Дело № 2-508/2021
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
26 июля 2021 года р.п. Москаленки
Москаленский районный суд Омской области в составе
председательствующего судьи Кобзарь О.В.,
при секретаре Искаковой Р.Т.,
с участием помощника прокурора Москаленского района Омской области – Модинова З.К.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Москаленского района Омской области в защиту неопределенного круга лиц к Муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению Москаленского муниципального района Омской области «Звездинская средняя общеобразовательная школа» об обязании в течение 1 года со дня вступления в законную силу решения суда провести мероприятия по подготовке и переподготовке должностных лиц по вопросам работы со служебной информацией ограниченного распространения, содержащейся в паспорте безопасности объекта (территории), и служебной информации ограниченного распространения об антитеррористической защищенности,
установил:
Прокурор Москаленского района Омской области обратился в Москаленский районный суд Омской области с исковым заявлением в защиту интересов неопределенного круга лиц Муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению Москаленского муниципального района Омской области «Звездинская средняя общеобразовательная школа» об обязании в течение 1 года со дня вступления в законную силу решения суда провести мероприятия по подготовке и переподготовке должностных лиц по вопросам работы со служебной информацией ограниченного распространения, содержащейся в паспорте безопасности объекта (территории), и служебной информации ограниченного распространения об антитеррористической защищенности.
В обоснование исковых требований указано, что прокуратурой проведена проверка в сфере соблюдения прав детей на охрану их жизни и здоровья в период пребывания в образовательном учреждении, исполнения требований законодательства об антитеррористической защищенности в деятельности МБОУ «Звездинская СОШ», в результате которой в деятельности образовательного учреждения были выявлены нарушения Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», Федерального закона от 06.03.2006 № 35-ФЗ «О противодействии терроризму», п. 11 Концепции противодействия терроризму в Российской Федерации, утвержденной Президентом Российской Федерации 05.10.2009, п. 17, п. 22 Требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства РФ № 1006 от 02.08.2019, которые выразились в том, что подготовка и переподготовка должностных лиц по вопросам работы со служебной информацией ограниченного распространения, содержащейся в паспорте безопасности объекта (территории), и служебной информации ограниченного распространения об антитеррористической защищенности в учреждении не осуществлялись.
В судебном заседании помощник прокурора Москаленского района Омской области Модинов З.К. заявленные требования поддержал по изложенным в иске основаниям и просил их удовлетворить, установив ответчику срок для исполнения возложенной обязанности в течение 1 года с момента вступления решения суда в законную силу.
Представитель МБОУ «Звездинская СОШ» в судебное заседание не явился, в представленном суду заявлении просит рассмотреть дело в его отсутствие, с требованиями прокурора согласен.
Представитель третьего лица Управления образования администрации Москаленского муниципального района Омской области в судебном заседании не участвовал, в письменном отзыве просил рассмотреть дело в его отсутствие, решение оставляет на усмотрение суда.
Исследовав материалы дела, учитывая мнение сторон, суд приходит к следующему выводу.
Исходя из положений ст. 12 ГПК РФ правосудие по гражданским делам осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон. Суд, сохраняя независимость, объективность и беспристрастность, осуществляет руководство процессом, разъясняет лицам, участвующим в деле, их права и обязанности, предупреждает о последствиях совершения или не совершения процессуальных действий, оказывает лицам, участвующим в деле, содействие в реализации их прав, создает условия для всестороннего и полного исследования доказательств, установления фактических обстоятельств и правильного применения законодательства при рассмотрении и разрешении гражданских дел.
В соответствии со ст. 56 ГПК РФ, содержание которой следует рассматривать в контексте с положениями ч. 3 ст. 123 Конституции РФ и ст. 12 ГПК РФ, закрепляющих принципы состязательности гражданского судопроизводства и принцип равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Согласно статье 57 ГПК РФ доказательства представляются сторонами и другими лицами, участвующими в деле. Суд вправе предложить им представить дополнительные доказательства, о чем судом указано сторонам в определении от 22.06.2021 о принятии искового заявления к производству суда и подготовке дела к судебному разбирательству.
Статьей 1 Федерального закона от 17.01.1992 года № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» прокуратура Российской Федерации наделена полномочиями осуществлять от имени Российской Федерации надзор за исполнением действующих на ее территории законов.
При реализации названных полномочий прокурор вправе проверять исполнение законов органами и должностными лицами, перечисленными в пункте 1 статьи 21 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации», а также вносить представления об устранении выявленных нарушений закона (статья 22).
Согласно пункту 1 статьи 24 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» представление вносится прокурором или его заместителем в орган или должностному лицу, которые полномочны устранить допущенные нарушения, и подлежит безотлагательному рассмотрению. В течение месяца со дня внесения представления должны быть приняты конкретные меры по устранению допущенных нарушений закона, их причин и условий, им способствующих; о результатах принятых мер должно быть сообщено прокурору в письменной форме.
Статьей 45 ГПК РФ предусмотрено, что прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов РФ.
По мнению суда, обращение прокурора в суд с настоящими требованиями основано на приведенных выше положениях Закона.
В пункте 3 статьи 3 «Конвенции о правах ребенка» указано, что государства - участники Конвенции обеспечивают, чтобы учреждения, службы и органы, ответственные за заботу о детях или их защиту, отвечали нормам, установленным компетентными органами, в частности в области безопасности и здравоохранения и с точки зрения численности и пригодности их персонала, а также компетентного надзора.
Как следует из ст. 6 Конвенции о правах ребенка, государства-участники признают, что каждый ребёнок имеет неотъемлемое право на жизнь; обеспечивают в максимально возможной степени выживание и здоровое развитие ребенка.
Статьей 38 Конституции Российской Федерации установлено, что материнство и детство, семья находятся под защитой государства.
Согласно ч.1 ст. 4 Федерального закона от 24 июля 1998 г. №124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации», целями государственной политики в интересах детей являются осуществление прав детей, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, недопущение их дискриминации, упрочение основных гарантий прав и законных интересов детей, а также восстановление их прав в случаях нарушений, а также содействие физическому, интеллектуальному, психическому, духовному и нравственному развитию детей, защита детей от факторов, негативно влияющих на их физическое, интеллектуальное, психическое, духовное и нравственное развитие.
Таким образом, Российская Федерация приняла на себя обязательства, в том числе международно-правовые, по обеспечению безопасности в детских учреждениях.
Как указано в статье 2 Конституции Российской Федерации человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства, при этом, в соответствии с частью 2 статьи 15 Конституции РФ, органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.
Статьей 5 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее – Закон), определено, что в Российской Федерации гарантируются общедоступность и бесплатность в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами дошкольного, начального общего, основного общего и среднего общего образования, среднего профессионального образования, а также на конкурсной основе бесплатность высшего образования, если образование данного уровня гражданин получает впервые.
В силу положений, содержащихся в п. 2 ч. 6 ст. 28 Закона, образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.
По правилу, установленному ст. 41 Закона, охрана здоровья обучающихся включает в себя, в частности, обеспечение безопасности обучающихся во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность.
Организации, осуществляющие образовательную деятельность, при реализации образовательных программ создают условия для охраны здоровья обучающихся, в том числе обеспечивают соблюдение государственных санитарно-эпидемиологических правил и нормативов.Статья 28 Закона определяет, что образовательная организация обладает автономией, под которой понимается самостоятельность в осуществлении образовательной, научной, административной, финансово-экономической деятельности, разработке и принятии локальных нормативных актов в соответствии с настоящим Федеральным законом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и уставом образовательной организации.
К компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности относится материально-техническое обеспечение образовательной деятельности, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, в том числе в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, федеральными государственными требованиями, образовательными стандартами, создание необходимых условий для охраны и укрепления здоровья, организации питания обучающихся и работников образовательной организации.
Образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе, создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации, при этом образовательная организация несет ответственность в установленном законодательством Российской Федерации порядке за жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.
В соответствии с п. 4 ст. 3 Федерального закона от 06.03.2006 № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» (далее – Федеральный закон № 35-ФЗ) противодействие терроризму – деятельность, кроме прочего, юридических лиц по предупреждению терроризма, в том числе по выявлению и последующему устранению причин и условий, способствующих совершению террористических актов (профилактика терроризма).
Противодействие терроризму в РФ основывается на принципах обеспечения и защиты основных прав и свобод человека и гражданина, приоритета мер предупреждения терроризма (пп. 1, 7 ст. 2 Федерального закона № 35-ФЗ).
Согласно подп. «д» п. 11 Концепции противодействия терроризму в РФ, утвержденной Президентом РФ 05.10.2009, одной из основных задач противодействия терроризму является обеспечение безопасности граждан и антитеррористической защищенности потенциальных объектов террористических посягательств, в том числе критически важных объектов инфраструктуры и жизнеобеспечения, а также мест массового пребывания людей.
В силу п. 1 Требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства РФ № 1006 от 02.08.2019, (далее – Требования) настоящие требования устанавливают обязательные для выполнения организационные, инженерно-технические, правовые и иные мероприятия по обеспечению антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации (далее - объект (территория).
В соответствии с п. 2 Требований для целей настоящих требований под объектами (территориями) понимаются комплексы технологически и технически связанных между собой зданий (строений, сооружений) и систем, имеющих общую прилегающую территорию и (или) внешние границы, отдельные здания (строения, сооружения), обособленные помещения или группы помещений, правообладателями которых являются Министерство просвещения Российской Федерации, организации, подведомственные Министерству просвещения Российской Федерации, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления, осуществляющие управление в сфере образования, организации, находящиеся в ведении органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, осуществляющих управление в сфере образования, и иные организации, осуществляющие деятельность в сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации (далее - органы (организации), являющиеся правообладателями объектов (территорий).
Антитеррористическая защищенность объектов (территорий) обеспечивается путем осуществления комплекса мер, направленных в том числе на обеспечение защиты служебной информации ограниченного распространения, содержащейся в паспорте безопасности и иных документах объектов (территорий), в том числе служебной информации ограниченного распространения о принимаемых мерах по антитеррористической защищенности объектов (территорий) (подп. «д» п. 17 Требований).
Согласно п. 22 Требований обеспечение защиты служебной информации ограниченного распространения, содержащейся в паспорте безопасности и иных документах объектов (территорий), в том числе служебной информации ограниченного распространения о принимаемых мерах по антитеррористической защищенности объектов (территорий), достигается в том числе посредством подготовки и переподготовки должностных лиц по вопросам работы со служебной информацией ограниченного распространения, содержащейся в паспорте безопасности объекта (территории), и служебной информацией ограниченного распространения об антитеррористической защищенности объекта (территории).
В судебном заседании установлено, что прокуратурой Москаленского района Омской области была проведена проверка в сфере соблюдения прав детей на охрану их жизни и здоровья в период пребывания в образовательном учреждении, исполнения требований законодательства об антитеррористической защищенности в деятельности МБОУ «Звездинская СОШ», в ходе которой установлено, что подготовка и переподготовка должностных лиц по вопросам работы со служебной информацией ограниченного распространения, содержащейся в паспорте безопасности объекта (территории), и служебной информации ограниченного распространения об антитеррористической защищенности в учреждении не осуществлялись.
В адрес образовательного учреждения 16.06.2021 прокуратурой района было направлено представление об устранении нарушений, которое рассмотрено, но меры, направленные на устранение нарушений, не приняты.
В ходе рассмотрения дела нашли подтверждение факты, которые приведены прокурором в исковом заявлении, в том числе то, что должностные лица МБОУ «Звездинская СОШ» которые осуществляют хранение и использование служебной информации ограниченного распространения, содержащейся в паспорте безопасности объекта (территории), и служебной информации ограниченного распространения об антитеррористической защищенности объекта (территории), подготовку и переподготовку по вопросам работы со служебной информацией ограниченного распространения не проходили.
Таким образом, анализируя вышеприведенное законодательство в совокупности с обстоятельствами, установленными при рассмотрении дела, суд приходит к выводу о незаконности действий ответчика по факту неисполнения требований законодательства, о которых указано прокурором как в исковом заявлении, так и в представлении, которое было направлено прокурором ответчику до обращения в суд, но до настоящего времени выявленные прокурором нарушения устранены не были. Доказательств, свидетельствующих об обратном, суду не представлено, в связи с чем, требования прокурора суд находит законными, обоснованными и подлежащими удовлетворению в полном объеме.
Согласно статье 206 ГПК РФ при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, суд в том же решении может указать, что, если ответчик не исполнит решение в течение установленного срока, истец вправе совершить эти действия за счет ответчика с взысканием с него необходимых расходов.
В случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено. Решение суда, обязывающее организацию или коллегиальный орган совершить определенные действия (исполнить решение суда), не связанные с передачей имущества или денежных сумм, исполняется их руководителем в установленный срок. В случае неисполнения решения без уважительных причин суд, принявший решение, либо судебный пристав-исполнитель применяет в отношении руководителя организации или руководителя коллегиального органа меры, предусмотренные федеральным законом.
Основываясь на приведенной норме Закона, суд полагает возможным указать в резолютивной части решения срок, в течение которого ответчику необходимо выполнить действия, в течение 1 (одного) года с даты вступления решения суда в законную силу, находя указанный срок обоснованным с учетом характера заявленных исковых требований, а также на основе исследованных в судебном заседании материалов дела.
В соответствии со ст. 103 ГПК РФ суд считает необходимым взыскать с МБОУ «Звездинская СОШ» судебные издержки в виде государственной пошлины в размере 300 рублей.
Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
решил:
Исковые требования прокурора Москаленского района Омской области удовлетворить.
Обязать муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Москаленского муниципального района Омской области «Звездинская средняя общеобразовательная школа» в течение 1 (одного) года с даты вступления решения суда в законную силу провести мероприятия по подготовке и переподготовке должностных лиц по вопросам работы со служебной информацией ограниченного распространения, содержащейся в паспорте безопасности объекта (территории), и служебной информации ограниченного распространения об антитеррористической защищенности.
Взыскать с муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения Москаленского муниципального района Омской области «Звездинская средняя общеобразовательная школа» государственную пошлину в местный бюджет Москаленского муниципального района Омской области в размере 300 рублей.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Омский областной суд через Москаленский районный суд в течение одного месяца.
Судья О.В. Кобзарь
Мотивированное решение изготовлено 30.07.2021.
"КОПИЯ ВЕРНА" подпись судьи ______________________ Секретарь судебного заседания ФИО4 «_____»_________________20_____ г. |
УИД 55RS0№-48