АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 24 ноября 2022 года по делу № 33-5051/2022
судья Лусникова О.Л. № 2-512/2022
43RS0026-01-2022-000574-94
Судебная коллегия по гражданским делам Кировского областного суда в составе председательствующего Бакиной Е.Н.,
судей Катаевой Е.В., Лысовой Т.В.,
при секретаре Иконниковой С.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Кирове гражданское дело по апелляционной жалобе представителя Министерства финансов Кировской области по доверенности Зейналовой Э.И. на решение Омутнинского районного суда Кировской области от 29 августа 2022 года, которым постановлено:
исковые требования прокурора Омутнинского района Кировской области удовлетворить частично.
Взыскать с субъекта Российской Федерации «Кировская область» в лице министерства финансов Кировской области за счет казны субъекта Российской Федерации «Кировская область» в пользу ФИО1 50499 рублей 42 копеек в возмещение расходов по оплате жилья и коммунальных услуг за период с 01.01.2020 по 31.12.2021.
Взыскать с субъекта Российской Федерации «Кировская область» в лице министерства финансов Кировской области за счет казны субъекта Российской Федерации «Кировская область» в бюджет муниципального образования Омутнинский муниципальный район Кировской области государственную пошлину в размере 1714 рублей 98 копеек.
В удовлетворении исковых требований к Министерству Финансов Российской Федерации в лице УФК по Кировской области, министерству финансов Кировской области и КОГБУЗ «Омутнинская ЦРБ» отказать.
Заслушав доклад судьи Катаевой Е.В., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Прокурор Омутнинского района Кировской области обратился в суд в интересах Шигановой Г.В. с иском к Министерству финансов Кировской области, КОГБУЗ «Омутнинская ЦРБ» о взыскании компенсации расходов по оплате жилья и коммунальных услуг. В обоснование исковых требований указал, что с 1984 года по настоящее время ФИО1 работает в <данные изъяты> в должности <данные изъяты>. Шиганова Г.В. зарегистрирована и проживает по адресу: <адрес>. До декабря 2004 года включительно данная категория граждан пользовалась правом на бесплатное жилое помещение с отоплением и освещением. Предоставление жилищно-коммунальных льгот обслуживающими организациями с 01.01.2005 прекращено. Расходы по оплате капитального ремонта, содержание общего имущества, вывоз ТКО и электроэнергию за период с 01.01.2020 по 31.12.2021 составили 58035,42 руб. Сумма ранее выплаченных компенсаций за период с 01.01.2020 по 31.12.2021 составила 7536 руб. С учетом уточнений, прокурор просит взыскать с Министерства финансов Кировской области, КОГБУЗ «Омутнинская ЦРБ» за счет средств казны Кировской области в пользу Шигановой Г.В. расходы, понесенные в виде взносов на капитальный ремонт, содержание общего имущества, отопление и электроснабжение в размере 53452,91 руб.
В ходе рассмотрения дела к участию в деле в качестве ответчиков были привлечены Министерство финансов Российской Федерации в лице Управления федерального казначейства по Кировской области, субъект Российской Федерации «Кировская область» в лице Министерства финансов Кировской области.
Судом постановлено решение, резолютивная часть которого приведена выше.
В апелляционной жалобе Министерство финансов Кировской области ставит вопрос об отмене решения суда, указывая, что в силу п. 19 ст. 333.36 НК РФ взыскание с министерства финансов Кировской области государственной пошлины не основано на законе. Пунктом 2 ст. 63 «Основ законодательство РФ об охране здоровья» (ред. от 29.06.2004) определено, что бесплатно предоставляются услуги по отоплению и освещению. Таким образом, право на бесплатное предоставление квартиры означает освобождение от платы за пользование жилым помещением и поэтому правовых оснований для взыскания убытков по оплате услуг по капитальному ремонту и содержанию общего имущества не имеется. В законе Кировской области от 03.11.2004 № 267-ЗО установлены меры социальной поддержки отдельным категориям специалистов в виде частичной компенсации расходов за наем жилого помещения, теплоснабжение и электроснабжение за счет средств областного бюджета. Установление мер социальной поддержки медицинским и фармацевтическим работникам муниципальных организаций здравоохранения не является обязательством субъекта РФ - Кировская область, это дополнительная мера социальной поддержки, введенная в действие с 01.01.2005. Получение работником дополнительной социальной поддержки в виде частичной компенсации за счет средств областного бюджета с 01.01.2005 не означает, что он имеет право на компенсацию расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг в объеме, который был установлен федеральными законами до 01.01.2005. Право на компенсацию расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг в прежнем объеме после 01.01.2005 сохраняют только те лица, которые пользовались данными коммунальными льготами до 01.01.2005 (одновременно проживали и работали в сельской местности, пользовались льготами). Пользование льготами должно подтверждаться документально. На субъект РФ «Кировская область» в лице Министерства финансов Кировской области не возложена обязанность как федеральным, так и областным законодательством ежемесячной 100% компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг данной категории лиц. Предусмотренные льготы должны предоставляться за счет средств федерального бюджета.
В возражениях на жалобу прокурор Омутнинского района Кировской области Шишкин Р.А. полагает решение суда законным и обоснованным.
В возражениях на апелляционную жалобу представитель УФК по Кировской области по доверенности Голяшева А.И. считает решение законным и обоснованным, апелляционную жалобу не подлежащей удовлетворению.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции прокурор отдела прокуратуры Кировской области Шибанова Н.Е. поддержала доводы, изложенные в возражениях на апелляционную жалобу. Считает, что судом верно установлены имеющие существенное значение для дела обстоятельства, а именно: факт проживания и работы Шигановой Г.В. в сельской местности, работа в учреждении здравоохранения, пользование льготой – ей представлено бесплатное жилое помещение с отоплением и освещением до 01.01.2005.
В суд апелляционной инстанции Шиганова Г.В., представители министерства финансов Кировской области, субъекта Российской Федерации «Кировская область» в лице министерства финансов Кировской области, КОГБУЗ «Омутнинская ЦРБ», министерства здравоохранения Кировской области, Министерства финансов Российской Федерации в лице УФК по Кировской области не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
Шиганова Г.В., представители министерства здравоохранения Кировской области, УФК по Кировской области направили ходатайство о рассмотрении дела в свое отсутствие.
Судебная коллегия, с учетом положений ст. 167 ГПК РФ, считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся участников процесса.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив в порядке ст. 327.1 ГПК РФ законность и обоснованность обжалуемого решения суда, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с ч. 2 ст. 63 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22.07.1993 № 5487-1, в редакции действовавшей до 01.01.2005, врачи, провизоры, работники со средним медицинским и фармацевтическим образованием государственной и муниципальной систем здравоохранения, работающие и проживающие в сельской местности и поселках городского типа, а также проживающие с ними члены их семей, имели право на бесплатное предоставление квартир с отоплением и освещением в соответствии с действующим законодательством.
С 01.01.2005 на основании п. 50 ст. 35 Федерального закона от 22.08.2004 № 122-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» одновременно с признанием утратившей силу ч. 2 ст. 63 Основ законодательства РФ об охране здоровья граждан, предусматривавшей меры социальной поддержки названной категории медицинских работников, указанная статья была дополнена ч.ч. 4, 5, 6, согласно которым меры социальной поддержки медицинских и фармацевтических работников федеральных специализированных организаций здравоохранения устанавливаются Правительством РФ. Те же меры для аналогичных категорий работников организаций здравоохранения, находящихся в ведении субъектов РФ, устанавливаются органами государственной власти субъектов РФ, а муниципальных организаций здравоохранения - органами местного самоуправления.
Согласно преамбуле Федерального закона от 22.08.2004 № 122-ФЗ при переходе к системе социальной защиты граждан, основанной на положениях настоящего Федерального закона, субъекты РФ и муниципальные образования при замене льгот в натуральной форме на денежные компенсации должны вводить эффективные правовые механизмы, обеспечивающие сохранение и возможное повышение ранее достигнутого уровня социальной защиты граждан с учетом специфики их правового и имущественного положения, а также других обстоятельств.
В силу п. 1 ст. 153 Федерального закона от 22.08.2004 № 122-ФЗ лица, имеющие право на получение компенсационных выплат, предусмотренных ранее действующим законодательством, имеют право на компенсации в размерах, установленных новым законом.
Пункт 2 этой же статьи содержит требование о том, что при издании органами государственной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления в связи с принятием настоящего закона нормативных актов, должны быть соблюдены условия, при которых вновь устанавливаемые размеры мер социальной поддержки в денежной форме не могут быть ниже размеров мер социальной поддержки, установленных социальных выплат в денежной форме, предоставлявшихся соответствующей категории граждан по состоянию на 31 декабря 2004 года.
В соответствии с Законом Кировской области от 03.11.2004 № 267-ЗО «О мерах социальной поддержки отдельных категорий специалистов, работающих, вышедших на пенсию и проживающих в сельских поселениях или поселках городского типа Кировской области» фармацевтическим и медицинским работникам учреждений здравоохранения, социального обслуживания населения, работающим, вышедшим на пенсию и проживающим в сельских поселениях или поселках городского типа, предоставляется частичная компенсация их расходов за наем жилого помещения, теплоснабжение и электроснабжение.
Статьей 4 указанного Закона предусмотрено, что размер частичной компенсации устанавливается ежегодно законом области об областном бюджете.
Бюджет субъекта РФ или местный бюджет не существуют изолированно, а являются составной частью финансовой системы РФ, в связи с чем, обязанность по обеспечению льготами законодательно перенесена на нижестоящие уровни публичной власти. Обеспечение социальных прав, которые ранее до 31.12.2004 были предоставлены медицинским работникам, продолжающим после указанной даты до настоящего времени работать в учреждениях здравоохранения и проживать в сельской местности или поселках городского типа, не должно ставиться в зависимость от наличия и достаточности собственных доходных источников на уровне субъектов РФ или муниципальных образований.
Юридически значимым обстоятельством для дела является выяснение обстоятельств пользования истцом как медицинским работником областного государственного медицинского учреждения льготами по предоставлению жилого помещения с освещением и отоплением в период до 01.01.2005.
Судом первой инстанции установлено, что Шиганова Г.В. 11.02.1984 принята на работу в <данные изъяты> на должность <данные изъяты> и по настоящее время работает в учреждении системы здравоохранения, в структурном подразделении <данные изъяты> в должности <данные изъяты>.
Шиганова Г.В. зарегистрирована и проживает в поселке городского типа по адресу: <адрес>.
Материалами дела подтверждается, что по состоянию на 01.01.2005 истец имела право на бесплатную жилую площадь с отоплением и освещением, пользовалась данной мерой социальной поддержки, в том числе вступившим в законную силу решением мирового судьи судебного участка № 30 Омутнинского судебного района Кировской области № 2-303/2021 от 08.04.2021.
Расходы истца по оплате коммунальных услуг за период с 01.01.2021 по 31.12.2021 составили: за коммунальные услуги по отоплению – 34008,71 руб., расходы на электроэнергию – 2652,92 руб., за содержание и ремонт – 10863,24 руб., за обращение с ТКО – 1189,62 руб., за капитальный ремонт – 7553,37 руб., расходы на электроэнергию (общедомовые нужды) – 51,12 руб., за капитальный ремонт за период с сентября 2020 года по декабрь 2020 года - 1716,44 руб. (л.д. 29-32).
Согласно справке КОГКУСЗ «Управление социальной защиты населения в Омутнинском районе», Шигановой Г.В. предоставлены меры социальной поддержки в соответствии с Законом Кировской области от 03.11.2004 № 267-ЗО за период с 01.01.2021 по 31.12.2021 в размере 7536,00 руб. (л.д.40).
С учетом полученных мер социальной поддержки за жилищно-коммунальные услуги разница между затраченными истцом денежными средствами и выплаченной ей компенсацией за вышеуказанный период составляет 50499,42 руб. (58035,42 руб. – 7536,00 руб.).
В соответствии с пп. «б» п.3 ст.8 Закона Кировской области от 02.12.2005 №387-ЗО «Об административно-территориальном устройстве Кировской области» и пунктом 22.3 реестра административно-территориальных единиц и населенных пунктов Кировской области, утвержденного законом Кировской области от 04.12.2007 №203-ЗО <адрес> относится к поселку городского типа.
Оценив представленные доказательства в соответствии со ст. 67 ГПК РФ, верно применив нормы материального права, суд пришел к правильному выводу о взыскании в пользу Шигановой Г.В. разницы между фактически затраченными средствами и выплаченной компенсацией за спорный период.
Поскольку финансирование медицинских работников осуществляется из средств областного бюджета, суд верно указал, что надлежащим ответчиком по делу является Министерство финансов Кировской области, и именно за счет средств казны субъекта РФ – «Кировская область» должно производиться взыскание уплаченных Шигановой Г.В. денежных средств за жилое помещение и коммунальные услуги.
Суд с достаточной полнотой исследовал обстоятельства дела. Значимые по делу обстоятельства (факт проживания и работы в сельской местности, работа в учреждении здравоохранения, пользование льготами на бесплатное предоставление квартиры с отоплением и освещением до 31.12.2004) судом установлены и подтверждены доказательствами по делу.
Выплата Шигановой Г.В. ежемесячной частичной компенсации расходов, установленной Законом Кировской области от 03.11.2004 № 267-ЗО, не предполагает отмену или снижение объема социальных прав, приобретенных истцом, работающей и проживающей в сельской местности в поселке городского типа, до 01.01.2005. Иная позиция ответчика по данному вопросу основана на ошибочном толковании норм права.
Довод апелляционной жалобы об отсутствии оснований для взыскания затрат по оплате взносов на капитальный ремонт и содержанию общего имущества, судом апелляционной инстанции отклонятся в силу следующего.
Исходя из сравнительного анализа вышеназванных положений федерального законодательства следует, что правовое регулирование прав и социальных гарантий медицинских работников и их реализация на настоящий момент в целом не изменилось, компенсация расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения должна осуществляться исходя из фактически понесенных расходов с учетом расходов на членов их семей.
Согласно части 2 статьи 154 Жилищного кодекса РФ плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя: 1) плату за содержание и ремонт жилого помещения, в том числе плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию, текущему ремонту общего имущества в многоквартирном доме; 2) взнос на капитальный ремонт; 3) плату за коммунальные услуги.
Постановлением Пленума Верховного Суда РФ от 27.06.2017 № 22 «О некоторых вопросах рассмотрения судами споров по оплате коммунальных услуг и жилого помещения, занимаемого гражданами в многоквартирном доме по договору социального найма или принадлежащего им на праве собственности» в пункте 11 также разъяснено, что плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника включает в себя также взнос на капитальный ремонт (пункт 2 части 2 статьи 154 ЖК РФ).
Таким образом, взнос на капитальный ремонт и плата за содержание общего имущества входят в плату за жилое помещение и расходы медицинских работников на их уплату подлежат компенсации в полном объеме.
Оснований полагать, что названные меры социальной поддержки не распространяются на медицинского работника, не имеется, полномочий, на ограничение или уменьшение объема мер социальной поддержки в отношении данной категории работников субъектам Российской Федерации не предоставлено.
Иные доводы жалобы были предметом рассмотрения суда первой инстанции, не свидетельствуют о наличии существенных нарушений судом норм права и не могут служить достаточными основаниями для отмены решения суда.
Руководствуясь ст.ст. 328-329 ГПК РФ, судебная коллегия
О П Р Е Д Е Л И Л А :
Решение Омутнинского районного суда Кировской области от 29 августа 2022 года оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.
Председательствующий Судьи
Мотивированное апелляционное определение изготовлено 29.11.2022