Судья Хафизова Р.Ш. УИД № 16RS0043-01-2021-014988-66
Дело № 2-4648/2021
№ 33-3714/2022
Учет 211г
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
10 марта 2022 года город Казань
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Татарстан в составе председательствующего Гаянова А.Р., судей Рашитова И.З. и Сахиповой Г.А., при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Сафиной Д.Х.
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Рашитова И.З. гражданское дело по апелляционной жалобе представителя исполнительного комитета Нижнекамского муниципального района Республики Татарстан Малышевой О.В. на решение Нижнекамского городского суда Республики Татарстан от 11 ноября 2021 года, которым постановлено:
иск Нижнекамского городского прокурора Республики Татарстан удовлетворить.
Обязать <данные изъяты>, Исполнительный комитет Нижнекамского муниципального района Республики Татарстан (в части обеспечения выделения необходимого целевого финансирования) в срок до 1 сентября 2022 года устранить нарушения законодательства о противодействии терроризму на объекте (территории), расположенной по адресу: <адрес> а именно:
- обеспечить охрану сотрудниками частных охранных организаций, подразделениями вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации, военизированными и сторожевыми подразделениями организации, подведомственной Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации, или подразделениями ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны;
- необходимо восстановить целостность периметрального ограждения территории путем установки ворот центрального входа, а также восстановления ограждения;
- оснастить въезд на объект (территорию) воротами, обеспечивающими жесткую фиксацию их створок в закрытом положении.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия
У С Т А Н О В И Л А:
Нижнекамский городской прокурор Республики Татарстан обратился в интересах неопределенного круга лиц обратился с иском к <данные изъяты> о возложении обязанности устранить нарушения законодательства о противодействии терроризму.
В обоснование иска указано, что Нижнекамской городской прокуратурой проведена проверка исполнения законодательства о противодействии терроризму в <данные изъяты>, в ходе которой выявлены нарушения законодательства. В ходе проверки установлено, что по итогам обследования и категорирования <данные изъяты> присвоена вторая категория опасности, таким образом, при совершении противоправных посягательствах на данный объект возникает угроза причинения вреда жизни и здоровью большого количества людей. Ранее прокуратурой города совместно с ОВО по Нижнекамскому району - филиал ФГКУ «УВО ВНГ России по Республике Татарстан» проводилась проверка антитеррористической защищенности <данные изъяты> итоги которой отражены в информации ОВО по Нижнекамскому району-филиал ФГКУ «УВО ВНГ России по Республике Татарстан» .... от 25 мая 2021 года. На основании вышеуказанной информации 25 мая 2021 года прокуратурой города в адрес руководителя исполнительного комитета Нижнекамского муниципального района Республики Татарстан, являющегося учредителем данного образовательного учреждения, внесено представление об устранении нарушений законодательства о противодействии терроризму (с пометкой «Для служебного пользования»), выявленных в <данные изъяты>. Повторной проверкой, итоги которой отражены в информации ОВО по Нижнекамскому району-филиал ФГКУ «УВО ВНГ России по Республике Татарстан» .... от 16 августа 2021 года, установлено, что работа по устранению нарушений в образовательном учреждении не проведена. Выявленные нарушения, выразившиеся в необеспечении надлежащей антитеррористической защиты образовательного учреждения, препятствуют реализации требований законодательства, существенно нарушают права работников и обучающихся, так как при наличии указанных нарушений, имеется реальная угроза их жизни и здоровью в случае совершения террористического акта и иных непредвиденных чрезвычайных ситуациях.
Нижнекамский городской прокурор Республики Татарстан просил обязать <данные изъяты> в срок до 01 сентября 2022 года устранить выявленные нарушения законодательства о противодействии терроризму на объекте (территории), расположенной по адресу: <адрес>, а именно: обеспечить охрану образовательного учреждения сотрудниками частных охранных организаций, подразделениями вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации, военизированными и сторожевыми подразделениями организации, подведомственной Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации, или подразделениями ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны; необходимо восстановить целостность периметрального ограждения территории путем установки ворот центрального входа, а также восстановления ограждения; оснастить въезд на объект (территорию) воротами, обеспечивающими жесткую фиксацию их створок в закрытом положении.
В качестве соответчика привлечен Исполнительный комитет Нижнекамского муниципального района Республики Татарстан.
В судебном заседании суда первой инстанции помощник Нижнекамского городского прокурора Хайруллина Д.И. на удовлетворении заявленных требований настаивала по основаниям, изложенным в исковом заявлении.
Представитель ответчика <данные изъяты> Черняева Т.А. исковые требования не признала.
Представитель ответчика Исполнительного комитета Нижнекамского муниципального района Республики Татарстан в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом.
Судом первой инстанции принято решение об удовлетворении иска в приведенной выше формулировке.
В апелляционной жалобе представитель Исполнительного комитета Нижнекамского муниципального района Республики Татарстан Малышева О.В. выражает несогласие с решением суда, просит его отменить и принять новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований. В обосновании жалобы указано, что своих денежных средств образовательная организация не имеет и будучи бюджетным учреждением, осуществляет свою деятельность на основании муниципального задания. Действующие нормы не предусматривают финансирование на организацию безопасности детей. Бюджетное учреждение не вправе отказаться от выполнения государственного (муниципального) задания. Финансовое обеспечение выполнения государственного (муниципального) задания бюджетным учреждением осуществляется в виде субсидий из бюджетной системы Российской Федерации. Главой Муниципального образования «Нижнекамский муниципальный район» Республики Татарстан 5 июля 2021 года было направлено письмо на имя Президента Республики Татарстан о рассмотрении возможности выделения финансовых средств из бюджета Республики Татарстан и на указанные выше цели, поскольку в бюджете Нижнекамского муниципального района Республики Татарстан денежные средства на реализацию указанных выше мероприятий отсутствуют.
Представитель истца в судебном заседании суда апелляционной инстанции с доводами жалобы не согласился, просил оставить решение суда первой инстанции без изменения.
Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, извещены надлежащим образом.
Проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии со статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации по результатам рассмотрения апелляционных жалобы, представления суд апелляционной инстанции вправе оставить решение суда первой инстанции без изменения, апелляционные жалобу, представление без удовлетворения.
Проверив законность и обоснованность судебного решения в пределах доводов апелляционной жалобы в соответствии со статьей 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия считает, что оснований к его отмене не имеется.
В соответствии с частью 1 статьи 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, муниципальных образований.
В соответствии со статьей 11 Концепции противодействия терроризму в Российской Федерации, утвержденной Президентом Российской Федерации 05 октября 2009 года, основными задачами противодействия терроризму являются выявление и устранение причин и условий, способствующих возникновению и распространению терроризма; обеспечение безопасности граждан и антитеррористической защищенности потенциальных объектов террористических посягательств, в том числе критически важных объектов инфраструктуры и жизнеобеспечения, а также мест массового пребывания людей.
Основные принципы противодействия терроризму, правовые и организационные основы профилактики терроризма и борьбы с ним, поставлены задачи минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма определены Федеральным законом от 06 марта 2006 года № 35-ФЗ «О противодействии терроризму».
В силу статьи 2 вышеуказанного Закона одним из принципов противодействия терроризму в Российской Федерации является приоритет мер предупреждения терроризма и минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма.
В соответствии с пунктом 4 части 2 статьи 5 Федерального закона № 35-ФЗ от 06 марта 2006 года «О противодействии терроризму», постановлением Правительства Российской Федерации от 02 августа 2019 года № 1006 утверждены Требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации, и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий).
В соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 9 Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования относятся обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных организаций, обустройство прилегающих к ним территорий.
Статьей 28 Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» предусмотрено, что образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации. К компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности относятся создание необходимых условий для охраны и укрепления здоровья, организации питания обучающихся и работников образовательной организации, создание условий для занятия обучающимися физической культурой и спортом.
Образовательная организация несет ответственность в установленном законодательством Российской Федерации порядке за невыполнение или ненадлежащее выполнение функций, отнесенных к ее компетенции, за реализацию не в полном объеме образовательных программ в соответствии с учебным планом, качество образования своих выпускников, а также за жизнь и здоровье обучающихся и работников образовательной организации.
На основании части 8 статьи 41 Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», охрана здоровья обучающихся включает в себя, обеспечение безопасности обучающихся во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность.
В соответствии с подпунктом 5 пункта 1 статьи 9 Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования относятся, в том числе обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных организаций, обустройство прилегающих к ним территорий.
Кроме того, в соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 17 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» органы местного самоуправления обладают полномочиями по финансированию муниципальных учреждений в случаях, когда речь идет о решении вопросов местного значения.
Исполнение требований нормативно-правовых актов по обеспечению антитеррористической защищенности образовательных организаций является и обязанностью органов местного самоуправления, а в силу статей 139, 140 Бюджетного кодекса Российской Федерации органы местного самоуправления имеют правовые полномочия на выделение денежных средств для обустройства территорий образовательных организация.
В соответствии со статьей 206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм (если указанные действия могут быть совершены только ответчиком), суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.
Из материалов дела следует, что в ходе проверки <данные изъяты> прокуратурой выявлены следующие нарушения законодательства о противодействии терроризму:
-необходимо обеспечить охрану объекта (территории) сотрудниками частных охранных организаций, подразделениями вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации, военизированными и сторожевыми подразделениями организации, подведомственной Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации, или подразделениями ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны;
- необходимо восстановить целостность периметрального ограждения территории путем установки ворот центрального входа, а также восстановления ограждения;
- оснастить въезд на объект (территорию) воротами, обеспечивающими жесткую фиксацию их створок в закрытом положении.
Также прокуратурой города совместно с ОВО по Нижнекамскому району - филиал ФГКУ «УВО ВНГ России по Республике Татарстан» проводилась проверка антитеррористической защищенности <данные изъяты>, итоги которой отражены в информации ОВО по Нижнекамскому району-филиал ФГКУ «УВО ВНГ России по Республике Татарстан» .... от 25 мая 2021 года.
На основании данной проверки 25 мая 2021 года прокуратурой города в адрес руководителя исполнительного комитета Нижнекамского муниципального района Республики Татарстан, являющегося учредителем данного образовательного учреждения, внесено представление об устранении вышеперечисленных нарушений законодательства о противодействии терроризму (с пометкой «Для служебного пользования»), выявленных в <данные изъяты>.
Более того, повторной проверкой, итоги которой отражены в информации ОВО по Нижнекамскому району-филиал ФГКУ «УВО ВНГ России по Республике Татарстан» .... от 16 августа 2021 года, установлено, что работа по устранению нарушений в образовательном учреждении не проведена.
Принимая решение об удовлетворении исковых требований прокурора, суд первой инстанции исходил из того, что ответственность за обеспечение антитеррористической защищенности объектов (территорий) возлагается на орган (организацию), являющийся правообладателем объектов (территорий), исполнительный комитет Нижнекамского муниципального района Республики Татарстан является учредителем МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №15 с углубленным изучением отдельных предметов» НМР Республики Татарстан.
Судебная коллегия соглашается с указанными выводами суда первой инстанции.
В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 17 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления муниципальных районов обладают полномочиями по финансированию муниципальных учреждений.
Согласно Уставу <данные изъяты>, учредителем учреждения является муниципальное образование «Нижнекамский муниципальный район» Республики Татарстан. Функции и полномочия учредителя учреждения осуществляет Муниципальное казенное учреждение «Исполнительный комитет Нижнекамского муниципального района».
Также верно указано судом первой инстанции, что срок для устранения выявленных недостатков до 1 сентября 2022 года, то есть до начала учебного года, является разумным и достаточным для исполнения решения суда.
Доводы апелляционной жалобы о том, что судом первой инстанции не приняты во внимание сроки осуществления мероприятий антитеррористической защищенности, установленные действующими нормативными правовыми актами, особенности расходования бюджетных средств, судом первой инстанции неверно установлен характер правоотношений и круг конкретных носителей прав и обязанностей, судебной коллегией отклоняются как несостоятельные в силу следующего.
Подпунктом «е» пункта 11 Требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий), утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 2 августа 2019 года № 1006, предусмотрено, что комиссия, созданная для обследования и категорирования объекта (территории) на предмет антитеррористической защищенности, определяет перечень необходимых мероприятий по обеспечению антитеррористической защищенности объекта (территории) с учетом категории объекта (территории), а также сроки осуществления указанных мероприятий с учетом объема планируемых работ и планирования финансирования мероприятий на 2 финансовых года, следующих за текущим финансовым годом.
В данном случае, мероприятия по определению категории антитеррористической защищенности <данные изъяты> были проведены в 2019 году, составлен паспорт безопасности, в котором установлены сроки проведения соответствующих мероприятий – 12 месяцев. Жизнь и здоровье детей находится под особой защитой государства, поэтому эти нарушения должны устраняться в максимально короткие сроки. Указанный в паспорте безопасности срок является достаточным для устранения выявленных нарушений законодательства в области антитеррористической защищенности. Исполнительный комитет Нижнекамского муниципального района Республики Татарстан, буду учредителем <данные изъяты> с углубленным изучением отдельных предметов», несет обязанность по обеспечению финансирования мероприятий антитеррористической защищенности школы.
При таких обстоятельствах, учитывая период времени, прошедший с момента установления необходимости проведения вышеуказанных мероприятий антитеррористической защищенности, и объем фактически выполненных ответчиками работ, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о наличии правовых оснований для удовлетворения исковых требований с указанием срока их исполнения до 1 сентября 2022 года.
Доводов, свидетельствующих о незаконности обжалуемого решения, апелляционная жалоба не содержит.
В целом, доводы апелляционной жалобы сводятся к несогласию с выводами суда первой инстанции и иной оценке установленных по делу обстоятельств, что не отнесено статьей 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации к числу оснований для отмены решения суда в апелляционном порядке.
Учитывая, что неправильного применения норм материального права или нарушений норм процессуального права, в том числе влекущих безусловную отмену судебных актов, не установлено, оснований для отмены обжалуемого решения не имеется.
Руководствуясь статьями 199, 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
О П Р Е Д Е Л И Л А:
решение Нижнекамского городского суда Республики Татарстан от 11 ноября 2021 года, по данному делу оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя исполнительного комитета Нижнекамского муниципального района Республики Татарстан – без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в срок, не превышающий трех месяцев, в Шестой кассационный суд общей юрисдикции (город Самара) через суд первой инстанции.
Апелляционное определение в окончательной форме изготовлено 15 марта 2022 года.
Председательствующий
Судьи