№ 88а-16628/2021
ТРЕТИЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ
КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Санкт-Петербург 13 октября 2021 года
Судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Городкова А.В.,
судей Зеленского А.М., Терентьевой Н.А.,
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Карелия на апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Карелия от 17 июня 2021 года по административному делу № 2а-103/2021 по административному исковому заявлению Черняков А.М., Чернякова Н.А. к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Карелия о признании незаконным уведомления о приостановлении государственной регистрации прав.
Заслушав доклад судьи Терентьевой Н.А., выслушав пояснения представителя Чернякова А.М. – Лапинского А.Н., возражавшего против удовлетворения кассационной жалобы, изучив материалы дела, судебная коллегия
установила:
Черняков А.М. и Чернякова Н.А. обратились в суд с административным иском к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Карелия (далее - Управление Росреестра), в котором просили признать незаконным уведомление о приостановлении государственной регистрации прав № КУВ Д-001/2020- 27201113 от 15 декабря 2020 года, принятое Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Карелия. Возложить обязанность на Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Карелия осуществить государственную регистрацию перехода права собственности в отношении нежилого помещения № 3 с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>
В обоснование своих требований административные истцы указали, что 15.05.2017 между Черняковым А.М. и Черняковой Н.А. был заключен договор купли - продажи нежилого помещения №, расположенного по адресу: <адрес>, общей площадью 3110,3 кв.м. кадастровый №; переход права собственности к Черняковой Н.А. зарегистрирован 29.12.2017.
30.11.2020 года Черняков А.М. и Чернякова Н.А. заключили соглашение о расторжении договора купли-продажи нежилого помещения от 15.05.2017. Указанное соглашение было подано в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Карелия. 03.12.2020 года для регистрации перехода права собственности.
15.12.2020 уведомлением № КУВД- 001/2020-27201113 Управление Росреестра приостановило регистрацию перехода права собственности до 15.03.2021 года в связи с тем, что в ходе правовой экспертизы возникли сомнения относительно сделки - расторжения договора купли-продажи.
Решением Питкярантского городского суда Республики Карелия от 09 марта 2021 года в удовлетворении административного иска Черняков А.М., Чернякова Н.А. отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Карелия от 17 июня 2021 года решение Питкярантского городского суда Республики Карелия от 09 марта 2021 года отменено. Принято новое решение, которым административное исковое заявление Черняков А.М., Чернякова Н.А. к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Карелия о признании незаконным уведомления о приостановлении государственной регистрации прав удовлетворено. Признано незаконным уведомление Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Карелия о приостановлении государственной регистрации прав от 15.12.2020 № КУВД-001/2020-27201113/1. Возложена на Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Карелия обязанность осуществить государственную регистрацию прав на основании заявлений Чернякова Н.А. и Черняков А.М. от 03.12.2020 №№ МРС-0122/2020-90662-1, МРС-0122/2020- 90662-2.
В кассационной жалобе, поданной 09 августа 2021 года через Питкярантский городской суд Республики Карелия, поступившей в Третий кассационный суд общей юрисдикции 18 августа 2021 года Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Карелия просит об отмене апелляционного определения, с оставлением в силе решения суда первой инстанции, полагая, что оно постановлено с неправильным применением норм материального права, несоответствием выводов суда обстоятельствам дела. Указали, что обязательства по договору купли-продажи были исполнены сторонами, ввиду чего исполненный договор, обязательства по которому прекращены, не может быть расторгнут в целях прекращения тех же самых обязательств.
Проверив материалы административного дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
В соответствии с частью 2 статьи 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административного дела в кассационном порядке суд проверяет правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, в пределах доводов кассационных жалобы, представления.
Основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Судебный акт подлежит безусловной отмене кассационным судом общей юрисдикции в случаях, указанных в части 1 статьи 310 настоящего Кодекса (части 2, 3 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Нарушения такого характера были допущены судом апелляционной инстанции при рассмотрении апелляционной жалобы административных истцов на решение Питкярантского городского суда Республики Карелия от 09 марта 2021 года.
Как следует из материалов дела и установлено судами, 15.05.2017 года между Черняковым А.М. и Чернякова Н.А. был заключен договор купли - продажи нежилого помещения № 3, расположенного по адресу: <адрес>, общей площадью 3110,3 кв.м, кадастровый №
Цена объекта недвижимости составила 20 000 000 руб. Пунктом 3.2 договора предусмотрено, что продавец деньги в сумме 20 000 000 руб. получил от покупателя полностью до подписания настоящего договора.
Согласно пункту 2 передаточного акта по договору купли-продажи от 15.05.2017 окончательный расчет между сторонами за передаваемый объект полностью произведен, что подтверждается подписью Чернякова А.М.
29.12.2017 на помещение с кадастровым номером № зарегистрировано право собственности Черняковой Н.А. на основании указанного договора.
При таких обстоятельствах Питкярантский городской суд Республики Карелия обоснованно пришел к выводу о том, что обязательства сторонами по договору были исполнены.
30.11.2020 между Черняковой Н.А. и Черняковым А.М. заключено соглашение о расторжении договора купли-продажи от 15.05.2017, в связи с неоплатой Черняковой Н.А. денежных средств по договору в размере 20 000 000 руб.
03.12.2020 Черняковой Н.А. и Черняковым А.М. поданы заявления на государственную регистрацию перехода права собственности на спорное имущество в орган кадастрового учета.
Решением от 15.12.2020 года государственная регистрация права собственности на объект недвижимости была приостановлена по основаниям, предусмотренным п.п. 5, 7 ч. 1 ст. 26 Федерального закона от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» со ссылкой на то, что в ходе правовой экспертизы возникли сомнения в законности заключения указанной сделки - расторжение договора купли-продажи. Государственный регистратор прав, приостанавливая государственную регистрацию подверг сомнению соглашение о расторжении договора купли-продажи нежилого помещения, поскольку обязательства сторонами при заключении договора купли - продажи выполнены в полном объеме.
Суд первой инстанции, разрешая возникший спор и отказывая в удовлетворении требований Чернякова А.М. и Черняковой Н.А., исходил из того, что при проведении правовой экспертизы государственный регистратор не уполномочен давать оценку ранее зарегистрированному праву. Иное означало бы, что правообладатель может быть произвольно лишен признанного государством права на недвижимое имущество без надлежащей судебной процедуры, ввиду чего пришел к выводу о том, что оспариваемое решение административного ответчика соответствует закону и прав и законных интересов административных истцов не нарушает.
Отменяя решение суда первой инстанции, и удовлетворяя требования административных истцов, суд апелляционной инстанции, указал что, ни факт регистрации перехода права собственности на недвижимое имущество от Чернякова А.М. к Черняковой Н.А., ни факт исполнения сторонами обязательств по сделке не являются препятствиями для заключения сторонами сделки соглашения о ее расторжении. При этом, учитывая пояснения Черняковой Н.А. признали факт неосуществления оплаты по договору купли-продажи от 15.05.2017 года.
Судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции полагает выводы суда апелляционной инстанции сделанными при неправильном применении норм материального права, несоответствием выводов суда обстоятельствам дела.
Согласно пункту 5 части 1, части 2 статьи 26 Федерального закона № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости" осуществление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав приостанавливается по решению государственного регистратора прав в случае, если не представлены документы, необходимые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав. Осуществление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав приостанавливается на срок до устранения причин, послуживших основанием для принятия решения о приостановлении, но не более чем на три месяца.
В осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав отказывается по решению государственного регистратора прав в случае, если в течение срока приостановления не устранены причины, препятствующие осуществлению государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, указанные в статье 26 настоящего Федерального закона (статья 27 Федерального закона № 218-ФЗ).
Отношения, возникающие в связи с осуществлением на территории Российской Федерации государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, подлежащих в соответствии с законодательством Российской Федерации государственной регистрации, государственного кадастрового учета недвижимого имущества, подлежащего такому учету, а также ведением Единого государственного реестра недвижимости, регулируются Федеральным законом от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ.
В соответствии с частями 3, 4, 7 статьи 1 Федерального закона № 218-ФЗ государственная регистрация прав на недвижимое имущество - юридический акт признания и подтверждения возникновения, изменения, перехода, прекращения права определенного лица на недвижимое имущество или ограничения такого права и обременения недвижимого имущества, и осуществляется посредством внесения в Единый государственный реестр недвижимости записи о праве на недвижимое имущество, сведения о котором внесены в Единый государственный реестр недвижимости.
Частью 4 статьи 18 Федерального закона № 218-ФЗ предусмотрено, что к заявлению о государственной регистрации прав прилагаются, если федеральным законом не установлен иной порядок представления (получения) документов и (или) содержащихся в таких документах сведений, следующие необходимые для государственной регистрации прав документы: 1) документ, подтверждающий соответствующие полномочия представителя заявителя (если с заявлением обращается его представитель); 2) документы, являющиеся основанием для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав; 3) иные документы, предусмотренные настоящим Федеральным законом и принятыми в соответствии с ним иными нормативными правовыми актами.
В силу подпунктов 2, 8 пункта 2 статьи 14 Федерального закона № 218-ФЗ основаниями для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав являются договоры и другие сделки в отношении недвижимого имущества, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте расположения недвижимого имущества на момент совершения сделки; иные документы, предусмотренные федеральным законом, а также другие документы, которые подтверждают наличие, возникновение, переход, прекращение права или ограничение права действовавшим в месте и на момент возникновения, прекращения, перехода прав, ограничения прав и обременений объектов недвижимости.
Согласно пункту 1 статьи 408 Гражданского кодекса Российской Федерации надлежащее исполнение прекращает обязательство.
В соответствии с пунктами 1, 3, 4 статьи 425 Гражданского кодекса Российской Федерации договор вступает в силу и становится обязательным для сторон с момента его заключения.
Законом или договором может быть предусмотрено, что окончание срока действия договора влечет прекращение обязательств сторон по договору. Договор, в котором отсутствует такое условие, признается действующим до определенного в нем момента окончания исполнения сторонами обязательства.
Окончание срока действия договора не освобождает стороны от ответственности за его нарушение.
В соответствии с пунктами 2, 3 статьи 453 Гражданского кодекса Российской Федерации при расторжении договора обязательства сторон прекращаются, если иное не предусмотрено законом, договором или не вытекает из существа обязательства. В случае изменения или расторжения договора обязательства считаются измененными или прекращенными с момента заключения соглашения сторон об изменении или о расторжении договора, если иное не вытекает из соглашения или характера изменения договора, а при изменении или расторжении договора в судебном порядке - с момента вступления в законную силу решения суда об изменении или о расторжении договора.
Разрешая возникший спор, суд первой инстанции, исходил из того, что договор купли - продажи нежилого помещения №, расположенного по адресу: <адрес>, общей площадью 3110,3 кв.м, кадастровый № от 15 мая 2017 года не может быть расторгнут на основании соглашения сторон, поскольку соответствующее обязательство уже прекращено исполнением.
Вывод Питкярантского городского суда Республики Карелия о невозможности расторжения по соглашению сторон договора купли-продажи недвижимого имущества и правомерности отказа в регистрации перехода права собственности, являются правильными.
Исходя из представленных материалов дела, судебная коллегия полагает, что судом апелляционной инстанций неправильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела, всесторонне не исследованы установленные по делу обстоятельства, а также неправильно применены нормы материального права, регулирующие спорные правоотношения.
Исходя из представленных для регистрации документов: договора купли-продажи, указывающего на исполнение обязательств Черняковой Н.А., а именно оплатой денежных средств по договору в размере 20 000 000 руб. и соглашения о расторжении договора купли-продажи от 15.05.2017, в связи с неоплатой Черняковой Н.А. денежных средств по договору в размере 20 000 000 руб. у регистратора обоснованно возникли сомнения в законности заключения указанной сделки - расторжение договора купли-продажи.
В этой связи оснований для отмены решения Питкярантского городского суда Республики Карелия от 09 марта 2021 года, которым отказано в удовлетворении требований Чернякова А.М., Черняковой Н.А., у суда апелляционной инстанции не имелось, поэтому судебная коллегия полагает необходимым обжалуемый судебный акт суда апелляционной инстанции отменить, оставив в силе решение Питкярантского городского суда Республики Карелия от 09 марта 2021 года.
В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд кассационной инстанции, рассмотрев кассационные жалобу, представление с административным делом, вправе оставить в силе один из принятых по административному делу судебных актов.
Руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Карелия от 17 июня 2021 года по административному делу № 2а-103/2021– отменить.
Оставить в силе решение Питкярантского городского суда Республики Карелия от 09 марта 2021 года по административному иску Черняков А.М., Чернякова Н.А. к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Карелия о признании незаконным уведомления о приостановлении государственной регистрации прав.
Настоящее кассационное определение может быть обжаловано в судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в шестимесячный срок, который начинает исчисляться на следующий день после принятия апелляционного определения и из которого исключаются срок составления мотивированного определения суда апелляционной инстанции, в случае когда его составление откладывалось, а также время рассмотрения кассационной жалобы.
Мотивированное кассационное определение изготовлено 22 октября 2021 года.
Председательствующий
Судьи