адресу: ****.возможна при постоянном мониторинге технического состояния и выполнении рекомендаций, приведенных в главе 5 настоящего заключения, а именно расставить маяки по трещинам; занести в журнал по эксплуатации здания информацию по установленным маякам; еженедельно проверять прогресс осадки здания.
Административным истцом предоставлено свидетельство о государственной регистрации права, от ...... Петрова И.В. является общедолевым собственником жилого помещения расположенного по адресу: ****, общей площадью 50,70 кв.м., жилая 28,50 кв.м., доля в праве .......... на основании договора на передачу квартир в собственность граждан от ......, заключенного с администрацией г.Нижнеудинска Иркутской области. Иные участники Маньков Л.К.,...... г.р., Петрова М.Л., ...... г.р, Петров Д.В., ...... г.р.
Согласно свидетельства о рождении от ......, Петрова И.В, родилась ...... в г.Нижнеудинске Иркутской области, родители отец Петров В., мать Петрова М.Л. что подтверждается предоставленными свидетельствами о государственной регистрации права от 30.10.2002.
Из свидетельства о расторжении брака Щербинин В.С. и Щербинина И.В. расторгли брак ...... на основании решения мирового судьи от ......, судебного участка *** г.Нижнеудинска и Нижнеудинского района Иркутской области.
В соответствии с п.1 ст.219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.
В соответствии с ч.8 ст.219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации пропуск срока обращения в суд без уважительной причины, а также невозможность восстановления пропущенного срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении административного иска.
Лицам, пропустившим установленный настоящим Кодексом процессуальный срок по причинам, признанным судом уважительными, пропущенный срок может быть восстановлен (ч.1 ст.95 КАС РФ).
Вместе с тем, в соответствии с позицией, изложенной в "Обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 4 (2020)" (утв. Президиумом Верховного Суда РФ ......) В соответствии с ч.ч. 8 и 9 ст. 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела в порядке гл. 22 КАС РФ суд выясняет обстоятельства, указанные в ч.ч. 9 и 10 данной статьи, в полном объеме, в том числе как соблюдение истцом сроков обращения в суд, так и нарушение его прав, свобод и законных интересов, соответствие оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения, наличие полномочий и оснований для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) и соблюдение порядка принятия такого решения, совершения действия (бездействия).
Задачами административного судопроизводства являются защита нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, укрепление законности и предупреждение нарушений в сфере административных и иных публичных правоотношений (п.п. 2 и 4 ст. 3 КАС РФ).
Одними из принципов административного судопроизводства являются законность и справедливость при рассмотрении и разрешении административных дел, которые обеспечиваются не только соблюдением положений, предусмотренных законодательством об административном судопроизводстве, точным и соответствующим обстоятельствам административного дела правильным толкованием и применением законов и иных нормативных правовых актов, в том числе регулирующих отношения, связанные с осуществлением государственных и иных публичных полномочий, но и получением гражданами и организациями судебной защиты путем восстановления их нарушенных прав и свобод (п. 3 ст. 6, ст. 9 КАС РФ).
При таких обстоятельствах пропуск срока на обращение в суд сам по себе не может быть признан достаточным основанием для принятия судом решения об отказе в удовлетворении административного искового заявления без проверки законности оспариваемых административным истцом действий.
Исковое заявление продано в порядке ГПК РФ, вместе с тем, в ходе подготовки дела к судебном разбирательству установлено, что оно подлежит рассмотрению в порядке административного судопроизводства, в связи с изложенным в соответствии с ч. 3 ст. 33.1 ГПК РФ в соответствии с определением от ...... Тулунского городского суда Иркутской области произведен переход к рассмотрению дела по правилам административного судопроизводства, проведена подготовка к судебному разбирательству.
Представители ответчиков, иные стороны ходатайства о пропуске срока исковой давности не заявили.
Таким образом, с учетом п.п. 2 и 4 ст. 3, п. 3 ст. 6, ст. 9 КАС РФ позиции «Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 4 (2020)" (утв. Президиумом Верховного Суда РФ ......) суд полагает, что срок на обращение в суд подлежит восстановлению.
В соответствии с п. п. 1 - 4 ч. 9 ст. 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; соблюдены ли сроки обращения в суд; соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
В соответствии со ст.72 (часть 1, п. «з») Конституции РФ осуществление мер по борьбе с катастрофами, стихийными бедствиями, эпидемиями, ликвидация их последствий находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Федеральным законом от ...... №68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» определены общие для Российской Федерации организационно-правовые нормы в области защиты граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства, находящихся на территории Российской Федерации, всего земельного, водного, воздушного пространства в пределах Российской Федерации или его части, объектов производственного и социального назначения, а также окружающей среды от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (далее - Федеральный закон от ...... №68-ФЗ).
Указом Президента Российской Федерации от ...... *** «О мерах по ликвидации последствий наводнений на территории Иркутской области» наводнение на территории Иркутской области признано чрезвычайной ситуацией федерального характера и установлен особый уровень реагирования (п.1).
Указом Губернатора Иркутской области от ...... ***-уг «О введении режима чрезвычайной ситуации на территории Иркутской области» на территории Иркутской области с 13 часов 00 минут ...... введён режим чрезвычайной ситуации для территориальной подсистемы Иркутской области единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и установлен региональный (межмуниципальный) уровень реагирования.
Постановлением Правительства Иркутской области от ...... г. N ***-пп определен порядок предоставления социальных выплат гражданам, жилые помещения которых утрачены или повреждены в результате чрезвычайной ситуации, сложившейся в результате паводка, вызванного сильными дождями, прошедшими в июне 2019 года на территории Иркутской области»
Постановлением Правительства Иркутской области от ...... N 558-п установлено описание границ подтопленных (затопленных) зон чрезвычайной ситуации, сложившейся в результате паводка, вызванного сильными дождями, прошедшими в июне 2019 года на территории Иркутской области.
Согласно абзацу 7 пункта 1 статьи 18 Федерального закона от ...... N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" граждане Российской Федерации имеют право на возмещение ущерба, причиненного их здоровью и имуществу вследствие чрезвычайных ситуаций.
Порядок и условия, виды и размеры компенсаций и социальных гарантий, предоставляемых гражданам Российской Федерации в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, устанавливаются законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации (пункт 2 статьи 18 Федерального закона от ...... N 68-ФЗ).
Согласно пункту "л" части 1 статьи 11 Федерального закона от ...... N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" органы государственной власти субъектов Российской Федерации принимают решения об осуществлении единовременных денежных выплат гражданам Российской Федерации в случаях возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, включая определение случаев осуществления единовременных денежных выплат, а также круга лиц, которым указанные выплаты будут осуществлены.
В силу части 4 статьи 15 ЖК РФ жилое помещение может быть признано непригодным для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации.
Полномочия Правительства Российской Федерации на утверждение Положения предусмотрены статьями 13 и 23 Федерального конституционного закона от ...... ***-ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации», частью 4 статьи 5 ЖК РФ, на основании которых Правительство Российской Федерации, осуществляя регулирование в социально-экономической сфере, издает постановления, устанавливающие в том числе нормы, регулирующие жилищные отношения, на основании и во исполнение ЖК РФ, других федеральных законов, нормативных указов Президента Российской Федерации.
Во исполнение данной нормы Правительством Российской Федерации принято постановление от 28.01. 2006 года *** «Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции» (далее - Положение), действие которого распространяется на находящиеся в эксплуатации жилые помещения независимо от формы собственности, расположенные на территории Российской Федерации (пункт 2 Положения).
В соответствии с пунктом 7 Положения уполномоченным органом, к компетенции которого относится признание помещения жилым помещением, пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, является межведомственная комиссия, порядок создания которой урегулирован данной нормой.
Статья 12 ЖК РФ содержит перечень полномочий органов государственной власти Российской Федерации в области жилищных отношений, среди которых: определение оснований и порядка признания жилых помещений непригодными для проживания; признание в установленном порядке жилых помещений жилищного фонда Российской Федерации непригодными для проживания; установление правил пользования жилыми помещениями; определение оснований, порядка и условий выселения граждан из жилых помещений.
Орган местного самоуправления создает в установленном им порядке комиссию для оценки жилых помещений жилищного фонда Российской Федерации, многоквартирных домов, находящихся в федеральной собственности, муниципального жилищного фонда и частного жилищного фонда, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 7(1) настоящего Положения. В состав комиссии включаются представители этого органа местного самоуправления. Председателем комиссии назначается должностное лицо указанного органа местного самоуправления.
Вопросы признания жилых помещений непригодными для проживания и многоквартирных домов аварийными и подлежащими сносу или реконструкции отнесены к исключительной компетенции межведомственной комиссии, создаваемой в зависимости от принадлежности жилого дома к соответствующему жилищному фонду федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления.
В состав комиссии включаются также представители органов, уполномоченных на проведение регионального жилищного надзора (муниципального жилищного контроля), государственного контроля и надзора в сферах санитарно-эпидемиологической, пожарной, экологической и иной безопасности, защиты прав потребителей и благополучия человека (далее - органы государственного надзора (контроля), а также в случае необходимости, в том числе в случае проведения обследования помещений на основании сводного перечня объектов (жилых помещений), находящихся в границах зоны чрезвычайной ситуации, предусмотренного пунктом 42 настоящего Положения, - представители органов архитектуры, градостроительства и соответствующих организаций, эксперты, в установленном порядке аттестованные на право подготовки заключений экспертизы проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий.
Собственник жилого помещения (уполномоченное им лицо), за исключением органов и (или) организаций, указанных в абзацах втором, третьем и шестом Общего Положения, привлекается к работе в комиссии с правом совещательного голоса и подлежит уведомлению о времени и месте заседания комиссии в порядке, установленном органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления, создавшими комиссию. Порядок участия в работе комиссии собственника жилого помещения, получившего повреждения в результате чрезвычайной ситуации, устанавливается органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления, создавшими комиссию.
Постановлением мэра Нижнеудинского района *** от ...... «об утверждении состава комиссии для оценки жилых помещений муниципального жилищного фонда» создана комиссия для оценки жилых помещений жилищного фонда Российской Федерации, многоквартирных домов, находящихся, в федеральной собственности, муниципального жилищного фонда и частного жилищного фонда, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 7 (1) Положения.
Постановлениями от ...... *** «О внесении изменений в постановление администрации Нижнеудинского муниципального образования от ...... ***» и от ...... *** «О внесении изменений в постановление администрации Нижнеудинского муниципального образования от ...... ***» в состав комиссии изменялся
Из акта обследования жилого дома от ...... *** усматривается, что состав членов комиссии входили:
секретарь комиссии Алексанова Н.В.- главный специалист отдела ЖКХ и благоустройства администрации Нижнеудинского муниципального образования;
Кузьмина Е.С.- начальник отдела ЖКХ и благоустройства администрации Нижнеудинского муниципального образования;
Слеменева О.В.- председатель Комитета по управлению имуществом администрации Нижнеудинского муниципального образования;
Михайлова Е.А.- начальник отдела архитектуры и градостроительства Нижнеудинского муниципального образования;
Алексанова Е.В.- главный специалист отдела ЖКХ и благоустройства администрации Нижнеудинского муниципального образования;
Никитина Т.Ф.- начальник областного подразделения ОГУП «ОЦТИ-Областного БТИ» Территориального отдела по г.Нижнеудинску и Нижнеудинскому району;
Туров В.М.- начальник территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Иркутской области в Нижнеудинском районе;
Соловьев Е.С.- заместитель начальника ОНД ПР по Нижнеудинскому району.
Вместе с тем, в составе комиссии отсутствовали представители органов государственного контроля и надзора в сферах, экологической и иной безопасности, что является нарушением п. 7 общего Положения.
Таким образом, состав комиссии не отвечал требованиям, предусмотренным постановлением Правительства РФ от ...... *** «Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом».
Кроме того, ответчиком не представлено доказательств того, что собственники жилого помещения были надлежащим образом извещены о проведении обследования дома, что лишало их право быть привлеченными к работе в комиссии с правом совещательного голоса.
Так, оценка соответствия помещения установленным в Положении требованиям и признание жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции производится межведомственной комиссией на основании заявления собственника помещения или заявления гражданина (нанимателя) либо на основании заключения органов государственного надзора (контроля) по вопросам, отнесенным к их компетенции.
Согласно абзацу пятому пункта 7 Положения собственник жилого помещения (уполномоченное им лицо), за исключением органов и (или) организаций, указанных в абзацах втором, третьем и шестом данного пункта, привлекается к работе в Комиссии с правом совещательного голоса и подлежит уведомлению о времени и месте заседания Комиссии в порядке, установленном органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления, создавшими Комиссию. В связи с этим собственник жилого помещения имеет возможность ознакомиться с ее заключением. Кроме того, абзац девятый пункта 44 Положения предусматривает передачу решения о пригодности (непригодности) помещения для проживания заявителю и собственнику этого помещения.
Процедура проведения оценки соответствия помещения требованиям Положения установлена в пункте 44 Положения и включает, в том числе составление Комиссией заключения в порядке, предусмотренном пунктом 47 Положения; составление акта обследования помещения (в случае принятия Комиссией решения о необходимости проведения обследования) и заключения на основании этого акта.
Составление акта обследования помещения (в случае принятия комиссией решения о необходимости проведения обследования) и составление комиссией на основании выводов и рекомендаций, указанных в акте, заключения. При этом решение комиссии в части выявления оснований для признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции может основываться только на результатах, изложенных в заключении специализированной организации, проводящей обследование;
Из поступивших от административного ответчика –администрации Нижнеудинского муниципального образования возражения следует, что основанием для проведения дома адресу: ****, явилась обязанность, возложенная на администрацию пп. 8, 23 п.1 ст. 14 Федерального закона от ...... № 131-ФЗ после прошедшего наводнения.
Согласно выводам заключения строительно-технической экспертизы ***.1-89, на основании которой в последующем подготовлено заключение *** от ...... следует, что объект обследования- жилое здание в целом находится в ограниченно работоспособном состоянии, для проведения обследуемого объекта в исправное состояние необходимо произвести капитальный ремонт здания.
Согласно пункту 47 Положения по результатам работы комиссия принимает одно из следующих решений об оценке соответствия помещений и многоквартирных домов установленным в Положении требованиям, в частности, для многоквартирных домов: о выявлении оснований для признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим реконструкции; о выявлении оснований для признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу; об отсутствии оснований для признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции. О выявлении оснований для признания помещения подлежащим капитальному ремонту, реконструкции или перепланировке (при необходимости с технико-экономическим обоснованием) с целью приведения утраченных в процессе эксплуатации характеристик жилого помещения в соответствие с установленными в Положении требованиями (абзац третий), не предусмотрено для принятия решения в отношении многоквартирного дома.
Абзацем восьмым пункта 47 определено, что решение принимается большинством голосов членов комиссии и оформляется в виде заключения в 3 экземплярах с указанием соответствующих оснований принятия решения. Если число голосов "за" и "против" при принятии решения равно, решающим является голос председателя комиссии. В случае несогласия с принятым решением члены комиссии вправе выразить свое особое мнение в письменной форме и приложить его к заключению.
В соответствии с пунктом 49 Положения на основании полученного заключения соответствующий орган исполнительной власти либо орган местного самоуправления принимает решение и издает распоряжение с указанием дальнейшего использования помещения, сроков отселения физических и юридических лиц в случае признания дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции или о непризнании необходимости проведения ремонтно-восстановительных работ.
Абзац первый статьи 49 Положения предусматривает, что в случае обследования помещения Комиссия составляет в 3 экземплярах акт обследования помещения по форме согласно приложению N 2 к Положению.
Таким образом, Правительством Российской Федерации установлена процедура принятия решения о признании помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, включающая в себя принятие соответствующего решения межведомственной комиссией и распоряжение органа власти о дальнейшем использовании помещения, сроках отселения жильцов.
Указанная позиция, в т.ч. нашла своё отражение в «Обзоре судебной практики по делам, связанным с обеспечением жилищных прав граждан в случае признания жилого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции» (утв. Президиумом Верховного Суда РФ ......).
Согласно п. 6 Общего положения следует, что многоквартирным домом признается совокупность двух и более квартир, имеющих самостоятельные выходы либо на земельный участок, прилегающий к жилому дому, либо в помещения общего пользования в таком доме. Многоквартирный дом содержит в себе элементы общего имущества собственников помещений в таком доме в соответствии с жилищным законодательством.
Право собственности на общее имущество собственников помещений в многоквартирном доме определено ст. 36 ЖК РФ.
Из выводов оспариваемого заключения межведомственной комиссии, назначенной постановлением администрации Нижнеудинского образования *** от ...... и постановление администрации Нижнеудинского муниципального образования *** от ...... «О проведении капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов на территории Нижнеудинского муниципального образования» следует, что выявлены основания для признания жилого дома, расположенного по адресу: **** в соответствии с п. 33, 36, 38, 47 Постановления Правительства РФ от ...... ***, подлежащим капитальному ремонту.
Таким образом, в судебном заседании установлено, что при наличии полномочий межведомственной комиссии, назначенной постановлением администрации Нижнеудинского муниципального образования от ...... *** на принятие оспариваемого решения заключения *** от ......, не соблюдены требования нормативных правовых актов, устанавливающие полномочие данного органа на принятие оспариваемого решения, в частности, состав комиссии не отвечал требованиям Положения, ввиду не включения в её состав представителей органов государственного контроля и надзора в сферах, экологической, и иной безопасности, собственники жилого помещения не были надлежащим образом извещены о проведении обследования дома, что лишало их право быть привлеченными к работе в комиссии с правом совещательного голоса, основание оспариваемого решения не отвечает содержанию оспариваемого решения, в частности, принятия решения о необходимости проведения капитального ремонта, поскольку не соответствует требованиям п. 47 Положения, утвержденного Постановлением Правительства РФ от ...... N 47, так как данное решение в отношении многоквартирного дома, принято быть не может, поскольку в отношении многоквартирного дома могут быть приняты решения:
о выявлении оснований для признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим реконструкции;
о выявлении оснований для признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу;
об отсутствии оснований для признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.
Из пояснений представителя ответчика- администрации Нижнеудинского района факт принятия решения межведомственной комиссией, не отвечающего требованиям п. 47 Положения также не оспаривался.
При указанных обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что оспариваемым решением, заключением *** от ...... и, как следствие, п. 1.53 постановления администрации *** от ...... «О проведении капитального ремонта общего имущества многоквартирного дома на территории Нижнеудинского муниципального образования», в соответствии с которым многоквартирный дом по **** признан подлежащим капитальному ремонту, нарушены права и законные интересы административного истца, гарантированные ст.72 (часть 1, п. «з») Конституции РФ, Федеральным законом от 21.12. 1994 г. № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», поскольку объективное состояние многоквартирного дома с учетом критериев оценки, предусмотренных пунктом 47 Положения для многоквартирного дома, уполномоченным органом не дано, в связи с чем исковые требования о признании незаконным заключения межведомственной комиссии, назначенной постановлением администрации Нижнеудинского образования *** от ...... и постановления администрации Нижнеудинского муниципального образования *** от ...... «О проведении капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов на территории Нижнеудинского муниципального образования» в части п.1.53 в отношении жилого дома по адресу: **** подлежат удовлетворению.
Кроме того, с целью устранения нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца суд полагает, что требование о возложении на администрацию Нижнеудинского муниципального образования обязанность произвести обследование жилого дома, расположенного по адресу: ****, с целью оценки указанного жилого дома требованиям, установленным Положением, утвержденного постановлением Правительства РФ от ...... *** и принять соответствующее решение также подлежит удовлетворению.
В предмете иска истец просил обратить решение суда к немедленному исполнению.
В соответствии с ч. 2 ст. 188 КАС РФ в случае отсутствия в настоящем Кодексе прямого запрета на немедленное исполнение решений по административным делам определенной категории суд по просьбе административного истца может обратить решение по административному делу к немедленному исполнению, если вследствие особых обстоятельств замедление исполнения этого решения может нанести значительный ущерб публичным или частным интересам. Вопрос о немедленном исполнении решения суда может быть рассмотрен одновременно с его принятием.
В данной части суд полагает, что требование подлежит удовлетворению, поскольку с учетом исследованных доказательств имеются особые обстоятельства которые могли бы нанести значительный ущерб публичным или частным интересам, в частности, жизни и здоровью жильцов многоквартирного дома.
В соответствии с ч. 1 ст. 111 КАС РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных статьей 107 и частью 3 статьи 109 настоящего Кодекса.
При подаче искового заявления истцом оплачена государственная пошлина в размере 300 рублей, кроме того, согласно приобщенного к материалам дела соглашения *** об оказании юридической помощи от ...... административным истцом понесены расходы на оплату услуг адвоката в сумме 20 000 рублей, что подтверждено квитанцией к приходному кассовому ордеру.
При таких обстоятельствах, заявленные требования о взыскании судебных расходов подлежат удовлетворению в полном объёме, судебные расходы подлежат взысканию солидарно.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.175-180 КАС РФ, суд
решил:
Признать уважительным пропуск срока исковой давности Щербининой И.В. для обращения в суд с административным исковым заявлением, восстановить пропущенный срок для обращения в суд.
Исковые требования Щербининой И.В. к администрации Нижнеудинского муниципального образования и межведомственной комиссию, назначенной постановлением администрации Нижнеудинского муниципального образования удовлетворить.
Признать незаконными заключение межведомственной комиссии, назначенной постановлением администрации Нижнеудинского образования *** от ...... и постановление администрации Нижнеудинского муниципального образования *** от ...... «О проведении капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов на территории Нижнеудинского муниципального образования» в части п.1.53 в отношении жилого дома по адресу: ****;
В целях устранения нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца обязать межведомственную комиссию произвести обследование жилого дома, расположенного по адресу: ****, с целью оценки указанного жилого дома требованиям, установленным Положением, утвержденного постановлением Правительства РФ от ...... *** и принять соответствующее решение.
В целях устранения нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца обязать администрацию Нижнеудинского муниципального образования принять соответствующие процессуальные действия в отношении признанного судом незаконным п.1.53 постановления администрации Нижнеудинского муниципального образования №1304 от 23.08.2019 «О проведении капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов на территории Нижнеудинского муниципального образования» в отношении жилого дома по адресу: ****
Взыскать с администрации Нижнеудинского муниципального образования и межведомственной комиссии солидарно судебные расходы в сумме 300 рублей, понесенные по оплате государственной пошлины, а также 20 000 рублей расходы, понесенные истцом на оплату услуг адвоката.
Решения по административному делу подлежит обращению к немедленному исполнению.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Иркутский областной суд через Тулунский городской суд в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
..........
Судья В.В. Спешилов