дело №
№
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Оренбург 10 ноября 2021 года
Судебная коллегия по гражданским делам Оренбургского областного суда в составе:
председательствующего судьи Морозовой Л.В.,
судей областного суда Данилевского Р.А., Раковского В.В.,
при секретаре судебного заседания Червонной А.В.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Л.А.Г. к администрации муниципального образования (адрес), Министерству социального развития (адрес) об обязании предоставить жилое помещение по договору найма специализированного жилого помещения,
по апелляционной жалобе администрации муниципального образования (адрес)
на решение Оренбургского районного суда (адрес) от (дата).
Заслушав доклад судьи Данилевского Р.А., пояснения представителя истца Л.А.Г. – Шапошниковой Ю.И., возражавшей против удовлетворения апелляционной жалобы, судебная коллегия
установила:
Л.А.Г. обратилась в суд с указанным иском. В его обоснование указала, она относится к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Постановлением администрации муниципального образования (адрес) от (дата) №-п она была включена в список лиц, подлежащих обеспечению жилыми помещениями из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Вместе с тем, до настоящего времени она благоустроенным жилым помещением не обеспечена.
С учетом изложенного, истец Л.А.Г. просила суд обязать администрацию муниципального образования (адрес) предоставить ей благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения.
Определением Оренбургского районного суда (адрес) от (дата) к участию в деле в качестве привлечено Министерство социального развития (адрес), а в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования, относительно предмета спора – (адрес).
Решением Оренбургского районного суда (адрес) от (дата) исковые требования Л.А.Г. удовлетворены.
Суд постановил: обязать администрацию муниципального образования (адрес) предоставить Л.А.Г. за счет средств бюджета (адрес) по договору найма специализированного жилого помещения благоустроенное жилое помещение площадью не ниже установленных социальных норм в пределах территории муниципального образования (адрес).
В удовлетворении исковых требований Л.А.Г. к Министерству социального развития (адрес) отказано.
С данным решением не согласился ответчик – администрация муниципального образования (адрес), в своей апелляционной жалобе просит решение суда отменить, ссылаясь на его незаконность и необоснованность.
Истец Л.А.Г., представители ответчиков – администрации муниципального образования (адрес), Министерства социального развития (адрес), а также представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора – (адрес), в судебном заседании суда апелляционной инстанции участие не принимали, о дате, месте и времени его проведения были извещены надлежащим образом.
В соответствии с частью 3 статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено в отсутствие не явившихся лиц.
Исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность решения суда в соответствии с требованиями статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в пределах доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
В силу части 1 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (в редакции Федерального закона от 29 февраля 2012 года № 15-ФЗ) детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, ранее чем по достижении ими возраста 18 лет.
По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом настоящего пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, организациях социального обслуживания, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.
Согласно пункту 3 той же статьи орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями (далее - список) в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи.
В список включаются лица, указанные в абзаце первом пункта 1 настоящей статьи и достигшие возраста 14 лет. Предоставление детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилых помещений в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи является основанием для исключения указанных лиц из списка.
Исходя из пункта 9 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящей статьей, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями.
Законом Оренбургской области от 18 марта 2013 года № 1420/408-V-ОЗ «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Оренбургской области» государственные полномочия Оренбургской области по обеспечению жилыми помещениями муниципального жилищного фонда детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, переданы органам местного самоуправления.
Как установлено судом первой инстанции, и следует из материалов дела, Л.А.Г., (дата) года рождения, относится к лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Согласно свидетельству о рождении Л.А.Г., в графе мать указана ФИО, в графе отец – ФИО1
Вступившим в законную силу решением Оренбургского районного суда (адрес) от (дата) ФИО и ФИО1 лишены родительских прав в отношении несовершеннолетней дочери Л.А.Г.
На основании постановления администрации муниципального образования (адрес) от (дата) №-п над несовершеннолетней Л.А.Г. установлена опека. Опекуном назначена ФИО2, что подтверждается удостоверением.
В соответствии с постановлением администрации муниципального образования (адрес) от (дата) №-п, Л.А.Г., (дата) года рождения, признана нуждающейся в улучшении жилищных условий, включена в список детей-сирот, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, остававшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилым помещением специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Согласно уведомлению Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по (адрес) права на объекты недвижимого имущества за Л.А.Г. не зарегистрированы.
Из ответа администрации муниципального образования (адрес) от (дата) следует, что Л.А.Г., (дата) года рождения, включена в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями в муниципальном образовании (адрес), ей присвоен порядковый №.
Разрешая спор по существу и удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции, руководствуясь статьей 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» исходил из того, что Л.А.Г., является лицом, из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, принята на учет по данной категории в качестве нуждающейся в жилом помещении, достигла возраста 18 лет и до настоящего времени жилым помещением не обеспечена, в связи с чем пришел к выводу об обоснованности требований Л.А.Г.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда, поскольку они соответствуют обстоятельствам дела и требованиям закона, регулирующим возникшие правоотношения сторон. Л.А.Г., (дата) года рождения, является лицом из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, принята на учет по данной категории в качестве нуждающейся в жилом помещении, достигла возраста 18 лет, однако до настоящего времени жилым помещением не обеспечена.
Доводы апелляционной жалобы о том, что Министерство социального развития Оренбургской области следовало привлечь к участию в деле не в качестве третьего лица, а в качестве соответчика, а также о том, что отсутствуют доказательства нарушения ответчиком требований закона, являются несостоятельными и не влекут отмену принятого судом решения суда.
Так, порядок обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, регулируется Законом Оренбургской области от 18 марта 2013 года № 1420/408-V-ОЗ (в редакции от 12 марта 2020 года) «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Оренбургской области».
В статье 2 Закона Оренбургской области от 18 марта 2013 года № 1420/408-V-ОЗ «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Оренбургской области» определено, что органы местного самоуправления Оренбургской области наделены отдельными государственными полномочиями Оренбургской области по обеспечению жилыми помещениями муниципального жилищного фонда детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, включенных в список подлежащих обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (далее - Список), по договору найма специализированных жилых помещений с последующим заключением договора социального найма и ведению Списка подлежащих обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Статьей 4 Закона Оренбургской области от 18 марта 2013 года № 1420/408-V-ОЗ «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Оренбургской области» установлено, что органы местного самоуправления при осуществлении отдельных государственных полномочий имеют право на финансовое обеспечение отдельных государственных полномочий за счет предоставляемых местным бюджетам субвенций из областного бюджета.
Правила предоставления субвенций на осуществление отдельных государственных полномочий Оренбургской области по обеспечению жильем по договору найма специализированного жилого помещения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, утверждены в приложении № 2 Постановления Правительства Оренбургской области от 19 ноября 2011 года № 1015-п.
Согласно пункту 13 Правил предоставления субвенций на осуществление отдельных государственных полномочий Оренбургской области по обеспечению жильем по договору найма специализированного жилого помещения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, утвержденных Постановлением Правительства Оренбургской области от 19 ноября 2011 года № 1015-п, органы местного самоуправления муниципальных образований несут ответственность за нецелевое использование субвенций и недостоверность представляемых отчетных сведений. В случае использования муниципальными образованиями субвенций не по целевому назначению или с нарушением настоящих Правил, соответствующие средства взыскиваются в областной бюджет в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Таким образом, обязанность по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в данном случае, осуществляет администрация муниципального образования Оренбургский район Оренбургской области, поскольку указанные государственные полномочия переданы ей в соответствии с Законом Оренбургской области от 18 марта 2013 года № 1420/408-V-ОЗ «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Оренбургской области».
При этом судебная коллегия отмечает, что закон не связывает обязанность по предоставлению специализированных жилых помещений детям-сиротам и лицам из числа детей-сирот в зависимость от наличия или отсутствия других граждан, обладающих аналогичным правом, а также от соблюдения порядка очередности лиц равной категории.
Ссылки в апелляционной жалобе на то, что не представлено доказательств, свидетельствующих о нарушении ответчиком норм действующего законодательства, а также о неисполнении или ненадлежащим исполнении переданных отдельных государственных полномочий, являются несостоятельными, поскольку противоречат принятому ответчиком в пределах переданных ему полномочий решению о признании Л.А.Г., нуждающейся в улучшении жилищных условий и включении ее в список детей-сирот, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, остававшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилым помещением специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
В целом, доводы апелляционной жалобы повторяют позицию, которая была известна суду первой инстанции, они не опровергают выводов суда, а выражают несогласие с ними. По своей сути, доводы жалобы направлены на переоценку обстоятельств, являвшихся предметом исследования в судебном заседании, а также доказательств, которым дана оценка, в силу чего апелляционная жалоба не может являться основанием для отмены оспариваемого судебного решения.
При таких обстоятельствах, судебная коллегия приходит к выводу, что решение суда первой инстанции принято в соответствии с требованиями норм материального и процессуального права, оснований для его отмены по основаниям, предусмотренным статей 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, по доводам апелляционной жалобы не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Оренбургского районного суда (адрес) от (дата) оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации муниципального образования (адрес) – без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
В окончательной форме апелляционное определение изготовлено 11 ноября 2021 года.