УИД: 92RS0№-10
Дело №
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
16 февраля 2022 года г. Севастополь
Гагаринский районный суд г. Севастополя в составе:
Председательствующего судьи Блейз И.Г.
при участии секретаря Сластиной Л.А.
представителя истца Родионова А.С.
представителей ответчика Усова М.А., Белогорцева Д.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску по иску Департамента городского хозяйства г. Севастополя, Правительства г. Севастополя к Рудыка Г.Н. о сносе самовольной постройки, третьи лица - Департамент архитектуры и градостроительства г. Севастополя, Департамент по имущественным и земельным отношениям г. Севастополя, Управление государственного строительного надзора и экспертизы г. Севастополя, Управление государственной регистрации права и кадастра Севастополя, Усов М.А., Сухачева С.Е., Землянский С.В.
установил:
Департамент городского хозяйства г. Севастополя, Правительство г. Севастополя обратились с иском к Рудыка Г.Н. о сносе строения, расположенного по адресу <адрес> в течение трех месяцев с момента вступления решения суда в законную силу. Требования мотивированы тем, что Управлением государственного строительного надзора и экспертизы г. Севастополя проведены внеплановые выездные проверки в отношении объектов капитального строительства расположенных на земельных участках с кадастровыми номерами № по адресу: <адрес> По результату составлены Акты проверок № № от ДД.ММ.ГГГГ. В ходе обследований установлено, что земельный участок, площадью 1000 кв.м., с кадастровым номером №, расположенный по адресу: <адрес> на праве общей долевой собственности до июля 2017 принадлежал Усову М.А., К.А.А., С.Д.М., Белогорцеву Д.А., Землянскому С.В., Ч.В.В., Д.Т.Д., Д.И.В., Я.Ж.В., Усову А.М.. ДД.ММ.ГГГГ между сособственниками заключено Соглашение серии <данные изъяты> о прекращении права общей долевой собственности на вышеуказанный земельный участок и передаче в собственность отдельных земельных участков, образованных путем раздела согласно акту Раздела границ земельного участка в натуре, подготовленного ДД.ММ.ГГГГ кадастровым инженером Л.З.А. В последующем вновь образованным земельным участкам присвоены кадастровые номера: №, площадью 110 кв.м.; №, площадью 106 кв.м.; №, площадью 111 кв.м.; №, площадью 108 кв.м.; №, площадью 71 кв.м.; № площадью 103 кв.м.; №, площадью 101 кв.м.; №, площадью 98 кв.м.; №, площадью 87 кв.м.; №, площадью 106 кв.м. Земельные участки имеют вид разрешенного использования «для индивидуального жилищного строительства». В ЕГРН зарегистрированы возведенные на них жилые дома. При этом строения возведены с нарушением градостроительных норм, поскольку площадь земельных участком на одно строение менее установленной нормы, при этом все строения конструктивно между собой не связаны. Кроме того, нарушены строительные нормы, поскольку установлено несоответствие параметров проектируемых зданий фактически возведенному строению, не соблюдены требования в части отступов здания от границ участка, разрешение на строительство не выдавалось, строительство осуществлялось без направления уведомления о начале строительства. Указанные выше обстоятельства стали основанием для обращения с настоящим иском в суд.
Представитель Департамента городского хозяйства в судебном заседании исковые требования поддержал по основаниям, изложенным в иске. Дополнительно пояснил, что по результатам проведения внеплановой выездной проверки были установлены нарушения требований действующего законодательства, было установлено, что объект возведен при отсутствии уведомления, а также нет документов об отсутствии нарушений инсоляции и нет разрешения на отклонение от градостроительных норм. Также объект не соответствует постановлению Правительства г. Севастополя №137-ПП, где указаны нормы предельного размера земельного участка. Экспертиза подтвердила, что объект не соответствует данным технического плана, является отдельно стоящим зданием, не соответствует частично градостроительным и строительным нормам, не соблюдены отступы от границ участка. Эксперт указал, что демонтаж здания возможно провести без ущерба близлежащим строениям. Доводы ответчиков о наличии письменных соглашений о том, что отступы меньше нормы, не могут быть приняты во внимание, так как нет доказательств того, кто это подписывал, и нет доказательств, что соседи согласны в настоящий момент.
Ответчик Рудыка Г.Н. в судебное заседание не явилась, извещена надлежаще.
Представители ответчика Белогорцев Д.А. Усов М.А., который также является третьим лицом по делу, против удовлетворения иска возражали, пояснили, что, действительно, разрешение на строительство не было получено, так как не требуется разрешения на строительства для объектов ИЖС. Регистрация права проводится на основании технического плана здания и правоустанавливающих документов на участок. Также не требуется уведомление на окончание и начало строительных работ. Ссылка на постановление Правительства г. Севастополя № 137 ПП также не может быть принята во внимание, так как сфера применения данного постановления иная-эти нормы применяются при выделении участка и разработке документации по планировке территории. Ряд строительных правил применятся только на добровольной основе. Нарушений градостроительных норм по отступам нет, так как соседи договорились.
Иные участники процесса в судебное заседание не явились, извещены надлежаще.
Согласно ст. 165.1 ГК РФ, Заявления, уведомления, извещения, требования или иные юридически значимые сообщения, с которыми закон или сделка связывает гражданско-правовые последствия для другого лица, влекут для этого лица такие последствия с момента доставки соответствующего сообщения ему или его представителю. Сообщение считается доставленным и в тех случаях, если оно поступило лицу, которому оно направлено (адресату), но по обстоятельствам, зависящим от него, не было ему вручено или адресат не ознакомился с ним.
В соответствии со ст. 167 ГПК РФ, лица, участвующие в деле, обязаны известить суд о причинах неявки и представить доказательства уважительности этих причин. В случае неявки в судебное заседание кого-либо из лиц, участвующих в деле, в отношении которых отсутствуют сведения об их извещении, разбирательство дела откладывается. В случае, если лица, участвующие в деле, извещены о времени и месте судебного заседания, суд откладывает разбирательство дела в случае признания причин их неявки уважительными. Суд вправе рассмотреть дело в случае неявки кого-либо из лиц, участвующих в деле и извещенных о времени и месте судебного заседания, если ими не представлены сведения о причинах неявки или суд признает причины их неявки неуважительными.
Принимая во внимание, что все участники процесса извещены надлежащим образом, суд считает возможным рассмотреть спор в отсутствие неявившихся лиц.
Суд, заслушав пояснения участников процесса, допросив эксперта, исследовав материалы дела, пришел к следующим выводам.
Судом установлено, что Рудыка Г.Н. является собственником жилого строения, расположенного по адресу <адрес>, площадью 82,3 кв.м., КН №, право собственности зарегистрировано ДД.ММ.ГГГГ. Также ответчик является собственником земельного участка по указанному выше адресу, КН №, площадью 98 кв.м., право собственности зарегистрировано ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно ст.209 ГК РФ, собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом.
В соответствии со ст. 8.1 ГК РФ, в случаях, предусмотренных законом, права, закрепляющие принадлежность объекта гражданских прав определенному лицу, ограничения таких прав и обременения имущества (права на имущество) подлежат государственной регистрации. Права на имущество, подлежащие государственной регистрации, возникают, изменяются и прекращаются с момента внесения соответствующей записи в государственный реестр, если иное не установлено законом.
Согласно ч. 1 ст. 263 ГК РФ собственник земельного участка может возводить на нем здания и сооружения, осуществлять их перестройку или снос, разрешать строительство на своем участке другим лицам. Эти права осуществляются при условии соблюдения градостроительных и строительных норм и правил, а также требований о целевом назначении земельного участка (п. 2 ст. 260 ГК РФ).
В соответствии со ст. 2 Градостроительного кодекса Российской Федерации градостроительная деятельность должна осуществляться с соблюдением требований технических регламентов, безопасности территорий, инженерно-технических требований, требований гражданской обороны, обеспечением предупреждения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, принятием мер по противодействию террористическим актам, соблюдением требований охраны окружающей среды и экологической безопасности, сохранением объектов культурного наследия и особо охраняемых природных территорий.
Строительство, реконструкция объектов капитального строительства, а также их капитальный ремонт, если при его проведении затрагиваются конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности таких объектов, осуществляются на основании разрешения на строительство, за исключением случаев, предусмотренных данной статьей.
В силу ч. 1 ст. 222 ГК РФ самовольной постройкой является здание, сооружение или другое строение, возведенные, созданные на земельном участке, не предоставленном в установленном порядке, или на земельном участке, разрешенное использование которого не допускает строительства на нем данного объекта, либо возведенные, созданные без получения на это необходимых разрешений или с нарушением градостроительных и строительных норм и правил. Лицо, осуществившее самовольную постройку, не приобретает на нее право собственности. Оно не вправе распоряжаться постройкой - продавать, дарить, сдавать в аренду, совершать другие сделки. Использование самовольной постройки не допускается. Самовольная постройка подлежит сносу или приведению в соответствие с параметрами, установленными правилами землепользования и застройки, документацией по планировке территории, или обязательными требованиями к параметрам постройки, предусмотренными законом (далее - установленные требования), осуществившим ее лицом либо за его счет, а при отсутствии сведений о нем лицом, в собственности, пожизненном наследуемом владении, постоянном (бессрочном) пользовании которого находится земельный участок, на котором возведена или создана самовольная постройка, или лицом, которому такой земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, предоставлен во временное владение и пользование, либо за счет соответствующего лица, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 3 настоящей статьи, и случаев, если снос самовольной постройки или ее приведение в соответствие с установленными требованиями осуществляется в соответствии с законом органом местного самоуправления. Право собственности на самовольную постройку может быть признано судом, а в предусмотренных законом случаях в ином установленном законом порядке за лицом, в собственности, пожизненном наследуемом владении, постоянном (бессрочном) пользовании которого находится земельный участок, на котором создана постройка, при одновременном соблюдении следующих условий: если в отношении земельного участка лицо, осуществившее постройку, имеет права, допускающие строительство на нем данного объекта; если на день обращения в суд постройка соответствует установленным требованиям; если сохранение постройки не нарушает права и охраняемые законом интересы других лиц и не создает угрозу жизни и здоровью граждан.
В соответствии с разъяснениями, содержащимися в пункте 26 указанного выше постановления пленума, суд обязан установить допущены ли при возведении постройки существенные нарушения градостроительных и строительных норм и правил, создает ли такая постройка угрозу жизни и здоровью граждан.
Целевым назначением и разрешенным использованием образуемых земельных участков признаются целевое назначение и разрешенное использование земельных участков, из которых при разделе, объединении, перераспределении или выделе образуются земельные участки, за исключением случаев, установленных федеральными законами (ч.3 ст. 11.2 ЗК РФ).
Собственники земельных участков обязаны использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту (абз.2 ст. 42 ЗК РФ).
В соответствии с ч.1 ст. 51 ГрК РФ, разрешение на строительство представляет собой документ, который подтверждает соответствие проектной документации требованиям, установленным градостроительным регламентом (за исключением случая, предусмотренного частью 1.1 настоящей статьи), проектом планировки территории и проектом межевания территории (за исключением случаев, если в соответствии с настоящим Кодексом подготовка проекта планировки территории и проекта межевания территории не требуется), при осуществлении строительства, реконструкции объекта капитального строительства, не являющегося линейным объектом (далее - требования к строительству, реконструкции объекта капитального строительства), или требованиям, установленным проектом планировки территории и проектом межевания территории, при осуществлении строительства, реконструкции линейного объекта (за исключением случаев, при которых для строительства, реконструкции линейного объекта не требуется подготовка документации по планировке территории), требованиям, установленным проектом планировки территории, в случае выдачи разрешения на строительство линейного объекта, для размещения которого не требуется образование земельного участка, а также допустимость размещения объекта капитального строительства на земельном участке в соответствии с разрешенным использованием такого земельного участка и ограничениями, установленными в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации. Разрешение на строительство дает застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объекта капитального строительства, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом.
В соответствии с ч. 5 ст. 16 Федерального закона от 03 августа 2018 года № 340-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» правообладатель земельного участка, предназначенного для индивидуального жилищного строительства в границах населенного пункта, на которых до дня вступления в силу настоящего Федерального закона (04.08.2018) начаты строительство или реконструкция объекта индивидуального жилищного строительства, вправе до 01.03.2019 направить в уполномоченные на выдачу разрешений на строительство федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления предусмотренное ч. 1 ст. 51.1 Градостроительного кодекса РФ (в редакции настоящего Федерального закона) уведомление о планируемых строительстве или реконструкции на соответствующем земельном участке объекта индивидуального жилищного строительства. В данном случае получение разрешения на строительство и разрешения на ввод объекта в эксплуатацию не требуется.
Пунктом 23 постановления пленума Верховного Суда РФ № 10, Пленума ВАС РФ № 22 от 29 апреля 2010 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав», в случае, когда недвижимое имущество, право на которое зарегистрировано, имеет признаки самовольной постройки, наличие такой регистрации не исключает возможности предъявления требования о его сносе. В мотивировочной части решения суда об удовлетворении такого иска должны быть указаны основания, по которым суд признал имущество самовольной постройкой. Решение суда об удовлетворении иска о сносе самовольной постройки в данном случае служит основанием для внесения записи в ЕГРП о прекращении права собственности ответчика на самовольную постройку. Если самовольная постройка была обременена правами третьих лиц, например правами залогодержателя, арендатора, соответствующие обременения также прекращаются.
Согласно заключению эксперта №97-21 от 20 ноября 2021 года, объект обследования - жилой дом, с кадастровым номером №, общей площадью 82,3 кв.м., расположенный на земельном участке, площадью 98 кв.м., с кадастровым номером №, по адресу: <адрес>, является индивидуальным жилым домом, не является домом блокированной застройки. Объект находится в границах участка, соответствует строительным нормам и правилам за исключение требований п 7.1 СП 42.13330.2016 «СНиП 2.07.01-89*Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений» и п 5.3.4 «СП 30-102-99 Планировка и застройка территорий малоэтажного жилищного строительства», которое заключается в несоблюдении минимального расстояния от исследуемого строения до границ участка минимум 3м. При этом экспертом установлено, что рассматриваемый объект капитального строительства - жилой дом соответствует требованиям градостроительных, строительных, противопожарных, санитарно-эпидемиологических норм и правил, не представляет угрозу жизни и здоровья граждан за исключением несоблюдения противопожарного разрыва от объекта исследования до строений, расположенных на смежных земельных участках.
Пунктами 4.11, 4.13 приказа МЧС России от 24 апреля 2013 года № 288, которым утвержден свод правил СП 4.13130 «Системы противопожарной защиты. Ограничение распространения пожара на объектах защиты. Требования к объемно-планировочным и конструктивным решениям" (вместе с «СП 4.13130.2013. Свод правил. Системы противопожарной защиты. Ограничение распространения пожара на объектах защиты. Требования к объемно-планировочным и конструктивным решениям» определено, что противопожарные расстояния между жилыми, общественными зданиями и сооружениями не нормируются, если более высокая и широкая стена здания, сооружения (или специально возведенная отдельно стоящая стена), обращенная к соседнему объекту защиты, либо обе стены, обращенные друг к другу, отвечают требованиям СП 2.13130 для противопожарных стен 1-го типа. Противопожарные расстояния (разрывы) между жилыми, садовыми домами (далее - домами), между домами и хозяйственными постройками в пределах одного земельного участка для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства, а также приусадебного или садового земельного участка не нормируются (не устанавливаются). Возведение домов, хозяйственных построек на смежных земельных участках допускается без противопожарных разрывов по взаимному согласию собственников (домовладельцев). При блокировании жилых домов соседних участков следует учитывать требования, предъявляемые к устройству противопожарных преград между жилыми блоками зданий класса Ф 1.4.
Каких-либо обстоятельств того, что здание создает угрозу жизни и здоровью граждан, не установлено.
Указанное выше свидетельствует об отсутствии оснований для удовлетворения исковых требований.
Довод о том, что здание возведено без обращения в Департамент архитектуры и градостроительства г. Севастополя за разрешением об отклонении от предельных параметров строительства не может быть принят во внимание, поскольку данное обстоятельство не может быть самостоятельным основанием для сноса при отсутствии иных оснований.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд, -
решил:
Исковые требования Департамента городского хозяйства г. Севастополя, Правительства г. Севастополя к Рудыка Г.Н. о сносе самовольной постройки оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Севастопольский городской суд в течение месяца с момента принятия решения в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Гагаринский районный суд г. Севастополя.
Мотивированный текст решения составлен 24 февраля 2022 года.
Председательствующий И.Г.Блейз