Дело № 2а-403/2021
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
13 декабря 2021 года с. Ведено
Веденский районный суд Чеченской Республики в составе:
председательствующего судьи Садулаева И.А.,
при секретаре Гудаевой М.Р.,
с участием помощника прокурора Веденского района ЧР Мирошина В.К.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску заместителя прокурора Веденского района ЧР Аюбовой Э.С-А., в защиту интересов неопределенного круга лиц к администрации Эрсинойского сельского поселения Веденского муниципального района Чеченской Республики о признании незаконным её бездействие, выразившееся в не размещении на официальном сайте администрации в сети «Интернет» сведений о распространении экологических знаний об экологической безопасности, информации о состоянии окружающей среды и об использовании природных ресурсов, а также решение об утверждении муниципальной программы «Развитие малого предпринимательства в Эрсинойском сельском поселении Веденского муниципального района Чеченской Республики на 2021 - 2023 годы»,
,
УСТАНОВИЛ:
Заместитель прокурора Веденского района ЧР Аюбова Э.С-А. обратилась в суд с административным иском в защиту интересов неопределенного круга лиц к администрации Эрсинойского сельского поселения Веденского муниципального района Чеченской Республики (далее Администрация) о признании незаконным её бездействия, выразившееся в не размещении на официальном сайте администрации в сети «Интернет» сведений о распространении экологических знаний об экологической безопасности, информации о состоянии окружающей среды и об использовании природных ресурсов, а также решение об утверждении муниципальной программы «Развитие малого предпринимательства в Эрсинойском сельском поселении Веденского муниципального района Чеченской Республики на 2021 - 2023 годы».
Прокуратурой района проведена проверка исполнения на поднадзорной территории законодательства об обеспечении доступа к информации о деятельности органов местного самоуправления, по результатам которой в деятельности администрации Эрсинойского сельского поселения (далее – Администрация) выявлены нарушения законов, требующие принятия действенных мер, направленных на их устранение.
В судебном заседании помощник прокурора Мирошин В.К. поддержал административный иск заместителя прокурора и просит иск удовлетворить.
Извещенные в надлежащем порядке о дате, времени и месте рассмотрения дела, представитель административного ответчика администрации Эрсинойского сельского поселения Веденского муниципального района ЧР в судебное заседание не явился.
Проверив материалы дела, заслушав помощника прокурора, суд находит административный иск прокурора подлежащими удовлетворению по следующим основаниям:
В соответствии со ст. 4 Федерального закона от 9.февраля 2009 № 8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления» (далее – Федеральный закон № 8-ФЗ) к основным принципам обеспечения доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления относятся: открытость и доступность такой информации, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом; достоверность информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления и своевременность ее предоставления; свобода поиска и получения, информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления любым законным способом.
Статьей 6 Федерального закона № 8-ФЗ закреплены способы обеспечения доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, к которым, в частности, относится размещение информации о своей деятельности в сети «Интернет».
Органы местного самоуправления для размещения информации о своей деятельности используют сеть «Интернет», в которой создают официальные сайты с указанием адресов электронной почты, по которым пользователем информацией может быть направлен запрос и получена запрашиваемая информация (ст. 10 Федерального закона № 8-ФЗ).
В силу ч. 2.1. ст. 7 Федерального закона № 8-ФЗ общедоступная информация о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления предоставляется государственными органами и органами местного самоуправления неограниченному кругу лиц посредством ее размещения в сети «Интернет» в форме открытых данных.
Согласно п. б ч. 2 ст. 13 федерального закона № 8-ФЗ, тексты проектов законодательных и иных нормативных правовых актов, внесенных в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации, законодательные (представительные) органы государственной власти субъектов Российской Федерации, тексты проектов муниципальных правовых актов, внесенных в представительные органы муниципальных образований, должны размещаться в сети Интернет.
Кроме того, в статье 42 Конституции Российской Федерации закреплено право каждого гражданина на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.
В соответствии со ст. 3 Федерального закона от 10 января 2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее – Федеральный закон № 7-ФЗ) хозяйственная и иная деятельность органов местного самоуправления, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе принципов ответственности за обеспечение благоприятной окружающей среды и экологической безопасности на соответствующих территориях; обязательности участия в деятельности по охране окружающей среды органов местного самоуправления; организации и развитии системы экологического образования, воспитания и формирования экологической культуры.
В целях формирования экологической культуры и профессиональной подготовки специалистов в области охраны окружающей среды устанавливается система всеобщего и комплексного экологического образования, включающая в себя также распространение экологических знаний, в том числе через средства массовой информации (ст. 71 Федерального закона № 7-ФЗ).
Согласно ч. 1 ст. 74 Федерального закона № 7-ФЗ в целях формирования экологической культуры в обществе, воспитания бережного отношения к природе, рационального использования природных ресурсов осуществляется экологическое просвещение посредством распространения экологических знаний об экологической безопасности, информации о состоянии окружающей среды и об использовании природных ресурсов.
Частью 2 названной статьи закона определено, что экологическое просвещение, в том числе информирование населения о законодательстве в области охраны окружающей среды и законодательстве в области экологической безопасности, осуществляется органами местного самоуправления.
Одной из основных целей государственной политики в области развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации является обеспечение благоприятных условий для развития субъектов малого и среднего предпринимательства.
В силу ч. 1 ст. 11 Федерального закона № 209-ФЗ к полномочиям органов местного самоуправления по вопросам развития малого и среднего предпринимательства относится создание условий для развития малого и среднего предпринимательства.
Оказание информационной поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, осуществляется органами местного самоуправления в виде создания муниципальных информационных систем, официальных сайтов информационной поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства в сети «Интернет» и информационно-телекоммуникационных сетей и обеспечения их функционирования в целях поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства.
Как установлено, Администрацией требования названого законодательства исполняются ненадлежащим образом.
В частности, проведенным прокуратурой района мониторингом установлено, что на официальном сайте Администрации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» не размещены сведения о распространении экологических знаний об экологической безопасности, информации о состоянии окружающей среды и об использовании природных ресурсов.
Более того, решение об утверждении муниципальной программы «Развитие малого предпринимательства в Эрсинойском сельском поселении Веденского муниципального района Чеченской Республики на 2021 - 2023 годы» (проект и НПА) на официальном сайте администрации отсутствует.
Не размещение названной информации на официальном сайте Администрации нарушает права, свободы и законные интересы неопределенного круга лиц, заинтересованных в получении достоверной информации о деятельности органов местного самоуправления, снижает качество административно-управленческих процессов, что может способствовать коррупционным проявлениям.
По данному факту прокуратурой района в мае текущего года внесено представление в адрес главы администрации сельского поселения. Однако сведения о распространении экологических знаний об экологической безопасности, информации о состоянии окружающей среды и об использовании природных ресурсов по настоящее время не размещены на сайте, что подтверждается объяснением главы администрации сельского поселения.
Однако нарушения до настоящего времени Администрацией не устранены.
В соответствии с ч. 1 ст. 39 Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ) прокурор вправе обратиться в суд административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.
На основании ч. 4 ст. 218 Кодекса административного судопроизводства РФ (далее – КАС РФ), прокурор в пределах своей компетенции может обратиться в суд с административными исковыми заявлениями о признании незаконными решений, действий (бездействия) органов, организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в защиту прав, свобод и законных интересов иных лиц, если полагают, что оспариваемые решения, действия (бездействие) не соответствуют нормативному правовому акту, нарушают права, свободы и законные интересы граждан, организаций, иных лиц, создают препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
При таких обстоятельствах, требования прокурора суд признает обоснованными и подлежащими удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180, 227-228 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Административное исковое заявление заместителя прокурора Веденского района Чеченской Республики Аюбовой Э.С-А. - удовлетворить.
Признать незаконным бездействие администрации Эрсинойского сельского поселения Веденского муниципального района Чеченской Республики, выразившееся в не размещении на официальном сайте администрации в сети «Интернет» сведений о распространении экологических знаний об экологической безопасности, информации о состоянии окружающей среды и об использовании природных ресурсов, а также решение об утверждении муниципальной программы «Развитие малого предпринимательства в Эрсинойском сельском поселении Веденского муниципального района Чеченской Республики на 2021 - 2023 годы».
Обязать администрацию Эрсинойского сельского поселения Веденского муниципального района Чеченской Республики разместить на официальном сайте администрации в сети «Интернет» сведений о распространении экологических знаний об экологической безопасности, информации о состоянии окружающей среды и об использовании природных ресурсов, а также решение об утверждении муниципальной программы «Развитие малого предпринимательства в Эрсинойском сельском поселении Веденского муниципального района Чеченской Республики на 2021 - 2023 годы» в месячный срок со дня вступления решения в законную силу:
Обязать администрацию Эрсинойского сельского поселения Веденского муниципального района Чеченской Республики в месячный срок со дня вступления решения суда в законную силу сообщить в суд и прокурору Веденского района Чеченской Республики об исполнении решения по настоящему делу.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Чеченской Республики через Веденский районный суд Чеченской Республики в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Решение изготовлено в окончательной форме 14 декабря 2021 года.
Председательствующий И.А. Садулаев