Решение по делу № 2-384/2019 от 23.01.2019

№2-384/2019

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

14 февраля 2019 года г.Орёл

Советский районный суд г.Орла в составе:

председательствующего судьи Михеевой Т.А.,

при секретаре Исаковой А.Д.,

с участием представителя истца Дмитренко В.И. Гришаковой А.Г., действующая на основании ордера №*** от ДД.ММ.ГГ,

представителя третьего лица Орловского областного Совета народных депутатов Брижак С.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в здании суда гражданское дело №2-384/2019 по иску Дмитренко В,И. к Департаменту социальной защиты населения, опеки и попечительства Орловской области о восстановлении дополнительного материального обеспечения в виде ежемесячной денежной выплаты,

У С Т А Н О В И Л:

Истец Дмитренко В,И. обратился в суд с иском к Департаменту социальной защиты населения, опеки и попечительства Орловской области о восстановлении дополнительного материального обеспечения в виде ежемесячной денежной выплаты. В обоснование иска указал следующее.

Он являлся депутатом Орловского областного Совета народных депутатов на непостоянной основе созыва ДД.ММ.ГГ

Согласно уведомления Управления социальной защиты населения Департамента социальной политики Орловской области №*** от ДД.ММ.ГГ о назначении доплаты к трудовой пенсии по старости, Дмитренко В.И. с ДД.ММ.ГГ установлено дополнительное материальное обеспечение в виде ежемесячной денежной выплаты в общей сумме <данные изъяты> пожизненно.

Уведомлением Департамента социальной защиты населения, опеки и попечительства Орловской области от ДД.ММ.ГГ выплата Дмитренко В.И. назначенного ему дополнительного материального обеспечения приостановлена с ДД.ММ.ГГ, а с ДД.ММ.ГГ прекращена, выплаты не возобновлены до настоящего времени. Полагает, что действия ответчика по прекращению выплаты дополнительного материального обеспечения являлись незаконными.

Не согласившись с действиями ответчика, истец обратился в суд, указал, что имелись все предусмотренные законом основания для сохранения им выплат, поскольку на момент назначения доплаты (2006 год) он соответствовал критериям её назначения, предусмотренным п.7 ст.21 Закона Орловской области № 21-ОЗ в редакции, действовавшей на момент её назначения – являлся депутатом законодательного (представительного) органа государственной власти Орловской области и замещал данную должность не менее трех лет, изменения законодательства не могут распространятся на ранее возникшие правоотношения. В связи с этим просил суд обязать Департамент социальной защиты населения, опеки и попечительства Орловской области возобновить Дмитренко В.И. выплату дополнительного материально обеспечения в виде ежемесячной денежной выплаты с ДД.ММ.ГГ.

В судебное заседание истец Дмитренко В.И. не явился, извещался надлежаще, о причинах неявки суду неизвестно.

В судебном заседании представитель истца Дмитренко В.И. Гришакова А.Г. поддержала заявленные требования.

Представитель ответчика Департамента социальной защиты населения, опеки и попечительства Орловской области в судебное заседание не явился, извещался надлежаще, о причинах неявки суду неизвестно.

Представитель третьего лица Орловского областного Совета народных депутатов Брижак С.Н. по вопросу принятия судебного решения полагался на усмотрение суда.

Заслушав участников процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с частью 4 статьи 76 Конституции Российской Федерации вне пределов ведения Российской Федерации, совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации республики, края, области, города федерального значения, автономная область и автономные округа осуществляют собственное правовое регулирование, включая принятие законов и иных нормативных правовых актов.

В соответствии с частью 5.1 статьи 40 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 06.10.2003 № 131-ФЗ гарантии осуществления полномочий депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления устанавливаются уставами муниципальных образований в соответствии с федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

Согласно пункту 4 статьи 7 Федерального закона от 15.12.2001 № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» (далее по тексту: Федеральный закон от 15.12.2001 № 166-ФЗ) условия предоставления права на пенсию государственным служащим субъектов Российской Федерации и муниципальным служащим за счет средств субъектов Российской Федерации и средств органов местного самоуправления определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и актами органов местного самоуправления.

В силу пункта 5 статьи 1 Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (далее по тексту: Федеральный закон от 17.12.2001 № 173-ФЗ) отношения, связанные с пенсионным обеспечением граждан за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации, регулируются нормативными правовыми актами органов государственной власти субъектов Российской Федерации.

При этом согласно статье 2 Федерального закона от 15.12.2001 № 166-ФЗ пенсия по государственному пенсионному обеспечению - ежемесячная государственная денежная выплата, право на получение которой определяется в соответствии с условиями и нормами, установленными данным Федеральным законом, и которая предоставляется гражданам в целях компенсации им заработка (дохода), утраченного в связи с прекращением федеральной государственной гражданской службы при достижении установленной законом выслуги при выходе на трудовую пенсию по старости (инвалидности); либо в целях компенсации утраченного заработка гражданам из числа космонавтов или из числа работников летно-испытательного состава в связи с выходом на пенсию за выслугу лет; либо в случае наступления инвалидности или потери кормильца, при достижении установленного законом возраста; либо нетрудоспособным гражданам в целях предоставления им средств к существованию.

Также и абзацем 2 статьи 2 вышеназванного Закона РФ от 17.12.2001 № 173-ФЗ предусмотрено назначение пенсионного обеспечения в целях компенсации гражданам утраченного заработка в связи с установлением им трудовой пенсии.

В соответствии с пунктом 4 статьи 10 Федерального закона от 6 октября 1999 г. № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» (далее - Закон № 184-ФЗ) статус депутата, срок его полномочий, порядок подготовки и проведения выборов регулируются данным законом, другими федеральными законами, конституцией (уставом) и законами субъекта Российской Федерации. Гарантии депутатской деятельности устанавливаются конституцией (уставом) и законом субъекта Российской Федерации (пункт 1 статьи 13 названного закона).

Статьей 21 Закона Орловской области от 08.01.1997 № 21-ОЗ «О статусе депутата Орловского областного Совета народных депутатов» были установлены гарантии трудовых и социальных прав депутатов областного Совета народных депутатов.

Закон Орловской области № 21-ОЗ определяет права, обязанности и ответственность депутата законодательного (представительного) органа государственной власти Орловской области, предусматривает основные правовые и социальные гарантии при осуществлении им депутатской деятельности.

Согласно части 7 статьи 21 Закона № 21-03 (в редакции, действовавшей на момент назначения истцу страховой пенсии по старости – ДД.ММ.ГГ) гражданин Российской Федерации, избиравшийся депутатом законодательного (представительного) органа государственной власти Орловской области и замещавший данную должность не менее трех лет, имеет право на ежемесячную доплату к пенсии за счет средств областного бюджета. Доплата к пенсии устанавливается к трудовой пенсии по старости (инвалидности), назначенной в соответствии с федеральным законодательством о трудовых пенсиях. Дополнительное материальное обеспечение в виде ежемесячной денежной выплаты устанавливается к трудовой пенсии по старости (инвалидности), назначенной в соответствии с федеральным законодательством о трудовых пенсиях. Таким образом, момент возникновения права на указанные выплаты связывается законом с возникновением права на трудовую пенсию по старости.

Дополнительное материальное обеспечение в виде ежемесячной денежной выплаты назначается в размере 75 процентов среднемесячного заработка депутата, работающего в соответствующей должности на постоянной основе, за вычетом базовой и страховой частей трудовой пенсии по старости (инвалидности), установленной в соответствии с федеральным законодательством о трудовых пенсиях.

Порядок назначения, перерасчета, индексации, выплаты и доставки дополнительного материального обеспечения в виде ежемесячной денежной выплаты депутату Орловского областного Совета народных депутатов был установлен в Положении о порядке назначения и выплаты дополнительного материального обеспечения в виде ежемесячной денежной выплаты депутату Орловского областного Совета народных депутатов, утвержденном постановлением Орловского областного Совета народных депутатов от 20.05.2005 № 40-849-ОС.

В ходе рассмотрения дела установлено следующее.

Истец Дмитренко В,И. являлся депутатом Орловского областного Совета народных депутатов в период ДД.ММ.ГГ года, осуществлял полномочия на непостоянной основе (л.д.10).

Согласно уведомлению Управления социальной защиты населения Департамента социальной политики Орловской области №*** от ДД.ММ.ГГ о назначении доплаты к трудовой пенсии по старости, Дмитренко В.И. с ДД.ММ.ГГ установлено дополнительное материальное обеспечение в виде ежемесячной денежной выплаты в общей сумме <данные изъяты> пожизненно.

Уведомлением Департамента социальной защиты населения, опеки и попечительства Орловской области от ДД.ММ.ГГ выплата Дмитренко В.И. назначенного ему дополнительного материального обеспечения приостановлена с ДД.ММ.ГГ, выплаты были прекращены.

Данные обстоятельства подтверждены участниками процесса, материалами дела.

На основании пункта 1 статьи 1 Федерального закона от 30.12.2015 № 446-ФЗ «О внесении изменений в статьи 2.1 и 19 Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и статью 40 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» Законом Орловской области от 08.02.2016 № 1914-03 были внесены изменения в часть 7 статьи 21 Закона Орловской области от 08.01.1997 № 21-03 «О статусе депутата Орловского областного Совета народных депутатов».

Согласно внесенным изменениям право на дополнительное материальное обеспечение в виде ежемесячной выплаты за счет средств областного бюджета имеет гражданин Российской Федерации, избиравшийся депутатом Орловского областного Совета народных депутатов и замещавший данную должность на профессиональной постоянной основе не менее трех лет, достигший пенсионного возраста или потерявший трудоспособность в период осуществления им полномочий по указанной должности.

При рассмотрении настоящего спора суд принимает во внимание, что право на назначение ежемесячной доплаты к пенсии за счет средств областного бюджета возникло у Дмитренко В.И. с момента назначения ему трудовой пенсии по старости (ДД.ММ.ГГ), о таком праве он заявил до внесения изменений в Закон Орловской области 21-ОЗ, на момент назначения трудовой пенсии по старости истец соответствовал критериям, предъявляемым к нему законом субъекта Российской Федерации. Федеральное законодательство не содержало норм, которые устанавливали бы иное регулирование указанных правоотношений.

Федеральным законом от 30 декабря 2015 г. № 446-ФЗ статья 2.1 Закона № 184-ФЗ дополнена пунктом 4, в котором указано, что в случае принятия нормативного правового акта субъекта Российской Федерации, предусматривающего предоставление лицам, замещающим государственные должности субъекта Российской Федерации, дополнительных социальных и иных гарантий в связи с прекращением полномочий (в том числе досрочно), такой нормативный правовой акт распространяется только на лиц, замещающих государственные должности субъекта Российской Федерации на профессиональной постоянной основе и достигших пенсионного возраста или потерявших трудоспособность в период осуществления ими полномочий по государственной должности субъекта Российской Федерации, и не может предусматривать предоставление указанных гарантий лицам, полномочия которых были прекращены в связи с несоблюдением ограничений, запретов, неисполнением обязанностей, установленных Федеральным законом от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции», Федеральным законом от 3 декабря 2012 г. № 230-ФЗ «О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам», Федеральным законом от 7 мая 2013 г. № 79-ФЗ «О запрете отдельным категориям лиц открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами», либо по основаниям, предусмотренным подпунктами «б», «г» пункта 1 статьи 9 данного закона, либо в связи с несоблюдением ограничений, установленных пунктом 1 статьи 12 названного закона.

В определении Конституционного Суда Российской Федерации от 16 января 2018 г. № 6-О указано, что вопрос сохранения ранее установленных условий назначения дополнительного материального обеспечения для лиц, которым соответствующая выплата была назначена до момента вступления в силу Закона Орловской области от 8 февраля 2016 г. № 1914-ОЗ, относится к дискреции законодателя субъекта Российской Федерации, который при осуществлении соответствующего правового регулирования связан вытекающими из конституционных положений принципами социальной справедливости, соразмерности, требованиями о недопустимости внесения в нормативные правовые акты произвольных изменений и должен учитывать как широкий круг социально значимых обстоятельств, включая цели социальной политики, так и имеющиеся у субъекта Российской Федерации финансово-экономические возможности.

Однако, Закон Орловской области от 08 февраля 2016 г. № 1914-03, которым внесены изменения в часть 7 статьи 21 Закона № 21-03, не содержит указаний о распространении их действия на правоотношения, сложившиеся ранее вступления названного акта в законную силу.

При таком положении и с учетом общего правила распространения действия закона на правоотношения, возникшие после вступления его в силу, положения части 7 статьи 21 Закона № 21-ОЗ в редакции Закона Орловской области от 8 февраля 2016 г. № 1914-ОЗ подлежат применению к правоотношениям по назначению доплаты к пенсии лицам, приобретшим право на такую доплату после вступления в силу указанных изменений.

Таким образом, исковое заявление Дмитренко В,И. к Департаменту социальной защиты населения, опеки и попечительства Орловской области о восстановлении дополнительного материального обеспечения в виде ежемесячной денежной выплаты подлежит удовлетворению.

В связи с тем, что на основании ст.333.36 Налогового Кодекса РФ истец освобождён от уплаты государственной пошлины, уплаченная им сумма государственной пошлины в размере <данные изъяты> взысканию с ответчика не подлежит, истец имеет право на возврат данной суммы как излишне уплаченной, в соответствии с положениями ст.333.40 Налогового Кодекса РФ.

На основании изложенного, руководствуясь ст.194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковое заявление Дмитренко В,И. к Департаменту социальной защиты населения, опеки и попечительства Орловской области о восстановлении дополнительного материального обеспечения в виде ежемесячной денежной выплаты – удовлетворить.

Признать за Дмитренко В,И. право на дополнительное материальное обеспечение в виде ежемесячной денежной выплаты за счет средств бюджета Орловской области, предусмотренное частью 7 статьи 21 Закона №21-ОЗ.

Возложить на Департамент социальной защиты населения, опеки и попечительства Орловской области обязанность назначить Дмитренко В,И. выплату дополнительного материального обеспечения в виде ежемесячной денежной выплаты за счет средств областного бюджета с момента приостановления выплат – с ДД.ММ.ГГ.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Орловский областной суд в месячный срок с момента изготовления мотивированного решения суда.

Судья Т.А. Михеева

2-384/2019

Категория:
Гражданские
Истцы
Дмитренко Василий Иванович
Дмитренко В.И.
Ответчики
Департамент соц. защиты населения, опеки и попечительства Орловской области
Другие
Аличеева Е.С.
Орловский областной Совет народных депутатов
Аличеева Екатерина Сергеевна
Суд
Советский районный суд г. Орел
Дело на сайте суда
sovetsky.orl.sudrf.ru
23.01.2019Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
24.01.2019Передача материалов судье
25.01.2019Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
25.01.2019Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
25.01.2019Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
14.02.2019Судебное заседание
05.04.2020Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
05.04.2020Передача материалов судье
05.04.2020Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
05.04.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
05.04.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
05.04.2020Судебное заседание
05.04.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
05.04.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
05.04.2020Дело оформлено
05.04.2020Дело передано в архив
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее