Судья Даниленко А.А. Дело № 33а-5748/2022 (2а-1292/2022)
64RS0043-01-2022-000784-75
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
21 июля 2022 года город Саратов
Судебная коллегия по административным делам Саратовского областного суда в составе:
председательствующего Шмидт Т.Е.,
судей Чаплыгиной Т.В., Домниной А.В.,
при секретаре Кузнецовой Н.А.,
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Терентьева Алексея Анатольевича к комитету охотничьего хозяйства и рыболовства Саратовской области о признании приказа незаконным, по апелляционной жалобе Терентьева Алексея Анатольевича на решение Волжского районного суда города Саратова от 21 апреля 2022 года, которым в удовлетворении административных исковых требований отказано.
Заслушав доклад судьи Шмидт Т.Е., объяснения представителя административного истца Никитиной К.М., поддержавшей доводы апелляционной жалобы, представителя административного ответчика Зацепиной С.А., просившей оставить решение суда без изменений, изучив доводы апелляционной жалобы, исследовав материалы дела, судебная коллегия
установил:
Терентьев А.А. обратился в суд с административным исковым заявлением о признании приказа комитета охотничьего хозяйства и рыболовства Саратовской области (далее – Комитет) № 01-24/128 от 9 декабря 2021 года незаконным.
Требования мотивированы тем, что Комитетом принято решение о регулировании численности кабанов на территории охотничьих угодий Саратовской области, оформленное приказом № 01-24/128 от 9 декабря 2021 года. Указывает, что на сайте Правительства Саратовской области в государственном охотхозяйственном реестре отсутствует актуальная информация о численности соответствующих охотничьих ресурсов на территории Саратовской области, поскольку содержится информация о численности млекопитающих, отнесенных к охотничьим ресурсам по состоянию на 1 апреля 2021 года, а также то, что оспариваемое решение было принято 9 декабря 2021 года, то есть спустя 8 месяцев после получения сведений о численности охотничьих ресурсов. Таким образом, решение о регулировании численности охотничьих ресурсов принимаются Комитетом в отсутствие фактических сведений о численности соответствующих охотничьих ресурсов, что нарушает реализацию прав административного истца на охоту.
Решением Волжского районного суда города Саратова от 21 апреля 2022 года в удовлетворении административного иска отказано.
Не согласившись с вынесенным решением, административный истец обратился в Саратовский областной суд с апелляционной жалобой. Полагает, что выводы суда противоречат обстоятельствам дела, решение вынесено с нарушением норм материального права.
На заседание судебной коллегии иные лица, участвующие в деле, не явились, извещены о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом, ходатайств об отложении рассмотрения дела в апелляционную инстанцию не представили. При таких обстоятельствах, учитывая положения статьи 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ), судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся участников процесса.
Проверив законность и обоснованность обжалуемого решения районного суда в полном объеме в соответствии с частью 1 статьи 308 КАС РФ, судебная коллегия приходит к следующему.
В силу частей 1, 2 статьи 46 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. Решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела Терентьев А.А. обладает статусом охотника, что подтверждается охотничьим билетом, а также имеет разрешение на хранение и ношение охотничьего огнестрельного, пневматического или огнестрельного оружия ограниченного поражения и патронов к нему.
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 сентября 2016 года №2048-р утвержден план действий по предотвращению заноса на территорию Российской Федерации африканской чумы свиней и ее распространения.
Постановлением Губернатора Саратовской области от 30 сентября 2020 года №326 «Об утверждении схемы размещения, использования и охраны охотничьих угодий на территории Саратовской области» общая площадь общедоступных охотничьих угодий составляет 44,9 процента от общей площади охотничьих угодий Саратовской области.
На основании решений внеочередных заседаний противоэпизоотической комиссии при Правительстве Саратовской области по вопросу «О мерах по недопущению распространения на территории Саратовской области африканской чумы свиней» Комитету предписано поддерживать оптимальную плотность кабана в соответствии с рекомендациями Минприроды, в том числе принять решение о регулировании численности кабана. Согласно рекомендациям Минприроды России, плотность кабана должна составлять не более 0,25 особей на тысячу гектар в пределах муниципального района.
Приказом Комитета №01-24/128 от 9 декабря 2021 года «О регулировании численности охотничьих ресурсов» принято решение о регулировании численности кабанов на территории охотничьих угодий Саратовской области: срок проведения мероприятий по регулированию численности охотничьих ресурсов - с 10 декабря 2021 года по 31 января 2022 года; количество охотничьих ресурсов - 158 особей; способ регулирования - отстрел; разрешенные орудия охоты - с использованием охотничьего огнестрельного оружия; территория - в охотничьих угодьях Саратовской области; причины, вызвавшие необходимость регулирования численности охотничьих ресурсов - предотвращение возникновения и распространения болезней охотничьих ресурсов (африканской чумы свиней) на основании решения заседания противоэпизоотической комиссии при Правительстве Саратовской области по вопросу «О мерах по недопущению распространения на территории Саратовской области африканской чумы свиней».
В целях достижения рекомендованной плотности в Лысогорском районе необходимо поддерживать численность кабана в количестве 58 особей, расчетная численность составляет 151 особь, соответственно необходимо добыть 93 особи кабана.
Для достижения рекомендованной плотности в Балтайском районе необходимо поддерживать численность кабана в количестве 31 особи, расчетная численность составляет 74 особи, соответственно необходимо добыть 43 особи кабана.
Для достижения рекомендованной плотности в Краснокутском районе необходимо поддерживать численность кабана в количестве 73 особи, расчетная численность составляет 79 особь, соответственно необходимо добыть 6 особей кабана.
Разрешая настоящее административное дело, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что нарушение прав административного истца со стороны административного ответчика не установлено. Оспариваемый приказ не противоречит действующему законодательству, принят в соответствии, в том числе с распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 сентября 2016 года №2048-р, рекомендациями Министерства природы России, решениями внеочередных заседаний противоэпизоотической комиссии, в рамках полномочий в связи с объективной необходимостью по недопущению распространения на территории Саратовской области африканкой чумы свиней. Также судом учтено, что оспариваемый приказ предписывал осуществить регулирование численности кабана в определенный период времени и на определенной территории, что не препятствовало административному истцу осуществлять права охотника в других районах Саратовской области при наличии разрешения на добычу охотничьих ресурсов, наличие которого Терентьевым А.А. не доказано.
Суд апелляционной инстанции соглашается с указанными выводами суда по следующим основаниям.
Пунктом 3 статьи 32 Федерального закона от 24 июля 2009 года № 209-ФЗ «Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Федеральный закон №209-ФЗ) определено, что утверждение порядка принятия решения о регулировании численности охотничьих ресурсов, а также его формы относится к полномочиям органов государственной власти Российской Федерации в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов.
Согласно части 6 статьи 48 Федерального закона №209-ФЗ форма и порядок принятия решений о регулировании численности охотничьих ресурсов устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Данным законом урегулированы отношения, возникающие в связи с осуществлением видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства (часть 1 статьи 4).
Одними из принципов правового регулирования в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов являются обеспечение устойчивого существования и устойчивого использования охотничьих ресурсов, сохранение их биологического разнообразия, а также определение объема добычи охотничьих ресурсов с учетом экологических, социальных и экономических факторов (пункты 1, 7 статьи 2).
Охота в целях регулирования численности охотничьих ресурсов осуществляется при проведении мероприятий по сохранению охотничьих ресурсов и среды их обитания, указанных в статье 48 поименованного закона, в охотничьих угодьях и на иных территориях, являющихся средой обитания охотничьих ресурсов (часть 1 статьи 16).
Как следует из положений статьи 48 Федерального закона №209-ФЗ, регулирование численности охотничьих ресурсов осуществляется в целях поддержания численности охотничьих ресурсов, предотвращения возникновения и распространения болезней охотничьих ресурсов, нанесения ущерба здоровью граждан, объектам животного мира и среде их обитания (часть 1).
Регулирование численности охотничьих ресурсов осуществляется на основании решений органов государственной власти в пределах их полномочий, определенных в соответствии со статьями 32 - 34 названного закона. В таких решениях содержатся сведения о видах, поле, возрасте охотничьих ресурсов, численность которых регулируется, сроках и способах такого регулирования, об орудиях охоты, применяемых при регулировании численности охотничьих ресурсов (часть 2).
Решения органов государственной власти о регулировании численности охотничьих ресурсов принимаются на основе данных о численности охотничьих ресурсов, об их размещении в охотничьих угодьях, о динамике их состояния и других данных государственного мониторинга охотничьих ресурсов и среды их обитания, документированной информации, содержащейся в государственном охотхозяйственном реестре, данных федерального государственного статистического наблюдения в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов (часть 3).
Комитет является специально уполномоченным органом исполнительной власти Саратовской области, осуществляющим федеральный государственный надзор в области охраны и использования объектов животного мира и среды их обитания согласно имеющимся полномочиям, а также федеральный государственный охотничий надзор на территории Саратовской области, за исключением особо охраняемых природных территорий федерального значения.
В соответствии с приказом Минприроды РФ от 22 декабря 2011 года №963 «Об утверждении Порядка ведения государственного учета, государственного кадастра и государственного мониторинга объектов животного мира» действовавшего на момент проведения последнего мониторинга, государственный учет объектов животного мира представляет собой комплекс регулярно проводимых мероприятий, необходимых для получения информации о видовом разнообразии объектов животного мира, численности и распространении объектов животного мира с целью наблюдения за изменениями состояния объектов животного мира и среды их обитания.
Мероприятия по учету численности и распространения объектов животного мира проводятся в соответствии с принятыми методиками, а при их отсутствии – по имеющимся научным подходам учета для видов или групп видов объектов животного мира.
Данные Государственного мониторинга формируются Комитетом ежегодно, по состоянию на 1 апреля соответствующего года. Окончательно информация документируется в формах охотхозяйственного реестра, которая ежегодно представляется в Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации до 15 сентября (в соответствии с пунктами 4 и 14 приказа Минприроды России от 22 декабря 2011 года №963).
Проанализировав приведенные нормативные положения в их совокупности, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что регулярные наблюдения за численностью и распространением охотничьих ресурсов являются частью системы государственного мониторинга охотничьих ресурсов и среды их обитания, осуществляемого органами государственной власти. Именно на основании этих данных соответствующий орган государственной власти принимает решение о регулировании численности охотничьих ресурсов. Такое решение принимается в целях приведения численности охотничьих ресурсов в соответствие с установленными максимальными показателями либо предотвращения возникновения и распространения болезней охотничьих ресурсов, нанесения ущерба здоровью граждан, объектам животного мира и среде их обитания. Указание в решении о регулировании численности охотничьих ресурсов сведений о количестве охотничьих ресурсов, подлежащих регулированию, в полной мере отвечает целям принятия такого решения, закрепленным в части 1 статьи 48 Закона об охоте. Иной подход, основанный на произвольном определении количества подлежащих регулированию охотничьих ресурсов, не позволил бы эффективно реализовать меры по обеспечению государственного управления в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов, необходимые для предотвращения негативного воздействия на окружающую среду, объекты животного мира и среду их обитания, здоровье человека.
С учетом изложенного нельзя согласиться с утверждением административного истца о том, что определение количества подлежащих изъятию охотничьих ресурсов при регулировании их численности уполномоченным органом государственной власти осуществляется в отсутствие фактических сведений о численности соответствующих охотничьих ресурсов.
Таким образом, достаточных доказательств, подтверждающих нарушение прав административного истца со стороны административного ответчика на осуществление охоты, не представлено, наличие у Терентьева А.А. разрешения на добычу охотничьих ресурсов в закрепленных угодьях, не доказано. Право административного истца на осуществление охоты может быть реализовано путем получения разрешения на добычу охотничьих ресурсов в общедоступных охотничьих угодьях, а также путем присоединения в установленном порядке к коллективной охоте.
Вопреки доводам жалобы, выводы суда об отказе в административном иске сделаны на основании анализа представленных сторонами доказательств, с применением норм материального права.
В силу части 2 статьи 227 КАС РФ суд удовлетворяет заявленные требования о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными полностью или в части, если признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и возлагает на административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.
Таким образом, удовлетворение требований, рассматриваемых в порядке главы 22 КАС РФ, возможно лишь при наличии одновременно двух обстоятельств: незаконности действий (бездействия) должностного лица (незаконности принятого им или органом постановления) и реального нарушения при этом прав заявителя.
Исходя из представленных в деле доказательств, такая совокупность по делу отсутствует.
Доводы апелляционной жалобы фактически повторяют административные исковые требования, которые были предметом оценки суда первой инстанции, что подробно изложено в решении суда.
Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену решения, судом допущено не было.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 308-311 КАС РФ, судебная коллегия
определила:
решение Волжского районного суда города Саратова от 21 апреля 2022 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Кассационная жалоба на апелляционное определение Саратовского областного суда может быть подана в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения в Первый кассационный суд общей юрисдикции через Волжский районный суд города Саратова.
Председательствующий:
Судьи: