ГАГАРИНСКИЙ РАЙОННЫЙ СУД ГОРОДА СЕВАСТОПОЛЯ
Р Е Ш Е Н И Е
И М Е Н Е М Р О С С И Й С К О Й Ф Е Д Е Р А Ц И И
дело № 2-710/2020 |
30 января 2020 года г. Севастополь
Гагаринский районный суд города Севастополя
под председательством судьи МОЦНОГО Н.В.,
при секретаре судебного заседания АРУТЮНЯН Е.В.,
с участием:
представителя истца Зинченко Р.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Обуховой Нины Яковлевны к Департаменту капитального строительства города Севастополя о признании права собственности в порядке приватизации,
у с т а н о в и л:
В декабре 2019 года Обухова Н.Я. обратилась в суд с иском, в котором просила признать право собственности в порядке приватизации на жилые помещения – комнату №, площадью 19,9 кв.м., и комнату №, площадью 14,9 кв.м., кадастровый №, расположенные по адресу: г. Севастополь, <адрес>.
Требования иска мотивированы отказом Департамента капитального строительства города Севастополя в передаче в собственность занимаемого жилого помещения по причине включения в Реестр собственности города Севастополя как жилого помещения общежития, а также наличия сведений о самовольном переустройстве (перепланировке) помещений. По мнению истца, такой отказ не основан на законе, вселение в помещение является законным и она имеет право на получение его в собственность.
В судебное заседание истец Обухова Н.Я. не прибыла, о времени и месте рассмотрения дела извещалась в установленном порядке, судебная корреспонденция возвращена по истечению срока хранения в отделении связи, воспользовалась правом веления дела в суде через представителя.
Представитель истца Зинченко Р. просил требования иска удовлетворить, пояснил, что обстоятельства препятствующие передаче в собственность Обуховой Н.Я. занимаемого жилого помещения отсутствуют, а действия ответчика основаны на неверном толковании закона.
Департамент капитального строительства города Севастополя о времени и месте рассмотрения дела извещен в установленном порядке, согласно письменных возражений представителя просил в иске отказать.
Заслушав пояснения представителя истца и исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
В силу п. 2 ст. 672 ГК РФ в государственном и муниципальном жилищном фонде социального использования жилые помещения предоставляются гражданам по договору социального найма жилого помещения.
Статьей 217 ГК РФ предусмотрено, что имущество, находящееся государственной или муниципальной собственности, может быть передано его собственником в собственность граждан и юридических лиц в порядке предусмотренном законом о приватизации государственной муниципального имущества.
На основании ст. 2 Закона РФ от 04 июля 1991 года N 1541 «О приватизации жилого фонда РФ" граждане Российской Федерации имеющие право пользования жилыми помещениями государственной муниципального жилищного фонда на условиях социального найма, вправе приобрести их на условиях, предусмотренных настоящим Законом, или нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, в общую собственность либо в собственность одного лица.
В соответствии со ст. 11 Закона РФ от 04 июля 1991 года N 1541 «О приватизации жилого фонда РФ" каждый гражданин имеет прав приобретение в собственность бесплатно, в порядке приватизации, жилое помещения в государственном и муниципальном жилом фонде социального использования один раз.
Статьей 6 Закона Российской Федерации от 04 июля 1991 г. N 1541 "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" определено, что передача жилых помещений в собственность граждан осуществляется уполномоченными собственниками указанных жилых помещений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также государственными или муниципальными унитарными предприятиями, за которыми закреплен жилищный фонд на праве хозяйственного ведения, государственными или муниципальными учреждениями, казенными предприятиями, в оперативное управление которых передан жилищный фонд.
Согласно разъяснениям, изложенным в пунктах 5, 8 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 августа 1993 г. "О некоторых вопросах применения судами Закона Российской Федерации "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" требования граждан о бесплатной передаче жилого помещения в общую собственность всех проживающих в нем лиц либо в собственность одного или нескольких из них (в соответствии с достигнутым между этими лицами соглашением) подлежат удовлетворению независимо от воли лиц, на которых законом возложена обязанность по передаче жилья в собственность граждан, как статья 2 Закона Российской Федерации "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" наделила граждан, занимающих жилые помещения в домах государственного и муниципального жилищного фонда по договору социального найма, правом с согласия всех проживаю совершеннолетних членов семьи и проживающих с ними несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет приобрести эти помещения в общую собственность (долевую или совместную).
Исходя из смысла преамбулы и статей 1, 2 указанного Закона гражданам не может быть отказано в приватизации занимаемых ими жилых помещений на предусмотренных этим Законом условиях, если они обратились с таким требованием.
Согласно статье 8 Закона Российской Федерации "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" решение вопроса о приватизации жилых помещений должно приниматься по заявлениям граждан в двухмесячный срок со дня подачи документов. В случае нарушения прав гражданина при решении вопросов приватизации жилых помещений он вправе обратиться в суд.
Следовательно, если гражданин по независящим от него причинам не может реализовать свое право на приватизацию занимаемого им по договору социального найма жилого помещения, то он вправе обратиться с иском о признании за ним права собственности в судебном порядке.
Установлено, что Обуховой Н.Я., по месту работы в 1992 году, были предоставлены комнаты № и № в общежитии, расположенном по адресу: г. Севастополь, <адрес>. В 2007 году был выдан корешок ордера № на указанные жилые помещения.
<адрес> в г. Севастополе фактически разделен на квартиры, часть комнат в общежитии была приватизирована гражданами в соответствии с действующим ранее на территории г. Севастополя законодательством Украины.
Проведенной инвентаризацией помещений общежития № по <адрес> изменена нумерация комнат, согласно которой комната № перенумерована в комнату №, а комната № перенумерована в комнату №. В указанных жилых помещениях истец постоянно проживает и зарегистрирована по месту жительства.
Во исполнение решения Гагаринского районного суда г. Севастополя от 13.06.2017 года Департамент капитального строительства г. Севастополя заключил с Обуховой Н.Я. 05 октября 2017 года договор социального найма №ДСН/17-1582 комнат № и №, расположенных по адресу: г. Севастополь, <адрес>.
Распоряжением Департамента №148-РДИ от 25.01.2016 года (с изменениями) указанные комнаты включены в Реестр собственности города Севастополя.
В июне 2019 года Обухова Н.Я. обратилась в Департамент капитального строительства города Севастополя с заявлением о заключении договора о передаче в собственность (приватизации) жилых помещений по адресу: г. Севастополь, <адрес>, ком. №, №.
23.08.2019 года решением об отказе в предоставлении государственной услуги, Департамент капитального строительства города Севастополя отказал заявителю в приватизации в связи с тем, что заключение договора о передаче в собственность граждан жилых помещений в общежитии противоречит ст. 4 Закона РФ от 04.07.1991 №1541-1 «О приватизации жилищного фонда РФ», в соответствии с которой, приватизации не подлежат жилые помещения в общежитиях.
Согласно ст. 10 Закона города Севастополя от 05.06.2019 года № 507-ЗС «О порядке предоставления жилых помещений специализированного жилищного фонда город Севастополя», в специализированный жилищный фонд, формируемый в соответствии с настоящим Законом, не подлежат включению принятые в государственную собственность города Севастополя жилые помещения, предоставленные гражданам в порядке, установленном законодательством, действовавшим на территории города Севастополя до 18 марта 2014 года, и использовавшиеся ими в качестве служебных помещений или общежитий, располагающихся в жилых домах, зданиях, ранее находившихся в государственной собственности Украины, органов государственной власти Украины, а также принадлежавших государственным или коммунальным предприятиям (учреждениям) Украины.
В соответствии со ст. 7 Федерального закона «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» к отношениям по пользованию жилыми помещениями, которые находились в жилых домах, принадлежавших государственным или муниципальным предприятиям либо государственным или муниципальным учреждениям, использовавшихся в качестве общежитий, и переданы в ведение органов местного самоуправления, применяются нормы Жилищного кодекса Российской Федерации о договоре социального найма.
Из приведенных норм следует, что общежития, которые принадлежали государственным или муниципальным предприятиям либо государственным или муниципальным учреждениям и были переданы в ведение органов местного самоуправления, утрачивают статус общежитий в силу закона и к ним применяется правовой режим, установленный для жилых помещений, предоставленных по договорам социального найма.
Следовательно, граждане, которые занимают указанные жилые помещения, вправе приобрести их в собственность, руководствуясь ст. 2 Закона Российской Федерации «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации».
Установлено, что с Обуховой Н.Я. заключен договор социального найма на занимаемые ею жилые помещения, она постоянно проживает и зарегистрирована в них, жилые помещения комнат находятся в собственности города Севастополя, и, как следствие, истец имеет право на участие в приватизации данных жилых помещений.
Таким образом, обстоятельств, препятствующих передаче истцу Обуховой Н.Я. в собственность в порядке приватизации занимаемого жилых помещений, судом не установлено.
Указание Департамента капитального строительства о наличии признаков перепланировки (переоборудования) помещений, находящихся в пользовании истца, в порядке ст. 56 ГПК РФ не подтверждено, и не является препятствием для передачи в собственность в порядке приватизации.
При установлении данного обстоятельства уполномоченный орган вправе обратится в установленном жилищным законодательством порядке о приведении помещений в состояние согласно технической документации.
Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в своем Постановлении № 6-П от 15 июня 2006 года, - Закон Российской Федерации "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" является правовой основой преобразования отношений собственности в жилищной сфере, определившей базовые принципы приватизации государственного и муниципального жилищного фонда с целью создания условий для осуществления права граждан на свободный выбор способов удовлетворения потребностей в жилище, улучшения использования сохранности жилищного фонда.
Право граждан на приобретение в собственность бесплатно порядке приватизации, жилого помещения, гарантируемое ст. 11 Закона Российской Федерации "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации", Конституция Российской Федерации непосредственно предусматривает, что данное право появляется, существует и реализуется - субъективное право конкретного физического лица, фактически занимающего на правах нанимателя жилое помещение в государственно или муниципальном жилищном фонде, а потому находится под защитой Конституции Российской Федерации. Закрепляя это право, государство обязано обеспечить возможность его реализации таким образом, чтобы при передаче имущества в собственность субъектам частного права соблюдались соответствующие гарантии, закрепленные Конституцией Российской Федерации (Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 15 июня 2006 года N 6-П; Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 18 апреля 2006 года № 119-0).
Более того, согласно пункту 5 Постановления Пленума Верховного суда РФ от 24 августа 1993 г. N 8 "О некоторых вопросах применения судами Закона Российской Федерации "О приватизации жилищного фонд в Российской Федерации", требования граждан о бесплатной передачи жилого помещения в общую собственность всех проживающих в нем лиц либо в собственность одного или некоторых из них (в соответствии достигнутым между этими лицами соглашением) подлежат удовлетворению независимо от воли лиц, на которых законом возложен обязанность по передаче жилья в собственность граждан, так как статья Закона Российской Федерации "О приватизации жилищного фонда Российской Федерации" наделила граждан, занимающих жилые помещения в домах государственного и муниципального жилищного фонда по договору найма или аренды, правом с согласия всех проживающих совершеннолетних членов семьи приобрести эти помещения собственность, в том числе совместную или долевую.
С учетом вышеизложенного, суд полагает возможным признать за истцом Обуховой Н.Я. право собственности на спорные жилые помещения в порядке приватизации.
Руководствуясь ст.ст. 194 – 199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
р е ш и л:
Исковое заявление Обуховой Нины Яковлевны удовлетворить.
Признать за Обуховой Ниной Яковлевной право собственности в порядке приватизации на жилые помещения – комнату №, площадью 19,9 кв.м., и комнату №, площадью 14,9 кв.м., кадастровый №, расположенные по адресу: г. Севастополь, <адрес>.
Решение является основанием для внесения сведений в Единый государственный реестр недвижимости.
Решение суда может быть обжаловано в Севастопольский городской суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме в порядке, установленном статьей 321 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Решение суда вступает в законную силу по истечении срока на апелляционное обжалование, если оно не было обжаловано.
Мотивированный текст решения изготовлен 04.02.2020 года.
Председательствующий по делу
судья /подпись/ Н.В. Моцный
Решение не вступило в законную силу
Копия верна:
Судья Гагаринского районного
суда г. Севастополя Н.В. Моцный