РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
19 июля 2017 года п. Ленинский
Ленинский районный суд Тульской области в составе:
председательствующего Колосковой Л.А.,
при секретаре Линкевич О.В.,
с участием
представителей административного истца согласно доверенностей ФИО3 и ФИО13,
представителя административного ответчика согласно доверенности ФИО4,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело №а-1097/2017 по административному иску Общества с ограниченной ответственностью «СтройИндустрия» к Министерству природных ресурсов и экологии Тульской области о признании незаконным предписания об устранении выявленных нарушений и отмене,
у с т а н о в и л:
ООО «СтройИндустрия» обратилось в суд с иском к Министерству природных ресурсов и экологии Тульской области о признании незаконным предписания об устранении выявленных нарушений и отмене данного предписания, указывая в обоснование требований на то, что ДД.ММ.ГГГГ заместителем министра – директором департамента лесного хозяйства министерства природных ресурсов и экологии Тульской области ФИО1 по результатам мероприятий по контролю соблюдения лесного законодательства в отношении ООО «СтройИндустрия» вынесено предписание №. В данном предписании указано: привести арендованный участок лесного фонда (договор аренды лесного участка от ДД.ММ.ГГГГ №), расположенный по адресу: <адрес>, в соответствие с проектом освоения лесов, который имеет положительное заключение Государственной экспертизы от ДД.ММ.ГГГГ №, выданное Комитетом лесного хозяйства Тульской области (приказ от ДД.ММ.ГГГГ №-о) и лесным законодательством. Удалить с лесного фонда подземные коммуникации (электрический силовой кабель и канализацию). Демонтировать канализационный колодец площадью 0,00036 га. Демонтировать водозаборную скважину площадью 0,0001 га.
Считают, что обязанности на ООО «СтройИндустрия» возложены незаконно. Электрический силовой кабель подведен к объекту попутного и бытового обслуживания и питания в виде воздушной линии, подземный кабель на арендуемом участке отсутствует. При проведении мероприятий по соблюдению лесного законодательства на арендуемом Обществом земельном участке каких-либо признаков трубопроводов, коллекторов, каналов и сооружений на них, централизованной системы водоотведения не выявлено. В соответствии с Проектом освоения-лесов, который имеет положительное заключение от ДД.ММ.ГГГГ Государственной экспертизы проекта освоения лесов, Раздел 4, таблица 9 «Характеристика существующих и проектируемых на лесном участке временных построек, объектов благоустройства и объектов не связанных с созданием лесной инфраструктуры» одним из проектируемых объектов является туалет, который в соответствии с картой схемой территориального размещения объектов, находится внутри объекта попутного и бытового обслуживания и питания. Вид туалета в проекте не указан. В связи с отсутствием на арендуемом участке канализационных систем в данном случае внутри помещения был применим только туалет-люфт-клозет. В соответствии с со СНиП 30-02-97 «Планировка и застройка территорий садоводческих объединений граждан, здания и сооружения» Термины и определения люфт-клозет-внутридомовая теплая уборная с подземным выгребом, в которой фекалии поступают через сточную (фановую) трубу, т.е. туалет, расположенный внутри помещения, в котором фекалии собираются в выгребную яму, имеющей выгребной люк снаружи помещения. Выгребная яма люфт-клозета не могла быть указана в проекте освоения лесов, как отдельный объект, поскольку является неотъемлемой частью люфт-клозета. Скважину, указанную в предписании, Общество не сооружало. О наличии сооружения похожего на скважину Обществом было сообщено письмом от ДД.ММ.ГГГГ на имя зам. председателя Комитета лесного хозяйства ФИО2 Кроме того Общество ДД.ММ.ГГГГ обратилось в Министерство природных ресурсов и экологии Тульской области о внесении в проект пожарной скважины. Письмом от ДД.ММ.ГГГГ №/г34 министерства природных ресурсов и экологии Тульской области было отказано о внесении изменений в проект.
Помимо этого, достоверно не было установлено, что обнаруженный объект является водозаборной скважиной, или же это пожарная или наблюдательная скважина, находится ли она в рабочем состоянии, имеет ли она имеет отношение к водонапорной башне, которая расположена на незначительном расстоянии на соседнем участке. Какие- либо коммуникации от этой скважина подведенные к зданию ООО «СтройИндустрия» отсутствуют. Данный объект Обществом не эксплуатируется и обществу не принадлежит. Принадлежность данного объекта в виде скважины в ходе проверки установлена не была.
На основании вышеизложенного, ООО «СтройИндустрия» просило суд предписание заместителя министра-директора департамента лесного хозяйства министерства природных ресурсов и экологии Тульской <адрес> ФИО1 от ДД.ММ.ГГГГ № об устранении выявленных нарушений в отношении ООО «СтройИндустрия» признать незаконным и отменить.
Представители административного истца согласно доверенностей ФИО3 и ФИО10 в судебном заседании административные исковые требования поддержали в полном объеме, просили их удовлетворить.
Представитель административного ответчика согласно доверенности ФИО4 возражал относительно заявленных административных исковых требований, представил письменные возражения на иск.
Выслушав пояснения сторон, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
Часть 1 ст.46 Конституции РФ гарантирует каждому судебную защиту его прав и свобод.
Каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность… (ч.1 ст.4 КАС РФ).
В соответствии с ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Согласно ст.226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление. При проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 настоящей статьи, в полном объеме (ч.8).
Если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: 1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; 2) соблюдены ли сроки обращения в суд; 3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; 4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения (ч.9).
Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 ч. 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 ч. 9 и в ч. 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие) (ч.11).
Частью 2 ст.227 КАС РФ установлено, что по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, решение об удовлетворении заявленных требований принимается, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающим права, свободы и законные интересы административного истца.
Как следует из материалов дела и установлено судом в ходе судебного разбирательства, ООО «СтройИндустрия» зарегистрировано в качестве юридического лица ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра юридических лиц.
ДД.ММ.ГГГГ между Комитетом лесного хозяйства Тульской области и ООО «СтройИндустрия» заключен договор аренды лесного участка №, по условиям которого Комитет передал Обществу в аренду лесной участок, местоположение: <адрес>), площадью 0,2 га, целевое назначение лесов –защитные леса. Категория защитности-лесопарковые зоны, кадастровый №. Земельный участок полностью входит в зону: <адрес> Срок действия договора двадцать лет с даты государственной регистрации.
Согласно п.4.3.1 указанного договора, арендатор имеет право приступить после государственной регистрации настоящего договора, подписания сторонами акта приема-передачи лесного участка в аренду и представления арендодателю разработанного в установленном порядке проекта освоения лесов с положительным заключением государственной экспертизы к использованию лесного участка в соответствии с условиями настоящего договора.
Арендодатель имеет право самостоятельно и (или) через подведомственные учреждения осуществлять осмотр арендованного лесного участка для оценки соблюдения арендатором выполнения условий договора в части использования лесного участка по назначению в соответствии с законодательством Российской Федерации, правилами заготовки древесины, правилами ухода за лесами, правилами лесовосстановления, правилами санитарной безопасности в лесах, правилами пожарной безопасности в лесах, условиями Договора аренды, проекта освоения лесов, лесной декларации (п.4.1.1 договора аренды).
В соответствии с п.4.1.5 договора аренды Арендодатель имеет право давать арендатору обязательные для исполнения предписания и указания в пределах своих полномочий по вопросам осуществления лесопользования, а также по проведению арендатором лесохозяйственных и противопожарных работ.
Пунктом 4.4.2 договора аренды установлено, что арендатор обязан использовать лесной участок по назначению в соответствии с лесным законодательством, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, Тульской области и настоящим договором.
Указанный договор аренды зарегистрирован Управлением федеральной службы по государственной регистрации, кадастра и картографии по Тульской области ДД.ММ.ГГГГ и в настоящее время является действующим.
ООО «СтройИндустрия» ДД.ММ.ГГГГ получено положительное заключение Государственной экспертизы Проекта освоения лесов и приказом от ДД.ММ.ГГГГ №-о указанный Проект утвержден.
ДД.ММ.ГГГГ в приемную Министерства природных ресурсов и экологии Тульской области поступило письменное сообщение ФИО5, в котором изложены факты нарушения лесного законодательства около здания <адрес>, с приложенными фотоматериалами фиксации данных нарушений.
Министром природных ресурсов и экологии Тульской области ДД.ММ.ГГГГ издан приказ №-о «О проведении натурного осмотра лесного участка Яснополянской дачи Яснополянского участкового лесничества в квартале № <адрес> в соответствии с обращением гражданки ФИО5 по фактам нарушения лесного законодательства». На основании ст.96 Лесного кодекса РФ, Положения об осуществлении государственного контроля и надзора, утвержденного постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ №, приказано провести осмотр лесного участка с целью установления фактов нарушения лесного законодательства указанных в обращении в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. Проведение данного мероприятия поручено: государственному инспектору отдела федерального государственного лесного надзора (лесной охраны) и федерального государственного пожарного надзора в лесах департамента лесного хозяйства министерства природных ресурсов и экологии Тульской области ФИО6, государственному инспектору отдела федерального государственного лесного надзора (лесной охраны) и федерального государственного надзора в лесах департамента лесного хозяйства министерства природных ресурсов и экологии Тульской области ФИО7, начальнику отдела ГУ ТО «Тульское лесничество» ФИО8, участковому лесничему Беломутовского участкового лесничества ФИО9, участковому лесничему Яснополянского участкового лесничества ФИО11
На основании данного приказа начальником Тульского отдела ГУ ТО «Тульское лесничество» ДД.ММ.ГГГГ мобильной патрульной группе выдана патрульная путёвка.
В ходе совместного мероприятия ДД.ММ.ГГГГ установлено, что на территории Яснополянской дачи Яснополянского участкового лесничества в квартане № <адрес> имеются признаки проведения земляных работ для оснащения, имеющегося на территории здания бытовыми коммуникациями. При проведении осмотра с применением спецтехники под складированной кучей щебня обнаружен металлический колодец, в котором находилась металлическая труба, подходящий к ней кабель и пластиковые трубы, направленные в сторону здания. Данное сооружение имеет признаки водозаборной скважины. Также на территории имеется засыпанная траншея длинной 7,2 м и шириной 0,5 м. (3,6 м2) -от здания до столба линии электропередач. ДД.ММ.ГГГГ подтверждено наличие водозаборной скважины в кессоне на глубине 1,5-2,0 м. Оголовок скважины поднят на высоту над уровнем пола кессона на 0,4 м. Диаметр внешней колонны около 219 мм. К скважине подведен электрический кабель и подключены водоотводные трубы, что свидетельствует о наличии погружного насоса в скважине. Визуально состояние скважины и кессона хорошее. Также на территории в 5-6 м от водозаборной скважины обнаружен наполненный канализационный колодец присыпанный слоем грунта 20-25 см. Наличие данных объектов на арендованной территории указывает на нарушение условий договора аренды лесного участка (п. 4.4.2 арендатор обязан: использовать лесной участок по назначению в соответствии с лесным законодательством, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, Тульской области и настоящим договором).
По итогам мероприятия группа пришла к выводу о том, что усматриваются признаки административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 4 ст.. 8.25 КоАП РФ «Нарушение правил использования лесов» (Использование лесов с нарушением условий договора аренды лесного участка, договора купли-продажи лесных насаждений, договора безвозмездного пользования лесным участком, иных документов, на основании которых предоставляются лесные участки), ч. 3 ст. 8.31 КоАП РФ «Нарушение правил санитарной безопасности в лесах» (Загрязнение лесов сточными водами, химическими, радиоактивными и другими вредными веществами, отходами производства и потребления и (или) иное негативное воздействие в защитных лесах и на особо защитных участках лесов).
Результаты патрулирования изложены в письменном виде и подписаны всеми членами мобильной патрульной группы. Также по результатам патрулирования составлен Акт от ДД.ММ.ГГГГ, в котором изложен вывод о том, что по факту выявленных в ходе патрулирования нарушений необходимо возбудить дело об административном правонарушении, предусмотренном ч.4 ст.8.25, ч.3 ст.8.31 КоАП РФ. Материалы патрулирования переданы на рассмотрение в Министерство природных ресурсов и экологии Тульской области, которое в свою очередь возбудила дело об административном правонарушении, составило протокол об административном правонарушении, и ДД.ММ.ГГГГ вынесла постановление, которым ООО «СтройИндустрия» признано виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена <данные изъяты>
Согласно ст. 3 Лесного кодекса РФ лесное законодательство регулирует отношения в области использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов (лесные отношения).
В соответствии со ст.4 Лесного кодекса РФ участниками лесных отношений являются Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования, граждане и юридические лица. От имени Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований в лесных отношениях участвуют соответственно органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления в пределах своих полномочий, установленных нормативными правовыми актами.
Положениями ст.96 Лесного кодекса РФ установлено, что под федеральным государственным лесным надзором (лесной охраной) понимаются деятельность уполномоченных федерального органа исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушений, в т.ч., юридическими лицами, установленных в соответствии с международными договорами Российской Федерации, настоящим Кодексом, другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации в области использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов, посредством организации и проведения проверок указанных лиц, проведения мероприятий по контролю в лесах, принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению и (или) устранению последствий выявленных нарушений, и деятельность указанных уполномоченных органов государственной власти по систематическому наблюдению за исполнением требований лесного законодательства, анализу и прогнозированию состояния исполнения требований лесного законодательства при осуществлении юридическими лицами своей деятельности.
Федеральный государственный лесной надзор (лесная охрана) осуществляется уполномоченными федеральным органом исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в рамках переданных полномочий Российской Федерации по осуществлению федерального государственного лесного надзора согласно их компетенции в соответствии с законодательством Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. К отношениям, связанным с осуществлением федерального государственного лесного надзора, применяются положения законодательства Российской Федерации об охране окружающей среды, а к отношениям, связанным с организацией и проведением проверок юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, применяются положения Федерального закона от 26.12.2008 года № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».
Федеральный государственный лесной надзор (лесная охрана) может осуществляться государственными учреждениями, подведомственными органам государственной власти субъектов Российской Федерации, в пределах полномочий указанных органов, определенных в соответствии с ч. 1 ст. 83 настоящего Кодекса, или государственными учреждениями, подведомственными органам государственной власти РФ, в пределах полномочий указанных органов, определенных в соответствии с ч. 2 ст. 83 настоящего Кодекса.
Должностные лица органов государственного надзора, государственных учреждений, указанных в ч. 2.1 настоящей статьи, являющиеся государственными лесными инспекторами или лесничими, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, имеют право, в том числе: предотвращать нарушения лесного законодательства, в том числе осуществлять патрулирование лесов в соответствии с нормативами, установленными уполномоченным федеральным органом исполнительной власти; давать обязательные для исполнения предписания об устранении выявленных в результате проверок соблюдения лесного законодательства нарушений и осуществлять контроль за исполнением указанных предписаний в установленные сроки.
В соответствии с ч.1 ст. 39 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» юридические и физические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обязаны соблюдать утвержденные технологии и требования в области охраны окружающей среды, восстановления природной среды, рационального использования и воспроизводства природных ресурсов.
Статьёй 66 Федерального закона от 10.01.2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» предусмотрено, что должностные лица органов государственного надзора, являющиеся государственными инспекторами в области охраны окружающей среды, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, имеют право выдавать юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям и гражданам предписания об устранении выявленных нарушений обязательных требований, о проведении мероприятий по обеспечению предотвращения вреда растениям, животным, окружающей среде.
В соответствии со ст.83 Лесного кодекса РФ Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации осуществление, в том числе, полномочий в области лесных отношений: организация использования лесов, их охраны; осуществление на землях лесного фонда федерального государственного лесного надзора (лесной охраны), установление перечня должностных лиц, осуществляющих федеральный государственный лесной надзор (лесную охрану), и перечня должностных лиц, осуществляющих федеральный государственный пожарный надзор в лесах.
Уполномоченный федеральный орган исполнительной власти вправе издавать нормативные правовые акты по вопросам осуществления переданных органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочий, в том числе административные регламенты предоставления государственных услуг и исполнения государственных функций в сфере переданных полномочий, а также обязательные для исполнения методические и инструктивные материалы об осуществлении таких полномочий органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (ч.8 ст.83 Лесного кодекса РФ).Постановлением Правительства РФ от 22.06.2007 года № 394 утверждено Положение об осуществлении федерального государственного лесного надзора (лесной охраны).
В соответствии с указанным Положением задачами федерального государственного лесного надзора (лесной охраны) являются предупреждение, выявление и пресечение нарушений, в т.ч., юридическими лицами, требований, установленных в соответствии с международными договорами Российской Федерации, Лесным кодексом Российской Федерации, другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации в области использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов.
Федеральный государственный лесной надзор (лесную охрану) осуществляют Федеральное агентство лесного хозяйства, Федеральная служба по надзору в сфере природопользования и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в рамках переданных полномочий Российской Федерации по осуществлению федерального государственного лесного надзора (лесной охраны) согласно их компетенции в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Федеральный государственный лесной надзор (лесную охрану) могут осуществлять государственные учреждения, подведомственные органам государственной власти субъектов Российской Федерации, в пределах полномочий указанных органов, определенных в соответствии с ч. 1 ст. 83 Лесного кодекса Российской Федерации, а также государственные учреждения, подведомственные Федеральному агентству лесного хозяйства, в пределах полномочий указанного федерального органа исполнительной власти, определенных в соответствии с ч. 2 ст. 83 Лесного кодекса РФ.
Перечень должностных лиц государственных учреждений, подведомственных федеральным органам исполнительной власти и органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации, указанных в пункте 3 настоящего Положения, осуществляющих федеральный государственный лесной надзор (лесную охрану) и являющихся государственными лесными инспекторами или лесничими, устанавливается соответственно Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации и уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Перечень должностных лиц органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, государственных учреждений, указанных в абзаце втором пункта 3 настоящего Положения, осуществляющих федеральный государственный лесной надзор (лесную охрану) и являющихся государственными лесными инспекторами, устанавливается указанными органами.
В соответствии с п. 8 данного Положения, должностные лица органов исполнительной власти и государственных учреждений, указанных в абзацах первом и втором пункта 3 настоящего Положения, являющиеся государственными лесными инспекторами или лесничими, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, имеют право, в том числе: предотвращать нарушения лесного законодательства; осуществлять патрулирование лесов в соответствии с нормативами, установленными Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации; пресекать нарушения лесного законодательства, давать обязательные для исполнения предписания об устранении выявленных в результате проверок соблюдения лесного законодательства нарушений и осуществлять контроль за исполнением указанных предписаний в установленные сроки.
В пункте 10 Положения указано, что должностные лица, осуществляющие федеральный государственный лесной надзор (лесную охрану) в установленной сфере деятельности, обязаны проводить мероприятия по федеральному государственному лесному надзору (лесной охране) на основании и в соответствии с распоряжениями соответственно Федерального агентства лесного хозяйства и Федеральной службы по надзору в сфере природопользования, их территориальных органов или органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации о проведении указанных мероприятий в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Пунктом 12 этого же Положения предусмотрено, что федеральный государственный лесной надзор (лесная охрана) осуществляется посредством проведения плановых и внеплановых, документарных и выездных проверок в соответствии со статьями 9 - 13 и 14 Федерального закона «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», а также проведения мероприятий по контролю (патрулированию) в лесах в порядке, установленном соответственно Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации и уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Форма и содержание задания на проведение мероприятий по контролю (патрулированию) в лесах устанавливаются Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации.
Сроки и последовательность проведения административных процедур при осуществлении федерального государственного лесного надзора (лесной охраны) устанавливаются административными регламентами, разрабатываемыми и утверждаемыми в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 16.05.2011 года № 373 (п.17 Положения).
В соответствие с п.1 Положения о Министерстве природных ресурсов и экологии Тульской области, утвержденного Постановлением Правительства Тульской области от 07.10.2011 года №13, Министерство природных ресурсов и экологии Тульской области является органом исполнительной власти Тульской области, проводящим государственную политику и осуществляющим государственное управление и контроль в сфере охраны окружающей среды и рационального природопользования.
Министерство является уполномоченным органом исполнительной власти Тульской области в области охраны окружающей среды, экологической экспертизы, безопасности гидротехнических сооружений, в сфере водных, лесных отношений и недропользования.
Министерство осуществляет на землях лесного фонда федеральный государственный лесной надзор (лесную охрану), проводит государственную экспертизу проектов освоения лесов в пределах предоставленных полномочий в установленном порядке.
Министерство имеет право, в том числе, организовывать и проводить проверки по вопросам, относящимся к его компетенции; применять предусмотренные законодательством Российской Федерации меры ограничительного, предупредительного и профилактического характера, направленные на недопущение и (или) ликвидацию последствий, вызванных нарушением юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами обязательных требований в установленной сфере деятельности, с целью пресечения фактов нарушения законодательства Российской Федерации.
Постановлением Правительства Тульской области от 15.05.2012 года №195 утвержден перечень должностных лиц, осуществляющих федеральный государственный лесной надзор (лесную охрану) в лесах на территории Тульской области в число которых включен заместитель министра -директор департамента лесного хозяйства министерства природных ресурсов и экологии Тульской области, государственный инспектор, главный консультант, консультант, ведущий специалист-эксперт, специалист отдела департамента лесного хозяйства, начальник отдела в государственных учреждениях Тульской области (лесничествах).
В Лесном плане, утвержденном Указом Губернатора Тульской области от 25.02.2015 года № 51, в разделе «Управление лесным комплексом и обеспечение контроля за соблюдением лесного законодательства» указано следующее: целью управления лесным комплексом и обеспечением лесного контроля и надзора является обеспечение соблюдения лесного законодательства.
Порядок осуществления контроля и надзора за использованием, охраной, защитой и воспроизводством лесов устанавливает «Положение об осуществлении федерального государственного лесного надзора (лесной охраны)», утвержденное Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.06.2007 года № 394, в соответствии с Лесным кодексом Российской Федерации, а также нормативно-правовые акты в сфере лесных отношений, принимаемые правительством Тульской области и Тульской областной Думой в соответствии с принятыми полномочиями.
Должностные лица органов исполнительной власти и государственных учреждений, являющиеся государственными лесными инспекторами или лесничими, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, имеют право, в том числе: осуществлять патрулирование лесов в соответствии с нормативами, установленными Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации; пресекать нарушения лесного законодательства; давать обязательные для исполнения предписания об устранении выявленных в результате проверок соблюдения лесного законодательства нарушений и осуществлять контроль за исполнением указанных предписаний в установленные сроки.
Из содержания вышеуказанных нормативных актов следует, что выявление и пресечение нарушений лесного законодательства, а также выдача предписаний об устранении выявленных нарушений, возможно не только в рамках осуществления проверок, проводимых в соответствии с Федеральным законом от 26.12.2008 года № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзор) и муниципального контроля», но и в рамках проведения мероприятий по контролю (патрулированию) лесов. Мероприятия по систематическому наблюдению за исполнением требований лесного законодательства, в том числе в виде патрулирования являются одной из форм государственного лесного надзора. Данное мероприятие - маршрутное патрулирование участков лесного фонда является осуществлением наблюдения за состоянием и содержанием объектов, расположенных на подведомственной службе территории и осуществляется без взаимодействия с юридическими лицами, однако при наличии последних на месте осмотра они имеют право принимать участие при проведении обследования и составлении соответствующих документов. Должностные лица службы по контролю производят визуальный осмотр объектов и иные действия с целью оценки соответствия состояния и содержания объекта требованиям действующих норм и правил. В ходе визуального осмотра фиксируются факты нарушений установленных норм и правил содержания объектов.
Как усматривается из материалов дела, предметом маршрутного патрулирования 04.04.2017 года не определена именно деятельность ООО «СтройИндустрия» и на общество не возлагались обязанности по представлению информации и исполнению требований уполномоченных органов. Мобильной патрульной группе поручалось провести в ходе патрулирования территории лесного участка натурный осмотр.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу о том, что в данном случае было проведено мероприятие (маршрутное патрулирование) земельного участка лесного фонда Тульского лесничества на предмет соблюдения требований лесного законодательства, предусмотренное п.12 Положения об осуществлении федерального государственного лесного надзора (лесной охраны)», утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.06.2007 года № 394.
Как установлено в ходе судебного разбирательства, Административный регламент на проведение мероприятий по контролю (патрулированию) в лесах Правительством Тульской области до настоящего времени не разработан. При осуществлении данных мероприятий Министерство руководствуется Положением об осуществлении федерального государственного лесного надзора (лесной охраны), утвержденным Постановлением Правительства РФ от 22.06.2007 года № 394.
Как следует из оспариваемого предписания, оно выдано в отношении ООО «СтройИндустрия» ДД.ММ.ГГГГ заместителем министра-директора департамента лесного хозяйства министерства природных ресурсов и экологии Тульской области ФИО1 по результатам мероприятий по контролю соблюдения лесного законодательства.
ФИО1 - назначен на должность <данные изъяты> приказом заместителя Губернатора Тульской области - руководителя аппарата правительства Тульской области - начальника главного управления государственной службы и кадров аппарата правительства Тульской области от ДД.ММ.ГГГГ №-лс с ДД.ММ.ГГГГ на срок полномочий Губернатора Тульской области ФИО12
Согласно предписанию № от ДД.ММ.ГГГГ ООО «СтройИндустрия» в соответствии со ст.96 Лесного кодекса РФ в срок до ДД.ММ.ГГГГ в целях устранения выявленных нарушений лесного законодательства (протокол № об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ) предписывалось привести арендованный участок лесного фонда (договор аренды лесного участка от ДД.ММ.ГГГГ №), расположенный по адресу: квартал № выдел 4 Яснополянская дача Яснополянское участковое лесничество Тульского лесничества, в соответствие с Проектом освоения лесов, который имеет положительное заключение Государственной экспертизы от ДД.ММ.ГГГГ №, выданное Комитетом лесного хозяйства Тульской области (приказ от ДД.ММ.ГГГГ №-о) и лесным законодательством, а именно: 1. Удалить с территории лесного фонда подземные коммуникации (электрический силовой кабель, канализацию и водопроводные трубы; 2. Демонтировать канализационный колодец площадью 0,00036 га; 3. Демонтировать водозаборную скважину площадью 0,0001 га.
Как следует из протокола об административном правонарушении № от ДД.ММ.ГГГГ, ООО «СтройИндустрия» нарушен п. 4.4.2. договора аренды лесного участка от ДД.ММ.ГГГГ № – использовать лесной участок по назначению в соответствии с лесным законодательством, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, Тульской области и настоящим договором.
В соответствии со ст.41 Лесного кодекса РФ леса могут использоваться для осуществления рекреационной деятельности в целях организации отдыха, туризма, физкультурно-оздоровительной и спортивной деятельности.
При осуществлении рекреационной деятельности в лесах допускается возведение временных построек на лесных участках и осуществление их благоустройства. Если в плане освоения лесов на территории субъекта Российской Федерации (лесном плане субъекта Российской Федерации) определены зоны планируемого освоения лесов, в границах которых предусматриваются строительство, реконструкция и эксплуатация объектов для осуществления рекреационной деятельности, на соответствующих лесных участках допускается возведение физкультурно-оздоровительных, спортивных и спортивно-технических сооружений.
На лесных участках, предоставленных для осуществления рекреационной деятельности, подлежат сохранению природные ландшафты, объекты животного мира, растительного мира, водные объекты.
Для осуществления рекреационной деятельности лесные участки предоставляются государственным учреждениям, муниципальным учреждениям в постоянное (бессрочное) пользование, другим лицам - в аренду.
Правила использования лесов для осуществления рекреационной деятельности устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Приказом Федерального агентства лесного хозяйства от 21.02.2012 года №62 утверждены Правила использования лесов для осуществления рекреационной деятельности.
Согласно указанным Правилам на лесных участках, предоставленных для осуществления рекреационной деятельности, подлежат сохранению природные ландшафты, объекты животного мира, растительного мира, водные объекты (п.5 Правил).
Лица, использующие леса для осуществления рекреационной деятельности, имеют право: осуществлять использование лесов в соответствии с документами о предоставлении лесного участка, в том числе договором аренды лесного участка, решением о предоставлении лесного участка в постоянное (бессрочное) пользование (п.7 Правил).
Лица, использующие леса для осуществления рекреационной деятельности, обязаны: составлять проект освоения лесов в соответствии с ч. 1 ст. 88 Лесного кодекса РФ; осуществлять использование лесов в соответствии с проектом освоения лесов; соблюдать условия договора аренды лесного участка и решения о предоставлении лесного участка в постоянное (бессрочное) пользование; осуществлять использование лесов способами и технологиями, предотвращающими возникновение эрозии почв, исключающими или ограничивающими негативное воздействие на последующее воспроизводство лесов, а также на состояние водных и других природных объектов; в соответствии с ч. 6 ст. 21 Лесного кодекса РФ рекультивировать земли, которые использовались для строительства, реконструкции и (или) эксплуатации объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры; соблюдать правила пожарной безопасности в лесах и правила санитарной безопасности в лесах; в соответствии с ч. 2 ст. 26 Лесного кодекса РФ подавать ежегодно лесную декларацию.
Статьёй 88 Лесного кодекса РФ предусмотрено, что лица, которым лесные участки предоставлены в постоянное (бессрочное) пользование или в аренду, составляют проект освоения лесов в соответствии со ст. 12 настоящего Кодекса. Состав проекта освоения лесов, порядок его разработки и внесения в него изменений устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Приказом Федерального агентства лесного хозяйства от 29.02.2012 года № 69, зарегистрированным в Минюсте России 05.05.2012 года № 24075, утвержден Состав проекта освоения лесов и порядок его разработки согласно которому, Проект освоения лесов содержит сведения о разрешенных видах и проектируемых объемах использования лесов, мероприятиях по охране, защите и воспроизводству лесов, по созданию объектов лесной и лесоперерабатывающей инфраструктуры, по охране объектов животного мира и водных объектов, а в случаях, предусмотренных ч. 1 ст. 21 Лесного кодекса Российской Федерации, также о мероприятиях по строительству, реконструкции и эксплуатации объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры.
Проект освоения лесов разрабатывается лицами, которым лесные участки предоставлены в постоянное (бессрочное) пользование или в аренду, в соответствии со статьей 12 Лесного кодекса Российской Федерации на основании договора аренды лесного участка, свидетельства о предоставлении лесного участка в постоянное (бессрочное) пользование, лесохозяйственного регламента лесничества (лесопарка), материалов государственного лесного реестра, документов территориального планирования, а также иных специальных обследований.
Внесение изменений в проект освоения лесов допускается при изменении лесохозяйственного регламента лесничества, лесопарка или условий договора аренды. Внесение изменений в проект освоения лесов осуществляется в порядке, предусмотренном для разработки проекта освоения лесов настоящим Приказом.
Информация, включаемая в проект освоения лесов, оформляется в виде текстовых, табличных и графических материалов (в том числе картографических). Все картографические материалы изготавливаются в масштабах, предусмотренных действующей лесоустроительной инструкцией.
Как следует из материалов дела на предоставленный ООО «СтройИндустрия» в аренду лесной участок имеется Проект освоения лесов, разработанный этим же Обществом, и который имеет положительное заключение Государственной экспертизы от ДД.ММ.ГГГГ №, выданное комитетом лесного хозяйства Тульской области, утвержденное приказом от ДД.ММ.ГГГГ №-о.
Проанализировав содержание Проекта освоения лесов лесного участка предоставленного в аренду ООО «СтройИндустрия» в совокупности с представленными административным ответчиком в дело письменными материалами, суд приходит к выводу о том, что они являются относимыми, допустимыми, достаточными, не вызывают у суда сомнения в их достоверности и в совокупности подтверждают нарушения лесного законодательства, допущенные административным истцом, обязанность по устранению которых указана в оспариваемом предписании.
Таким образом, из представленных административным ответчиком в материалы дела документов, судом установлено, что Общество ведет свою деятельность на арендованном земельном участке, относящемся к землям лесного фонда, с нарушением Лесного кодекса РФ.
Исходя из изложенного, с учётом вышеприведённых законоположений, суд приходит к выводу о том, что должностное лицо в рамках предоставленных полномочий, вынес оспариваемое предписание в отношении ООО «СтройИндустрия». Предписание является актом реагирования Министерства природных ресурсов и экологии Тульской области на выявленное в ходе патрулирования нарушение ООО «СтройИндустрия» действующего законодательства, порядок выдачи предписания не нарушен. Содержание оспариваемого предписания соответствует требованиям действующего законодательства. Названным предписанием права и законные интересы административного истца не нарушены. В предписании указаны конкретные причины и условия, законные и обоснованные требования, которые направлены на прекращение и устранение выявленных нарушений, соблюдение которых обязательно для Общества в силу закона. Требования в оспариваемом предписании изложены четко и понятно, реально исполнимы. Предписанием предусмотрен конкретный и реальный срок для исполнения.
При этом доводы стороны административного истца, суд отклоняет, поскольку они опровергаются материалами дела об административном правонарушении № в отношении ООО «СтройИндустрия».
Изложенные выше обстоятельства в их совокупности свидетельствуют о том, что оспариваемое предписание № от ДД.ММ.ГГГГ соответствует требованиям действующего законодательства, вынесено уполномоченным должностным лицом, прав и законных интересов административного истца не нарушает, следовательно, у суда не имеется оснований для удовлетворения заявленных административных исковых требований.
Руководствуясь ст.ст. 226-228 КАС РФ, суд
р е ш и л:
административные исковые требования Общества с ограниченной ответственностью «СтройИндустрия» к Министерству природных ресурсов и экологии Тульской области о признании предписания заместителя министра – директора департамента лесного хозяйства министерства природных ресурсов и экологии Тульской области от ДД.ММ.ГГГГ № незаконными и отмене, оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Тульский областной суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Ленинский районный суд Тульской области.
Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.
Председательствующий