УИД № ХХ
Дело № 2а-168/2020
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
21 мая 2020 г. п. Кадуй Вологодской области
Кадуйский районный суд Вологодской области в составе:
председательствующего судьи Антоновой Е.В.,
при секретаре Беловой Ю.Н.
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Сидорова А.В. к главному государственному инженеру-инспектору гостехнадзора Вологодской области в Кадуйском районе Смирнову А.М., Управлению государственной инспекции по надзору за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники Вологодской области о признании незаконным отказа в проведении государственной регистрации транспортного средства: каток марки <данные изъяты>
у с т а н о в и л:
16 апреля 2020 г. Сидоров А.В. обратился в суд с административным исковым заявлением к Управлению государственной инспекции по надзору за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники Вологодской области о признании незаконным отказа в проведении государственной регистрации транспортного средства: каток марки <данные изъяты>.
В обоснование требований указал, что ДД.ММ.ГГГГ 2020 года обратился в Государственную инспекцию Гостехнадзора Вологодской области с заявлением о регистрации транспортного средства: каток марки <данные изъяты>, год выпуска ДД.ММ.ГГГГ, номер двигателя № ХХ, рама № ХХ, цвет желтый. Каток был приобретен им на основании договора купли-продажи ДД.ММ.ГГГГ 2020 года № ХХ. Поскольку у данного трактора отсутствует паспорт самоходной машины и других видов техники в проведении государственной регистрации ему было отказано.
В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 15 мая 1995 г. № 460 «О введении паспортов на самоходные машины и другие виды техники в Российской Федерации» паспорта на тракторы, прицепы и полуприцепы, самоходные дорожно-строительные и иные машины введены с 1 сентября 1995 г. Отказ в государственной регистрации ущемляет его права, как собственника прицепа, поскольку он не может пользоваться незарегистрированным прицепом, продать, подарить, то есть распорядиться по собственному усмотрению.
Просил суд признать незаконным отказ от ДД.ММ.ГГГГ 2020 г. в проведении государственной регистрации транспортного средства: каток марки <данные изъяты>, год выпуска 1989, номер двигателя № ХХ, рама № ХХ, цвет желтый; обязать Государственную инспекцию Гостехнадзора Вологодской области произвести государственную регистрацию транспортного средства: каток марки <данные изъяты>, год выпуска 1989, номер двигателя № ХХ, рама № ХХ, цвет желтый
Определением Кадуйского районного суда Вологодской области от 17 апреля 2020 г. к участию в деле в качестве административного ответчика привлечен главный государственный инженер-инспектор гостехнадзора Вологодской области в Кадуйском районе Смирнов А.М., в качестве заинтересованного лица привлечен Комаров С.Ф.
В судебное заседание административный истец Сидоров А.В. не явился, исковые требования поддержал в полном объеме, просил рассмотреть дело без его участия.
Административный ответчик главный государственный инженер-инспектор гостехнадзора Вологодской области в Кадуйском районе Смирнов А.М. в судебное заседание не явился, в связи со служебной занятостью просил рассмотреть дело в его отсутствие.
Представитель административного ответчика Управления государственной инспекции по надзору за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники Вологодской области в судебное заседание не явился, о дате и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом.
Заинтересованное лицо Комаров С.Ф. в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, просил рассмотреть дело в его отсутствие.
Суд, исследовав и оценив материалы дела, пришел к следующему.
Согласно ч.1 ст.218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
При этом в силу п.1 ч.2 ст.227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, принимается судом по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца.
ДД.ММ.ГГГГ 2020 г. между Сидоровым А.В. и Комаровым С.Ф. и заключен договор купли-продажи № ХХ транспортного средства: каток марки <данные изъяты>, год выпуска 1989, номер двигателя № ХХ, рама № ХХ, цвет желтый
Как следует из материалов дела, год выпуска трактора 1989, паспорт самоходной машины на него на момент продажи отсутствовал. Документом, подтверждающим право собственности Комарова С.Ф. на указанное техническое средство, является договор купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ 2020 года.
ДД.ММ.ГГГГ 2020 г. Сидоров А.В. обратился в государственную инспекцию гостехнадзора Кадуйского района Вологодской области с заявлением (входящий № ХХ от ДД.ММ.ГГГГ.2020) о регистрации за ним приобретенного катка <данные изъяты>, в чем ему главным государственным инженером-инспектором гостехнадзора Вологодской области в Кадуйском районе Смирновым А.М. было отказано по мотиву отсутствия паспорта самоходной машины и других видов техники.
В соответствии с ч.3 ст.15 Федерального закона от 10 декабря 1995 г. № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» допуск транспортных средств, предназначенных для участия в дорожном движении на территории Российской Федерации, за исключением транспортных средств, участвующих в международном движении или ввозимых на территорию Российской Федерации на срок не более шести месяцев, осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации путем регистрации транспортных средств и выдачи соответствующих документов. Регистрация транспортных средств без документа, удостоверяющего его соответствие установленным требованиям безопасности дорожного движения, запрещается. В случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, отдельные действия по регистрации транспортных средств и выдача соответствующих документов осуществляются в том числе в электронной форме.
Пунктами 1.4, 1.10 Правил государственной регистрации тракторов, самоходных дорожно-строительных и иных машин и прицепов к ним органами государственного надзора за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники в Российской Федерации (гостехнадзора), утвержденных Минсельхозпродом РФ 16 января 1995 г. и зарегистрированных в Минюсте России 27 января 1995 г. № 785, предусмотрено, что государственной регистрации, учету в соответствии с настоящими Правилами подлежат тракторы (кроме мотоблоков), самоходные дорожно-строительные, мелиоративные, сельскохозяйственные и другие машины с рабочим объемом двигателя внутреннего сгорания более 50 куб. см, не подлежащие регистрации в подразделениях Государственной автомобильной инспекции Министерства внутренних дел Российской Федерации, а также номерные агрегаты и прицепы (полуприцепы) этих машин. Регистрация машин является обязанностью их владельцев и осуществляется государственными инспекциями гостехнадзора национально - государственных и административно - территориальных образований.
Из содержания указанных норм права следует, что регистрация транспортных средств как объектов движимого имущества устанавливается для допуска транспортных средств к участию в дорожном движении и осуществления технического учета транспортных средств на территории Российской Федерации.
В соответствии с п.1 Постановления Правительства РФ № 938 от 12 августа 1994 г. «О государственной регистрации автотранспортных средств и других видов самоходной техники на территории Российской Федерации» государственной регистрации на территории Российской Федерации подлежат автомототранспортные средства, тракторы, самоходные дорожно-строительные и иные машины с рабочим объемом двигателя внутреннего сгорания более 50 куб. см или максимальной мощностью электродвигателя более 4 кВт, а также прицепы к ним, принадлежащие юридическим и физическим лицам.
В соответствии с п.4 Постановления Правительства РФ № 938 от 12 августа 1994 г. «О государственной регистрации автотранспортных средств и других видов самоходной техники на территории Российской Федерации» регистрация транспортных средств, принадлежащих юридическим или физическим лицам, производится на основании паспортов транспортных средств, паспортов самоходных машин и других видов техники или электронных паспортов транспортных средств со статусом «действующий», оформленных в системе электронных паспортов транспортных средств (электронных паспортов шасси транспортных средств), а также заключенных в установленном порядке договоров или иных документов, удостоверяющих право собственности на транспортные средства и подтверждающих возможность допуска их к эксплуатации на территории Российской Федерации.
В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 15 мая 1995 г. № 460 «О введении паспортов на самоходные машины и другие виды техники в Российской Федерации» паспорта на тракторы, прицепы и полуприцепы, самоходные дорожно-строительные и иные машины введены с 1 сентября 1995 г. Установлено, что наличие указанных паспортов является обязательным условием для регистрации этих машин и допуска их к эксплуатации.
Вместе с тем, пунктом 2 указанного постановления установлено, что на самоходные машины и другие виды техники, выпущенные предприятиями-изготовителями до 1 сентября 1995 г., паспорта выдаются органами Гостехнадзора.
Аналогичные требования предусмотрены Положением о паспорте самоходной машины и других видов техники, утвержденным Госстандартом РФ 26 июня 1995 г., Минсельхозпродом РФ 28 июня 1996 г.
Как установлено судом, каток марки <данные изъяты>, имеет год выпуска 1989, то есть был выпущен до 1 сентября 1995 г., в связи с чем, наличие паспорта самоходной машины и других видов техники не являлось обязательным условием для его регистрации. Поскольку иные документы, подтверждающие право собственности Сидорова А.В. на тракторный прицеп, были представлены последним в инспекцию Гостехнадзора, отказ в проведении государственной регистрации тракторного прицепа нельзя признать законным и обоснованным, в связи с чем, заявленные исковые требования подлежат удовлетворению.
В силу п.1 ч.3 ст.227 КАС РФ в резолютивной части решения по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия) должно содержаться указание на необходимость сообщения об исполнении решения по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия) в суд и лицу, которое являлось административным истцом по этому административному делу, в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу, если иной срок не установлен судом.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд
р е ш и л:
Административные исковые требования Сидорова А.В. удовлетворить.
Признать незаконным отказ главного государственного инженера-инспектора гостехнадзора Вологодской области в Кадуйском районе Смирнова А.М. от ДД.ММ.ГГГГ 2020 г. в проведении государственной регистрации транспортного средства: каток марки <данные изъяты>, год выпуска 1989, номер двигателя № ХХ, рама № ХХ, цвет желтый.
Обязать Управление государственной инспекции по надзору за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники <адрес> в лице государственной инспекции Гостехнадзора Кадуйского района Вологодской области выдать паспорт на транспортного средства: каток марки <данные изъяты>, год выпуска 1989, номер двигателя № ХХ, рама № ХХ, цвет желтый; зарегистрировать указанный каток <данные изъяты> за Сидоровым А.В. с выдачей свидетельства о регистрации и государственного регистрационного знака.
Административному ответчику - главному государственному инженеру-инспектору Гостехнадзора Вологодской области в Кадуйском районе Смирнову Алексею Михайловичу в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу сообщить об исполнении решения суда в Кадуйский районный суд Вологодской области и административному истцу.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Вологодский областной суд через Кадуйский районный суд в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Мотивированное решение составлено 21 мая 2020 г.
Судья Е.В. Антонова