Решение по делу № 2-2214/2015 от 04.02.2015

ДД.ММ.ГГГГ

Дело № 2-2214/2015

<адрес>

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Центральный районный суд <адрес> в составе:

Председательствующего судьи

Савченко Е.А.

При секретаре судебного заседания

ФИО3

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело иску ФИО1 к Администрации <адрес> о признании права на приватизацию жилого помещения,

УСТАНОВИЛ:

ФИО1 обратился в суд с указанным иском к ответчику, мотивируя свои требования тем, что он фактически является нанимателем жилого помещения в общежитии по <адрес> в <адрес>, предоставленного ему на основании ордера от 17.04.2001г. Вселение в общежитие в комнату произведено в 2001 <адрес> отказывает в приватизации жилого помещения, расположенного в спорном доме на том основании, что дом является общежитием. Спорная комната изолирована, и, следовательно может быть предметом договора социального найма. Считает отказ администрации незаконным. После передачи в муниципальную собственность здание по <адрес> утратило статус общежития, и поэтому к отношениям по пользованию жилыми помещениями, находящимися в нем применяются нормы Жилищного кодекса РФ о договоре социального найма.

Просит за ним право собственности на жилое помещение - комнату, расположенной по адресу: Хабаровск, <адрес>, комн. 62 в порядке приватизации.

В ходе судебного разбирательства, представитель истца требования уточнил. Просит суд признать за ФИО1 право на приватизацию жилого помещения - комнаты № 62, расположенной по адресу <адрес>. Обязать администрацию <адрес> заключить с ФИО1 договор приватизации комнаты № 62, расположенной по адресу <адрес> при предоставлении необходимого пакета документов.

В судебное заседание истец не явился, о дате и времени судебного заседания извещен надлежащим образом, в том числе публично путем размещения информации на сайте суда. Предоставил ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие. Суд не располагает сведениями об уважительности причин истца в судебное заседание и полагает возможным в силу требований ст.167 ГПК РФ рассмотреть дело в его отсутствие.

Ответчик Администрации <адрес> в судебное заседание не явился, будучи уведомлен о месте и времени его проведения надлежащим образом, в том числе публично путем размещения информации на сайте суда. Предоставили ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствии.

Как следует из представленного ответчиком отзыва, исковые требования не признал в полном объеме. Указал, общежитие по адресу: <адрес> является муниципальной собственностью и согласно выписке из реестра домов муниципального жилищного фонда <адрес> включено в состав муниципального имущества на основании п. 1 Решения 6 сессии, 21 созыв <адрес>вого совета народных депутатов от 10.10.1991г. «О муниципальной и государственной (краевой) собственности».

Постановлением от ДД.ММ.ГГГГ установлено, что жилой и нежилой фонд, находящийся в управлении органов местных Советов народных депутатов относятся к муниципальной собственности. Согласно техническому паспорту, здание по <адрес> имеет статус общежития. В соответствии со ст. 92 ЖК РФ жилые помещения в общежитиях относятся к специализированному жилищному фонду с ограниченным правовым режимом. Согласно ст.4 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в РФ» от 04.07.1991г. не подлежат приватизации жилые помещения в общежитиях.

Суд не располагает сведениями об уважительности причин неявки истца, ответчика в судебное заседание и полагает возможным в силу требований ст.167 ГПК РФ рассмотреть дело в их отсутствие

Суд, изучив материалы дела, приходит к следующему.

Согласно ст.56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом. Стороны дополнительных документов, кроме тех, которые были приложены к исковому заявлению, представить не могут. Сторонам ставились на обсуждение обстоятельства, подлежащие доказыванию по делу. Заявлений и ходатайств о затруднении в представлении доказательств и оказания содействия в их собирании, от сторон не поступало. Суд считает, что так как иных, кроме представленных документов нет, взять за основу при рассмотрении иска пояснения и документы, имеющиеся в деле.

В соответствии со ст.40 Конституции РФ каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища. Право на жилище может быть реализовано путем предоставления жилого помещения в пользование по договору социального или коммерческого найма, а также путем приобретения жилого помещения в собственность.

Конституция Российской Федерации, провозглашая Российскую Федерацию демократическим правовым государством, исходит из необходимости установления правовых основ единого рынка и обеспечения тем самым единства экономического пространства, свободного перемещения товаров, услуг и финансовых средств, поддержки конкуренции, свободы экономической деятельности и охраны частной собственности законом (статья 8, части 1 и 2; статья 35, часть 1; статья 71, пункт "ж"). Одновременно в силу Конституции Российской Федерации Российская Федерация как социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека (статья 7, часть 1), призвана гарантировать реализацию прав и свобод человека и гражданина в этой сфере, в частности права каждого на жилище (статья 40, часть 1), признаваемого международным сообществом в качестве элемента права на достойный жизненный уровень (статья 25 Всеобщей декларации прав человека, статья 11 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах).

В соответствии с ч.3 ст.11 ЖК РФ, защита жилищных прав может осуществляться в виде признания жилищных прав.

Основания и порядок предоставления жилого помещения в пользование установлены Гражданским и Жилищным законодательством РФ.

Согласно ст.5 федерального закона от 29.12.2004г. № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса РФ» - к жилищным правоотношениям, возникшим до введения в действие Жилищного кодекса РФ, Жилищный кодекс РФ применяется в части тех прав и обязанностей, которые возникнут после введения его в действие, за исключением случае, предусмотренных настоящим Федеральным законом. На основании ст.6 ЖК РФ – акты жилищного законодательства не имеют обратной силы и применяются к жилищным отношениям, возникшим после введения его в действие.

В ст. 101 ЖК РСФСР указано - служебные жилые помещения - предназначаются для заселения гражданами в связи с характером их трудовых отношений. В соответствии с частью 2 ст. 105 ЖК РСФСР, служебные жилые помещения предоставляются по решению администрации предприятия, в ведении которых находятся эти помещения, в соответствии с которым местным уполномоченным органом исполнительной власти выдается ордер на служебное жилое помещение. Форма ордера на служебное жилое помещение устанавливается СМ РСФСР. Ст. 107 ЖК РСФСР указано, что рабочие и служащие прекратившие трудовые отношения с предприятием подлежат выселению из служебного жилого помещения. Ордер являлся безусловным основанием для заключения с гражданином, на имя которого он был выдан, договора найма служебного жилья (статьи 106, 51 ЖК РСФСР).

Согласно ст.93 ЖК РФ служебные жилые помещения предназначены для проживания граждан в связи с характером их трудовых отношений с органом государственной власти, органом местного самоуправления, государственным унитарным предприятием, государственным или муниципальным учреждением, в связи с прохождением службы, в связи с назначением на государственную должность Российской Федерации или государственную должность субъекта Российской Федерации либо в связи с избранием на выборные должности в органы государственной власти или органы местного самоуправления.

Согласно ч.1 ст.99 ЖК РФ, специализированные жилые помещения предоставляются на основании решений собственников таких помещений (действующих от их имени уполномоченных органов государственной власти или уполномоченных органов местного самоуправления) или уполномоченных ими лиц по договорам найма специализированных жилых помещений, за исключением жилых помещений для социальной защиты отдельных категорий граждан, которые предоставляются по договорам безвозмездного пользования.

В силу ст. 50 ЖК РСФСР (ут.ВС РСФСР 24.06.1983г. в ред. от 23.06.1995г.) (действовавшего в период возникновения жилищных правоотношений и до ДД.ММ.ГГГГ г.) пользование жилыми помещениями в домах государственного и общественного жилого фонда осуществляется в соответствии с договором найма жилого помещения и правилами пользования жилыми помещениями.

Согласно материалам дела, ФИО1 был выдан ордер на жилую площадь в общежитии по <адрес>, ком. № 62.

Согласно выписке из лицевого счета № 7021-6484-9, по состоянию на 20.01.2015г., поквартирной карточки комнаты 62 <адрес> в <адрес>, в указанном жилом помещении зарегистрирована и проживает ФИО1 в качестве нанимателя с ДД.ММ.ГГГГ года.

Истцом представлена справка ХКГУП технической инвентаризации и оценки недвижимости 29.01.2015г. года, содержащая информацию о том, что в реестре регистрации прав на недвижимое имущество, расположенное на территории <адрес> и зарегистрированное до 01.09.1996г., право собственности за ФИО1 на дом, квартиру (в том числе приватизированную) не зарегистрировано.

Согласно выписок из ЕГРП на недвижимое имущество и сделок с ним о правах отдельного лица на имеющиеся у него объекты недвижимого имущества по состоянию из Росреестра за ФИО1 в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним права указанного в запросе лица не зарегистрировано, право собственности на спорное жилое помещение ни за кем не зарегистрировано.

В соответствии со ст. 101 ЖК РСФСР, действовавшего на тот период, жилое помещение включается в число служебных решением исполнительного комитета районного, городского, районного в городе Совета народных депутатов.

Решением Исполнительного комитета Хабаровского городского Совета депутатов трудящихся от ДД.ММ.ГГГГ был утвержден акт госкомиссии от ДД.ММ.ГГГГ по приемке общежития на 165 комнат УКСа горисполкома по <адрес>.

С указанного времени общежитие находилось в управлении исполнительного комитета Совета народных депутатов <адрес>. Решением горисполкома от 12.03.1984г. права собственности на указанный дом закреплен за обслуживающей жилищной организацией ЖПЭТ-2.

В соответствии с подп. 1 п. 1 ст. 92 нового ЖК РФ служебные жилые помещения отнесены к жилым помещениям специализированного жилищного фонда. Их правовое положение регулируется нормами главы 9 "Жилые помещения специализированного жилищного фонда" ЖК РФ. Как сказано в п. 2 ст. 92 ЖК РФ, включение жилого помещения в специализированный жилищный фонд и исключение его из указанного фонда осуществляются на основании решений органа, управляющего государственным или муниципальным жилищным фондом.

Из анализа данных правовых норм следует, что после принятия решения о включении жилой площади в число служебных, данное жилое помещение должно быть зарегистрировано в качестве такого в органах государственной регистрации недвижимости.

Согласно пункту 2 Положения о государственном учете жилищного фонда в Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N1301, государственному учету подлежат независимо от формы собственности жилые дома, специализированные дома (общежития, гостиницы - приюты, дома маневренного фонда, специальные дома для одиноких престарелых, дома -интернаты для инвалидов, ветеранов и другие), квартиры, служебные жилые помещения, иные жилые помещения в других строениях, пригодные для проживания. Включение жилых строений и жилых помещений в жилищный фонд и исключение из жилищного фонда производится в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации.

Постановлением от ДД.ММ.ГГГГ установлено, что жилой и нежилой фонд, находящийся в управлении органов местных Советов народных депутатов относятся к муниципальной собственности.

Как следует из материалов дела, здание по адресу: <адрес> является муниципальной собственностью и согласно выписке из реестра домов муниципального жилищного фонда <адрес> включено в состав муниципального имущества на основании п. 1 Решения 6 сессии, 21 созыв <адрес>вого совета народных депутатов от 10.10.1991г. «О муниципальной и государственной (краевой) собственности».

Документов, которые свидетельствуют о том, что жилой <адрес> в <адрес> зарегистрирован в качестве общежития суду не представлено. При этом доказательств отнесения спорного жилого помещения к числу служебных и регистрации в качестве такового в органах государственной регистрации недвижимости в материалах дела не усматривается.

Как было указано выше, истец зарегистрирован в спорной квартире с 2001 года в качестве нанимателя – согласно выписке из лицевого счета, поквартирной карточке. Из изложенного следует, что истец осуществляет пользование спорной комнатой на условиях социального найма как наниматель жилого помещения.

Сам факт прописки или регистрации лица на жилую площадь с согласия проживающих на ней является административным актом и не означает наличия права на жилую площадь, а является одним из доказательств, которое должно оцениваться в совокупности со всеми обстоятельствами.

Согласно ст.67 ГПК РФ, суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждении, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы. Суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.

Конституция предоставила каждому, кто законно находится на территории Российской Федерации, право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства, а также гарантировала право на жилище (ч.1 ст.27, ч.1 ст.40).

По смыслу ст. 50-51 ЖК РСФСР юридически значимым обстоятельством для решения вопроса о приобретении права на жилое помещение является факт вселения и проживания истца в жилом помещении в качестве нанимателя.

Как видно из материалов дела, ФИО1 вселился в спорную комнату на законном основании, поскольку обратного ответчик не доказал, проживал с 2001 г. и по настоящее время на спорной жилплощади, несет все расходы по содержанию жилого помещения.

Согласно ст.7 Закона РФ «Об основах федеральной жилищной политики», действовавшего наряду с ЖК РСФСР и регулировавшего отношения связанные с жилищным фондом, установлено, что к муниципальному жилищному фонду отнесены фонд, находящийся в собственности муниципальных образований, а также ведомственный фонд, находящийся в полном хозяйственном ведении муниципальных предприятий или оперативном управлении муниципальных учреждений.

В соответствии со ст.1,2 Закона Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" (в ред. от ДД.ММ.ГГГГ г.) приватизация жилых помещений - бесплатная передача в собственность граждан Российской Федерации на добровольной основе занимаемых ими жилых помещений в государственном и муниципальном жилищном фонде. Граждане РФ, занимающие жилые помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде, включая жилищный фонд, находящийся в хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений (ведомственный фонд), на условиях социального найма, вправе приобрести эти помещения в собственность на условиях, предусмотренных указанным Законом, иными нормативными актами Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, с согласия всех совместно проживающих совершеннолетних членов семьи, а также несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет. Жилые помещения передаются в общую собственность либо в собственность одного из совместно проживающих лиц.

В соответствии со ст. 7 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ - ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации", к отношениям по пользованию жилыми помещениями, которые находились в жилых домах, принадлежавших государственным или муниципальным предприятиям либо государственным или муниципальным учреждениям, использовавшимися в качестве общежитий, и переданы в ведение органов местного самоуправления, применяются нормы Жилищного кодекса Российской Федерации о договоре социального найма. Таким образом, к общежитиям, которые принадлежали государственным или муниципальным предприятиям либо государственным или муниципальным учреждениям и были переданы в ведение органов местного самоуправления, применяется правовой режим, установленный для жилых помещений, предоставленных по договорам социального найма. При этом отсутствие договора социального найма, а также решения органа местного самоуправления об исключении соответствующего дома из специализированного жилищного фонда не препятствует осуществлению гражданами прав нанимателя жилого помещения по договору социального найма, поскольку их реализация не может быть поставлена в зависимость от оформления органами местного самоуправления указанных документов. Следовательно, граждане, которые занимают подобные жилые помещения, вправе приобрести их в собственность, руководствуясь ст. 2 Закона Российской Федерации "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации".

Положения указанной нормы восполняют пробел, имевшийся в жилищном законодательстве до принятия нового Жилищного кодекса РФ, поскольку ранее вопрос о правовом режиме жилых помещениях в зданиях общежитий, переданных с баланса государственных юридических лиц в ведение органов местного самоуправления, решен не был. Правоотношения между истцом и ответчиком по приватизации спорного жилого помещения возникли после введения в действие ЖК РФ, следовательно, в силу ст. 5 ФЗ «О введение в действие Жилищного кодекса РФ» к ним полностью применима ст. 7 указанного Закона.

В соответствии со ст. 4 Закона Российской Федерации "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации", не подлежат приватизации жилые помещения, предоставленные гражданам по договорам социального найма после ДД.ММ.ГГГГ. Из чего следует, что жилые помещения в общежитиях, расположенные в жилых домах, ранее принадлежавших государственным или муниципальным предприятиям либо государственным или муниципальным учреждениям и использующиеся в качестве общежитий, которые были предоставлены гражданам до ДД.ММ.ГГГГ, могут быть приобретены гражданами в порядке приватизации в собственность после ДД.ММ.ГГГГ при условии, если это жилое помещение является изолированным.

Из Постановления Конституционного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ № 6-п следует, что все квартиры, предоставленные из государственного или муниципального жилищного фонда по договорам социального найма как до, так и после ДД.ММ.ГГГГ г., могут быть приватизированы. Исключение могут составлять только квартиры, имеющие особый правовой режим. Ограничение прав и свобод человека и гражданина путем определения круга объектов, не подлежащих приватизации, допустимо только в том случае, если обстоятельства предопределяющие особенности правового режима жилого помещения, прежде всего его целевое назначение исключает возможность передачи этого помещения в частную собственность.

Частью 1 ст. 4 Закона Российской Федерации "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" (в редакции от ДД.ММ.ГГГГ) установлен перечень жилых помещений, которые не подлежат приватизации. К их числу отнесены и служебные жилые помещения, за исключением жилищного фонда совхозов и других сельскохозяйственных предприятий, к ним приравненных.

Факт принятия решения о передаче служебных жилых помещений, которые находились в государственной собственности и были закреплены за государственными предприятиями или учреждениями на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, в муниципальную собственность предполагает изменение статуса жилого помещения. Следовательно, при передаче в муниципальную собственность указанные жилые помещения утрачивают статус служебных и к ним применяется правовой режим, установленный для жилых помещений, предоставленных по договорам социального найма. Таким образом, служебные жилые помещения, которые находились в государственной собственности и были закреплены за государственными предприятиями или учреждениями на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, а впоследствии были переданы в муниципальную собственность, могут быть приобретены гражданами в собственность в порядке приватизации.

Спорное жилое помещение являлась единственным местом жительства истца. В настоящее время истец не может быть выселен из занимаемого им жилого помещения также и в связи с тем, что в соответствии со ст. 13 ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» предусматривается, что граждане, проживающие в служебных жилых помещениях, предоставленных им до введения в действие Жилищного кодекса РФ и состоящие в соответствии с п.1 ч.1 ст. 51 ЖК РФ на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, или имеющие право состоять на данном учете, не могут быть выселены из указанных жилых помещений без предоставления других жилых помещений, если их выселение не допускалось законом до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации. Указанные обстоятельства дают суду основания считать, что спорное жилое помещение является постоянным местом жительства истца, и он не может быть лишен возможности реализации Закона РФ « О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» и получения его в собственность в порядке приватизации.

В соответствии со ст. 7 Закона Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" (в ред. от ДД.ММ.ГГГГ г.) передача жилых помещений в собственность граждан оформляется договором передачи, заключаемым органами государственной власти или органами местного самоуправления с гражданином, получающим жилое помещение в собственность в порядке, установленном законодательством.

В течение длительного времени ни Администрация <адрес> с иском о выселении истца из спорного жилого помещения не обращались.

Таким образом, с учетом установленных обстоятельств и норм материального права, суд приходит в выводу, что истец занимает комнату <адрес> на условиях договора социального найма жилого помещения в муниципальном жилищном фонде социального использования.

Учитывая, что истец проживает в спорной квартире на законных основаниях, не может быть выселен из занимаемого жилого помещения без предоставления другого жилья, суд приходит к выводу, что истец вправе приобрести его в собственность, руководствуясь положениями ст. 2 Закона Российской Федерации «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации».

Часть 1 ст.4 Закона «О приватизации жилищного фонда в РФ» не ограничивает возможность приватизации таких помещений, следовательно, требование истца ФИО1 о признании за ним права на приватизацию спорного помещения является обоснованным и подлежит удовлетворению.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, судья

РЕШИЛ:

Исковые требования ФИО1 к Администрации <адрес> о признании права на приватизацию жилого помещения удовлетворить.

Признать за ФИО1 право на приватизацию жилого помещения - комнаты № 62, расположенной по адресу <адрес>.

Обязать администрацию <адрес> заключить с ФИО1 договор приватизации комнаты № 62, расположенной по адресу <адрес> при предоставлении необходимого пакета документов.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в <адрес>вой суд в течение месяца со дня принятия судом решения в окончательной форме, с подачей жалобы через Центральный районный суд <адрес>.

Копия верна:

Судья          Е.А. Савченко

2-2214/2015

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Григорьев В.В.
Ответчики
Администрация г.Хабаровск
Суд
Центральный районный суд г. Хабаровск
Дело на сайте суда
centralnyr.hbr.sudrf.ru
04.02.2015Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
05.02.2015Передача материалов судье
05.02.2015Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
05.02.2015Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
20.02.2015Подготовка дела (собеседование)
24.02.2015Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
06.03.2015Судебное заседание
22.04.2015Судебное заседание
10.06.2015Судебное заседание
19.06.2015Судебное заседание
19.06.2015
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее