Дело № – 1091/16 г.
РЕШЕНИЕ
ИФИО1
ДД.ММ.ГГГГ года <адрес>
Ленинский районный суд <адрес> в составе:
председательствующего по делу – судьи Гараниной С.А.,
при секретаре судебного заседания ФИО8
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Ленинского районного суда
<адрес> гражданское дело по исковому заявлению ФИО5
к Администрации <адрес>, Управлению жилищной политики и ипотечного
кредитования Администрации <адрес> о признании недействительным отказа в постановке на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении и обязании принять
на учет граждан в качестве нуждающихся в жилом помещении
установил:
ФИО5 предъявил вышеуказанные исковые требования к к Администрации <адрес>, Управлению жилищной политики и ипотечного кредитования Администрации <адрес>, мотивировав их следующим.
Решением комиссии по жилищным вопросам администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ (протокол №, утвержденный постановлением администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №) ему отказано в постановке на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях в соответствии со ст.ст. 49, 51, 52 Жилищного кодекса Российской Федерации, ст. ст. 12,13 Закона ФИО7 <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № «О порядке ведения учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, и предоставления таким гражданам жилых помещений по договорам социального найма на территории ФИО7 <адрес>» (представлены документы, которые не подтверждают право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, кроме того не истек срок, предусмотренный статьей 53 ЖК РФ).
В выписке из постановления администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № об утверждении протокола комиссии по жилищным вопросам указано, в ДД.ММ.ГГГГ году ФИО5 и ФИО3 имели и продали жилой дом по адресу: <адрес> / 50, общей площадью № кв.м., принадлежащий им по 1/ 2 доли в праве общей долевой собственности (договор купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ). Таким образом, действия по продаже жилого дома были расценены комиссией по жилищным вопросам как намеренное ухудшение своих жилищных условий.
По договору купли - продажи от ДД.ММ.ГГГГ года истец с женой приобрели жилой дом по адресу: <адрес> / 50. Покупная стоимость дома составляла <данные изъяты> рублей. В целях покупки жилья был заключен кредитный договор № от ДД.ММ.ГГГГ со Сбербанком на сумму <данные изъяты> рублей. Другие <данные изъяты> рублей дала взаймы ФИО2. ДД.ММ.ГГГГ в жилом доме произошел пожар. В результате пожара от воздействия открытого огня и продуктов горения повреждены внутренние помещения дома на общей площади 20 кв.м. Строение дома, а также имущество, находящееся на момент возникновения пожара в доме, пролито водой по всей площади. Помещения и имущество, находящееся в них, полностью закопчено. Причина пожара - воздействие открытого огня на горючие конструкции и материалы в доме. Следственным отделом № СУ Управления МВД России по <адрес> ДД.ММ.ГГГГ возбуждено уголовное дело № по ст. 167 ч. 2 УК РФ. ДД.ММ.ГГГГ предварительное следствие по уголовному делу приостановлено производством в порядке ст. 208 ч. 1 п. 1 УПК РФ в связи с неустановлением лица, подлежащего привлечению в качестве обвиняемого.
ДД.ММ.ГГГГ году жена истца ФИО3 обращалась в администрацию <адрес> за получением разрешения на строительство (реконструкцию) дома. Администрацией <адрес> было отказано в выдаче разрешения на строительство (реконструкцию) дома, в связи с тем, что градостроительный регламент территориальной зоны, в которой расположен жилой дом, не предусматривал индивидуальное жилищное строительство. Проживание в пострадавшем от пожара дома семьей с детьми, один из которых малолетний, было невозможно. Чтобы погасить взятый на приобретение дома в банке кредит, в связи с невозможностью нового строительства, истец с женой ФИО3 решили продать пострадавший от пожара дом. Договор купли- продажи от ДД.ММ.ГГГГ был оформлен как продажа жилого дома, хотя по факту был продан сгоревший дом. Денежные средства, полученные от продажи сгоревшего дома, были направлены на погашение кредита, взятого на покупку дома; на возврат займа, полученного от ФИО2 также на покупку дома. Никакой материальной выгоды от продажи дома истец практически не получил. Цели преднамеренного ухудшения жилищных условий не преследовал.
На основании изложенного, просил признать ФИО5 и членов его семьи ФИО3, ФИО14 Льва ФИО6, ФИО4 нуждающимися в жилом помещении с принятием их на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении.
В ходе рассмотрения дела истец изменил исковые требования, просил суд признать недействительным отказ в постановке на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, вынесенный решением комиссии по жилищным вопросам Администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № и обязать Администрацию <адрес>, Управлению жилищной политики и ипотечного кредитования Администрации <адрес> принять на учет граждан в качестве нуждающихся ФИО5 и членов его семьи ФИО3, ФИО14 Льва ФИО6, ФИО4.
В судебном заседании истец ФИО5 поддержал заявленные требования по основаниям, изложенным в иске.
Представитель ответчиков Администрации <адрес> и Управления жилищной политики и ипотечного кредитования Администрации <адрес> ФИО9 возражала в удовлетворении иска, представила письменные возражения, в которых указала, что в соответствии с частью 1 статьи 13 Закона ФИО7 <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № «О порядке ведения учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, и предоставления таким гражданам жилых помещений по договорам социального найма на территории ФИО7 <адрес>» граждане принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях в случае признания их малоимущими и нуждающимися в жилых помещениях в порядке, установленном названным Законом, и при условии постоянного проживания граждан на территории соответствующего муниципального образования (<адрес>). Доказательством постоянного проживания на территории <адрес> является постоянная регистрация по месту жительства, которая подтверждается документами, выданными органами, осуществляющими регистрацию граждан в жилых помещениях, а в случае их отсутствия - решением суда об установлении юридического факта постоянного проживания на территории ФИО7 округа Иваново.
Истец по договору коммерческого найма жилого помещения муниципального жилищного фонда коммерческого использования от ДД.ММ.ГГГГ № занимает жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, общей площадью 35,1 кв.м, в том числе жилой площадью 20,2 кв.м. Коммерческий найм жилых помещений представляет собой основанное на договоре срочное возмездное владение и (или) пользование жилыми помещениями. Жилые помещения, отнесенные к жилищному фонду коммерческого использования в соответствии с Порядком предоставления жилых помещений муниципального жилищного фонда коммерческого использования, утвержденного решением ФИО7 от ДД.ММ.ГГГГ, не подлежат обмену, приватизации и иным гражданско- правовым сделкам по отчуждению имущества. В указанном жилом помещении истец и третьи лица по данному гражданскому делу имеют регистрацию по месту пребывания в срок до ДД.ММ.ГГГГ.
ДД.ММ.ГГГГ ФИО5 с семьей в составе 4 человек (ФИО5 - заявитель, ФИО3 - супруга, ФИО6 - сын, ФИО4 - дочь супруги) обратился в Администрацию <адрес> по вопросу принятия на учет в качестве нуждающегося в жилых помещениях. Решением комиссии по жилищным вопросам Администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ (протокол №, утвержденный постановление Администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №) истцу отказано в принятии на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях на основании пунктов 2,3 части 1 статьи 54 Жилищного кодекса Российской ФИО1 (далее по тексту - ЖК РФ), пунктов 2,3 части 1 статьи 15 Закона ФИО7 <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № «О порядке ведения учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, и предоставления таким гражданам жилых помещений по договорам социального найма на территории ФИО7 <адрес>» (представлены документы, которые не подтверждают право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, кроме того не истек срок, предусмотренный статьей 53 ЖК РФ). В 2012 году ФИО5 и ФИО3 имели и продали жилой дом по адресу: <адрес>, общей площадью 29,2 кв.м., принадлежащий им по 1/2 доли в праве общей долевой собственности (договор купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ).
Третье лицо ФИО3, действующая в своих интересах и в интересах несовершеннолетнего сына ФИО14 Льва ФИО6, поддержала заявленные исковые требования и просила их удовлетворить по основаниям, изложенным в иске.
Третье лицо ФИО4 в судебное заседание не явилась, извещена в установленном порядке, просила рассмотреть дело в ее отсутствие, исковые требования просила удовлетворить.
Суд, выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, приходит к следующему.
Судом установлено и подтверждено материалами дела, что 20.12.2006г. истец ФИО10 заключил со Сбербанком России кредитный договор на приобретение жилого дома по адресу: <адрес>, по которому ему предоставлялся кредит в сумме <данные изъяты> руб (л.д. 138-139).
ДД.ММ.ГГГГ. истец ФИО5 приобрел по договору купли-продажи жилой дом по адресу: <адрес>, общей площадью 29,2 кв.м. Переход права зарегистрирован в ЕГРП ДД.ММ.ГГГГ.( л.д. 190-191). ДД.ММ.ГГГГ. ФИО5 продал 1\2 долю указанного жилого дома ФИО14 (до брака-ФИО15) М.С., переход права зарегистрирован в ЕГРП ДД.ММ.ГГГГ.( л.д. 136-137). Согласно справки МКУ МФЦ в <адрес> в данном жилом доме были зарегистрированы до ДД.ММ.ГГГГ. истец ФИО5 и члены его семьи: ФИО3-жена, ФИО6 – сын, ФИО4 – дочь жены ( л.д. 67А – 68).
ДД.ММ.ГГГГ. в указанном жилом доме произошел пожар, в результате которого повреждены внутренние помещения дома(стены, кровля, пол) на общей площади 20кв.м. Строение дома, а также все имущество, находящееся на момент пожара в доме пролито водой по всей площади. Помещения и имущество, находящееся в них, полностью закопчено, что подтверждается справкой Отдела государственного пожарного надзора <адрес> МЧС России от 13.10.2010г. ( л.д. 12). Согласно справки ОП № УМВД России по <адрес> от 27.01.2016г. причиной пожара явился умышленный поджог дома неизвестным лицом ( л.д. 13).
Решением комиссии по жилищным вопросам Администрации <адрес> от 18.08.2011г. ФИО3, ФИО5, ФИО6, ФИО4, ФИО11 как гражданам, у которых единственное жилье стало непригодным для проживания в результате чрезвычайных обстоятельств, предоставлено жилое помещение по договору найма жилого помещения коммерческого использования. ДД.ММ.ГГГГ. Администрацией <адрес> по договору коммерческого найма жилого помещения муниципального жилищного фонда коммерческого использования ФИО3 и членам ее семьи ФИО5, ФИО6, ФИО4, ФИО11 предоставлено для проживания на срок до ДД.ММ.ГГГГ. жилое помещение по адресу: <адрес> (л.д. 78-79). ДД.ММ.ГГГГ. ФИО5, ФИО3, ФИО6, ФИО4 снялись с регистрационного учета по месту жительства из жилого дома по адресу: <адрес> зарегистрировались по месту пребывания на срок до ДД.ММ.ГГГГ. по адресу: <адрес> ( л.д. 68,76,77).
ДД.ММ.ГГГГ. ФИО5 и ФИО14 (ФИО15) М.С. продали жилой дом и земельный участок по адресу: <адрес> ФИО12 (л.д. 131-132). Согласно справки филиала ОСБ № в июле 2012 года кредит по договору от ДД.ММ.ГГГГ. погашен заемщиком ФИО5( л.д. 15).
ДД.ММ.ГГГГ. ФИО5 обратился в Администрацию <адрес> с заявлением о принятии его и членом его семьи ФИО3 ( жена), ФИО6 (сын), ФИО4 (дочь супруги) на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении ( л.д. 74) по причине отсутствия жилого помещения. ФИО5 была представлена справка Управления социальной защиты населения Администрации <адрес> о признании его семьи малоимущей ( л.д.75).
Решением комиссии по жилищным вопросам Администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ (протокол №, утвержденный постановление Администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №) истцу отказано в принятии на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях на основании пунктов 2,3 части 1 статьи 54 Жилищного кодекса Российской ФИО1 (далее по тексту - ЖК РФ), пунктов 2,3 части 1 статьи 15 Закона ФИО7 <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № «О порядке ведения учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, и предоставления таким гражданам жилых помещений по договорам социального найма на территории ФИО7 <адрес>» (представлены документы, которые не подтверждают право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, кроме того не истек срок, предусмотренный статьей 53 ЖК РФ). В протоколе заседания комиссии по жилищным вопросам Администрации <адрес> указано, что в 2012 году ФИО5 и ФИО3 имели и продали жилой дом по адресу: <адрес>, общей площадью 29,2 кв.м., принадлежащий им по 1/2 доли в праве общей долевой собственности (договор купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ). ( л.д. 8-10).
В соответствии со ст.51 ЖК РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются (далее - нуждающиеся в жилых помещениях) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы.
.
Согласно ст.50 ЖК РФ учетной нормой площади жилого помещения (далее - учетная норма) является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
Учетная норма устанавливается органом местного самоуправления. Размер такой нормы не может превышать размер нормы предоставления, установленной данным органом.
Решением ФИО7 от ДД.ММ.ГГГГ № установлена учетная норма площади жилого помещения в целях принятия граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях - 10,0 кв. м общей площади жилого помещения на каждого члена семьи.
В соответствии со ст.53 ЖК РФ граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий.
Согласно ст.54 ЖК РФ отказ в принятии граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях допускается в случае, если не истек предусмотренный статьей 53 настоящего Кодекса срок.
Как следует из материалов дела Администрация <адрес> оспариваемым решением признала заявителя и членов ее семьи не нуждающимися в улучшении жилищных условий по причине намеренного ухудшения ими жилищных условий (ст.53 ЖК РФ).
Однако из содержания ст.53 ЖК РФ следует, что действиями по ухудшению жилищных условий, препятствующих принятию граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях в течение пяти лет с момента их совершения, являются действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях.
Из материалов дела следует, что до совершения сделки купли-продажи жилого дома по адресу: <адрес> данном жилом доме были зарегистрированы по месту жительства ФИО5 и члены его семьи: ФИО3, ФИО6, ФИО4 <адрес> жилого помещения составляла 29,2 кв.м. Таким образом, на каждого члена семьи приходилось 7,3 кв.м общей площади, что менее учетной нормы. Таким образом, на момент совершения данной сделки семья ФИО14 в соответствии со ст.51 ЖК РФ уже была нуждающейся в жилом помещении. Соответственно, данную сделку нельзя квалифицировать в соответствии со ст.53 ЖК РФ как намеренные действия по ухудшению жилищных условий, в результате которых граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях.
Доводы ответчиков в части невозможности принятия на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении ввиду отсутствия регистрации по месту жительства ФИО5 и членов его семьи судом не принимаются.
Статьей 52 Жилищного кодекса Российской Федерации определено, что принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления на основании заявлений данных граждан, поданных ими в указанный орган по месту своего жительства либо через многофункциональный центр в соответствии с заключенными ими в установленном Правительством Российской Федерации порядке соглашением о взаимодействии. В случаях и в порядке, которые установлены законодательством, граждане могут подавать заявления о принятии их на учет не по месту своего жительства.
Таким образом, федеральный закон устанавливает право на обращение в орган местного самоуправления с заявлением о принятии на учет в качестве нуждающегося в жилых помещениях по месту жительства гражданина.
В соответствии с частью 1 статьи 27 Конституции Российской Федерации каждый, кто законно находится на территории Российской Федерации, имеет право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства. Пунктом 1 статьи 20 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что местом жительства признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает. При этом положения данной нормы закона не содержат указания на то, что место жительства гражданина определяется по месту его регистрации.
Согласно статье 2 Закона Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 5242-1 "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» место жительства – это жилой дом, квартира, комната, жилое помещение специализированного жилищного фонда (служебное жилое помещение, жилое помещение в общежитии, жилое помещение маневренного фонда, жилое помещение в доме системы социального обслуживания граждан и другие) либо иное жилое помещение, в которых гражданин постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника, по договору найма (поднайма), договору найма специализированного жилого помещения либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, и в которых он зарегистрирован по месту жительства.
В соответствии со статьей 3 указанного Закона, в целях обеспечения необходимых условий для реализации гражданами Российской Федерации их прав и свобод, а также исполнения ими обязанностей перед другими гражданами, государством и обществом вводится регистрационный учет граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации. Граждане Российской Федерации обязаны регистрироваться по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации. Регистрация или отсутствие таковой не может служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, конституциями (уставами) и законами субъектов Российской Федерации.
Из материалов дела, объяснений истца и третьих лиц следует, что с 2012 года истец и члены его семьи постоянно проживают в жилом помещении, предоставленным им ответчиком Администрацией <адрес> по договору коммерческого найма в связи с тем, что единственное жилое помещение стало непригодным в результате пожара, место жительства не меняли. В данном жилом помещении истец и члены его семьи зарегистрированы временно на срок действия договора найма. По месту жительства они не зарегистрированы. Невозможность регистрации по месту жительства связана с отсутствием иного жилого помещения.
Каких-либо доказательств, опровергающих указанные обстоятельства и факты, данных о том, что истец и члены его семьи зарегистрированы по месту жительства и проживают за пределами <адрес>, ответчиком представлено не было.
При таких обстоятельствах отсутствие регистрации по месту жительства не может быть препятствием для реализации истцом и членам его семьи установленных законом жилищных прав. Кроме того, в решении комиссии по жилищным вопросам Администрации <адрес>, утвержденном постановлением Администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ. №, не указано на отказ в постановке на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях ввиду отсутствия у ФИО5 и членов его семьи регистрации по месту жительства на территории <адрес>.
В соответствии с пп 3.12,3.13 Административного регламента предоставления муниципальной услуги «Принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях», утв. Постановлением Администрации <адрес> ДД.ММ.ГГГГ №, вопрос о принятии на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях или об отказе в принятии на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях рассматривается на заседании комиссии по жилищным вопросам Администрации <адрес>. Решение Комиссии о признании гражданина нуждающимся в жилом помещении и принятии его на соответствующий учет в Администрации <адрес> или об отказе в принятии на учет оформляется протоколом заседания Комиссии, утверждаемым постановлением Администрации <адрес>. Поскольку Управление жилищной политики и кредитования Администрации <адрес> не наделено полномочиями по принятию решений о постановке или отказе в постановке на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях в отношении него в удовлетворении иска следует отказать.
В соответствии со ст.98 ГПК РФ с ответчика Администрации <адрес> в пользу истца ФИО5 подлежат взысканию расходы по уплате государственной пошлины в размере 300 (триста) руб.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования ФИО5 к Администрации <адрес> удовлетворить.
Признать недействительным отказ в постановке ФИО5 и членов его семьи ФИО3, ФИО14 Льва ФИО6, ФИО4 на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении, вынесенный решением комиссии по жилищным вопросам Администрации <адрес> и утвержденный постановлением Администрации <адрес> от 19.11.2015г. №.
Обязать Администрацию <адрес> поставить ФИО5 и членов его семьи ФИО3, ФИО14 Льва ФИО6, ФИО4 на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении.
Взыскать с Администрации <адрес> в пользу истца ФИО5 расходы по уплате государственной пошлины в размере 300 (триста) руб.
В удовлетворении исковых требований ФИО5 к Управлению жилищной политики и ипотечного кредитования Администрации <адрес> отказать.
Решение может быть обжаловано апелляционном порядке в ФИО7 областной суд через Ленинский районный суд <адрес> в течение одного месяца со дня изготовления решения в окончательном виде.
Председательствующий : С.А.Гаранина
Решение суда в окончательной форме принято ДД.ММ.ГГГГг.