Решение по делу № 2-3049/2022 от 21.09.2022

УИД 79RS0002-01-2022-005681-83

Дело № 2-3049/2022

Р ЕШ Е Н И Е

Именем Российской Федерации

31 октября 2022 г.                                   г. Биробиджан

    Биробиджанский районный суд Еврейской автономной области в составе судьи Хроленок Т.В.,

при секретаре судебного заседания Григорьевой Е.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Биробиджанского района Еврейской автономной области в интересах неопределённого круга лиц к областному государственному казенному учреждению «Центр по обеспечению полномочий Еврейской автономной области в вопросах гражданской обороны, защиты населения и территории от чрезвычайных ситуаций и пожарной безопасности», департаменту региональной безопасности правительства Еврейской автономной области, правительству Еврейской автономной области о возложении обязанности совершить определённые действия,

у с т а н о в и л:

Прокурор Биробиджанского района Еврейской автономной области обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц с иском к ОГКУ «Центр по обеспечению полномочий Еврейской автономной области в вопросах гражданской обороны, защиты населения и территории от чрезвычайных ситуаций и пожарной безопасности» (далее – ОГКУ «Центр ГО ЧС и ПБ»), департаменту региональной безопасности правительства Еврейской автономной области (далее – Департамент), правительству Еврейской автономной области о возложении обязанности совершить определённые действия, указав, что прокуратурой проведена проверка исполнения законодательства о пожарной безопасности, по результатам которой выявлены нарушения в данной сфере правоотношений. Так в нарушение пунктов 30, 32 Правил по охране труда в подразделениях пожарной охраны, утвержденных приказом Минтруда России от 11.12.2020 № 881н, в гараже отдельного пожарного поста по охране Бирофельдского сельского поселения табло погодных условий, газоотвод от выхлопных труб для удаления газов от работающих двигателей.

06.06.2022 прокуратурой руководителя в адрес ОГКУ «Центр ГО ЧС и ПБ» внесено представление, которое рассмотрено и удовлетворено.

Просит суд обязать областное государственное казенное учреждение «Центр по обеспечению полномочий Еврейской автономной области в вопросах гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и пожарной безопасности» установить в гараже отдельного пожарного поста по охране Бирофельдского сельского поселения табло погодных условий, газоотвод от выхлопных труб для удаления газов от работающих двигателей в срок до 01.05.2023. Обязать правительство Еврейской автономной области в срок до 01.04.2023 выделить денежные средства департаменту региональной безопасности правительства Еврейской автономной области для распределения областному государственному казенному учреждению «Центр по обеспечению полномочий Еврейской автономной области». Департаменту региональной безопасности правительства Еврейской автономной области перечислить выделенные денежные средства в областное государственное казенное учреждение «Центр по обеспечению полномочий Еврейской автономной области в вопросах гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и пожарной безопасности».

В судебном заседании помощник прокурора Ляш Н.П. доводы и требования иска поддержала, просила суд: обязать областное государственное казенное учреждение «Центр по обеспечению полномочий Еврейской автономной области в вопросах гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и пожарной безопасности» установить в гараже отдельного пожарного поста по охране Бирофельдского сельского поселения табло погодных условий, газоотвод от выхлопных труб для удаления газов от работающих двигателей в срок до 01.05.2023; обязать правительство Еврейской автономной области в срок до 01.04.2023 выделить денежные средства департаменту региональной безопасности правительства Еврейской автономной области для распределения областному государственному казенному учреждению «Центр по обеспечению полномочий Еврейской автономной области»; департаменту региональной безопасности правительства Еврейской автономной области перечислить выделенные денежные средства в областное государственное казенное учреждение «Центр по обеспечению полномочий Еврейской автономной области в вопросах гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и пожарной безопасности».

Представитель ответчика ОГКУ «Центр ГОЧС и ПБ» Коваленко М.Н., исковые требования не признала, пояснила, что проведение указанные в иске мероприятий является нецелесообразным и не влияет не работу противопожарной службы; вдоль гаража имеется вытяжка, которая способствует удалению выхлопных газов. Просила предоставить срок исполнения решения – 3 месяца, с учетом проведения закупок в соответствии с требованиями Федерального закона № 44-ФЗ со дня выделения денежных средств.

Представитель ответчика департамента региональной безопасности Еврейской автономной области Кириллов В.А. исковые требования признал, суду пояснил, что информация о погодных условиях ежедневно направляется из МЧС России.

Иные лица, уведомленные надлежащим образом о дате, времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явились, в связи с чем, с учетом мнения участников процесса, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

Суд, выслушав стороны, исследовав материалы дела, приходит к следующему.

Частью 1 статьи 45 ГПК РФ предусмотрено право прокурора обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.

В соответствии с пунктом 3 статьи 35 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации», прокурор в соответствии с процессуальным законодательством Российской Федерации вправе обратиться в суд с заявлением или вступить в дело в любой стадии процесса, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества или государства.

Обращаясь в данном случае в суд в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц в целях предупреждения причинения вреда жизни и здоровью граждан, прокурор действует в рамках полномочий, представленных ему законодательством.

Согласно представленного суду Устава ОГКУ «Центр ГОЧС и ПБ», данная организация является унитарной некоммерческой организацией, учредителем и собственником имущества которой является Еврейская автономная область. Функции и полномочия учредителя, в случае если иное не установлено нормативными правовыми актами Еврейской автономной области, осуществляются департаментом региональной безопасности Еврейской автономной области (пункты 1.3-1.4 Устава).

    Предметом деятельности учреждения является обеспечение полномочий Еврейской автономной области по осуществлению тушения пожаров силами подразделений пожарной охраны (за исключением лесных пожаров, пожаров в закрытых административно-территориальных образованиях, особо важных и режимных организациях, в которых создаются специальные и воинские подразделения федеральной противопожарной службы, в организациях, в которых создаются объектовые подразделения федеральной противопожарной службы, а также при проведении мероприятий федерального уровня с массовым сосредоточением людей), участию в осуществлении мероприятий гражданской обороны, проведению аварийно-спасательных и других неотложных работ при чрезвычайных ситуациях муниципального и регионального характера, участию в создании областных резервов материальных ресурсов для предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций межмуниципального и регионального характера и областного резерва материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств для выполнения мероприятий по гражданской обороне (пункт 2.1).

     Основными целями деятельности учреждения являются снижениегибели и травматизма населения от чрезвычайных ситуаций и пожаров, уменьшение материальных потерь от их последствий, минимизация следствий военных действий (пункт 2.2).

    В состав учреждения в качестве структурных подразделений входят пожарные части, отдельные пожарные посты, поисково-спасательное подразделение Еврейской автономной области, центр обработки вызовов и склад областных резервов, в том числе, отдельный пожарный пост Бирофельдского сельского поселения (место дислокации с. Бирофельд) (пункт 1.8).

Из материалов дела следует, что в соответствии с поручениями прокуратуры Еврейской автономной области от 25.05.2022, от 30.05.2022 прокуратурой Биробиджанского района проведена проверка состояния законности в сфере охраны лесов и населенных пунктов от природных пожаров, по результатам которой в адрес руководителя ОГКУ «Центр ГО ЧС и ПБ» внесено представление о необходимости в гараже отдельного пожарного поста по охране Бирофельдского сельского поселения установить табло погодных условий, газоотвод от выхлопных труб для удаления газов от работающих двигателей.

Рассмотрев представление, ОГКУ «Центр ГО ЧС и ПБ» согласилось с доводами, изложенными в нем, о чем свидетельствует ответ от 14.06.2022 № 759/22.

Вместе с тем, как следует из сведений, представленных главным управлением МЧС России по Еврейской автономной области от 02.08.2022 в гараже отдельного пожарного поста по охране Бирофельдского сельского поселения установить табло погодных условий, газоотвод от выхлопных труб для удаления газов от работающих двигателей.

Законодательным собранием Еврейской автономной области от 24.12.2004 принят закон Еврейской автономной области № 411-ОЗ «О пожарной безопасности в Еврейской автономной области» (далее – Закон ЕАО № 411-ОЗ), который определяет общие правовые, экономические и социальные основы обеспечения пожарной безопасности в Еврейской автономной области.

Согласно статье 1 указанного закона, в целях обеспечения безопасности личности, общества и государства на территории области создается противопожарная служба области, являющаяся структурным подразделением областного государственного учреждения соответствующего направления деятельности и входящая в состав Государственной противопожарной службы, а также в единую систему сил и средств, предназначенных для предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.

В силу части 2 статьи 2 Закона ЕАО № 411-ОЗ определено, что для организации тушения пожаров в составе противопожарной службы области могут создаваться: органы управления противопожарной службы области; подразделения пожарной охраны, содержащиеся за счет средств областного бюджета.

Постановлением правительства Еврейской автономной области от 14.03.2006 № 64-пп утверждено Положение о противопожарной службе Еврейской автономной области.

Постановлением правительства Еврейской автономной области от 11.11.2008 № 318-пп созданы     подразделения     пожарной охраны противопожарной службы Еврейской автономной области в составе областного государственного казенного учреждения «Центр по обеспечению полномочий Еврейской автономной области в вопросах гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и пожарной безопасности», в том числе, отдельный пожарный пост по охране Бирофельдского сельского поселения.

Согласно пункту 5.7 Устава ОГКУ «Центр ГОЧС и ПБ», руководитель организует и контролирует работу учреждения и его структурных подразделений; организует выполнение решений учредителя по вопросам деятельности учреждения; совместно с учредителем утверждает штатное расписание учреждения; заключает от имени учреждения контракты, договоры и иные соглашения в соответствии с федеральным и региональным законодательством; обеспечивает соблюдение законодательства в деятельности учреждения.

Материально-техническое обеспечение противопожарной службы области, как указано в части 7 статьи 2 Закона ЕАО № 411-ОЗ, осуществляется в соответствии с нормативами материально-технического обеспечения, устанавливаемыми правительством области.

Постановлением правительства Еврейской автономной области от 30.06.2005 № 161-пп утверждены нормативы материально-технического обеспечения подразделений пожарной охраны ОГКУ «Центр ГОЧС и ПБ».

Согласно статье 1 Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» нормативные документы по пожарной безопасности – национальные стандарты Российской Федерации, своды правил, содержащие требования пожарной безопасности, а также иные документы, содержащие требования пожарной безопасности.

Приказом Минтруда России от 11.12.2020 № 881н утверждены Правила по охране труда в подразделениях пожарной охраны.

Пунктами 30, 32 указанных Правил, в помещении гаража устанавливается табло с информацией о погодных условиях (снег, дождь, туман, гололед, метель, град); предусматривается газоотвод от выхлопных труб для удаления газов от работающих двигателей пожарных автомобилей, при этом обеспечивается постоянное подключение системы пожарных автомобилей и саморазмыкание в начале их движения.

В связи с изложенным, суд находит требования прокурора о возложении на ОГКУ «Центр ГОЧС и ПБ» обязанности установить в гараже отдельного пожарного поста по охране Бирофельдского сельского поселения установить табло погодных условий, газоотвод от выхлопных труб для удаления газов от работающих двигателей, обоснованными и подлежащими удовлетворению.

В соответствии с положениями статьи 206 ГПК РФ, при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, суд в том же решении может указать, что, если ответчик не исполнит решение в течение установленного срока, истец вправе совершить эти действия за счет ответчика с взысканием с него необходимых расходов.

В случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.

Из содержания вышеприведенной нормы следует, что устанавливаемый судом срок должен отвечать принципу разумности и, кроме того, обеспечивать соблюдение баланса сторон.

Учитывая, что приобретение и установка указанного оборудования, осуществляется с учетом положений Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», суд полагает разумным определить срок исполнения решения до 01.05.2023.

В соответствии с частью 2 статьи 161 Бюджетного кодекса РФ. финансовое обеспечение деятельности казенного учреждения осуществляется за счет средств соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации и на основании бюджетной сметы.

В силу статьи 5 Закона ЕАО № 411-ОЗ финансовое обеспечение деятельности противопожарной службы области, социальных гарантий и компенсаций личному составу противопожарной службы области, а также финансирование государственных программ области в сфере пожарной безопасности является расходным обязательством области и осуществляется за счет средств областного бюджета.

Согласно пункту 6.1 Устава ОГКУ «Центр ГОЧС и ПБ» имущество учреждения является государственной собственностью Еврейской автономной области и закрепляется за ним на праве оперативного управления.

    Финансовое обеспечение деятельности учрежденияосуществляется за счет средств областного бюджета и на основании бюджетной сметы (пункт 6.7 Устава ОГКУ «Центр ГОЧС и ПБ»).

    Таким образом, в случае недостаточности у ОГКУ «Центр ГОЧС и ПБ» денежных средств для приобретения вышеуказанных материально-технических средств суд считает необходимым возложить на правительство Еврейской автономной области обязанность выделить денежные средства из бюджета Еврейской автономной области на указанные цели.

Таким образом в судебном заседании установлено, что в нарушение действующего законодательства, в гараже отдельного пожарного поста по охране Бирофельдского сельского поселения отсутствует табло погодных условий и газоотвод от выхлопных труб для удаления газов от работающих двигателей, что создает угрозу нарушения прав сотрудников противопожарной службы и может повлечь возникновение угрозы причинения вреда жизни, здоровья граждан.

Согласно пункту 1.4 Устава ОГКУ «Центр ГОЧС и ПБ» функции и полномочия учредителя Учреждения возложены на департамент региональной безопасности Еврейской автономной области.

В силу пункта 4 статьи 123.22 Гражданского кодекса РФ, казенное учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами. При недостаточности денежных средств субсидиарную ответственность по обязательствам казенного учреждения несет собственник его имущества.

В соответствии со статьей 161 Бюджетного кодекса РФ, казенное учреждение находится в ведении органа государственной власти (государственного органа), органа местного самоуправления, осуществляющего бюджетные полномочия главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.

Финансовое обеспечение деятельности казенного учреждения осуществляется за счет средств соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации и на основании бюджетной сметы.

Согласно части 7 статьи 161 Бюджетного кодекса РФ, при недостаточности лимитов бюджетных обязательств, доведенных казенному учреждению для исполнения его денежных обязательств, по таким обязательствам от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования отвечает соответственно орган государственной власти (государственный орган), орган местного самоуправления, орган местной администрации, осуществляющий бюджетные полномочия главного распорядителя бюджетных средств, в ведении которого находится соответствующее казенное учреждение.

При указанных обстоятельствах, суд приходит к выводу о необходимости возложения обязанности по выполнению мероприятий, направленных на обеспечение работоспособности отдельного пожарного поста по охране Бирофельдского сельского поселения на ОГКУ «Центр ГОЧС и ПБ», а при недостаточности денежных средств на проведение вышеуказанных мероприятия, суд считает возможным обязать правительство Еврейской автономной области выделить денежные средства на указанные цели.

Также суд приходит к выводу о том, что департамент региональной безопасности Еврейской автономной области, является ненадлежащим ответчиком по делу, поскольку согласно Постановлению правительства Еврейской автономной области от 28.12.2019 № 494-пп, утвердившему Положение о департаменте региональной безопасности Еврейской автономной области, департамент региональной безопасности Еврейской автономной области является органом исполнительной власти области, формируемым правительством Еврейской автономной области, осуществляющим, в том числе, полномочия по предупреждению чрезвычайных ситуаций муниципального и регионального характера, стихийных бедствий, эпидемий и ликвидации их последствий, реализации мероприятий, направленных на спасение жизни и сохранение здоровья людей при чрезвычайных ситуациях, осуществляющим полномочия по гражданской и территориальной обороне, пожарной безопасности.

Кроме того, департамент региональной безопасности Еврейской автономной области участвует в организации своевременного информирования и оповещения населения, в том числе, экстренного оповещения населения, об опасностях, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера; организует работу по определению перечня организаций, обеспечивающих выполнение мероприятий регионального уровня по гражданской обороне; содействует федеральному органу исполнительной власти, уполномоченному на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, в предоставлении участков для установки и (или) в установке специализированных технических средств оповещения и информирования населения в местах массового пребывания людей, а также в предоставлении имеющихся технических устройств для распространения продукции средств массовой информации, выделении эфирного времени в целях своевременного оповещения и информирования населения о чрезвычайных ситуациях и подготовки населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций.

Пунктом 4.46 Постановления также установлено, что департамент региональной безопасности Еврейской автономной области готовит губернатору области и правительству области предложения по вопросам: закрепления выполнения задач гражданской обороны за органами исполнительной власти области, формируемыми правительством области; финансирования мероприятий в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций; принятия решения об отнесении возникших чрезвычайных ситуаций к чрезвычайным ситуациям регионального или межмуниципального характера, введения режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации и установления уровня реагирования для соответствующих органов управления и сил областной подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций; установления регионального уровня реагирования; создания, реорганизации и ликвидации органов управления и подразделений пожарной охраны, содержащихся за счет средств областного бюджета.

Из указанного следует, что департамент региональной безопасности Еврейской автономной области, не осуществляет финансирование мероприятий, связанных с обеспечением отдельного пожарного поста по охране Бирофельдского сельского поселения табло погодных условий и газоотвода от выхлопных труб для удаления газов от работающих двигателей, а осуществляет контроль за деятельностью областных государственных учреждений, учредителем которых является.

В соответствии с положениями статьи 206 ГПК РФ, при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, суд в том же решении может указать, что, если ответчик не исполнит решение в течение установленного срока, истец вправе совершить эти действия за счет ответчика с взысканием с него необходимых расходов.

В случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.

Из содержания вышеприведенной нормы следует, что устанавливаемый судом срок должен отвечать принципу разумности и, кроме того, обеспечивать соблюдение баланса сторон.

Разрешая в соответствии с частью 2 статьи 206 ГПК РФ, вопрос о сроке, в течение которого решение суда должно быть исполнено, суд, с учетом установленных по делу обстоятельств, считает срок, заявленный прокурором до 01.05.2023, отвечающим вышеуказанным требованиям.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 56, 194-199 ГПК РФ, суд,

р е ш и л:

Исковые требования прокурора Биробиджанского района Еврейской автономной области в интересах неопределённого круга лиц к областному государственному казенному учреждению «Центр по обеспечению полномочий Еврейской автономной области в вопросах гражданской обороны, защиты населения и территории от чрезвычайных ситуаций и пожарной безопасности», правительству Еврейской автономной области о возложении обязанности совершить определённые действия в сфере охраны труда в подразделении противопожарной службы - удовлетворить.

    Обязать государственное казенное учреждение «Центр по обеспечению полномочий Еврейской автономной области в вопросах гражданской обороны, защиты населения и территории от чрезвычайных ситуаций и пожарной безопасности» выполнить в срок до 01.05.2023мероприятия, направленные на обеспечение охраны труда в подразделении пожарной охраны, путем: установки в гараже отдельного пожарного поста Бирофельдского сельского поселения табло погодных условий и газоотвода от выхлопных труб для удаления газов от работающих двигателей.

При недостаточности у государственного казенного учреждения «Центр по обеспечению полномочий Еврейской автономной области в вопросах гражданской обороны, защиты населения и территории от чрезвычайных ситуаций и пожарной безопасности» денежных средств для проведения указанных мероприятий, возложить на правительство Еврейской автономной области обязанность выделить денежные средства на указанные цели.

Исковые требования прокурора Биробиджанского района Еврейской автономной области в интересах неопределённого круга лиц к департаменту региональной безопасности Еврейской автономной области о возложении обязанности – оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в суд Еврейской автономной области через Биробиджанский районный суд Еврейской автономной области в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья                                    Т.В. Хроленок

Мотивированное решение составлено 7 ноября 2022 г.

2-3049/2022

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Прокурор Биробиджанского района ЕАО
Ответчики
Департамент региональной безопасности Еврейской автономной области
Центр по обеспечению полномочий ЕАО в вопросах гражданской обороны, защиты населения и территорий от ЧС и пожарной безопасности, ОГКУ
Правительство ЕАО
Суд
Биробиджанский районный суд Еврейской автономной области
Судья
Хроленок Татьяна Владимировна
Дело на странице суда
birobidzhansky.brb.sudrf.ru
21.09.2022Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
22.09.2022Передача материалов судье
27.09.2022Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
27.09.2022Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
13.10.2022Подготовка дела (собеседование)
13.10.2022Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
31.10.2022Судебное заседание
07.11.2022Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
31.10.2022
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее