Дело № 2-828/2020
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
11 марта 2020 года г. Элиста
Элистинский городской суд Республики Калмыкия в составе
председательствующего судьи Буджаевой С.А.,
при секретаре Сангаевой Г.Б.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Республики Калмыкия в интересах Губочкиной Татьяны Андреевны к Министерству по строительству, транспорту и дорожному хозяйству Республики Калмыкия о предоставлении жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения,
у с т а н о в и л:
Прокурор Республики Калмыкия, действующий в интересах Губочкиной Т.А., обратился в суд с иском к Министерству по строительству, транспорту и дорожному хозяйству Республики Калмыкия о предоставлении жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения.
В обоснование заявленных требований указывает, что прокуратурой республики проведена проверка по обращению Губочкиной Т.А. о нарушении ее жилищных прав. По результатам проверки установлено, что мать Губочкиной Т.А., ДД.ММ.ГГГГ, Губочкина Е.С., являясь матерью-одиночкой, по решению суда лишена родительских прав, опекуном ребенка назначалась ее бабушка ФИО2 В настоящее время Губочкина Т.А. проживает по адресу: Республика <адрес> у своей бабушки ФИО1. Иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего на праве собственности, не имеет. Распоряжением главы Администрации Садовского сельского муниципального образования Республики Калмыкия от 20.01.2011г. №4 Губочкина Т.А. признана нуждающейся в улучшении жилищных условий и принята на учет по категории дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей, нуждающиеся в улучшении жилищных условий. С 2011 года истец состояла на указанном учете в качестве нуждающейся в жилом помещении в Администрации Садовского СМО РК. Органами государственной власти, органами местного самоуправления земельный участок и жилое помещение Губочкиной Т.А. не предоставлялись. Ссылаясь на то, что по настоящее время право Губочкиной Т.А. как лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на предоставление жилого благоустроенного помещения по договору социального найма, гарантированное государством, не реализовано, жилое помещение не представлено, просит суд возложить обязанность на Министерство по строительству, транспорту и дорожному хозяйству Республики Калмыкия предоставить Губочкиной Т.А. благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения не менее 33 квадратных метров.
В судебном заседании прокурор Матвеева О.В., истец Губочкина Т.А. поддержали заявленные исковые требования.
Представитель Министерства по строительству, транспорту и дорожному хозяйству Республики Калмыкия в судебное заседание не явился, представив письменные возражения, в которых исковые требования не признал, указав, что предоставление истцу во внеочередном порядке жилого помещения ставит в неравное положение его с другими лицами аналогичной категории, нуждающимися в предоставлении жилого помещения, что является нарушением законных прав и интересов третьих лиц.
Представители третьих лиц – Министерства образования и науки Республики Калмыкия, Администрации Садовского сельского муниципального образования Республики Калмыкия ходатайствовали о рассмотрении дела в их отсутствие, не возражали против удовлетворения исковых требований.
Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд находит исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Конституция Российской Федерации, закрепляя в статье 40 право каждого на жилище и предполагая, что в условиях рыночной экономики граждане обеспечивают его реализацию в основном самостоятельно с использованием для этого различных допускаемых законом способов, одновременно возлагает на органы государственной власти и органы местного самоуправления обязанность по созданию условий для осуществления данного права (часть 2); при этом она предусматривает, что малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами (часть 3). Тем самым определение категорий граждан, нуждающихся в жилище, а также конкретных форм, источников и порядка обеспечения их жильем с учетом реальных финансово-экономических и иных возможностей, имеющихся у государства, отнесено к компетенции законодателя.
В соответствии со ст. 45 ГПК РФ заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд. Указанное ограничение не распространяется на заявление прокурора, основанием для которого является обращение к нему граждан о защите нарушенных или оспариваемых социальных прав, свобод и законных интересов в сфере трудовых (служебных) отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений; защиты семьи, материнства, отцовства и детства; социальной защиты, включая социальное обеспечение; обеспечения права на жилище в государственном и муниципальном жилищных фондах; охраны здоровья, включая медицинскую помощь; обеспечения права на благоприятную окружающую среду; образования.
Как установлено судом и следует из материалов дела, Губочкина Т.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, относится к лицам из числа детей, оставшихся без попечения родителей. Мать истца – ФИО4, являющаяся одинокой матерью, лишена родительских прав по решению Сарпинского районного суда Республики Калмыкия от 14 ноября 1996 года.
Распоряжением представителя президента Республики Калмыкия в Сарпинском районе №29рПП от 24 января 1997 года опекуном над несовершеннолетней Губочкиной Т.А. назначалась ее бабушка ФИО5.
Распоряжением Главы Администрации Садовского сельского муниципального образования Республики Калмыкия №4 от 20 января 2011 года Губочкина Т.А. принята на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, представляемом по договору социального найма, в список детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей.
Из письма министерства образования и науки Республики Калмыкия от 06 февраля 2020 г. за исх.№176/01-17 следует, что по состоянию на 01 января 2020 года истец состоит в списке подлежащих обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей Республики Калмыкия под номером учетной записи 123.
Письмом министерства по строительству, транспорту и дорожному хозяйству Республики Калмыкия от 07 февраля 2020 г. за исх.№010/ЮО-02-03-689 подтверждено, что по состоянию на 01 сентября 2019 года Губочкина Т.А. состоит на учете в Сводном списке подлежащих обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, сформированном Министерством образования и науки Республики Калмыкия, согласно дате постановки на учет под номером 139.
Решением Собрания депутатов Садовского сельского муниципального образования Республики Калмыкия №11/27 от 04 апреля 2006 года установлена норма предоставления площади жилого помещения по договору социального найма в Садовском сельском муниципальном образовании Республики Калмыкия на одиноко проживающего гражданина в размере 33 кв.метров.
В силу статей 92, 109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации к жилым помещениям специализированного жилищного фонда относятся жилые помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Базовым нормативным правовым актом, регулирующим право детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на обеспечение жилыми помещениями, является Федеральный закон от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (далее - Федеральный закон от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ), который определяет общие принципы, содержание и меры государственной поддержки данной категории лиц.
В соответствии с пунктом 1 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений (абзац 1).
Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом названного пункта, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия (абзац второй).
По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом названного пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях (абзац третий).
Таким образом, как следует из содержания приведенных правовых норм, федеральный законодатель определил основания и условия предоставления жилых помещений по договорам найма специализированных жилых помещений лицам, указанным в абзаце первом пункта 1 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ.
К их числу относится, в частности, достижение лицом возраста 18 лет, окончание срока пребывания ребенка в образовательной организации.
При этом федеральный законодатель не определил срок, в течение которого должно предоставляться жилое помещение данной категории граждан, что не может толковаться иначе, как необходимость обеспечения возможности осуществления такого права непосредственно после его возникновения.
В соответствии с пунктом 1 статьи 22.1 Закона Республики Калмыкия от 03 ноября 2011 года № 296-IV-З «О правовом регулировании отдельных вопросов в сфере жилищных отношений» детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, уполномоченным органом исполнительной власти Республики Калмыкия, осуществляющим управление государственным жилищным фондом Республики Калмыкия, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда Республики Калмыкия по договорам найма специализированных жилых помещений.
Согласно Положению о Министерстве по строительству, транспорту и дорожному хозяйству Республики Калмыкия, утвержденному Постановлением Правительства Республики Калмыкия от 08 ноября 2010 года №338, Министерство осуществляет функции по формированию специализированного жилищного фонда Республики Калмыкия для обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и предоставлению им жилых помещений по договорам найма специализированных жилых помещений, договорам социального найма жилых помещений из государственного жилищного фонда Республики Калмыкия по основаниям и в порядке, предусмотренным действующим законодательством (пункт 4.3.25).
Таким образом, ни статья 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», ни иные нормы вышеуказанных законов не устанавливают очередность внутри данного списка в качестве условия предоставления жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения соответствующей категории граждан.
Установленный законом субъекта Российской Федерации порядок предоставления специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений определяет процедуру формирования соответствующего списка с целью определения требуемых объемов ежегодного финансирования (объем субвенций), выделяемого на цели обеспечения жильем указанной категории лиц.
При этом отсутствие надлежащего финансирования на цели обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не может служить основанием для отказа в обеспечении указанной категории граждан жильем по договору найма специализированного жилого помещения.
Судом установлено, что Губочкина Т.А. состоит на учете в качестве нуждающейся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, в списке детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, достигла возраста 18 лет.
Из представленной в материалы дела копии паспорта Губочкиной Т.А. видно, что она зарегистрирована по месту жительства с 26.05.2015г. по адресу: Республика <адрес>, отметок о снятии с регистрационного учета не имеется.
В судебном заседании истец пояснила, что зарегистрирована и проживает у бабушки по адресу: <адрес>.
Согласно уведомлению Федеральной Службы государственной регистрации, кадастра и картографии от 20.02.2020г. №00-00-4001/5029/2020-70288 Губочкина Т.А. сведения о правах Губочкиной Т.А., ДД.ММ.ГГГГ, на имеющиеся у нее объекты недвижимого имущества в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущества и сделок с ним на территории Российской Федерации отсутствуют.
Согласно уведомлению об отсутствии в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним от 01 марта 2019 года №00-00-4001/5047/2019-54282 сведения о правах Губочкиной Т.А., ДД.ММ.ГГГГ, на имеющиеся у нее объекты недвижимого имущества в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущества и сделок с ним на территории Республики Калмыкия отсутствуют.
Губочкина Т.А. не является нанимателем жилых помещений по договорам социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилых помещений, что не оспаривалось сторонами.
При таких обстоятельствах истец соответствует всем основным условиям предоставления ему благоустроенного жилого помещения специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения, указанных в Федеральном законе от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ, и по достижении 18 летнего возраста должна быть обеспечена жилым помещением специализированного жилищного фонда.
Между тем до настоящего времени Губочкина Т.А. жилым помещением в установленном законом порядке не обеспечена.
Учитывая, что Губочкина Т.А., как лицо из числа детей сирот обладает правом на предоставление ей жилого помещения, однако до настоящего времени обязанность уполномоченного органа исполнительной власти Республики Калмыкия, осуществляющего управление государственным жилищным фондом Республики Калмыкия, предоставить такое жилье не исполнена, суд приходит к выводу о необходимости возложения на Министерство по строительству, транспорту и дорожному хозяйству Республики Калмыкия обязанности по предоставлению истцу жилого помещения.
Доводы стороны ответчика о том, что удовлетворение требований Губочкиной Т.А. поставит в неравное положение ее с другими лицами, нуждающимися в предоставлении жилого помещения, не могут быть приняты во внимание, поскольку исходя из требований ст. 8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» предоставление жилых помещений специализированного жилищного фонда указанной категории граждан не ставится законом в зависимость от каких-либо условий, в том числе от наличия или отсутствия денежных средств на приобретение жилых помещений, наличия или отсутствия других лиц, обладающих аналогичным правом, от времени постановки на учет, от соблюдения порядка очередности лиц равной категории, а также от иных условий.
Законодатель установил, что жилое помещение специализированного жилищного фонда должно предоставляться по месту жительства детей-сирот (пункт 1 статьи 8 Федерального закона от 21.12.1996 N 159-ФЗ с последующими изменениями).
По смыслу пунктов 1 и 7 статьи 8 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» жилое помещение предоставляется гражданам указанной категории безвозмездно и однократно. Оно должно предоставляться на территории населенного пункта по месту жительства лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта и соответствовать норме предоставления жилого помещения, применяемой для договоров социального найма.
В настоящее время истец Губочкина Т.А. постоянно проживает в с.Садовое Сарпинского района Республики Калмыкия.
Решением Собрания депутатов Садовского сельского муниципального образования Республики Калмыкия от 4 апреля 2006 года норма предоставления общей площади жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма, в Садовском сельском муниципальном образовании установлена в размере 33 квадратных метра на одиноко проживающего гражданина.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд
р е ш и л:
исковые требования прокурора Республики Калмыкия в интересах Губочкиной Татьяны Андреевны к Министерству по строительству, транспорту и дорожному хозяйству Республики Калмыкия о предоставлении жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения удовлетворить.
Возложить на Министерство по строительству, транспорту и дорожному хозяйству Республики Калмыкия обязанность предоставить Губочкиной Татьяне Андреевне благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированных жилых помещений площадью не менее 33 кв.метров.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Верховного Суда Республики Калмыкия в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме через Элистинский городской суд Республики Калмыкия.
Судья С.А. Буджаева