Решение по делу № 2а-2097/2020 от 04.09.2020

Дело №2а-2097/2020

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

(полный текст)

12 октября 2020 года

Нахимовский районный суд города Севастополя в составе:

Председательствующего – судьи Лемешко А.С.,

при секретаре - Соловей Г.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному иску Володькина ... к Департаменту по имущественным и земельным отношениям города Севастополя, заинтересованное лицо Департамент архитектуры и градостроительства города Севастополя о признании незаконным и отмене решения,

УСТАНОВИЛ:

Истец Володькин В.В. обратился в суд с административным исковым заявлением к Департаменту по имущественным и земельным отношениям г. Севастополя (далее по тексту Департамент), в котором просил признать незаконным решение Департамента по имущественным и земельным отношениям города Севастополя № ... от 11.06.2020 об отказе в предоставлении Володькину ... земельного участка, расположенного по адресу: ... в собственность без проведения торгов. Исковые требования мотивированы тем, что истцу на основании свидетельства о праве на наследство по закону принадлежит жилой дом, находящийся по адресу: ... право собственности зарегистрировано 27.11.2018 регистрационный номер ... Распоряжением Департамента №... от 01.02.2019 «О предварительном согласовании предоставления земельного участка, расположенного: ..., площадью 549 кв.м.», утверждена схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории, расположенного по адресу: ... площадью 549 кв.м. Образуемый земельный участок отнесен к категории земель: «земли населенных пунктов», вид разрешенного использования: «для индивидуального жилищного строительства». Согласно выписки из ЕГРН от 11.09.2019 земельный участок поставлен на кадастровый учет .... 18.05.2020 истец обратился к ответчику с заявлением о предоставлении земельного участка с кадастровым номером ... в собственность без проведения торгов за плату.

Решением Департамента, оформленное письмом от 11.06.2020 № ... в предоставлении государственной услуги отказано в связи с тем, что земельный участок с кадастровым номером №... расположен в границах красных линий улично-дорожной сети (на территории общего пользования), утвержденной Постановлением Правительства Севастополя от 23.04.2018 №248-ПП «Об утверждении проекта планировки территории градостроительной документации «Проект планировки и проект межевания территории улично-дорожной сети и территории общественного пользования». Испрашиваемый земельный участок расположен в границах красных линий, дороги, места общего пользования, является ограниченным в обороте и его предоставление в собственность не допускается. Володькин В.В. обратился в Департамент архитектуры и градостроительства г. Севастополя с заявлением о внесении изменений в проект планировки и проект межевания территории улично-дорожной сети и территории общественного пользования в части возврата к границам красных линий, проходившим по границе земельного участка по ул. Тенистая, 29, согласно материалам межевания и ранее утвержденным земельно-правовым документам.    15.09.2020 Департамент архитектуры и градостроительства г. Севастополя направил ответ №... в адрес административного истца, в котором указал, что внесение изменений в постановление Правительства от 23.04.2018 №248-ПП в целях корректировки красных линий относительно земельного участка, по ул. ... противоречит требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, указав, что утвержденные красные линии не влекут за собой прекращение прав юридических и физических лиц на существующие земельные участки и иные объекты недвижимости.

Административный истец и его представитель в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного заседания уведомлены надлежащим образом, ходатайствовали о рассмотрении дела в их отсутствие, исковые требования просили удовлетворить в полном объеме.

Ответчик Департамент своего представителя для участия в судебном заседании не направил, о времени и месте судебного заседания уведомлен надлежащим образом, об уважительных причинах своей неявки суд не известил, письменных возражений не направил.

В соответствии с ч. 6 ст. 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации неявка в судебное заседание лиц, участвующих в деле, их представителей, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, не является препятствием к рассмотрению и разрешению административного дела, если суд не признал их явку обязательной.

Явка ответчика и его представителя не была признана судом обязательной, а потому, суд считает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.

Исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

В соответствии со ст. 46 Конституции Российской Федерации граждане и организации вправе обратиться в суд за защитой своих прав и свобод с заявлением об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, в результате которых, по мнению указанных лиц, были нарушены их права и свободы или созданы препятствия к осуществлению ими прав и свобод либо на них незаконно возложена какая-либо обязанность или они незаконно привлечены к ответственности. Суд удовлетворяет такое заявление при наличии совокупности двух условий: несоответствия оспариваемого решения или действия (бездействия) закону или иному нормативному акту, регулирующему спорное правоотношение, и нарушения этим решением или действием (бездействием) прав либо свобод заявителя.

В соответствии со ст. 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованием об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав свобод и реализации законных интересов или на них незаконного возложены какие-либо обязанности.

Статьей 219 КАС РФ предусмотрено, что если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов (ч. 1 ст. 219 КАС РФ).

Пропуск срока обращения в суд без уважительной причины, а также невозможность восстановления пропущенного (в том числе по уважительной причине) срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении административного иска (ч. 8 ст. 219 КАС РФ).

Обжалуемое решение принято ответчиком 11.06.2020, административное исковое заявление подано в суд 04.09.2020 года, т.е. в пределах сроков, предусмотренных ст. 219 КАС РФ.

В пункте 1 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 10.02.2009 №2 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих» разъяснено, что к решениям относятся акты органов государственной власти, органов местного самоуправления, их должностных лиц, государственных, муниципальных служащих и приравненных к ним лиц, принятые единолично или коллегиально, содержащие властное волеизъявление, порождающее правовые последствия для конкретных граждан и организаций. При этом необходимо учитывать, что решения могут быть приняты как в письменной, так и в устной форме (например, объявление военнослужащему дисциплинарного взыскания).

В свою очередь, письменное решение принимается как в установленной законодательством определенной форме (в частности, распоряжение высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации), так и в произвольной (например, письменное сообщение об отказе должностного лица в удовлетворении обращения гражданина).

Таким образом, письмо Департамента от 11.06.2020 в соответствии с пунктом 1 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 10.02.2009 №2 рассматривается как письменное решение Департамента.

Судом установлено, что истцу на основании свидетельства о праве на наследство по закону принадлежит жилой дом, находящийся по адресу: ..., право собственности зарегистрировано 27.11.2018 регистрационный номер ...

Распоряжением Департамента №875-РДИ от 01.02.2019 «О предварительном согласовании предоставления земельного участка, расположенного: ..., площадью 549 кв.м.», утверждена схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории, расположенного по адресу: ..., площадью 549 кв.м. Образуемый земельный участок отнесен к категории земель: «земли населенных пунктов», вид разрешенного использования: «для индивидуального жилищного строительства».

Согласно выписки из ЕГРН от 11.09.2019 земельный участок поставлен на кадастровый учет №....

18.05.2020 истец обратился к ответчику с заявлением о предоставлении земельного участка с кадастровым номером ... в собственность без проведения торгов за плату.

Решением Департамента, оформленное письмом от 11.06.2020 № ... в предоставлении государственной услуги отказано в связи с тем, что земельный участок с кадастровым номером ... расположен в границах красных линий улично-дорожной сети (на территории общего пользования), утвержденной Постановлением Правительства Севастополя от 23.04.2018 №248-ПП «Об утверждении проекта планировки территории градостроительной документации «Проект планировки и проект межевания территории улично-дорожной сети и территории общественного пользования». Испрашиваемый земельный участок расположен в границах красных линий, дороги, места общего пользования, является ограниченным в обороте и его предоставление в собственность не допускается.

Административный истец считает данное решение незаконным и подлежащим отмене.

Согласно ч. 1 ст. 2 Федерального закона "О государственной регистрации недвижимого имущества и сделок с ним" государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее также - государственная регистрация прав) — юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации.

Государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права. Зарегистрированное право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке.

В соответствии с частью 1 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с настоящим Кодексом.

В соответствии с п. 5 ст. 1 Земельного кодекса РФ, одним из принципов земельного законодательства является принцип единства судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов, согласно которому все прочно связанные с земельными участками объекты следуют судьбе земельных участков, за исключением случаев, установленных федеральным законом.

Если иное не установлено настоящей статей или другим федеральным законом, исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду имеют граждане, юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках (п. 1 ст. 39.20 Земельного кодекса РФ).

Согласно пункту 12 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации и пункту 8 статьи 28 Закона о приватизации земельные участки общего пользования, занятые площадями, улицами, проездами, автомобильными дорогами, набережными, скверами, бульварами, водными объектами, пляжами и другими объектами, могут включаться в состав различных территориальных зон и не подлежат приватизации.

    В соответствии с пунктом 11 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации красные линии - это линии, которые обозначают существующие, планируемые (изменяемые, вновь образуемые) границы территорий общего пользования, границы земельных участков, на которых расположены сети инженерно-технического обеспечения, линии электропередачи, линии связи (в том числе линейно-кабельные сооружения), трубопроводы, автомобильные дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения.

    При этом, территории общего пользования - территории, которыми беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц (в том числе площади, улицы, проезды, набережные, скверы, бульвары) (пункт 12 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации).

Соответственно, красные линии отделяют территории общего пользования, которыми может беспрепятственно пользоваться неограниченный круг лиц (включая площади, улицы, проезды, набережные, скверы, бульвары), от других территорий, которые находятся или могут находиться в собственности физических и юридических лиц.

Исходя из части 1 статьи 41 Градостроительного кодекса Российской Федерации, предусматривающей подготовку документации по планировке территории в целях обеспечения устойчивого развития территорий, выделения элементов планировочной структуры (кварталов, микрорайонов, иных элементов), установления границ земельных участков, на которых расположены объекты капитального строительства, границ земельных участков, предназначенных для строительства и размещения линейных объектов, следует, что планировка территории является одним из этапов градостроительной деятельности и она не может осуществляться без оформленной надлежащим образом градостроительной документации.

Части 2-6 статьи 42 Градостроительного кодекса Российской Федерации устанавливают обязательные требования к составу и содержанию проекта планировки. Так, основная часть проекта планировки включает в себя чертеж или чертежи планировки территории, на которых отображаются красные линии; линии, обозначающие дороги, улицы, проезды, линии связи, объекты инженерной и транспортной инфраструктур, границы зон планируемого размещения объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения, иных объектов капитального строительства.

Таким образом, проект планировки территории и красных линий является составной частью градостроительной документации.

Согласно пункту 1 Инструкции о порядке проектирования и установления красных линий в городах и других поселениях Российской Федерации (РДС 30-201-98), утвержденной Постановлением Госстроя РФ от 06.04.1998 N 18-30, данная Инструкция обязательна для соблюдения всеми субъектами градостроительной деятельности при проектировании и застройке.

Из пункта 3.3 Инструкции следует, что красные линии - границы, отделяющие территории кварталов, микрорайонов и других элементов планировочной структуры от улиц, проездов и площадей в городских и сельских поселениях.

Красные линии обязательны для соблюдения всеми субъектами градостроительной деятельности, участвующими в процессе проектирования и последующего освоения и застройки территорий городов и других поселений. Соблюдение красных линий также обязательно при межевании и инвентаризации застроенных или подлежащих застройке земель в границах города или другого поселения, при оформлении документов гражданами и юридическими лицами на право собственности, владения, пользования и распоряжения земельными участками и другими объектами недвижимости, их государственной регистрации (пункт 3.4 Инструкции).

Проект красных линий разрабатывается, согласовывается и утверждается, как правило, в составе градостроительной документации, выполняемой на территорию поселения или части поселения в масштабе 1:2000 (генерального плана поселения, совмещенного с проектом детальной планировки, проекта детальной планировки), и является ее частью, а также на основе проектов планировки и застройки микрорайонов, площадей, улиц и других градостроительных объектов, выполняемых в масштабе 1:500, 1:1000 и 1:2000 (пункт 4.1 Инструкции).

Разбивочный чертеж красных линий выполняется на топографической основе в масштабе 1:2000 или на кальке с дециметровой сеткой. На разбивочном чертеже красных линий наносятся исходные данные для последующего расчета координат: протяженность прямых участков линий, радиусы закруглений на криволинейных участках, точки переломов, а также начала кривых (пункты 5.2, 5.7 Инструкции).

Концевые и поворотные точки красных линий закрепляются на местности геодезическими знаками постоянного типа и координируются с точностью 0,05 м относительно ближайших точек опорной геодезической сети (пункт 5.10 Инструкции).

Согласно пункту 1 Инструкции о порядке разработки, согласования, экспертизы и утверждения градостроительной документации, утвержденной Постановлением Госстроя РФ от 29.10.2002 №150 (зарегистрирована в Минюсте РФ 12.02.2003 №4227) требования настоящей Инструкции обязательны для соблюдения организациями независимо от организационно-правовой формы, а также индивидуальными предпринимателями, осуществляющими деятельность по разработке градостроительной документации, федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, осуществляющими в пределах своих полномочий планирование развития территорий, поселений и использование земель для градостроительной деятельности, а также органами, координирующими и контролирующими осуществление градостроительной деятельности.

    В соответствии с пунктом 2.18 указанной Инструкции градостроительная документация о градостроительном планировании развития территорий и поселений учитывается при: комплексном решении вопросов социально-экономического развития, подготовке предложений по разграничению земель по формам собственности на соответствующих территориях Российской Федерации, планировании и организации рационального использования земель и их охраны, образовании новых и упорядочении существующих объектов землеустройства, межевании объектов землеустройства, отчуждении земельных участков и их изъятии для государственных и муниципальных нужд, предварительном согласовании места размещения объектов, определении предельных размеров земельных участков, использовании зон сельскохозяйственного использования в поселениях, изготовлении кадастровой карты (плана) земельного участка, установлении границ объектов градостроительного планирования и застройки, градостроительных регламентов; последующей разработке градостроительной документации, а также при разработке программ социально-экономического развития территорий и поселений, целевых программ, схем и проектов развития инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, территориальных комплексных схем охраны природы и природопользования, схем защиты территорий, подверженных воздействию чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

Согласно подпунктам 1, 4 пункта 3.2.1 указанной Инструкции проект планировки - градостроительная документация, разрабатываемая для частей территорий поселений. Графические материалы проекта планировки разрабатываются в масштабе 1:2000 или 1:1000 и включают:

схему размещения проектируемой территории в структуре поселения (М 1:10000 - М 1:5000);

план современного использования территории (опорный план);

план красных линий (основной чертеж);

разбивочный чертеж красных линий;

схему организации транспорта и улично-дорожной сети;

схему размещения инженерных сетей и сооружений;

схему вертикальной планировки и инженерной подготовки территории.

На плане современного использования территории (опорном плане) показываются: существующая застройка с характеристикой зданий и сооружений по назначению, этажности и капитальности; границы землевладений и землепользований; планировочные ограничения, границы охраняемых территорий; источники загрязнения среды и санитарно-защитные зоны; уличная сеть с указанием типов покрытия проезжих частей; транспортные сооружения; сооружения и коммуникации инженерной инфраструктуры; границы территорий по формам собственности; границы отвода участков под все виды строительства и благоустройства; действующие и проектируемые красные линии, линии регулирования застройки (подпункт 6 пункта 3.2.1 Инструкции).

    На плане красных линий (основном чертеже) должны быть показаны перечисленные в пункте 6 элементы сохраняемой застройки всех видов, сохраняемые участки природного ландшафта и проектные предложения по проектируемым красным линиям, линиям регулирования застройки и другим линиям градостроительного регулирования; функциональному использованию территории с выделением зеленых насаждений и элементов благоустройства; архитектурно-планировочному и объемно-пространственному решению застройки; развитию улично-дорожной сети, транспортным сооружениям, сооружениям и коммуникациям инженерного оборудования; границам территорий по формам собственности; скотопрогоны и иные проектные решения (подпункт 7 пункта 3.2.1 Инструкции).

Как установлено судом, красная линия, утвержденная в составе проекта планировки, утвержденного Постановлением Правительства Севастополя от 23.04.2018 №248-ПП «Об утверждении проекта планировки территории градостроительной документации «Проект планировки и проект межевания территории улично-дорожной сети и территории общественного пользования» проходит по объектам недвижимости с кадастровыми номерами ... принадлежащими заявителю на зарегистрированном праве собственности, что является нарушением законных прав заявителя, как собственника объекта недвижимости, в том числе права на возможную приватизацию земельного участка, занимаемого указанным объектом недвижимости, гарантированных статьями 209, 304 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьей 36 Земельного кодекса Российской Федерации в части, касающейся прохождения красной линии по принадлежащим заявителю объектам недвижимости по адресу: ...

Утверждение проекта красных линий без координат поворота их углов является нарушением нормативной документации и нарушает права собственников объектов, расположенных в местах прохождения красных линий.

В Генеральном плане 2005 года утверждённым решением сессии Севастопольского городского Совета от 13.12.2005 №4114 земельный участок с кадастровым номером ... частично расположен в зоне малоэтажной жилой застройки, в том числе усадебной, и в зоне с незастроенными территориями, красные линии через спорный участок не установлены.

В соответствии с техническим планом здания, составленным кадастровым инженером .... по состоянию на 23.10.2017, жилой дом с кадастровым номером ... общей площадью 90,1 кв.м., принадлежащий административному истцу на момент утверждения Постановления Правительства Севастополя от 23.04.2018 № 248-ПП «Об утверждении проекта планировки территории градостроительной документации «Проект планировки и проект межевания территории улично-дорожной сети и территории общественного пользования».

Строение лит. «Г» сарай с кадастровым номером ... площадью 11, кв.м. по учетным данным архива ГУПС «БТИ» по состоянию на 31.12.2012 расположен по адресу: ...

Суд считает, что представленными по делу доказательствами, в том числе заключением кадастрового инженера .... установлено, что красная линия, утвержденная в составе проекта планировки и проекта межевания территории улично-дорожной сети и территории общественного пользования, утвержденного Постановлением Правительства Севастополя от 23.04.2018 N 248-ПП "Об утверждении проекта планировки и проект межевания территории улично-дорожной сети и территории общественного пользования», проходит по объектам недвижимости с кадастровыми номерами ..., принадлежащими истцу на    праве собственности, что является нарушением законных прав истца, как собственника объекта недвижимости, в том числе права на возможную приватизацию земельного участка, занимаемого указанным объектом недвижимости.

На основании вышеизложенного, суд приходит к выводу, что решение Департамента, оформленное письмом от 11.06.2020 №... об отказе в предоставлении Володькину В.В. земельного участка, расположенного по адресу: ... в собственность без проведения торгов, является незаконным и подлежит отмене.

С целью восстановления нарушенных прав истца, суд считает возможным возложить на Департамент по имущественным и земельным отношениям города Севастополя обязанность повторно рассмотреть заявление Володькина В.В. от 18.05.2020 о предоставлении земельного участка, расположенного по адресу: г. ... с кадастровым номером ... в собственность без проведения торгов.

Руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ суд,

РЕШИЛ:

Административный иск Володькина ... – удовлетворить.

Признать незаконным и отменить решение Департамента по имущественным и земельным отношениям города Севастополя, оформленное письмом от 11 июня 2020 года №... отказе в предоставлении Володькину ... земельного участка, расположенного по адресу: ... в собственность без проведения торгов.

Обязать Департамент по имущественным и земельным отношениям города Севастополя повторно рассмотреть заявление Володькина ... от 18.05.2020 о предоставлении земельного участка, расположенного по адресу: ... в собственность без проведения торгов.

Решение суда может быть обжаловано в Севастопольский городской суд через суд, принявший решение, в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Решение в окончательной форме принято 19 октября 2020 года.

Судья Нахимовского районного суда

города Севастополя                                                                     А.С. Лемешко

2а-2097/2020

Категория:
Гражданские
Истцы
Володькин Валерий Васильевич
Ответчики
Департамент по имущественным и земельным отношениям города Севастополя
Другие
Департамент архитектуры и градостроительства города Севастополя
Лазарева Елена Александровна
Суд
Нахимовский районный суд Севастополя
Судья
Лемешко Алла Сергеевна
Дело на странице суда
nakhimovskiy.sev.sudrf.ru
04.09.2020Регистрация административного искового заявления
07.09.2020Передача материалов судье
07.09.2020Решение вопроса о принятии к производству
07.09.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
18.09.2020Подготовка дела (собеседование)
18.09.2020Рассмотрение дела начато с начала
18.09.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
12.10.2020Судебное заседание
19.10.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
12.10.2020
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее