Решение по делу № 66а-178/2021 от 11.01.2021

66а-178/2021

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Сочи                                         13 мая 2021 г.

Судья Третьего апелляционного суда общей юрисдикции      Анфалова Е.В., рассмотрев без проведения судебного заседания частную жалобу общества с ограниченной ответственностью Управляющая компания «Профи», Ерохиной Е.В. на определение Ставропольского краевого суда от 19 ноября 2020 г. о передаче по подсудности административного дела № 3а-284/2020 (УИД 26OS0000-04-2020-000188-85) по административному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью Управляющая компания «Профи», Ерохиной Е.В. к Управлению Ставропольского края – государственная жилищная инспекция о признании недействующим нормативного правового акта в части,

установил:

общество с ограниченной ответственностью Управляющая компания «Профи» (далее по тексту ООО УК «Профи»), Ерохина Е.В. обратились в Ставропольский краевой суд с административным исковым заявлением к Управлению Ставропольского края – государственная жилищная инспекция о признании недействующим со дня принятия пункта 5 приказа от 10 марта 2020 г. № 50-од «Об утверждении Перечня должностных лиц Управления Ставропольского края – государственной жилищной инспекции, уполномоченных на осуществление регионального государственного жилищного надзора, лицензионного контроля предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, осуществляемой юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, и составление протоколов об административных правонарушениях», согласно которому приказ вступает в силу со дня его подписания.

Определением Ставропольского краевого суда от 19 ноября 2020 г. административное дело передано по подсудности в Ленинский районный суд города Ставрополя.

В частной жалобе ООО УК «Профи», Ерохина Е.В. просят определение Ставропольского краевого суда от 19 ноября 2020 г. отменить. В обоснование частной жалобы ее подателями указано, что судом первой инстанции неверно установлены признаки, характеризующие оспариваемый правовой акт как ненормативный.

Управлением Ставропольского края – государственной жилищной инспекцией на частную жалобу поданы возражения с указанием на законность вынесенного определения и его соответствие требованиям действующего законодательства.

В соответствии с положениями части 2 статьи 315 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации частная жалоба рассмотрена судьей единолично без проведения судебного заседания.

Изучив доводы частной жалобы, представленные материалы, проверив законность и обоснованность судебного акта, судья апелляционной инстанции приходит к следующему.

Передавая по подсудности административное исковое заявление о признании нормативного правового акта недействующим в части, суд пришел к выводу о том, что оспариваемый приказ от 10 марта 2020 г. № 50-од «Об утверждении Перечня должностных лиц Управления Ставропольского края – государственной жилищной инспекции, уполномоченных на осуществление регионального государственного жилищного надзора, лицензионного контроля предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, осуществляемой юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, и составление протоколов об административных правонарушениях» не является нормативным правовым актом, не содержит разъяснений законодательства, имеет строго определенный субъектный состав, носит организационно-распорядительный характер, является внутренним документом, принят начальником управления в пределах его компетенции в качестве приказа ненормативного характера, а соответственно, разрешение данного административного спора подсудно районному суду.

Суд апелляционной инстанции приведенный вывод считает основанным на неправильном применении норм материального и процессуального права.

Как следует из преамбулы Приказа Управления от 10 марта 2020 г., он принят, в том числе, в соответствии с частью 4 статьи 28.3 КоАП РФ, постановлением Правительства Ставропольского края от 24 декабря 2019 г. № 607-п «Об утверждении Положения об управлении Ставропольского края – государственной жилищной инспекции».

Задачами законодательства об административных правонарушениях являются защита личности, охрана прав и свобод человека и гражданина, охрана здоровья граждан, санитарно-эпидемиологического благополучия населения, защита общественной нравственности, охрана окружающей среды, установленного порядка осуществления государственной власти, общественного порядка и общественной безопасности, собственности, защита законных экономических интересов физических и юридических лиц, общества и государства от административных правонарушений, а также предупреждение административных правонарушений (статья 1.2 КоАП РФ).

КоАП РФ к ведению субъектов Российской Федерации в области законодательства об административных правонарушениях относит наряду с другими вопросами определение перечня должностных лиц, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных законами субъектов Российской Федерации, и перечней должностных лиц, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных названным кодексом, в случаях, предусмотренных его статьёй 28.3 (пункты 6 и 6.1 части 1 статьи 1.3.1).

Согласно части 4 статьи 28.3 КоАП РФ перечень должностных лиц, имеющих право составлять протоколы об административных правонарушениях в соответствии с частями 1, 2, 3 и 6.2 указанной статьи, устанавливается соответственно уполномоченными федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и Банком России в соответствии с задачами и функциями, возложенными на указанные органы федеральным законодательством.

Перечень должностных лиц, имеющих право составлять протоколы об административных правонарушениях, рассмотрение дел о которых КоАП РФ отнесено к полномочиям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, устанавливается уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (абзац второй приведённой выше нормы).

Лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом (часть 1 статьи 1.6 поименованного выше кодекса).

КоАП РФ, регламентируя порядок привлечения лица к административной ответственности, установил, что дело об административном правонарушении может быть возбуждено должностным лицом, уполномоченным составлять протоколы об административных правонарушениях, в которых помимо иных обязательных сведений указывается должность лица, составившего протокол (часть 3 статьи 28.1 и часть 2 статьи 28.2).

Составление протокола об административном правонарушении уполномоченным лицом является одним из условий законности привлечения лица к административной ответственности.

Составление протокола об административном правонарушении неправомочными лицами является на стадии подготовки к рассмотрению дела об административном правонарушении основанием для его возвращения в орган, должностному лицу, которые составили протокол (пункт 4 части 1 статьи 29.4 КоАП РФ).

Приведенные законоположения в их системном единстве свидетельствуют о том, что перечень должностных лиц, имеющих полномочие по составлению протокола об административном правонарушении, принятый во исполнение предписаний федерального законодателя в статье 28.3 КоАП РФ, рассчитан на многократное применение в отношении неопределённого круга лиц, является обязательным элементом порядка привлечения к административной ответственности, его вступление в законную силу имеет правовые последствия для решения вопроса о правомочности должностного лица по составлению протокола о совершении административного правонарушения.

Как указал Пленум Верховного Суда Российской Федерации в пункте 2 постановления от 25 декабря 2018 г. № 50 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами», признаками, характеризующими нормативный правовой акт, являются: издание его в установленном порядке управомоченным органом государственной власти или должностным лицом, наличие в нём правовых норм (правил поведения), обязательных для неопределённого круга лиц, рассчитанных на неоднократное применение, направленных на урегулирование общественных отношений либо на изменение или прекращение существующих правоотношений; признание того или иного акта нормативным правовым во всяком случае зависит от анализа его содержания, который осуществляется соответствующим судом.

Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации нормативный правовой акт - это акт общего действия, адресованный неопределённому кругу лиц, рассчитанный на многократное применение, который содержит конкретизирующие нормативные предписания, общие правила и является официальным государственным предписанием, обязательным для исполнения (постановление от 31 марта 2015 г. № 6-П «По делу о проверке конституционности пункта 1 части 4 статьи 2 Федерального конституционного закона «О Верховном Суде Российской Федерации» и абзаца третьего подпункта 1 пункта 1 статьи 342 Налогового кодекса Российской Федерации в связи с жалобой открытого акционерного общества «Газпром нефть»).

С учётом изложенного вывод краевого суда о том, что Приказ Управления от 10 марта 2020 г. нормативным правовым актом не является, не соответствует приведённым выше федеральным нормам, правовой позиции Верховного Суда Российской Федерации и Конституционного Суда Российской Федерации.

В соответствии с частью первой статьи 47 Конституции Российской Федерации никто не может быть лишён права на рассмотрение его дела в том суде и тем судьёй, к подсудности которых оно отнесено законом.

В силу пункта 2 части 1 статьи 20 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации верховный суд республики, краевой, областной суд, суд города федерального значения, суд автономной области и суд автономного округа рассматривают в качестве суда первой инстанции административные дела об оспаривании нормативных правовых актов органов государственной власти субъектов Российской Федерации.

При таких обстоятельствах, административными истцами заявлены требования об оспаривании в части нормативного правового акта, следовательно, оснований для передачи административного иска в районный суд ввиду его неподсудности краевому суду у суда первой инстанции не имелось.

В связи с допущенными судом первой инстанции нарушениями норм материального и процессуального права обжалуемое определение подлежит отмене с направлением административного дела в суд первой инстанции для рассмотрения по существу.

Исходя из изложенного и руководствуясь статьей 316 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судья Третьего апелляционного суда общей юрисдикции

определил:

определение Ставропольского краевого суда от 19 ноября 2020 г. отменить.

Административное дело по административному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью Управляющая компания «Профи», Ерохиной Е.В. к Управлению Ставропольского края – государственная жилищная инспекция о признании недействующим нормативного правового акта в части направить в суд первой инстанции для рассмотрения по существу.

Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Пятый кассационной суд общей юрисдикции через суд первой инстанции по правилам, установленным главой 35 Кодекса административного судопроизводства РФ, в течение 6 месяцев.

Судья                                 Е.В. Анфалова

66а-178/2021

Категория:
Гражданские
Истцы
Прокурор Ставропольского края
ООО Управляющая компания "Профи"
Ерохина Екатерина Викторовна
Ответчики
Управление Ставропольского края - государственная жилищная инспекция
Другие
Атрощенко Сергей Викторович
Суд
Третий апелляционный суд общей юрисдикции
Судья
Анфалова Елена Владимировна
Дело на странице суда
3ap.sudrf.ru
12.01.2021Передача дела судье
03.03.2021Единоличное рассмотрение (без вызова лиц, участвующих в деле)
12.05.2021Производство по делу возобновлено
13.05.2021Единоличное рассмотрение (без вызова лиц, участвующих в деле)
27.05.2021Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
27.05.2021Передано в экспедицию
13.05.2021
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее