Судья Тележкина О.Д. Дело № 33а-944/2022
А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
«20» мая 2022 года
Судебная коллегия по административным делам Костромского областного суда в составе:
председательствующего Зиновьевой О.Н.,
судей Пелевиной Н.В., Добровольской Т.В.
при секретаре Потаповой Е.С.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело (№ 2а-1255/2022, УИД 44RS0001-01-2021-008486-49) по апелляционной жалобе Лесного Василия Васильевича на решение Свердловского районного суда города Костромы от 17 февраля 2022 года, которым в удовлетворении административного искового заявления Лесного Василия Васильевича к УФСИН России по Костромской области об оспаривании бездействия, выразившегося в непроведении служебной проверки, отказано.
Заслушав доклад судьи Пелевиной Н.В., выслушав объяснения административного истца Лесного В.В., поддержавшего доводы апелляционной жалобы, объяснения представителя УФСИН России по Костромской области Костроминой Е.М., возражавшей против доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия
у с т а н о в и л а:
Лесной В.В. обратился в суд с административным иском, просил обязать УФСИН России по Костромской области провести служебную проверку в отношении сотрудников ФКУ ИК-7 УФСИН России по Костромской области (далее также ИК-7), действиями которых нарушены его права и вследствие которых он понес административное наказание. Требования мотивировал тем, что отбывал наказание по приговору суда в колонии строгого режима, откуда за примерное поведение в октябре 2020 года был переведен в колонию-поселение в п. Бычиха-12. За допущенное нарушение 25 декабря 2020 года он на 3 суток был водворен в штрафной изолятор на территории ИК-5 в п.Прибрежный. 28 декабря 2020 года, когда он должен быть освобожден из ШИЗО, ему сообщили, что постановлением начальника ИК-7 от 28 декабря 2020 года он водворен в ШИЗО еще на 15 суток за хранение запрещенных предметов. Данное взыскание он оспорил в суде, и в ходе рассмотрения дела оно администрацией ИК-7 было отменено, однако при ознакомлении с материалами дела он обнаружил акт о проведенной с ним 28 декабря 2020 года профилактической беседе и акт о том, что он отказался от дачи письменного объяснения, которые подписаны сотрудниками ИК-7. Такие мероприятия с ним не проводились, в связи с чем он в июле 2021 года обратился в УФСИН России по Костромской области с заявлением о проведении проверки в отношении сотрудников, и 17 августа 2021 года ему дан ответ о том, что фактов для проведения служебной проверки не имеется, так как взыскание отменено. С таким ответом он не согласен, так как при его водворении в ШИЗО сотрудниками были указаны ложные сведения и допущено превышение полномочий, как он полагает, умышленно.
Судом к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечено ФКУ ИК-7 УФСИН России по Костромской области.
Судом по делу постановлено вышеприведенное решение.
В апелляционной жалобе Лесной В.В. просит отменить решение суда, вынести по делу новое решение об удовлетворении его требований. Указывает, что, принимая решение по делу, суд указал на то, что ранее по его заявлению от февраля 2021 года комиссией УФСИН была проведена служебная проверка в отношении сотрудников ИК-7 и КП-5, по результатам которой сотрудникам исправительных учреждений объявлены взыскания. Однако судом не учтено, что данной комиссией факты нарушения рассматривались в рамках УИК РФ, и у комиссии не было полномочий рассматривать его заявление в рамках УК РФ. В июле 2021 года он обратился в ОСБ УФСИН России по Костромской области с заявлением о проведении проверки по факту подделки документов сотрудниками ИК-7, поскольку именно ОСБ наделен полномочиями провести проверку по его заявлению в рамках УК РФ. В ходе рассмотрения дела представитель УФСИН России по Костромской области Самсонов А.В., сославшись на отсутствие соответствующих полномочий, отказался дать оценку действиям сотрудников ИК-7, которые, находясь при исполнении, подделали ряд документов, с точки зрения УК РФ. При этом данный представитель входил в состав комиссии, проводившей проверку, что еще раз подтверждает, что служебная проверка в отношении сотрудников проводилась лишь только на предмет соблюдения ими служебной дисциплины. Суд не учел, что заявление от июля 2021 года было направлено в ОСБ, которое проводит служебные проверки в подразделениях УФСИН по выявлению преступлений и не подчиняется УФСИН России по Костромской области, и ответ на его обращение дан неуполномоченным на то лицом.
Изучив материалы административного дела, а также материалы служебной проверки УФСИН России по Костромской области от 30 апреля 2021 года, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия, рассмотрев дело в отсутствие представителя заинтересованного лица ФКУ ИК-7 УФСИН России по Костромской области, извещенного о времени и месте проведения судебного заседания и не просившего о его отложении, приходит к следующему.
Как установлено судом и следует из материалов дела, с октября 2020 года Лесной В.В. отбывал наказание в виде лишения свободы в ФКУ ИК-7 УФСИН России по Костромской области (далее также ИК-7) в отряде участка колонии-поселения; с 01 июля 2021 года находится в ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Костромской области.
На основании распоряжения УФСИН России по Костромской области № 44-р осужденные, отбывающие наказание в участке колонии-поселения при ИК-7, к которым применена мера взыскания в виде водворения в штрафной изолятор, направляются для отбывания взыскания в штрафной изолятор, расположенный на территории ФКУ КП-5 УФСИН России по Костромской области (далее также – КП-5).
Постановлением начальника ИК-7 от 25 декабря 2020 года Лесной В.В. был привлечен к дисциплинарной ответственности в виде водворения в ШИЗО на 3 суток.
Постановлением начальника ИК-7 от 28 декабря 2020 года Лесной В.В. был привлечен к дисциплинарной ответственности в виде водворения в ШИЗО на 15 суток.
Постановлением врио начальника КП-5 от 12 января 2021 года Лесной В.В. привлечен к дисциплинарной ответственности в виде водворения в ШИЗО на 15 суток.
15 февраля 2021 года Лесной В.В. обратился к начальнику отдела собственной безопасности УФСИН России по Костромской области с заявлением, в котором просил провести проверку по факту незаконного его содержания в ШИЗО с 12 января 2021 года.
Рапортом оперуполномоченного ОСБ Егорова С.Д. от 25 марта 2021 года начальнику УФСИН России по Костромской области доложено о выявлении в действиях сотрудников ИК-7 и КП-5 нарушений при применении к осужденному Лесному В.В. меры взыскания в виде водворения в ШИЗО 28 декабря 2020 года и 12 января 2021 года, начальникам ИК-7 и КП-5 предложено отменить принятые ими постановления, начальнику УФСИН России по Костромской области предложено в отношении сотрудников ИК-7 и КП-5 провести служебную проверку.
Приказом начальника УФСИН России по Костромской области от 29 мая № 191 в целях проверки обстоятельств, указанных в названном рапорте, назначена служебная проверка и создана комиссия для ее проведения.
30 апреля 2021 года по результатам служебной проверки вынесено заключение, утвержденное начальником УФСИН России по Костромской области, в котором установлен факт нарушения сотрудниками ИК-7 и КП-5 требований статьи 117 УИК РФ в отношении осужденного Лесного В.В. при применении к нему меры взыскания в виде водворения в штрафной изолятор 28 декабря 2020 года и 12 января 2021 года; внесены предложения по применению к сотрудникам мер дисциплинарного взыскания (л.д. 55-69).
13 июля 2021 года Лесной В.В. направил на имя начальника ОСБ УФСИН России по Костромской области заявление, в котором просил провести проверку, так как в отношении него сотрудниками ИК-7 при составлении рапорта от 25 декабря 2020 года и постановления о водворении в ШИЗО от 28 декабря 2020 года превышены служебные полномочия, а также имеет место фальсификация документов и сведений (л.д. 50).
17 августа 2021 года Лесному В.В. за подписью заместителя начальника УФСИН России по Костромской области направлен ответ, в котором указано, что в ходе проведенной по его заявлению проверки были выявлены нарушения сотрудниками ИК-7 и КП-5 требований статей 116 и 117 УИК РФ, и что в целях устранения нарушений порядка вменения мер взыскания соответствующими приказами руководителей учреждений постановления от 12 января 2021 года и от 28 декабря 2020 о водворении его в ШИЗО, а также постановление начальника ИК-7 от 28 декабря 2020 года о признании его злостным нарушителем установленного порядка отбывания наказания отменены (л.д. 47-48).
Полагая, что обращение от 13 июля 2021 года рассмотрено ненадлежащим образом, так как по нему не проведена проверка на предмет наличия в действиях сотрудников исправительных учреждений уголовно-наказуемого деяния и материалы не направлены в следственные органы, Лесной В.В. обратился в суд с настоящим административным иском.
Разрешая административный спор, суд пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения требований Лесного В.В., поскольку не установил факта нарушения административным ответчиком требований действующего законодательства, невыполнения возложенных на него законом обязанностей и нарушения прав административного истца.
Судебная коллегия с выводом суда соглашается.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд проанализировал нормы Федерального закона от 19 июля 2018 года № 197-ФЗ «О службе в уголовно-исполнительной системе Российской Федерации и о внесении изменений в Закон Российской Федерации «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы», регулирующие порядок проведения служебных проверок в органах уголовно-исполнительной системы, исследовал материалы служебной проверки, проведенной по заявлению Лесного В.В. от 15 февраля 2021 года, иные представленные в дело доказательства, и обоснованно исходил из того, что у административного ответчика достаточных оснований для проведения служебной проверки по заявлению Лесного В.В. от 13 июля 2021 года не имелось, поскольку те обстоятельства, которые указаны им в заявлении, административным ответчиком уже проверялись, факты нарушений со стороны сотрудников исправительных учреждений подтвердились, за что те были привлечены к дисциплинарной ответственности, каких-либо новых фактов административным истцом не приведено.
Действительно, как усматривается из материалов дела, по обстоятельствам привлечения Лесного В.В. к дисциплинарной ответственности в виде водворения в ШИЗО постановлением от 28 декабря 2020 года УФСИН России по Костромской области уже проводилась проверка, в ходе которой были проверены его доводы, которые он высказывал и в ходе разбирательства по настоящему административному делу, о том, что акт изъятия сотового телефона и рапорт о выявлении нарушения, акты об отказе от дачи письменного объяснения, о проведении с ним профилактической беседы и другие, которые были положены в основу постановления от 28 декабря 2020 года о водворении его в ШИЗО, были составлены необоснованно и не соответствовали действительности.
В этой связи суд правильно указал, что необходимости в проведении повторной проверки тех же обстоятельств не имелось.
Отсутствие в заключении проверки от 30 апреля 2021 года выводов относительно наличия в действиях сотрудников признаков уголовно-наказуемого деяния поводом для проведения новой проверки по заявлению от 13 июля 2021 года также не являлось.
Из норм Федерального закона от 19 июля 2018 года № 197-ФЗ «О службе в уголовно-исполнительной системе Российской Федерации и о внесении изменений в Закон Российской Федерации «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы», и Порядка проведения служебных проверок в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы РФ, утвержденного приказом Министерства юстиции РФ от 31 декабря 2020 года № 341, не следует, что задачами служебной проверки и обязанностью комиссии по проведению служебной проверки является установление в действиях сотрудников признаков состава преступления.
Согласно пункту 28 названного Порядка материалы служебной проверки в органы прокуратуры или в правоохранительные органы для принятия процессуального решения передаются в случае обнаружения в действиях сотрудника (сотрудников) признаков состава преступления или административного правонарушения.
В ходе проведения проверки по заявлению Лесного В.В. от 15 февраля 2021 года комиссия в действиях сотрудников признаков состава преступления не усмотрела.
Однако это не означает возникновение у административного ответчика обязанности по проведению проверки этого обстоятельства на основании заявления административного истца от 13 июля 2021 года.
Как следует из пункта 62 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27 сентября 2016 года № 36 «О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации», суд не осуществляет проверку целесообразности оспариваемых решений, действий (бездействия) органов государственной власти, принимаемых, совершаемых ими в пределах своего усмотрения в соответствии с компетенцией, предоставленной им законом.
С учетом этого суд верно отметил, что в данном случае требования закона и права административного истца при рассмотрении его обращения от 13 июля 2021 года административным ответчиком не нарушены, и административный истец не лишен права самостоятельно обратиться в следственные органы с соответствующим заявлением.
Оснований полагать, что обращение Лесного В.В. рассмотрено с нарушением предписаний Федерального закона от 02 мая 2006 года № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» и статьи 15 Уголовно-исполнительного кодекса РФ, по материалам дела не установлено.
При таких обстоятельствах суд, следуя предписаниям части 2 статьи 227 КАС РФ, правомерно отказал в удовлетворении административного иска, а доводы апелляционной жалобы об обратном являются несостоятельными.
Мнение автора жалобы, что отдел собственной безопасности УФСИН России по Костромской области является самостоятельным подразделением и не подчиняется руководителю УФСИН России по Костромской области, поэтому обращение, адресованное начальнику данного отдела, рассмотрено ненадлежащим лицом, ошибочно.
Согласно приложению № 13 к приказу ФСИН России № 991 от 30 декабря 2020 года «Об утверждении структур и штатных расписаний территориальных органов Федеральной службы исполнения наказаний» отдел собственной безопасности входит в структуру УФСИН России по Костромской области, и в силу пункта 1 Положения об отделе, утвержденного приказом УФСИН России по Костромской области от 16 мая 2019 года № 31дсп, находится в непосредственном подчинении руководителя УФСИН России по Костромской области.
По делу видно, что рассмотрение обращения Лесного В.В. осуществлялось сотрудником ОСБ Огневым В.Н., ответ на обращение подписан врио начальника УФСИН России по Костромской области заместителем начальника УФСИН России по Костромской области Ткачуком Ю.П., т.е. надлежащим лицом.
По своей сути доводы жалобы сводятся к несогласию ее автора с выводами суда первой инстанции и той оценкой, которую суд первой инстанции дал установленным по делу обстоятельствам и исследованным в ходе судебного разбирательства доказательствам, однако это поводом для отмены судебного решения не является.
Обстоятельства, имеющие значение для дела, определены судом правильно, нормы материального права применены и истолкованы верно, процессуальных нарушений, влекущих безусловную отмену решения суда в апелляционном порядке, не допущено.
С учетом изложенного апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьей 309 КАС РФ, судебная коллегия
о п р е д е л и л а:
Решение Свердловского районного суда города Костромы от 17 февраля 2022 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Лесного Василия Васильевича – без удовлетворения.
На судебные акты может быть подана кассационная жалоба во Второй кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения.
Председательствующий:
Судьи: