Решение по делу № 33-1123/2024 от 28.03.2024

Судья ФИО1                                     дело

(номер дела суда первой инстанции 2-12/2022)

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

<адрес>                                                                          29 августа 2024 года

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда Республики Адыгея в составе:

председательствующего – ФИО8

судей: ФИО9. и ФИО7

при секретаре судебного заседания ФИО3

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе представителя ответчика Администрация МО «<адрес>» по доверенности ФИО5 на решение Майкопского районного суда Республики Адыгея от ДД.ММ.ГГГГ, которым постановлено:

- исковые требования прокурора <адрес> в интересах неопределенного круга лиц к Администрации МО «<адрес>» об обязании администрации муниципального образования «<адрес>» о проведении инвентаризации и проведении мероприятий по обеспечению инфраструктурой земельных участков, предоставляемых семьям, имеющим 3-х и более детей, под жилищное строительство, объектами инженерной инфраструктуры, а именно: 10 участков в <адрес>, 32, 46, 52, 24, 56, 54, 48, 50, 28 (МО «Краснооктябрьское сельское поселение») - газо-, электроснабжением, водоотведением; 10 земельных участков <адрес> «А», <адрес> «Б», <адрес> (МО «Тульское сельское поселение») - водоснабжением; 3 участка в <адрес>, 44, 44 А (МО «Тимирязевское сельское поселение») - водоснабжением; 47 участков в <адрес>, 3, 22, 26, 24, 20, <адрес>, 150, 156, 131, 154, 158, 152, 135, 133, 160, 123, 125, 121, 108, 110, <адрес>, 8, 2, 31, 19, 15, 9, 7, 11, 21, 13, 23, 17, 5, 1, 3, 20, 16, 24, 26, 18, 28, 22, 30, 31 (МО «Даховское сельское поселение») - водоснабжением, водоотведением, газоснабжением; 12 участков в <адрес>«Е», 53«К», 53«И», 53«Д», 53«В», «Е», «Г»; <адрес>«Л», 53«А», 53«З», 53«Б» (МО «Кировское сельское поселение») - газоснабжением, электроснабжением, водоотведением, водоснабжением, автомобильными дорогами;37 участков в <адрес> Сады (МО «Кировское сельское поселение»), <адрес>, 167, <адрес>, (газоснабжением, водоотведением и водоснабжением), <адрес>, (газоснабжением), <адрес>, 163, 177, 16, <адрес>, 168, 166, 171, 161, 170, 169, 164, 162, (электроснабжением, водоснабжением, а также автомобильными дорогами); 49 участков в <адрес>, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 25, 27; пер. Баграмяна, 1, 3, 5, <адрес>, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11; <адрес>, 4, 6; <адрес>, 8, 10, 12, 14; пер. Школьный, 1, 3 (МО «Кировское сельское поселение») - газоснабжением, водоотведением и водоснабжением; 5 участков в х. 17 лет Октября, <адрес>, б/н, 2 «а», 27 «Е», 2 «Г», 2 «Б» (МО «Кировское сельское поселение») - водоотведением и водоснабжением;3 участка в <адрес> «В», 1 «Б», 1 «А» (газоснабжением); 4 участка в <адрес>, 13, 3, 11 (МО «Победенское сельское поселение») - электроснабжением, водоснабжением, а также автомобильными дорогами, удовлетворить;

- обязать Администрацию МО «<адрес>» провести инвентаризацию земельных участков, предоставляемых семьям, имеющим 3-х и более детей, под жилищное строительство, а именно: 10 участков в <адрес>, 32, 46, 52, 24, 56, 54, 48, 50, 28 (МО «Краснооктябрьское сельское поселение»); 10 земельных участков <адрес> «А», <адрес> «Б», <адрес> (МО «Тульское сельское поселение»); 3 участка в <адрес>, 44, 44 А (МО «Тимирязевское сельское поселение»); 47 участков в <адрес>, 3, 22, 26, 24, 20, <адрес>, 150, 156, 131, 154, 158, 152, 135, 133, 160, 123, 125, 121, 108, 110, <адрес>, 8, 2, 31, 19, 15, 9, 7, 11, 21, 13, 23, 17, 5, 1, 3, 20, 16, 24, 26, 18, 28, 22, 30, 31 (МО «Даховское сельское поселение»); 12 участков в <адрес>«Е», 53«К», 53«И», 53«Д», 53«В», «Е», «Г»; <адрес>«Л», 53«А», 53«З», 53«Б» (МО «Кировское сельское поселение»);37 участков в <адрес> Сады (МО «Кировское сельское поселение»), <адрес>, 167, <адрес>, (газоснабжением), <адрес>, 163, 177, 16, <адрес>, 168, 166, 171, 161, 170, 169, 164, 162; 49 участков в <адрес>, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 25, 27; пер. Баграмяна, 1, 3, 5, <адрес>, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11; <адрес>, 4, 6; <адрес>, 8, 10, 12, 14; пер. Школьный, 1, 3 (МО «Кировское сельское поселение»); 5 участков в х. 17 лет Октября, <адрес>, б/н, 2 «а», 27 «Е», 2 «Г», 2 «Б» (МО «Кировское сельское поселение»); 3 участка в <адрес> «В», 1 «Б», 1 «А»; 4 участка в <адрес>, 13, 3, 11 (МО «Победенское сельское поселение»);

- провести мероприятия по обеспечению инфраструктурой земельных участков, предоставляемых семьям, имеющим 3-х и более детей, под жилищное строительство, объектами инженерной инфраструктуры, а именно: 10 участков в <адрес>, 32, 46, 52, 24, 56, 54, 48, 50, 28 (МО «Краснооктябрьское сельское поселение») - газо-, электроснабжением, водоотведением; 10 земельных участков <адрес> «А», <адрес> «Б», <адрес> (МО «Тульское сельское поселение») - водоснабжением; 3 участка в <адрес>, 44, 44 «А» (МО «Тимирязевское сельское поселение») - водоснабжением; 47 участков в <адрес>, 3, 22, 26, 24, 20, <адрес>, 150, 156, 131, 154, 158, 152, 135, 133, 160, 123, 125, 121, 108, 110, <адрес>, 8, 2, 31, 19, 15, 9, 7, 11, 21, 13, 23, 17, 5, 1, 3, 20, 16, 24, 26, 18, 28, 22, 30, 31 (МО «Даховское сельское поселение») - водоснабжением, водоотведением, газоснабжением; 12 участков в <адрес>«Е», 53«К», 53«И», 53«Д», 53«В», «Е», «Г»; <адрес>«Л», 53«А», 53«З», 53«Б» (МО «Кировское сельское поселение») - газоснабжением, электроснабжением, водоотведением, водоснабжением, автомобильными дорогами;37 участков в <адрес> Сады (МО «Кировское сельское поселение»), <адрес>, 167, <адрес>, (газоснабжением, водоотведением и водоснабжением), <адрес>, (газоснабжением), <адрес>, 163, 177, 16, <адрес>, 168, 166, 171, 161, 170, 169, 164, 162, (электроснабжением, водоснабжением, а также автомобильными дорогами); 49 участков в <адрес>, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 25, 27; пер. Баграмяна, 1, 3, 5, <адрес>, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11; <адрес>, 4, 6; <адрес>, 8, 10, 12, 14; пер. Школьный, 1, 3 (МО «Кировское сельское поселение») - газоснабжением, водоотведением и водоснабжением; 5 участков в х. 17 лет Октября, <адрес>, б/н, 2 «а», 27 «Е», 2 «Г», 2 «Б» (МО «Кировское сельское поселение») - водоотведением и водоснабжением;3 участка в <адрес> «В», 1 «Б», 1 «А» (газоснабжением); 4 участка в <адрес>, 13, 3, 11 (МО «Победенское сельское поселение») - электроснабжением, водоснабжением, а также автомобильными дорогами.

Заслушав доклад судьи ФИО7, доложившего обстоятельства дела, доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

<адрес> Республики Адыгея обратился в суд к Администрации МО «<адрес>» с иском о возложении обязанности.

В обоснование требований указал, что прокуратурой <адрес> во исполнение поручения прокуратуры Республики Адыгея проведена проверка соблюдения прав многодетных семей на предоставление жилья, а также исполнение законодательства при реализации ими права на получение земельных участков.

В ходе проверки установлено, что гражданам, имеющих 3-х и более детей, предоставлены для индивидуального жилищного строительства в собственность бесплатно земельные участки: 10 участков в <адрес>, 32, 46, 52, 24, 56, 54, 48, 50, 28 (МО «Краснооктябрьское сельское поселение»); 10 земельных участков <адрес> «А», <адрес> «Б», <адрес> (МО «Тульское сельское поселение»); 3 участка в <адрес>, 44, 44 А (МО «Тимирязевское сельское поселение»); 47 участков в <адрес>, 3, 22, 26, 24, 20, <адрес>, 150, 156, 131, 154, 158, 152, 135, 133, 160, 123, 125, 121, 108, 110, <адрес>, 8, 2, 31, 19, 15, 9, 7, 11, 21, 13, 23, 17, 5, 1, 3, 20, 16, 24, 26, 18, 28, 22, 30, 31 (МО «Даховское сельское поселение»); 12 участков в <адрес>«Е», 53«К», 53«И», 53«Д», 53«В», «Е», «Г»; <адрес>«Л», 53«А», 53«З», 53«Б» (МО «Кировское сельское поселение»); 37 участков в <адрес> Сады (МО «Кировское сельское поселение»), <адрес>, 167, <адрес>, 163, 177, 16, <адрес>, 168, 166, 171, 161, 170, 169, 164, 162; 49 участков в <адрес>, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 25, 27; пер. Баграмяна, 1, 3, 5, <адрес>, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11; <адрес>, 4, 6; <адрес>, 8, 10, 12, 14; пер. Школьный, 1, 3 (МО «Кировское сельское поселение»); 5 участков в х. 17 лет Октября, <адрес>, б/н, 2 «а», 27 «Е», 2 «Г», 2 «Б» (МО «Кировское сельское поселение»); 3 участка в <адрес> «В», 1 «Б», 1 «А»; 4 участка в <адрес>, 13, 3, 11 (МО «Победенское сельское поселение»).

Однако, предоставленные земельные участки в нарушение требований земельного законодательства не обеспечены коммунальной инфраструктурой, т.е. электро-, тепло-, газо и водоснабжением, а также необходимой дорожной инфраструктурой.

Указанные обстоятельства значительно осложняют процесс строительства жилых домов, а также проживания в уже построенных домах, на выделенных, в том числе, многодетным семья земельных участках, что влечет за собой нарушения прав граждан и является недопустимым.

Выявленные нарушения существенно ущемляют права многодетных семей на использование земельного участка в целях улучшения жилищных условий.

В судебном заседании суда первой инстанции ст. помощник прокурора <адрес> ФИО4 уточнила требование и просила суд обязать администрацию муниципального образования «<адрес>», администрацию муниципального образования «Краснооктябрьское сельское поселение», администрацию муниципального образования «Даховское сельское поселение», администрацию муниципального образования «Кировское сельское поселение», администрацию муниципального образования «Победенское сельское поселение», администрацию муниципального образования «Тимирязевское сельское поселение», муниципального образования МО «Тульское сельское поселение» провести инвентаризацию земельных участков (указанных в исковом заявлении), после чего провести мероприятия по обеспечению инфраструктурой земельных участков, указанных в исковом заявлении.

Представитель ответчика администрации МО «<адрес>», согласно доверенности ФИО5 в судебном заседании полагал, что требования прокурора <адрес> о возложении обязанностей на <адрес> и администрацией муниципальных образований сельских поселений входящие в состав муниципального образования «<адрес>» по обеспечению земельных участков, предоставляемые семьям имеющих трех и более детей, под жилое строительства объектами инженерной инфраструктуры, а также уточенные исковые требования не подлежат удовлетворению, поскольку законных оснований, в виде поступивших заявлений от граждан о нарушенных их правах со стороны органа местного самоуправления МО «<адрес>», не имелось.

Рассмотрев исковое заявление прокурора, суд вынес решение об удовлетворении исковых требований.

В апелляционной жалобе представитель Администрации МО «<адрес>» по доверенности ФИО5 просит отменить решение суда и принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований прокурора <адрес>.

В обоснование доводов жалобы указывает, что суд при вынесении решения не учел, что законных оснований, в виде поступивших заявлений от граждан о нарушенных их правах со стороны органа местного самоуправления МО «<адрес>», не имелось. Кроме того, по мнению апеллянта, МО «<адрес>» не является надлежащим ответчиком по делу.

В возражениях на апелляционную жалобу глава МО «Кировское сельское поселение» просит решение суда оставить без изменения, а апелляционную жалобу ответчика - без удовлетворения. При этом указывает, что принятое судом решение является законным и обоснованным.

В судебном заседании суда апелляционной инстанции помощник прокурора <адрес> ФИО6 возражала против доводов апелляционной жалобы, полагая решение суда первой инстанции законным, обоснованным и не подлежащим отмене или изменению.

Представители ответчика – Администрации МО «<адрес>», а также третьих лиц администрации МО «Красноооктябрьское сельское поселение», администрации МО «Даховское сельское поселение», администрации МО «Кировское сельское поселение», администрации МО «Победненское сельское поселение», администрации МО «Тульское сельское поселение», администрация МО «Тимирязевское сельское поселение» надлежащим образом извещенные о дате и времени судебного разбирательства, в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, о причинах неявки не сообщили, и ходатайств об отложении рассмотрения дела не подавали.

На основании ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.

В силу ст. 195 Гражданского процессуального кодекса РФ, решение суда должно быть законным и обоснованным.

В соответствии с постановлением Пленума Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ, решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, или основано на применении в необходимых случаях аналогии закона или аналогии права (ч. 1 ст. 1, ч. 3 ст. 11 Гражданского процессуального кодекса РФ).

Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании (статьи 55, 59 - 61, 67 Гражданского процессуального кодекса РФ), а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.

Судебная коллегия, изучив материалы дела, апелляционную жалобу, проверив законность и обоснованность судебного постановления в пределах доводов апелляционной жалобы, не находит оснований, предусмотренных ст. 330 Гражданского процессуального кодекса РФ, для отмены решения суда.

В соответствии со статьей 46 Конституции Российской Федерации, каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод, решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.

В целях улучшения жилищных условий граждан Российской Федерации, дальнейшего повышения доступности жилья и качества жилищно-коммунальных услуг, Указом Президента Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ «О мерах по обеспечению граждан Российской Федерации доступным и комфортным жильем и повышению качества жилищно-коммунальных услуг», Правительству Российской Федерации совместно с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации поручено разработать комплекс мер по улучшению жилищных условий семей, имеющих трех и более детей, включая создание при поддержке субъектов Российской Федерации и муниципальных образований необходимой инфраструктуры на земельных участках, предоставляемых указанной категории граждан на бесплатной основе.

В соответствии с пунктом 7 комплекса мер по улучшению жилищных условий семей, имеющих 3 и более детей, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ -р, приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ утверждены методические рекомендации субъектам Российской Федерации по порядку и случаям бесплатного предоставления земельных участков гражданам, имеющим трех и более детей, которыми даны рекомендации по обеспечению предоставляемых земельных участков объектами инфраструктуры.

В соответствии с пунктом 17 Методических рекомендаций субъектам Российской Федерации по порядку и случаям бесплатного предоставления земельных участков гражданам, имеющим трех и более детей, утвержденных приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ , при установлении случаев и порядка предоставления гражданам, имеющим трех и более детей, земельных участков, в том числе для индивидуального жилищного строительства, рекомендуется предусмотреть процедуру поиска и формирования перечней земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, а также государственная собственность, на которые не разграничена. В целях отбора земельных участков рекомендуется использовать следующие критерии: транспортная доступность, существующая обеспеченность земельных участков объектами инженерной инфраструктуры, потребность в строительстве объектов инженерной инфраструктуры и сроки такого строительства, расходы на подключение (технологическое присоединение) строящихся объектов жилищного строительства.

Согласно подпункту 6 статьи 39.5 Земельного кодекса РФ предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, гражданину или юридическому лицу в собственность бесплатно на основании решения уполномоченного органа осуществляется в случае предоставления земельного участка гражданам, имеющим трех и более детей, в случае и в порядке, которые установлены органами государственной власти субъектов Российской Федерации. Органами государственной власти субъектов Российской Федерации может быть предусмотрено требование о том, что такие граждане должны состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях или у таких граждан имеются основания для постановки их на данный учет, а также установлена возможность предоставления таким гражданам с их согласия иных мер социальной поддержки по обеспечению жилыми помещениями взамен предоставления им земельного участка в собственность бесплатно.

На территории Республики Адыгея действует Закон Республики Адыгея от ДД.ММ.ГГГГ «О предоставлении гражданам, имеющим трех и более детей, земельных участков в собственность бесплатно».

Постановлением Кабинета Министров Республики Адыгея от ДД.ММ.ГГГГ «О государственной программе Республики Адыгея «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами» на 2020-2024 годы» утверждена подпрограмма «Стимулирование развитая жилищного строительства», которой предусмотрено ресурсное обеспечению по финансированию подпрограммы за счет средств республиканского бюджета и местного бюджета.

Во исполнение поручения прокуратуры Республики Адыгея прокуратурой <адрес> проведена проверка соблюдения прав многодетных семей на предоставление жилья, а также исполнение законодательства при реализации ими права на получение земельных участков.

По результатам проверки выявлены существенные нарушения земельного законодательства, а именно: предоставленные многодетным семьям земельные участки для строительства жилья должным образом коммунальной инфраструктурой не обеспеченны.

Разрешая заявленные исковые требования и удовлетворяя их, суд первой инстанции руководствовался частями 1 и 2 статьи 7 Конституции Российской Федерации, Указом Президента Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ «О мерах по обеспечению граждан Российской Федерации доступным и комфортным жильем и повышению качества жилищно-коммунальных услуг», положениями Закона Республики Адыгея от ДД.ММ.ГГГГ «О предоставлении гражданам, имеющим трех и более детей, земельных участков в собственность бесплатно», постановлением Кабинета Министров Республики Адыгея от ДД.ММ.ГГГГ «О государственной программе Республики Адыгея «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами» на 2020-2024 годы», статьей 8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 261-ФЗ года «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», статьей 13 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» и статьей 16 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и исходил из того, что предоставленные семьям, имеющим 3-х и более детей земельные участки должны быть обеспечены объектами инженерной инфраструктуры, так как выявленные нарушения земельного законодательства существенно ущемляют права многодетных семей на использование земельных участков в целях улучшения жилищных условий.

Судебная коллегия соглашается с такими выводами суда первой инстанции, основанными как на правильном применении положений действующего законодательства, так и с учетом совокупности исследованных доказательств.

Довод апелляционной жалобы о том, что обеспечение земельных участков, предоставляемых многодетным семьям для индивидуального жилищного строительства, инженерной инфраструктурой, не является обязанностью органов местного самоуправления, основан на неверном толковании положений действующего законодательства.

В соответствии с п. п. 4, 5 ст. 14 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского поселения относятся организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации; дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, организация дорожного движения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Согласно правовым позициям, изложенным Конституционным Судом Российской Федерации в определении от ДД.ММ.ГГГГ -О, в случае, если предоставление земельного участка в собственность гражданам бесплатно выступает в качестве меры социальной поддержки, направленной на удовлетворение потребностей граждан в жилище, тем более в отношении многодетных семей как находящихся потенциально в наиболее уязвимом социальном положении и нуждающихся в особой заботе со стороны государства и общества, в силу конституционных принципов равенства и справедливости предполагается недопустимость возложения на самих таких граждан бремени несения дополнительных финансовых затрат, связанных с инфраструктурным оснащением предоставленных земельных участков, - иное вследствие значительной тяжести такого рода вынужденных расходов могло бы обесценить данную меру социальной поддержки и поставить под сомнение доверие граждан к действиям государства. Именно на органах публичной власти лежит обязанность по благоустройству соответствующих территорий, с тем чтобы земельные участки, предназначенные для оказания государственной поддержки семьи, были, по возможности, уже на момент их предоставления гражданам (или в течение определенного разумного срока после такого предоставления) снабжены необходимой коммунальной, транспортной и иной инфраструктурой, от наличия которой во многом зависит реальная возможность проведения самого индивидуального жилищного строительства, а также последующего пользования вновь возведенным жилым объектом. Понятие "организация", используемое в части 1 статьи 16 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ для целей определения вопросов местного значения, подразумевает необходимость решения органами местного самоуправления ряда задач публично-властного характера, в том числе регулирующего, распорядительного, контрольного и иного организованно-властного воздействия, в целях реализации системы мер жизнеобеспечения населения в конкретной сфере и гарантирования соответствующих публично значимых услуг.

Таким образом, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что обеспечение инженерной (водоснабжение, теплоснабжение, электроснабжение, газоснабжение, водоотведение) и транспортной (дороги, тротуары) инфраструктурой, является обязанностью администрации муниципального образования «<адрес>».

В то же время, по результатам рассмотрения настоящего дела суд первой инстанции установил, что ответчик не принимает достаточные меры, направленные на решение вопросов местного значения - обеспечение земельных участков, предоставленных многодетным семьям в собственность для индивидуального жилищного строительства, объектами инженерной инфраструктуры.

Отсутствие или недостаточное софинансирование строительства объектов инженерной инфраструктуры со стороны бюджета субъекта Российской Федерации, исходя из положений ст. 16 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ, ст. 8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ года       № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», ст. 13 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ года       № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», не может являться основанием для отмены обжалуемого судебного акта.

Выводы суда первой инстанции по существу спора соответствуют установленным фактическим обстоятельствам и применимым нормам материального права.

Несогласие заявителя с выводами суда первой инстанции не свидетельствует о неправильном применении или нарушении им норм материального и процессуального права, повлиявшем на исход дела.

Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не содержат новых обстоятельств, которые бы опровергали выводы суда первой инстанции, сводятся к несогласию с ними и субъективной оценке установленных по делу обстоятельств, переоценке выводов суда, к чему оснований судебной коллегией не установлено, и не могут рассматриваться в качестве достаточного основания для отмены или изменения решения суда.

С учетом изложенного, руководствуясь ст. ст. 328, 329 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

решение Майкопского районного суда Республики Адыгея от ДД.ММ.ГГГГ, оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя ответчика Администрации МО «<адрес>» по доверенности ФИО5 – без удовлетворения.

Настоящее определение вступает в силу с момента его вынесения и может быть обжаловано указанными в статье 376 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации лицами, в срок, не превышающий трех месяцев со дня вступления в законную силу обжалуемого судебного постановления, в Четвёртый кассационный суд общей юрисдикции.

Председательствующий –       ФИО8

Судьи:              ФИО10 ФИО7

копия верна:

Судья Верховного Суда

Республики Адыгея                                        ФИО7

33-1123/2024

Категория:
Гражданские
Истцы
Прокурор Майкопского района
Ответчики
Администрация МО "Майкопский район"
Другие
Администрация МО "Даховское сельское поселение"
Администрация МО "Краснооктябрьское сельское поселение"
Администрация МО "Тимирязевское сельское поселение"
Администрация МО "Кировское сельское поселение"
администрация МО "Победенское сельское поселение"
Администрация МО "Тульское сельское поселение"
Министрество строительства транспорта, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства РА
Суд
Верховный Суд Республики Адыгея
Судья
Тачахов Руслан Заурбиевич
Дело на сайте суда
vs.adg.sudrf.ru
28.03.2024Передача дела судье
21.05.2024Судебное заседание
25.06.2024Судебное заседание
16.07.2024Судебное заседание
29.08.2024Судебное заседание
23.09.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
23.09.2024Передано в экспедицию
29.08.2024
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее