Решение по делу № 2а-1461/2019 ~ М-1550/2019 от 01.10.2019

Дело № 2а-1461/2019

УИД 58RS0017-01-2019-002632-85

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

31 октября 2019 года город Кузнецк

Кузнецкий районный суд Пензенской области в составе:

председательствующего судьи Брюзгина С.А.,

рассмотрев в порядке упрощенного (письменного) производства в г. Кузнецке Пензенской области административное дело по административному иску прокурора Кузнецкого района Пензенской области в защиту прав и интересов неопределенного круга лиц к администрации р.п. Евлашево Кузнецкого района Пензенской области о признании незаконным бездействия администрации р.п. Евлашево Кузнецкого района Пензенской области и понуждении обратиться в орган, осуществляющий государственную регистрацию право на недвижимое имущество с заявлением о принятии на учет как бесхозяйного недвижимого имущества,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Кузнецкого района Пензенской области в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с административным иском к администрации р.п. Евлашево Кузнецкого района Пензенской области о признании незаконным бездействия и понуждении обратиться в орган, осуществляющий государственную регистрацию право на недвижимое имущество с заявлением о принятии на учет как бесхозяйного недвижимого имущества.

В обоснование административного иска указал, что прокуратурой Кузнецкого района Пензенской области проведена проверка соблюдения на территории района законодательства в сфере муниципальной собственности, в ходе которой выявлен ряд нарушений.

Как установлено в ходе проведенной проверки на территории администрации р.п. Евлашево Кузнецкого района Пензенской области имеется объект недвижимого имущества, собственник которого отсутствует, а именно: тепловые сети протяженностью 82 м., расположенные по адресу: Пензенская область, Кузнецкий район, с. Ульяновка, ул. Ленинская, д. 86.

Вместе с тем, администрацией поселения меры к проведению процедуры обращения бесхозяйных объектов недвижимости в муниципальную собственность не принимаются. Выявленные нарушения свидетельствуют о непринятии органом местного самоуправления в полном объеме мер в сфере исполнения обязанностей по обращению бесхозяйного объекта в муниципальную собственность.

Ссылаясь на ст.ст. 130, 219, 225 ГК РФ, ст.ст. 14, 50 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Приказ Минэкономразвития России от 10.12.2015 № 931 «Об установлении порядка принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей», ст. 39 КАС РФ, ст. 35 ФЗ «О прокуратуре Российской Федерации», просил признать незаконным бездействие администрации р.п. Евлашево Кузнецкого района Пензенской области, выразившееся в непринятии мер по постановке на учет бесхозяйного недвижимого имущества, расположенного на территории муниципального образования – тепловые сети протяженностью 82 м., расположенные по адресу: Пензенская область, Кузнецкий район, с. Ульяновка, ул. Ленинская, д. 86; возложить на администрацию р.п. Евлашево Кузнецкого района Пензенской области обязанность обратиться в орган, осуществляющий государственную регистрацию права на недвижимое имущество, с заявлением о принятии на учет как бесхозяйного недвижимого имущества, расположенного на территории муниципального образования – тепловые сети протяженностью 82 м., расположенные по адресу: Пензенская область, Кузнецкий район, с. Ульяновка, ул. Ленинская, д. 86, в течение 6 месяцев с момента вступления решения в законную силу.

Определением Кузнецкого районного суда Пензенской области от 17 октября 2019 года рассмотрение настоящего административного дела назначено в порядке упрощенного (письменного) производства, предусмотренного главой 33 КАС РФ, в связи с наличием ходатайства об этом административного истца и письменного согласия представителя административного ответчика, в котором также выражено признание иска с разъяснением последствий такого признания.

Суд, исследовав материалы административного дела, приходит к следующему.

Согласно ч.ч. 1 и 2 ст. 46 Конституции РФ каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. Решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.

На основании ч. 1 ст. 218 Кодекса административного судопроизводства РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Согласно ч. 1 ст. 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами. Административное исковое заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина, являющегося субъектом административных и иных публичных правоотношений, может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд.

Согласно ч. 4 ст. 218 КАС РФ в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, органы государственной власти, Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации, уполномоченный по правам человека в субъекте Российской Федерации, Уполномоченный при Президенте Российской Федерации по правам ребенка, уполномоченный по правам ребенка в субъекте Российской Федерации, иные органы, организации и лица, а также прокурор в пределах своей компетенции могут обратиться в суд с административными исковыми заявлениями о признании незаконными решений, действий (бездействия) органов, организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в защиту прав, свобод и законных интересов иных лиц, если полагают, что оспариваемые решения, действия (бездействие) не соответствуют нормативному правовому акту, нарушают права, свободы и законные интересы граждан, организаций, иных лиц, создают препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Согласно ч. 1 ст. 130 ГК РФ к недвижимым вещам (недвижимое имущество, недвижимость) относятся земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства.

Как следует из ч.ч. 1 и 3 ст. 225 ГК РФ бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался.

Бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся.

По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь.

Согласно ч. 2 ст. 1 ФЗ от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" местное самоуправление в Российской Федерации - форма осуществления народом своей власти, обеспечивающая в пределах, установленных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, а в случаях, установленных федеральными законами, - законами субъектов Российской Федерации, самостоятельное и под свою ответственность решение населением непосредственно и (или) через органы местного самоуправления вопросов местного значения исходя из интересов населения с учетом исторических и иных местных традиций.

Из п.п. 3, 4 ч. 1 ст. 14 ФЗ следует, что к вопросам местного значения городского поселения относятся владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности поселения; организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.

В силу п. 1 ч. 1 ст. 50 ФЗ в собственности муниципальных образований может находиться имущество, предназначенное для решения установленных настоящим Федеральным законом вопросов местного значения.

Согласно ст. 219 ГК РФ право собственности на здания, сооружения и другое вновь создаваемое недвижимое имущество, подлежащее государственной регистрации, возникает с момента такой регистрации.

Как следует из п. 5 Приказа Минэкономразвития России от 10.12.2015 № 931 "Об установлении Порядка принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей" принятие на учет объекта недвижимого имущества осуществляется на основании заявления о постановке на учет бесхозяйных недвижимых вещей органа местного самоуправления городских, сельских поселений, городских округов, а на межселенных территориях - органа местного самоуправления муниципальных районов в отношении недвижимых вещей, находящихся на территориях этих муниципальных образований.

Как следует из материалов дела, в ходе проведенной прокуратурой Кузнецкого района проверки было установлено, что на территории администрации р.п. Евлашево Кузнецкого района Пензенской области имеется объект недвижимого имущества, собственник которого отсутствует, а именно: тепловые сети протяженностью 82 м., расположенные по адресу: Пензенская область, Кузнецкий район, с. Ульяновка, ул. Ленинская, д. 86.

Вместе с тем, администрацией поселения меры к проведению процедуры обращения бесхозяйных объектов недвижимости в муниципальную собственность не принимаются. Выявленные нарушения свидетельствуют о непринятии органом местного самоуправления в полном объеме мер в сфере исполнения обязанностей по обращению бесхозяйного объекта в муниципальную собственность.

Как следует из сообщения Департамента государственного имущества Пензенской области № 25-4762 от 06.09.2019 сведения об указанном объекте недвижимости в Реестре государственного имущества Пензенской области не учитываются.

Согласно сообщению администрации Кузнецкого района Пензенской области № 3484 от 10.09.2014 в реестре муниципальной собственности Кузнецкого района Пензенской области тепловые сети протяженностью 82 м., расположенные по адресу: Пензенская область, Кузнецкий район, с. Ульяновка, ул. Ленинская, д. 86, не значатся.

Из сообщения Межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в республике Мордовия, республике Марий Эл, Чувашской республике и Пензенской области № 13-ИВ/11521 от 16.09.2019 следует, что по состоянию на 09.09.2019 в реестре федерального имущества отсутствуют сведения об указанном объекте недвижимости.

Из сообщения администрации р.п. Евлашево Кузнецкого района Пензенской области от 23.09.2019 следует, что на территории муниципального образования р.п. Евлашево начата процедура оформления в муниципальную собственность бесхозяйного имущества тепловые сети в с. Ульяновка, ул. Ленинская, 86, от котельной до здания ООШ с. Ульяновка. В настоящее время оформлены запросы в вышестоящие организации о наличии имущества в реестрах.

Как следует из письменных объяснений главы администрации р.п. Евлашево Кузнецкого района Пензенской области ФИО1 от 24.09.2019 на территории муниципального образования р.п. Евлашево имеется бесхозяйственный объект, а именно тепловые сети протяженностью 82 м., расположенные по адресу: Пензенская область, Кузнецкий район, с. Ульяновка, ул. Ленинская, д. 86. Вместе с тем до настоящего времени указанные объекты как бесхозяйные не поставлены, с заявлением о принятии их на учет как бесхозяйные в регистрационные органы администрация не обращались.

Указанное бездействие административного ответчика свидетельствует о формальном подходе должностных лиц администрации р.п. Евлашево Кузнецкого района Пензенской области к возложенным на них обязанностям.

На основании ч. 3 ст. 46 КАС РФ административный ответчик вправе при рассмотрении административного дела в суде любой инстанции признать административный иск полностью или частично.

Из положений ч. 2 ст. 157 КАС РФ следует, что, если по данной категории административных дел не допускаются признание административного иска, суд поясняет это административному ответчику, их представителям. При допустимости совершения указанного распорядительного действия по данной категории административных дел суд разъясняет последствия признания административного иска.

Главой 22 КАС РФ не установлено запрета на признание административным ответчиком административного иска об оспаривании решений, действий (бездействия) органа местного самоуправления.

Из заявления представителя административного ответчика следует, что ему поняты последствия признания административным ответчиком административного иска, а именно о том, что при признании административным ответчиком иска и принятии его судом принимается решение об удовлетворении заявленных административным истцом требований.

Оценив в соответствии со ст. ст. 59, 60 КАС РФ представленные доказательства, суд приходит к выводу о том, что имеются правовые основания для признания незаконным бездействия администрации р.п. Евлашево Кузнецкого района Пензенской области, в связи с чем полагает необходимым в целях защиты прав и интересов неопределенного круга лиц возложить на административного ответчика обязанность обратиться в орган, осуществляющий государственную регистрацию права на недвижимое имущество, с заявлением о принятии на учет как бесхозяйного недвижимого имущества, расположенного на территории муниципального образования – тепловые сети протяженностью 82 м., расположенные по адресу: Пензенская область, Кузнецкий район, с. Ульяновка, ул. Ленинская, д. 86.

Согласно ст. 187 КАС РФ решение суда приводится в исполнение после вступления его в законную силу, за исключением случаев немедленного исполнения, в порядке, установленном федеральным законом. Суд вправе указать предельные сроки исполнения решения суда в соответствии с характером соответствующих требований.

Согласно п. 1 ч. 3 ст. 227 КАС РФ в случае удовлетворения административного иска об оспаривании решения, действия (бездействия) и необходимости принятия административным ответчиком каких-либо решений, совершения каких-либо действий в целях устранения нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца либо препятствий к их осуществлению суд указывает на необходимость принятия решения по конкретному вопросу, совершения определенного действия либо на необходимость устранения иным способом допущенных нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца и на срок устранения таких нарушений.

На основании изложенного, административный иск прокурора Кузнецкого района Пензенской области подлежит удовлетворению.

Согласно пп. 19 п. 1 ст. 333.36 НК РФ от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым Верховным Судом Российской Федерации в соответствии с гражданским процессуальным законодательством Российской Федерации и законодательством об административном судопроизводстве, судами общей юрисдикции, мировыми судьями, освобождаются государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым Верховным Судом Российской Федерации, судами общей юрисдикции, мировыми судьями, в качестве истцов (административных истцов) или ответчиков (административных ответчиков).

Руководствуясь ст. ст. 175-180, 227, 293-294 КАС РФ,

РЕШИЛ:

Административный иск прокурора Кузнецкого района Пензенской области в интересах неопределенного круга лиц к администрации р.п. Евлашево Кузнецкого района Пензенской области удовлетворить.

Признать незаконным бездействие администрации р.п. Евлашево Кузнецкого района Пензенской области, выразившееся в непринятии мер по постановке на учет бесхозяйного недвижимого имущества, расположенного на территории муниципального образования – тепловые сети протяженностью 82 м., расположенные по адресу: Пензенская область, Кузнецкий район, с. Ульяновка, ул. Ленинская, д. 86.

Возложить на администрацию р.п. Евлашево Кузнецкого района Пензенской области обязанность обратиться в орган, осуществляющий государственную регистрацию права на недвижимое имущество, с заявлением о принятии на учет как бесхозяйного недвижимого имущества, расположенного на территории муниципального образования – тепловые сети протяженностью 82 м., расположенные по адресу: Пензенская область, Кузнецкий район, с. Ульяновка, ул. Ленинская, д. 86, в течение 6 месяцев с момента вступления решения в законную силу.

Сообщение об исполнении решения суда подлежит направлению администрацией р.п.Евлашево Кузнецкого района Пензенской области в Кузнецкий районный суд Пензенской области и прокурору Кузнецкого района Пензенской области.

Решение суда, принятое по результатам рассмотрения административного дела в порядке упрощенного (письменного) производства, может быть обжаловано в апелляционном порядке в Пензенский областной суд через Кузнецкий районный суд Пензенской области в срок, не превышающий пятнадцати дней со дня получения его копии.

Судья: С.А. Брюзгин

2а-1461/2019 ~ М-1550/2019

Категория:
Административные
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Прокурор Кузнецкого района Пензенской области
Ответчики
Администрация р.п. Евлашево
Суд
Кузнецкий районный суд
Судья
Брюзгин С.А.
01.10.2019[Адм.] Регистрация административного искового заявления
01.10.2019[Адм.] Передача материалов судье
03.10.2019[Адм.] Решение вопроса о принятии к производству
03.10.2019[Адм.] Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
17.10.2019[Адм.] Подготовка дела (собеседование)
17.10.2019[Адм.] Опр. о рассмотрении дела в порядке упрощенного производства
31.10.2019[Адм.] Принятие решения в порядке упрощенного (письменного) производства
31.10.2019[Адм.] Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
08.11.2019[Адм.] Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Решение (?)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее