К делу № 12-187/2017
РЕШЕНРР•
город Белореченск 01 ноября 2017 года
Белореченский районный суд Краснодарского края в составе:
Председательствующего: СЃСѓРґСЊРё Якимчика Р”.Р.
секретаря судебного заседания Архиповой Л.А.
помощника Белореченского межрайонного прокурора Яврумяна О.М.
главного государственного инспектора
РїРѕ использовании Рё охране земель РњРёРєРѕРІР° Р.Рђ.,
рассмотрев РІ открытом судебном заседании протест Белореченского межрайонного РїСЂРѕРєСѓСЂРѕСЂР° РЅР° постановление в„– 159 главного государственного инспектора РІ Апшеронском Рё Белореченском районах РїРѕ использованию Рё охране земель РњРёРєРѕРІР° Р.Рђ. РѕС‚ 29.09.2017 Рі. РІ отношении РћРћРћ «Вершина», РїРѕ делу РѕР± административном правонарушении, предусмотренном С‡. 1 СЃС‚. 8.8 РљРѕРђРџ Р Р¤,
РЈРЎРўРђРќРћР’РР›:
Постановлением главного государственного инспектора РІ Апшеронском Рё Белореченском районах РїРѕ использованию Рё охране земель РњРёРєРѕРІР° Р.Рђ. в„– 159 РѕС‚ 29.09.2017 Рі. РћРћРћ «Вершина» привлечено Рє административной ответственности РїРѕ С‡. 1 СЃС‚. 8.8 РљРѕРђРџ Р Р¤ Рё назначено административное наказание РІ РІРёРґРµ штрафа РІ размере 100 000 (сто тысяч) рублей. Белореченский межрайонный РїСЂРѕРєСѓСЂРѕСЂ обратился РІ Белореченский районный СЃСѓРґ РљРє СЃ протестом, считает, РїРѕСЂСЏРґРѕРє привлечения РћРћРћ «Вершина» Рє административной ответственности был нарушен, РїСЂРѕСЃРёС‚ СЃСѓРґ указанное постановление отменить.
Помощник Белореченского межрайонного РїСЂРѕРєСѓСЂРѕСЂР° РІ судебном заседании протест поддержал, РїСЂРѕСЃРёР» СЃСѓРґ постановление главного государственного инспектора РІ Апшеронском Рё Белореченском районах РїРѕ использованию Рё охране земель РњРёРєРѕРІР° Р.Рђ. в„– 159 РѕС‚ 29.09.2017 Рі. РІ отношении РћРћРћ «Вершина» привлеченного Рє административной ответственности РїРѕ С‡. 1 СЃС‚. 8.8 РљРѕРђРџ Р Р¤ СЃ назначением административного наказания РІ РІРёРґРµ штрафа РІ размере 100 000 (сто тысяч) рублей, отменить.
Главный государственный инспектор РІ Апшеронском Рё Белореченском районах РїРѕ использованию Рё охране земель РњРёРєРѕРІ Р.Рђ. РІ судебном заседании возражал против удовлетворения протеста РїСЂРѕРєСѓСЂРѕСЂР°.
Представитель лица привлеченного к административной ответственности ООО «Вершина», в судебное заседание не явился, извещен надлежаще и заблаговременно, о причинах неявки суду не известно.
Суд, выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, полагает, что протест Белореченского межрайонного прокурора на постановление по делу об административном правонарушении № 159 от 29.09.2017 г. подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 25.11 КоАП РФ прокурор в пределах своих полномочий вправе приносить протест на постановление по делу об административном правонарушении независимо от участия в деле, а также совершать иные предусмотренные федеральным законом действия.
В соответствии со ст. 30.10 КоАП РФ прокурор вправе принести протест на незаконное постановление по делу об административном правонарушении в порядке, установленном ст. 30.1, ч.ч. 1,3 ст. 30.2, ст. 30.3 КоАП РФ.
В силу п. 31 ч. 4 ст. 1 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее - Закон № 294-ФЗ) особенности организации и проведения проверок в части, касающейся вида, предмета, оснований проведения проверок, сроков и периодичности их проведения, уведомлений о проведении внеплановых выездных проверок и согласования проведения внеплановых выездных проверок с органами прокуратуры, могут устанавливаться другими федеральными законами при осуществлении государственного земельного надзора и муниципального земельного контроля.
Согласно ч. 1 ст. 71.2 Земельного кодекса РФ (далее - ЗК РФ) в рамках систематического наблюдения за исполнением требований законодательства Российской Федерации должностными лицами, уполномоченными на осуществление государственного земельного надзора, проводится административное обследование объектов земельных отношений.
В соответствии с п. 1 постановления Правительства РФ от 18.03.2015 № 251 «Об утверждении Правил проведения административного обследования объектов земельных отношений» (далее - Правила) административное обследование объектов земельных отношений осуществляется должностными лицами органов государственного земельного надзора, уполномоченными на проведение плановых и внеплановых проверок соблюдения требований земельного законодательства Российской Федерации.
Согласно п. 2 ч. 1 ст. 8.3 Закона № 294-ФЗ к мероприятиям по контролю, при проведении которых не требуется взаимодействие органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля с юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, относятся административные обследования объектов земельных отношений.
В силу ч. 2 ст. 72 ЗК РФ муниципальный земельный контроль осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и в порядке, установленном нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами органов местного самоуправления с учетом положений настоящей статьи.
В соответствии с внесенными Законом Краснодарского края от 25.06.2015 № 3205-K3 изменениями, статья 8 Закона Краснодарского края от 04.03.2015 № 3126-K3 «О порядке осуществления органами местного самоуправления муниципального земельного контроля на территории Краснодарского края» (далее - Закон № 3126-K3), регламентирующая порядок проведения органами муниципального земельного контроля административного обследования объектов земельных отношений, признана утратившей силу.
Вместе с тем, в нарушение ч. 1 ст. 71.2, ч. 1 ст. 72 ЗК РФ, п. 1 Правил, а также требований Закона № 3126-K3, 12.09.2017 отделом муниципального земельного контроля администрации муниципального образования Белореченский район проведено административное обследование земельного участка с кадастровым номером 23:39:0302019:35 площадью 84 632 кв.м, из категории земель населенных пунктов с разрешенным видом использования - для сельскохозяйственного использования, находящегося в пользовании ООО «Вершина», в отсутствие полномочий на его проведение.
Впоследствии, выявленные с нарушением закона в деятельности ООО «Вершина» нарушения в части нецелевого использования земельного участка с кадастровым номером 23:39:0302019:35 явились основанием для привлечения межмуниципальным отделом по Апшеронскому и Белореченскому районам Управления Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Краснодарскому краю юридического лица - ООО «Вершина» к административной ответственности по ч. 1 ст. 8.8 КоАП РФ.
В силу ч. 3 ст. 26.2 КоАП РФ не допускается использование доказательств по делу об административном правонарушении, в том числе результатов проверки, проведенной в ходе осуществления государственного контроля (надзора) и муниципального контроля, если указанные доказательства получены с нарушением закона.
РСЃС…РѕРґСЏ РёР· положений С‡. 1 СЃС‚. 1.6 РљРѕРђРџ Р Р¤ обеспечение законности РїСЂРё применении мер административного принуждения предполагает РЅРµ только наличие законных оснований для применения административного взыскания, РЅРѕ Рё соблюдение установленного законом РїРѕСЂСЏРґРєР° привлечения лица Рє административной ответственности.
Таким образом, вышеуказанные нарушения являются существенными, влекущими Р·Р° СЃРѕР±РѕР№ отмену постановления главного государственного инспектора РІ Апшеронском Рё Белореченском районах РїРѕ использованию Рё охране земель РњРёРєРѕРІР° Р.Рђ. РѕС‚ 29.09.2017 в„– 159, вынесенного РїРѕ результатам незаконно проведенного органом муниципального земельного контроля административного обследования.
В постановлении по делу об административном правонарушении отсутствуют сведения о дате его получения, в связи с чем, срок опротестования данного постановления, предусмотренный ч. 1 ст. 30.3 КоАП РФ, не пропущен.
В силу ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
Согласно ст. 1.5 КоАП РФ, лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, считается невиновным, пока его вина не будет доказана в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, и установлена вступившим в законную силу постановлением судьи, органа, должностного лица, рассмотревших дело. Лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность, за исключением случаев, предусмотренных примечанием к настоящей статье. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
РСЃС…РѕРґСЏ РёР· положений С‡. 1 СЃС‚. 1.6 РљРѕРђРџ Р Р¤ обеспечение законности РїСЂРё применении мер административного принуждения предполагает РЅРµ только наличие законных оснований для применения административного взыскания, РЅРѕ Рё соблюдение установленного законом РїРѕСЂСЏРґРєР° привлечения лица Рє административной ответственности.
Частью 1 статьи 8.8 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за использование земельного участка не по целевому назначению в соответствии с его принадлежностью к той или иной категории земель и (или) разрешенным использованием, за исключением случаев, предусмотренных частями 2, 2.1 и 3 настоящей статьи.
Как следует из постановления по делу об административном правонарушении, ООО «Вершина» на праве аренды принадлежит земельный участок с кадастровым номером 23:39:0302019:35 площадью 84632 кв.м. категории земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для сельскохозяйственного использования, расположенного по адресу: Краснодарский край, Белореченский район Великовечненское сельское поселение.
Проведенной административным органом проверкой установлено, что указанный земельный участок к/н 23:39:0302019:35 используется ООО «Вершина» не по целевому назначению, поскольку он предоставлен для сельскохозяйственного использования, а используется для размещения автостоянки.
В качестве доказательств вины ООО «Вершина» в совершении административного правонарушения в материалах дела представлены: протокол об административном правонарушении, акт от 12.09.2017 г., фототаблица, договор аренды земельного участка № г. и постановление о назначении административного наказания № 159 от 29.09.2017 г.
Приведенные доказательства выполнены должностными лицами территориального отдела управления Росреестра по Краснодарскому краю. В акте сказано, что на земельном участке с кадастровым номером 23:39:0302019:35 уничтожен плодородный слой почвы, путем отсыпки его гравийно-песчаной смесью и размещена стоянка автомобилей.
Р’ соответствии СЃ С‡. 2 СЃС‚. 26.2 РљРѕРђРџ Р Р¤ доказательствами РїРѕ делу РѕР± административном правонарушении являются любые фактические данные, РЅР° основании которых СЃСѓРґСЊСЏ, орган, должностное лицо, РІ производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого Рє административной ответственности, Р° также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела. Рти данные устанавливаются протоколом РѕР± административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, РІ отношении которого ведется производство РїРѕ делу РѕР± административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, Р° также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.
В постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 24 марта 2005 года № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» отмечено, что при рассмотрении дела об административном правонарушении собранные по делу доказательства должны оцениваться в соответствии со статьей 26.11, а также с учетом требований закона при их получении (ч. 3 ст. 26.2 КоАП РФ).
В ходе оценки доказательств особое значение имеет решение вопроса об относимости доказательств, то есть судья вправе принять к рассмотрению лишь те доказательства, которые могут подтвердить или опровергнуть факты, относящиеся к делу. Объективная оценка доказательств способствует всестороннему и полному рассмотрению всех обстоятельств дела. Результаты оценки всей совокупности доказательств судьей должны найти адекватное отражение в постановлении по делу об административном правонарушении.
Как установлено в судебном заседании отделом муниципального земельного контроля администрации муниципального образования Белореченский район проведено административное обследование земельного участка с кадастровым номером 23:39:0302019:35 площадью 84 632 кв.м, из категории земель населенных пунктов с разрешенным видом использования - для сельскохозяйственного использования, находящегося в пользовании ООО «Вершина», проведено в нарушение ч. 1 ст. 71.2, ч. 1 ст. 72 ЗК РФ, п. 1 Правил, а также требований Закона № 3126-КЗ, 12.09.2017 в отсутствие полномочий на его проведение.
При таких обстоятельствах вывод должностного лица о наличии в деянии ООО «Вершина» состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 8.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, обоснованным признать нельзя.
По смыслу ст. 1.5 КоАП РФ бремя доказывания виновности лица в инкриминируемом правонарушении возлагается на органы публичной власти.
Таким образом, представленные суду доказательства не позволяют достоверно установить наличие в действиях ООО «Вершина» состава инкриминируемого деяния.
В силу ч. 4 ст. 1.5 КоАП РФ неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
В связи с вышеизложенным, выводы административного органа относительно виновности ООО «Вершина» по ч. 1 ст. 8.8 КоАП РФ не могут быть признаны обоснованными, подтвержденными материалами дела.
Пунктом 3 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ предусмотрено, что по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении может быть вынесено решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 КоАП РФ, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.
Таким образом, вышеуказанные нарушения являются существенными, влекущими Р·Р° СЃРѕР±РѕР№ отмену постановления главного государственного инспектора РІ Апшеронском Рё Белореченском районах РїРѕ использованию Рё охране земель РњРёРєРѕРІР° Р.Рђ. РѕС‚ в„– РїРѕ результатам незаконно проведенного органом муниципального земельного контроля административного обследования.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 30.6-30.9 КоАП РФ, суд
РЕШРР›:
Постановление в„– РѕС‚ ДД.РњРњ.ГГГГ главного государственного инспектора РІ Апшеронском Рё Белореченском районах РїРѕ использованию Рё охране земель РњРёРєРѕРІР° Р.Рђ. РїРѕ делу РѕР± административном правонарушении РїРѕ С‡. 1 СЃС‚. 8.8 РљРѕРђРџ Р Р¤ РІ отношении РћРћРћ «Вершина» - отменить, производство РїРѕ делу прекратить РїРѕ основаниям Рї. 3 С‡. 1 СЃС‚. 30.7 РљРѕРђРџ Р Р¤, то есть Р·Р° недоказанностью обстоятельств, РЅР° основании которых было вынесено постановление.
Протест Белореченского межрайонного РїСЂРѕРєСѓСЂРѕСЂР° РЅР° постановление в„– 159 главного государственного инспектора РІ Апшеронском Рё Белореченском районах РїРѕ использованию Рё охране земель РњРёРєРѕРІР° Р.Рђ. РѕС‚ 29.09.2017 Рі. РІ отношении РћРћРћ «Вершина», РїРѕ делу РѕР± административном правонарушении, предусмотренном С‡. 1 СЃС‚. 8.8 РљРѕРђРџ Р Р¤ – удовлетворить.
Решение может быть обжаловано в Краснодарский краевой суд через Белореченский районный суд Краснодарского края в течение 10 суток.
РЎСѓРґСЊСЏ РїРѕРґРїРёСЃСЊ.