***
***
Дело № 2-1997/2021
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
28 декабря 2021 года город Кола
Кольский районный суд Мурманской области в составе:
председательствующего судьи Маренковой А.В.,
при секретаре Андроповой О.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Крапивина Р.А. к федеральному казенному учреждению «Объединенное стратегическое командование Северного флота» - филиал «1 Финансово-экономическая служба» о взыскании заработной платы, компенсации морального вреда, судебных расходов,
УСТАНОВИЛ:
Крапивин Р.А. обратился в суд с иском к федеральному казенному учреждению «Объединенное стратегическое командование Северного флота» - филиал «1 Финансово-экономическая служба» о взыскании заработной платы, компенсации морального вреда, судебных расходов. В обоснование заявленных требований указал, что по *** работал в должности ***. Полагал, что в период его работы имел право на получение компенсационной выплаты к должностному окладу (тарифной ставке) в размере 100% должностного оклада (тарифной ставки) как гражданскому персоналу подразделений пожарной охраны, в зоне ответственности которых находятся арсеналы, базы, склады по хранению вооружения и боеприпасов, за особые условия работы, с учетом районного коэффициента и процентной надбавки к заработной плате за стаж работы в районах Крайнего Севера, с *** по ***. Решением *** суда *** от *** по гражданскому делу № работникам пожарной команды, в том числе и Крапивину Р.А., с *** года установлена компенсационная выплата к должностному окладу за особые условия работы в размере 100% должностного оклада. Несмотря на указанный судебный акт, в период с *** по *** в отношении него производились некорректные начисления оплаты сверхурочной работы, работы в ночное время, то есть без учета компенсационной выплаты. Средний заработок для оплаты отпуска также производился без учета компенсационной выплаты. На основании изложенного просил взыскать с ответчика задолженность по заработной плате за работу в сверхурочное время за первые два часа сверх учетного периода в полуторном размере, остальные в двойном размере с учетом компенсационной выплаты 100% должностного оклада и удержанного НДФЛ в размере 6179 руб. 36 коп. (за *** год), за работу в ночное время с учетом компенсационной выплаты в размере 7772 руб. 03 коп. (за *** годы), судебные расходы по оплате услуг представителя в размере 3500 руб., компенсацию морального вреда в размере 5000 руб.; возложить обязанность на ответчика произвести перерасчет отпускных, исходя из среднего заработка с учетом спорной компенсации за работу в ночное время и сверхурочную работу.
Также просил взыскать с ответчика проценты, рассчитанные на основании статьи 236 Трудового кодекса Российской Федерации, на невыплаченные спорные суммы заработной платы по день их фактической выплаты.
Истец, извещенный о времени и месте судебного заседания надлежащим образом, в судебном заседании не участвовал, доверил представление своих интересов Рукину С.Н.
Представитель истца Рукин С.Н., извещенный о времени и месте судебного заседания надлежащим образом, в судебном заседании участвовал до перерыва, после перерыва в судебном заседании не участвовал, просил рассмотреть дело в свое отсутствие, представил расчет процентов в соответствии со статьей 236 Трудового кодекса Российской Федерации по состоянию на ***, указал о согласии с расчетами, представленными ответчиком.
Представители ответчика - ФКУ ОСК СФ – 1 ФЭС Лукьянова С.С. и
Тарантьев Д.Б. в судебном заседании до перерыва возражали против удовлетворения заявленных требований, представили возражения на исковое заявление, в которых указано, что работа у истца в ночное время сверх нормы рабочего времени не производилась, поскольку осуществлялась в соответствии коллективным договором, предусматривающим суммированный учет рабочего времени, а также согласованному графику сменности, относящемуся к локальным нормативным актам. Работа Крапивина Р.А. в ночное время производилась с рамках нормы рабочего времени по установленному и согласованному графику сменности. Тем самым, оплата за каждый час работы в ночное время (с *** до ***) производилась в размере 35% часовой ставки с учетом районного коэффициента и полярной надбавки, то есть в полном соответствии с требованиями, установленными статьей 154 Трудового кодекса Российской Федерации. Законом не установлено иных специальных правил оплаты ночной работы при суммированном учете рабочего времени. В случае, если бы Крапивин Р.А. привлекался к работе в ночное время сверх нормы рабочего времени, установленного графиком работы, то оплата ему производилась с учетом компенсационной выплаты за особые условия работы 100% должностного оклада и выслуги лет. Поскольку истцу установлен суммированный учет рабочего времени – 1 год, подсчет сверхурочной работы производится после окончания учетного периода. Истцу оплата сверхурочной работы производилась на основании подсчета часов, отработанных за учетный период, остаток сверхурочных часов на дату увольнения истца соответствовал 18 часам. После перерыва в судебном заседании представитель ответчика в судебном заседании участия не принял, просил рассмотрении дела в свое отсутствие.
Представитель соответчика – войсковой части 77360-Б в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, возражений по иску не представил.
Исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Статьей 20 Трудового кодекса Российской Федерации установлено, что сторонами трудовых отношений являются работник - физическое лицо, вступившее в трудовые отношения с работодателем, и работодатель - физическое лицо либо юридическое лицо (организация), вступившее в трудовые отношения с работником. В случаях, предусмотренных федеральными законами, в качестве работодателя может выступать иной субъект, наделенный правом заключать трудовые договоры.
Согласно статье 21 Трудового кодекса Российской Федерации работник имеет право, в том числе на своевременную и в полном объеме выплату заработной платы в соответствии со своей квалификацией, сложностью труда, количеством и качеством выполненной работы.
В силу статьи 22 Трудового кодекса Российской Федерации работодатель обязан соблюдать трудовое законодательство и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права.
В соответствии с абзацем 5 части 2 статьи 57 Трудового кодекса Российской Федерации обязательными для включения в трудовой договор являются, в частности, условия оплаты труда (в том числе размер тарифной ставки или оклада (должностного оклада) работника, доплаты, надбавки и поощрительные выплаты).
Статья 129 Трудового кодекса Российской Федерации определяет понятие заработной платы (оплаты труда работника) как вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).
В соответствии со статьей 135 Трудового кодекса Российской Федерации работодателем устанавливаются различные системы оплаты труда, которые включают в себя доплаты и надбавки компенсационного и стимулирующего характера, а также системы премирования.
На работников, заключивших трудовой договор о работе в воинских частях, учреждениях, военных образовательных организациях высшего образования и военных профессиональных образовательных организациях, иных организациях Вооруженных Сил Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, в которых законодательством Российской Федерации предусмотрена военная служба, распространяются трудовое законодательство и иные акты, содержащие нормы трудового права, с особенностями, установленными Трудовым кодексом Российской Федерации, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации (статья 349 Трудового кодекса Российской Федерации).
В соответствии со статьей 144 Трудового кодекса Российской Федерации система оплаты труда (в том числе тарифные системы оплаты труда) работников в федеральных государственных учреждениях устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Министром обороны Российской Федерации 18.09.2019 утвержден приказ № 545 «О системе оплаты труда гражданского персонала работников воинских частей и организаций Вооруженных Сил Российской Федерации».
Данным приказом в соответствии с пунктом 8 постановления Правительства Российской Федерации от 05.08.2008 № 583 «О введении новых систем оплаты труда работников федеральных бюджетных, автономных и казенных учреждений и федеральных государственных органов, а также гражданского персонала воинских частей, учреждений и подразделений федеральных органов исполнительной власти, в которых законом предусмотрена военная и приравненная к ней служба, оплата труда которых осуществляется на основе Единой тарифной сетки по оплате труда работников федеральных государственных учреждений» утверждены размеры должностных окладов (тарифных ставок) гражданского персонала (работников) воинских частей и организаций Вооруженных Сил Российской Федерации (приложение № 1 к настоящему приказу); условия, размеры и порядок осуществления выплат компенсационного и стимулирующего характера гражданскому персоналу (работникам) воинских частей и организаций Вооруженных Сил Российской Федерации (приложение № 2 к настоящему приказу); порядок формирования и использования фонда оплаты труда гражданского персонала (работников) воинских частей и организаций Вооруженных Сил Российской Федерации (приложение № 3 к настоящему приказу).
В соответствии с пунктом 2 подпункта 2 приказа Минобороны России № 545 (глава 3 Условия, размеры и порядок осуществления выплат компенсационного и стимулирующего характера гражданскому персоналу (работникам) воинских частей и организаций Вооруженных Сил Российской Федерации) приложения № 2, гражданскому персоналу воинских частей и организаций установлены виды выплат компенсационного характера, в том числе, выплаты гражданскому персоналу, занятому на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда (пункты 4-10, 55-57, 61-66, 71-74, 77, 78 и 81 настоящего приложения).
Согласно пункту 2 подпункта 8 (глава 3) приложения № 2 к приказу Минобороны России № 545 гражданскому персоналу подразделений пожарной охраны, в зоне ответственности которых находятся арсеналы, базы, склады по хранению вооружения и боеприпасов, устанавливается компенсационная выплата к должностному окладу (тарифной ставке) за особые условия работы в размере 100 процентов должностного оклада (тарифной ставки).
Выплаты компенсационного характера, их условия, размеры и порядок выплаты устанавливаются положениями об оплате труда (коллективными договорами, локальными нормативными актами) воинских частей и организаций в соответствии с трудовым законодательством Российской Федерации, а также с настоящим приложением с участием выборного органа первичной профсоюзной организации или иного представительного органа работников.
Основанием для выплат компенсационного характера являются приказы руководителей воинских частей и организаций (пункт 2 подпункта 3 главы 3 приказ Минобороны России № 545).
Из приложения № 2 к приказу Минобороны России № 545 следует, что к арсеналам, центрам, базам, складам по хранению вооружения и боеприпасов относятся: центры и арсеналы всех наименований, государственные специальные химические арсеналы, артиллерийские базы и склады всех наименований, базы резерва танков, самолетов, вертолетов, технические ракетные базы всех наименований, торпедные базы, отделы хранения вооружения и боеприпасов, другие базы, склады и отделы, в которых хранятся вооружение и боеприпасы; отделы хранения (хранилища, склады) вооружения и боеприпасов в составе воинских частей и организаций.
Таким образом, основным условием для установления спорной компенсационной выплаты гражданскому персоналу подразделений пожарной охраны является условие содержания подразделений пожарной охраны при центрах и арсеналах всех наименований, отделах хранения вооружения и боеприпасов, других баз, складов и отделах, в которых хранятся вооружение и боеприпасы, а также отделах хранения (хранилища, склады) вооружения и боеприпасов в составе воинских частей и организаций.
Судом установлено, что истец с *** по *** состоял в трудовых отношениях с войсковой частью 77360-Б в должности *** на основании трудового договора № от *** с учетом дополнительных соглашений к нему.
Заключенный с истцом трудовой договор, а также дополнительные соглашения к нему в спорный период времени условия о выплате компенсационного характера за особые условия работы не содержал, такая выплата в отношении истца до *** года не осуществлялась.
Вступившим в законную силу решением Кольского районного суда Мурманской области по гражданскому делу №, установлено право работников пожарной команды войсковой части 77360-Б, в том числе командира отделения пожарной команды Крапивина Р.А., на получение компенсационной выплаты к должностному окладу (тарифной ставке) за особые условия работы в размере 100% должностного оклада (тарифной ставки), в связи с чем в пользу истца взыскана сумма компенсационной выплаты за период с *** по *** года в размере 85 905 руб. 57 коп. (за вычетом НДФЛ 13%).
Поскольку в указанный период Крапивин Р.А. воспользовался правом ухода в отпуск, а расчет отпускных осуществлялся, исходя из среднего заработка, без учета указанной спорной компенсации, с ответчика в пользу истца была взыскана задолженность по заработной плате за отпуск, предоставленный с *** по *** – 10 008 руб. 26 коп. (за вычетом НДФЛ). Также, в связи с тем, что оплата сверхурочной работы в полуторном размере производилась без учета спорной компенсационной выплаты, исходя из фактического количества часов, отработанных истцом сверхустановленного времени, в пользу истца также была взыскана задолженность по заработной плате за работу сверхустановленного продолжительности рабочего времени за *** год с учетом компенсационной выплаты в размере 12 290 руб. 11 коп. (за вычетом НДФЛ).
Таким образом, право истца на получение спорной надбавки в период его работы в войсковой части 77360-Б в должности ***, с учетом положений части 2 статьи 61 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации не подлежит доказыванию вновь.
Разрешая требования истца о признании за ним права на оплату сверхурочной работы с учетом стимулирующих и компенсационных выплат и взыскании задолженности с учетом указанных выплат за период работы истца в *** году, суд приходит к следующему.
В соответствии со статьей 349 Трудового кодекса Российской Федерации на работников, заключивших трудовой договор о работе в воинских частях, учреждениях, военных образовательных учреждениях высшего и среднего профессионального образования, иных организациях Вооруженных сил Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, в которых законодательством Российской Федерации предусмотрена военная служба, а также на работников, проходивших заменяющую военную службу альтернативную гражданскую службу, распространяются трудовое законодательство и иные акты, содержащие нормы трудового права с особенностями, установленными данным Кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В соответствии с частью первой статьи 91 Трудового кодекса Российской Федерации рабочее время - время, в течение которого работник в соответствии с правилами внутреннего трудового распорядка и условиями трудового договора должен исполнять трудовые обязанности, а также иные периоды времени, которые в соответствии с настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации относятся к рабочему времени.
Нормальная продолжительность рабочего времени не может превышать 40 часов в неделю (часть вторая статьи 91 Трудового кодекса Российской Федерации).
Статьей 97 Трудового кодекса Российской Федерации установлено, что работодатель имеет право в порядке, установленном настоящим Кодексом, привлекать работника к работе за пределами продолжительности рабочего времени, установленной для данного работника в соответствии с настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором: для сверхурочной работы (статья 99 настоящего Кодекса); если работник работает на условиях ненормированного рабочего дня (статья 101 настоящего Кодекса).
Согласно статье 99 Трудового кодекса Российской Федерации сверхурочная работа - работа, выполняемая работником по инициативе работодателя за пределами установленной для работника продолжительности рабочего времени: ежедневной работы (смены), а при суммированном учете рабочего времени - сверх нормального числа рабочих часов за учетный период.
Продолжительность сверхурочной работы не должна превышать для каждого работника 4 часов в течение двух дней подряд и 120 часов в год.
Работодатель обязан обеспечить точный учет продолжительности сверхурочной работы каждого работника.
В соответствии со статьей 100 Трудового кодекса Российской Федерации режим рабочего времени должен предусматривать продолжительность рабочей недели (пятидневная с двумя выходными днями, шестидневная с одним выходным днем, рабочая неделя с предоставлением выходных дней по скользящему графику, неполная рабочая неделя), работу с ненормированным рабочим днем для отдельных категорий работников, продолжительность ежедневной работы (смены), в том числе неполного рабочего дня (смены), время начала и окончания работы, время перерывов в работе, число смен в сутки, чередование рабочих и нерабочих дней, которые устанавливаются правилами внутреннего трудового распорядка в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, а для работников, режим рабочего времени которых отличается от общих правил, установленных у данного работодателя, - трудовым договором.
Особенности режима рабочего времени и времени отдыха работников транспорта, связи и других, имеющих особый характер работы, определяются в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации.
Частью первой статьи 104 Трудового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что когда по условиям производства (работы) у индивидуального предпринимателя, в организации в целом или при выполнении отдельных видов работ не может быть соблюдена установленная для данной категории работников (включая работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда) ежедневная или еженедельная продолжительность рабочего времени, допускается введение суммированного учета рабочего времени с тем, чтобы продолжительность рабочего времени за учетный период (месяц, квартал и другие периоды) не превышала нормального числа рабочих часов. Учетный период не может превышать один год, а для учета рабочего времени работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, - три месяца.
Нормальное число рабочих часов за учетный период определяется исходя из установленной для данной категории работников еженедельной продолжительности рабочего времени. Для работников, работающих неполный рабочий день (смену) и (или) неполную рабочую неделю, нормальное число рабочих часов за учетный период соответственно уменьшается (часть вторая статьи 104 Трудового кодекса Российской Федерации).
Порядок введения суммированного учета рабочего времени устанавливается правилами внутреннего трудового распорядка (часть третья статьи 104 Трудового кодекса Российской Федерации).
В соответствии со статьей 103 Трудового кодекса Российской Федерации сменная работа - работа в две, три или четыре смены - вводится в тех случаях, когда длительность производственного процесса превышает допустимую продолжительность ежедневной работы, а также в целях более эффективного использования оборудования, увеличения объема выпускаемой продукции или оказываемых услуг.
При сменной работе каждая группа работников должна производить работу в течение установленной продолжительности рабочего времени в соответствии с графиком сменности.
Графики сменности доводятся до сведения работников не позднее чем за один месяц до введения их в действие.
В силу статьи 129 Трудового кодекса Российской Федерации заработной платой является вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).
Согласно статье 149 Трудового кодекса Российской Федерации при выполнении работ в условиях, отклоняющихся от нормальных (при выполнении работ различной квалификации, совмещении профессий (должностей), сверхурочной работе, работе в ночное время, выходные и нерабочие праздничные дни и при выполнении работ в других условиях, отклоняющихся от нормальных), работнику производятся соответствующие выплаты, предусмотренные трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором. Размеры выплат, установленные коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором, не могут быть ниже установленных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.
Порядок оплаты сверхурочной работы установлен статьей 152 Трудового кодекса Российской Федерации, согласно которой сверхурочная работа оплачивается за первые два часа работы не менее чем в полуторном размере, за последующие часы - не менее чем в двойном размере. Конкретные размеры оплаты за сверхурочную работу могут определяться коллективным договором, локальным нормативным актом или трудовым договором. По желанию работника сверхурочная работа вместо повышенной оплаты может компенсироваться предоставлением дополнительного времени отдыха, но не менее времени, отработанного сверхурочно.
При суммированном учете рабочего времени, который в данном случае установлен истцу в виде 1 месяца, количество сверхурочных работ определяется по истечении учетного периода и составляет разницу между нормальной продолжительностью рабочего времени за учетный период. Независимо от того, какой учет рабочего времени установлен в организации, сверхурочным должно считаться время за пределами продолжительности рабочего дня (смены), установленной графиком.
В соответствии с трудовым договором в редакции дополнительного соглашения от ***, заключенным истцом с войсковой частью 77360-Б, продолжительность рабочей недели представляет собой скользящий график с непрерывным дежурством продолжительностью 24 часа, работнику установлен суммированный учет рабочего времени с учетным периодом 1 год.
Судом также установлено, что пунктом 3.3. Коллективного договора предусмотрено, что оплата труда гражданского персонала войсковой части, содержащегося по штату, производится в строгом соответствии с действующим приказом Министра обороны Российской Федерации о системе оплаты труда гражданского персонала (работников) воинских частей. Система оплаты труда включает: размеры должностных окладов, ставок заработной платы (тарифных ставок); условия, размеры и порядок осуществления выплат компенсационного характера; условия, размеры и порядок осуществления выплат стимулирующего характера.
В соответствии с пунктом 3.6.3 Коллективного договора определено понятие сверхурочной работы, в том числе при суммированном учёте рабочего времени – сверх нормального числа рабочих часов за учётный период, оплата производится по правилам статьи 152 Трудового кодекса Российской Федерации – за первые два часа сверхурочной работы в полуторном размере, за последующие часы – в двойном размере.
Материалами дела, а именно табелями учёта рабочего времени подтверждается, что за период работы истца в *** году у последнего имелась переработка в связи с привлечением к сверхурочной работе, по состоянию на дату увольнения данный размер переработки составил 18 часов. Тем самым указание истца, о том, что общая сумма часов переработки по состоянию на дату его увольнения составляет 32,08 часов, опровергается представленными со стороны ответчика в материалы дела доказательствами, не оспоренными со стороны истца.
Оплата за указанные часы сверхурочной работы произведена в полуторном размере, что не оспаривалось истцом, а также подтверждается справкой-расчетом, представленной ответчиком.
Заявляя требования в части оплаты сверхурочной работы, истец, ссылаясь на положения статей 99, 104, 152 Трудового кодекса Российской Федерации, разъяснения, указал, что при суммированном учете рабочего времени подсчет часов переработки ведется после окончания учетного периода. В этом случае работа сверх нормального числа рабочих часов за учетный период оплачивается за первые два часа работы не менее чем в полуторном размере, а за все остальные часы не менее чем в двойном размере.
Между тем, суд не может согласиться с данными доводами истца и их представителя и находит их ошибочными по следующим основаниям.
Оплата сверхурочной работы осуществляется в порядке, установленном статьей 152 Трудового кодекса Российской Федерации. Данная норма носит общий характер, то есть применяется для всех случаев привлечения работников к сверхурочной работе, в том числе при суммированном учете рабочего времени. Данной правовой нормой определено, что сверхурочная работа оплачивается за первые два часа работы не менее чем в полуторном размере, за последующие часы - не менее чем в двойном размере.
По смыслу приведенных выше законоположений, регулирующих рассматриваемый вопрос, в двойном размере оплачивается работа, продолжаемая по истечении первых двух часов переработки в течение рабочего дня (смены), а не учетного периода.
Нормальное число рабочих часов за учетный период, как следует из статьи 104 Кодекса, определяется в зависимости от установленной для данной категории работников продолжительности ежедневного или еженедельного рабочего времени.
Поскольку при суммированном учете рабочего времени невозможно соблюсти продолжительность рабочего времени в течение дня (смены) или недели, то, соответственно, и невозможно установить продолжительность ежедневной переработки и определить количество часов, из которых два часа подлежат оплате в полуторном размере, а остальные часы - в двойном размере.
При суммированном учете рабочего времени количество сверхурочных работ определяется по истечении учетного периода и составляет разницу между нормальной продолжительностью рабочего времени за учетный период. Независимо от того, какой учет рабочего времени установлен в организации, сверхурочным должно считаться время за пределами продолжительности рабочего дня (смены), установленной графиком.
В «Обзоре практики рассмотрения судами дел, связанных с осуществлением гражданами трудовой деятельности в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях», утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 26.02.2014, указано, что законодательство Российской Федерации, установив порядок оплаты переработки сверх установленной для работников продолжительности рабочего дня (смены), не определяет механизм оплаты переработки нормального числа рабочих часов за учетный период при суммированном учете рабочего времени. Такой механизм содержится в п. 5.5 Рекомендаций по применению режимов гибкого времени на предприятиях, в учреждениях и организациях отраслей народного хозяйства, утвержденных постановлением Госкомтруда СССР №162, ВЦСПС №12-55 от 30.05.1985.
Рекомендации, согласно их пунктам 1.1 и 1.2, предусматривают общие условия и порядок применения режимов гибкого рабочего времени, нормативной основой применения которых является суммированный учет рабочего времени.
Согласно пункту 5.5 Рекомендаций оплата сверхурочной работы осуществляется: в полуторном размере за первые два часа, приходящиеся в среднем на каждый рабочий день учетного периода; в двойном – за последующие часы переработки.
Данное постановление Госкомтруда СССР №162, ВЦСПС №12-55 от 30.05.1985 утратило силу в связи с изданием приказа Минтруда России от 10.05.2017 №415.
Между тем, по смыслу приведенных выше положений статей 99, 152 Трудового кодекса Российской Федерации в двойном размере оплачивается работа, продолжаемая по истечении первых двух часов переработки в течение рабочего дня (смены), а не учетного периода.
Данный вывод корреспондирует правовой позиции Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в решении от 15.10.2012 №АКПИ12-1068.
Принимая во внимание изложенное, суд приходит к выводу, что ответчик правильно произвел оплату сверхурочной работы истцов за спорный период в полуторном размере, исходя из количества часов переработки за 2021 год в размере 18 часов, следовательно, оснований для удовлетворения требований истца в данной части не имеется.
Вместе с тем, как следует из правовой позиции, изложенной в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 28 июня 2018 года № 26-П, часть первая статьи 153 Трудового кодекса Российской Федерации, рассматриваемая в системе действующего правового регулирования, сама по себе не предполагает, что работа в выходной или нерабочий праздничный день, выполняемая работниками, система оплаты труда которых наряду с тарифной частью включает компенсационные и стимулирующие выплаты, будет оплачиваться исходя лишь из одной составляющей заработной платы - оклада (должностного оклада), а указанные работники при расчете размера оплаты за выполненную ими работу в выходной или нерабочий праздничный день могут быть произвольно лишены права на получение соответствующих дополнительных выплат, что ведет к недопустимому снижению причитающегося им вознаграждения за труд по сравнению с оплатой за аналогичную работу, выполняемую в обычный рабочий день.
Иное понимание данной нормы приводило бы к утрате реального содержания гарантии повышенной оплаты труда в связи с работой в условиях, отклоняющихся от нормальных, и тем самым - к нарушению конституционного права на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и права работника на справедливую заработную плату. Более того, вопреки конституционному принципу равенства, который в сфере оплаты труда означает не только необходимость обеспечения равной оплаты за труд равной ценности, но и недопустимость применения одинаковых правил к работникам, находящимся в разном положении, работники, выполнявшие работу в выходной или нерабочий праздничный день (т.е. в условиях, отклоняющихся от нормальных), оказывались бы в худшем положении по сравнению с теми, кто выполнял аналогичную работу в обычный рабочий день (т.е. в нормальных условиях), при этом работники, системы оплаты труда которых не ограничиваются установлением лишь тарифной части заработной платы (оклада, должностного оклада), при выполнении работы в выходной или нерабочий праздничный день фактически приравнивались бы с точки зрения оплаты их труда к лицам, чей труд оплачивается исключительно путем выплаты фиксированного оклада (должностного оклада).
Соответственно, при привлечении работников, замещающих должности гражданского персонала воинских частей и организаций Вооруженных Сил Российской Федерации, заработная плата которых помимо месячного оклада (должностного оклада) включает компенсационные и стимулирующие выплаты, к работе в выходной или нерабочий праздничный день сверх месячной нормы рабочего времени в оплату их труда за работу в такой день, если эта работа не компенсировалась предоставлением им другого дня отдыха, наряду с тарифной частью заработной платы, исчисленной в размере не менее двойной дневной или часовой ставки (части оклада (должностного оклада) за день или час работы), должны входить все компенсационные и стимулирующие выплаты, предусмотренные установленной для них системой оплаты труда.
При определении размера оплаты сверхурочной работы необходимо учитывать установленные работнику доплаты и надбавки, которые носят постоянный характер, а также ежемесячные премии, установленные в процентах оклада, поскольку сверхурочная работа должна оплачиваться в большем размере, чем работа, произведенная в пределах рабочего времени, установленного работнику (Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 8 декабря 2011 года № 1622-О-О).
Следовательно, размер оплаты (доплаты) сверхурочной работы должен определяться как размер оплаты отработанного в нормальных условиях (по графику, в дневное время) времени, умноженный на соответствующий повышающий коэффициент.
Аналогичный подход необходимо использовать при определении оплаты (доплаты) за работу в выходные и праздничные дни, работу в ночное время, то есть с учетом спорной компенсационной выплаты.
Таким образом, учитывая, что оплата сверхурочной работы в полуторном размере производилась без учета спорной компенсационной выплаты, исходя из фактического количества часов, отработанных истцом сверхустановленного времени в размере 18 часов, сумма заработной платы за работу сверхустановленного продолжительности рабочего времени за *** год с учетом компенсационной выплаты составляет 4467 руб. 11 коп., за вычетом НДФЛ подлежащая к взысканию сумма составит 3886 руб. 11 коп. (4467 руб. 11 коп. * 13%).
Кроме того, исходя из указанных выше норм, действия ответчика по осуществлению начислений истцу заработной платы в ночное время за период его работы с *** года по *** года без учета спорной компенсационной выплаты, нельзя признать законными, в связи с чем в пользу истца подлежит взысканию заработная плата за работу в ночное время за период с *** (фактически с ***) *** года по *** (фактически по ***) *** года с учетом компенсационной выплаты в размере 623 руб. 76 коп. (за вычетом НДФЛ 13% - 542 руб. 76 коп.) за *** год и 8282 руб. 26 коп. (за вычетом НДФЛ 13% - 7205 руб. 26 коп.) за *** год, всего 7748 руб. 02 коп. (542 руб. 76 коп.+7205 руб. 26 коп.).
При определении суммы подлежащей выплате суд исходит из расчетов представленного ответчиком ФКУ ОСК СФ – 1 ФЭС, который судом проверен, является арифметически правильным, составлен в соответствии с требованиями Трудового кодекса Российской Федерации и условиями трудового договора исходя из количества фактически отработанных часов в каждом месяце, в том числе в выходные, праздничные дни, а также часы работы в ночное время (с учетом доплаты за работу в ночное время в размере 35% часовой ставки).
Указанная выше задолженность в размере 11 634 руб. 13 коп. (в том числе 3886 руб. 11 коп. доплата за работу сверхустановленного времени, 7748 руб. 02 коп. доплата за работу в ночное время) подлежит взысканию в пользу истца с войсковой части 77360-Б через лицевые счета, открытые в федеральном казенном учреждении «Объединенное стратегическое командование Северного флота» - филиала «1 Финансово-экономическая служба».
При этом в соответствии с положениями статьи 211 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации решение в части взыскания задолженности по заработной плате подлежит обращению к немедленному исполнению.
Статьей 236 Трудового кодекса Российской Федерации установлено, что при нарушении работодателем установленного срока соответственно выплаты заработной платы, оплаты отпуска, выплат при увольнении и (или) других выплат, причитающихся работнику, работодатель обязан выплатить их с уплатой процентов (денежной компенсации) в размере не ниже одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от невыплаченных в срок сумм за каждый день задержки начиная со следующего дня после установленного срока выплаты по день фактического расчета включительно. Обязанность выплаты указанной денежной компенсации возникает независимо от наличия вины работодателя.
Таким образом, учитывая нарушение со стороны ответчика установленного срока выплаты указанных сумм заработной платы с ответчика ФКУ «ОСК Северного флота» - «1 ФЭС» подлежит взысканию компенсация в размере 1213 руб. 35 коп., рассчитанная на момент вынесения решения (***):
- за задержку заработной платы за *** года в размере 623 руб. 76 коп., составляющей доплату за работу в ночное время, за вычетом НДФЛ - 542 руб. 76 коп., подлежащей выплате не позднее *** (в соответствии с условиями раздела 4 коллективного договора), в размере 73 руб. 48 коп.;
- за задержку заработной платы за *** года в размере 2457 руб. 36 коп., составляющей доплату за работу в ночное время, за вычетом НДФЛ - 2147 руб. 90 коп., подлежащей выплате не позднее *** (в соответствии с условиями раздела 4 коллективного договора), в размере 271 руб. 01 коп.;
- за задержку заработной платы за *** года в размере 1923 руб. 87 коп., составляющей доплату за работу в ночное время, за вычетом НДФЛ - 1673 руб. 75 коп., подлежащей выплате не позднее *** (в соответствии с условиями раздела 4 коллективного договора), в размере 198 руб. 90 коп.;
- за задержку заработной платы за *** года в размере 1673 руб. 46 коп., составляющей доплату за работу в ночное время, за вычетом НДФЛ - 1455 руб. 91 коп., подлежащей выплате не позднее *** (в соответствии с условиями раздела 4 коллективного договора), в размере 159 руб. 78 коп.;
- за задержку заработной платы за *** года в размере 1743 руб. 14 коп., составляющей доплату за работу в ночное время, за вычетом НДФЛ - 1516 руб. 53 коп., подлежащей выплате не позднее *** (в соответствии с условиями раздела 4 коллективного договора), в размере 152 руб. 05коп.;
- за задержку заработной платы за *** года в размере 484 руб. 42 коп., составляющей доплату за работу в ночное время, за вычетом НДФЛ - 421 руб. 44 коп., подлежащей выплате не позднее *** (в соответствии с условиями раздела 4 коллективного договора), в размере 37 руб. 91 коп.;
- за задержку заработной платы за *** года в размере 4467 руб. 11 коп., составляющей доплату за сверхурочную работу, за вычетом НДФЛ - 3886 руб. 11 коп., подлежащей выплате не позднее *** (последний день работы истца), в размере 320 руб. 22 коп.
Указанная компенсация подлежит последующему начислению и выплате истцу по момент погашения задолженности по заработной плате.
Кроме того, поскольку в спорный период истец воспользовался правом ухода в отпуск, а расчет отпускных осуществлялся исходя из среднего заработка, без учета спорной компенсационной выплаты за работу сверхустановленного времени, работу в ночное время, отпускные, начисленные за период с *** по *** года, также подлежат перерасчету и последующей выплате истцу.
В соответствии со статьей 237 Трудового кодекса Российской Федерации моральный вред, причиненный работнику неправомерными действиями или бездействием работодателя, возмещается работнику в денежной форме в размерах, определяемых соглашением сторон трудового договора. В случае возникновения спора факт причинения работнику морального вреда и размеры его возмещения определяются судом независимо от подлежащего возмещению имущественного ущерба.
Суд, учитывая, что истец был вынужден обращаться в суд с требованием о выплате им денежных средств, причитающихся им по закону, испытывая при этом нравственные страдания ввиду социальной незащищенности, полагает возможным удовлетворить требования истцов о компенсации им причиненного указанными незаконными действиями финансовой организации морального вреда в денежном выражении.
С учетом требований разумности и справедливости, принимая во внимание степень нравственных страданий истца, суд определяет размер такой компенсации в сумме 1000 руб.
В части требований о компенсации морального вреда на сумму, превышающую 1000 рублей, истцу надлежит отказать.
При таких обстоятельствах требования истца подлежат частичному удовлетворению.
Разрешая требования истца о взыскании с ответчика в его пользу судебных расходов по оплате услуг представителя в размере 3500 рублей, суд приходит к следующему.
В соответствии со статьей 98 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных частью второй статьи 96 настоящего Кодекса. В случае, если иск удовлетворен частично, указанные в настоящей статье судебные расходы присуждаются истцу пропорционально размеру удовлетворенных судом исковых требований, а ответчику пропорционально той части исковых требований, в которой истцу отказано.
В силу статьи 88 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации к судебным расходам относятся, в том числе, издержки, связанные с рассмотрением дела.
Перечень издержек, связанных с рассмотрением дела, предусмотренный статьей 94 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, не является исчерпывающим, к ним относятся, в частности, расходы на оплату услуг представителей, связанные с рассмотрением дела почтовые расходы, понесенные сторонами и другие, признанные судом необходимыми расходы.
В соответствии с частью 1 статьи 100 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации стороне, в пользу которой состоялось решение суда, по ее письменному ходатайству суд присуждает с другой стороны расходы на оплату услуг представителя в разумных пределах.
Право стороны в гражданском процессе воспользоваться юридической помощью представителя предусматривается статьей 48 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и не может быть ограничено в зависимости от различных обстоятельств, в том числе, от сложности дела, правовых познаний участника процесса.
В обоснование указанных выше судебных расходов истцом представлен договор об оказании юридических услуг, заключенный между истцом и
Рукиным С.Н., стоимость услуг по которому составила 3500 руб.
Несение указанных расходов истцами подтверждено документально и ответчиком не оспорено.
Оценив представленные доказательства в совокупности, суд приходит к выводу, что оснований подвергать сомнению факт оказания Рукиным С.Н. юридической помощи истцу по рассмотрению настоящего гражданского дела и оплату этих услуг, в соответствии с заключенным договором, не имеется.
Таким образом, материалами дела подтверждено, что понесенные истцом расходы на оказание юридической помощи, в том числе по составлению искового заявления и расчетов о задолженности ответчика перед истцом, а также представление интересов истца в суде первой инстанции составил 3500 руб.
При этом суд приходит к выводу, что понесенные истцом расходы на оказание юридической помощи в полном объеме относятся к расходам на оплату услуг представителя.
Оценивая разумность и обоснованность понесенных истцами расходов на оплату услуг представителя, суд учитывает следующее.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Определении от 17 июля 2007 г. № 382-О-О, обязанность суда взыскивать расходы на оплату услуг представителя, понесенные лицом, в пользу которого принят судебный акт, с другого лица, участвующего в деле, в разумных пределах является одним из предусмотренных законом правовых способов, направленных против необоснованного завышения размера оплаты услуг представителя и тем самым - на реализацию требования статьи 17 (часть 3) Конституции Российской Федерации, согласно которой осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц. Именно поэтому в части первой статьи 100 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации речь идет, по существу, об обязанности суда установить баланс между правами лиц, участвующих в деле.
При определении подлежащей взысканию суммы суд исходит из того, что судебные издержки возмещаются в заявленном размере, если будет доказано, что их размер является разумным и обоснованным.
Принимая во внимание, объем оказанной истцам помощи в рамках настоящего спора, её значимость, суд приходит к выводу о том, что стоимость услуг по оказанию юридической помощи истцу в размере 3500 руб. является разумной и обоснованной.
При таких обстоятельствах, учитывая, что требования истца удовлетворены судом частично (в размере 83,39% от заявленных), взысканию с ответчика в пользу истца подлежат расходы по оплате услуг представителя пропорционально удовлетворенным требованиям судом, в размере 2918 руб. 65 коп.
В соответствии со статьей 103 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации с ответчика подлежит взысканию государственная пошлина, от уплаты которой истец был освобожден, из расчета 465 руб. по требованиям имущественного характера, подлежащим оценке, и 300 руб. по требованию о компенсации морального вреда.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-199, 211 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Крапивина Р.А. к федеральному казенному учреждению «Объединенное стратегическое командование Северного флота» - филиал «1 Финансово-экономическая служба» о взыскании заработной платы, компенсации морального вреда, судебных расходов удовлетворить частично.
Взыскать с войсковой части 77360-Б через лицевые счета, открытые в федеральном казенном учреждении «Объединенное стратегическое командование Северного флота» - филиала «1 Финансово-экономическая служба» в пользу Крапивина Р.А. задолженность по заработной плате в размере 11 634 рубля 13 копеек, компенсацию морального вреда в размере 1000 рублей, расходы по оплате услуг представителя в размере 2918 рублей 65 копеек, а также компенсацию за задержку заработной платы, рассчитанной по состоянию на ***, в размере 1213 руб. 35 коп.
Взыскать с войсковой части 77360-Б через лицевые счета, открытые в федеральном казенном учреждении «Объединенное стратегическое командование Северного флота» - филиала «1 Финансово-экономическая служба» в пользу Крапивина Р.А. компенсацию за задержку заработной платы в размере не ниже одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от невыплаченных в срок 11 634 рублей 13 копеек, начисленную за каждый день задержки, начиная с *** по день фактического расчета включительно.
Возложить на федеральное казенное учреждение «Объединенное стратегическое командование Северного флота» - филиал «1 Финансово-экономическая служба» обязанность произвести перерасчет Крапивину Р.А. отпускных, исходя из среднего заработка, с учетом спорной компенсации за работу сверхустановленное время, работу в ночное время.
В удовлетворении исковых требований Крапивина Р.А. о взыскании заработной платы, компенсации морального вреда, судебных расходов на сумму, превышающую указанные выше суммы отказать.
Взыскать федерального казенного учреждения «Объединенное стратегическое командование Северного флота» - филиал «1 Финансово-экономическая служба» в бюджет муниципального образования Кольский район Мурманской области государственную пошлину в размере 765 рублей.
Решение в части взыскания заработной платы подлежит немедленному исполнению.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Мурманский областной суд через Кольский районный суд Мурманской области в течение месяца со дня его изготовления в окончательной форме.
***
*** Судья А.В. Маренкова