РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
с. Кырен 02 марта 2020 года
Тункинский районный суд Республики Бурятия в составе:
судьи Низовцева А.В.,
при секретаре Александровой Н.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в здании Тункинского районного суда гражданское дело по исковому заявлению Зурбаевой Гэрэлмы Михайловны к Хартаевой Зое Ендоновне о включении жилого дома и земельного участка в наследственную массу и о восстановлении пропущенного срока для принятия наследства,
УСТАНОВИЛ:
Истец Зурбаева Г.М. обратилась в районный суд с исковым заявлением, в котором просит восстановить срок для принятия наследства, и включить в наследственную массу земельный участок и жилой домоставшегося после смерти ее отца – ФИО3, умершего ДД.ММ.ГГГГ.
Исковые требования мотивированы тем, что после смерти ее отца открылось наследство в виде жилого дома и земельного участка. В установленный законом шестимесячный срок она не обратилась к нотариусу с заявлением о принятии наследства. Просит восстановить срок для принятия наследства, оставшегося после смерти отцаи включить в наследственную массу земельный участок и жилой дом.
Истец Зурбаева Г.М. в судебном заседании исковые требования поддержала, дополнительно суду сообщила, что в настоящее время дом пустует, за ним присматривают соседи. Об открытии наследства она узнала сразу же, после смерти отца, то есть в 2001 года. После его смерти в доме проживала сестра, которая намеревалась оформить документы о наследовании, но умерла. На протяжении четырех последних лет она ежегодно оплачивает налоговые платежи на дом и земельный участок, просит удовлетворить иск.
Ответчик Хартаева З.Е. не возражала против удовлетворения исковых требований.
Третье лицо – нотариус Тункинского нотариального округа Республики Бурятия Саргаева М.А. на судебное заседание не явилась, надлежащим образом извещена о времени и месте судебного заседания.
Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему выводу.
В силу абз. 2 п. 2 ст. 218 ГК РФ, в случае смерти гражданина право собственности на принадлежавшее ему имущество переходит по наследству к другим лицам в соответствии с завещанием или законом.
В соответствии с п. 1 ст. 1154 ГК РФ наследство может быть принято в течение шести месяцев со дня открытия наследства.
Согласно п. 1 ст. 1155 ГК РФ по заявлению наследника, пропустившего срок, установленный для принятия наследства (ст. 1154), суд может восстановить этот срок и признать наследника принявшим наследство, если наследник не знал и не должен был знать об открытии наследства или пропустил этот срок по другим уважительным причинам и при условии, что наследник, пропустивший срок, установленный для принятия наследства, обратился в суд в течение шести месяцев после того, как причины пропуска этого срока отпали.
В п. 40 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29 мая 2012 года N 9 "О судебной практике по делам о наследовании" разъяснено, что требования о восстановлении срока принятия наследства и признании наследника принявшим наследство могут быть удовлетворены лишь при доказанности совокупности следующих обстоятельств: наследник не знал и не должен был знать об открытии наследства или пропустил указанный срок по другим уважительным причинам и обращение в суд наследника, пропустившего срок принятия наследства, с требованием о его восстановлении последовало в течение шести месяцев после отпадения причин пропуска этого срока. К числу уважительных причин следует относить обстоятельства, связанные с личностью истца, которые позволяют признать уважительными причины пропуска срока исковой давности: тяжелая болезнь, беспомощное состояние, неграмотность и т.п. (статья 205 ГК РФ), если они препятствовали принятию наследником наследства в течение всего срока, установленного для этого законом. Не являются уважительными такие обстоятельства, как кратковременное расстройство здоровья, незнание гражданско-правовых норм о сроках и порядке принятия наследства, отсутствие сведений о составе наследственного имущества и т.п.
В силу ч. 1 ст. 56 ГПК РФ, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
При этом, исходя из смысла приведенных норм закона, бремя доказывания наличия уважительных причин пропуска срока для принятия наследства после смерти наследодателя, лежит на лице, обратившемся с требованиями о восстановлении данного срока.
Судом установлено и материалами дела подтверждается, что ФИО4 приходится дочерью ФИО3 и ФИО13 ФИО2 (свидетельство о рождении серии 1-АЖ № от ДД.ММ.ГГГГ).
Свидетельством о заключении брака серии 1-АЖ № от ДД.ММ.ГГГГ подтверждается, что фамилия истца "ФИО11" изменена на "ФИО10" в связи с заключением брака с ФИО5.
Согласно выписке из похозяйственной книги о наличии у гражданина права на земельный участок, выданной 25.11.2019 главой МО СП «Хужиры», ФИО6, принадлежал на праве собственности земельный участок, предоставленный для ведения личного подсобного хозяйства, общей площадью 10000 кв.м, расположенный по адресу: <адрес>.
Представленные суду чеки-ордера от 25.11.2016 года от 30.11.2017 года от 30.11.2018 года свидетельствуют, что Зурбаева Г.М. оплачивала налоговые платежи.
Проанализировав представленные по делу доказательства, суд приходит к выводу об отсутствии правовых оснований к удовлетворению заявленных истцом требований.
Материалы дела не содержат доказательств, на основании которых можно прийти к выводу о принадлежности спорного имущества ФИО14. при жизни. В частности, суду не представлены правоустанавливающие, правоудостоверяющие либо иные документы, свидетельствующие о возникновении вещных прав наследодателя на земельный участок и жилой дом.
В этой связи, исковые требования Зурбаевой Г.М. о включении жилого дома и земельного участка в наследственную массу, оставшуюся после смерти ФИО11, не подлежат удовлетворению.
Также, из искового заявления и пояснений истицы Зурбаевой Г.М. следует, что она узнала об открытии наследства сразу же после смерти своего отца, однако с заявлением о принятии наследства в установленные сроки к нотариусу не обратилась.
Более того, она оплачивала налоги за жилой дом и земельный участок за три года до обращения в суд с исковым заявлением о восстановлении срока для принятия наследства.
Обстоятельств, свидетельствующих об уважительности пропуска срока для принятия наследства, а также для пропуска шестимесячного срока на обращение в суд по правилам ст.1155 ГК РФ, стороной истца не приведено.
При таких обстоятельствах, поскольку судом установлено, что истец Зурбаева Г.М. знала об открытии наследства, оставшегося после смерти своего отца ФИО15., пропустила срок для его принятия, доказательств уважительности причин пропуска установленного законом срока для принятия наследства, равно, как и доказательств, свидетельствующих о наличии обстоятельств, препятствующих реализации наследственных прав истца в установленные законом сроки, не представила, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении исковых требований в полном объеме.
Руководствуясь ст. 194 - 199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Отказать в удовлетворении иска Зурбаевой Гэрэлмы Михайловны к Хартаевой Зое Ендоновне о включении жилого дома и земельного участка в наследственную массу и о восстановлении пропущенного срока для принятия наследства.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Бурятия в течение одного месяца через Тункинский районный суд с момента его изготовления в окончательной форме.
Судья Тункинского районного суда А.В. Низовцев