Дело № 2а-2663/2019 (объединено с 2а-3070/2019)
39RS0002-01-2019-001576-61
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
г. Калининград 10 сентября 2019 г.
Центральный районный суд г. Калининграда в составе:
председательствующего судьи Кисель М.П.,
при секретаре Королевой А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ОАО «Балтик Экспо» (ОГРН 1023901641719) к Правительству Калининградской области, председателю Правительства Калининградской области Алиханову А.А., комиссии по подготовке проекта правил землепользования и застройки муниципальных образований Калининградской области, председателю комиссии – заместителю председателя правительства Калининградской области Гольдману Г.М., агентству по архитектуре, градостроению и перспективному развитию Калининградской области, руководителю агентства по архитектуре, градостроению и перспективному развитию Калининградской области Васюковой Н.В., Администрации ГО «Город Калининград, заместителю председателя Правительства Калининградской области Сибиревой Н.И., заинтересованное лицо прокуратура Центрального района гор. Калининграда о признании незаконными действий, бездействий, выразившихся в не принятии мер направленных на восстановление или защиту нарушенных прав, свобод и законных интересов, признании незаконным бездействия, выразившегося в не рассмотрении вопроса отмены или изменения границ земельного участка, карты территориальных зон правил землепользования и застройки ГО «Город Калининград», не рассмотрении вопроса внесения изменений в графическое изображение границ территориальных зон, признанию недействительным протокола заседания и заключения комиссии по подготовке проекта правил землепользования и застройки муниципальных образований Калининградской области, признании недействующим приказа Агентства по архитектуре, градостроению и перспективному развитию Калининградской области, обязании устранить нарушения прав административного истца,
УСТАНОВИЛ:
Административный истец обратился с названными требованиями, уточенными и дополненными в ходе разбирательства, в обоснование которых указал, что в соответствии с постановлением Мэра г. Калининграда № 1435 от 17.10.1994 г., № 731 от 09.04.2003 г., договором аренды № 001764 на передачу в аренду городских земель от 09.06.1998 г., ЗУ с КН № 39:15:140302:18 площадью 29459 кв.м. в Московском районе г. Калининграда по ул. Октябрьская 3 «а» был передан АОЗТ «Балтэкспоцентр» (в настоящее время ОАО ««БАЛТИК -ЭКСПО») под незавершенный строительством торгово-выставочный центр в целях его реконструкции. На названном участке расположены: нежилое здание (здание выставочного павильона) площадью 3045.2 кв.м литер «В». и нежилое здание (выставочный комплекс) площадью 1927,8 кв.м литер «В».
07.11.2014 г. ОАО «Балтик-Экспо» заключило с Чехословацким предприятием < ИЗЪЯТО > Договор о совместной деятельности по реконструкции и строительству Международного конгрессно–выставочного центра «Евразийского сотрудничества» в г. Калининграде» на названном ЗУ.
Актом приема-передачи от 12 февраля 2015г. в порядке, предусмотренном положениями вышеназванного Договора административный истец передал в совместную деятельность право аренды и право застройки части земельного участка площадью 27019 кв.м. с условным кадастровым номером 39:15:140302:18:ЗУ2, существующие здания павильона «А» и павильона «В», существующие сети инженерно-технического обеспечения, а также права на технологические подключения к городским сетям инженерно-технического обеспечения, к сетям ОАО «Янтарьэнерго» и к иным технологическим инженерным сетям, архитектурный проект, градостроительный план земельного участка, а также результаты инженерных изысканий и технические условия, необходимые для осуществления проектирования. В свою очередь Чехословацкое предприятие < ИЗЪЯТО > в порядке, предусмотренном договором инвестировало денежные средства в проектные и строительные работы.
В период подготовки и проведения чемпионата мира по футболу на территории вышеуказанного земельного участка, находящемся в аренде у ОАО «Балтик Экспо» до 2052 года, каких-либо объектов в целях чемпионата мира по футболу 2018 года - не строилось и не построено. Земельный участок у ОАО «Балтик Экспо» - не изъят и продолжает находиться в аренде у ОАО «Балтик Экспо». Чемпионат по футболу 2018 года завершился 15 июля 2018 г.
Вместе с тем, фактом несостоявшегося строительства объектов регионального значения на названном земельном участке, в целях проведения чемпионата мира по футболу 2018 г., нарушаются права ОАО «Балтик Экспо», а именно установленные границы территориальных зон, проходящие по земельному участку с кадастровым номером: 39:15:140302:18 незаконно препятствуют осуществлению права собственности, сложившемуся порядку землепользования, и соответственно ограничивают права и законные интересы административного истца, т.е. препятствуют предпринимательской и иной деятельности ОАО «Балтик-Экспо, в виде реконструкции и строительству Международного конгрессно-выставочного центра «Евразийского сотрудничества» в г. Калининграде».
13.09.2018 г. ОАО «Балтик Экспо» обратилось к Председателю городского совета депутатов Калининграда Кропоткину A.M., главе городского округа «город Калининград» Силанову А.И. и руководителю Агентства по архитектуре, градостроительству и перспективному развитию Калининградской области Васюковой П.В. с предложением в срок до 14.10.2018 г. внести изменения в Правила землепользования и застройки городского округа город Калининград, утвержденные Решением городского совета депутатов Калининграда от 28 декабря 2017 года № 339, а именно: отменить границы территориальных зон, проходящие по ЗУ с КН: 39:15:140302:18 площадью 29459 кв.м. по ул. Октябрьская, 3 «а», карты территориальных зон Правил землепользования и застройки городского округа «Город Калининград» и внести соответствующие изменения в графическое изображение границ территориальных зон и в иные градостроительные документы, ранее утвержденные данным решением городского совета.
Данное обращение перенаправлено для рассмотрения по компетенции в Правительство Калининградской области.
Руководителем Агентства по архитектуре, градостроительству и перспективному развитию Калининградской области (далее по тексту Агентства) Васюковой Н.А. рекомендовано направить предложения о внесении изменений в правила землепользования и застройки городского округа «город Калининград» в адрес Председателя соответствующей комиссии - заместителя Председателя Правительства Калининградской области Гольдмана Г.М.
31.10.2018 г. ОАО «Балтик Экспо» обратилось на имя Председателя Правительства Калининградской области Алиханова А. А. и Председателя комиссии-заместителя Председателя Правительства Калининградской области Гольдмана Г.М. и предложило в срок до 01 декабря 2018 года внести изменения в Правила землепользования и застройки городского округа город Калининград, утвержденные Решением городского совета депутатов Калининграда от 28.12.2017 г. № 339 (далее по тексту ПЗЗ), а именно: отменить или изменить границы территориальных зон, проходящие по земельному участку с кадастровым номером: 39:15:140302:18 площадью 29459 кв.м. в Московском районе г. Калининграда по ул. Октябрьская З «а», карты территориальных зон Правил землепользования и застройки городского округа «Город Калининград»; внести соответствующие изменения в графическое изображение границ территориальных зон и в иные градостроительные документы, ранее утвержденные Решением № 339 «Об утверждении Правила землепользования и застройки городского округа «Город Калининград».
Однако, Правительство Калининградской области и соответственно комиссия, возглавляемая Гольдманом Г.М., в установленный срок названное обращение не рассмотрели, требование вышеназванного обращения не исполнили.
Приказом Агентства от 25.12.2018 г. № 358 были отклонены предложения ОАО «Балтик Экспо» о внесении изменений в ПЗЗ ГО «Город Калининград». При этом, протокол заседания соответствующей комиссии от 30.11.2018 г. № 79 и заключение названной Комиссии, указанные как основания для принятия Приказа № 358, а также выводы, изложенные в Приказе № 358, являются недействительными, поскольку вынесены за пределами полномочий как Комиссии, так и Агентства, поскольку приказа о подготовке внесения изменений в Правила - не издали; фактически заседания Комиссии - не организовали и не провели; протокол заседания Комиссии - не публиковался; заключение Комиссии - не формировалось и не направлялось в адрес Председателя Правительства Калининградской области; публичные слушания о внесении соответствующих изменений в Правила также не организовывались и не проводились; кроме того, постановление Правительства Калининградской области о внесении изменений в Правила, соответствующих закону Калининградской области № 19 и Постановлению Правительства Калининградской области № 64 в части, касающихся Правил землепользования и застройки городского округа «город Калининград» - не издавалось и не опубликовывалось.
Административными ответчиками не учтено, что надлежащей Комиссией, является Комиссия, сформированная и действующая при Администрации городского округа «Город Калининград», а не комиссия, созданная Приказом от 03.04.2017 г. № 50 Агентства.
Вышеуказанные нарушения, допущенные при рассмотрении предложений ОАО «Балтик Экспо» от 31.10.2018 г. повлекли недействительность соответствующего протокола и основанного на нем заключения комиссии от 30.11.2018 г. № 77, явившегося ненадлежащим обоснованием к Приказу Агентства от 25.12.2018 г. № 358.
Кроме того, официального опубликования в надлежащих средствах массовой информации даты, времени и предмета (темы) заседания Комиссии по рассмотрению предложений ОАО «Балтик Экспо» от 31.10.2018 г. не производилось; заявитель официально не приглашался на такое заседание; его доводы в защиту предложений комиссией не заслушивались. Приказ не содержит причин отклонения предложений ОАО «Балтик Экспо», что в своей совокупности предопределяет недействительность такого Приказа. До настоящего времени административными ответчиками не приняты какие-либо меры, направленные на восстановление или защиту нарушенных прав, свобод и законных интересов ОАО «Балтик Экспо» в ответ на обращение от 31.10.2018 г.
Основываясь на совокупности норм материального права и в порядке процессуального закона административный истец просил признать незаконными действия и бездействия, допущенные Правительством Калининградской области и Комиссией по подготовке проекта правил землепользования и застройки муниципальных образований Калининградской области, в том числе:
· признать незаконными действия и бездействия, допущенные Председателем комиссии - заместителем Председателя Правительства Калининградской области Гольдманом Г.М., Агентством по архитектуре, градостроению и перспективному развитию Калининградской области выразившиеся: в незаконном не принятии мер, направленных на восстановление или защиту нарушенных прав, свобод и законных интересов ОАО «Балтик Экспо» в ответ на предложения от 31.10.2018г., в том числе, не рассмотрении вопроса в части отмены или изменения границ территориальных зон, проходящих по земельному участку с кадастровым номером: 39:15:140302:18, изменений в графическое изображение границ территориальных зон и в иные градостроительные документы, ранее утвержденные Решением городского совета депутатов Калининграда от 25.12.2017 г. № 339.
· Признать недействительным Протокол заседания комиссии по подготовке проекта правил землепользования и застройки муниципальных образований Калининградской области от 30.11.2018 г. № 79.
· Признать недействительным заключение комиссии по подготовке проекта правил землепользования и застройки муниципальных, образований Калининградской области от 30.11.2018 г. № 77.
· Признать недействующим Приказ Агентства по архитектуре, градостроению и перспективному развитию Калининградской области от 25.12.2018 г. № 358;
· Обязать Правительство Калининградской области, Комиссию по подготовке проекта правил землепользования и застройки муниципальных образований Калининградской области и Председателя комиссии - заместителя Председателя Правительства Калининградской области Гольдмана Г.М., Агентство по архитектуре, градостроению и перспективному развитию Калининградской области принять меры направленные на восстановление и на защиту нарушенных прав, свобод и законных интересов ОАО «Балтик Экспо» в ответ на обращение от 31.10.2018 г. путем рассмотрения названного обращения по существу в установленном порядке.
Кроме того, ОАО «Балтик Экспо» основываясь на вышеизложенных доводах, обратилось с требования о признании незаконными действий и бездействий, допущенных Правительством Калининградской области в лице Председателя правительства Калининградской области губернатора Калининградской области Алиханова А.А., Агентством по архитектуре, градостроению и перспективному развитию Калининградской области и его руководителем Васюковой Н.В., выразившиеся: в незаконном не принятии мер, направленных на восстановление или защиту нарушенных прав, свобод и законных интересов ОАО «Балтик Экспо» в ответ на его предложения от 20.02.2019 г. в том числе: не рассмотрении вопроса изменения границ функциональных зон, проходящих по земельному участку с КН 39:15:140302:18, существовавших до 2016 г.;
Также административный истец просил обязать Правительство Калининградской области в лице Председателя правительства Калининградской области Алиханова А.А., Агентство по архитектуре, градостроению и перспективному развитию Калининградской области и его руководителя Васюкову Н.В. принять меры, направленные на восстановление и на защиту нарушенных прав, свобод и законных интересов ОАО «Балтик Экспо» в ответ на его предложения от 20.02.2019 г. путем возложения на названных лиц обязанности в течение определенного судом срока совершить действия по рассмотрению предложения ОАО «Балтик Экспо» от 20.02.2019 г. и изменить границы функциональных зон, проходящие по земельному участку с кадастровым номером: 39:15:140302:18 и привести их в соответствие с границами функциональных зон, ранее существовавшими до начала подготовки РФ к чемпионату мира по футболу 2018 года т.е. существовавшими до 2016 г.
Определением Центрального районного суда гор. Калининграда от 09.09.2019 г. указанные требования, отраженные в административных делах № 2а-2663/2019 и 2а-3070/2019 объединены в одно производство, с присвоением номера 2а-2663/2019.
В судебном заседании представитель административного истца Булычев А.В. заявленные требования поддержал в полном объеме по основаниям, изложенным в административном исковом заявлении, настаивал на их удовлетворении, акцентировал внимание суда на незаконном характере бездействий административного ответчика.
Представитель правительства Калининградской области по доверенности Готовчик А.Л. возражал против удовлетворения заявленных требований, поддержал ранее представленный отзыв, из содержания которого следует, что именно Агентство, в соответствии с действующим законодательством, уполномочено на рассмотрение обращений ОАО «Балтик Экспо» от 13.09.2018 и от 31.10.2018 по вопросу о внесении изменений в правила землепользования и застройки ГО «Город Калининград», в том числе, в части изменения границ территориальных зон.
Доводы истца на необходимость рассмотрения его обращения от 31.10.2018 исключительно в порядке, установленном Правилами землепользования и застройки ГО «Город Калининград», утвержденными решением Городского Совета депутатов Калининграда от 25.12.2017 № 339, не основаны на нормах действующего законодательства поскольку принятие решения о подготовке правил землепользования и застройки муниципальных образований Калининградской области, внесении изменений в такие документы и обеспечение подготовки таких документов, отнесено к полномочиям Агентства.
Акцентировал внимание суда, что руководствуясь действующим законодательством обращение ОАО «Балтик Экспо» было рассмотрено и на него от имени уполномоченного органа исполнительной власти Калининградской области, заявителю был направлен аргументированный ответ от 27.12.2018 № 13648 с приложением копии приказа Агентства от 25.12.2018 № 358.
Также указал, вопрос изменения границ функциональных зон, ранее существовавшими до начала подготовки РФ к чемпионату мира по футболу 2018 г. и приведение их к состоянию существовавшему до 2016 г. неоднократно являлся предметом судебных разбирательств.
Представитель Агентства по архитектуре, градостроению и перспективному развитию Калининградской области Власков К.Ю. с доводами административных требований ОАО «Балтик-Экспо» также не согласился, поддержал ранее представленные отзывы, их содержания которых следует, что в соответствии с действующим законодательством именно Агентство является уполномоченным органом государственной власти Калининградской области осуществляющим полномочия органов местного самоуправления муниципальных районов, городских округов и поселений Калининградской области в области градостроительной деятельности.
Приказом Агентства утвержден состав и порядок деятельности комиссии, по подготовке проекта правил землепользования и застройки муниципальных образований Калининградской области, корреспондирующий с положениями Градостроительного кодекса Российской Федерации
Письмом Агентства от 04.10.2018 № 10333 ОАО «Балтик Экспо» в соответствии с действующим градостроительным законодательством обосновано разъяснено, что предложения о внесении изменений в правила землепользования и застройки городского округа «Город Калининград» необходимо направлять в адрес Председателя комиссии по подготовке проекта правил землепользования и застройки муниципальных образований Калининградской области – заместителя Председателя Правительства Калининградской области Гольдмана Г.М.
По результатам рассмотрения обращение ОАО «Балтик Экспо» от 31.10.2018 исх. № 151 о внесении изменений в правила землепользования и застройки городского округа «Город Калининград» в части изменения границ улично-дорожной сети и установления относительно земельного участка с кадастровым номером 39:15:140302:18 территориальной зоны – «зона общественно-жилого назначения», комиссия 30.11.2018 г. подготовила заключение № 77, которым рекомендовала отклонить соответствующие предложения административного истца, в связи с несоответствием предложений положениям Генерального плана городского округа «Город Калининград».
В адрес ОАО «Балтик Экспо» 28.11.2018 № ГГ-5517/10 направлен ответ о рассмотрении заявления ОАО «Балтик Экспо» от 31.10.2018 исх. № 151 о необходимости принятия решения о подготовке изменений в правила землепользования и застройки или об отклонении таких предложений с учетом рекомендаций комиссии. С учетом рекомендаций комиссии по подготовке проекта правил землепользования и застройки муниципальных образований Калининградской области, предложения ОАО «Балтик Экспо» о внесении изменений в правила землепользования и застройки городского округа «Город Калининград» были отклонены.
Акцентировал внимание суда, что с учетом утверждения распоряжением Правительства Российской Федерации от 05.09.2014 № 1735-р основной части проекта планировки территории Московского и Ленинградского районов г. Калининграда, принятие какого-либо решения о внесении изменений в Генеральный план городского округа «Город Калининград» в указанной части территории, является нарушением градостроительного законодательства.
При названных условиях внесение изменений в Генеральный план городского округа «Город Калининград» применительно к рассматриваемой территории возможно лишь после внесения изменений в распоряжение Правительства Российской Федерации от 05.09.2014 № 1735-р.
Оспаривая процедуру рассмотрения обращения ОАО «Балтик Экспо», административный истец своей целью преследует признание недействующими положений Генерального плана, утвержденного решением городского Совета депутатов Калининграда от 06.07.2016 № 225, и внесения изменений в графическое изображение функциональных зон Генерального плана городского округа «Город Калининград» в части земельного участка с кадастровым номером 39:15:140302:18.
Вместе с тем, функциональное зонирование рассматриваемой территории, содержащееся в Генеральном плане городского округа «Город Калининград», утвержденном решением городского Совета депутатов Калининграда от 06.07.2016 г. № 225, и планировочные решения в границах территории, определенной для освоения в целях проведения Чемпионата мира по футболу, приняты в строгом соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 05.09.2014 № 1735-р, утвердившим основную часть проекта планировки территории неоднократно являлись предметом судебных разбирательств и в удовлетворении требований ОАО «Балтик Экспо» было отказано.
Выслушав явившихся лиц, исследовав письменные материалы дела, и дав им оценку в порядке ст. 84 КАС РФ суд приходит к следующему.
Судом достоверно установлено, не оспаривается сторонами и объективно подтверждается материалами дела, что административному истцу на праве долгосрочной (до 2052 года) аренды принадлежит земельный участок с кадастровым номером 39:15:140302:18 площадью 29 459 кв.м по ул. Октябрьской, З «а» в г. Калининграде, а также на праве собственности, расположенные на данном земельном участке нежилые строения выставочного павильона и выставочного комплекса.
Постановлением Правительства Калининградской области от 25.03.2015 г. № 156 принадлежащие административному истцу земельный участок и объекты капитального строительства признаны подлежащими изъятию для государственных нужд Калининградской области для строительства улично-дорожной сети острова «Октябрьский», обеспечивающей подъезд к стадиону на острове «Октябрьском», на основании распоряжения Правительства Российской Федерации от 05.09.2014 г. № 1735-р «О проекте планировки территории Московского и Ленинградского районов г. Калининграда, предназначенной для размещения стадиона на 45000 зрительских мест» и постановления Правительства Калининградской области от 30.12.2014 г. № 929 об утверждении проекта межевания соответствующей территории, разработанных во исполнение требований ст. 27 Федерального закона от 07.06.2013 года № 108-ФЗ «О подготовке и проведении в Российской Федерации чемпионата мира по футболу FIFA 2018 года, Кубка конфедераций FIFA 2017 года и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».
Проектом планировки сформированы красные линии, которые в границах единого земельного участка с кадастровым номером 39:15:140302:18 разделяют данный земельный участок на пять самостоятельных земельных участков, отнесенных проектом планировки к функциональной зоне ОИ-7.2 «Подзона регенерации исторической среды, общественно-жилые здания до 6 этажей».
Генеральный план городского округа «Город Калининград», утвержденный решением городского совета депутатов Калининграда от 6 июля 2016 года N2 225, отображает установленные этим проектом планировки красные линии и согласно карте функциональных зон относит земельный участок с кадастровым номером 39:15:140302:18 к двум функциональным зонам: зоне смешанного функционального назначения и зоне улично-дорожной сети.
Правила землепользования и застройки городского округа «Город Калининград» утвержденные Решением городского Совета депутатов Калининграда от 25.12.2017 г. № 339 воспроизводят утвержденные упомянутым проектом планировки красные линии, вследствие чего указанный земельный участок отнесен к названным выше двум территориальным зонам.
13.09.2018 г. ОАО «Балтик Экспо» обратилось в городской совет депутатов Калининграда, администрацию городского округа «город Калининград», Агентство по архитектуре, градостроительству и перспективному развитию Калининградской области предложив в срок до 14.10.2018 г. внести изменения в Правила землепользования и застройки городского округа город Калининград, утвержденные Решением городского совета депутатов Калининграда от 28.12.2017 г. № 339, а именно отменить границы территориальных зон, проходящие по ЗУ с КН: 39:15:140302:18 площадью 29459 кв. метров в Московском районе г. Калининграда по ул. Октябрьская За, карты территориальных зон Правил землепользования и застройки городского округа «Город Калининград». Внести изменения, соответствующие п. 1 настоящего обращения, в Решение городского совета депутатов Калининграда от 25.12.2017 г. № 339 «Об утверждении Правила землепользования и застройки городского округа «Город Калининград» и соответственно внести соответствующие изменения в графическое изображение границ территориальных зон и в иные градостроительные документы, ранее утвержденные данным решением городского совета.
26.09.2018 г. Председатель городского совета депутатов Калининграда Кропоткин A.M. уведомил ОАО «Балтик Экспо» о том, что обращение от 13.09.2018г. направлено для рассмотрения по компетенции в Правительство Калининградской области. Руководителем Агентства по архитектуре, градостроительству и перспективному развитию Калининградской области Васюковой Н.А рекомендовано направлять предложения о внесении изменений в правила землепользования и застройки городского округа «город Калининград» в адрес Председателя комиссии – заместителя Председателя Правительства Калининградской области Г.М. Гольдмана.
31.10.2018 г. ОАО «Балтик Экспо» обратилось на имя административных ответчиков с предложением внесения изменений в ПЗЗ ГО «город Калининград», а именно: отменить или изменить границы территориальных зон, проходящие по земельному участку с кадастровым номером: 39:15:140302:18 площадью 29459 кв.м. в Московском районе г. Калининграда по ул. Октябрьская З «а», карты территориальных зон Правил землепользования и застройки городского округа «Город Калининград»; внести соответствующие изменения в графическое изображение границ территориальных зон и в иные градостроительные документы.
28.11.2018 за исх. № ГГ-5517/10 административному истцу направлен ответ о рассмотрении заявления ОАО «Балтик Экспо» от 31.10.2018 о внесении изменений в правила землепользования и застройки городского округа «Город Калининград» комиссией по подготовке проекта правил землепользования и застройки муниципальных образований Калининградской области и о необходимости принятия решения о подготовке изменений в правила землепользования и застройки или об отклонении таких предложений с учетом рекомендаций комиссии.
30.11.2018 г. комиссия подготовила заключение № 77, которым рекомендовала отклонить предложения ОАО «Балтик Экспо» о внесении изменений в правила землепользования и застройки городского округа «Город Калининград» в связи с несоответствием предложений положениям Генерального плана городского округа «Город Калининград».
С учетом рекомендаций комиссии по подготовке проекта правил землепользования и застройки муниципальных образований Калининградской области приказом Агентства от 25.12.2018 № 358 предложения ОАО «Балтик Экспо» о внесении изменений в правила землепользования и застройки городского округа «Город Калининград» были отклонены.
В соответствии с ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
Согласно пунктам "в" и "к" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации вопросы владения, пользования и распоряжения землей и земельное законодательство находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Статьей 3 ГрК РФ предусмотрено, что законодательство о градостроительной деятельности состоит из данного кодекса, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации. По вопросам градостроительной деятельности принимаются муниципальные правовые акты, которые не должны противоречить ГрК РФ.
Частью 1 ст. 45 Градостроительного кодекса РФ закреплено, что решения о подготовке документации по планировке территории принимаются уполномоченными федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органами местного самоуправления, за исключением случаев, указанных в части 1.1 настоящей статьи.
Согласно ст. 8.2 ГрК РФ полномочия органов местного самоуправления и органов государственной власти субъекта Российской Федерации в области градостроительной деятельности, установленные настоящим Кодексом, могут быть перераспределены между ними в порядке, предусмотренном частью 1.2 статьи 17 Федерального закона от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».
Статьей 33 ГрК РФ установлен порядок внесения изменений в правила землепользования и застройки, а именно - внесение изменений в правила землепользования и застройки осуществляется в порядке, предусмотренном статьями 31 и 32 настоящего Кодекса, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.
Основаниями для рассмотрения вопроса о внесении изменений в правила землепользования и застройки являются, в том числе, поступление предложений об изменении границ территориальных зон, изменении градостроительных регламентов п. 2 части 2 статьи 33 Градостроительного кодекса РФ.
В соответствии с ч. 6 ст. 31 Градостроительного кодекса РФ одновременно с принятием решения о подготовке проекта правил землепользования и застройки главой местной администрации утверждаются состав и порядок деятельности комиссии по подготовке проекта правил землепользования и застройки.
Указанные положения федерального законодательства конкретизированы п.п. 3. п. 1 ст. 1 Закона Калининградской области от 30.11.2016 N 19 "О перераспределении полномочий в области градостроительной деятельности между органами государственной власти Калининградской области и органами местного самоуправления муниципальных образований Калининградской области" (принят Калининградской областной Думой 24.11.2016) (далее по тексту – Закон Калининградской области»), согласно которому Правительство Калининградской области осуществляет полномочия органов местного самоуправления муниципальных районов, городских округов и поселений Калининградской области в области градостроительной деятельности, в том числе утверждение правил землепользования и застройки муниципальных образований Калининградской области, внесение изменений в такие документы и уполномоченный Правительством Калининградской области орган государственной власти Калининградской области в сфере градостроительной деятельности создает единую комиссию по подготовке проекта правил землепользования и застройки муниципальных образований Калининградской области.
Постановлением Правительства Калининградской области от 25.01.2017 г. № 14 «О некоторых мерах по реализации Закона Калининградской области «О перераспределении полномочий в области градостроительной деятельности между органами государственной власти Калининградской области и органами местного самоуправления муниципальных образований Калининградской области» и о внесении дополнения и изменения в постановление Правительства Калининградской области от 04.02.2011 № 75», Агентство по архитектуре, градостроению и перспективному развитию Калининградской области уполномочено на осуществление полномочий, предусмотренных пунктами 2 и 3 статьи 1 Закона Калининградской области от 30.11.2016 № 19 «О перераспределении полномочий в области градостроительной деятельности между органами государственной власти Калининградской области и органами местного самоуправления муниципальных образований Калининградской области».
Предусмотренное настоящим Законом перераспределение полномочий в области градостроительной деятельности между органами государственной власти Калининградской области и органами местного самоуправления муниципальных районов Калининградской области, городских округов Калининградской области и поселений Калининградской области устанавливается на неограниченный срок. Полномочия органов государственной власти Калининградской области в области градостроительной деятельности, предусмотренные настоящим Законом, осуществляются за счет средств областного бюджета (п. 2 ст. 2 Закона Калининградской области).
При названных правовых условиях доводы административного истца о не правомочности рассмотрения состоявшегося обращения ООО «Балтик-Экспо» основаны на неверном толковании норм права, поскольку именно Агентство, в соответствии с действующим законодательством уполномочено на рассмотрение обращений по вопросу о внесении изменений в правила землепользования и застройки ГО «Город Калининград.
В соответствии с пунктом 2 статьи 1 вышеназванного Закона Калининградской области "О перераспределении полномочий в области градостроительной деятельности между органами государственной власти Калининградской области и органами местного самоуправления муниципальных образований Калининградской области" приказом Агентства по архитектуре, градостроению и перспективному развитию Калининградской области от 03.04.2017 № 50 утвержден Порядок деятельности комиссии по подготовке проекта правил землепользования и застройки муниципальных образований Калининградской области (далее по тексту приказ № 50).
п. 10 указанного выше приказа время, место проведения заседания комиссии и повестка дня определяются председателем комиссии на основании заявлений и предложений заинтересованных лиц и предложений членов комиссии; рассылается членам комиссии, не позднее чем за три рабочих дня до дня заседания комиссии (п.12).
Члены комиссии, являющиеся представителями органов местного самоуправления муниципальных образований Калининградской области, приглашаются на заседания комиссии и участвуют в голосовании только по вопросам, относящимся к территории (части территории) муниципального образования Калининградской области, представителем которого они являются (п.13).
Решения по вопросам, рассматриваемым комиссией, принимаются простым большинством голосов. При равном количестве голосов принятым считается решение, за которое проголосовал председатель (п.20).
Названный приказ не содержит императивного запрета на проведение заочного голосования по вопросам деятельности комиссии, вследствие чего доводы о нарушении процедуры рассмотрения обращения ОАО «Балтик-Экспо» своего объективного подтверждения также не нашли.
В силу содержания указанного приказа, не основаны на нормах действующего законодательства и доводы административного истца об отсутствии официального опубликования в надлежащих средствах массовой информации даты, времени и предмета (темы) заседания Комиссии по рассмотрению предложений ОАО «Балтик Экспо» от 31.10.2018 г., отсутствии официального приглашения на такое заседание; обязательности заслушивания доводов в защиту заявленных предложений.
В ходе судебного разбирательства административным ответчиком Агентством объективно подтверждено соблюдение Порядка деятельности комиссии по подготовке проекта правил землепользования и застройки муниципальных образований Калининградской области. В том числе данными о направлении материалов в адрес членов комиссии, соответствующими ответами, на основании которых подготовлено оспариваемое заключение. Указание ОАО «Балтик Экспо» о не проведении заседание комиссии опровергается всей совокупностью материалов дела, вследствие чего доводы административного истца о фальсификации являются голословными и объективно не подтвержденными.
Также суд приходит к выводу о соблюдении Комиссией требования об открытости голосование, поскольку системное толкование норм материального права определяет отличие открытого голосования от закрытого характером индивидуализации процедуры голосования. Учитывая содержание представленных Агентством документов, позволяющих суду пофамильно удостовериться в результатах голосования, таковое голосование суд признает отвечающим критерию открытости.
В соответствии с требованиями части 6 статьи 45 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации лица, участвующие в деле, должны добросовестно пользоваться всеми принадлежащими им процессуальными правами.
В силу ч. 2 ст. 64 КАС РФ обстоятельства, установленные вступившим в законную силу решением суда по ранее рассмотренному им гражданскому или административному делу либо по делу, рассмотренному ранее арбитражным судом, не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении судом другого административного дела, в котором участвуют лица, в отношении которых установлены эти обстоятельства, или лица, относящиеся к категории лиц, в отношении которой установлены эти обстоятельства.
Согласно части 2 статьи 13 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, части 2 статьи 16 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации вступившие в законную силу судебные акты являются обязательными и подлежат исполнению на всей территории Российской Федерации.
Частью 1 ст. 41 Градостроительного кодекса РФ определено, что подготовка документации по планировке территории осуществляется в целях обеспечения устойчивого развития территорий, в том числе выделения элементов планировочной структуры, установления границ земельных участков, установления границ зон планируемого размещения объектов капитального строительства.
Действующее градостроительное законодательство не содержит норм, обязывающих органы власти при принятии генерального плана городского округа определять функциональные зоны в соответствии с фактическим использованием территории, поскольку генеральный план является документом территориального планирования, несет функцию определения назначения территории исходя из планов развития территории городского округа в целом и не направлен на фиксацию существующего положения.
Решением Верховного Суда Российской Федерации от 24.07.2015 отказано в удовлетворении требований ОАО «Балтик Экспо» об оспаривании распоряжения Правительства Российской Федерации от 05.09.2014 № 1735-р в части земельного участка с кадастровым номером 39:15:140302:18.
Апелляционным определением ВС РФ от 05.11.2015 выше поименованное решение от 24.07.2015 было оставлено без изменений.
При этом, судом учитывается, что в соответствии с проектом планировки территории Московского и Ленинградского районов г. Калининграда, утвержденным распоряжением Правительства Российской Федерации от 05.09.2014 № 1735-р, решением городского Совета депутатов Калининграда от 06.07.2016 № 225, утвержден Генеральный план городского округа «Город Калининград», который судебными инстанциями также признан полностью соответствующим распоряжению Правительства Российской Федерации от 05.09.2014 № 1735-р.
Согласно карте функциональных зон Генерального плана городского округа «Город Калининград» спорный земельный участок ОАО «Балтик Экспо» расположен в функциональных - зоне смешанного функционального назначения, которая предназначена для застройки на равных основаниях общественно-деловыми и жилыми зданиями, как правило, отдельно стоящими и не образующими полноценных элементов жилой среды (жилых групп, кварталов), а также сопутствующими объектами инженерной и транспортной (парковки) инфраструктуры, объектами первичной ступени культурно-бытового обслуживания; а также зоне улично-дорожной сети, которая предназначена для размещения улиц и дорог, уличного озеленения, объектов капитального строительства, относящихся к обслуживанию транспортной инфраструктуры.
Вместе с тем, апелляционным определением Верховного Суда Российской Федерации от 14.02.2018 по делу № 71-АПГ-17-10, произведена оценка соответствия закону факта отнесения Генеральным планом г. Калининграда спорного земельного участка 39:15:140302:18 к «зоне улично-дорожной сети» и «зоне смешанного функционального назначения». В рамках названного акта установлено, что Правительством Калининградской области законно и обоснованно принимались меры по реализации положений Федерального закона № 108-ФЗ и распоряжения Правительства Российской Федерации от 05.09.2014 № 1735-р. Определено, что функциональное зонирование и планировочные решения в границах территории, определенной для освоения в целях проведения Чемпионата мира по футболу, приняты в строгом соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 05.09.2014 № 1735-р, утвердившим основную часть проекта планировки территории.
При указанных обстоятельствах, суд приходит к выводу, что неоднократность обращений административного истца с заявлениями о внесении изменений в границы функциональных зон, ЗУ с КН: 39:15:140302:18 и приведении их в соответствие с границами функциональных зон, ранее существовавшими до начала подготовки РФ к чемпионату мира по футболу 2018 г. т.е. существовавшими до 2016 г. противоречит существу принятых судебных решений, о содержании которых ОАО «Балтик-Экспо» было достоверно известно, как инициатору указанных судебных разбирательств.
Действия ОАО «Балтик-Экспо» по инициации вопроса пересмотра границ и функциональных зон, в контексте состоявшихся судебных решений, применительно к ст. 45 КАС РФ и ст. 64 КАС РФ суд расценивает как злоупотребление.
При этом судом учитывается, что фактически данные правоотношения урегулированы и при легитимности постановления правительства РФ № № 1735-р отсутствуют правовые основания для внесения изменений в Генеральный план городского округа «Город Калининград», в части изменения границ функциональных зон применительно к земельному участку с кадастровым номером 39:15:140302:18.
Учитывая содержания вышеприведенных норм, по результатам рассмотрения обращение ОАО «Балтик Экспо» от 31.10.2018 исх. № 151 о внесении изменений в правила землепользования и застройки городского округа «Город Калининград» в части изменения границ улично-дорожной сети и установления относительно земельного участка с кадастровым номером 39:15:140302:18 территориальной зоны – «зона общественно-жилого назначения», комиссия 30.11.2018 г. подготовила заключение № 77, было правомерно рекомендовано отклонить соответствующие предложения административного истца, в связи с несоответствием предложений положениям Генерального плана городского округа «Город Калининград».
Суд соглашается с мнением административного ответчика – Агентства, указывающего, что формально указывая на якобы имеющий место факт ненадлежащего рассмотрения заявления ОАО «Балтик Экспо» от 20.02.2019 исх. № б/н, заявитель своей целью имеет признание недействующими положений Генерального плана, утвержденного решением городского Совета депутатов Калининграда от 06.07.2016 № 225, и внесении изменений в графическое изображение функциональных зон Генерального плана городского округа «Город Калининград» в части земельного участка с кадастровым номером 39:15:140302:18.
Определением Судебной коллегии по административным делам Верховного суда Российской Федерации от 12.09.2018 отказано в удовлетворении заявления ОАО «Балтик Экспо» о пересмотре апелляционного определения Судебной коллегии от 14.02.2018 по вновь открывшимся обстоятельствам.
Таким образом, основания для внесения изменений в генеральный план городского округа «Город Калининград» в части изменения границ функциональных зон в отношении земельного участка с кадастровым номером 39:15:140302:18 отсутствуют.
Согласно ч. 8 ст. 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление. При проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 настоящей статьи, в полном объеме.
По результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если они соответствуют нормативным правовым актам и не нарушают права, свободы и законные интересы административного истца (пункт 2 части 2 статьи 227 КАС РФ).
Само по себе отсутствие названной совокупности условий для признания незаконным акта государственной власти влечет отказ в удовлетворении заявленных требований (статья 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
При названных правовых условиях суд, обобщая всю совокупность установленных по делу, суд не усматривает нарушений прав административного истца как в ходе процедуры рассмотрения соответствующих обращения, так и в выводах административных ответчиков в следствие чего правовые основания к удовлетворению заявленных административных требований отсутствуют.
Руководствуясь ст. 174, 175-180, 227 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л :
░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ «░░░░░░ ░░░░░» (░░░░ 1023901641719)– ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░. ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 25 ░░░░░░░░ 2019 ░.
░░░░░: |
< ░░░░░░ > < ░░░░░░ > < ░░░░░░ > < ░░░░░░ > < ░░░░░░ > < ░░░░░░ > |
░.░. ░░░░░░ |