Дело №
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ДД.ММ.ГГГГ Нижегородский районный суд г. Н. Новгорода в составе председательствующего судьи Спириной И.В., при секретаре Бушмелевой И.П., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Смирнова Д. Г. к ФКУ «Главное бюро медико-социальной экспертизы по Нижегородской области» Минтруда РФ, ФКУ «Главное бюро медико-социальной экспертизы по Нижегородской области Филиал № о признании незаконным заключений об установлении группы инвалидности, возложении обязанности установить группу инвалидности
У с т а н о в и л:
Истец Смирнов Д.Г. обратился в суд с указанными исковыми требованиями, обосновав их тем, что с ДД.ММ.ГГГГ. истец является инвалидом в связи с заболеванием, полученным в период военной службы.. При этом в период с ДД.ММ.ГГГГ. по ДД.ММ.ГГГГ. истцу была установлена 2 группа инвалидности, с ДД.ММ.ГГГГ. по ДД.ММ.ГГГГ. – 3 группа инвалидности, ДД.ММ.ГГГГ при освидетельствовании в ФКУ «Главное бюро медико-социальной экспертизы по Нижегородской области Филиал № истцу была установлена 2 группа инвалидности со сроком переосвидетельствования ДД.ММ.ГГГГ.
ДД.ММ.ГГГГ. при очередном освидетельствовании истцу была установлена 3 группа инвалидности в связи с заболеванием полученным в период военной службы бессрочно.
Не согласившись с данным решением ФКУ «Главное бюро медико-социальной экспертизы по Нижегородской области Филиал №, истец обжаловал его в ФКУ «Главное бюро медико-социальной экспертизы по Нижегородской области» Минтруда РФ. ДД.ММ.ГГГГ. ФКУ «Главное бюро медико-социальной экспертизы по Нижегородской области» Минтруда РФ решение филиала признало обоснованным.
Полагая свои права нарушенными, истец обратился в суд и просит признать незаконным заключение МСЭ, проведенной бюро № филиала ФКУ «Главное бюро медико-социальной экспертизы по Нижегородской области» Минтруда РФ и решение от ДД.ММ.ГГГГ., принятое по итогам проведенной экспертизы, признать незаконным заключение МСЭ, проведенной ФКУ «Главное бюро медико-социальной экспертизы по Нижегородской области» Минтруда РФ и решение от ДД.ММ.ГГГГ., принятое по итогам проведенной экспертизы, обязать бюро № филиала ФКУ «Главное бюро медико-социальной экспертизы по Нижегородской области» Минтруда РФ установить истцу 2 группу инвалидности с ДД.ММ.ГГГГ
В судебном заседании Смирнов Д.Г. заявленные требования поддержал, указав, что в распоряжении врачей филиала имелись все необходимые документы, которые позволяли определить ему 2 группу инвалидности, считает, что врачи в полной мере не оценили его физическое состояние, не согласен с выводами судебной медико-социальной экспертизы.
В судебном заседании представитель ФКУ «ГБ МСЭ по Нижегородской области» Минтруда РФ Егоров Е.Ю. (по доверенности) исковые требования Смирнова Д.Г. не признал по основаниям, указанным в письменных возражениях на иск <данные изъяты>
Выслушав стороны, исследовав и оценив представленные доказательства, установив юридически значимые для разрешения спора обстоятельства, суд считает, что исковые требования Смирнова Д.Г. удовлетворению не подлежат.
К данному выводу суд пришел на основании следующего.
Согласно ст.39 Конституции РФ «1. Каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности.., и в иных случаях, установленных законом.
2. Государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом».
В соответствии со ст.19 Конституции РФ «Равенство прав и свобод гарантируется без какой-либо дискриминации, в том числе независимо от рода и места деятельности».
В соответствии со ст.45 Конституции РФ «1. Государственная защита прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации гарантируется.
2. Каждый вправе защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом»
Согласно ст.46 Конституции РФ «1. Каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод».
Статьей 60 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" установлено, что Медико-социальная экспертиза проводится в целях определения потребностей освидетельствуемого лица в мерах социальной защиты, включая реабилитацию, федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы на основе оценки ограничений жизнедеятельности, вызванных стойким расстройством функций организма.
2. Медико-социальная экспертиза проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации о социальной защите инвалидов.
Статьей 1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ N 181-ФЗ) определено, Инвалид - лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты.
Ограничение жизнедеятельности - полная или частичная утрата лицом способности или возможности осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, ориентироваться, общаться, контролировать свое поведение, обучаться и заниматься трудовой деятельностью.
В зависимости от степени расстройства функций организма лицам, признанным инвалидами, устанавливается группа инвалидности, а лицам в возрасте до 18 лет устанавливается категория "ребенок-инвалид".
Признание лица инвалидом осуществляется федеральным учреждением медико-социальной экспертизы. Порядок и условия признания лица инвалидом устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ N 181-ФЗ дает понятие медико-социальной экспертизы как признание лица инвалидом и определение в установленном порядке потребностей освидетельствуемого лица в мерах социальной защиты, включая реабилитацию, на основе оценки ограничений жизнедеятельности, вызванных стойким расстройством функций организма (часть 1 статьи 7 Федерального закона).
Медико-социальная экспертиза осуществляется исходя из комплексной оценки состояния организма на основе анализа клинико-функциональных, социально-бытовых, профессионально-трудовых, психологических данных освидетельствуемого лица с использованием классификаций и критериев, разрабатываемых и утверждаемых в порядке, определяемом федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социальной защиты населения (часть 2 статьи 7 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 181-ФЗ).
Согласно статье 8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 181-ФЗ медико-социальная экспертиза осуществляется федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы, подведомственными уполномоченному органу, определяемому Правительством Российской Федерации. Порядок организации и деятельности федеральных учреждений медико-социальной экспертизы определяется уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
На федеральные учреждения медико-социальной экспертизы возлагается, в частности, установление инвалидности, ее причин, сроков, времени наступления инвалидности, потребности инвалида в различных видах социальной защиты (пункт 1 части 3 статьи 8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 181-ФЗ).
Решение учреждения медико-социальной экспертизы является обязательным для исполнения соответствующими органами исполнительной власти, органами местного самоуправления, а также организациями независимо от организационно-правовых форм и форм собственности (часть 4 статьи 8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N №-ФЗ).
Споры по вопросам установления инвалидности, реализации индивидуальных программ реабилитации, реабилитации инвалидов, предоставления конкретных мер социальной защиты, а также споры, касающиеся иных прав и свобод инвалидов, рассматриваются в судебном порядке (статья 32 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №
Судом установлено, что Смирнову Д.Г., решением Бюро медико-социальной экспертизы Травматологического профиля по последствиям травм от ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ (острая черепно-мозговая травма, ушиб головного мозга 2 ст., вывих левого бедра с переломом вертлужной впадины. Оперативное лечение в НИИ травматологии и ортопедии, ДД.ММ.ГГГГ - тотальное эндопротезирование левого тазобедренного сустава) в период с ДД.ММ.ГГГГ года по ДД.ММ.ГГГГ г. устанавливалась вторая группа инвалидности с причиной «заболевание получено в период военной службы», с ежегодным переосвидетельствованием. По результатам освидетельствований разрабатывалась индивидуальная программа реабилитации инвалида (ИПР). ДД.ММ.ГГГГ при очередном освидетельствовании решением Бюро №-филиала ФКУ «ГБ МСЭ по Нижегородской области» Смирнову Д.Г. была установлена 3 группа инвалидности с причиной «заболевание получено в период военной службы», бессрочно, разработана ИПР.
ДД.ММ.ГГГГ Смирнов Д.Г. на основании личного заявления, по направлению на медико-социальную экспертизу ГБУЗ НО "Борская центральная районная больница от ДД.ММ.ГГГГ. с целью повышения группы инвалидности был освидетельствован в бюро №.
По результатам медико-социальной экспертизы (МСЭ), с учетом последствий травм от ДД.ММ.ГГГГ. и травмы в быту (ДТП ДД.ММ.ГГГГ) у Смирнова Д.Г. выявлены стойкие нарушения нейромышечных, скелетных и связанных с движением (статодинамических) функций третьей степени, приводящие к ограничению жизнедеятельности: способности к самообслуживанию второй степени, способности к самостоятельному передвижению второй степени и способности к трудовой деятельности второй степени, что требует мер социальной поддержки, включая реабилитацию и является критерием для установления инвалидности. Максимально выраженное нарушение функций организма третьей степени - 70-80% является критерием для установления второй группы инвалидности. (Основание: п.п. 5,9 «Правил признания лица инвалидом», утвержденных постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ №; п.З Разъяснений Минтруда России от ДД.ММ.ГГГГ №; п.п. 8, 11 Классификаций и критериев, используемых при осуществлении медико-социальной экспертизы граждан федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы, утвержденные приказом Минтруда России от ДД.ММ.ГГГГ №н; п.4.5 Количественной системы оценки к Классификациям и Критериям, приложения «Классификаций и критериев, используемых при осуществлении медико-социальной экспертизы граждан федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы», утвержденным приказом Минтруда России от ДД.ММ.ГГГГ №н).
Решением бюро № от ДД.ММ.ГГГГ Смирнову Д.Г. установлена вторая группа инвалидности с причиной «заболевание получено в период военной службы», с переосвидетельствованием ДД.ММ.ГГГГ. По результатам МСЭ разработана ИПР.
ДД.ММ.ГГГГ при очередном освидетельствовании решением бюро № Смирнову Д.Г. была установлена 3 группа инвалидности с причиной «заболевание получено в период военной службы», бессрочно.
По представленным на МСЭ документам и результатам обследований, было установлено, что у Смирнова Д.Г. имеются стойкие умеренные нарушения нейромышечных, скелетных и связанных с движением (статодинамических) способности к самообслуживанию первой степени, способности к состоятельному передвижению первой степени и способности к трудовой деятельности первой степени, что требует мер социальной поддержки, включая реабилитацию. Максимально выраженные в процентах умеренные нарушения нейромышечных, скелетных и связанных с движением (статодинамических) функций соответствует 40-60%, что является критерием для установления 3 группы инвалидности.
Указанное решение принято на основании данных, указанных лечащими врачами в направлении на МСЭ, обьективного осмотра врачей-экспертов, анализа всех представленных на экспертизу документов и результатов обследований.
Судом установлено, что, не согласившись с решением ФКУ «Главное бюро медико-социальной экспертизы по Нижегородской области Филиал №, истец обжаловал его в ФКУ «Главное бюро медико-социальной экспертизы по Нижегородской области» Минтруда РФ.
ДД.ММ.ГГГГ. ФКУ «Главное бюро медико-социальной экспертизы по Нижегородской области» Минтруда РФ решение филиала признало обоснованным <данные изъяты>
Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № "О порядке и условиях признания лица инвалидом" утверждены Правила признания лица инвалидом (далее - Правила).
Согласно пункту 1 Правил признание лица инвалидом осуществляется федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы: Федеральным бюро медико-социальной экспертизы, главным бюро медико-социальной экспертизы, а также бюро медико-социальной экспертизы в городах и районах, являющимися филиалами главных бюро.
Признание гражданина инвалидом осуществляется при проведении медико-социальной экспертизы исходя из комплексной оценки состояния организма гражданина на основе анализа его клинико-функциональных, социально-бытовых, профессионально-трудовых и психологических данных с использованием классификаций и критериев, утверждаемых Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации (пункт 2 Правил).
Пунктом 3 Правил предусмотрено, что медико-социальная экспертиза проводится для установления структуры и степени ограничения жизнедеятельности гражданина (в том числе степени ограничения способности трудовой деятельности) и его реабилитационного потенциала.
В соответствии с пунктом 5 Правил условиями признания гражданина инвалидом являются:
а) нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами;
б) ограничение жизнедеятельности (полная или частичная утрата гражданином способности или возможности осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, ориентироваться, общаться, контролировать свое поведение, обучаться или заниматься трудовой деятельностью);
в) необходимость в мерах социальной защиты, включая реабилитацию и абилитацию.
(в ред. Постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N №
В силу пункта 6 Правил наличие одного из указанных в пункте 5 настоящих Правил условий не является основанием, достаточным для признания гражданина инвалидом.
Пунктом 25 Правил определено, что медико-социальная экспертиза проводится специалистами бюро (главного бюро, Федерального бюро) путем обследования гражданина, изучения представленных им документов, анализа социально-бытовых, профессионально-трудовых, психологических и других данных гражданина.
При проведении медико-социальной экспертизы гражданина ведется протокол. В проведении медико-социальной экспертизы гражданина по приглашению руководителя бюро (главного бюро, Федерального бюро) могут участвовать с правом совещательного голоса представители государственных внебюджетных фондов, Федеральной службы по труду и занятости, а также специалисты соответствующего профиля. Решение о признании гражданина инвалидом либо об отказе в признании его инвалидом принимается простым большинством голосов специалистов, проводивших медико-социальную экспертизу, на основе обсуждения результатов его медико-социальной экспертизы. Решение объявляется гражданину, проходившему медико-социальную экспертизу (его законному или уполномоченному представителю), в присутствии всех специалистов, проводивших медико-социальную экспертизу, которые в случае необходимости дают по нему разъяснения (пункты 26, 27, 28 Правил).
Приказом Минтруда России от ДД.ММ.ГГГГ N 310н утвержден Порядок организации и деятельности федеральных государственных учреждений медико-социальной экспертизы, к которым относятся: Федеральное бюро медико-социальной экспертизы, главные бюро медико-социальной экспертизы по соответствующему субъекту Российской Федерации, находящиеся в ведении Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации, главные бюро медико-социальной экспертизы, находящиеся в ведении иных федеральных органов исполнительной власти, имеющие филиалы - бюро медико-социальной экспертизы в городах и районах (п. 1 Порядка).
В соответствии с п. 4 Порядка медико-социальная экспертиза проводится специалистами бюро (экспертного состава главного бюро, экспертного состава Федерального бюро). В состав бюро (экспертного состава главного бюро, экспертного состава Федерального бюро) входят не менее 3 специалистов. Состав специалистов формируется из врачей по медико-социальной экспертизе, психологов, специалистов по реабилитации. Обязательным условием формирования состава бюро (экспертного состава главного бюро, экспертного состава Федерального бюро) является наличие не менее 1 врача по медико-социальной экспертизе. При необходимости в состав специалистов бюро (экспертного состава главного бюро, экспертного состава Федерального бюро) вводится специалист по социальной работе.
Как указано в разделе IV Классификаций и критериев, используемых при осуществлении медико-социальной экспертизы граждан федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы, утвержденных Приказом Минтруда России от ДД.ММ.ГГГГ N 585н, критерием для установления второй группы инвалидности является нарушение здоровья человека с III степенью выраженности стойких нарушений функций организма (в диапазоне от 70 до 80 процентов), обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами.
Критерием для установления третьей группы инвалидности является нарушение здоровья человека со II степенью выраженности стойких нарушений функций организма (в диапазоне от 40 до 60 процентов), обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами.
В соответствии со ст.7 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации"(с изменениями) «Медико-социальная экспертиза - определение в установленном порядке потребностей освидетельствуемого лица в мерах социальной защиты, включая реабилитацию, на основе оценки ограничений жизнедеятельности, вызванных стойким расстройством функций организма.
Медико-социальная экспертиза осуществляется исходя из комплексной оценки состояния организма на основе анализа клинико-функциональных, социально-бытовых, профессионально-трудовых, психологических данных освидетельствуемого лица с использованием классификаций и критериев, разрабатываемых и утверждаемых в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации».
По делу была назначена медико-социальная экспертиза, проведение которой поручено экспертам Федерального бюро медико-социальной экспертизы, перед экспертами поставлены следующие вопросы: Каковой группе инвалидности (2 или 3) соответствует состояние Смирнова Д. Г. на основе анализа его клинико-функциональных, социально-бытовых и психологических данных на дату его освидетельствования ДД.ММ.ГГГГ
Как следует из текста заключения судебной экспертизы, установлено, что в ходе проведенной медицинской реабилитации имевшиеся ограничения жизнедеятельности 2 степени были уменьшены до 1 степени (стойкие умеренные нарушения функций организма).
Согласно п. 2 Правил признание гражданина инвалидом осуществляется при проведении медико-социальной экспертизы исходя из комплексной оценки состояния организма гражданина на основе анализа его клинико-функциональных, социально-бытовых, профессионально-трудовых и психологических данных с использованием Классификаций и критериев.
В соответствии с п. 8 Классификаций и критериев критерием для установления инвалидности лицу в возрасте 18 лет и старше является нарушение здоровья со II и более выраженной степенью выраженности стойких нарушений функций организма человека (в диапазоне от 40 до 100 процентов), обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению 2 или 3 степени выраженности одной из основных категорий жизнедеятельности человека или 1 степени выраженности ограничений двух и более категорий жизнедеятельности человека в их различных сочетаниях, определяющих необходимость его социальной защиты.
Состояние здоровья Смирнова Д. Г., на основе анализа его клинико-функциональных. социально-бытовых и психологических данных на дату его освидетельствования ДД.ММ.ГГГГ.. соответствует третьей группе инвалидности <данные изъяты>
Суд оценивает экспертное заключение с точки зрения соблюдения процессуального порядка назначения экспертизы, соблюдения процессуальных прав лиц, участвующих в деле, соответствия заключения поставленным вопросам, его полноты, обоснованности и достоверности в сопоставлении с другими доказательствами по делу.
суд принимает в качестве доказательства заключение судебной медико-социальной экспертизы Федерального бюро медико-социальной экспертизы, поскольку данное экспертное заключение выполнено на научной основе, о чем содержатся ссылки в самом заключении, по правилам, установленным ст.ст. 85, 86 ГПК РФ, а также в соответствии с ФЗ «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации». Эксперты, проводившие экспертное исследование, предупреждены об уголовной ответственности по ст.307 УК РФ <данные изъяты>
В силу положений ст. ст. 14 и 21 ФЗ "О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации" руководитель учреждения по получении определения о назначении судебной экспертизы обязан поручить ее производство комиссии экспертов данного учреждения, которые обладают специальными знаниями в объеме, требуемом для ответов на поставленные вопросы, а эксперты в силу ст. 16 ФЗ "О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации" обязаны провести полное исследование представленных материалов дела, дать обоснованное и объективное заключение по поставленным перед ними вопросам. Специальные знания экспертов подтверждаются представленными суду сертификатами о сдаче экспертами квалификационного экзамена. Согласно ст. 11 указанного Федерального закона государственные судебно-экспертные учреждения одного и того же профиля осуществляют деятельность по организации и производству судебной экспертизы на основе единого научно-методического подхода к экспертной практике, профессиональной подготовке и специализации экспертов.
В соответствии со ст. 8 ФЗ "О государственной судебно-экспертной деятельности в РФ" эксперт проводит исследования объективно, на строго научной и практической основе, в пределах соответствующей специальности, всесторонне и в полном объеме. Заключение эксперта должно основываться на положениях, дающих возможность проверить обоснованность и достоверность сделанных выводов на базе общепринятых научных и практических данных.
Представленное в материалах дела заключение в полной мере отвечает требованиям приведенных выше норм, является мотивированным, представляет собой полные и последовательные ответы на поставленные перед экспертами вопросы, неясностей и противоречий не содержит, исполнено экспертами, имеющими соответствующие стаж работы и образование, необходимые для производства данного вида работ, предупрежденными об ответственности по ст. 307 УК РФ, вследствие чего оснований не доверять указанному заключению у суда не имеется.
Таким образом, суду не представлено доказательств, позволяющих прийти к выводу о незаконности принятых ФКУ «Главное бюро медико-социальной экспертизы по Нижегородской области» Минтруда РФ, ФКУ «Главное бюро медико-социальной экспертизы по Нижегородской области Филиал № решение относительно инвалидности Смирнова Д.Г.
При указанных обстоятельствах правовых оснований для удовлетворения исковых требований Смирнова Д. Г. у суда не имеется.
Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении исковых требований Смирнова Д. Г. к ФКУ «Главное бюро медико-социальной экспертизы по Нижегородской области» Минтруда РФ, ФКУ «Главное бюро медико-социальной экспертизы по Нижегородской области Филиал № о признании незаконным заключений об установлении группы инвалидности, возложении обязанности установить группу инвалидности отказать.
Решение может быть обжаловано в Нижегородский областной суд в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы в Нижегородский районный суд г.Нижнего Новгорода.
Судья И.В. Спирина